Научная статья на тему 'Методологические принципы семейного воспитания в современном мире'

Методологические принципы семейного воспитания в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / АВТОРИТАРНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Изабелла Федоровна

Курс российского общества на демократизацию и создание правового государства, предъявляющий дополнительные требования к процессу формирования молодого поколения, на плечи которого возлагается задача реализации принимаемых сегодня социальных программ и строительства нового общества. Семья как первый и главный в жизни ребёнка агент воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological principles of family education in modern world

Course of Russian society to democratization and creation legal state that submits additional requirements to the process of forming young generation, to solve the task of realization the adopted social programs and building new community. Family as the first and the main agent of education in the child/s life.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы семейного воспитания в современном мире»

• семья • авторитарные методы воспитания • демократические методы воспитания

• принципы семейного воспитания

Семья выполняет роль первого и главного в жизни ребёнка агента воспитания и сохраняет своё ведущее положение в конкурентных условиях воспитательного воздействия внесемейных референтов (дошкольные, внешкольные, школьные учреждения, среда сверстников и т.д.). Даже в подростковом возрасте, когда влияние семьи на ребёнка значительно ослабевает, ей по-прежнему принадлежит приоритет в осуществлении воспитательной функции.

Воспитание детей в семье как направление научного анализа представляет собой часть общей теории семьи, посвящённой исследованию семейных функций. В настоящее время проблема воспитания детей приобретает особую важность в свете принятого российским обществом курса на демократизацию и создание правового государства. Такое целеполагание предъявляет дополнительные требования к процессу формирования молодого поколения, поскольку именно на его плечи возлагается ответственная задача реализации принимаемых сегодня социальных программ и строительства нового общества.

Проблема семейного воспитания детей в течение многих лет является одной из ведущих среди исследовательских направлений ряда научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, правоведения и др. В последние десятилетия вопросы, связанные с воспитанием детей в семье, становятся всё более актуальными.

В связи со стремительными социально-экономическими изменениями в российском обществе привычные старые нравственные понятия и эталоны безвозвратно ушли в прошлое, а новые, отражающие современные жизненные реалии, всё ещё находятся в стадии формирования.

В таких условиях модель традиционного семейного воспитания как целесообразный, рационально контролируемый процесс воздействия на ребёнка с заранее известными результатами перестаёт работать.

Исторический опыт показывает, что в условиях глубинных социальных перемен институт семьи проявляет определённую инертность, сопротивляемость в принятии

Методологические принципы семейного воспитания в современном мире

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», доктор социологических наук

новой жизненной парадигмы. Объективная трудность состоит в том, что в силу консервативной природы семья не в состоянии достаточно быстро и гибко перестроить свою воспитательную идеологию, так как находится под воздействием старых мировоззренческих представлений. Необходимо время, измеряемое годами, чтобы новые принципы межпоколенного взаимодействия были приняты родителями как естественная форма отношений с детьми.

Однако объективная реальность сегодняшнего дня в России не даёт возможности для длительного приспособления к новым социальным условиям, требует ускорения адаптации семьи и, соответственно, скорейшей перестройки её воспитательной стратегии в отношении детей.

Оптимизация процесса семейного воспитания в современной российской реальности начинается с преодоления родителями устаревшего в воспитании детей принципа «неравенства-равенства», т.е. с перехода от авторитарных методов воспитания к демократическим. Ребёнок всё чаще рассматривается родителями не как объект воздействия, а как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно ориентированного воспитания позволяет сформировать индивидуальность ребёнка с высокой социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и устойчивой сопротивляемостью к возможным внешним негативным воздействиям.

Как и воспитание в целом, семейное воспитание — явление конкретно-историческое, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, его социально-культурными особенностями.

Каждый участник диады «родители — дети» со временем оказывается в роли как послушного исполнителя, так и держателя власти, воздействующего на отношения, ожидания и поведенческие установки других членов семьи. Если в раннем детском возрасте родители чаще используют свой авторитет, свою власть, то с взрослением детей воспита-

тельные воздействия родителей всё больше учитывают индивидуальность ребёнка. Постепенно интенсивность факторов, определяющих взаимоотношения родителей и детей, приобретает тенденцию к уравниванию в обоих направлениях, изменяя статус ребёнка и систему личностных связей от субъ-ектно-объектных к субъектно-субъект-ным. Ребёнок, как и его родители, становится субъектом отношений, воспитывающим своего воспитателя. Отношения с родителями больше не определяются исключительно в параметрах: «родители — субъект, ребёнок — объект». Наблюдается эффект обратной связи, где ребёнок всё более занимает положение полноправного субъекта, воздействующего на внутрисемейные ролевые отношения.

Приоритеты в воспитании молодого поколения обусловлены закономерностями развития общества на конкретном хронологическом этапе. Выделение приоритетов воспитания, актуальных для современного общества, позволяет сформулировать ведущие принципы, которыми должна руководствоваться семья при осуществлении своей воспитательной деятельности.

Принципы семейного воспитания должны соответствовать актуальным целям и задачам, стоящим перед семьёй как воспитателем.

Выделенные ниже принципы носят общеметодологический характер и отражают сущность семейного воспитания в современном обществе, которая состоит в «создании предпосылок для нормального физического и нравственного развития несовершеннолетнего»1.

1. Системность как принцип семейного воспитания, с учётом последовательности и непротиворечивости воспитательных действий, применения многообразных, упорядоченных в систему, воспитательных действий на основе учёта плюрализма мнений и позиций всех субъектов воспитания: родителей, детей, других членов семьи в единой воспитательной парадигме.

1 Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России. М.: Закон и право, 2011. С. 68.

Последовательность в рамках системного принципа семейного воспитания предполагает логическую связь предшествующих и последующих метапос-ланий со стороны родителей в адрес детей, в рамках которых последующие воспитательные действия логически вытекают из предыдущих, дополняя и усложняя их содержательно. Таким образом, ребёнок на основе приобретённых предыдущих навыков и знаний получает информационную основу для усвоения последующих воспитательных действий.

Непротиворечивость воспитательных метапосланий семьи в адрес ребёнка предполагает единство целей и средств воспитательного характера со стороны всех взрослых в семье — как родителей, так и остальных членов семейного коллектива.

Наибольшая эффективность семейного воспитания достигается при наличии общей воспитательной позиции семьи, когда пожелания и требования всех её членов совпадают содержательно и предъявляются ребёнку в единой парадигме. В противном случае ребёнок вырабатывает и демонстрирует манипу-лятивное поведение: он следует указаниям того взрослого, воспитательная позиция которого в наибольшей степени приближена к его сиюминутным капризам и необоснованным желаниям. Такая ситуация, безусловно, приводит к искажениям воспитательного процесса и деформации личностного развития ребёнка, его десоциализации.

Деструктивные личностные качества ребёнка, обусловленные отсутствием общей воспитательной позиции семьи, могут проявляться в форме приспособленчества, «игры в лояльность» с родителями (кого я больше люблю), шантажа, плаксивости, симуляции болезни или ушибов и т.п.

2. Вариативность воспитания, с учётом разной ценностной составляющей российских семей, а также имея в виду индивидуальные личностные характеристики ребёнка (пол, возраст, психотип и т.п.). Вариативность в зависимости от видов и типов семейного воспитания предполагает учёт многообразия этнических, региональных, конфессиональ-

ных и иных особенностей семей. Применение принципа вариативности в семейном воспитании определяет разнообразие направлений индивидуализации детей, выбор ими своих собственных жизненных предпочтений. Вариативность семейного воспитания может выражаться через следующие качественные компоненты:

• многообразие типов семей (по структуре, уровню доходов, возрасту детей, стажу брака и т.д.);

• различие в методах воспитания (культура родительства, традиции, воспитательная активность и т.п.);

• ценностные ориентации (система ценностей семьи);

• психологический климат (внутрисемейные отношения между супругами, с детьми, старшими родителями, другими родственниками);

• потребности семей и т.д.

Принцип вариативности предполагает адекватное отражение общих, особенных и единичных (частных) качеств процесса воспитания в семьях разного типа. Применение вариативности в воспитании, основанной на принципе учёта индивидуальных особенностей ребёнка, формирует личность самодостаточную, независимую, с высокой самооценкой, ориентированную на активные социальные контакты и действия.

3. Комплексность семейного воспитания — принцип, учитывающий все составляющие процесса воспитания, когда содержание и форма воспитательных действий строятся на основе единой связующей ценностной идеи семьи, формирующей позитивное мировоззрение ребёнка.

Комплексность предполагает интегрирование в воспитательном процессе основополагающих компонентов структуры семейных ценностей и ценностей социального окружения, т.е. передачу ребёнку мировоззренческих принципов семьи при условии их непротиворечивости и согласованности с требованиями современной социальной реальности.

Комплексный подход в семейном воспитании позволяет сформировать лич-

ность ребёнка, ориентированную как на ценности семьи, так и на ценности общества, в котором семья функционирует. При непротиворечивости этих ценностей и их однонаправленности ребёнок в процессе социализации органично согласует свои личные интересы с интересами семьи и требованиями общества.

4. Гуманистическая направленность семейного воспитания, включающая отношение родителей к ребёнку как к равному, самостоятельному члену семейного коллектива; взаимодействие в процессе воспитания на основе субъект-субъектных отношений. Этот принцип создаёт благоприятные условия для формирования личности ребёнка, ориентированной на усвоение позитивных норм и ценностей, декларируемых его семьёй и обществом в целом. Для детей в таком воспитательном пространстве характерно формирование ответственности, умение работать в команде, способность конструктивно строить деловые и личностные отношения. Именно гуманистическая направленность воспитания в семье позволяет «создавать и предлагать смыслы, образы, имиджи, идеалы, так необходимые человечеству, отдельно взятому народу, каждому человеку, который должен увидеть, почувствовать себя человеком, сохраняя достижения прошлого, творя настоящее и проектируя будущее»2.

5. Природосообразность воспитания на основе согласования законов развития общества с законами развития природы, принцип гармоничного сочетания в процессе взросления ребёнка его поведенческих желаний и проявлений с социально-этическими правилами жизни, формирование ресурсосберегающего и природоохранного отношения к окружающей реальности.

В рамках инвайронментального воспитания детей семья формирует их мировоззрение, сочетающее личностно направленные, индивидуализированные интересы ребёнка с бережным отношением к природопользованию и экологически грамотным поведением.

6. Культуросообразность в семейном воспитании должна основываться на учёте общечеловеческих ценностей

и норм, насаждать терпимость к проявлениям иной этнической культуры, стремиться к нахождению баланса разных культур в их проявлениях в современном социально мобильном мире. Сегодня часто наблюдаются ситуации, когда мобильное поведение людей обусловлено не столько их личной волей к изменению налаженного ритма жизни, сколько вызвано неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Техногенные катастрофы, военные действия, безработица, социальная нестабильность и т.п. могут провоцировать миграционное поведение больших людских потоков. Культуросообразный принцип предполагает воспитание в детях толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности, иных традиций, иных культурных проявлений. Исключительное значение для современной педагогической и психологической науки имеет способность улавливать и понимать все изменения в резко изменившейся культурно-исторической ситуации современного социума и его составной части — детстве. Соблюдение принципа культуросообразности в семейном воспитании предполагает приобщение детей и подростков к таким пластам культуры, как: бытовая, физическая, духовная, интеллектуальная, материальная, сексуальная, экономическая, политическая, нравственная, поскольку они являются определяющими в отношении человека к самому себе, людям, социуму, природе.

7. Принцип диалогичности в семейном воспитании в некотором роде близок к принципу гуманистической направленности, поскольку предполагает взаимодействие воспитателя и воспитуемого как равных партнёров. При этом родитель не сколько выдвигает свои воспитательные требования, сколько вызывает ребёнка на диалог, ответную реакцию. Руководствуясь этим принципом, воспитатель проявляет уважение и внимание к воспитуемому, к его интересам, желаниям, увлечениям и, по возможности, корректирует воспитательный процесс в сторону учёта индивидуальных запросов воспитуемого. Отношения с родите-

2 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума//Педаго-гика. 2012. № 1. С. 4.

лями больше не определяются в параметрах «родитель — субъект, ребёнок — объект воспитания». Наблюдается «эффект обратной связи», когда ребёнок всё более занимает положение полноправного субъекта, воздействующего на внутрисемейные ролевые отношения.

8. Принцип личностной ориентированности воспитания в семье, т.е. воспитательный процесс должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных интересов ребёнка, на его развитие. Независимое, личностно ориентированное воспитание создаёт благоприятные условия для свободы развития и самовыражения ребёнка.

Личностная ориентированность в семейном воспитании предполагает создание условий для развития подлинно свободной, высокоморальной, самостоятельно мыслящей личности, успешно овладевающей многообразными видами и формами деятельности.

Личностно ориентированное воспитание в семье формирует независимую личность ребёнка, психологически устойчивую, творчески активную, способную глубоко анализировать и оценивать жизненные ситуации. Воспитание в семье, ориентированное на личностное становление, создаёт условия для преобразования личности ребёнка в социально зрелого индивида.

9. Принцип учёта интересов социального окружения в семейном воспитании. Зная своего ребёнка, его индивидуальные психологические качества, познавательные способности, родители, имея информацию о нормах и правилах социума, прилагают воспитательные усилия для максимальной адаптации развивающейся личности ребёнка к условиям внешней среды. Эффективность

воспитания в этом случае зависит прежде всего от того, насколько внутрисемейная идеология соответствует и отражает ценностные нормы и правила быстро меняющегося, динамично развивающегося социального окружения. С другой стороны, сегодня наблюдается явное противоречие в семейном воспитании, когда родительские ценности, идеалы, которыми живёт старшее поколение, чаще всего не наследуются детьми, оцениваются ими как непригодные для настоящей и будущей жизни. Дело в том, что «нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своём развитии все предшествующие, обладая многими новыми способностями и возможностями»3.

Подводя итог, следует сделать общий вывод. В интересах оптимизации семейного воспитания необходимо, с одной стороны, не абсолютизировать возможность регулирования и управления этим сложным, многообразным процессом, а с другой — не полагаться полностью на спонтанность, саморегуляцию в развитии оптимальных подходов семьи к воспитательной деятельности.

Современный кризис традиционной воспитательной модели социокультурного воспроизводства состоит в том, что простой путь трансляции от взрослых к детям, когда заданные культурой взрослых образцы передаются детям, перестаёт действовать. Появилось множество новых каналов получения информации детьми, успешно конкурирующих с авторитетом семьи. Эти процессы обусловливают усложнение реализации семьёй воспитательной функции как таковой и необходимость введения дополнительных способов анализа путей и средств оптимизации семейного воспитания.

3 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума//Педаго-гика. 2012. № 1. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.