Научная статья на тему 'Методологические проблемы науки и научного проектирования'

Методологические проблемы науки и научного проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЗНАНИЕВЫЙ БЛОК КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ГРУППЫ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОВНЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / COMPONENTS OF THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / KNOWLEDGE BLOCK OF CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / GROUPS OF FACTORS OF FORMATION / OF THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN AND STRUCTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / WAYS OF FORMATION OF THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / OF THE ELEMENTS OF THE LEVEL OF SCIENTIFIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В. И.

The concept of culture of the scientific design, scientific competence, their structure and technology of formation or education are being actively developed by Russian and foreign researchers. That is primarily due to the integration processes in all spheres of scientific activity, the necessity in connection with the formation of the culture of the scientific design. The article gives a brief description of the components of the culture of the scientific design, factors of formation of culture of the scientific design, as well as the role of scientific knowledge in shaping the culture of the scientific design and development of scientific knowledge on the culture of the scientific design. In article features of the common elements of assimilation of which will depend on the level of scientific design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SCIENCE AND THE SCIENTIFIC DESIGN

The concept of culture of the scientific design, scientific competence, their structure and technology of formation or education are being actively developed by Russian and foreign researchers. That is primarily due to the integration processes in all spheres of scientific activity, the necessity in connection with the formation of the culture of the scientific design. The article gives a brief description of the components of the culture of the scientific design, factors of formation of culture of the scientific design, as well as the role of scientific knowledge in shaping the culture of the scientific design and development of scientific knowledge on the culture of the scientific design. In article features of the common elements of assimilation of which will depend on the level of scientific design.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы науки и научного проектирования»

логическую дистанцию; психика использует адекватные психо- 18 пунктов (14 прямых и 4 обратных вопросов), ответы на котологические защиты [6]. рые метрически анализируемы и могут считаться эмпирически

Таким образом, основные этапы экспериментальной рабо- проверенными индикаторами тонкости психологических границ.

ты по конструированию методики успешно завершены. Опрос- Опросник может использоваться в экспериментальных иссле-

ник «Психологические границы личности» в адаптации Шамши- дованиях, а также в области психодиагностики и психологичес-

ковой О.А., Волоховой В.И. на российской выборке состоит из кого консультирования.

Библиографический список

1. Рягузова, Е.В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Известия Саратовского университета. - 2011. - Т. 11.

2. Шамшикова, О.А. О феномене «психологические границы Я» / О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова // Социокультурные проблемы

современной молодежи: материалы Международной научно-практич. конф. - Новосибирск, 2006. - Ч. I.

3. Марцинковская, Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. - 2008. - № 3.

4. Глоссарий психологическихтерминов / под. ред. Н. Губина. - М., 1999.

5. Hartmann, E. Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality. - N.Y., 1991.

6. Hartmann, E. Boundaries: A New Way to Look at the World. - Copyright, 2011.

7. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб., 2001.

8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб., 2003.

9. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994.

10. Клепикова, Н.М. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» (R.Raskin, C.S.Hall, 1979; J.Zimmermann, 1994) / О.А.Шамшикова, Н.М.Клепикова // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6(25).

11. Принципы адаптации, стандартизации и конструирования психологических методик: учебно-методический комплекс / сост. О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова. - Новосибирск, 2013.

12. Шамшикова, Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4.

13. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособ. -СПб., 2004.

Bibliography

1. Ryaguzova, E.V. Vidih i funkcii granic v psikhologicheskikh issledovaniyakh // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - 2011. - T. 11.

2. Shamshikova, O.A. O fenomene «psikhologicheskie granicih Ya» / O.A. Shamshikova, E.O. Shamshikova // Sociokuljturnihe problemih sovremennoyj molodezhi: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2006. - Ch. I.

3. Marcinkovskaya, T.D. Psikhologicheskie granicih: istoriya i sovremennoe sostoyanie // Mir psikhologii. - 2008. - № 3.

4. Glossariyj psikhologicheskikhterminov / pod. red. N. Gubina. - M., 1999.

5. Hartmann, E. Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality. - N.Y., 1991.

6. Hartmann, E. Boundaries: A New Way to Look at the World. - Copyright, 2011.

7. Anastazi, A. Psikhologicheskoe testirovanie / A. Anastazi, S. Urbina. - SPb., 2001.

8. Burlachuk, L.F. Slovarj-spravochnik po psikhodiagnostike / L.F. Burlachuk, S.M. Morozov. - SPb., 2003.

9. Klayjn, P. Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniyu testov. - Kiev, 1994.

10. Klepikova, N.M. Psikhometricheskiyj analiz i standartizaciya zarubezhnoyj metodiki «Narcissicheskiyj oprosnik lichnosti» (R.Raskin, C.S.Hall, 1979; J.Zimmermann, 1994) / O.A.Shamshikova, N.M.Klepikova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6(25).

11. Principih adaptacii, standartizacii i konstruirovaniya psikhologicheskikh metodik: uchebno-metodicheskiyj kompleks / sost. O.A. Shamshikova, N.M. Klepikova. - Novosibirsk, 2013.

12. Shamshikova, E.O. Adaptaciya zarubezhnoyj metodiki «Granicih Ya» N. Braun // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 4.

13. Nasledov, A.D. Matematicheskie metodih psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretaciya dannihkh: uchebnoe posob. -SPb., 2004.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 167.7

Matis VI. METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SCIENCE AND THE SCIENTIFIC DESIGN. The concept of culture of the scientific design, scientific competence, their structure and technology of formation or education are being actively developed by Russian and foreign researchers. That is primarily due to the integration processes in all spheres of scientific activity, the necessity in connection with the formation of the culture of the scientific design. The article gives a brief description of the components of the culture of the scientific design, factors of formation of culture of the scientific design, as well as the role of scientific knowledge in shaping the culture of the scientific design and development of scientific knowledge on the culture of the scientific design. In article features of the common elements of assimilation of which will depend on the level of scientific design.

Key words: the culture of the scientific design, components of the culture of the scientific design, knowledge block of culture of the scientific design, groups of factors of formation of the culture of the scientific design and structure of the scientific design, ways of formation of the culture of the scientific design of the elements of the level of scientific design.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ,

г. Барнаул, E-mail: vmatis@rambler.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Понятия культуры научного проектирования, научная компетенция, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Что в первую очередь объясняется интеграционными процессами во всех сферах научной деятельности, необходимостью в связи с этим формирования культуры научного проектирования. В статье даются краткие характеристики компонентов культуры научного проектирования, факторы формирования культуры научного проектирования, а также роль научных знаний в формировании культуры научного проектирования и совершенствование научных знаний по вопросам культуры научного проектирования. В статье предлагаются общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень научного проектирования

Ключевые слова: культура научного проектирования, компоненты культуры научного проектирования, знаниевый блок культуры научного проектирования, группы факторов формирования культуры научного проектирования, структура научного проектирования, способы формирования культуры научного проектирования, общие элементы уровня научного проектирования.

Компоненты культуры научного проектирования. Формирование и степень владения культурой научного проектирования складывается из многих компонентов и зависит как от общего уровня развития исследователя, его умения работать в сфере научной деятельности, соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, готовности воспринимать чужие ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей так и специальными знаниями, позволяющими вести научный поиск в той или иной научной сфере. Понятия культуры научного проектирования, научная компетенция, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Все они в той или иной степени затрагивают различные качества личности, ее способности и умения (В.И. Матис, А.Я. Найн, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.А. Шаповалов и многие др.) [1-7].

Блок, составляющий знания, может выглядеть следующим образом.

Первый компонент - знание истории, традиций и проблем исследуемой отрасли науки. Без элементарных знаний истории предмета, его места в системе научного знания, а также противоречий и проблем, имеющихся в современной научной сфере, нет и не может быть культуры научного проектирования. Однако из-за откровенно нигилистического отношения ко всему, что относится к истории, мы довольно часто имеем отнюдь не научные явления шарлатанства, компиляции и плагиата. Не зная истории науки, ее сильных и слабых сторон, невозможно представить себе перспективы развития и возможные ниши, которые необходимо заполнять новыми исследованиями независимо от отрасли, в которой осуществляются исследовательские проекты.

Второй компонент - знание цели, умение декомпозировать ее в задачи. Особого внимания исследователей заслуживает вопрос о толковании понятия «цель», где бы оно ни встречалось: «цель исследования», «цель программы развития образовательной системы», «цель программы развития учреждения культуры...» и т.д. Понимание категории «цель» является важнейшей характеристикой (признаком) современного мышления исследователя. Вспомним определение понятия «цель» - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств [8, с. 763]. Цель определяет ориентацию исследования

- прикладное оно или теоретическое. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, тенденциях развития изучаемого объекта. Постановка прикладной цели подчеркивает необходимость получить информацию, чтобы определить направления выхода из конкретной ситуации.

В условиях информационного общества особенно важными являются знания цели и компетентно поставленных, реалистичных задач предполагаемого исследования. Их следует формулировать таким образом, чтобы они соотносились и взаимо-зависели. Задачи формулируют вопросы, ответы на которые должны быть получены для реализации цели исследования. Задачи принято подразделять на основные (отвечают целевой установке) и дополнительные (формулируются для «пристрелки»). В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания различного типа: знания отдельных фактов, воспроизведение системы фактов, теоретический вывод.

Третий компонент знания - объективная оценка реалистичности планируемого исследования или проекта. Цель и задачи необходимо формулировать таким образом, чтобы они были выполнимы и соответствовали уровню и возможностям исследователя.

Четвертый компонент - знания социальных, производственных и профессиональных запросов, что также позволит избежать ошибок как в проектировании, так и в самом исследовании. История знает немало примеров, когда исследователи из-за некомпетентности в элементарных знаниях запросов общества, пытаясь провести научный поиск в сфере, где это уже не

раз делалось, «изобретали велосипед». Такие псевдонаучные проекты приводили к досадным ошибкам и нелепицам, а в результате происходила потеря времени, срывался эксперимент или подвергалось сомнению все исследование.

Пятый компонент - знания языка профессионального общения и культура речи.

Определение профессионального компонента в подготовке научного проекта необходимо осуществлять и на языковом уровне, поскольку именно в языке, и, прежде всего в его профессиональных особенностях и формах запечатлены профессионально-культурные традиции различных отраслей производства и жизнедеятельности. Овладение научным языком предполагает не только формирование представления о системе языка, но и профессиональную интерпретацию и операциона-лизацию понятий в научном проекте. Язык научного проектирования снимает непонимание, социальную и межотраслевую напряженность.

Шестой компонент - знания технологии научного проектирования, которая в свою очередь направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по вопросам научного поиска, проведения эксперимента, культуры речи и восхождение к формированию профессиональных компетенций.

Таким образом, культура научного проектирования обусловливает продуктивность и результативность в области научной деятельности [9; 3; 4]. На наш взгляд, под ней следует понимать совокупность специальных знаний и убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в умении организовать реализацию научного проекта, так и в необходимости описания задуманного, в межличностных контактах в группе и взаимодействии целых коллективов, участвующих в разработке и реализации проекта.

Факторы формирования культуры научного проектирования. Культура научного проектирования не наступает в одночасье или к такому-то возрасту. Она не может быть сформирована только путем внешнего воздействия на личность тех или иных институтов образования и воспитания. Она может возникнуть лишь в результате неразрывного единства действий внешних факторов (общественных отношений, экономического уровня, достижений фундаментальной и прикладной науки в обществе и т.д.) с системой образования и самовоспитания, т.е. работой индивида над своим собственным совершенствованием [10; 1; 6]. Каждый человек по-своему идет к этому уровню развития [2].

Для одного решающую роль могут сыграть профессиональная занятость и необходимость преодоления профессиональных трудностей.

Для другого важнейшим оказывается влияние коллектива, в который попал человек, его групповых ценностей и норм.

Для третьего основным является постоянное участие в научной, проектировочной деятельности, а четвертый, прожив долгую жизнь, формально выполняя свои профессиональные обязанности, как необходимость избежать неприятностей и регулярно получать зарплату, вообще не достигает культуры научного проектирования, не становится подлинным исследователем.

На процесс формирования культуры научного проектирования могут оказывать влияние целые группы факторов [2]. Так, например, образование наиболее глубоко дифференцирует специалистов, определяя каждого человека в соответствующую социально-профессиональную ячейку с определенным статусом (ученым званием, степенью, категорией, тарифным разрядом, должностью и т.д.), а возраст или бытовые условия действуют иначе. Социальные ниши, в которые попадает человек, различаются предоставлением возможностей и проявлением индивидуальных способностей участвовать в общественной жизни, в том числе и научной.

К первой группе факторов, имеющих наибольшее и непосредственное влияние на формирование культуры научного проектирования, можно отнести образование, сложность производимого труда, профессиональную подготовку.

Вторая группа, в меньшей степени оказывающая влияние на культуру научного проектирования, но участвующая в этом процессе непосредственно, включает такие факторы, как стаж работы по основной профессии, престиж выполняемого труда или полученной специальности, социально-психологический климат в коллективе и некоторые другие.

К третьей группе факторов можно отнести те, что не влияют на культуру научного проектирования непосредственно, но, тем не менее, опосредовано участвуют в ее становлении. Эта группа включает показатели, характеризующие чисто физические возможности, комфортные условия, соблюдение общецивилизационных прав человека возраст, величину заработной платы, жилищно-бытовые условия, национальную принадлежность, партийную принадлежность и т.д.

Так, например, величина заработной платы или национальная принадлежность напрямую не связаны с уровнем культуры научного проектирования индивида, однако эти факторы воздействуют на удовлетворенность, психическое самочувствие, которые, в конечном счете, оказывают весомое влияние на уровень исследуемого показателя.

Социальная среда, в которой формируются конкретные качества личности, - это совокупные условия проявления в жизненной практике человека объективных и субъективных факторов, принявших своеобразную, конкретно-историческую форму общественного бытия. Поэтому именно социальная среда во многом определяет своеобразие личности, ее культурные (конфессиональные, национальные, поселенческие, гендерные и др.) особенности и индивидуальность. Эти особенности - понятие историческое, они могут меняться с развитием общества, изменением условий проживания, формированием новых стереотипов и т.д. Но всякий раз эти особенности отражаются специфическим образом на характере процесса социализации личности, на ее участии в научной деятельности, формировании культуры научного проектирования.

Выявлять такого рода признаки тем более важно, что их воздействие скрыто и не всегда проявляется в повседневной жизни, а их недооценка может привести к неожиданным последствиям и проявиться даже в социальной, психологической напряженности, недостаточном уровне сформированности культуры научного проектирования.

Роль научных знаний в формировании культуры научного проектирования. Роль знаний как фундамента современного стиля научного мышления еще более возрастает в наше время, когда объективно повышается спрос на людей образованных, находящихся на уровне требований современной науки. В условиях действия противоположных тенденций: дифференциации наук, с одной стороны, и интеграции научного знания, с другой, открывается возможность преодоления последствий узкой специализации, предостережения от профессиональной ограниченности. Это и означает осознание необходимости расширения и углубления знаний, а вместе с тем и совершенствования культуры научного проектирования. В наше время растет значение комплексных исследований во всех сферах научной и общественной деятельности. Это делает особенно нетерпимой профессиональную узость кругозора. Достаточно серьезное внимание технологии развития культуры научного проектирования уделяет известный педагог и специалист в этой сфере А.Я. Найн [11]. Культуре мышления, педагогическому общению посвятили свои работы Н.П. Ерастов и В.А. Канн-Калик [12; 13]. Многие выдающиеся деятели науки и культуры России высказывают свою озабоченность существующим разрывом между гуманитарной и технической культурами (Ю.В. Сенько, Е.А. Ямбург) [14; 15].

Иногда создается впечатление, что для объединения этих культур вообще нет почвы. То же самое происходит и в общественной жизни, где мы имеем искаженную или неполную информацию о происходящих событиях в стране, об отношениях между живущими в России этносами. Эти недостатки можно отнести к некомпетентности органов и лиц, собирающих информацию и готовящих решения на правительственном уровне. Не менее важной для процветания всей страны, предприятия или отдельного человека играет и культура научного проектирования, когда решаются задачи деловых, межличностных, межгруп-повых и внутринаучных или межнациональных отношений. Но некомпетентность и есть в данном случае недостаточные знания в сфере этих отношений, а отсюда и низкая результативность многих проектов.

Система мировоззренческих, идейно-политических, нравственно-эстетических ценностей, функционирующих и постоянно обновляющихся в проектировании, учитывает некоторые группы свойств, которыми должна обладать личность для участия в научном проектировании на межличностном, групповом (пер-вичном-микроуровне), региональном (мезоуровне), общественном, государственном (макроуровне), межгосударственном, международном и мировом (мегауровне).

Знания отдельного индивида всегда ограничены, но если он постиг методы самообразования и духовного обогащения, если сочетает глубокое овладение своей специальностью с широким научным и общественно-политическим кругозором, то может успешно участвовать и в научно-проектировочной деятельности.

От знаний к убеждениям, а от убеждений к действиям. Только так формируется современный стиль научного мышления, способный избежать ошибок в научном поиске и усвоить культуру научного проектирования.

Совершенствование научных знаний по вопросам культуры научного проектирования. Структура научного проектирования, насчитывает, достаточно много компонентов. Техника научного проектирования должна быть освоена каждым, кто желает хоть сколько-нибудь достичь успеха в научном поиске. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия или межличностные контакты «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им научным проектом.

Диапазон научного проектирования в любой научной области довольно широк. Исследователь должен владеть основами управления инициативой в проектировании. Если он умеет это делать, то и результат будет эффективным.

К наиболее эффективным способам формирования культуры научного проектирования можно отнести управление инициативой в проектировании. К этим знаниям относятся следующие:

- оперативность в организации изначального этапа исследования и в выработке алгоритма реализации проекта;

- постановка цели, задач и положений, которые в начальный момент проектирования способны мобилизовать весь объем необходимых знаний для научного поиска;

- интенсивность перехода от организационных процедур (составление программы исследования, интерпретация и опе-рационализация понятий) к научному поиску (эксперименту, анализу, индукции, дедукции и т.д.).

Расширение и углубление знаний по вопросам культуры научного проектирования обеспечивается также:

Целеустремленным чтением специальной научной литературы. Читая научные труды, следует обращать внимание на то, какими аргументами, какой синтаксической конструкцией ученые и известные практики выражают свои мысли, выписывать интересные мысли, образные выражения, слова и словосочетания, которые могут быть использованы в дальнейшем в вашей работе. При этом очень важно заносить в ваши записи новые или малознакомые мысли, положения, правила, требования.

Постоянным обращением к различным справочникам, словарям, энциклопедиям. Если встречаются малоизвестные или заинтересовавшие вас слова и фразеологизмы, их следует записать в личный словарь. Такая методика особенно положительно влияет на овладение умениями и формирование компетенций проведения операционализации понятий от теоретической к эмпирической и операциональной.

Систематическим анализом публичных выступлений, публикаций известных ученых и практиков по вопросам научного проектирования или проведения научных исследований в вашей или смежной области.

Необходимо регулярно возвращаться к сделанным в процессе этой работы конспектам, записям, выпискам. Только в этом случае могут сформироваться необходимые знания о сущности культуры в научном проектировании.

Напомним, что структура культуры научного проектирования может меняться в зависимости от исторических условий, уровня развития общества, традиций отрасли или отдельного производства и некоторых других параметров, но всегда будут оставаться некоторые общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень научного проектирования. К таким элементам можно отнести научную теорию, которой вы придержи-

ваетесь или пытаетесь подвергнуть сомнению, традиции, сло- вы их придерживаться или нет, нравственное содержание отно-жившиеся в научных школах, независимо от того собираетесь шений общения между партнерами, эстетику общения и т.д.

Библиографический список

1. Кирова, М.С. Социально-культурные предпосылки проектной деятельности в сфере организованного туризма // Соц. политика и социология. - 2008. - № 2.

2. Матис, В.И. Педагогическая социология. - Барнаул, 2010.

3. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М., 2007.

4. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности // Справочник руководит. учреждения культуры. - 2009. - № 4.

5. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №3.

6. Царева, Е.Г. Программа развития культуры как фактор социально-экономического развития региона // Справочник руководит. учреждения культуры. - 2009. - № 9.

7. Шаповалов, А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. - Барнаул, 2002.

8. Волков, Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление: практ. пособие / под ред. Н. Загузова. - М., 2001.

9. Ефремов, А.А. Тренд креативной экономики и проблемы правового регулирования информатизации сферы культуры // Информационные системы для научных исследований: сб. науч. ст. / материалы XV Всерос. объединенной конф. «Интернет и современное общество». - СПб., 2012.

10. Горушкина, С.Н. Управление проектами как инструмент культурной политики // Справ. руководит. учреждения культуры. - 2009. - № 1.

11. Найн, А.Я. Культура делового общения. - Челябинск, 1996.

12. Ерастов, Н.П. Культура умственного труда: о рациональной организации познавательной деятельности. - Верхне-Волжск, 1973.

13. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1981.

14. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

- М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности. - М., 2011.

Bibliography

1. Kirova, M.S. Socialjno-kuljturnihe predposihlki proektnoyj deyateljnosti v sfere organizovannogo turizma // Soc. politika i sociologiya. - 2008.

- № 2.

2. Matis, V.I. Pedagogicheskaya sociologiya. - Barnaul, 2010.

3. Novikov, A.M. Metodologiya / A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M., 2007.

4. Ryazanceva, L.M. Sekretih uspekha proektnoyj deyateljnosti // Spravochnik rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 4.

5. Slastenin, V.A. Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoyj kuljturih // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2005. - №3.

6. Careva, E.G. Programma razvitiya kuljturih kak faktor socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona // Spravochnik rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 9.

7. Shapovalov, A.A. Az i Buki pedagogicheskoyj nauki: vvedenie v pedagogicheskoe issledovanie. - Barnaul, 2002.

8. Volkov, Yu.G. Dissertaciya. Podgotovka, zathita, oformlenie: prakt. posobie / pod red. N. Zaguzova. - M., 2001.

9. Efremov, A.A. Trend kreativnoyj ehkonomiki i problemih pravovogo regulirovaniya informatizacii sferih kuljturih // Informacionnihe sistemih dlya nauchnihkh issledovaniyj: sb. nauch. st. / materialih XV Vseros. objhedinennoyj konf. «Internet i sovremennoe obthestvo». - SPb., 2012.

10. Gorushkina, S.N. Upravlenie proektami kak instrument kuljturnoyj politiki // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 1.

11. Nayjn, A.Ya. Kuljtura delovogo obtheniya. - Chelyabinsk, 1996.

12. Erastov, N.P. Kuljtura umstvennogo truda: o racionaljnoyj organizacii poznavateljnoyj deyateljnosti. - Verkhne-Volzhsk, 1973.

13. Kann-Kalik, V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obthenii. - M., 1981.

14. Senjko, Yu.V. Gumanitarnihe osnovih pedagogicheskogo obrazovaniya. Kurs lekciyj: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2000.

15. Yamburg, E.A. Shkola i ee okrestnosti. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 03.09. 2013

УДК 371.4 Muronov A.A. THE SUBJECT OF EDUCATION: THE CONDITIONS AND FACTORS. Approach, presented in the article, is connected with the principle of activity in the interpretation of personality, considers that it like social in nature human being.

Key words: rearing factors, the subject of education, the activity approach, society.

А.А. Муронов, д-р филос. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: if@agaki.ru

СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ

Изложенный в статье подход к пониманию воспитания вытекает из деятельностного принципа в трактовке человека, рассмотрении его как существа социального по своей природе.

Ключевые слова: воспитывающие факторы, субъект воспитания, деятельностный подход, социум.

Разговор о воспитании - это всегда выяснение вопроса о воспитывающих факторах, их классификации. В рамках последней обычно говорят о субъекте воспитания, объективных условиях и субъективных факторах и т.д., но при этом открытым остается вопрос об основе для их соотнесения. А без этого трудно определить место каждого компонента в деле формирования человека, подчеркнуть ведущую роль одного из них.

И сегодня высказывается мысль о необходимости рассмотрения факторов воспитания в широком и узком смысле, соответственно сохраняя двойственность в определении его самого.

«Чтобы представить образ современного человека и разработать проект его воспитания, - пишет, например, академик РАО Бондаревская Е.В., - педагогам-исследователям нужно привести в систему всю совокупность знаний о человеке, име-

ющихся в различных науках, о его духовной и нравственной жизни в культуре, о ресурсах и преобразовательных возможностях, о роли культур, религий, межкультурных коммуникаций, информационных технологий, раскрыть их резервы для интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания человека [1, с. 9].

Даже для постнеклассической науки или гуманистического образования, от лица которых говорит автор, на наш взгляд, поставленная задача кажется слишком объемной и маловыполнимой.

Но, признав влияние всей жизни в воспитательном процессе человека, Бондаревская Е.В. тут же указывает на роль субъективных факторов, отмечая, что предлагаемая ею теория реализуется «путем придания жизни детей и молодежи осмысленно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.