Научная статья на тему 'САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / самообразование / познавательная активность / самостоятельная работа / коллаборация образовательного процесса / навык / методы обучения / students / self-education / cognitive activity / independent work / collaboration of the educational process / skill / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.У. Базаева, А.А. Квитковская, Г.А. Смыслова

Статья раскрывает важность самообразования в современном высшем образовании и его реализацию через коллаборацию образовательного процесса. Авторы подчеркивают, что в основе способности к самообразованию лежит потребность в получении и анализе новых знаний, а также развитие познавательной активности студентов. Коллаборация образовательного процесса, основанная на сотрудничестве и совместной работе студентов, способствует эффективному обучению и развитию навыков самостоятельной работы. Основное внимание акцентируется на необходимости использования активных форм самостоятельной работы и применении проблемного метода обучения для стимулирования познавательной активности студентов. Результаты исследования показывают, что коллаборация образовательного пространства является эффективным инструментом для развития самообразования студентов и обеспечения их успешной адаптации и профессионального роста в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SELF-EDUCATION IN THE CONTEXT OF COLLABORATION OF THE EDUCATIONAL SPACE

The article reveals the importance of self-education in modern higher education and its implementation through the collaboration of the educational process. The authors emphasize that the basis of the ability to self-education is the need to obtain and analyze new knowledge, as well as the development of studentscognitive activity. The collaboration of the educational process, based on cooperation and teamwork of students, contributes to effective learning and the development of independent work skills. The main attention is focused on the need to use active forms of independent work and the use of a problem-based teaching method to stimulate the cognitive activity of students. The results of the study show that collaboration in the educational space is an effective tool for developing studentsself-education and ensuring their successful adaptation and professional growth in modern society.

Текст научной работы на тему «САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

состоит в способности создавать ориентиры для осуществления качественного процесса обучения. Включение в образовательные стандарты разделов, посвященных направлениям развития информационной компетентности как отдельного, но не превалирующего вида компетентности, позволит осуществить подготовку будущих педагогов с учетом влияния информационных технологий и необходимости сохранения педагогического наследия.

Информационная компетентность в отношении подготовки будущих учителей ежегодно становится все более важной по мере информатизации и циф-ровизации системы образования. Полезность информационной компетентности доказана практикой и необходимостью адаптации будущего педагога в новой образовательной реальности. Вместе с тем необходимо своевременно воздействовать на образовательный процесс для того, чтобы сохранить ценность педагогического наследия, которое продолжительное время в университетах переБиблиографический список

давалось из поколения в поколение. Приведенный опыт ФГБОУ ВО РГСУ и его положительные результаты позволили разработать предложения по реализации педагогических подходов преподавателями университетов, которые осуществляют подготовку будущих учителей. Реализация и адаптация данных предложений позволит сбалансировать и обеспечить сохранность педагогического наследия, необходимого для освоения будущими педагогами, на фоне активного развития информационной компетентности. При этом рационализация отношения к информационной компетентности позволит сохранить педагогическое образование в соответствии с его изначальным основным целевым назначением. Развитие информационной компетентности с учетом ориентиров, связанных с классическими подходами, в совокупности может обеспечить подготовку педагога, адаптированного в соответствии с требованиями современной образовательной системы и общественного развития.

1. Ачмизова С.Я. Особенности развития личности в образовательной системе. Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах: материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов. Международный инновационный университет, 2016: 53-55.

2. Балтынова А.Н., Тулекеева С.В. Роль цифровой компетентности педагогов в процессе цифровой трансформации образования. Современные тенденции при обучении иностранному языку в XXI веке. 2023; Т. 1, № 1: 12-19.

3. Баннова А.В. Взаимосвязь развития информационной компетентности и цифровизации образования. Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидак-тики. 2023; Выпуск 20: 24-26.

4. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Системно-содержательная компетентность и ее значение в социальной и профессиональной адаптации выпускников вуза. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023; № 1: 49-51.

5. Кожушкова Н.В. Инициирование рефлексивной позиции будущего педагога в процессе формирования информационно-аналитической компетентности. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-2: 11&-120.

6. Козаченко И.Г. Информационная компетентность учителя как условие эффективного решения профессиональных задач. Шамовские чтения. 2023; № 4: 321-325.

7. Курбанов Д.И. Современные тенденции в подготовке педагогических кадров. Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики. 2023; № 11: 106-113.

8. Ланина С.Ю. Организация образовательного процесса при подготовке будущего учителя. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; № 1 (215): 271-274.

9. Минзарипов РГ., Шамсутдинова И.И. Цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных изменений. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023; № 4 (61): 41-44.

10. Норкина Е.Л. Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании». Вестник Марийского государственного университета. 2013; № 12: 116-118.

11. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023; Т. 12, № 3 (47): 196-208.

12. Старцева Т.О. Формирование информационной культуры с использованием цифровой культуры. Проблемы развития современного общества. 2023; № 6: 87-90.

13. Токарева М.А., Пятач А.Н. Проблема подготовки студентов к информационно-коммуникативному взаимодействию в процессе реализации инновационных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 233-236.

References

1. Achmizova S.Ya. Osobennosti razvitiya lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. Sovremennye nauchnye dostizheniya i innovacionnye tehnologii v gumanitarnoj i tehnicheskoj sferah: materialy vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya prepodavatelej i aspirantov. Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet, 2016: 53-55.

2. Baltynova A.N., Tulekeeva S.V. Rol' cifrovoj kompetentnosti pedagogov v processe cifrovoj transformacii obrazovaniya. Sovremennye tendenciipriobucheniiinostrannomuyazyku v XXI veke. 2023; T. 1, № 1: 12-19.

3. Bannova A.V. Vzaimosvyaz' razvitiya informacionnoj kompetentnosti i cifrovizacii obrazovaniya. Aktual'nye problemy anglijskoj lingvistiki i lingvodidaktiki. 2023; Vypusk 20: 24-26.

4. Bogdanova A.V., Glazova V.F. Sistemno-soderzhatel'naya kompetentnost' i ee znachenie v social'noj i professional'noj adaptacii vypusknikov vuza. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2023; № 1: 49-51.

5. Kozhushkova N.V. Iniciirovanie refleksivnoj pozicii buduschego pedagoga v processe formirovaniya informacionno-analiticheskoj kompetentnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-2: 118-120.

6. Kozachenko I.G. Informacionnaya kompetentnost' uchitelya kak uslovie 'effektivnogo resheniya professional'nyh zadach. Shamovskie chteniya. 2023; № 4: 321-325.

7. Kurbanov D.I. Sovremennye tendencii v podgotovke pedagogicheskih kadrov. Problemy iperspektivy razvitiya sportivnogo obrazovaniya, naukiipraktiki. 2023; № 11: 106-113.

8. Lanina S.Yu. Organizaciya obrazovatel'nogo processa pri podgotovke buduschego uchitelya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023; № 1 (215): 271-274.

9. Minzaripov R.G., Shamsutdinova I.I. Cifrovaya kompetentnost' molodezhi v usloviyah global'nyh izmenenij. Kazanskijsocial'no-gumanitarnyj vestnik. 2023; № 4 (61): 41-44.

10. Norkina E.L. Kompetentnostnyj podhod k otboru soderzhaniya discipliny «Informacionnye tehnologii v special'nom obrazovanii». Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 12: 116-118.

11. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Osobennosti sovremennogo universitetskogo obrazovaniya buduschih pedagogov: problema edinstva i variativnosti obrazovatel'nogo prostranstva. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2023; T. 12, № 3 (47): 196-208.

12. Starceva T.O. Formirovanie informacionnoj kul'tury s ispol'zovaniem cifrovoj kul'tury. Problemy razvitiya sovremennogo obschestva. 2023; № 6: 87-90.

13. Tokareva M.A., Pyatach A.N. Problema podgotovki studentov k informacionno-kommunikativnomu vzaimodejstviyu v processe realizacii innovacionnyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 233-236.

Статья поступила в редакцию 31.01.24

УДК 378

Bazayeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

Kvitkovskaya A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks,

Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: eangelina@yandex.ru

Smyslova G.A., senior teacher, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: GSmyslova@synergy.ru

STUDENTS' SELF-EDUCATION IN THE CONTEXT OF COLLABORATION OF THE EDUCATIONAL SPACE. The article reveals the importance of self-education in modern higher education and its implementation through the collaboration of the educational process. The authors emphasize that the basis of the ability to self-education is the need to obtain and analyze new knowledge, as well as the development of students' cognitive activity. The collaboration of the educational process, based on cooperation and teamwork of students, contributes to effective learning and the development of independent work skills. The main attention is focused on the need to use active forms of independent work and the use of a problem-based teaching method to stimulate the cognitive activity of students. The results of the study show that collaboration in the educational space is an effective tool for developing students' self-education and ensuring their successful adaptation and professional growth in modern society.

Key words: students, self-education, cognitive activity, independent work, collaboration of the educational process, skill, teaching methods

Ф.У. Базаева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru А.А. Квитковская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: eangelina@yandex.ru

Г.А. Смыслова, ст. преп., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, Е-mail: GSmyslova@synergy.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья раскрывает важность самообразования в современном высшем образовании и его реализацию через коллаборацию образовательного процесса. Авторы подчеркивают, что в основе способности к самообразованию лежит потребность в получении и анализе новых знаний, а также развитие познавательной активности студентов. Коллаборация образовательного процесса, основанная на сотрудничестве и совместной работе студентов, способствует эффективному обучению и развитию навыков самостоятельной работы. Основное внимание акцентируется на необходимости использования активных форм самостоятельной работы и применении проблемного метода обучения для стимулирования познавательной активности студентов. Результаты исследования показывают, что коллаборация образовательного пространства является эффективным инструментом для развития самообразования студентов и обеспечения их успешной адаптации и профессионального роста в современном обществе.

Ключевые слова: студенты, самообразование, познавательная активность, самостоятельная работа, коллаборация образовательного процесса, навык, методы обучения

Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы число обучающихся в условиях самообразования резко возросло. Особенно востребованным самообразование было во время пандемии. Необходимо понимать, что самообразование, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, самостоятельная форма обучения, как целостный процесс. С другой стороны, может выступать одним из компонентов образовательной системы.

В любом случае самообразование предоставляет широкие возможности для обучения, может быть применено при решении различных учебных задач, получении новых знаний и опыта [1-12].

Цели исследования - оценить возможности применения самообразования студентов в условиях коллаборации образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия самообразования в современных исследованиях.

2. Выделить психолого-педагогические основы самообразования студентов.

3. Исследовать особенности подготовки студентов к самообразованию в условиях коллаборации образовательного процесса.

4. Охарактеризовать педагогические условия формирования готовности студентов к самообразованию.

Методы исследования, использовавшиеся при решении перечисленных выше задач, включают рефлексию собственного педагогического опыта авторов и анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи состоит в рассмотрении специфики процесса самообразования студентов в условиях коллаборации образовательного пространства современного вуза.

Теоретическая значимость - в расширении воззрений на самостоятельную работу студентов в контексте коллаборации образовательного пространства современного вуза.

Результаты исследования вносят существенный вклад в понимание сути самообразования, раскрывают его психолого-педагогические основы. Выделенные нами педагогические условия формирования готовности студентов к самообразованию в условиях коллаборации образовательного процесса позволят сделать процесс самообразования более эффективным и результативным.

Прежде чем начать рассмотрение данной темы, приведем базовые определения.

Под самообразованием подразумевают компонент общей системы образования, при котором студенты самостоятельно организовывают деятельность по получению новых знаний, навыков и умений.

При этом они самостоятельно планируют свою деятельность, оценивают ее эффективность без обращения к помощи обучающих лиц, преподавателей. В некоторых случаях преподаватель может консультировать студента, направлять его активность, однако организация самого процесса и ответственность за его результат возлагаются на самого студента.

Под коллаборацией подразумевают сотрудничество, организацию совместной деятельности, направленной на достижение определенных целей, общих для участников.

При этом люди, которые вступают в коллаборацию, объединяют усилия, распределяют ресурсы и сферу ответственности, обмениваются идеями, знаниями и навыками, стремятся к согласованию своих действий и достижению согласия по ключевым вопросам. Как правило, в условиях коллаборации всегда есть определенное лицо, которое руководит процессом. При этом форма руководства может быть различной. Важно отметить, что в условиях коллаборации все участники являются равноправными даже при наличии руководящего органа [3].

Соответственно, коллаборация образовательного процесса - это коллективная форма организации учебной деятельности, при которой студенты выполняют определенную задачу совместными усилиями, в процессе сотрудничества. При этом сотрудничество может проходить на различных уровнях - между отдельными обучающимися, между группами и подгруппами.

В педагогический процесс вовлекаются все участники - и педагоги, и студенты. По сути, это форма совместной деятельности по получению определенных знаний, решению определенных учебных задач [4].

Как отмечают А.П. Мишина, Н.А. Березова, Ю.Е. Каценко, А.А. Каренин, В.В. Черкашина [12], организация образовательного процесса по типу колла-борации основана на активном разнородном и разноплановом взаимодействии участников образовательных отношений:

- учебное взаимодействие самих обучающихся между собой,

- взаимодействие студентов и педагогов в процессе обучения,

- взаимодействие преподавателей друг с другом.

При этом взаимодействие включает в себя (рис. 1):

Рис. 1. Система взаимодействия при организации образовательного процесса по типу коллаборации

Активное взаимодействие позволяет реализовывать совместные научные проекты, а также апробировать и внедрять результаты фундаментальных исследований в экономику региона.

Коллаборативное пространство - та образовательная среда, в которой происходит профессиональное самоопределение и становление будущих специалистов различного профиля, позволяет выстроить студентам индивидуальную образовательную траекторию, персонализировать образование [12].

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [2] выпускник должен обладать:

- достаточным запасом знаний,

- высоким уровнем грамотности,

- конкурентоспособностью,

- самостоятельностью,

- самоорганизацией,

- способностью к рефлексии.

Современные условия образовательного процесса претерпевают существенные изменения, особенно в области высшего образования.

Наблюдается переход к более гибким и индивидуализированным подходам к обучению, интеграция онлайн-образования и дистанционных технологий, а также увеличение важности практического применения знаний и навыков. Условия современного образовательного процесса существенным образом трансформируются. Общество становится более мобильным, отмечается высокий уровень занятости, интересы, индивидуальные запросы и потребности студентов существенно возрастают.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], учебный процесс может реализоваться с использованием различных форм и методов обучения. Студенты имеют право на выбор той формы обучения, которая им больше подходит, которая в большей мере удовлетворяет их образовательные потребности. Можно сочетать несколько форм обучения. Одной из форм обучения является самообразование.

Сегодня все чаще говорят о таком интегральном качестве личности, как способность к самообразованию. При этом под способностью к самообразованию понимают именно совокупность индивидуально-личностных качеств и характеристик, которые определяют способность действовать самостоятельно в процессе получения новых знаний. Самообразование представляет собой самостоятельный компонент целостной образовательной системы, без которого эффективное обучение невозможно. Без способности к самообразованию об эффективности образовательного процесса не может быть и речи, поскольку закрепление и усвоение знаний происходит преимущественно в процессе самообразования. Сегодня общество развивается стремительными темпами, активно внедряются инновации, информация быстро устаревает. Поэтому важно уметь учиться постоянно, в течение всей жизни. Человек должен уметь находить информацию, подвергать ее анализу, оценивать, критически переосмысливать, должен уметь формулировать выводы. Все это является основой процесса самообразования [4].

Проблема самообразования остро стоит в современной педагогике. Однако это не только педагогическая проблема, она является междисциплинарной и давно выходит за рамки педагогики. Самообразование определяет эффективность не только учебной, но и дальнейшей трудовой и профессиональной деятельности. Самообразование, по сути, представляет собой процесс обучения, который проходит на постоянной основе и способствует саморазвитию, самосовершенствованию, личностному росту. При этом отмечается постепенный переход от простого наблюдения к сложным умозаключениям, выводам, построению абстрактных моделей. Теория познания, или гносеологический процесс представляет собой основу самообразования. При помощи самообразования человек может усвоить новые для него знания.

Самообразование требует высокого уровня рефлексии. Человек нуждается в постоянной оценке своих знаний, действий, а этого можно достичь только при условии развитой рефлексии. Студент должен уметь ставить перед собой цели, планировать деятельность по достижению этих целей, подбирая при этом наиболее адекватные формы и методы обучения. Самообразование рассматривается как способность студента к организации собственной деятельности, как способность к достижению поставленной цели, способность корректировать свои действия в случае несоответствия между ожидаемыми и фактическими результатами [4].

В основе самообразования лежит, прежде всего, высокий уровень познавательной активности и потребность в постоянном развитии, совершенствовании. У человека изначально должен быть высокий уровень учебной мотивации, потребность в постоянном повышении уровня знаний. Это обязательно должен быть внутренний мотив, который способствует осуществлению поисковой деятельности. Мотив должен быть осознаваем: студент должен в полной мере понимать, для чего он выполняет определенные действия. Этот мотив должен осознаваться как личностно значимый, важный. Если же у человека преобладает внешняя мотивация, то есть человек не ощущает собственной потребности в развитии и получения знаний, такая мотивация является недостаточно устойчивой и эффективной.

В основе самообразования лежит принцип самостоятельного и добровольного выбора [7]. Для того чтобы осуществлять самостоятельную познавательную активность, необходима определённая образовательная среда, а также наличие исходных базовых знаний, на основе которых человек может разворачивать дальнейшую самостоятельную активность по поиску и анализу информации [5].

Необходимо учитывать, что процесс самообразования, хоть и является активностью самой личности по достижению конкретных образовательных целей и результатов, тем не менее происходит только в социуме. Именно поэтому эффективным является обучения в условиях коллаборации образовательного процесса. В основе самообразования лежит высокий уровень познавательной активности и высокая учебная мотивация.

Таблица 1

Ведущие составляющие процесса самообразования

№ Составляющие процесса самообразования Их реализация

1. познание о способах получения знаний Осуществление рефлексии над когнитивными возможностями и действиями в процессе осуществления познавательной деятельности при самообразовании

2. регуляция знаний Совокупность различных видов деятельности, которым необходимы механизмы саморегуляции при решении различных проблем или же во время самого процесса обучения

Ряд педагогов-исследователей считают, что важнейшим элементом самообразования является способность учиться.

В процессе осуществления учебной деятельности должно включаться так называемое метакогнитивное мышление. Его суть заключается в том, что обучаемый в рамках данного типа мышления способен анализировать суть и характер собственных действий, предвидеть результаты этих действий и возможные варианты их последствий.

Метапознавательные процессы направлены на осуществление контроля при самообразовании и на возможную и необходимую коррекцию самообразовательной деятельности.

Все происходящие процессы при осуществлении самообразования возможно поделить на два основных подпроцесса (табл. 1).

Таким образом, можно представить этапы работы студента при самостоятельном решении возникающих учебных задач (табл. 2).

Таблица 2

Этапы работы студента при самостоятельном решении возникающих учебных задач

№ Этапы Их содержание

1 этап Постановка проблемы Студент выдвигает задачу и соответствующие гипотезы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 этап Постановка цели Определяется желаемый результат

3 этап Обращение к опыту решения задач Поиск методов, которые были использованы при решении аналогичных задач

4 этап Планирование Разделение задачи на составные части и построение последовательности действий для решения каждой из них

5 этап Прогноз возможных ошибок Анализ имеющегося плана действий на корректность

6 этап Получение результата Решение поставленной задачи

В качестве основных показателей высокого уровня познавательной активности выступает самостоятельность, активность, инициативность обучающихся, заинтересованное отношение к учебной деятельности, применение полученных знаний на практике.

Развитию познавательной активности способствует применение метода сотрудничества, коллаборация учебного процесса. Особое внимание уделяется использованию активных форм самостоятельной работы, применению проблемного метода обучения. Одним из эффективных средств повышения познавательной активности обучающихся является инновационная деятельность [3].

Результаты проведенного исследования позволили выделить и обосновать условия обеспечения готовности студентов к самообразованию. Для того чтобы сформировать у студентов готовность к самообразованию, учитель должен создать на уроках специальные педагогические условия, которые будут способствовать развитию у них познавательной активности, формированию у них самостоятельности.

Для этого необходимо тщательно продумать и создать целостную педагогическую систему, которая обеспечит студентам готовность к самообразованию. В основе целостной педагогической системы, направленной на формирование готовности студентов к самообразованию, лежит пять основных элементов.

Первый элемент - это необходимость чёткого определения цели и задач, на решение которых будет направлена основная деятельность и познавательная активность студентов.

Второй элемент - организация процесса обучения. Важно тщательно продумать основные этапы обучения, выбрать оптимальные средства, методы обучения, определить содержание обучения, что позволит с минимальными затратами достичь ожидаемых результатов.

Третий важный элемент - это обеспечение целостности педагогического процесса. Важно давать студентам как можно больше заданий, в которых они смогут проявить свою самостоятельность, инициативу, исследовать те вопросы и проблемы, которые беспокоят их, которые им близки и интересны.

Четвёртый элемент подразумевает, что работа должна проводиться поэтапно. То есть необходимо постепенно продвигаться от простого к сложному, решать все задачи постепенно и последовательно. При этом все этапы обучения должны быть взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Пятый элемент подразумевает необходимость разработки конкретных критериев, при помощи которых можно оценить эффективность и прогресс в усвоении знаний [4].

Таким образом, в основе способности к самообразованию лежит, прежде всего, потребность в получении и открытии новых знаний. Для формирования готовности и способности к самообразованию необходимо проводить поэтапную работу, в рамках которой все виды деятельности будут постепенно усложняться.

Шаг за шагом студенты пройдут путь саморазвития от простых репродуктивных видов деятельности, в рамках которых они будут усваивать и анализировать готовую информацию до сложных видов созидательной, исследовательской и творческой деятельности.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Available at: https://fgosvo.ru/?ysclid=lqcbqhtqvj459631716

3. Дйсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

4. Бектасова ГК. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания. Педагогическое мастерство: материалы VlII Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 3-4.

5. Бермус A.r. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство «Юрайт», 2023.

6. Быстрова Н.В., Цыплакова С.Л., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-2: 79-81.

7. Исайкин И.В., Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В. Эффективные способы использования информационно-коммуникативных технологий для повышения самообразовательной мотивации у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 384-387.

8. Нагоева МА, Бидова Б.Б. Структурно-функциональные характеристики самообразования. Мир культуры, науки, образования. 2018; № 3 (70): 192-193.

9. Роговская О.В. Теоретические основы самообразования учащихся. Available at: https://infourok.ru/statya-teoreticheskie-osnovy-samoobrazovaniya-uchashisya-4197779. html?ysclid=lf2myhwhd5129395107

10. Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В., Ярычев Н.У Роль самообразования и самовоспитания в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-4: 253-255.

11. Ярычев Н.У, Кахаров A.C Направленность внутриорганизационного обучения на подготовку молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы. Кисловодск, 2015.

12. Мишина A.n., Березова НА, Каценко Ю.Е., Каренин A.A., Черкашина В.В. Коллаборативное пространство в развитии потенциала самоопределения студентов. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 1 (124): 32-39.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.12 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Available at: https://fgosvo.ru/?ysclid=lqcbqhtqvj459631716

3. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

4. Bektasova G.K. Kollaborativnaya sreda kak 'effektivnaya forma organizacii uroka v usloviyah povysheniya kachestva obrazovaniya i vospitaniya. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 3-4.

5. Bermus A.G. Prakticheskaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2023.

6. Bystrova N.V., Cyplakova S.A., Pul'kina E.E. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii kak osnova proektirovaniya obrazovatel'nogo processa. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-2: 79-81.

7. Isajkin I.V., Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V. 'Effektivnye sposoby ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tehnologij dlya povysheniya samoobrazovatel'noj motivacii u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 384-387.

8. Nagoeva M.A., Bidova B.B. Strukturno-funkcional'nye harakteristiki samoobrazovaniya. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 192-193.

9. Rogovskaya O.V. Teoreticheskie osnovy samoobrazovaniya uchaschihsya. Available at: https://infourok.ru/statya-teoreticheskie-osnovy-samoobrazovaniya-uchashisya-4197779. html?ysclid=lf2myhwhd5129395107

10. Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V., Yarychev N.U. Rol' samoobrazovaniya i samovospitaniya v processe professional'noj podgotovki buduschih pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-4: 253-255.

11. Yarychev N.U., Kaharov A.S. Napravlennost' vnutriorganizacionnogo obucheniya na podgotovku molodogo prepodavatelya kolledzha k proektirovaniyu individual'noj metodicheskoj sistemy. Kislovodsk, 2015.

12. Mishina A.P., Berezova N.A., Kacenko Yu.E., Karenin A.A., Cherkashina V.V. Kollaborativnoe prostranstvo v razvitii potenciala samoopredeleniya studentov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 1 (124): 32-39.

Статья поступила в редакцию 20.01.24

УДК 378.1

Bazayeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: kolomiets_o_m@staff.sechenov.ru

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF GAME FORMATS OF INTERMEDIATE ATTESTATION AT A UNIVERSITY. The process of studying at a university requires constant improvement and the search for new approaches to the assessment of students. For many years, intermediate certification was organized in the form of traditional written exams and testing, which did not always allow for a full assessment of students' knowledge. However, with the development of modern technologies and the emergence of new methodologies in education, there is a need to develop innovative game formats for intermediate certification that consider the characteristics of modern students and contribute to a more complete and objective assessment of their level of knowledge. The article describes not only the types of assessment, the content of disciplines and the qualities to be evaluated, but also various assessment methods, including the use of various types of games. Key words: intermediate certification, educational process, higher education, student, formative assessment, game, gamification

Ф.У. Базаева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru ОМ Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации» (Сеченовский университет), г. Москва, kolomiets_o_m@staff.sechenov.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕ

Процесс обучения в вузе требует постоянного совершенствования и поиска новых подходов к оценке студентов. На протяжении многих лет промежуточная аттестация была организована в форме традиционных письменных экзаменов и тестирования, что не всегда позволяло полноценно оценить знания студентов. Однако с развитием современных технологий и появлением новых методологий в образовании возникает необходимость в разработке инновационных игровых форматов промежуточной аттестации, которые учитывают особенности современных учащихся и способствуют более полной и объективной оценке их уровня знаний. В статье даны характеристики не только видов оценивания, содержания дисциплин и качеств, подлежащих оцениванию, но и различных оценочных методик, в том числе и с использованием разного рода игр.

Ключевые слова: промежуточная аттестация, образовательный процесс, высшее образование, студент, формирующее оценивание, игра, геймификация

Переход высшего образования на многоуровневую систему вызвал переосмысление многих установившихся методов обучения и контроля. Новое поколение стандартов определило профессорско-преподавательский состав вузов, которые теперь рассматривают результаты образования как целостность сформированных компетенций, необходимых для развития будущей профессиональной деятельности выпускника. Поэтому система оценивания результатов

учебного процесса, как промежуточных, так и итоговых, является одной из основных задач образовательной системы. Компетентный подход к итоговой оценке учебной деятельности студентов включает в себя как объем и качество теоретических знаний, так и профессиональные компетенции - степень сформированно-сти практических профессиональных навыков и умений. Но так как в основе этих аспектов, как правило, лежат субъективные факторы (мотивация, личностные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.