Научная статья на тему 'Воспитательные целедостижения российской семьи в условиях глобализации'

Воспитательные целедостижения российской семьи в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТИ / CHILDREN / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / GOALS AND METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Федоровна

Природа современного детства и родительства. Изменения целей и методов воспитания детей в семье. Основные качественные изменения жизнедеятельности российской семьи как института воспитания детей в связи с наступлением глобализации. Сравнительный анализ трансформации целей семейного воспитания в эпоху социализма и в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные целедостижения российской семьи в условиях глобализации»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЯ российской семьи в условиях глобализации

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», доктор социологических наук

В отечественной научной литературе существует мнение о том, что использование западных моделей глобализационного развития на российской почве носит условный и декларативный характер, поскольку происходит навязывание чуждых концепций,

« « 1 и

игнорирующих отечественный исторический опыт . В качестве примера указываются особенности национально-этнической ментальности россиян, для которых исторически близок приоритет коллективистских ценностей над индивидуалистическими в отличие от западных концепций глобализации, основанных на первичности интересов личности, субъекта. Переориентация россиян на западные ценности по этому показателю носит, по мнению учёных, искусственно навязываемую форму и может спровоцировать определённые социальные противоречия в российском обществе и семье.

• глобализация • семья • дети • семейное воспитание • семейные ценности

• цели и методы воспитания

Т!

радиционная ориентация россиян на коллективистские ценности корректирует и их отношение к ценности личной свободы, также декларируемой в рамках теории глобализации и рассматриваемой глобалистами в качестве ведущего критерия оценки уровня общественного развития. Для российского менталитета характерно скорее отношение к личной свободе как результату высокого уровня совершенствования общества в целом: не столько свобода отдельного индивида, сколько свобода всех граждан.

По-разному понимают глобалисты и россияне проблему глобального образовательно-воспитательного пространства в связи

с несовпадением понятий идентичности и самоидентификации.

Идентичность, определяемая западными учёными как основа социальной интеграции, в глобализирующемся обществе представляет собой бегство от индивидуально переживаемых страхов, от одиночества в сообщество лиц, переживающих те же личностные проблемы. Идентичность, таким образом, — «короткий отдых от одиночества»2. В отличие от западных сообществ для большинства россиян актуальна идентификация по признакам религиозной,

1 Ларионова Т.В. К проблеме устойчивости образовательных систем в глобально-региональном мироустройстве // Философия образования. —

2013. — № 1. — С. 10.

2 Бауман З. Индивидуализированное общество.—

М.: Логос, 2002. — С. 191.

культурной, национальной, этнической общности. На этом фоне возникает проблема содержания воспитательного процесса российской семьи, которая, с одной стороны, представляет ячейку современного глобализирующегося общества, а с другой — не может отрешиться от традиционных принципов самоидентификации при транслировании своего социального опыта подрастающему поколению.

Одним из существенных проявлений глобализации в рамках конкретной российской семьи являются реформы образования, цель которых — сближение образовательных систем России и развитых европейских государств (Болонская система, ЕГЭ). Эти реформы носят противоречивый характер, поскольку эффективность их для российского образования не всегда очевидна, а результаты внедрения новых образовательных программ не однозначны.

Российские семьи рассматривают реформы системы образования последних лет как искусственно навязанные и усложняющие процесс получения детьми качественного образования и их профессиональной подготовки. В результате беспрецедентного давления на семью посредством новых требований в сфере образования семейное воспитание претерпевает существенную деформацию, связанную с невозможностью для родителей строить осознанный и логически выверенный воспитательный процесс.

Интенсивные процессы трансформации, происходящие в российском обществе, привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач, содержания, методов семейного воспитания.

Одним из существенных признаков интенсификации социальных процессов, характеризующих развитие мирового сообщества в направлении глобализации, стали информационные сети, объединяющие деятельность громадных масс населения различных стран. Тотальное включение детей и молодёжи в процесс информационного обмена с глобальным миром приводит к значительному изменению роли семьи как воспитательного института, нивелируя её авторитет и снижая эффективность действий в сфере воспитания.

Влияние глобализации на все без исключения социальные процессы определяется также развитием общемировой системы экономики и её воздействием на все сферы жизнедеятельности государств и народов. Поскольку семья — первичная составляющая государственного институционального устройства, то именно она становится непосредственным объектом воздействия глобализации и несёт на себе бремя социальных последствий как на уровне семейной группы, так и на уровне конкретного выполнения ею функции воспитания детей.

Изменения российской семьи как института воспитания в условиях глобализации

Глобализация порождает кризис унаследованной из прошлой эпохи модели социального института семьи. Предназначенная для реальности другого рода, она испытывает затруднения при усвоении происходящих перемен. Возникает поиск нового самоопределения и новой идентичности российской семьи как воспитательного института.

Новое поколение детей появляется на свет в совершенно ином культурном окружении, чем то, в котором воспитано поколение их родителей3. Между тем именно взрослые определяют направление социализации ребёнка, предлагая свои стандарты поведения, которым он должен подчиняться. Непонимание родителями природы современного детства ведёт к недобровольному принятию ребёнком системы ценностей и представлений о мире, признанной взрослыми, к обеднению собственного «Я» ребёнка, его индивидуальности. Возникает обратный эффект воспитания: из-за особенностей менталитета родителей формируются препятствия к развитию и личностному росту ребёнка, закрываются другие пути его жизненного устройства.

Штомпка П. Социология. — М., 2004. — С. 250.

Глобализация привносит в российское общество элементы капиталистической культуры, которая навязывает потребительские ценности и жажду материального успеха, что встречает отпор в традиционалистской российской семье и её воспитательной идеологии. Глобализация в идеале не предполагает становление единой цивилизации, базирующейся на общечеловеческих ценностях. Сохранение собственной индивидуальности социокультурного пространства в условиях экспансии западной модели общества возможно лишь при опоре российской семьи на отечественные традиции в процессе воспитания подрастающего поколения.

Происходит униформизация образа жизни семьи, что актуализирует защиту и сохранение семьёй своей региональной идентичности, в том числе с помощью воспитания в детях традиционных ценностных ориентиров.

Глобализация упрощает миграционные процессы. Это означает, что принадлежавший исключительно местному населению общий запас социально значимых благ (образование, медицина, отдых) теперь придётся делить с пришельцами. Они становятся конкурентами в таких вопросах, как: рабочие места, заработки, потребительские товары, места в школах и университетах, в учреждениях социальной защиты, опеки, в медицинских учреждениях.

Мобильный образ жизни в условиях глобализации становится нормой. Но если в развитых странах Европы и Северной Америки переезд семьи на новое место жительства мотивируется намерением улучшить качество жизни (от хорошего к лучшему), то в России в настоящее время смена места проживания семьи связана с необходимостью выживания и носит, как правило, вынужденный характер (в связи с военными действиями, безработицей, вспышками национальной нетерпимости в бывших союзных республиках). Смена постоянного места жительства для российской семьи равносильна катастрофе, так как в силу особенностей менталитета она

тесно связана с социальным окружением, идентифицирует себя с локальным сообществом в месте постоянного обитания. Если в развитых странах мира характерно движение в сторону сближения, консолидации глобальных связей и сетей (наглядный пример — ЕЭС), то на постсоветском пространстве продолжается процесс поляризации бывших союзных республик, что приводит на уровне семьи к большим рискам и большей уязвимости в реализации жизненных планов.

Если мобильность западной семьи есть её добровольный выбор, то в российской семье она носит вынужденный характер и диктуется жизненной необходимостью. Таким образом, смена места жительства, миграция семей на территории Российской Федерации приводит к издержкам воспитания детей, поскольку происходит неизбежная смена среды обитания, социальных коммуникаций, часто возникает языковый барьер, ломаются традиционные установки образа жизни.

Переход к рыночным отношениям как одно из следствий нарастающей глобализации привёл к возникновению дисбаланса в предложении и спросе на профессии на рынке труда. Несоответствие между спросом на специалистов и их подготовкой в системе образования осложняют включение молодёжи в трудовой процесс, деформируют их профессиональную траекторию. Для семьи образование детей, их специальность и квалификация сегодня ценятся особенно высоко как капитал для инвестирования в гарантированное и перспективное занятие, как способ достижения ребёнком жизненных благ по принципу «уровень образования ^ затраты ^ жизненные блага».

Глобализация, насаждая идеологию крайнего индивидуализма и потребления как главной жизненной цели, приводит к расколу общества на сверхбогатых и сверхбедных, провоцируя социальное неравенство. Воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от нали-

чия в ней семейных ресурсов (капитала семьи). При этом социальное неравенство проявляется не только на уровне чисто материальных возможностей семьи (доходы, устройство детей в специализированные образовательные организации, дополнительные развивающие образовательные услуги), но и на уровне социального статуса семьи (образование родителей, сфера занятости, стиль жизни, культурное потребление). В ситуации семейного воспитания основными признаками социального неравенства являются социальный и культурный капиталы семьи4. Одна из базовых составляющих социального капитала семей — уровень жизни. Проследим, какой процент в общей численности малоимущих семей России составляют малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми (см. табл. 1).

Обратим внимание, что 64% малоимущих семей имеют несовершеннолетних детей, а значит, испытывают трудности при их воспитании. При этом половина таких семей имеют одного ребёнка. Материальные трудности обусловливают их неготовность к рождению следующих детей. В целом по России доля детей, проживающих в семьях с доходами ниже величины прожиточного минимума, демонстрирует следующая таблица (см. табл. 2).

Семейный капитал как воспитательный ресурс

Современные цели воспитания в значительной степени скорректированы трансформацией социальных, экономических и политических условий жизнедеятельности населения. Семейное воспитание подвержено масштабным изменениям его целей, задач и содержания. Всё более значимым условием достижения эффективности результатов воспитания становятся личностные характеристики взрослых членов семейной группы (уровень образования, здоровья, сфера занятости, уровень жизни, система ценностей), составляющие семейные ресурсы, или семейный капитал. Семейный капитал — понятие более широкое, чем материальный фактор семьи. Это неотъемлемый элемент, обусловливающий эффективность семейного воспитания ребёнка при условии одновременного осуществления родительского контроля, семейной поддержки, насаждения авторитета взрослых

у—1 « о

членов семьи. Семейный капитал основан на взаимном доверии, определении

Таблица 1

Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств1)-2»

20113) 201 23) 20133)

Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств 59,7% 62,2% 64,0%

из них, имеющих:

одного ребёнка 32,7 33,4 32,7

двух детей 20,6 21,3 22,3

трёх и более детей 6,5 7,5 9,0

1) Показатель рассчитан по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, начиная с итогов

за 2014 год — по итогам (ежегодного) выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.

2) Домашние хозяйства со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума.

3) до 16 лет.

Источник: http://www.g^<s.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#

4 Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы — начало 2000-х). — М.: ЦСП, 2008. — С. 98.

Таблица 2

Доля детей в возрасте до 16(18) лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума^

20112) 201 22) 20132)

Из них:

детей в возрасте до 7 лет (в процентах от общей численности детей в возрасте до 7 лет) 18,7 15,8 15,9

детей в возрасте от 7 до 16 (18) лет (в процентах от общей численности детей в возрасте от 7 до 16 (18) лет) 21,1 19,8 20,3

ч Показатель рассчитан на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения, начиная с итогов за 2014 год, по итогам (ежегодного) выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах 2) до 16 лет.

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ population/motherhood/#

взаимных обязанностей и ожиданий, формировании и внедрении в семье социальных норм и правил поведения. Необходимая предпосылка для формирования устойчивого семейного капитала как воспитательного ресурса — тесное взаимодействие между всеми членами семьи при условии свободы и индивидуального выбора, то есть добровольность участия в совместных действиях по воспитанию детей.

Семья с готовностью вкладывает свои ресурсы в воспитание детей, поскольку ожидает получить отдачу, превышающую издержки. Таким образом, накопление в ребёнке запаса знаний, навыков, способностей, мотиваций к деятельности имеет экономическую ценность и может служить источником будущих доходов и выгод. В условиях глобализации роль семейного капитала (ресурсов семьи) неизмеримо возрастает, становясь значимым фактором жизненного успеха детей.

Неравенство возможностей

Глобализация вызвала появление и рост социальной дифференциации в наиболее массовом секторе образования — на школьном уровне. В результате сокращения бюджетно-

го финансирования образования и широкого распространения платности обучения сокращаются шансы определённых групп населения к качественному образованию. Усиливается дифференциация молодёжи по показателю «массовое — элитарное» образование. Неравенство возможностей проявляется в законодательном закреплении права школы предоставлять обучение предметам развивающей направленности на платной основе, в допустимости осуществлять индивидуальный отбор в образовательную организацию, праве вводить плату за обучающие программы повышенного уровня трудности. Образование в стране перешло преимущественно на рыночную основу, что приводит к пирамиде стремлений и запросов в среде молодёжи прежде всего по принципу материальных возможностей их семей.

Гедонизм как смысл жизни

Глобализация кардинально изменила установку населения и семьи на упорный труд как средство достижения жизненного успеха. В развитых странах произошёл переход к так называемому обществу потребления, сопровождаемый «гедонистической революцией». На смену культа труда пришёл культ удовольствия, наслаждения, который становится смыслом жизни всё

большего числа молодых людей. Объявленный официальными институтами России курс на первичность удовлетворения индивидуальных потребностей в противовес первичности интересов общества, существовавшей в эпоху социализма, создал благоприятную почву для утверждения этого принципа в массовом сознании людей. В сфере семьи стремление супругов удовлетворять в первую очередь свои индивидуальные потребности и желания привело к сокращению рождаемости. Уменьшается родительское внимание к уже рождённым детям, что приводит к дефициту родительской любви, фрустрации детей, снижению у них чувства защищённости в семье как «психологического убежища».

Гедонистская направленность жизненных целей складывается у молодого поколения не спонтанно, а под влиянием новых веяний в жизнеустройстве родительской семьи. Подтверждением могут служить данные исследований, проведённых в областных центрах России на аудитории людей среднего возраста. Их рекомендации в адрес детей, начинающих семейную жизнь, включают пожелание «пожить сначала для себя», не обременяясь рождением ребёнка. Родители ориентируют своих детей на такое поведение, культивируя в них эгоцентризм, индивидуальную свободу и получение личных удовольствий от жизни.

«Не отстать от времени»

Глобализация представляет собой транснациональную модель развития мира, принципиально новое явление, олицетворяющее понятие «современность». Становление новой семейной общности в таких условиях неизбежно связано с драмой разрушения старых семейных отношений и принципов внутрисемейного взаимодействия, в том числе связанных с воспитанием детей. Стремительность современных перемен не позволяет оглянуться, оценить плюсы и минусы прошлого и взять из него всё положительное, наработанное поколениями. Семья вынуждена в ускоренном режиме принимать навязанные ей социальные изменения как объективный закон жизни и направляет все усилия к тому, чтобы «не отстать от времени». В ситуации таких стремительных реформ необходимо регулярно отслеживать, как модернизируется российская

семья и как она адаптируется к новым жизненным обстоятельствам, обусловливающим воспитание детей.

В условиях глобализации, по оценке известного британского социолога З. Баумана, семья как социальный организм, как коллектив, связанный системой взаимных обязательств, перестаёт быть актуальной. «Обязательства, действительные «пока не разлучит нас смерть», превращаются в контракты, действующие «пока испытывается удовольствие», контракты временные по своему определению и замыслам и легко нарушаемые, как только один из партнёров сочтёт более выгодным для себя выйти из игры. Узы партнёрства рассматриваются как вещи, которые следует потреблять, а не производить; они подчиняются тем же критериям оценки, что и другие предметы потребления». Столь практический подход супругов к своим семейным отношениям, безусловно, влияет на воспитательную идеологию семьи, формируя у детей такие специфические нравственные качества, как потребленче-ство, эгоцентризм, гедонизм, цинизм в отношениях с другими, даже самыми близкими людьми.

Глобализация кардинально изменила подходы семьи к гендерному воспитанию детей. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении стандартов маскулинности/феминности, а в мобилизации потенциала партнёрских взаимоот-

« «а

ношений полов, Содержание семейного воспитания включает сегодня развитие способностей реализации гибкого поло-ролевого репертуара, отвечающего культуре взаимоотношения полов, способности противостоять негативным явлениям полоролевой социализации.

В ряду основных качеств, определяющих кризис отечественной системы воспитания в последние десятилетия, В.В. Сериков называет кризис целей: утратилось представление о том, какого

человека мы хотим воспитать. Поскольку семейное воспитание носит конкретно-исторический характер, оно тесно связано с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества и его составляющей — семьёй5.

Цели семейного воспитания

Они различаются по содержанию и характеру в зависимости от ценностной системы конкретной семьи, а также от возрастных параметров ребёнка-воспитанника. На ранней возрастной стадии (младший дошкольный возраст) цели воспитания в семье включают навыки самообслуживания, основы гигиены, самосохранения. Следующая стадия взросления ребёнка (старший дошкольный возраст) включает первичные навыки культуры поведения, физического и интеллектуального развития. Школьный возраст предполагает выявление и развитие индивидуаль-

ных способностей, а также профессиональную ориентацию ребёнка. Наряду с такими сугубо инструментальными целями, связанными с конкретными результатами, предполагается освоение ребёнком духовно-нравственных и аксиологических основ воспитания.

Основные требования, предъявляемые обществом к семье как субъекту воспитания детей, состоят в повышении воспитательной ответственности родителей, формировании социально ответственного родительства. С изменением требований к семейному воспитанию в современных условиях развития российского общества связана модификация целей, стоящих перед родителями. Проведём сравнительный анализ наиболее значимых целей семейного воспитания, имевших место в эпоху социализма, и аналогичных целей в условиях современных рыночных реформ (см. табл. 3).

Таблица 3

Трансформация целей семейного воспитания в современной России

Цели семейного воспитания в эпоху социализма Цели семейного воспитания в условиях рыночной экономики

1. Первичность интересов общества по отношению к интересам личности Первичность личных интересов

2. Непререкаемость авторитета родителей (взрослые знают жизнь лучше), авторитарность родителей Построение партнёрских отношений родителей с ребёнком (субъект-субъектные отношения), демократизм

3. Профориентация в семье с учётом личностных способностей и интересов ребёнка Профориентация ребёнка по принципу гарантии от безработицы

4. Родительский контроль как способ закрепления родителями своего авторитета Родительский контроль как средство обеспечения физической безопасности ребёнка в ситуации объективного нарастания рисков и насилия в обществе

5. Приобщение ребёнка к домашнему труду как принцип трудового воспитания Поощрение родителями трудовой занятости ребёнка как мера пополнения семейного бюджета или зарабатывания ребёнком денег на карманные нужды

6. Стремление родителей повысить свой авторитет в глазах детей (родители — главные советчики, главные субъекты идентификации детей) Формирование у ребёнка личной ответственности, самостоятельности в принятии решений в связи с большей адаптированностью детей к изменениям социального фона, делегирование ребёнку прав

5 Сериков В.В. К созданию современной теории воспитания: методологический аспект / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 81—88.

Цели семейного воспитания в эпоху социализма Цели семейного воспитания в условиях рыночной экономики

7. Воспитание традиционных семейных ценностей Поощрение в детях новых ценностей рыночного общества (личный интерес, гедонизм, индивидуализм, предприимчивость, соразмерность собственных усилий ожидаемым результатам)

8. Приверженность нравственным принципам прошлой эпохи Формирование новой нравственной идеологии (личная инициатива, конкурентоспособность повышение значимости материальных ценностей над моральными, предприимчивость, практицизм)

9. Патернализм, культивирование зависимости ребёнка от родителей, гиперопека Личная независимость ребёнка, предоставление относительной личной свободы в сочетании с повышением личной ответственности, самостоятельность в принятии решений, личное самоопределение ребёнка

10. Ограждение ребёнка от внутрисемейных проблем, его ориентирование на решение исключительно школьных задач Активное включение ребёнка в насущные проблемы семьи (материальные проблемы, здоровье, межродительские отношения и т.п.)

11. Формирование в ребёнке стремления к достижениям в обществе относительно равных возможностей Формирование в ребёнке достижительных целей с учётом обострения в обществе социального неравенства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ориентация родителей на реализацию в детях несостоявшихся собственных жизненных планов (компенсаторный механизм) Ориентация родителей на достижение ребёнком личного жизненного успеха, конкурентоспособности

13. Ориентация родителей на общественные формы воспитания и социализации детей (пионерские, комсомольские организации) В условиях вакуума детских общественно-политических организаций и отсутствия объективных возможностей повышения контроля родителей над детьми возрастает значение межпоколенной кооперации с прародителями в целях подключения их к процессу воспитания внуков

14. Активное посещение детьми учреждений дополнительного образования на бесплатной основе в соответствии с интересами и способностями ребёнка В связи с коммерциализацией сферы учреждений дополнительного образования и перехода их на преимущественно платную основу посещение ребёнком этих учреждений обусловлено материальными возможностями семьи и готовностью родителей идти на дополнительные расходы для развития детей

15. Социальный патернализм способствовал автоматическому решению ряда внутренних проблем семьи посредством мер государственной социальной политики (бесплатное здравоохранение и образование, защита от криминала, экологическая защита). Семья не была подготовлена к самостоятельной организации своей защиты и преодолению трудностей Развитие в семье навыков здоровьесбережения, формирование экологического сознания, учёт последствий бездумной эксплуатации природных ресурсов, формирование антинаркотической устойчивости у детей, повышение их сопротивляемости к криминогенным ситуациям, повышение их правовой грамотности

16. Имидж сверхдержавы обусловливал высокое гражданское самосознание родителей, принимаемое их детьми как часть семейной идеологии Усвоение взрослыми в семье принципов гражданского общества и стремление передать новые ценности детям ( свобода выражения своих взглядов, публичность высказываний, права человека)

В таблице наглядно продемонстрировано, как изменение целей и ценностей общества ведёт к изменению содержания целей семейного воспитания. Специфика социального момента

в осуществлении семьёй своей воспитательной функции состоит в необходимости учёта стремительных изменений мира в рамках глобализации и порождения

кризиса унаследованных семьёй ценностных ориентиров. Наиболее значимые изменения в воспитательной стратегии семьи, приводящие к диссонансу прошлого с настоящим при формировании личностных качеств ребёнка, можно проследить по табл. 4.

Таким образом, изменения в жизнедеятельности российской семьи, связанные с наступлением глобализации, привели к значительной трансформации целей и методов семейного воспитания в новых условиях её функционирования.

В концептуальном плане определение причин, влияющих на изменение указанных целей и методов, можно сформулировать следующим образом.

Процессы в общественном развитии России в последние десятилетия носили явно выраженный кризисный характер: нарастало

и продолжает нарастать социальное неравенство с его непосредственным влиянием на процесс осуществления семьёй функции воспитания; в ряде регионов сохраняется высокий уровень безработицы, что приводит к падению авторитета родителей как воспитателей в глазах детей; интенсифицируется процесс трудовой миграции родителей в поисках места работы, что сокращает возможности непосредственного общения в семье воспитателей с воспитуе-мыми.

Проблемы и цели воспитания детей в российской семье стали рассматриваться в контексте мировых проблем и целей семейного воспитания.

Кризис семейного воспитания носит не внутрисемейный характер, а выходит за пределы семьи и становится частью общесистемного кризиса общества.

Эпоха социализма Эпоха рыночной экономики

Коллективизм Индивидуализм

Равенство Меритократия (привилегии элит)

Поощрение рядового члена трудового коллектива Поощрение ориентации на личный успех, конкурентность

Высокая личная безопасность Способность к риску

Предопределённость жизненного пути Личная инициатива в построении жизненного сценария

Опекунство и иждивенчество Расчёт на себя, личная ответственность

Ориентация на прошлое Ориентация на будущее

Пассивность, индифферентность Стремление к достижениям

Авторитет взрослых в семье Игнорирование жизненного опыта старшего поколения

Ведущая ориентация на высокое образование Ведущая ориентация на материальные ценности

Установка на национальные российские ценности Установка на евро-американские культурные ценности

Нетерпимость к наркокультуре Наркопотребление как молодёжная субкультура

Пуританское сознание («в России нет секса») Культивирование сексуально выраженных образцов поведения

Таблица 4

Диссонанс в формировании личностных качеств детей в процессе изменения социально-экономического устройства России

Появилась и стала насущной потребность периодического отслеживания изменений в сфере семейного воспитания по следующим критериям: семейное воспитание как система, как процесс, как результат.

Возникла необходимость усиления демократических основ и принципов семейного воспитания.

С изменением социальной реальности возникли новые противоречия семейного воспитания, которые требуют осмысления, разрешения и учёта в практической деятельности (трудовая миграция, возрастание ценности материальных благ, приоритет индивидуального над общественным).

Активизировались проблемы в сфере семейного воспитания, выходящие за пределы его компетенции и носящие объективный характер: семейное воспитание в меняющемся обществе с его глобальными проблемами.

Изменились цели семейного воспитания, которые направлены на решение двух главных проблем: определение места и роли семейного воспитания в жизни личности и определение места и роли семейного воспитания в жизни общества.

В качестве реального результата развития целей семейного воспитания в современной России можно выделить следующие составляющие:

• переход от модели воспитания личности в интересах общества к модели приспособления общественных потребностей к личностным с первичностью и приоритетом личных интересов и ценностей;

• пересмотр содержания воспитания: от приоритета общественных интересов к приоритету индивидуальных;

• пересмотр сущности воспитательной деятельности родителей как субъектов воспитания: от авторитарного (субъект-объектного) взаимодействия с воспитуе-мым к диалоговому и партнёрскому (субъект-субъектному) взаимодействию;

• пересмотр технологического обеспечения воспитательного процесса в семье: от непосредственного личностного контакта родителя с ребёнком к опосредованному контакту, с участием ^-техно-логий;

• изменение системы ценностей (семейных, молодёжных, общества в целом);

• формирование новых качеств личности воспитуемого, соответствующих требованиям времени;

• в противовес традиционному приоритету семьи в системе воспитательных действий — переход к равновлияющей роли других воспитательных институтов: образования, социальной среды, сверстников. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.