Научная статья на тему 'Модели совершенства и управления качеством: реализация инновационных стратегий на швейном предприятии'

Модели совершенства и управления качеством: реализация инновационных стратегий на швейном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВА / TQM / EFQM / ИСО 9000 / САМООЦЕНКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / МАТРИЦА АНСОФФА / ШВЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазукина Александра Олеговна, Нефедов Владимир Алексеевич

В статье рассмотрены понятие моделей совершенств и цели их создания для реализации дальнейшей диагностической самооценки деятельности предприятий. Также рассматриваются модели, лежащие в основе оценок (и самооценок) деятельности по качеству и современной философии бизнеса. Анализ швейных предприятий при помощи инструментов анализа бизнес-процессов позволяет сделать выбор инновационной стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of a model of excellence and purposes of their creation to implement further diagnostic self-concept of the enterprises. Also considers models underlying the estimates (and self-concept) of quality and modern business philosophy. Analyzing the business processes of the garment enterprises with specific tools, allows choosing the innovative development strategies.

Текст научной работы на тему «Модели совершенства и управления качеством: реализация инновационных стратегий на швейном предприятии»

УДК 005.6:687

МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ: РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НА ШВЕЙНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация. В статье рассмотрены понятие моделей совершенств и цели их создания для реализации дальнейшей диагностической самооценки деятельности предприятий. Также рассматриваются модели, лежащие в основе оценок (и самооценок) деятельности по качеству и современной философии бизнеса. Анализ швейных предприятий при помощи инструментов анализа бизнес-процессов позволяет сделать выбор инновационной стратегии развития.

Ключевые слова: модель совершенства, TQM, EFQM, ИСО 9000, самооценка, бизнес-процессы, матрица Ансоффа, швейное предприятие, инновационная стратегия.

MODELS OF EXCELLENCE AND QUALITY MANAGEMENT: IMPLEMENTING INNOVATIVE STRATEGIES FOR GARMENT ENTERPRISES

Annotation. The article discusses the concept of a model of excellence and purposes of their creation to implement further diagnostic self-concept of the enterprises. Also considers models underlying the estimates (and self-concept) of quality and modern business philosophy. Analyzing the business processes of the garment enterprises with specific tools, allows choosing the innovative development strategies.

Keywords: model of excellence, TQM, EFQM, ISO 9000, self-concept, business processes, Ansoff's matrix, garment enterprises, innovation strategy.

Модель совершенства, как и любое модельное представление о сложных объектах и системах, представляет собой упрощенное отражение состояния сложной социально-производственной среды. Цель создания этой модели состоит в выработке единых подходов для оценки уровня успешности деятельности организаций. В моделях обычно пренебрегают специфическими особенностями объектов оценок, а обращают внимание на основные характеристики, которые присущи лучшим организациям независимо от их размера, формы собственности, отраслевой специфики и других особенностей.

В то же время содержание блоков моделей для различных организаций существенно отличается, поскольку оно отражает специфику применяемых подходов в деятельности и управлении. Так, например, в описание данной модели включены конкретные рекомендации по возможным подходам и их отнесению к ее блокам (критериям и их составляющим). Такое сочетание общего и индивидуального в моделях, с одной стороны, позволяет применять их для решения конкурсных задач, а, с другой стороны, они могут быть положены в основу диагностической самооценки деятельности, поскольку модели могут быть относительно легко адаптированы к специфике любой организации [5].

Диагностическая самооценка деятельности организации является средством для выявления сильных сторон и прежде всего - областей для улучшения деятельности. Под диагностической самооценкой обычно понимается оценка деятельности, проводимая либо силами сотрудников организации, либо с привлечением сторонних экспертов, целью которой является совершенствование деятельности. Очевидно, что даже в случае проведения конкурсных оценок деятельности организация должна стремиться получить результат, близкий к диагностической самооценке, главной задачей которой является ясное представление о своих сильных и слабых сторонах. Проведение самооценок имеет смысл только в том случае, если они, с одной стороны, проводятся регулярно, что позволяет

© Лазукина А.О., Нефедов В.А., 2014

A.О. Лазукина

B.А. Нефедов

Alexandra Lazukina Vladimir Nefedov

Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления

выявлять тенденции развития организации, а, с другой стороны, самооценки должны быть основой при формировании годовых планов мероприятий по улучшению деятельности.

Модели, которые лежат в основе оценок (и самооценок) деятельности по качеству, в научной литературе позиционируются как модели всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) и включают в себя не только технологическую компоненту (инструмент для оценки), но и концептуальную. Именно указанные выше модели легли в основу современной философии (и идеологии) бизнеса, наиболее ясное выражение которой видно в фундаментальных концепциях совершенства модели EFQM. Тот факт, что в 2000 г. основные положения этой философии нашли свое отражение в международных стандартах ИСО серии 9000 [3; 4; 5] в виде принципов менеджмента качества, только подчеркивает роль мировых моделей TQM в формировании современных подходов в менеджменте. Развитые на их основе подходы по сути дела стали стандартами в бизнесе.

Пересмотр концептуальных подходов к управлению качеством конца 80-х гг. прошлого века и опыт применения моделей совершенства привел к осознанию стратегической направленности моделей, практического значения целей и политики организации. Сначала это проявилось в осознании политики в области качества и целей по качеству. Однако реальное определение политики и целей в отношении продукции или обеспечения удовлетворенности потребителей невозможно, если не учитывать аспекты политики и стратегии относительно управления персоналом, формирования партнерских отношений с поставщиками и смежниками, формирования механизмов обратной связи с персоналом и обновления производства и множества других вопросов. Искусственно вычленить из системы управления организацией отдельные подсистемы типа системы менеджмента качества представляется зачастую затруднительным и не всегда является целесообразным. Именно по этой причине в моделях TQM представлены стратегические цели организации и поддерживающие их политики (а не только политика в области качества) [1]. С другой стороны, возникает потребность и в формировании системного видения организации, понимании структуры и взаимосвязи процессов, их ранжирования и оценки наряду с применением концепции заинтересованных сторон при внедрении методологии всеобщего управления качеством.

Гораздо меньшее внимание уделяется в литературе технологическим аспектам применения моделей. В то же время основная критика связана с тем, что очень часто при применении модельных подходов не учитывается уровень развития корпоративной культуры. Речь идет, прежде всего, о соответствии приемов и подходов к самооценке возможностям предприятия для их эффективного и результативного применения на данном уровне организационного развития. Модель совершенства, в отличие от других мировых моделей, предлагает достаточно широкий спектр возможных вариантов технологических приемов, легко адаптируемых к конкретным условиям (и возможностям) их применения [2].

На базе рассмотренного подхода к построению и анализу моделей совершенства, можно разработать подход к решению более конкретных задач для целей конкретного предприятия. Сегодня уже почти все предприятия осознают необходимость постоянного улучшения, развития и как следствие - безальтернативность инновационного пути развития. Более 70 % предприятий легкой промышленности уже либо сертифицировались в рамках системы качества ИСО 9000, либо осуществляют свою деятельность в рамках принципов системы управления качества и непрерывного улучшения процессов.

На базе изучения существующей практики и теоретических исследований можно сделать выводы, что без совершенствования процессов производства невозможно повышать эффективность работы предприятий, в частности предприятий швейной промышленности, а, следовательно, и успешно развиваться в условиях жесткой конкуренции.

На примере функционирования предприятий швейной промышленности можно провести ана-

лиз бизнес-процессов и сделать вывод о необходимом выборе инновационного направления стратегического развития. Используя SWOT и PEST-анализы, а также при помощи методологии анализа «пяти сил конкуренции» по Портеру можно проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, а также бизнес-процессы швейных предприятий, провести анализ сильных и слабых сторон деятельности и выявить необходимость повышения инновационной и рыночной составляющей.

На основании анализа матрицы Ансоффа бизнес-стратегией развития предприятиям швейной отрасли необходимо выбрать деятельность с новым продуктом на старом рынке, т.е. инновационную стратегию развития продукта, которая характеризуется венчурной и инновационной составляющей с повышенным уровнем риска.

Инновационные и венчурные процессы невозможно стимулировать, внедрять и постоянно совершенствовать без использования современных систем управления, процессного подхода, проведения политики ориентации на потребителя, использования лидерства руководителя, вовлечения работников, системного подхода, принятия решений, основанного на фактах, и построения взаимовыгодных отношений с поставщиками [6]. Использование этих восьми принципов менеджмента на основе качества в комплексе приводят к эффективной реализации инновационных стратегий и достижению поставленных целей с наименьшими затратами.

Библиографический список

1. Звонников В.И., Нефедов В.А. Качество управления как фактор укрепления привлекательности вуза // Материалы 16 Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2011 г. «Актуальные проблемы управления». Вып.1. - М.: ГУУ. - 2011.

2. Звонников В.И., Нефедов В. А. О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 12.

3. Звонников В.И. Совершенствование систем менеджмента. Разработка и совершенствование моделей систем менеджмента (мировая практика) и их использование при самооценке качества образования: монография / В.И. Звонников [и др.]. - М.: ГУУ. - 2011.

4. Звонников В.И., Нефедов В. А. Модель EFQM как инструмент совершенствования системы менеджмента качества в образовательном учреждении // Материалы Всероссийского семинара «Модели совершенства: лучшие практики в системах образования и подготовка к аккредитации». 21-23 марта 2012 г. Евроазий-ский открытый институт (ЕАОИ). -М., 2012. - № 14.

5. Карабасов Ю.С., Кочетов А.И., Круглов В.И., Звонников В.И., Нефедов В.А. Сафонов А.А. Повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования в условиях глобализации: проблемы интеграции процессов оценки деятельности по различным моделям совершенства // Открытое образование. - 2012. - № 2.

6. Лазукина А.О., Нефедов В.А. Построение новой модели инновационной деятельности предприятий швейной промышленности // Экономика и управление в машиностроении. - 2013. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.