Научная статья на тему 'Методологические проблемы науки и научного проектирования'

Методологические проблемы науки и научного проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГОПРОЕКТИ-РОВАНИЯ / СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИПОВАНИЯ / THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / COMPONENTS OF THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / KNOWLEDGE BLOCK OF CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / GROUPS OF FACTORS OF FORMATION OF THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN / WAYS OF FORMATION OF THE CULTURE OF THE SCIENTIFIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В. И.

Понятия культуры научного проектирования, научная компетенция, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Что в первую очередь объясняется интеграционными процессами во всех сферах научной деятельности, необходимостью в связи с этим формирования культуры научного проектирования. В статье даются краткие характеристики компонентов культуры научного проектирования, факторы формирования культуры научного проектирования, а также роль научных знаний в формировании культуры научного проектирования и совершенствование научных знаний по вопросам культуры научного проектирования. В статье предлагаются общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень научного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SCIENCE AND THE SCIENTIFIC DESIGN

The concept of culture of the scientific design, scientific competence, their structure and technology of formation or education are being actively developed by Russian and foreign researchers. That is primarily due to the integration processes in all spheres of scientific activity, the necessity in connection with the formation of the culture of the scientific design. The article gives a brief description of the components of the culture of the scientific design, factors of formation of culture of the scientific design, as well as the role of scientific knowledge in shaping the culture of the scientific design and development of scientific knowledge on the culture of the scientific design. In article features of the common elements of assimilation of which will depend on the level of scientific design.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы науки и научного проектирования»

Содержание управленческого решения в образовательном процессе в общем виде включает такие элементы как: замысел, задачи исполнителям, порядок выполнения задачи, организация согласования, обеспечения и руководства в процессе выполнения педагогических задач.

Данная модель, реализована в созданных программных оболочках для совершенствования методик обучения и воспитания, выбора рациональных методов обучения и воспитания, совершенствования содержания тематических планов по дисциплинам, для планов и отчетов работы кафедры на год, месяц и по разделам: учебная, научная, методическая, воспитательная работа, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; решений по подведению итогов работы кафедр, предметно - методических секций, преподавателей, кураторов, научных кружков, методических кабинетов и методики рейтинговой оценки преподавателей и курсантов. Разработанная на этой основе методика, позволила обеспечить взаимосвязь автоматизированных рабочих мест участников образовательного процесса, при принятии обоснованных решений по управлению на кафедрах, службах и отделах юридического института.

Сконструированная модель проверена в опытно-экспериментальной работе и внедрена в образовательный процесс Барнаульского юридического института МВД России. Оценка эффективности проводилась по предложенной диагностики и показала существенный прирост основных показателей образовательного процесса, что подтверждено методами математической статистики. Основные показатели проявлялись в учебной, методической, воспитательной и научной работе, критериями определены: временные (время разработки программ, время оценки качества обучения, время составления отчетов, время планирования разного уровня), количественные (количество методических разработок, пособий, программных средств обучения, внедрения научно-исследовательских работ в практику, качественные (качество обучения и воспитания, наличие конкурсных учебно-методических разработок, наличие остепененных преподавателей и их научных трудов.

Результаты исследования, представленного в статье, позволили сформулировать ряд выводов. Программно-информационное обеспечение разработки управленческих решений в образовательном процессе реализовало теорию, связанную с достижениями, как управленческих наук, так и педагогических. Оно Библиографический список

1. Литвак, Б.Г. Управленческие решения. - М., 1998.

2. Литвинов, В.А. Инструментарий создания электронных учебников // Материалы Всероссийской н/п конф. - Барнаул, 2002.

3. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М., 2009.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-Хау в образовании. - М., 2007.

В^1юдгарЬ|у

1. Litvak, B.G. Upravlencheskie resheniya. - M., 1998.

2. Litvinov, V.A. Instrumentariyj sozdaniya ehlektronnihkh uchebnikov // Materialih Vserossiyjskoyj n/p konf. - Barnaul, 2002.

3. Novikov, D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovateljnihmi sistemami. - M., 2009.

4. Simonov, V.P. Pedagogicheskiyj menedzhment: Nou-Khau v obrazovanii. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 371:008

Matis VI. METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SCIENCE AND THE SCIENTIFIC DESIGN. The concept of culture of the scientific design, scientific competence, their structure and technology of formation or education are being actively developed by Russian and foreign researchers. That is primarily due to the integration processes in all spheres of scientific activity, the necessity in connection with the formation of the culture of the scientific design. The article gives a brief description of the components of the culture of the scientific design, factors of formation of culture of the scientific design, as well as the role of scientific knowledge in shaping the culture of the scientific design and development of scientific knowledge on the culture of the scientific design. In article features of the common elements of assimilation of which will depend on the level of scientific design.

Key words: the culture of the scientific design, components of the culture of the scientific design, knowledge block of culture of the scientific design, groups of factors of formation of the culture of the scientific design and structure of the scientific design, ways of formation of the culture of the scientific design of the elements of the level of scientific design.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ,

г. Барнаул, E-mail: vmatis@rambler. ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Понятия культуры научного проектирования, научная компетенция, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Что в первую очередь объясняется интеграционными

направлено, с одной стороны, на научно обоснованное построение процесса управления образовательным процессом, а с другой - на совершенствование системы профессиональной подготовки в юридическом институте МВД России.

Выполнение представленной задачи способствует развитию теории разработки управленческих решений в образовательном процессе в сторону создания области научного знания о повышении результативности интеллектуальной деятельности по управлению профессиональной подготовкой, т.е. области науки, задачей которой станет обеспечение на практике достижения поставленных образовательных целей наиболее эффективным путем за счет более широкого применения методов педагогического менеджмента.

Внедрение методики программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений повышается качество управления образовательным процессом, за счет: 1) внедрения методов разработки управленческих решений в образовательный процесс, что предоставляет более эффективное использование интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов образовательных учреждений; 2) информатизации разработки оптимальных управленческих решений, что обеспечивает установление оптимальной интенсивности педагогического труда и улучшения его результатов. 3) введения структурированного алгоритмического предписания принятия управленческих решений в образовательном процессе, через определенные этапы и процедуры, направленные на ее решение актуальных педагогических проблем профессиональной подготовки в юридических институтах. 5) повышение качества принимаемых решений, что позволит поднять спрос на образовательные услуги, конкурентоспособность отечественного образования и повысить качество профессиональной подготовки в юридических институтах МВД России.

Таким образом, реализация модели программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений позволяет: оперативно получать интегрированные сведения об участниках образовательного процесса в юридическом институте; исключить дублирование ввода и хранения однотипных данных в различных базах; ускорить и автоматизировать процесс обмена данными между различными подразделениями, службами и отделами вуза МВД; принимать обоснованные решения на выполнение образовательных задач в юридическом институте.

процессами во всех сферах научной деятельности, необходимостью в связи с этим формирования культуры научного проектирования. В статье даются краткие характеристики компонентов культуры научного проектирования, факторы формирования культуры научного проектирования, а также роль научных знаний в формировании культуры научного проектирования и совершенствование научных знаний по вопросам культуры научного проектирования. В статье предлагаются общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень научного проектирования.

Ключевые слова: культура научного проектирования, научные разработки, формирование культуры научногопроекти-рования, структура научного проектирования, способы формирования культуры научного проектипования.

1. Компоненты культуры научного проектирования. Формирование и степень владения культурой научного проектирования складывается из многих компонентов и зависит как от общего уровня развития исследователя, его умения работать в сфере научной деятельности, соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, готовности воспринимать чужие ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей так и специальными знаниями, позволяющими вести научный поиск в той или иной научной сфере. Понятия культуры научного проектирования, научная компетенция, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Все они в той или иной степени затрагивают различные качества личности, ее способности и умения (В.И. Матис, А.Я. Найн, Ю.В. Сень-ко, В.А. Сластенин, А.А. Шаповалов и многие др.) [1-5].

Блок, составляющий знания, может выглядеть следующим образом.

Первый компонент - знание истории, традиций и проблем исследуемой отрасли науки. Без элементарных знаний истории предмета, его места в системе научного знания, а также противоречий и проблем, имеющихся в современной научной сфере, нет и не может быть культуры научного проектирования. Однако из-за откровенно нигилистического отношения ко всему, что относится к истории, мы довольно часто имеем отнюдь не научные явления шарлатанства, компиляции и плагиата. Не зная истории науки, ее сильных и слабых сторон, невозможно представить себе перспективы развития и возможные ниши, которые необходимо заполнять новыми исследованиями независимо от отрасли, в которой осуществляются исследовательские проекты.

Второй компонент - знание цели, умение декомпозировать ее в задачи. В условиях информационного общества особенно важными являются знания цели и компетентно поставленных, реалистичных задач предполагаемого исследования. Их следует формулировать таким образом, чтобы они соотносились и взаимозависели. Цель как образ желаемого результата, а задачи как путь достижения этого образа.

Третий компонент знания - объективная оценка реалистичности планируемого исследования или проекта. Цель и задачи необходимо формулировать таким образом, чтобы они были выполнимы и соответствовали уровню и возможностям исследователя.

Четвертый компонент - знания социальных, производственных и профессиональных запросов, что также позволит избежать ошибок как в проектировании, так и в самом исследовании. История знает немало примеров, когда исследователи из-за некомпетентности в элементарных знаниях запросов общества, пытаясь провести научный поиск в сфере, где это уже не раз делалось, «изобретали велосипед». Такие псевдонаучные проекты приводили к досадным ошибкам и нелепицам, а в результате происходила потеря времени, срывался эксперимент или подвергалось сомнению все исследование.

Пятый компонент - знания языка профессионального общения и культура речи. Определение профессионального компонента в подготовке научного проекта необходимо осуществлять и на языковом уровне, поскольку именно в языке, и, прежде всего в его профессиональных особенностях и формах запечатлены профессионально-культурные традиции различных отраслей производства и жизнедеятельности. Овладение научным языком предполагает не только формирование представления о системе языка, но и профессиональную интерпретацию и опе-рационализацию понятий в научном проекте. Язык научного проектирования снимает непонимание, социальную и межотраслевую напряженность.

Шестой компонент - знания технологии научного проектирования, которая в свою очередь направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по вопросам научного поиска, проведения эксперимента, культуры речи и восхождение к формированию профессиональных компетенций.

Таким образом, культура научного проектирования обусловливает продуктивность и результативность в области научной деятельности [6; 7]. На наш взгляд, под ней следует понимать

совокупность специальных знаний и убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в умении организовать реализацию научного проекта, так и в необходимости описания задуманного, в межличностных контактах в группе и взаимодействии целых коллективов, участвующих в разработке и реализации проекта.

2. Факторы формирования культуры научного проектирования. Культура научного проектирования не наступает в одночасье или к такому-то возрасту. Она не может быть сформирована только путем внешнего воздействия на личность тех или иных институтов образования и воспитания. Она может возникнуть лишь в результате неразрывного единства действий внешних факторов (общественных отношений, экономического уровня, достижений фундаментальной и прикладной науки в обществе и т.д.) с системой образования и самовоспитания, т.е. работой индивида над своим собственным совершенствованием [8; 9; 10]. Каждый человек по-своему идет к этому уровню развития [1].

Для одного решающую роль могут сыграть профессиональная занятость и необходимость преодоления профессиональных трудностей. Для другого важнейшим оказывается влияние коллектива, в который попал человек, его групповых ценностей и норм. Для третьего основным является постоянное участие в научной, проектировочной деятельности, а четвертый, прожив долгую жизнь, формально выполняя свои профессиональные обязанности, как необходимость избежать неприятностей и регулярно получать зарплату, вообще не достигает культуры научного проектирования, не становится подлинным исследователем.

На процесс формирования культуры научного проектирования могут оказывать влияние целые группы факторов [1]. Так, например, образование наиболее глубоко дифференцирует специалистов, определяя каждого человека в соответствующую социально-профессиональную ячейку с определенным статусом (ученым званием, степенью, категорией, тарифным разрядом, должностью и т.д.), а возраст или бытовые условия действуют иначе. Социальные ниши, в которые попадает человек, различаются предоставлением возможностей и проявлением индивидуальных способностей участвовать в общественной жизни, в том числе и научной.

К первой группе факторов, имеющих наибольшее и непосредственное влияние на формирование культуры научного проектирования, можно отнести образование, сложность производимого труда, профессиональную подготовку.

Вторая группа, в меньшей степени оказывающая влияние на культуру научного проектирования, но участвующая в этом процессе непосредственно, включает такие факторы, как стаж работы по основной профессии, престиж выполняемого труда или полученной специальности, социально-психологический климат в коллективе и некоторые другие.

К третьей группе факторов можно отнести те, что не влияют на культуру научного проектирования непосредственно, но, тем не менее, опосредовано участвуют в ее становлении. Эта группа включает показатели, характеризующие чисто физические возможности, комфортные условия, соблюдение общецивилизационных прав человека возраст, величину заработной платы, жилищно-бытовые условия, национальную принадлежность, партийную принадлежность и т.д.

Так, например, величина заработной платы или национальная принадлежность напрямую не связаны с уровнем культуры научного проектирования индивида, однако эти факторы воздействуют на удовлетворенность, психическое самочувствие, которые, в конечном счете, оказывают весомое влияние на уровень исследуемого показателя.

Социальная среда, в которой формируются конкретные качества личности, - это совокупные условия проявления в жизненной практике человека объективных и субъективных факторов, принявших своеобразную, конкретно-историческую форму общественного бытия. Поэтому именно социальная среда во многом определяет своеобразие личности, ее культурные (конфессиональные, национальные, поселенческие, гендерные и др.) особенности и индивидуальность. Эти особенности - поня-

тие историческое, они могут меняться с развитием общества, изменением условий проживания, формированием новых стереотипов и т.д. Но всякий раз эти особенности отражаются специфическим образом на характере процесса социализации личности, на ее участии в научной деятельности, формировании культуры научного проектирования.

Выявлять такого рода признаки тем более важно, что их воздействие скрыто и не всегда проявляется в повседневной жизни, а их недооценка может привести к неожиданным последствиям и проявиться даже в социальной, психологической напряженности, недостаточном уровне сформированности культуры научного проектирования.

3. Роль научных знаний в формировании культуры научного проектирования. Роль знаний как фундамента современного стиля научного мышления еще более возрастает в наше время, когда объективно повышается спрос на людей образованных, находящихся на уровне требований современной науки. В условиях действия противоположных тенденций: дифференциации наук, с одной стороны, и интеграции научного знания, с другой, открывается возможность преодоления последствий узкой специализации, предостережения от профессиональной ограниченности. Это и означает осознание необходимости расширения и углубления знаний, а вместе с тем и совершенствования культуры научного проектирования. В наше время растет значение комплексных исследований во всех сферах научной и общественной деятельности. Это делает особенно нетерпимой профессиональную узость кругозора. Достаточно серьезное внимание технологии развития культуры научного проектирования уделяет известный педагог и специалист в этой сфере А.Я. Найн [2]. Культуре мышления, педагогическому общению посвятили свои работы Н.П. Ерастов и В.А. Канн-Калик [11; 12]. Многие выдающиеся деятели науки и культуры России высказывают свою озабоченность существующим разрывом между гуманитарной и технической культурами (Ю.В. Сенько, Е.А. Ямбург) [3; 13].

Иногда создается впечатление, что для объединения этих культур вообще нет почвы. То же самое происходит и в общественной жизни, где мы имеем искаженную или неполную информацию о происходящих событиях в стране, об отношениях между живущими в России этносами. Эти недостатки можно отнести к некомпетентности органов и лиц, собирающих информацию и готовящих решения на правительственном уровне. Не менее важной для процветания всей страны, предприятия или отдельного человека играет и культура научного проектирования, когда решаются задачи деловых, межличностных, межгруп-повых и внутринаучных или международных научных отношений. Но некомпетентность и есть в данном случае недостаточные знания в сфере этих отношений, а отсюда и низкая результативность многих проектов.

Система мировоззренческих, идейно-политических, нравственно-эстетических ценностей, функционирующих и постоянно обновляющихся в проектировании, учитывает некоторые группы свойств, которыми должна обладать личность для участия в научном проектировании на межличностном, групповом (первич-ном-микроуровне), региональном (мезоуровне), общественном, государственном (макроуровне), межгосударственном, международном и мировом (мегауровне).

Знания отдельного индивида всегда ограничены, но если он постиг методы самообразования и духовного обогащения, если сочетает глубокое овладение своей специальностью с широким научным и общественно-политическим кругозором, то может успешно участвовать и в научно-проектировочной деятельности.

От знаний к убеждениям, а от убеждений к действиям. Только так формируется современный стиль научного мышления, способный избежать ошибок в научном поиске и усвоить культу-

Библиографический список

ру научного проектирования подняться до уровня профессиональных компетенций.

4. Совершенствование научных знаний по вопросам культуры научного проектирования. Структура научного проектирования, насчитывает, достаточно много компонентов. Техника научного проектирования должна быть освоена каждым, кто желает хоть сколько-нибудь достичь успеха в научном поиске. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия или межличностные контакты «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им научным проектом.

Диапазон научного проектирования в любой научной области довольно широк. Исследователь должен владеть основами управления инициативой в проектировании. Если он умеет это делать, то и результат будет эффективным. К наиболее эффективным способам формирования культуры научного проектирования можно отнести управление инициативой в проектировании. К этим знаниям относятся следующие:

- оперативность в организации изначального этапа исследования и в выработке алгоритма реализации проекта;

- постановка цели, задач и положений, которые в начальный момент проектирования способны мобилизовать весь объем необходимых знаний для научного поиска;

- интенсивность перехода от организационных процедур (составление программы исследования, интерпретация и опе-рационализация понятий) к научному поиску (эксперименту, анализу, индукции, дедукции и т.д.).

Расширение и углубление знаний по вопросам культуры научного проектирования обеспечивается также:

1. Целеустремленным чтением специальной научной литературы. Читая научные труды, следует обращать внимание на то, какими аргументами, какой синтаксической конструкцией ученые и известные практики выражают свои мысли, выписывать интересные мысли, образные выражения, слова и словосочетания, которые могут быть использованы в дальнейшем в вашей работе. При этом очень важно заносить в ваши записи новые или малознакомые мысли, положения, правила, требования.

2. Постоянным обращением к различным справочникам, словарям, энциклопедиям. Если встречаются малоизвестные или заинтересовавшие вас слова и фразеологизмы, их следует записать в личный словарь. Такая методика особенно положительно влияет на овладение умениями и формирование компетенций проведения операционализации понятий от теоретической к эмпирической и операциональной.

3. Систематическим анализом публичных выступлений, публикаций известных ученых и практиков по вопросам научного проектирования или проведения научных исследований в вашей или смежной области.

Необходимо регулярно возвращаться к сделанным в процессе этой работы конспектам, записям, выпискам. Только в этом случае могут сформироваться необходимые знания о сущности культуры в научном проектировании.

Напомним, что структура культуры научного проектирования может меняться в зависимости от исторических условий, уровня развития общества, традиций отрасли или отдельного производства и некоторых других параметров, но всегда будут оставаться некоторые общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень научного проектирования. К таким элементам можно отнести научную теорию, которой вы придерживаетесь или пытаетесь подвергнуть сомнению, традиции, сложившиеся в научных школах, независимо от того собираетесь вы их придерживаться или нет, нравственное содержание отношений общения между партнерами, эстетику общения и т.д.

1. Матис, В.И. Педагогическая социология. - Барнаул, 2010.

2. Найн, А.Я. Культура делового общения. - Челябинск, 1996.

3. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

- М., 2000.

4. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 3.

5. Шаповалов, А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. - Барнаул, 2002.

6. Ефремов, А.А. Тренд креативной экономики и проблемы правового регулирования информатизации сферы культуры // Информационные системы для научных исследований: материалы XV Всерос. объединенной конф. «Интернет и современное общество». -СПб., 2012.

7. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности // Справ. руководит. учреждения культуры. - 2009. - № 4.

8. Горушкина, С.Н. Управление проектами как инструмент культурной политики // Справ. руководит. учреждения культуры. - 2009. - № 1.

9. Кирова, М.С. Социально-культурные предпосылки проектной деятельности в сфере организованного туризма // Соц. политика и

социология. - 2008. - № 2.

10. Царева, Е.Г. Программа развития культуры как фактор социально-экономического развития региона // Справ. руководит. учреждения культуры. - 2009. - № 9.

11. Ерастов, Н.П. Культура умственного труда: о рациональной организации познавательной деятельности. - Ярославль, 1973.

12. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1981.

13. Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности. - М., 2011.

Bibliography

1. Matis, V.I. Pedagogicheskaya sociologiya. - Barnaul, 2010.

2. Nayjn, A.Ya. Kuljtura delovogo obtheniya. - Chelyabinsk, 1996.

3. Senjko, Yu.V. Gumanitarnihe osnovih pedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lekciyj: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj.

- M., 2000.

4. Slastenin, V.A. Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoyj kuljturih // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2005. - № 3.

5. Shapovalov, A.A. Az i Buki pedagogicheskoyj nauki: vvedenie v pedagogicheskoe issledovanie. - Barnaul, 2002.

6. Efremov, A.A. Trend kreativnoyj ehkonomiki i problemih pravovogo regulirovaniya informatizacii sferih kuljturih // Informacionnihe sistemih dlya nauchnihkh issledovaniyj: materialih XV Vseros. objhedinennoyj konf. «Internet i sovremennoe obthestvo». - SPb., 2012.

7. Ryazanceva, L.M. Sekretih uspekha proektnoyj deyateljnosti // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 4.

8. Gorushkina, S.N. Upravlenie proektami kak instrument kuljturnoyj politiki // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 1.

9. Kirova, M.S. Socialjno-kuljturnihe predposihlki proektnoyj deyateljnosti v sfere organizovannogo turizma // Soc. politika i sociologiya. - 2008.

- № 2.

10. Careva, E.G. Programma razvitiya kuljturih kak faktor socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih.

- 2009. - № 9.

11. Erastov, N.P. Kuljtura umstvennogo truda: o racionaljnoyj organizacii poznavateljnoyj deyateljnosti. - Yaroslavlj, 1973.

12. Kann-Kalik, V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obthenii. - M., 1981.

13. Yamburg, E.A. Shkola i ee okrestnosti. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 371

Dzhagaeva T.E., Zhuykova N.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE ABILITIES FORMATION OF CHILDREN IN THE CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE. The relevance of this study is due to the necessity to work out the system of conditions for the development of children's creative abilities in the choreographic ensemble. The developed creative personality in the choreographic team is the result of natural talent, and favorable social circumstances, and conscious focus on self-development, involving their own efforts and work. Only the unity of these factors gives a person the chance to held a creative personality

Key words: pedagogical conditions, teacher of choreography, dance, choreography, upbringing, children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.Е. Джагаева, д-р пед. наук, проф. межфакультетской каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова»; Н.А. Жуйкова, соискатель каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: stashkevichiren@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В статье рассматриваются практические вопросы развития творческих способностей детей в хореографическом ансамбле. Состоявшаяся творческая личность в хореографическом коллективе - это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. По мнению автора, слияние этих факторов дает шанс человеку состояться в качестве творческой личности.

Ключевые слова: педагогические условия, педагог хореографии, танец, хореография, воспитание, дети.

Танец существует как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственных ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе. Формы и методы педагогической работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительновыразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией.

В хореографии, как и в любом искусстве, нет педагогических методов и приемов, хороших и годных на все времена. Педагогический прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную систему, служит раскрытию выразительной природы

танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего, современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве. Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики [1]. Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных педагогических и творческих условий обучающей среды.

По нашему мнению нужно соединение следующих факторов. Необходимо глубокое знание физических, психических и возрастных особенностей личности, её потребностей и возможностей [2]. Должен быть высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания [3]. Следует учитывать законы гармоничного развития личности, согласно которым: духовное развитие невозможно без развития телесного; семантика тела является ключом к бессознательному; при развитии двигательно-координационных способностей ребенка развивается его сознание;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.