Научная статья на тему 'Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России'

Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Ирина Алексеевна

Многие учёные отмечают взаимообусловленность процессов, проходящих внутри семьи и на уровне государства. С одной стороны, сфера семейного воспитания во многом детерминирована особенностями общества в тот или иной исторический период, а с другой — именно «продукт» семейного воспитания (человек) постепенно становится субъектом общественной жизни и изменяет её в соответствии со своими ценностями и ресурсами, сформированными в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России»



Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России

Ирина Алексеевна Хоменко,

доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук

Многие учёные отмечают взаимообусловленность процессов, проходящих внутри семьи и на уровне государства. С одной стороны, сфера семейного воспитания во многом детерминирована особенностями общества в тот или иной исторический период, а с другой — именно «продукт» семейного воспитания (человек) постепенно становится субъектом общественной жизни и изменяет её в соответствии со своими ценностями и ресурсами, сформированными в семье.

• педагогическая стратегия • семейное воспитание • семейная педагогика • экзистенциально-гуманистический подход

Семья — уникальный социальный институт, отношения в котором являются одним из факторов сохранения и развития национальной культуры, духовности нации. В настоящее время семья переживает не только изменение своего социального статуса и характера взаимодействия с другими агентами социализации детей, но и новый этап становления межличностных отношений между её членами.

Известно, что именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на ребёнка: с первых дней рождения, когда он ещё беспомощен и нуждается в элементарном уходе, начинается строительство его отношений с миром. Именно родители демонстрируют ребёнку разные способы построения собственной жизни, формируют (хотят они того или нет) у него определённое мировоззрение, закладывают фундамент для саморазвития.

Ребёнок XXI века существенно отличается от ребёнка ХХ века как в психологическом, так и в социально-культурном плане. Дети нового века живут в новом информационно-правовом пространстве, они более развиты, у них сильнее различия по уровню благосостояния, рейтингу ценностей, способам освоения мира и мере своей активности в нём.

Современный мир становится всё менее безопасным. Как никогда раньше, актуализируются идеи ответственности человека за те ценности, которые он несёт в общество, за осознание своей миссии и путей самоосуществления. Всё большую актуальность в гуманитарных науках приобретают темы поиска смысла бытия, развития субъект-ности человека, жизнетворчества, а в качестве методологических основ научного познания выступают экзистенциализм и гуманизм.

В педагогике постсоветского периода особенно востребованы гуманистические идеи. Переустройство образовательных систем, изучение специфики взаимодействия субъектов педагогического процесса сделали актуальной сферу семейного воспитания, в которой происходит становление личности, рождённой в период смены социально-экономической и духовной формации.

Воспитательный опыт предыдущих поколений, несмотря на его самоценность, малопригоден к современной социокультурной ситуации. Нынешним родителям сложно разобраться, в каком направлении следует ориентироваться в воспитании собственных детей.

Современная наука пока не обратила своего пристального внимания на то, как проходят эти важные процессы в контексте новой образовательно-культурной парадигмы, какое влияние оказывает на семейное воспитание педагогическое наследие советской эпохи, на каких научно-теоретических основаниях строится развитие современного ребёнка в семье и каким образом современная семья может осуществить свою педагогическую функцию. Роль семьи как социально-педагогического института, выступающего одним из субъектов модернизации российского образования, пока чётко не определена.

Все вышеперечисленные факторы позволяют говорить о наличии противоречий:

• между изменением специфики социальных, психологических и педагогических проблем современного российского общества, обусловленных, в том числе, и проблемами семейного воспитания, — и отсутствием научно-обоснованной стратегии их решения;

• между инновационным развитием педагогической науки в эпоху консолидации всех общественных сил — и значительным отставанием области семейной педагогики как составной части современного гуманитарного знания, в том числе неопределённостью её научного статуса;

• между фактическим включением семьи в образовательный процесс в качестве полноценного (а иногда и приоритетного) субъекта — и недостаточной научно-практической базой для оказания педагогической помощи семье в сфере семейного воспитания и семейного образования;

• между необходимостью воспитания детей субъектами собственной жизни в эпоху рыночной экономики — и отсутствием научно обоснованной стратегии развития субъектности ребёнка в воспитательной практике семьи.

Cемейное воспитание, как сложная система интегрированного типа, требует не только многосторонней оценки и анализа тех изменений, которые происходят с ним сегодня, но и определения научных и практических ориентиров его развития в перспективе. В современной ситуации высокой «мировоззренческой вариативности», диверсификации социальных страт и образовательных систем возрастает запрос семьи, общества и государства на получение нового знания, позволяющего решать актуальные проблемы семейного воспитания.

Неопределённость статуса семейного воспитания в педагогической науке, а также социальные, психологические и педагогические предпосылки, связанные с изменением условий жизни и эволюцией субъектов семейной системы, актуализируют необходимость создания педагогической стратегии развития семейного воспитания, адекватной социокультурным, духовным и педагогическим запросам современного общества.

Традиционно под стратегией понимается общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели1. Соответственно, педагогическая стратегия развития семейного воспитания представляет собой основные направления деятельности субъектов, определяющих характер семейного воспитания и перспективы его развития в современных условиях. К таким субъектам относятся государство, образовательные организации (в лице педагогов) и семья (в лице членов семьи ребёнка).

Структура педагогической стратегии

В ней, помимо субъектов, можно выделить:

• цель, задающую стратегические ориентиры проектирования;

• подходы, на которых строится проектирование (процессуальный и содержательный);

• ресурсно-нормативную базу, задающую границы и возможности проектирования;

• стратегические компоненты, определяющие направления и содержание деятельности субъектов стратегии;

• модель реализации, определяющую взаимосвязь стратегических _ компонентов;

1 ВикипедиЯ: свободная лщиклопедия. • критерии результативности стратегии. URL: http://ш.wikipedia.org/wiki/Стра-

тегия (дата обращения 12.11.2012). Опишем кратко каждый структурный компонент.

Цель проектируемой стратегии — развитие семейного воспитания на разных уровнях жизнедеятельности общества.

Подходы

При проектировании педагогической стратегии развития семейного воспитания мы используем два подхода: процессуальный (определяющий принципы проектирования) и содержательный (определяет содержательное наполнение стратегии).

Поскольку мы рассматриваем семью как сложную систему интегрированного типа (институциональную, психологическую, педагогическую), то в качестве процессуального используем системный подход (Ю.П. Сурмин, Э.Г. Юдин и др.). Опираясь на модель экологических систем («теория социализации и развития ребёнка») У. Бронфенбрен-нера2, мы рассматриваем развитие семейного воспитания на трёх уровнях (макро-, мезо- и микро-):

• государственном (институциональном), поскольку воспитание (в том числе семейное) — одна из сфер государственной политики, что подтверждается принятием соответствующих законодательных актов;

• отраслевом (уровень системы образования), поскольку научные и образовательные организации выступают субъектами реализации

^ государственной семейно-образовательной политики и помогают ^

семье в обучении и воспитании детей, в том числе создают научную базу и готовят кадры для этой деятельности;

• личностном (уровень семьи), так как именно здесь определяется содержание (педагогическая сущность) воспитания детей членами семьи и происходит их всестороннее развитие.

Соответственно, для каждого из этих уровней существует концептуальная основа развития семейного воспитания, один из элементов которой — содержательный подход. В качестве такового, по нашему мнению, должен выступать экзистенциально-гуманистический подход — основной научный подход, учитывающий современные тенденции развития общества как «гуманитарного поля» и человека как социального субъекта и автора собственной жизни (С.Б. Брат-ченко, Д. Бьюджентал, Д.А. Леонтьев, И. Ялом и др.).

Экзистенциально-гуманистический подход реализуется на всех трёх уровнях. ~ ' т ttzt : ,,

2 Bronfenbrenner U. The ecology of human

На уровне общества подразумевается следование devel°pment: experiments by мШге md

design. Cambridge MA: Harvard University

личностно ориентированным принципам, поло- press «979

женным в основу российских и международных 3 См.. «Всеобщая декларация о правах

документов3: гуманизма, сотрудничества, уваже- человека» («948), «Конвенция о правах

ния прав и свобод личности, а также её осознан- ребёнка» («989), «Всеобщая декларация

ности и ответственности за свой выбор. о культурном рмнообрмии» (2°°«).

4 Кувакин В.А. Мировое гуманистическое движение: общая экспозиция. URL: http://www.humanism.ru/move.htm (Дата обращения 12.11.2012)

5 Хоменко И.А. Семья как образовательная система и партнёр школы // Народное образование. 2009. № 8. С. 37-41

6 Хоменко И.А. Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьёй // Человек и образование. 2009. № 2. С. 54-58.

7 Хоменко И.А. К вопросу об экзистенциальном развитии ребёнка как субъекта жизнедеятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №3. С. 376-380; Хоменко ИЛ. К вопросу о формировании резилентности у детей в условиях образовательной практики // Вестник Герценовского университета. 2011. № 9 (95). С.30-36.

8 Это документы, актуализирующие внимание государства к проблемам детства (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998), Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (2006), «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации» (2006), «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2007), «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи» (2007), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (2008), Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010), «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»).

По мнению профессора МГУ В.А. Кувакина, гуманизм как социальное явление — это «стремление объединённых гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством»4.

Система образования — своеобразный проводник, посредник между государством и человеком, поэтому на отраслевом уровне экзистенциально-гуманистический подход реализуется посредством:

• развития процессов гуманизации системы образования (социальное партнёрство, доступность и вариативность образования, его пер_ сонализация, идеология образования, дружественного к семье)5;

• экзистенциально-гуманистической направленности подготовки специалистов к работе с семьёй6.

На уровне семьи экзистенциально-гуманистический подход проявляется в изменении содержания (педагогической сущности) семейного воспитания, учитывающего социально-антропологический и психолого-педагогический контекст современных условий жизни. Более подробно этот подход и использование его идей в теории и практике воспитания изложены автором в статьях7.

Ресурсно-нормативная база

В качестве нормативной базы проектируемой стратегии выступают основополагающие законодательные акты, регламентирующие права, свободы и обязанности субъектов семейного воспитания («Семейный кодекс РФ», «Гражданский кодекс РФ», Закон РФ «Об образовании»), а также федеральные документы «нового времени»8. Рамки данной статьи не позволяют описать все виды ресурсов, имеющихся в России для реализации педагогической стратегии развития семейного воспитания, поэтому остановимся на двух основных.

К первому ресурсу отнесём наличие социально-педагогической инфраструктуры, созданной в последние годы для решения проблем семьи и детства. В частности, в Санкт-Петербурге и других городах создаются районные и городские центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогического и медико-со-

-Q-

циального сопровождения детей, центры по работе с семьёй и молодёжью, центры планирования семьи и репродукции, центры социальной адаптации, на базе которых осуществляется помощь семье в решении проблем семейного воспитания (школы приёмных родителей, родительские клубы и т.д.).

Практика показывает, что научный потенциал в деятельности этих организаций используется редко: отсутствует мониторинг запросов населения, научное обоснование создаваемых программ и подразделений, стратегических перспектив деятельности. Тем не менее, именно эти учреждения могут в первую очередь использоваться в качестве инфраструктурной базы для развития семейного воспитания на государственном уровне.

Второй значимый ресурс — образовательные учреждения всех уровней и видов собственности. Сегодня, в связи с изменением принципов формирования содержания образовательной деятельности, благодаря новым ФГОС появилась возможность ввести в образовательные программы учебные дисциплины «семейно-образо-вательной» тематики, а в содержание внеучебной и воспитательной деятельности — соответствующие мероприятия. Причём эти мероприятия могут быть одним из средств развития социального партнёрства в образовании.

Перейдём к содержательной части проектируемой стратегии. Стратегические компоненты

В соответствии с логикой проектирования педагогической стратегии развития семейного воспитания в России, в рамках системного подхода стратегическими компонентами будут:

• основные направления стратегии: научное и практическое;

• основные уровни реализации стратегии: государственный (институциональный), отраслевой, личностный.

Научное направление подразумевает:

• выявление и анализ разнообразных факторов, оказывающих влияние на развитие семейного воспитания на разных уровнях (как социального института, как педагогического ресурса в системе образования и как реальной воспитательной практики семьи);

• выявление изменений семейного воспитания, детерминирующих социально-педагогический запрос на его многоуровневое развитие, в том числе определение содержательных изменений семейного воспитания на разных уровнях (институциональном, отраслевом, личностном);

• изучение семейного воспитания как междисциплинарного научного объекта, в том числе разработку его теоретико-методологических основ и определение научно-практических перспектив его развития;

О

• проектирование системы мониторинга развития семейного воспитания на разных уровнях;

• разработку научно обоснованных рекомендаций по развитию семейного воспитания на всех уровнях.

Практическое направление подразумевает реализацию стратегии развития семейного воспитания через разнообразные формы (инструменты), предусмотренные для соответствующих уровней.

На государственном (институциональном) уровне в качестве инструментов реализации педагогической стратегии развития семейного воспитания используется разработка различных программ и проектов (федеральных, региональных, городских, муниципальных).

На отраслевом уровне (уровень системы образования) разрабатывается система подготовки специалистов, работающих с семьёй.

На личностном уровне (уровне семьи) на основе экзистенциально-гуманистического подхода создаётся концепция семейного воспитания, позволяющая учесть изменения в современных взглядах на природу человека и его развитие, трансформацию целей семейного воспитания, его субъектов, а также динамику развития семьи как социальной, педагогической и психологической системы. Этот аспект был в своё время предметом исследования автора9.

Модель реализации

Для успешной реализации педагогической стратегии развития семейного воспитания в России необходима разработка модели, включающей обоснование типа взаимосвязи структурных элементов стратегии и последовательность действий, направленных на достижение целей стратегии.

9 Хоменко И.А. Современное состояние проблемы обучения семьи как целостной системы // Образование и семья: проблемы обучения. Материалы Международной научно-практической конференции 25 — 26 марта 2010 года, Санкт-Петербург. СПб: Политехника сервис, 2010. С. 6-12.

Модель реализации педагогической стратегии развития семейного воспитания

В этой модели, отражающей замкнутый и в определённой мере спиралевидный цикл развития семейного воспитания, приоритетное значение имеет такой стратегический компонент, как наука. Именно научный ресурс позволит запустить механизм развития семейного воспитания на всех трёх уровнях: институциональном, отраслевом, личностном.

Научные разработки должны лечь в основу проектирования государственных программ в сфере социальной политики, здравоохранения, правоохранительной деятельности, судопроизводства, атак-же в сфере науки и образования, так как сегодня многие социальные проблемы не могут быть решены из-за недостатка институциональных ресурсов.

Научные исследования — важная часть проектирования системы подготовки специалистов, так как на основе научных результатов формируется содержание образования всех уровней, определяются направления подготовки и вводятся новые должности (специальности).

Наконец, именно научное знание должно стать ответом на актуальные запросы родителей в области семейного воспитания, так как сегодня, в век информационных технологий и огромной педагогической конкуренции источников педагогического знания, у современной семьи возрастает потребность в компетентной «образовательной навигации» в вопросах воспитания детей.

В современной ситуации семья становится всё более влиятельным социальным институтом, который увеличивает своё предствавитель-ство в разных сферах экономики, так как родители и дети — самая обширная группа социальных субъектов (покупателей, пациентов, избирателей и т.д.). Государство (в том числе система образования) может спокойно ждать, когда семейные процессы, находящиеся в латентной стадии, обрушат не только привычный уклад общества, но и экономику в целом. Но если взглянуть на эти процессы системно, есть шанс сделать их более мягкими и управляемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.