Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / национальная безопасность / угрозы безопасности / государство / уровень жизни / внутренние угрозы / внешние угрозы / региональная экономическая безопасность.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малашенко Г.Т.

В статье автор исследует правовую природу, содержание и понятие экономической безопасности в теоретико-методологическом аспекте. В целях оценки экономической безопасности рассматривают показатели, которые охватывают такие сферы, как: функционально составляющие экономической безопасности (инвестиционные, внешнеэкономические, производственные, инновационные, финансовые); по охвату (показатели мезо-, макро, микроуровня экономики, безопасности личности) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-157-160 МАЛАШЕНКО Геворг Тевосович,

NIION: 2018-0076-7/22-832 магистр юриспруденции,

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1030 е-mail: mail@law-books.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье автор исследует правовую природу, содержание и понятие экономической безопасности в теоретико-методологическом аспекте. В целях оценки экономической безопасности рассматривают показатели, которые охватывают такие сферы, как: функционально составляющие экономической безопасности (инвестиционные, внешнеэкономические, производственные, инновационные, финансовые); по охвату (показатели мезо-, макро, микроуровня экономики, безопасности личности) и др.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угрозы безопасности, государство, уровень жизни, внутренние угрозы, внешние угрозы, региональная экономическая безопасность.

MALASHENKO Gevorg Tevosovich,

Master of Jurisprudence

METHODOLOGICAL ISSUES OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY RESEARCH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In the article, the author explores the legal nature, content and concept of economic security in the theoretical and methodological aspect. In order to assess economic security, they consider indicators that cover such areas as: functionally components of economic security (investment, foreign economic, production, innovative, financial); by coverage (indicators of meso, macro, microlevel of economy, personal security), etc.

Key words: economic security, national security, security threats, state, standard of living, internal threats, external threats, regional economic security.

Экономическая безопасность - экономическая регионов безопасность России представляет собой совокупность условий, созданных в экономическом субъекте, при которых обеспечивается защита от внутренних и внешних угроз, выполнение целей его функционирования (Л.И. Абалкин, А.И. Илларионов, Л. М. Кунбутаев, А.С. Минзов, С.В. Кортунов и др.). Классификация угроз экономической безопасности представлена в работах Л.И. Абалкина, Е.М. Бухвальда, А.А. Куклина, А.Л. Мызина, Е.А. Олейникова, А.Г. Светлакова, В.К. Сенчагова, В.Л. Там-бовцева, А.И. Татаркина и др. [1]

Экономической безопасности в научной литературе уделено достаточно много внимания: это понятие рассматривают на разных уровнях организационно-хозяйственной деятельности, в разных сферах жизнедеятельности. Интерес «подогревается» новыми официальными документами, принятыми на государственном уровне. [2] Последним таким документом стала Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года, которая направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ской безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.[3]

В целях проведения мониторинга экономической безопасности рассматривают разные модели оценки экономической безопасности:

- динамическую/индикативную (сравнение показателей с базовым/пороговым уровнем),

- сравнительную (определение рейтинга по конкурирующим экономическим системам),[4]

- комплексную (определение интегрального показателя и его уровня по соответствующей шкале),

- ресурсно-функциональной (оценка влияния ресурсов по установленным критериям),[5]

- градационную (установление градаций: опасно/неопасно) оценки.[6]

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести такие угрозы, которые возникают в самом объекте управления уровнем экономической безопасности (недостаток финансовых ресурсов, информации, технико-технологи-

ческого и материального обеспечения, высокий износ основных средств, низкая квалификация работников и специалистов, слабая организация управления и т.п.), внешние угрозы экономической безопасности приходят из вне объекта, из его внешнего окружения (спрос и предложение на продукт, климат, ценообразование у конкурентов и контрагентов, уровень налогообложения. государственная экономическая политика, курс рубля и уровень ключевой ставки и т.п.). [5]

Причем, степень вероятности причинения ущерба/вреда носит существенный характер в принятии управленческого решения, что требует качественного проведения оценки риска в определении и разработке соответствующих программ, прогнозов, стратегий развития, а также в создании механизма защиты от внутренних и внешних угроз, то есть организации устойчиво функциональной системы экономической безопасности в целях определения степени угрозы и проектирования возможных последствий от их наступления или реализации. Для наглядности представления показателей рисков часто на практике применяют «карту рисков» или матрицу рисков, которая строится на основе качественной и количественной оценке рисков. [6]

В целях оценки экономической безопасности рассматривают такие показатели, которые охватывают такие сферы, как:

- функционально составляющие экономической безопасности (инвестиционные, внешнеэкономические, производственные, инновационные, финансовые);

- по охвату (показатели мезо-, макро, микроуровня экономики, безопасности личности);[7]

- по качеству (индикаторы, пороговые значения, индексы), по уровню влияния (внешние, внутренние);

- по социально-экономическому воздействию (продовольственные, демографические, криминальные;[8]

- трудовые показатели, показатели уровня жизни и доходов населения).[9]

Методологию оценки экономических рисков рассматривали такие авторы, как Ю.А. Слепцова и Р.М. Качалова, применение индексного метода в оценке риска уровня экономической безопасности - В.К. Сенчагов и С.Н. Митяков. При этом многие авторы склоняются к определению нормального уровня риска, так как в условиях конкурентной борьбы без риска невозможно создавать базу наращивания доходов. Так И.Н. Санникова, Т.А. Рудакова, Э.В. Татарникова отмечают положительное значение риска в получении дополнительных экономических выгод по сравнению с прогнозом или альтернативными вариантами развития экономической системы. [10]

Механизм управления рисками включает систему разработки, организации, реализации и корректировки процессов, происходящих в экономической системе объекта (инженерно-технических, экономических, социальных, организационных и т.п.) в целях снижения угроз (потенциальных, выявленных, ликвидации уже понесенного урона).[11] В системе управления уровнем экономической безопасности желательно иметь несколько критериев, по оценке каждого риска. Однако в каждом конкретном случае такое положение весьма проблематично, что создает условия необходимости создания схемы поведения при отклонении индикаторов по основным угрозам возникновения рисков.[12]

В современной фазе состояния мировой экономической системы - перехода от глобализации, взаимозависимости и международной конкуренции к распаду ее на отдельные панрегионы, с высоким уровнем напряженности между странами и регионами (с растущими торговыми, историческими, финансовыми, экономическими, расовыми и национальными конфликтами), растут экономические риски.[13]

Введение локдауна оказало влияние на экономику многих стран мира, что отразилось на повышении на повышение банкротства многих предприятий и физических лиц, росту конкуренции, усилению негативных тенденций в отдельных сферах экономики, прежде всего в секторе высоких технологий (киберпреступность и мошенничество),^] экономической информации (промышленный шпионаж), незаконного оборота капитала и денежных средств (крупный бизнес выводит капитал, мелкий уходит от налогообложения). [15] Страны, в условиях неопределенности и конфликтности, пытаются поддерживать уровень жизни населения, используя все необходимые инструменты для его сохранения, создавая необходимый уровень экономической безопасности, изменяя во внутреннем экономическом контуре тенденции развития отдельной территории. [16] Уровень экономической безопасности региона проявляется через создание устойчивой экономической системы региона в рамках установленных показателей (индикаторов) экономической безопасности (эталонные показатели уровня жизни, создания добавочной стоимости, формирования регионального бюджета и т.п.). [17] которые интегрированы в систему управления социально-экономическим развитием региона. [18] В функционировании данного механизма опираются на несколько подходов:

- организация работы в рамках федерального законодательства в сфере экономической безопасности;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

- ретроспективная оценка экономической безопасности региона;

- оценка ущерба и его составляющих от последствий угроз экономической безопасности региона;

- создание моделей причинно-следственных связей между угрозами и ущербом экономике региона;

- выделение сфер региональной экономики наиболее подверженных угрозам и проблемам;

- создание реестра участников системы экономической безопасности региона, функций и объектов управления;

- выработка стратегии обеспечения защиты от рисков и угроз, программ принимаемых мер защиты, разработка алгоритма взаимодействия всех уровней управления экономической безопасности региона.

Список литературы:

[1] См.: Формирование каркаса экономической безопасности в аспекте обеспечения устойчивого развития региона / Под науч. ред. члена-корреспондента РАН В. И. Чичканова, д-ра экон. наук А. А. Куклина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. — С. 116.

[2] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 62-64.

[3] Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.

[4] Каллагов Т.Э. Задачи и функции муниципальной службы в Российской Федерации // Правозащитник. 2013. № 2. С. 6.

[5] Гандалоев Р.Б., Гаппи Т.М. Понятие адвокатской деятельности и соотношение ее с предпринимательской деятельностью // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1 (1). С. 65-68.

[6] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.

[7] Жарова А.К. Условия оказания услуги по предоставлению доступа к облачным вычислениям // Библиотека научных публикаций Электронного периодического справочника Система Гарант. 2014. № 2 (4). С. 3.

[8] Жарова А.К. Обеспечение информационной безопасности прав личности, общества и государства при использовании информационно-коммуникационных технологий // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 76-88.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

[9] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. 2014. № 9 (61). С. 20-36.

[10] Шалькова В.А. Организация работ по реагированию на чрезвычайные ситуации: историческое сравнение / В сборнике: Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 4-х частях. Москва, 2022. С. 23-28.

[11] См., например: Шалькова В.А. Создание и организация деятельности аварийно-спасательной службы в России // Образование и право. 2021. № 7. С. 459-462; Жарова А.К. Соотношение юридических конфликтов и юридических коллизий // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. № 6. С. 110-122; Жарова А.К. О подходе к классификации информационно-технологических услуг // Государство и право.

2014. № 3. С. 32-38.

[12] Жарова А.К. Информационные конфликты. Правовые аспекты // Сборник «Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий сборник». Институт государства и права РАН. Москва, 2010. С. 143158.

[13] Каллагов Т.Э. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти // Юстиция. 2013. № 1. С. 5.

[14] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Правовой статус адвоката и финансово-экономические аспекты адвокатской деятельности // Крими-налистъ. 2019. № 3 (28). С. 19-22.

[15] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н., Канафин Н.А. Оперативно-розыскная деятельность в системе правоохраны в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) // Право и жизнь.

2015. № 11-12. С. 127.

[16] Жарова А.К. Обеспечение информационной безопасности прав личности, общества и государства при использовании информационно-коммуникационных технологий // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 76-88.

[17] Олимпиев А.Ю., Гаврюшкин Ю.Б. Противодействие посредничеству во взяточничестве в истории России и законодательстве зарубежных стран // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 89-98.

[18] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Образование и право. 2014. № 11-12 (63-64). С. 112-123.

Spisok literatury:

[1] Sm.: Formirovanie karkasa ekonomicheskoj bezopasnosti v aspekte obespecheniya ustojchivogo razvitiya regiona / Pod nauch. red. chlena- korre-spondenta RAN V. I. CHichkanova, d-ra ekon. nauk A. A. Kuklina. — Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2017. — S. 116.

[2] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SSHA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 62-64.

[3] Strategiya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208.

[4] Kallagov T.E. Zadachi i funkcii municipal'noj sluzhby v Rossijskoj Federacii // Pravozashchitnik.

2013. № 2. S. 6.

[5] Gandaloev R.B., Gappi T.M. Ponyatie advokatskoj deyatel'nosti i sootnoshenie ee s pred-prinimatel'skoj deyatel'nost'yu // Social'no-gumanitar-noe obozrenie. 2019. № 1 (1). S. 65-68.

[6] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.

[7] ZHarova A.K. Usloviya okazaniya uslugi po predostavleniyu dostupa k oblachnym vychisleniyam // Biblioteka nauchnyh publikacij Elektronnogo peri-odicheskogo spravochnika Sistema Garant. 2014. № 2 (4). S. 3.

[8] ZHarova A.K. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti prav lichnosti, obshchestva i gosu-darstva pri ispol'zovanii informacionno-kommunika-cionnyh tekhnologij // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 3. S. 76-88.

[9] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo.

2014. № 9 (61). S. 20-36.

[10] SHal'kova V.A. Organizaciya rabot po rea-girovaniyu na chrezvychajnye situacii: istoricheskoe sravnenie / V sbornike: Grazhdanskaya oborona na

strazhe mira i bezopasnosti. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-chennoj Vsemirnomu dnyu grazhdanskoj oborony. V 4-h chastyah. Moskva, 2022. S. 23-28.

[11] Sm., naprimer: SHal'kova V.A. Sozdanie i organizaciya deyatel'nosti avarijno-spasatel'noj slu-zhby v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2021. № 7. S. 459-462; ZHarova A.K. Sootnoshenie yuridicheskih konfliktov i yuridicheskih kollizij // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2011. № 6. S. 110-122; ZHarova A.K. O podhode k klassi-fikacii informacionno-tekhnologicheskih uslug // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 3. S. 32-38.

[12 ZHarova A.K. Informacionnye konflikty. Pra-vovye aspekty // Sbornik «Usloviya realizacii prav grazhdan i organizacij na osnove informacionnyh tekhnologij sbornik». Institut gosudarstva i prava RAN. Moskva, 2010. S. 143-158.

[13] Kallagov T.E. Konstitucionno-pravovoj status Prezidenta Rossijskoj Federacii v sisteme organov gosudarstvennoj vlasti // YUsticiya. 2013. № 1. S. 5.

[14] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Pravovoj status advokata i finansovo-ekonomich-eskie aspekty advokatskoj deyatel'nosti // Kriminalist". 2019. № 3 (28). S. 19-22.

[15] Olimpiev A.YU., Galuzo V.N., Kanafin N.A. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v sisteme pra-voohrany v Rossijskoj Federacii (teoretiko-pravovoj aspekt) // Pravo i zhizn'. 2015. № 11-12. S. 127.

[16] ZHarova A.K. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti prav lichnosti, obshchestva i gosudarstva pri ispol'zovanii informacionno-kommunika-cionnyh tekhnologij // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 3. S. 76-88.

[17] Olimpiev A.YU., Gavryushkin YU.B. Pro-tivodejstvie posrednichestvu vo vzyatochnichestve v istorii Rossii i zakonodatel'stve zarubezhnyh stran // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 4. S. 89-98.

[18] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie municipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 11-12 (63-64). S. 112-123.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.