Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демонстрационный экзамен / промежуточная и итоговая аттестация / кейс / метаметодические умения / demonstration exam / intermediate and final certification / case study / metamethodic skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Каирова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации в педагогическом вузе демонстрационного экзамена при проведении промежуточной аттестации дисциплин и практик, а также итоговой аттестации студентов. Поскольку данная форма аттестации является для высшего педагогического образования относительно новой, то возникает вопрос о содержании, структуре индивидуальных заданий для экзаменующихся в зависимости от профиля подготовки. Особое внимание в статье уделено способам оценивания готовности обучающихся, в том числе выпускников, к решению профессиональных задач в сфере общего начального образования. Автором предложены для промежуточной и итоговой аттестации варианты содержания экзаменационных кейсов, позволяющие оценить качество метаметодической составляющей профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов. В статье отмечается, что вопрос о способах организации демонстрационного экзамена продолжает оставаться дискуссионным. Это требует дополнительных исследований, обобщения позитивного опыта его проведения в педагогических вузах на базе специально оборудованной Площадки с обязательным участием представителей профильных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Каирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CASES DURING THE DEMONSTRATION EXAM ON THE PROFILE OF PREPARATION “PRIMARY EDUCATION”

The article studies a current problem of organizing a demonstration exam in a pedagogical university during the intermediate certification of disciplines and practices, as well as the final certification of students. Since this form of certification is relatively new for higher pedagogical education, the question arises about the content, structure of individual tasks for examinees, depending on the profile of training. Special attention is paid to the methods of assessing readiness of students, including graduates, to solve professional problems in the field of general primary education. The author has proposed for intermediate and final certification options for the content of examination cases, allowing to assess the quality of the metamethodic component of the professional competencies of the future primary school teacher. The article notes that the question of how to organize a demonstration exam continues to be debatable. This requires additional research, generalization of the positive experience of its implementation in pedagogical universities on the basis of a specially equipped Platform with the mandatory participation of representatives of specialized organizations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

the level of professional interculture competence among bachelor students majoring in economics. This has permitted a profounder consideration of the landscape and possibilities of this teaching and learning instrument in the background of current higher vocational education. The practical implication of the research is revealed in the appearance of precise fruitful cases of using MOOCs for foreign language instruction. These examples can serve as models for developing and implementing their own courses in educational institutions.

In light of the gained outcomes, the next forthcoming guidelines for coming investigation are proposed:

Библиографический список

• Investigating the impact of MOOCs on the development of intercultural competence among economics students.

• Developing a methodology for integrating MOOCs into traditional higher education curricula.

• Examining student motivation and engagement in the learning process through MOOCs and devising strategies to enhance them.

Consequently, this study opens new horizons for the development and application of MOOCs in the field of higher professional education and foreign language competence formation.

1. Zubkov A. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 636: 431-439.

2. Кирякова О.А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза. Сибирский учитель. 2022; № 1(140): 17-25.

3. Zubkov A. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 403: 92-100.

4. Komkova A.S., Kobeleva E.P., Taskaeva E.B., Ishchenko V.G. Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 403: 429-437.

5. Zubkov A. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 402: 1002-1010.

6. Крутько Е.А., Комкова А.С., Кобелева Е.П., Агавелян РО. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально-ориентированному английскому языку в вузе. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 6: 66-75.

7. Агавелян РО., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Душинина Е.В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 4: 38-50.

8. Балмасова Т. А. Из опыта использования мобильных приложений в обучении второму иностранному языку. Вестник педагогических наук. 2022; № 8: 224-227.

9. Gromoglasova T.I., Kovaleva M.I., Koshkina Zh.V., Huffman L. The Flipped Classroom in the Context of Digitization of Educational Space: A Students' Perspective. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022; Vol. 15, № 9: 1296-1309.

10. Ковалева М.И., Бондарь Д.Л. Платформа Skyeng в вузе: возможности и перспективы. Сибирский учитель. 2022; № 5 (144): 11-14.

11. Kiryakova O.A. E-portfolio as a means of formation of students' professional foreign language communicative competence in technical higher education institutions. Siberian Teacher. 2022; № 6 (145): 88-92.

12. Глумова Е.П., Чичерина Ю.В. Интегрированный подход к обучению иностранному языку в системе высшего образования. Обучение, тестирование и оценка. 2017; № 17: 16-26.

13. Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Матвиенко Е.Н. Формирование профессиональных компетенций будущих экономистов в процессе иноязычной подготовки в вузе. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2012; № 27: 172-177.

14. Комкова А.С., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Крутько Е.А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке. Профессиональное образование в современном мире. 2020; Т. 10, № 2: 3718-3725.

15. Нос Н.И. Анализ современных педагогических технологий Германии в обучении профессионально-ориентированному иноязычному общению. Казанский педагогический журнал. 2021; № 1 (144): 149-156.

References

1. Zubkov A. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 636: 431-439.

2. Kiryakova O.A. Primenenie autentichnyh videomaterialov kak sposob formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii u studentov neyazykovogo vuza. Sibirskij uchitel'. 2022; № 1(140): 17-25.

3. Zubkov A. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 403: 92-100.

4. Komkova A.S., Kobeleva E.P., Taskaeva E.B., Ishchenko V.G. Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 403: 429-437.

5. Zubkov A. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 402: 1002-1010.

6. Krut'ko E.A., Komkova A.S., Kobeleva E.P., Agavelyan R.O. Integraciya videokontenta v process obucheniya professional'no-orientirovannomu anglijskomu yazyku v vuze. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 6: 66-75.

7. Agavelyan R.O., Kobeleva E.P., Stuchinskaya E.A., Dushinina E.V. Ispol'zovanie mnemotehnik v processe professional'no-orientirovannoj inoyazychnoj podgotovki studentov-'ekonomistov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 4: 38-50.

8. Balmasova T.A. Iz opyta ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij v obuchenii vtoromu inostrannomu yazyku. Vestnikpedagogicheskih nauk. 2022; № 8: 224-227.

9. Gromoglasova T.I., Kovaleva M.I., Koshkina Zh.V., Huffman L. The Flipped Classroom in the Context of Digitization of Educational Space: A Students' Perspective. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022; Vol. 15, № 9: 1296-1309.

10. Kovaleva M.I., Bondar' D.L. Platforma Skyeng v vuze: vozmozhnosti i perspektivy. Sibirskij uchitel'. 2022; № 5 (144): 11-14.

11. Kiryakova O.A. E-portfolio as a means of formation of students' professional foreign language communicative competence in technical higher education institutions. Siberian Teacher. 2022; № 6 (145): 88-92.

12. Glumova E.P., Chicherina Yu.V. Integrirovannyj podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku v sisteme vysshego obrazovaniya. Obuchenie, testirovanie i ocenka. 2017; № 17: 16-26.

13. Kobeleva E.P., Stuchinskaya E.A., Matvienko E.N. Formirovanie professional'nyh kompetencij buduschih 'ekonomistov v processe inoyazychnoj podgotovki v vuze. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobscheniya. 2012; № 27: 172-177.

14. Komkova A.S., Kobeleva E.P., Stuchinskaya E.A., Krut'ko E.A. Formirovanie metakompetencij studentov vuza v processe nauchno-issledovatel'skoj raboty na inostrannom yazyke. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020; T. 10, № 2: 3718-3725.

15. Nos N.I. Analiz sovremennyh pedagogicheskih tehnologij Germanii v obuchenii professional'no-orientirovannomu inoyazychnomu obscheniyu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; № 1 (144): 149-156.

Статья поступила в редакцию 23.07.23

УДК 371.2 (575.3)

Kairova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kairova_lldiya@mail.ru

THE USE OF CASES DURING THE DEMONSTRATION EXAM ON THE PROFILE OF PREPARATION "PRIMARY EDUCATION". The article studies a current problem of organizing a demonstration exam in a pedagogical university during the intermediate certification of disciplines and practices, as well as the final certification of students. Since this form of certification is relatively new for higher pedagogical education, the question arises about the content, structure of individual tasks for examinees, depending on the profile of training. Special attention is paid to the methods of assessing readiness of students, including graduates, to solve professional problems in the field of general primary education. The author has proposed for intermediate and final certification options for the content of examination cases, allowing to assess the quality of the metamethodic component of the professional competencies of the future primary school teacher. The article notes that the question of how to organize a demonstration exam continues to be debatable. This requires additional research, generalization of the positive experience of its implementation in pedagogical universities on the basis of a specially equipped Platform with the mandatory participation of representatives of specialized organizations.

Key words: demonstration exam, intermediate and final certification, case study, metamethodic skills

Л.А. Каиром, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kairova_lidiya@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации в педагогическом вузе демонстрационного экзамена при проведении промежуточной аттестации дисциплин и практик, а также итоговой аттестации студентов. Поскольку данная форма аттестации является для высшего педагогического образования относительно новой, то возникает вопрос о содержании, структуре индивидуальных заданий для экзаменующихся в зависимости от профиля подготовки. Особое внимание в статье уделено способам оценивания готовности обучающихся, в том числе выпускников, к решению профессиональных задач в сфере общего начального образования. Автором предложены для промежуточной и итоговой аттестации варианты содержания экзаменационных кейсов, позволяющие оценить качество метаметодической составляющей профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов. В статье отмечается, что вопрос о способах организации демонстрационного экзамена продолжает оставаться дискуссионным. Это требует дополнительных исследований, обобщения позитивного опыта его проведения в педагогических вузах на базе специально оборудованной Площадки с обязательным участием представителей профильных организаций.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, промежуточная и итоговая аттестация, кейс, метаметодические умения

Повышение требований к качеству подготовки педагогических кадров в системе высшего образования предполагает построение системы оценки результатов освоения выпускниками основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Одним из требований реализации ОПОП, как отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, является построение системы внутренней и внешней оценки качества образовательной деятельности и подготовка обучающихся по программе бакалавриата с участием работодателей (не менее 10% от численности педагогических работников). Одним из компонентов в данной системе является демонстрационный экзамен, позволяющий оценить не только качество образования, но и выявить дефициты профессиональной подготовки обучающихся [1].

Актуальность исследования заключается в том, что организация демонстрационного экзамена, в частности его содержание при проведении промежуточной и итоговой аттестации, аттестации по различным типам производственных практик (педагогической, проектно-технологической, научно-исследовательской и др.), предусмотренных учебным планом, обусловлена профилем подготовки, спецификой профессиональной деятельности будущего учителя.

Цель работы предполагает выявление специфики содержания демонстрационного экзамена обучающихся по профилю «Начальное образование».

Для достижения цели целесообразно решить следующие задачи: 1) уточнить критерии оценивания результатов демонстрационного экзамена будущего учителя начальных классов, исходя из специфики его профессиональной деятельности; 2) выделить содержание индивидуальных заданий для промежуточной аттестации дисциплин и практик, а также итоговой аттестации обучающихся по профилю «Начальное образование».

Научная новизна заключается в обосновании содержания индивидуальных заданий для демонстрационного экзамена и критериев оценивания результатов его выполнения.

Теоретическая и/или практическая значимость результатов исследования подразумевает, что данными этой статьи можно воспользоваться при разработке содержания демонстрационного экзамена в вузе для обучающихся по профилю «Начальное образование».

Следует отметить, что в системе среднего специального профессионального образования накоплен интересный опыт организации и проведения демонстрационного экзамена на международной платформе Worldskills (в настоящее время в педагогических колледжах используется платформа «Профессионал») [2]. В содержание демонстрационного экзамена на этапе итоговой аттестации включается задания, такие как разработка и проведение фрагмента урока по одному из учебных предметов начальной школы с использованием интерактива, разработка паспорта проекта для внеурочной деятельности младшего школьника, разработка обучающего интерактива для родителей и другие. Таким образом, содержание заданий экзамена соответствует профессиональным циклам, которые отражены в федеральном государственном образовательном стандарте специалиста и входят в структуру программы подготовки специалиста «Преподавание по программам начального общего образования», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Классное руководство» [3, с. 17]. Вывод об освоении выпускниками содержанием других циклов, в частности «Методическое обеспечение образовательного процесса», «Общепрофессиональные дисциплины», следует на основе качества выполнения обозначенных выше заданий.

Накопленный опыт в полной мере будет использован при реализации нового федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденном в 2022 году. В стандарте отмечается, что «государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы)» [4, с. 9].

В системе высшего педагогического образования проведение демонстрационного экзамена является достаточно новой формой проведения различных видов аттестации: промежуточной по учебным дисциплинам и практикам, а также итоговой. Тем не менее в АлтГПУ накоплен опыт проведения итоговой аттеста-

ции в форме ДЭ. В публикациях С.П. Волохова, О.В. Воронушкиной, Е.Н. Семен-чиной данный опыт получил свое обобщение.

С.П. Волохов представил модель демонстрационного экзамена, который ранее проводился на базе профильной организации и мог быть организован как при защите выпускной квалификационной работы (ВКР), так и на государственном экзамене [5]. В связи с этим необходимо отметить, что опыт проведения де-моэкзамена при защите ВКР особо полезен для однопрофильного бакалавриата (стандартом предусмотрено в качестве обязательного вида итоговой аттестации: выполнение и защита ВКР). Открытие специально оборудованной стационарной Площадки, обеспечивающей необходимыми условиями для проведения профессионального (демонстрационного) экзамена, позволяет привнести позитивный опыт, например, использование тематических кейсов, которые могут выполняться как индивидуально, так и в составе группы.

О.В. Воронушкиной и Е.Н. Семенчиной демонстрационный экзамен в педагогическом вузе рассматривается с точки зрения особого инновационного проекта, реализация которого позволит обучающимся успешно освоить основную образовательную программу. Авторами представлены варианты кейсов по английскому языку, примеры заданий, позволяющих выявить языковую и методическую компетентность будущих учителей английского языка. Данный опыт может быть творчески использован при организации демонстрационного экзамена по различным профилям подготовки в рамках педагогического образования [6].

В настоящее время организация и проведение демонстрационного экзамена регламентируется документом Министерства просвещения Российской Федерации: «Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки». Согласно требованиям Методических рекомендаций, для прохождения профессионального (демонстрационного) экзамена экзаменующийся получает «индивидуальное задание» [7, с. 39]. В связи с этим возникают вопросы: каким должно быть индивидуальное задание? Каково его содержание? Чем различаются задания при проведении итоговой и промежуточной аттестации дисциплины и практики? Для решения этих и ряда других вопросов Алтайский государственный педагогический университет выполняет государственное задание по научной теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя».

В рамках государственного задания рабочей группой разрабатывается направленность содержания заданий для аттестации и способы их предъявления в зависимости от профиля подготовки педагога. В данной статье будет рассматриваться именно этот вопрос на примере итоговой и промежуточной аттестации дисциплины и производственной практики по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профилям, одним из которых является «Начальное образование».

Первым актуальным является вопрос о критериях, составляющих методическую грамотность будущего учителя начальных классов. В Методических рекомендациях указано, что в структуру критериев входит психолого-педагогическая, коммуникативно-цифровая, предметная и методическая грамотность [6]. Однако следует отметить, что учитель начальных классов осуществляет обучение младших школьников по различным учебным предметам: русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологиям и другим, в том числе факультативным курсам. При этом каждый из учебных предметов имеет свою специфику, но педагог должен обладать такими умениями, которые будут востребованы на любом уроке. В связи с этим Н.С. Подходова считает, что речь идет о метаметодических умениях, метаметодической компетентности, что и будет, по нашему мнению, являться основной группой критериев оценивания качества подготовки учителя начальных классов [8].

Метаметодика - развивающаяся область педагогического знания, она исследует основания, условия и возможности реализации содержательно-целевой и организационно-деятельностной интеграции предметных методик [9]. В связи с этим С.И. Поздеева считает целесообразным выделение особой профессиональной компетентности современного педагога - метаметодической как совокупность предметного, методического и деятельностного аспектов [9].

Как показывают проводимые ею наблюдения деятельности молодых педагогов, выпускники часто проявляют «методическую неумелость» в подборе учебного материала, в выстраивании логики учебных заданий, в установлении обратной связи с детьми. Им трудно выделить смысловое «ядро» урока, т. е. ответить на вопрос о том, что и как должны освоить сегодня ученики. Увереннее чувствуют себя те педагоги, которые могут организовать деятельность детей, установить с ними контакт, удерживать активность учеников. Как отмечает С.И. Поздеева, учитель переходит от позиции транслятора к позиции организатора совместной деятельности [10].

Проведенный нами опрос фокус-группы студентов 4-5 курсов очной формы обучения в количестве 24 человек по профилям «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование и Английский язык» во многом подтвердил положения С.И. Поздеевой.

Для опроса предлагалось два вопроса: 1) Что значит быть готовым к успешному осуществлению педагогической деятельности в начальной школе? 2) Какие трудности вы испытывали в период педагогической практики в начальной школе?

При ответах на первый вопрос многие студенты в большей мере уделили внимание технологической составляющей педагогический деятельности, личностные качества педагога чаще всего ими были выделены преимущественно в конце ответа. Среди качеств, определяющих готовность к работе в начальной школе, на первое место поставлены коммуникативные качества учителя (доброжелательность, расположенность к детям и взрослым, общительность), студенты отметили необходимость проявления лидерских качеств, способности к сопереживанию, твердость характера.

Ответы студентов относительно технологической составляющей труда учителя можно условно разделить на три группы. Часть студентов (6 человек) перечислили умения, которые необходимы для проведения уроков по различным учебным дисциплинам, и умения по организации внеурочной деятельности младших школьников. Они отмечали при этом и необходимость умения работать с родителями. Большая часть студентов (15 человек) не только попытались объединить отдельные методические умения, но и указать те, которые, по мнению С.И. Поздеевой, составляют метаметодические умения: организовывать на уроке различные виды деятельности (проектную, исследовательскую), подбирать материал для проведения на различных уроках учебной дискуссии. Интересны ответы четырех студентов пятого курса: они отметили важность тех умений, по отношению к которым они испытывали затруднения в период педагогической практики в школе: умения поддерживать дисциплину на уроке, развивать интерес к учению, а также некоторые вопросы частных методик (интерес к чтению).

Ответы на второй вопрос крайне разнообразны: отдельным студентам было трудно организовать работу в группе (дети быстро распределяют роли, но им не следуют; часть детей в группе работают, а остальные «пассивно наблюдают»), студенты отмечали сложности в организации деятельности младших школьников в том случае, если ситуация на уроке меняется, и действовать им нужно не так, как запланировано в конспекте. Возникали трудности при введении документации (журнала учителя), при оценивании письменных работ учащихся (субъективность в оценивании «ребенок старался, но допустил ошибку»). Некоторые студенты отмечали затруднения, которые касались изучения отдельных тем по конкретной учебной дисциплине (нашли неточности в освещении исторического материала в учебнике: как действовать в этом случае?) Интересно отметить, что никто из студентов не отметил трудности по использованию цифровых образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных технологий. Вероятно, это объясняется тем, что в системе подготовки учителя начальных классов этому вопросу уделяется пристальное внимание: введены отдельные курсы, и в каждой частной методике есть соответствующее учебные занятия (практические, лабораторные). В целом следует отметить, что направленность кейсов для ДЭ на проверку и оценивание метаметодических умений является вполне закономерной и оправданной.

Согласно Положению о демонстрационном экзамене в АлтГПУ экзаменующимся предлагается кейс, качество решения которого оценивается экспертной (экзаменационной для ГИА) комиссией [11].

Кейс для промежуточной и итоговой аттестации представляет собой, как и указано в методических рекомендациях, методическую задачу. Обязательным условием является наличие проблемы, которая может быть или типичной, или нестандартной, для решения которой экзаменующийся демонстрирует систему знаний и умений (метаметодической направленности), конкретизирующих представленные в ОПОП компетенции.

Рассмотрим вариант кейса для промежуточной аттестации (экзамен) по дисциплине «Методика преподавания математики»:

«Контекст. Включение детей с ОВЗ в совместную деятельность является одним из направлений работы в инклюзивном классе.

Ситуация. Для выделения способа деления двузначного числа на двузначное вида 96:16 для групповой работы было предложено задание: «Найдите значение выражений: 48:3, 48:12; 96:4, 96:16; 72:2, 72:24». В одну из групп включили ученика с задержкой психического развития (ЗПР). Во всех группах быстро распределили роли и приступили к обсуждению. Учитель обратил внимание, что

дети активно обсуждают, что-то записывают. По истечении времени ученики представили результаты обсуждения. Несколько групп, в том числе о той, в которой был ученик с ЗПР, не смогли представить правильный результат. Это вызвало негативную реакцию к ученикам, испытывающих трудности в обучении, в том числе и к ученику с ЗПР.

Задания.

1. Какие методические ошибки были допущены учителем?

2. В чем заключается специфика организации совместной деятельности детей и учителя при открытии новых знаний (понятий, свойств понятий, способов действий)?

3. Разработать и продемонстрировать фрагмент урока открытия нового знания с использованием групповой работы».

Решение кейса предполагает теоретическую составляющую (предметный аспект метаметодических умений): для определения характера допущенных педагогом методических ошибок необходимо выделить теоретическую основу алгоритмов вычисления, на основании чего оценивается корректность предложенного для групповой работы задания. При ответе на второй вопрос студенты демонстрируют знаний психолого-педагогического плана. В качестве особого требования в кейсе выделяются условия включения детей с ЗПР в учебный процесс. Решение проблемы выделения способов организации совместной деятельности младших школьников, в том числе детей с ЗПР, предполагает демонстрацию сформированности соответствующих метаметодических умений по построению обучающий деятельности на уроке.

Достаточно проблематичным оказалось содержание кейса для аттестации по педагогической практике: во-первых, чем он должен отличаться от кейса для промежуточной аттестации по дисциплине, во-вторых, сколько времени следует отводить на подготовку решения, и, наконец, возможны ли другие, помимо индивидуальной, формы работы.

Один из вариантов организации работы может заключаться в следующем: решение педагогической задачи, отраженной в кейсе, может осуществляться в составе группы студентов (не более трех человек). В этом случае на подготовку решения кейса целесообразно отводить до 40 минут, после чего студенты демонстрируют свое решение. Содержание кейса в целом должно соответствовать типу производственной практики.

Представленный вариант кейса может быть предложен студентам 4 курса (в составе группы 3 человека) по профилю «Начальное образование» для аттестации педагогической практики, в содержание которой входит проведение уроков в начальной школе по всем учебным дисциплинам, а также организация внеурочной деятельности младших школьников.

«Контекст. Экологический аспект является важнейшей составляющей курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Ситуация. На уроке окружающего мира во втором классе при изучении тем «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек» и «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину» учащиеся правильно отвечают на вопросы экологического содержания. Далее следует обобщающая экскурсия в природу. Во вводной беседе были также актуализированы правила поведения в природе. Однако во время экскурсии учитель наблюдал, как часть учащихся нарушали ранее актуализированные правила поведения в природе.

Задания:

1. Объясните причины возникновения такой ситуации.

2. Спланируйте варианты (не менее двух) Ваших действий в данной ситуации».

Кейс предусматривает три части решения: первая часть - объяснение причин требует привлечения предметных, психолого-педагогических знаний, две другие части - варианты использования знаний при решении педагогической задачи. Каждый участник группы в этом случае имеет возможность продемонстрировать полученный на практике опыт.

Государственный экзамен в форме ДЭ проводился по профилям «Информатика» и «Дополнительное образование» (профили «Начальной образование и информатика»; «Начальной образование и дополнительное образование»). Вариант кейса демонстрационного экзамена по профилю «Дополнительное образование»:

«Контекст. Несколько занятий театральной студии посетили дети, слабо владеющие русским языком (дети-инофоны).

Ситуация: На занятии театральной студии готовилась к постановке басня. Все дети, в том числе и дети-инофоны получили мини-роли. Текст они выучили, но неправильное произнесение детьми-инофонами некоторых слов, вызывало улыбку со стороны других участников группы.

Задание: 1. Проанализировать существующие технологии проведения занятия, определить оптимальные методики и технологии, использование необходимых средств обучения, в том числе ИКТ.

2. Разработать занятие театральной студии по теме «Постановка басни».

3. Выделить практическую задачу фрагмента занятия, разработать алгоритм действий педагога дополнительного образования, выстроить предметный материал в соответствии с выбранной технологией.

4. Провести разработанный фрагмент занятия с участием волонтёров-студентов 1-2 курсов на Площадке ДЭ на базе университета.

5. Дать краткий анализ проведённого фрагмента занятия (ожидаемые результаты, возможные трудности, степень реализации поставленной практической задачи)».

Содержание заданий данного кейса составлено в соответствии с критериями, выносимыми для оценивания: 1) теоретический аспект: включает психолого-педагогическую, предметную и коммуникативно-цифровую составляющую (анализ оснований для разработки задания); 2) практический - включает те же аспекты и методическую составляющую (непосредственное проведение занятия и его рефлексивный анализ).

Участники демоэкзамена позитивно оценили свое участие в данном мероприятии, о чем свидетельствует отзывы.

Профиль «Дополнительное образование». Валерия М. «Представлять свои силы в рамках демонстрационного экзамена - это не только большая честь, но и возможность педагогически проявить себя в новых условиях. Это как реальный урок: у тебя есть интерактивная доска, дети, заготовленный конспект, но при этом ты никогда не можешь знать наверняка, в каком направлении пройдёт занятие. В момент данной «неожиданности» хорошо видишь себя со стороны, именно поэтому считаю такой опыт отличной возможностью научиться методически импровизировать и профессионально держаться».

Профиль «Информатика». Екатерина Б. «В ходе демонстрационного экзамена я успешно представила занятие по образовательной робототехнике, что зависело не только от меня, но и волонтеров, которые активно участвовали в разных видах деятельности. Для меня трудностью было сокращение времени вдвое от полноценного урока, так как необходимо было включить все основные этапы урока, не нарушая логики. Мне понравилась данная форма государственного экзамена тем, что я могла не только продемонстрировать теоретические знания в педагогике и методике обучения информатике, но и реализовать их на практике. В будущей профессиональной деятельности мне предстоит провести не один открытый урок, поэтому приобретенный опыт в ходе демонстрационного экзамена будет полезен».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Екатерина П. «Мне удалось успешно провести урок по информатике. Все, поставленные мною цели на урок были достигнуты. Мой успех заключался не только в проведении урока, но и в преодолении собственных страхов, например, выступление перед незнакомой аудиторией, так в ходе педагогических практик была возможность познакомиться с учениками прежде, чем проводить урок, а во время демонстрационного экзамена студентов-волонтёров я увидела впервые непосредственно перед началом проведения урока. Кроме успеха я бы хотела также отметить трудности, с которыми столкнулась именно при подготовке к демонстрационному экзамену: организация работы с незнакомыми волонтёрами, например, незнание с каким багажом знаний будут ученики, неналаженное взаимодействие с ними и др. Во время демонстрационного экзамена понравилось то, что не было ограничений в используемых формах организации урока, применяемых средствах и приёмах обучения. Данная форма организации государственной итоговой аттестации была полезна для меня как для будущего учителя, так как я попробовала свои полученные знания, умения и навыки в условиях приближенным к реальным».

Таким образом, опыт проведения демонстрационного экзамена и работы в рамках государственного задания позволяет утверждать, что введение данной формы аттестации является необходимым компонентом в системе внутренней и внешней оценки качества образовательной деятельности и качества подготовки педагога к решению профессиональных задач. Содержанием индивидуальных заданий - кейсов - может выступать в зависимости от профиля подготовки решение педагогической, а при промежуточной аттестации по дисциплине - методической задачи, что позволяет проверить метаметодическую составляющую готовности студента к профессиональной деятельности. Участие в составе экспертной комиссии представителей педагогического сообщества является важным аспектов в организации демострационного экзамена: это связано с возможностью оценить качество решения профессиональной задачи, представленной в кейсе, проблемность самой задачи, ее оригинальность. В результате создаются условия для повышения конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утв. Приказом Министерства образования и науки 12 марта 2018 г). Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». Available at: https://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-3/44.03.01_pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf

2. Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена (утв. Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-42 от 1 апреля 2019г). Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». Available at: HTTPS://DOCS.EDU.GOV.RU/DOCUMENT/ C765AB5FAA40A1783380C7F39A893A01/D0WNL0AD/1263/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утв. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 г.). Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_118588/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утв. Приказом Минпросвещения России от 17.08.2022г.). Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_427341

5. Волохов С.П. Демонстрационный экзамен в системе подготовки педагогических кадров в Алтайском крае. Образование и инновационные исследования: Международный научно-методический журнал. 2020; Т. 1, № 1: 81-85.

6. Воронушкина О.В., Семенчина Е.Н. Опыт внедрения демонстрационного экзамена по английскому языку в образовательное пространство педагогического вуза. Вестник педагогических наук. 2021; № 1: 164-172.

7. Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ №1688-р от 24.06.2022). Available at: https://chspu.ru/sveden/files/Skan_poryadka_demonstarcionnogo_ekzamena.pdf

8. Подходова Н.С. Метаметодический подход к образовательному процессу Современные наукоемкие технологии. 2004; № 6: 14-16.

9. Поздеева С.И., Чубыкина О.А. Метаметодика как основание построения обучающей деятельности. Научно-педагогическое обозрение. 2020; № 6: 67-71.

10. Поздеева С.И. К постановке проблемы методической подготовки будущего учителя: методика и метаметодика. Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: тезисы докладов IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутск: Аспринт, 2021: 18.

11. Положение о демонстрационном (профессиональном) экзамене в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (утв. Приказом ректора от 19 июня 2023 г.). Сайт АлтГПУ. Available at: https://www.altspu.ru/about_the_ university/normativnaya-baza/doc/20274/

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki 12 marta 2018 g.). Informacionno-pravovojportal «Konsul'tantPlyus». Available at: https://omgpu.ru/sites/ defauMes/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-3/44.03.01_pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf

2. Metodicheskie rekomendacii o provedenii attestacii s ispol'zovaniem mehanizma demonstracionnogo 'ekzamena (utv. Rasporyazheniem Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii № R-42 ot 1 aprelya 2019g). Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tantPlyus». Available at: https://D0CS.EDU.G0V.RU/D0CUMENT/C765AB5FAA40A1783380C 7F39A893A01/D0WNL0AD/1263/

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah (utv. Prikazom Minobrnauki Rossii ot 27.10.2014 g.). Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tantPlyus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118588/

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah (utv. Prikazom Minprosvescheniya Rossii ot 17.08.2022g.). Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tantPlyus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427341

5. Volohov S.P. Demonstracionnyj 'ekzamen v sisteme podgotovki pedagogicheskih kadrov v Altajskom krae. Obrazovanie i innovacionnye issledovaniya: Mezhdunarodnyj nauchno-metodicheskij zhurnal. 2020; T. 1, № 1: 81-85.

6. Voronushkina O.V., Semenchina E.N. Opyt vnedreniya demonstracionnogo 'ekzamena po anglijskomu yazyku v obrazovatel'noe prostranstvo pedagogicheskogo vuza. Vestnik pedagogicheskih nauk. 2021; № 1: 164-172.

7. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu professional'nyh (demonstracionnyh) 'ekzamenov po osnovnym obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya UGSN 44.00.00 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Koncepciya podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda (utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF №1688-r ot 24.06.2022). Available at: https://chspu.ru/sveden/files/Skan_poryadka_demonstarcionnogo_ekzamena.pdf

8. Podhodova N.S. Metametodicheskij podhod k obrazovatel'nomu processu. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2004; № 6: 14-16.

9. Pozdeeva S.I., Chubykina O.A. Metametodika kak osnovanie postroeniya obuchayuschej deyatel'nosti. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2020; № 6: 67-71.

10. Pozdeeva S.I. K postanovke problemy metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya: metodika i metametodika. Nachal'noe obschee obrazovanie: voprosy razvitiya, metodicheskogoikadrovogo obespecheniya: tezisy dokladov IV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Irkutsk: Asprint, 2021: 18.

11. Polozhenie o demonstracionnom (professional'nom) 'ekzamene v federal'nom gosudarstvennom byudzhetnom obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego obrazovaniya «Altajskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet» (utv. Prikazom rektora ot 19 iyunya 2023 g.). Sajt AltGPU. Available at: https://www.altspu.ru/about_the_university/normativnaya-baza/doc/20274/

Статья поступила в редакцию 25.07.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.