Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промежуточная аттестация / образовательный процесс / высшее образование / студент / формирующее оценивание / игра / геймификация / intermediate certification / educational process / higher education / student / formative assessment / game / gamification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.У. Базаева, О.М. Коломиец

Процесс обучения в вузе требует постоянного совершенствования и поиска новых подходов к оценке студентов. На протяжении многих лет промежуточная аттестация была организована в форме традиционных письменных экзаменов и тестирования, что не всегда позволяло полноценно оценить знания студентов. Однако с развитием современных технологий и появлением новых методологий в образовании возникает необходимость в разработке инновационных игровых форматов промежуточной аттестации, которые учитывают особенности современных учащихся и способствуют более полной и объективной оценке их уровня знаний. В статье даны характеристики не только видов оценивания, содержания дисциплин и качеств, подлежащих оцениванию, но и различных оценочных методик, в том числе и с использованием разного рода игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF GAME FORMATS OF INTERMEDIATE ATTESTATION AT A UNIVERSITY

The process of studying at a university requires constant improvement and the search for new approaches to the assessment of students. For many years, intermediate certification was organized in the form of traditional written exams and testing, which did not always allow for a full assessment of students’ knowledge. However, with the development of modern technologies and the emergence of new methodologies in education, there is a need to develop innovative game formats for intermediate certification that consider the characteristics of modern students and contribute to a more complete and objective assessment of their level of knowledge. The article describes not only the types of assessment, the content of disciplines and the qualities to be evaluated, but also various assessment methods, including the use of various types of games.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕ»

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-Ф3. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Available at: https://fgosvo.ru/?ysclid=lqcbqhtqvj459631716

3. Aйcyвакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

4. Бектасова ПК. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания. Педагогическое мастерство: материалы VlII Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 3-4.

5. Бермус A.n Практическая педагогика: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство «Юрайт», 2023.

6. Быстрова Н.В., Цыплакова СА, Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-2: 79-81.

7. Исайкин И.В., Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В. Эффективные способы использования информационно-коммуникативных технологий для повышения самообразовательной мотивации у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 384-387.

8. Нагоева МА, Бидова Б.Б. Структурно-функциональные характеристики самообразования. Мир культуры, науки, образования. 2018; № 3 (70): 192-193.

9. Роговская О.В. Теоретические основы самообразования учащихся. Available at: https://infourok.ru/statya-teoreticheskie-osnovy-samoobrazovaniya-uchashisya-4197779. html?ysclid=lf2myhwhd5129395107

10. Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В., Ярычев Н.У Роль самообразования и самовоспитания в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-4: 253-255.

11. Ярычев Н.У, Кахаров A.C Направленность внутриорганизационного обучения на подготовку молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы. Кисловодск, 2015.

12. Мишина AA, Березова НА, Каценко Ю.Е., Каренин A.A., Черкашина В.В. Коллаборативное пространство в развитии потенциала самоопределения студентов. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 1 (124): 32-39.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.12 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Available at: https://fgosvo.ru/?ysclid=lqcbqhtqvj459631716

3. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

4. Bektasova G.K. Kollaborativnaya sreda kak 'effektivnaya forma organizacii uroka v usloviyah povysheniya kachestva obrazovaniya i vospitaniya. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 3-4.

5. Bermus A.G. Prakticheskaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2023.

6. Bystrova N.V., Cyplakova S.A., Pul'kina E.E. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii kak osnova proektirovaniya obrazovatel'nogo processa. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-2: 79-81.

7. Isajkin I.V., Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V. 'Effektivnye sposoby ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tehnologij dlya povysheniya samoobrazovatel'noj motivacii u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 384-387.

8. Nagoeva M.A., Bidova B.B. Strukturno-funkcional'nye harakteristiki samoobrazovaniya. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 192-193.

9. Rogovskaya O.V. Teoreticheskie osnovy samoobrazovaniya uchaschihsya. Available at: https://infourok.ru/statya-teoreticheskie-osnovy-samoobrazovaniya-uchashisya-4197779. html?ysclid=lf2myhwhd5129395107

10. Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V., Yarychev N.U. Rol' samoobrazovaniya i samovospitaniya v processe professional'noj podgotovki buduschih pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-4: 253-255.

11. Yarychev N.U., Kaharov A.S. Napravlennost' vnutriorganizacionnogo obucheniya na podgotovku molodogo prepodavatelya kolledzha k proektirovaniyu individual'noj metodicheskoj sistemy. Kislovodsk, 2015.

12. Mishina A.P., Berezova N.A., Kacenko Yu.E., Karenin A.A., Cherkashina V.V. Kollaborativnoe prostranstvo v razvitii potenciala samoopredeleniya studentov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 1 (124): 32-39.

Статья поступила в редакцию 20.01.24

УДК 378.1

Bazayeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: kolomiets_o_m@staff.sechenov.ru

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF GAME FORMATS OF INTERMEDIATE ATTESTATION AT A UNIVERSITY. The process of studying at a university requires constant improvement and the search for new approaches to the assessment of students. For many years, intermediate certification was organized in the form of traditional written exams and testing, which did not always allow for a full assessment of students' knowledge. However, with the development of modern technologies and the emergence of new methodologies in education, there is a need to develop innovative game formats for intermediate certification that consider the characteristics of modern students and contribute to a more complete and objective assessment of their level of knowledge. The article describes not only the types of assessment, the content of disciplines and the qualities to be evaluated, but also various assessment methods, including the use of various types of games. Key words: intermediate certification, educational process, higher education, student, formative assessment, game, gamification

Ф.У. Базаееа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru ОМ Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации» (Сеченовский университет), г. Москва, kolomiets_o_m@staff.sechenov.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕ

Процесс обучения в вузе требует постоянного совершенствования и поиска новых подходов к оценке студентов. На протяжении многих лет промежуточная аттестация была организована в форме традиционных письменных экзаменов и тестирования, что не всегда позволяло полноценно оценить знания студентов. Однако с развитием современных технологий и появлением новых методологий в образовании возникает необходимость в разработке инновационных игровых форматов промежуточной аттестации, которые учитывают особенности современных учащихся и способствуют более полной и объективной оценке их уровня знаний. В статье даны характеристики не только видов оценивания, содержания дисциплин и качеств, подлежащих оцениванию, но и различных оценочных методик, в том числе и с использованием разного рода игр.

Ключевые слова: промежуточная аттестация, образовательный процесс, высшее образование, студент, формирующее оценивание, игра, геймификация

Переход высшего образования на многоуровневую систему вызвал переосмысление многих установившихся методов обучения и контроля. Новое поколение стандартов определило профессорско-преподавательский состав вузов, которые теперь рассматривают результаты образования как целостность сформированных компетенций, необходимых для развития будущей профессиональной деятельности выпускника. Поэтому система оценивания результатов

учебного процесса, как промежуточных, так и итоговых, является одной из основных задач образовательной системы. Компетентный подход к итоговой оценке учебной деятельности студентов включает в себя как объем и качество теоретических знаний, так и профессиональные компетенции - степень сформированно-сти практических профессиональных навыков и умений. Но так как в основе этих аспектов, как правило, лежат субъективные факторы (мотивация, личностные

Таблица 1

№ Виды оценивания Их характеристика Основная цель данных видов оценивания

1. Диагностическое оценивание Проводится преподавателем перед началом обучения с целью определения исходного уровня знаний и умений студентов, является оценивающим средством промежуточных этапов обучения, выявляя степень освоения конкретного учебного материала и определяя необходимость дополнительных занятий Этот вид оценки необходим как педагогам для корректировки индивидуальных планов студентов, так и для самих обучающихся для самоконтроля целенаправленности обучения

2. Формирующее оценивание применяется весь период обучения для понимания прежде всего самими студентами уровня освоения дисциплинарных знаний. В качестве инструментов и методов формирующего оценивания выступают различные контрольные работы, тестирование, викторины и массовые опросы студентов Понимая свои учебные проблемы, студенты могут самостоятельно откорректировать учебную деятельность и направить силы на недостаточно изученный материал. Кроме того, положительный результат промежуточного оценивания значительно повышает самооценку студентов, прибавляет уверенности в собственных силах и мотивирует на постановку и достижение новых учебных целей. Преподаватели имеют возможность объективно взглянуть на общий уровень сформированности знаний студентов на той или иной стадии изучения дисциплины и своевременно откорректировать учебный процесс

3. Суммативное оценивание используется для оценки конечных результатов обучения, то есть для определения уровня достижения целей обучения. Оно проводится в конце учебного периода или после завершения определенного этапа обучения. Результаты суммативного оценивания могут использоваться при принятии решений о переводе на следующий уровень обучения, выдаче сертификатов или дипломов, а также при принятии решений о трудоустройстве Суммативное оценивание помогает преподавателям и студентам понять, насколько успешно были достигнуты поставленные цели и задачи, а также определить дальнейшие направления развития

качества студентов), выбрать систему оценки крайне затруднительно. Современная практика до сих пор не располагает достаточным количеством критериев и точек отсчета для объективной оценки деятельности студентов вузов, что и обусловливает актуальность настоящей темы [1-8].

Цель статьи - рассмотрение практических и теоретических аспектов использования игровых форматов для оценки знаний и компетенций студентов, а также их влияние на повышение мотивации и активности обучения.

Задачи: описать ключевые методологические подходы, на которых базируется современный процесс оценивания образовательных результатов в условиях высшего профессионального образования; определить роль игрофикации в образовательном процессе; охарактеризовать методологические особенности использования игровых форм обучения как средства оценивания образовательных результатов студентов.

Методы исследования: анализ специальной научной и методической литературы по вопросам обучения в условиях высшего образования.

Научная новизна: статья обращается к практическим аспектам использования игровых форматов для оценки студентов. Игровые форматы могут быть новым и инновационным подходом в проведении промежуточной аттестации, поскольку они представляют альтернативные и интерактивные методы оценки, которые способствуют активизации студентов и повышению их мотивации к обучению.

Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании целесообразности использования игровых форм как средства оценивания в рамках промежуточной аттестации.

Практическая значимость состоит в представленной вариации использования игровых форматов для оценки результатов обучения у студентов, которые при более детальной методологической доработке и разработке методических рекомендаций могут использоваться преподавателями в качестве средства создания учебных проектов, тренингов и практических семинаров.

Одним из мощных трендов современного образования является игрофи-кация, то есть использование игровых средств и форм для неигровых целей, прежде всего для целей обучения. Игровые технологии довольно широко распространены в высшей школе, так как позволяют повысить уровень мотивации и вовлеченности студентов в процесс обучения, объединяют в себе воспитательные, коммуникативные, рефлексивные, обучающие и развивающие функции и открывают широкие возможности для формирования общих и профессиональных ком-петентностей будущих специалистов. Соответственно, игра как организационная рамка и дидактическое средство может решать обозначенные выше проблемы промежуточной аттестации, однако на данный момент примеры проведения зачетов и экзаменов в виде игры единичны.

Следует выделить несколько видов оценивания студентов (табл. 1).

Итак, как мы можем заметить в системе высшего образования, широко используется совокупность теоретических подходов и форматов для промежуточной аттестации, позволяющих оценивать образовательные результаты студентов. Форма зачетов и экзаменов должна позволять не просто оценивать реальные знания и компетенции, но и быть комфортной для преподавателей и студентов.

В нынешней социальной действительности нельзя не учесть участие цифровых технологий и клиповой культуры в нашей повседневной жизни, а это существенно отражается на формировании нового поколения - поколения милле-ниалов которые в настоящее время вступают в высшие учебные заведения

с целью получения высшего образования. Характерной чертой этих молодых людей является относительно низкая степень внимания и концентрации, что означает, что образовательный процесс не может быть осуществлен в традиционном формате, а требует привлечения новейших актуальных технологий. В современной системе образования применяются подходы, такие как образование на протяжении всей жизни (lifelong-learning (LLL)), дистанционное обучение, обучение с использованием электронных средств (e-learning) и другие. Активно применяются игровые образовательные технологии, которые обладают несомненными преимуществами и перспективами в обучении, соответствуют потребностям современных студентов, позволяют учесть их индивидуальные особенности и стимулируют использование аналитических и креативных навыков. Важно отметить, что эти технологии могут быть использованы как в присутственном, так и в онлайн-режиме, что позволяет объединить реальный и виртуальный миры, создавая новую коммуникационную модель - Phygital (фиджитал) [6].

Сегодня уже обычным в образовательной системе термином становится термин «геймификация» (от англ. gamification), в русском варианте «игрофика-ция», предусматривающий применение игровых технологий и отдельных элементов игры в образовательном процессе [8]. Говоря об игрофикации, мы опираемся на определение К. Каппа, что игрофикация - это процесс применения игровых элементов и механик в неигровых контекстах, таких как бизнес, образование, здравоохранение и т. д. Основные идеи Карла Каппа заключаются в том, что игрофикация способствует более эффективному усвоению знаний разных типов - декларативных, концептуальных и процедурных, игроков мотивируют любопытство, фантазия, удовольствие от преодоления трудностей и желание контролировать ситуацию, внутренняя мотивация (участие в игровом процессе) оказывается более сильной, чем внешняя (заработанные очки), а наиболее эффективные игры используют оба типа мотивации. Автор-исследователь И. Нефедьев дополняет это понимание и определяет игрофикацию как введение дополнительных игровых правил в существующий контекст [7]. При этом выделяются следующие ведущие цели игрофикации [2] (табл. 2).

Таблица 2

Ведущие цели игрофикации

цели

1. Развитие определенных навыков и умений в процессе игры 2. Контроль над наличием, приобретением и развитием этих навыков и умений 3. Решение сложных задач, направленных на формирование компетенций и их последующую оценку

Таким образом, работая над проектом, мы вводим игровые правила в уже существующую систему, экзамен в этом случае остаётся экзаменом с соответствующими целями и критериями оценивания. В процессе игры, имитирующей реальность, человек имеет возможность как приобрести новый для себя опыт взаимодействия в ранее незнакомых условиях деятельности, так и повысить уровень уже имеющихся у него разного рода компетенций [3]. Такая характеристика позволяет активно включать игру в процесс обучения. Игрофикация существенно поднимает мотивационную составляющую образовательного процесса, меняет устоявшуюся модель взаимодействия студентов с преподавателями, меняя главенствующую информационную составляющую на возможность диалога [2].

Таблица 3

Основные Критериями оценки эффективности форм промежуточной аттестации

Большой популярностью в вузах пользуются деловые игры. Деловая игра позволяет воссоздать ситуации, в которых обучающиеся смогут проявить свои компетенции, а разные роли в игре позволяют проиграть ситуацию с разных позиций. Эти свойства игры значительно повышают познавательную активность студентов к освоению учебной дисциплины. Для проверки же полученных знаний хорошо подходит интеллектуальная игра. Но внедрение игрофикации в массовую практику на сегодняшний день крайне затруднительно, так как до сих пор не сформирована общая систематизированная база игровых методик. Преподаватели высшей школы и студенты не имеют возможности ни ознакомиться с игровыми образовательными практиками, ни дать разработчикам обратную связь для оперативного устранения недостатков и методологической модификации.

Библиографический список

ГА. Банных [1], проанализировав исследования специалистов департамента Массачусетского технологического университета в области игрофикации образования, выделил целый ряд игровых функций, способных разнообразить и усовершенствовать учебный процесс, а также значительно повысить его эффективность: игра как способ создать инновацию; как способ получить знания из отдельных отраслях; игра как симуляция; как способ дискуссии; игра как овладение практическими навыками; как способ ролевого поведения; как способ рефлексии; как задание для исследований и т. д. Сегодня можно выделить целый ряд причин отсутствия игровых технологий в педагогической практике высших учебных заведений:

- недостаточная компьютерная грамотность педагогов,

- не всегда современное технологическое оснащение вузов,

- отсутствие русифицированных игровых обучающих платформ, что существенно ограничивает возможность широкого использования уже имеющихся методик.

Все эти трудности, безусловно, возможно преодолеть, переняв опыт использования стандартных, уже отработанных игровых сценариев в различных образовательных дисциплинах. При создании образовательных программ для студентов высшей школы разработчики уделяют много внимания их оценочным функциям. Применение инновационных технологий позволяет постоянно контролировать как промежуточные результаты обучения, так и окончательное качество усвоения студентами учебного материала, а также степень сформированности у них необходимых профессиональных навыков и умений. Иными словами, оценочные средства позволяют выявить как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовки студента, демонстрирующие владение компетенцией в конкретной практической ситуации.

Эффективность оценивания образовательных результатов является серьезной психолого-педагогической проблемой. Критериями оценки эффективности форм промежуточной аттестации являются следующие пункты (табл. 3).

Таким образом, современные оценочные средства должны быть не только адекватными содержанию дисциплины или модуля, но и быть максимально экологичными для всех участников образовательного процесса, повышать познавательную активность студентов, стимулировать их дальнейшее развитие, снижать временные затраты и стрессовость ситуации оценивания.

Анализ теоретической литературы показал, что вопросами недостатков типичных форм промежуточной аттестации, такими как возможность проверки знаний всего содержания курса, проблема списывания на экзамене, сегодня задаются многие преподаватели высшей школы. Проблема разработки эффективной формы промежуточной аттестации на сегодняшний момент очень актуальна. Наиболее популярной формой промежуточной аттестации остается теоретический экзамен, хотя последние годы активно внедряется такие формы, как представление портфолио, защита проекта, решение кейсов. При этом игры в качестве формы промежуточной аттестации используются редко, хотя в образовательном процессе используются довольно активно. Стоит констатировать, что приобщение геймификации к сфере традиционного образования является ярко выраженной тенденцией. Оценивается, что внедрение игровых методик в контекст высшего образования имеет вероятность значительного повышения общего уровня подготовки студентов с приоритетным воздействием на следующие показатели: активизация запросов, направленных на развитие компетенций, отвод от строгой формализации в сфере образования, подготовка студентов к условиям неопределенности и повышенного риска, формирование способности принимать нетривиальные и конструктивные решения, установление инновационных коммуникативных структур в информационном и физическом пространстве.

№ Критерии

1. Соответствие формы промежуточной аттестации целям обучения и учебному плану. Цель промежуточной аттестации - оценить промежуточные и окончательные результаты по дисциплинам и модулям, соответственно, форма аттестации должна также отвечать данным целям

2. Оценка знаний, умений, компетенций студентов в соответствии с образовательной программой и ее содержанием. Соответственно, критерии оценивания студентов должны по возможности объективно отражать объем и качество усвоенного учебного материала относительно имеющихся обязательных минимальных требований, предусмотренных учебной программой

3. Объективность оценки, которая должна быть основана на четких критериях и независимости оценщиков. Объективная оценка учебных достижений студентов требует учета мнения преподавателя, самооценки студента и внешней оценки третьей стороны. Каждый из этих источников имеет свои особенности и недостатки, поэтому важно, чтобы все три мнения были учтены при выставлении оценки [3].

4. Предполагается, что система оценивания должна быть объективной и справедливой, учитывать, как теоретические знания, так и практические навыки студента. Преподаватель должен быть четким в своих требованиях и критериях оценки, чтобы студенты знали, что от них ожидается, как они будут оцениваться

5. Своевременность проведения промежуточной аттестации, чтобы студенты могли получить обратную связь и внести необходимые коррективы в свою учебную деятельность. Согласно Положению о промежуточной аттестации, расписание сессии составляется согласно календарному плану соответствующей образовательной программы и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее чем за 2 недели до начала сессии

6. Учет индивидуальных особенностей студентов, таких как их уровень подготовки, интересы и способности, тревожность

7. Способность формы промежуточной аттестации мотивировать студентов на изучение предмета и повышение уровня знаний. Успешность обучения зависит от многих факторов, включая мотивацию студента, качество преподавания и объективность оценки. Поэтому важно создавать оптимальные условия для обучения и учитывать мнение всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить успешность обучения и дальнейший профессиональный рост студентов

1. Банных ГА. Геймификация в университетском образовании: сравнительный анализ практик. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017: 277-280.

2. Бахметьева И.А., Яйлаева РН. Игрофикация в образовании. Коллоквиум-журнал. 2019; № 21 (45). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/igrofikatsiya-v-obrazovanii

3. Факторович А.А. Ценностные приоритеты современных преподавателей вуза. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011; № 4: 46-52

4. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Промежуточная аттестация магистрантов: от нормативной модели к объективной процедуре оценки образовательного результата. Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2018; № 3 (43). Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/promezhutochnaya-attestatsiya-magistrantov-ot-normativnoy-modeli-k-obektivnoy-protsedure-otsenki-obrazovatelnogo-rezultata

5. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в ВУЗе. Европейский журнал социальных наук. 2014; № 5-1 (44): 152-159.

6. Козлова Ю.Б. Геймификация в системе современного высшего образования: теоретические основы и практическая значимость. История и педагогика естествознания. 2022; № 1. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-sisteme-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya-teoreticheskie-osnovy-i-prakticheskaya-znachimost

7. Нефедьев И., Бронникова М. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру! Москва: Издательство «АСТ», 2019.

8. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Парадигма развития гейминга в образовательной системе вуза: история и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; № 9-3 (111). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-razvitiya-geyminga-v-obrazovatelnoy-sisteme-vuza-istoriya-i-perspektivy

References

1. Bannyh G.A. Gejmifikaciya v universitetskom obrazovanii: sravnitel'nyj analiz praktik. Strategiirazvitiya social'nyh obschnostej, institutov i territorij: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina, 2017: 277-280.

2. Bahmet'eva I.A., Yajlaeva R.N. Igrofikaciya v obrazovanii. Kollokvium-zhurnal. 2019; № 21 (45). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/igrofikatsiya-v-obrazovanii

3. Faktorovich A.A. Cennostnye prioritety sovremennyh prepodavatelej vuza. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psihologiya. 2011; № 4: 46-52

4. Ershova I.V., En'kova E.E. Promezhutochnaya attestaciya magistrantov: ot normativnoj modeli k ob ektivnoj procedure ocenki obrazovatel'nogo rezul'tata. Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. 2018; № 3 (43). Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/promezhutochnaya-attestatsiya-magistrantov-ot-normativnoy-modeli-k-obektivnoy-protsedure-otsenki-obrazovatelnogo-rezultata

5. Kagermazova L.C., Abakumova I.V. Kompetentnostnyj podhod v professional'noj podgotovke buduschego uchitelya v VUZe. Evropejskj zhurnal social'nyh nauk. 2014; № 5-1 (44): 152-159.

6. Kozlova Yu.B. Gejmifikaciya v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya: teoreticheskie osnovy i prakticheskaya znachimost'. Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. 2022; № 1. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-sisteme-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya-teoreticheskie-osnovy-i-prakticheskaya-znachimost

7. Nefed'ev I., Bronnikova M. Igrofikaciya v biznese i vzhizni: prevratirutinu v igru! Moskva: Izdatel'stvo «AST», 2019.

8. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Slukina A.A. Paradigma razvitiya gejminga v obrazovatel'noj sisteme vuza: istoriya i perspektivy. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 9-3 (111). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-razvitiya-geyminga-v-obrazovatelnoy-sisteme-vuza-istoriya-i-perspektivy

Статья поступила в редакцию 24.01.24

УДК 378

Hasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

THE USE OF REFLECTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION. The article atudies reflective educational technologies in university training for future preschool education teachers. First of all, the work reveals the specifics of functioning of modern society, in which it seems necessary to integrate such technologies into the specified process. The researcher presents the meanings of notions "reflection" and "professional reflection". The key functions of reflection in the system of training future preschool education teachers are determined. The work considers some of its properties as an effective pedagogical technology. The study investigates the process of introduction of reflexive technologies into the educational process and what features of its main stages can be. In addition, some attention is paid to the study of their capabilities in the widespread implementation of distance and blended learning programs context.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: higher education, higher pedagogical education, primary school teacher training, professional reflection, reflective technologies in higher education

Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещаются наиболее существенные особенности процесса использования рефлексивных образовательных технологий в ходе подготовки будущих педагогов дошкольного образования на ступени вуза. Для этого в первую очередь демонстрируются особенности функционирования современного общества, при которых представляется необходимой интеграция в указанный процесс таких технологий. Затем раскрывается суть понятий «рефлексия» и «профессиональная рефлексия». Определяются ключевые функции рефлексии в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Рассматриваются некоторые её свойства как действенной педагогической технологии. Изучаются особенности основных этапов внедрения рефлексивных технологий в учебно-воспитательный процесс. Кроме того, определённое внимание уделяется исследованию их возможностей в условиях широкой реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

Ключевые слова: высшее образование, высшее педагогическое образование, обучение педагогов начальной школы, профессиональная рефлексия, рефлексивные технологии в высшем образовании

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, подтверждается результатами анализа требований к системе профессиональных и личностных компетенций педагогического работника, выдвигаемых современным обществом (Н.В. Борисова, Е.В. Быстрицкая, М.И. Воловикова, Д.И. Воронин, А.Л. Журавлев, С.Д. Неверкович). При возможности почти мгновенного доступа к любой необходимой информации ведущую роль играет не вооружение будущего специалиста в области дошкольного образования системой знаний, а формирование у него профессионального мышления (В.С. Агапов, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Рудкевич).

Такой подход к подготовке педагогов с определённой вероятностью будет способствовать высокой результативности их профессиональной деятельности в дальнейшем [1, с. 98]. Его успешная реализация, в свою очередь, подразумевает интенсификацию поисков и интеграции в образовательный процесс новых методов и технологий обучения [2, с. 26]. В частности, интерес вызывает внедрение рефлексивных технологий [3, с. 124].

Возможностям, присущим этим, последним, на современном этапе развития системы высшего педагогического образования, посвящено настоящее исследование.

Таким образом, его цель - освещение основных особенностей применения рефлексивных технологий в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Указанной цели соответствуют следующие задачи:

- раскрыть суть понятия «профессиональная рефлексия»;

- определить основные функции рефлексии в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования;

- рассмотреть её в значении действенной педагогической технологии;

- изучить особенности основных этапов внедрения рефлексивных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- исследовать их возможности в условиях реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

Методы исследования, применявшиеся по ходу решения этих задач, включали:

- анализ собственного педагогического опыта автора;

- изучение широкого круга специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении профессиональной рефлексии как основы для реализации ряда эффективных педагогических технологий.

Теоретическая значимость состоит в изучении ключевых особенностей интеграции рефлексивных технологий в процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Практическая значимость видится в рассмотрении их возможностей как средства реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

Большинство современных авторов склонны трактовать термин «рефлексия» как процесс анализа субъектом собственной деятельности и уровня её результативности (Т.М. Алиева, М.Р Бекова, В.Ю. Дударева, М.С. Мириманова, И.В. Семенов, Т.В. Савинова, Р.Р. Сюбаева). В контексте же реализации педагогом его профессиональных обязанностей таковая может рассматриваться в качестве одного из профессионально значимых качеств личности (Н.В. Гончарова, Н.В. Емелина, О.В. Калашникова, А.В. Карпов).

Это качество составляет основу для формирования социально-перцептивных и коммуникативных способностей будущего педагога дошкольного образования [4, с. 35]. Оно обусловливает уровень его профессионального самосознания (А.А. Воронцова, А.А. Кузнецова, Б.Д. Парыгин, Н.А. Соловьева, П.А. Шавир). По своей природе данная черта профессионального портрета является интегратив-ной. Сложность её структуры обусловлена индивидуальными психофизиологическими, личностными особенностями, а также способностями и знаниями конкретного педагога [5, с. 38].

По причине неоднородности структуры интересующей нас характеристики в работах, затрагивающих различные аспекты процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования на этапе высшего образования, наблюдается определённый плюрализм касательно её сущности. Действительно, различными авторами профессиональная рефлексия рассматривается в следующих качествах:

- психологическая структура, обеспечивающая профессиональный и личностный рост будущих педагогов дошкольного образования (М.И. Каргин, О.А. Ходыкина, В.В. Шутова);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.