Научная статья на тему 'Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития'

Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3267
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Изабелла Федоровна

Место семейного воспитания в современной педагогике. Классификация методов семейного воспитания. Выбор методов семейного воспитания и оценка их результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития»

:37 Page

J

глтамкА

Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования», доктор социологических наук

• семейное воспитание • методы семейного воспитания • классификация методов семейного воспитания • стили семейного воспитания • результативность воспитания

Методом семейного воспитания в современной педагогике является способ взаимодействия родителя-воспитателя с ре-бёнком-воспитуемым. Отличает такое понимание метода от понимания метода семейного воспитания прошлых поколений иной деятельностный подход: понятие «взаимодействие» в современной воспитательной практике пришло на смену понятию «воздействие». Таким образом, коренным образом изменилась сущность процесса семейного воспитания. Произошла смена субъектно-объектных отношений (родитель — субъект, ребёнок — объект) на субъект-субъектные отношения (родитель и ребёнок признаются в равной мере субъектами воспитательного процесса). Признание ребёнка субъектом воспитания предполагает формирование родителем его активной жизненной позиции, ориентированной на самостоятельные действия, самовоспитание, самоактуализацию под контролем и при доброжелательной поддержке со стороны воспитателя-взрослого в семье. В такой ситуации ребёнок приобретает право оспорить аргумент, выдвигаемый родителем и внести свои коррективы в дея-тельностный процесс познания мира и социализации, исходя из собственных желаний и возможностей. Таким образом, личностно-развивающая образовательная стратегия направлена на формирование у ребёнка важных жизненных качеств: избирательности, ответственности за собственные действия, личностной свободы, творческого компонента, рефлексии, волевой саморегуляции и т.п.

:37 Page

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Воспитание детей в семье как направление научного анализа представляет собой часть общей теории семьи и общей теории воспитания. В настоящее время проблема воспитания детей приобретает особую важность в свете принятого российским обществом курса на демократизацию и создание правового государства. Такое целепо-лагание предъявляет дополнительные требования к процессу выбора семьёй методов воспитания детей, поскольку именно на плечи молодого поколения возлагается ответственная задача реализации принимаемых сегодня социальных программ и строительства нового общества.

Каждый участник диады «родители-дети» со временем оказывается в роли как послушного исполнителя, так и держателя власти, воздействующего на отношения, ожидания и поведенческие установки других членов семьи. Если в раннем детском возрасте родители чаще используют свой авторитет, свою власть, то по мере взросления детей воспитательные воздействия родителей всё больше учитывают индивидуальность ребёнка. Постепенно интенсивность факторов, определяющих взаимоотношения родителей и детей, приобретает тенденцию к уравниванию в обоих направлениях, изменяя статус ребёнка и систему личностных связей от субъектно-объектных к субъектно-субъектным. Ребёнок, как и его родители, становится субъектом отношений, воспитывающим своего воспитателя. Отношения с родителями больше не определяются исключительно в параметрах «родители — субъект, ребёнок — объект». Наблюдается эффект обратной связи, где ребёнок всё более занимает положение полноправного субъекта, воздействующего на внутрисемейные ролевые отношения.

Эффективность семейного воспитания напрямую связана с воспитательной идеологией семьи, с её готовностью применять в повседневной практике такие методы воздействия на ребёнка, как поддержка, авторитет, контроль, власть, сотрудничество и т.п. При этом для достижения успеха необходимо учитывать факторы, характеризующие как ребёнка, так и семью: возраст, пол, психологические особенности личности ребёнка, а также структуру семьи (нуклеар-ная-расширенная, полная-неполная и т.д.), демографические параметры её членов (возраст, родственная принадлежность и т.п.).

Индивидуальность ребёнка и семья — два констракта, которых объединяет взаимный интерес, родственная привязанность, зависимость друг от друга, однако в реальности их отношения могут носить противоречивый характер. Поэтому в процессе воспитания ребёнка семья должна исходить из разумного сочетания трёх важных принципов:

1) ребёнок — индивидуальность, имеющая свои физиологические и социальные потребности, которые для достижения успешного воспитания необходимо удовлетворять;

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

2) другие члены семьи также имеют свои потребности, реализация которых позволяет каждому её члену воспринимать себя как индивидуальность, причём осуществление этих потребностей связывается с удовлетворённостью собственной жизнью;

3) семья как целостная система также имеет потребности, удовлетворение которых укрепляет семейный коллектив, создаёт условия для его успешного функционирования как единого организма.

Разумная балансировка потребностей каждой из указанных сторон требуется от родителей не только в целях сохранения внутрисемейных связей и ролей, но и для правильного освоения ребёнком нормативов совместной жизни, для достижения его всестороннего воспитательного результата.

На практике семья осуществляет некий симбиоз, вариативную модель воспитания, обеспечивающую учёт семейной идеологии и базовых личностных качеств ребёнка — в ситуации соблюдения основополагающих социальных норм общества. По существу, производится включение ребёнка с его психологическими и социальными личностными качествами в контекст социальной среды, приспособление индивидуальности ребёнка к социальным условиям и нормативам, выступающим как объективные условия жизнедеятельности. Таким образом, достигается цель свободного развития ребёнка в рамках формирования его социальной ответственности, обретение им прав в условиях выполнения обязанностей.

Классификация методов семейного воспитания строится на принципах выделения общего и особенного, существенного и случайного, определяющих осознанность и эффективность использования данного метода.

Существует множество признаков, которые рассматриваются как основание при выборе классификации методов семейного воспитания. Учитывая многогранность процесса воспитания, чаще всего в педагогике за основу классификации принимается сразу несколько основополагающих признаков результативности воспитательных методов семьи.

Одной из распространённых классификаций методов семейного воспитания является классификация по характеру методов воспитания. Характер методов семейного воспитания включает использование таких качеств, как направленность, применимость, особенность, а также деятельностные характеристики: убеждение, стимулирование и организацию деятельности ребёнка.

Ещё одно, часто используемое основание для классификации методов семейного воспитания — результативность воздействия на вос-питуемого, в рамках которого рассматриваются два направления:

1) воспитание нравственных установок, ценностей, понятий, мотивов;

2) формирование поведенческих привычек, типа поведения.

:37 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Наиболее объективной и удобной на сегодняшний день признаётся специалистами-педагогами классификация методов семейного воспитания, основанная на интеграции целей, содержания и стимулирования этого процесса. В соответствии с такими интегративны-ми составляющими данной классификации выделяются три группы методов воспитания. В рамках достижения целей формирования сознания ребёнка используются методы убеждения: рассказ, объяснение, беседа на этическую тему, увещевание, внушение, личный пример родителей и т.п.

В рамках содержания семейного воспитания, формирования у ребёнка опыта поведения в жизненных ситуациях используются такие методы: моделирование воспитывающих ситуаций, поручение, учёт общественного мнения, приучение, повторные закрепляющие упражнения деятельности для формирования навыков и привычек.

В рамках направленности на стимулирование деятельности ребёнка в процессе воспитания применяются методы поощрения, наказания, соревнования.

Формирование сознания ребёнка как основа цели семейного воспитания направлено на создание у ребёнка системы устойчивых убеждений. Одним из эффективных воспитательных методов этого ряда является рассказ (как устный, изложенный родителем, так и печатный из источников в художественной литературе). Рассказ служит для получения ребёнком нового знания, обогащает личностный жизненный опыт ребёнка, эмоционально обогащает его, выполняет функцию положительного примера в воспитании. И.П. Подласый определяет эффективность воспитательного воздействия рассказа по следующим позициям:

1. Рассказ должен соответствовать жизненному социальному опыту ребёнка.

2. Восприятие рассказа ребёнком усиливается в ситуации благоприятной окружающей среды (уютная комната, природный компонент, музыкальное сопровождение, иллюстрация художественными произведениями и т.д.).

3. Рассказ требует владения словом со стороны родителя, его умения красноречиво и увлекательно излагать содержание, поддерживать интригу.

4. Рассказ должен переживаться слушающим ребёнком, быть эмоционально близким и понятным ему. Родителю необходимо позаботиться о том, чтобы впечатления от рассказа сохранялись в памяти ребёнка как можно дольше.

Следующим методом воспитания, направленным на формирование сознания и убеждений ребёнка, является объяснение (разъяснение). Применение этого метода напрямую связано с возрастной принадлежностью ребёнка: для дошкольников и младших школьников до-

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

статочно сказать: «Все так делают». При воспитании подростка родителям необходимо применять методы разъяснения причины и следствия, почему надо сделать так, а не иначе. Применение этого метода основывается на знании родителем личностных качеств ребёнка, на его эмоционально-психологических особенностях.

Беседа на этическую тему — метод, предполагающий активный двухсторонний процесс взаимодействия родителя и ребёнка, в рамках которого воспитатель учитывает мнение и точку зрения ребёнка на обсуждаемую нравственную, моральную, этическую проблему. Целью беседы на этическую тему является закрепление в ребёнке нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа должна производиться с учётом соблюдения ряда условий, сформулированных И.П. Подласым:

• беседа не должна производиться по заранее составленному сценарию и предполагает свободный обмен мнениями между родителем и ребёнком;

• она должна носить диалоговый характер и не превращаться в лекцию родителя;

• она должна быть на тему близкую и понятную ребёнку, с учётом его реального опыта;

• родитель в ходе беседы должен подвести ребёнка к правильному выводу, принятому им самостоятельно, но на основе управления беседой со стороны взрослого.

Особенно сложным представляется проведение этической беседы с провинившимся ребёнком. Разговор должен носить задушевный характер, не ущемлять самолюбия и чувства собственного достоинства ребёнка. Важна при этом глубокая включённость родителя в обсуждаемую проблему, понимание ребёнком, что родитель действительно огорчён ситуацией и хочет помочь найти правильный выход.

В практике семейного воспитания значительное распространение имеет ещё один метод, не всегда осознаваемый родителями, однако весьма действенный. Это метод личного примера, наиболее часто заимствуемый детьми в семье. Пример родителей даёт ребёнку конкретные образцы для подражания, формирует чувства, убеждения, активизирует деятельность. Следствием примера родителей для ребёнка является механизм подражания. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте детей подражательность носит непосредственный характер копирования поведенческих действий родителей, то в среднем и старшем подростковом возрасте по мере накопления социального опыта подражательность ребёнка родителям становится избирательной, критически переосмысливается, приобретает всё более индивидуализированные черты, отражает его собственные взгляды и суждения. Следует отметить, что подражание родителям может иметь для ребёнка как позитивные, так и не-

:37 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

гативные последствия. В частности, неблагополучная семья (алкогольная, наркозависимая, криминогенная) может столь же успешно выполнять для ребёнка функцию образца для подражания. Таким образом, успешность усвоения ребёнком родительского примера в процессе социализации в семье непосредственно зависит от личных качеств родителей, их поведения, авторитета, мировоззрения, заинтересованного отношения к ребёнку.

В рамках формирования опыта поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, организации его деятельности главным качественным отличием методов семейного воспитания является их связь с практикой, с развитием навыков практической деятельности ребёнка. Известно, что первое условие социализации ребёнка — его успешное включение в многоплановые отношения с другими людьми, в коллективное взаимодействие.

Способ освоения навыков общественного поведения приобретается ребёнком в процессе применения к нему метода многократного повторения упражнений, определённого действия, доведённого таким образом до автоматизма. В результате у ребёнка под действием многократных упражнений формируются устойчивые качества, именуемые навыками и привычками. Результативность этого метода зависит от наличия системы постепенно усложняемых упражнений, их содержания, доступности и посильности для ребёнка, объёма, частоты повторений, контроля и коррекции в соответствии с личностными особенностями ребёнка. Чем сложнее заданное родителями к усвоению личностное качество ребёнка, тем чаще следует родителям повторять упражнение для закрепления в качестве устойчивой привычки.

Формирование навыков и привычек будет тем успешнее, чем раньше родители начинают приобщать ребёнка к упражнениям по их усвоению. Упражнения позволяют сформировать многие личностные качества: умение противостоять трудностям, контролировать свои действия, тормозить несвоевременные желания, формируют такие черты характера, как самоконтроль, организованность, дисциплина, культура общения и т.п.

Ещё один метод формирования родителями у ребёнка опыта общественно одобряемого поведения — это требование, которое может быть направлено на стимулирование или торможение той или иной деятельности воспитанника. Различают два вида требований: прямое требование и косвенное требование. В первом случае (прямое требование) ребёнку адресуются конкретные, точно сформулированные указания действия, во втором случае (косвенное требование) родители должны продемонстрировать навыки психологического воздействия на ребёнка, мобилизуя такие его качества, как переживания, эмпатия, интересы и т.п. К таким формам психологического воздействия относятся: требование-совет, требование-игра, демонстрация доверия, просьба.

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

Требование-совет как метод воспитательного воздействия на ребёнка может быть эффективным в ситуации, когда авторитет родителя для ребёнка непререкаем и ребёнок видит в родителе человека, обладающего большим жизненным опытом, и дорожит его мнением.

Требование-игра предлагает ребёнку правильный выбор поведения в игровой форме.

Требование демонстрацией доверия позволяет родителю формировать в нём чувство ответственности, высокую самооценку.

Требование-просьба мобилизует эмоциональную составляющую отношений «родитель-ребёнок», воспитывает чувство взаимного уважения, сотрудничества, равноправия.

К методам организации деятельности ребёнка и формирования опыта его поведения относится также метод поручений, способствующий целенаправленному формированию у ребёнка определённых неразвитых качеств.

Последней составляющей данной классификации методов семейного воспитания является группа методов стимулирования деятельности ребёнка. Стимулирование деятельности родителями производится в процессе побуждения (ускорения или торможения) определённых поведенческих проявлений ребёнка. В числе наиболее распространённых положительных стимулов, побуждающих ребёнка к активизации действия, следует рассматривать метод поощрения. Действие метода поощрения в семейном воспитании основано на возбуждении у ребёнка стремления к действию в нужном направлении с целью получения положительных эмоций.

Стимулирование деятельности ребёнка достигается также посредством одобрения, которое выражается родителями как непосредственно — положительной оценкой поведения воспитанника, так и опосредованно — оказанием доверия ребёнку в виде повторного поручения на то же действие. В применении данного метода (как и во всех прочих) необходима последовательность положительных оценок родителей и их постоянная заинтересованность в действиях ребёнка.

Активная дискуссия происходит сегодня в современной педагогике по поводу применения методов наказания. Существуют полярно противоположные позиции специалистов в семейной педагогике относительно правомочности применения метода наказания как воспитательной меры. В ряде случаев предлагается ужесточить наказание к детям в связи с усложнением социального фона, возрастанием ситуаций риска и падением авторитета родителей в условиях становления рыночных отношений в России.

Другая сторона, в лице гуманистической педагогики утверждает, что наказание как мера воспитания лишает детей свободы самовы-

Активная дискуссия происходит сегодня в современной педагогике по поводу применения методов наказания.

:37 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ражения. В рамках этой позиции предлагается рассматривать интенсивность применения метода наказания к детям в обществе как критерий уровня его гуманизации, демократичности и приближения к идеалу. Однако при этом существует опасность, что ребёнок воспримет такое терпимое отношение к себе как вседозволенность и отсутствие ответственности за свои поведенческие отклонения. Должна соблюдаться формула «проступок-наказание» как неизбежное следствие.

Цель применения метода наказания в семейном воспитании состоит в предупреждении нежелательных поступков ребёнка. Эффективность применения метода наказания в семейном воспитании обусловлена следующими условиями:

1) все взрослые члены семьи должны демонстрировать единодушие в применении наказательной меры к ребёнку;

2) наказание действенно, если оно понятно ребёнку и он знает о его справедливости;

3) наказывая ребёнка, взрослые в семье не должны применять оскорбительные выражения;

4) в ситуации наказания родителям необходимо соблюдать принцип последовательности «проступок-наказание»; один и тот же проступок ребёнка должен обязательно сопровождаться наказанием;

5) при определении меры наказания родитель должен идти от «наказания как торможения отрицательных поступков ребёнка» к «наказанию как формированию определённых положительных качеств»;

6) интенсивность наказания родителем должна строиться с учётом обстоятельств и причин, вызвавших негативный поступок ребёнка, и требует досконального анализа воспитателем конфликтной ситуации;

7) наказание как воспитательная мера должно максимально исключать вероятность ошибочных действий родителя по отношению к ребёнку, неправильной оценки его проступка; необходима полная ясность в создавшейся ситуации и обретение воспитателем полной уверенности в справедливости и полезности наказательных мер;

8) наказание должно носить строго индивидуализированный характер в отношении наказуемого с учётом его личностного восприятия тех или иных мер (например, лишение права пользования Интернетом, просмотра любимых телепрограмм, общения с друзьями во дворе, других удовольствий и развлечений);

9) личностный подход к воспитанию предполагает разъяснение родителем ребёнку, почему он вынужден применить к нему меру наказания (ребёнок должен усвоить причинно-следственные связи своих поведенческих отклонений);

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

10) применение наказательных мер к ребёнку в семье предполагает наличие у родителя первичных знаний о детской психологии, определённой педагогической грамотности (исходя из этого, представляется весьма важной готовность родителя к сотрудничеству с педагогическим коллективом дошкольной или школьной образовательной организации с целью получения необходимых консультаций);

11) сотрудничество родителей с образовательной организацией предполагает также их единодушие при применении наказательных мер к ребёнку в дошкольном или школьном учреждении (весьма вредно для воспитательного результата, если родители в такой ситуации берут ребёнка под покровительство и выражают несогласие с наказа-тельными мерами педагогов).

Одним из важных личностных качеств в современном рыночном российском обществе становится конкурентоспособность, стремление к лидерству. Семья в своих воспитательных действиях по отношению к детям постепенно осваивает этот принцип и пытается его культивировать. Детям и подросткам объективно свойственно формировать в себе такие качества для утверждения себя среди ровесников. В детском возрасте культивирование этой потребности определяется и закрепляется через соревновательные действия, рассматриваемые педагогикой воспитания как ещё один метод стимулирования деятельности ребёнка в процессе семейного воспитания. Соревнование как воспитательный метод применяется родителями для формирования у ребёнка духа соперничества, стремления к первенству, конкурентоспособности. В условиях кардинальной смены воспитательных стратегий в российском обществе эти качества личности приобретают ведущую роль, обеспечивая ребёнку в дальнейшем жизненный успех, способность «держать удар» и добиваться поставленной цели. Соревнование предполагает наличие группы ровесников, которые решают вопросы

Одним из важныхлич-

распределения статусных ролей в молодёжной среде.

ностных качеств в современном рьшоЧном В рамках семьи соревнование как воспитательный

российском обществе метод реализуется родителями п°средств°м стимулирования в ребёнке потребности к соперничеству

становится конкуюен-

с другими детьми для достижения первенства в фи-тоспособность, стрем- зической, интеллектуальной, нравственной и т.д. под-ление к лидерству. Се- готовке. Определение цели, задачи и результатов со-мья в своих ревновательных действий производится совместно воспитательных дей- с ребёнком. Соревнование как метод семейного вос-ствиях па отношению питания приучает подрастающее поколение к новым к детям постепенно ос- принципам жизнеустройства: необходимости с детства активно бороться за своё будущее, за жизнен-

ваивает этот принцип

ный успех. Эффективность метода соревнования во и пытается его культи- многом определяется уровнем включённости ребён-вировать. ка в деятельностный процесс и прежде всего — в про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:37 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

-Q-

цесс определения целей и задач, а также планирования результатов.

В последние годы в связи с развитием в России рыночных отношений и усилением конкурентности на рынке труда всё большее распространение приобретает субъектно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения детей. Внедрение этого метода воспитания в повседневную жизнь семьи обусловлено тем, что с каждым годом становится всё очевиднее, что невоспитанность, необразованность, несоблюдение правил и норм жизни приводят человека к полной личностной несостоятельности и, в конечном счёте, к экономическим потерям. С учётом превалирования сегодня экономического фактора в структуре жизненного успеха такое социально неоправданное поведение личности становится общественно неодобряемым в массовом порядке. Субъектно-прагматический метод воспитания позволяет родителям убедить ребёнка в том, что плохо воспитанные, малообразованные члены современного общества с высокой долей вероятности попадут в ряды низкооплачиваемых, маргинальных групп, пополнят ряды безработных. Этим обусловлено культивирование родителями в ребёнке личностных качеств субъектно-прагматической направленности, предполагающей:

• чёткое определение прав и обязанностей родителей и воспитуемых;

• направление интересов ребёнка (чаще на платной основе) в прагматическое русло;

• целенаправленное и систематичное отслеживание развития тех или иных личностных качеств ребёнка в динамике его взросления;

• использование новейших технических средств для определения тенденции индивидуального развития ребёнка и т.п.

Специалисты прогнозируют массовое распространение использования субъектно-прагматического метода в семейном воспитании в последующие годы. Однако они признают, что излишнее увлечение семьёй воспитательным методом неизбежно приведёт к обеднению эмоциональной составляющей семейных отношений, внесёт в семью высокую долю практицизма и взаимного расчёта. А это негативно повлияет на устойчивую тенденцию эмоциональной привязанности между поколениями в российской семье.

Классификация методов семейного воспитания может производиться в современной отечественной педагогике на основе их направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную характеристики. Та кая классификация включает три группы методов воспитания, при нимаемых нами в качестве методов семейного воспитания детей:

Специалисты прогнозируют массовое распространение использования

субъектно-прагмати-ческого метода в семейном воспитании в последующие годы. Однако они признают, что излишнее увлечение семьёй воспитательным методом неизбежно приведёт к обеднениюэмоцио-нальной составляющей семейных отношений, внесёт в семью высокую долю практицизма и взаимного расчёта.

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

1. Методы формирования личностной системы убеждений ребёнка.

2. Методы организации его деятельности.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности ребёнка.

Первая группа методов, предназначенная для формирования убеждений ребёнка, включает такие педагогические подходы, как личный визуальный пример родителей, пример исторических личностей, литературных персонажей, рассказ-быль на избранную этическую тему, разъяснения родителей по поводу конкретных поведенческих поступков ребёнка, увещевания, предостережёния и наставления. Каждый из перечисленных методов формирования убеждений ребёнка оказывает определённое воздействие на формирование его личностных качеств. Ведущим методом в данной группе выступает личный пример родителей, основанный на известном психологическом свойстве: сюжеты и явления, воспринимаемые зрительно, сохраняются в сознании ребёнка автоматически, без труда с его стороны, поскольку в отличие от вербальных приёмов не требуют «раскодирования или перекодирования». Визуальный пример родителей наиболее успешно решает проблему образца подражания для ребёнка.

Достаточно значимыми методами формирования убеждений у ребёнка, особенно на этапе первичного структурирования его личности — на этапе младшего школьного возраста являются примеры поведения героев фильмов, исторических личностей, персонажей-победителей экстремальных жизненных ситуаций и т.п. Психологическая основа их взаимодействия — принцип подражания, характерный для поведения детей на этапе их личностного формирования. Отсюда — особую важность приобретает в семейном воспитании забота родителей окружать ребёнка с младенчества положительными примерами для подражания.

Не менее важным представляется использование в воспитательной практике семьи примеров негативного характера — для совместного обсуждения родителя с ребёнком и формирования у воспиту-емого устойчивого негативного отношения к таким поведенческим проявлениям.

Ещё одним воспитательным методом данной группы является рассказ-быль, имеющий нравственное содержание. Такой рассказ выполняет функцию положительного примера поведения для воспи-туемого, обогащает ребёнка нравственным опытом других людей.

Следующим методом в группе формирования убеждений ребёнка можно считать метод разъяснения, отличие которого состоит в его использовании для детей с конкретными личностными качествами (по возрасту, принадлежности к разной субкультуре, социальной информированности и т.п.). Разъяснение тех или иных жизненных сюжетов для ребёнка-дошкольника и ребёнка-подростка будут отличаться как по форме, так и по содержанию. В первом случае доста-

:37 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

-Q-

точно сказать ребёнку, как следует поступать; во втором случае (с подростком) необходимо разъяснение причин: почему следует поступать именно так, а не иначе.

Другой метод — увещевание — отличается от разъяснения тем, что сочетает его с просьбой. Эффективность применения этого метода во многом определяется уровнем авторитета родителя в глазах ребёнка и его умением использовать в беседе с ребёнком его положительные качества, похвалу, обращение к его чувству собственного достоинства.

В ситуации, когда имеют место недостатки ребёнка или негативное воздействие на него, родители используют такие методы убеждения, как предостережение и (или) наставление. При этом метод предостережения должен носить строго дозированный характер и применяться лишь в крайних случаях. Частое применение данного метода может сформировать у ребёнка девальвацию отношения к родительским усилиям, снизить воспитательный эффект и породить ситуацию риска. Применяя тактику предосте-режёния и сопутствующего ему наставления, родителям не следует прибегать к преувеличениям опасности для ребёнка в сложившейся проблемной ситуации, поскольку ребёнок, узнав про обман, перестаёт доверять своим родителям. Предостережение со стороны родителей действует особенно эффективно, если субъект воспитания использует примеры из личной практики воспитуемого. Родителям следует избегать предостережений по поводу таких нежелательных сюжетов или предметов, которые ребёнку пока не известны и информация, ему сообщаемая может вызвать у него нездоровый интерес к данному сюжету. Задача родителей состоит в уменьшении привлекательности для ребёнка такой информации, поэтому им следует делать акцент на её возможных негативных последствиях.

Метод предостережения должен носить строго дозированный характер и применяться лишь в крайних случаях. Частое применение данного метода может сформировать у ребёнка девальвацию отношения к родительским усилиям, снизить воспитательный эффект и породить ситуацию риска.

-е-

Выбор методов семейного воспитания

Выбор современных методов семейного воспитания определяется целью, избираемой семьёй в качестве руководства к действию. На выбор методов воспитания родителями в семье оказывает влияние ряд факторов:

1. Методы семейного воспитания должны быть увязаны с содержанием, которое семья принимает в качестве смыслового ориентира при осуществлении воспитательных акций к своим детям.

2. Выбор родителями методов воспитания должен коррелировать с возрастом воспитуемого, учитывая уровень его психологического, социального и нравственного развития.

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

3. Выбор методов воспитания должен производиться родителями с учётом индивидуальных и личностных особенностей ребёнка на основе использования гуманистических принципов воздействия и при соблюдении наилучших условий для развития ребёнком своих способностей и реализации собственных устремлений и интересов.

4. Выбор методов воспитания должен производиться с учётом сложившихся в семейной группе межпоколенных отношений: уровня доверия, авторитета родителей в глазах ребёнка, уровня контроля и поддержки детей взрослыми в семье, включённостью родителей в дела детей, наличием/отсутствием конфликтов родителей с детьми и т.п.

5. Выбор методов семейного воспитания напрямую связан с уровнем педагогической грамотности родителей. Низкая воспитательная грамотность может стать причиной ошибок родителей в выборе методов воспитания детей и, как следствие, привести к низкой воспитательной результативности.

6. Выбор методов воспитания должен сопровождаться пониманием родителями последствий его применения, т.е. учитывать ожидаемый воспитательный результат.

7. Выбор конкретного метода воспитания должен производиться родителями в логической связи с другими методами воспитания — при условии их взаимной дополняемости и результативности, т.е. в системном сочетании.

8. Выбор метода воспитания семьёй должен строиться с учётом реальности условий его осуществления. Нельзя ожидать от ребёнка выполнения каких-либо действий, недоступных ему по возрасту, состоянию здоровья и т.п. Действие воспитательного метода в такой ситуации останется безрезультатным, поскольку нет необходимых условий для его реализации.

Методы семейного воспитания условно подразделяются на сильнодействующие и щадящие. Сильнодействующие методы предполагают наказание и принуждение как физического, так и психологического характера, носят насильственный характер и служат для искоренения нежелательных с точки зрения семьи поведенческих проявлений ребёнка. Щадящие методы предполагают разъяснение, увещевание, убеждение, поощрение, одобрение. Выбор метода воспитательного воздействия родителем зависит от идеологии семьи в ценностно-нравственной сфере и принятого в ней стиля воспитания.

Выбор методов семейного воспитания во многом определяется личностными ресурсами семьи, в частности, её демографическими характеристиками: полная — неполная семья, расширенная — нукле-арная, монородительская — полиродительская (повторный брак),

:37 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

малодетная — многодетная, а также социальными характеристиками: состоянием здоровья, уровнем образования взрослых членов, уровнем притязаний родителей в своей карьере, ожиданиями в достижениях детей и, в целом, системой ценностей, декларируемых семьёй.

На выбор методов семейного воспитания во многом влияет семейная идеология, определяющая стиль взаимодействия родителей с детьми — авторитарный или демократический. Авторитарный стиль семейного воспитания ориентирован на использование жёстких методов, направленных на подчинение младших старшим, максимальное пресечение инициативы детей, требование к детям неукоснительного выполнения предлагаемых старшими условий. Такая деструктивная система методов семейного воспитания приводит к формированию у детей отчуждения, враждебности к старшим в семье, чувства собственной незначимости, одиночества, отсутствия любви, суицидальных наклонностей и т.п.

В противоположность авторитарному стилю воспитания, демократический стиль взаимодействия поколений родителей и детей в семье характеризуется стремлением старших создать атмосферу доверия, поддержки, теплоты и поощрения личной инициативы детей. Любые требования взрослых излагаются в форме пожеланий и ожиданий к детям и сопровождаются объяснением причины таких требований. Контроль за поведенческими проявлениями детей осуществляется родителями в сочетании с демонстрацией доверия. Взаимодействие родителей с детьми носит двухсторонний характер, т.е. осуществляется в равной мере от родителей — детям и от детей — родителям.

Необходимо заметить, что предпочтение родителями демократического или авторитарного стиля воспитания не носит жёстко регламентированный характер. В обычной семейной практике родители используют определённое сочетание методов демократической и авторитарной направленности, в зависимости от обстоятельств. Часто на компромиссность вариантов воспитательных методов в семье влияет фактор гендерной принадлежности воспитателя и воспитуемого: отец чаще использует требовательность и авторитарный подход, особенно к сыну. Мать больше демонстрирует мягкость, нежность, сочувствие при выборе методов воспитания детей.

Оценка результативности методов семейного воспитания

Оценка результативности используемых методов в практике семейного воспитания производится с помощью соответствующих педагогических подходов. Одним из распространённых в педагогике подходов к оценке качества применяемых методов является аксиологический подход. В рамках этого подхода цели семейного воспитания определяются через ценностную систему семьи в её вза-

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

имодействии с ребёнком. Предполагается, что именно усвоенные ребёнком ценностные ориентации — существенная составляющая воспитательных результатов семьи. Аксиологический подход основывается на выделении двух аспектов оценки качества воспитательных результатов родителей в семье: 1) оценка ценностного содержания воспитательного процесса; 2) оценка уровня усвояемости, преемственности ценностной системы семьи детьми, формирование воспитуемыми собственных ценностных ориентаций на основе семейных ценностей.

Другим традиционным подходом к оценке эффективности используемых методов семейного воспитания является деятельностный подход. В условиях трансформации российского общества, его перехода на рыночные экономические условия усвоение ребёнком принципов активной деятельности в ситуации конкретной постановки цели — ключевой фактор семейного воспитания. Воспитание в ребёнке инициативы, самостоятельности, активности предполагает процесс совместной деятельности воспитателя и воспитуемо-го: совместного познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, художественного творчества и т.п. В процессе взаимодействия двух поколений и научения родителем ребёнка различным де-ятельностным составляющим происходит изменений ролей — ребёнок из обучаемого объекта действия постепенно становится активным субъектом действия, что собственно и является целью воспитательного процесса. Оценка эффективности применения методов семейного воспитания в данном случае идёт по пути выявления степени усвоенности ребёнком различных видов деятельности. Роль родителя состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для приобретения детьми опыта социально значимых знаний и действий. Деятельностный подход позволяет оценить уровень организации родителем совместной деятельности с ребёнком как деятельности воспитывающей.

Следующий подход, используемый для оценки результативности методов семейного воспитания — это системный подход. Рассматривая семейное воспитание как систему, системный подход учитывает все компоненты воспитания не изолированно, по отдельности каждый, а в их взаимосвязи. Это позволяет оценивать результативность применения методов семейного воспитания не фрагментарно (отдельно цели, задачи, формы и т.д.), а в целостном выражении. Системный подход позволяет оценить эффективность методов семейного воспитания в системности их применения и таким образом поднять воспитание в семье на новый качественный уровень.

Основные принципы оценки эффективности применяемых в семье методов воспитания

1. Принцип развивающего характера методов семейного воспитания. Основное назначение — способствовать развитию функции воспитания в семье, наряду с развитием других семейных функций.

:37 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Это значит, что результаты воспитательных действий семьи будут использованы для обнаружения проблем, с которыми родителям предстоит работать дальше. Развивающий характер предполагает учёт родителями выявленных проблем для грамотной постановки последующих задач воспитания детей, для применения адекватных методов воспитательных действий и улучшения их результатов.

2. Принцип разделённой ответственности за качество воспитания. Сегодня семья традиционно является первым субъектом воспитания детей. Однако с взрослением детей воспитательная роль семьи несколько нивелируется, на воспитательном пространстве появляются новые субъекты: дошкольные, школьные, внешкольные образовательные организации и учреждения дополнительного образования, СМИ, общественные организации и т.п. Наконец, большую воспитательную роль играет внедомашняя социальная среда: сверстники, социальное окружение. Поэтому применительно к оценке эффективности методов следует говорить о разделённой ответственности за результат семейного воспитания.

3. Принцип приоритета внутренней оценки результатов семейного воспитания. Внутрисемейная оценка эффективности произведённых воспитательных мер предполагает, что она производится членами семьи — субъектами воспитания в виде самооценки. Такой принцип оценки результатов воспитания позволяет, во-первых, повысить её объективность. Во-вторых, принцип внутренней оценки позволяет восстановить согласованность воспитательных действий между взрослыми членами семьи при наличии разногласий. В-третьих — усилить действие факторов, мотивирующих ребёнка на усвоение воспитательных мер родителей. В-четвёртых, исходя из условия добровольности внутренней оценки родителями эффективности своего воспитательного участия, это позволяет им использовать результаты непосредственно для совершенствования качества воспитания в своей деятельности.

4. Принцип гуманистической направленности оценки результатов воспитания предполагает наличие доверительных отношений к участникам воспитательного процесса: как к родителям, так и к детям. Оценка качества семейного воспитания не должна предполагать сравнение детей в семье друг с другом, дистанцирования кого-либо из членов семьи от выявленных в ходе оценки проблем и перекладывания ответственности за эти проблемы на других взрослых в семье.

5. Принцип оценки качества воспитанности ребёнка исходит из оценки достижений семьёй основных поставленных целей воспитания. При этом используются такие показатели:

• усвоение ребёнком основных социально значимых знаний (нормы и правила поведения, семейные традиции и т.д.);

• формирование у ребёнка позитивного отношения к базовым семейным и общественным ценностям;

:37 ?age

J

И.Ф. Дементьева. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития

• приобретение ребёнком опыта социально значимых действий.

6. Принцип оценки уровня воспитательной грамотности родителей, о котором можно судить по факту решения семьёй основных целей семейного воспитания. Показателями оценки воспитательной грамотности родителей являются:

• соответствие методов воспитательной деятельности родителей целям семейного воспитания;

• адекватность и избирательность методов воспитания, применяемых семьёй к детям;

• использование родителями психолого-педагогических служб консультирования по вопросам воспитания детей.

Возвращаясь к взаимосвязи рыночной экономики последних лет с российской семьёй, психологией семьи в сфере воспитания, приходим к следующим выводам:

• В России продолжаются экономические преобразования, непосредственно воздействующие на положение семьи (например, меры последних лет по стимулированию рождаемости, поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне, ипотечное кредитование семьи по улучшению её жилищных условий и т.п.).

• В то же время на фоне позитивных экономических мер поддержки семьи продолжают сохраняться негативные социальные тенденции — растёт подростковая наркомания, продолжает сохраняться высокая рождаемость среди несовершеннолетних, наблюдается в массовом порядке насилие в отношении детей в семье, не закрыт вопрос о наличии детской безнадзорности и беспризорности, неуклонно растёт число детей-социальных сирот, по-прежнему первое место в мире принадлежит России по подростковому суициду, нет тенденции к сокращению подростковой преступности и т.п.

• Все эти негативные социальные процессы, безусловно, связаны с издержками в современном семейном воспитании, с недооценкой семьёй своей роли и социальной ответственности за воспитание детей в изменившихся условиях российской жизни.

• Современный кризис традиционных воспитательных методов социокультурного воспроизводства нового поколения состоит в том, что простой путь трансляции от взрослых к детям, когда заданные культурой взрослых образцы передаются детям, больше не работают. Появилось множество новых каналов получения информации детьми, успешно конкурирующих с авторитетом семьи. Эти процессы обусловливают усложнение реализации семьёй воспитательной функции как таковой, и необходимость введения дополнительных индикаторов для анализа целей и методов семейного воспитания детей.

-Q-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.