Научная статья на тему 'Семья как педагогическая система'

Семья как педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1357
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / INCOMPLETE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажиев Магомед Вахаевич, Булуева Шумисат Исмаиловна, Маркевич Ирина Евгеньевна

В статье изучена семья как педагогическая система и выявлена ее роль в воспитании детей. Воспитание в домашних условиях, в отличие от школьного, свободно от прямого и непосредственного регулирования и контроля со стороны общества. Несмотря на это, в каждой семье существует определенная тактика передачи социального опыта молодому поколению, которые образуют своеобразную систему воспитания. В этой системе в той или иной форме выражены или подразумеваются цели и задачи воспитания, критерии отбора методов и приемов воспитательного воздействия, критерии оценки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS A PEDAGOGICAL SYSTEM

The article explores the family as a pedagogical system and its role in the upbringing of children. Education at home, in contrast to the school, is free from direct and direct regulation and control by society. Despite this, in each family there is a certain tactic of transferring social experience to the younger generation, which form an original system of upbringing. In this system, in one form or another, the goals and objectives of education are expressed or implied, the criteria for selecting methods and methods of educational influence, and the criteria for evaluating the results.

Текст научной работы на тему «Семья как педагогическая система»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ажиев Магомед Вахаевич

Чеченский государственный университет (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Булуева Шумисат Исмаиловна

Чеченский государственный университет (г. Грозный);

магистрантка 2 года обучения факультета семейной психологии

Маркевич Ирина Евгеньевна

Челябинский государственный университет (г. Челябинск)

СЕМЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация. В статье изучена семья как педагогическая система и выявлена ее роль в воспитании детей. Воспитание в домашних условиях, в отличие от школьного, свободно от прямого и непосредственного регулирования и контроля со стороны общества. Несмотря на это, в каждой семье существует определенная тактика передачи социального опыта молодому поколению, которые образуют своеобразную систему воспитания. В этой системе в той или иной форме выражены или подразумеваются цели и задачи воспитания, критерии отбора методов и приемов воспитательного воздействия, критерии оценки результатов.

Ключевые слова: семья, педагогическая система, семейное воспитание, неполная семья.

Annotation. The article explores the family as a pedagogical system and its role in the upbringing of children. Education at home, in contrast to the school, is free from direct and direct regulation and control by society. Despite this, in each family there is a certain tactic of transferring social experience to the younger generation, which form an original system of upbringing. In this system, in one form or another, the goals and objectives of education are expressed or implied, the criteria for selecting methods and methods of educational influence, and the criteria for evaluating the results.

Keywords: family, pedagogical system, family education, incomplete family.

Введение. Педагогическая система в современном ее понимании обычно ассоциируется с системой деятельности общественно-государственных учебно-воспитательных учреждений. Однако исторически первый и по сей день не знающий себе равноценной замены педагогической системой является и семья. Семья стоит у истоков не только человеческой жизни, но и человеческой личности. Лучшего творца и учителя личности (на первых этапах ее становления, в особенности), чем семья не существует. В этом смысле семейная система воспитания в наибольшей степени соответствует значению греческого слова «педагогия», что на русский язык переводится как обучение и воспитание детей. Известно, что социальная среда и воспитание служат важнейшими факторами психического развития человека. Семейная среда и семейное воспитание закладывают основу духовно-нравственной культуры человека и его гражданских качеств.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение семьи, как педагогической системы.

Изложение основного материала статьи. Конечно, семья, супруги не создают собственных педагогических теорий и методик. Но их образ жизни, стиль отношений, ценностные ориентации становятся для ребенка источником социального опыта и поведения и в этом смысле -примером для подражания. Причем пример этот на ранней стадии жизни ребенка - единственный образец социального поведения, который ему доступен, так как круг его общения замыкается пока еще на семье. Обращаясь к родителям, А. С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него неведомыми путями, вы их не замечаете» [2, с. 23].

Итак, семья воспитывает и обучает социальным и интеллектуальным навыкам не только отдельными уроками-наставлениями. Вся многообразная жизнедеятельность семьи становится для ребенка непрерывной системой уроков. Их усвоение облегчается в семье тем, что эти «уроки» проходят в обстановке взаимной любви, нежной взаимной привязанности, короче - в оптимальном режиме. Такой режим трудно создать во внесемейной системе воспитания даже при помощи искусственно вызванного состояния релаксации психолого-педагогических мер, оптимизирующих взаимодействие ребенка и воспитателя. Многочисленные сравнительные данные об эффективности семейного воспитания и воспитания в домах ребенка говорят в пользу первого, хотя научно-методическое обеспечение и уровень педагогических знаний воспитателей Дома ребенка всегда выше, чем в семье. В общении родителя и ребенка происходит усиление воспитательного эффекта за счет синергизма и симбиоза. От родителя в адрес ребенка исходят положительные эмоциональные импульсы, что вызывает непроизвольные естественные обратные сигналы той же модальности. Это -феномен симбиоза. Две психофизические системы реагируют таким образом, что положительное действие одной системы сопровождается положительной реакцией другой. Движение обеих систем осуществляется в виде спирали.

Преимущество семейной педагогики еще и в том, что общая атмосфера семьи имеет духовно-нравственную и социально-психологическую специфику, обусловленную органичной слитностью биологического и социального начал в судьбе членов семейной группы, делающей ее в высшей степени солидарными. Семья становится единым многочисленным организмом. В таких группах несравненно выше эмоциональная идентификация между ее членами, единство и сплоченность, искреннее соучастие в судьбе друг друга. Все это повышает степень взаимопонимания членов семейной группы как на логическом, так и на интуитивно-эмоциональном уровне, создает общий мажорный тон мироощущения. Именно на такой почве возникает и утверждается священное чувство человеколюбия, гуманности [3].

Воспитание в домашних условиях, в отличие от школьного, свободно от прямого и непосредственного регулирования и контроля со стороны общества. Несмотря на это, в каждой семье существует определенная

тактика передачи социального опыта молодому поколению, которые образуют своеобразную систему воспитания. В этой системе в той или иной форме выражены или подразумеваются цели и задачи воспитания, критерии отбора методов и приемов воспитательного воздействия, критерии оценки результатов и т.д.

Степень соответствия конкретно-семейных воспитательных систем принципами общечеловеческой морали и педагогической науки различна. Соответственно различаются и тактические варианты семейного воспитания и семейных отношений, лежащих в их основе. Существующее многообразие типов семейных отношений и тактики воспитания ученые-психологии объединили в четыре типичных варианта под названием: 1) диктата 2) опеки 3) «невмешательства» 4) сотрудничества.

В семье с авторитарным типом главенства доминирует диктат как форма семейных отношений и тактика воспитания. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства других его членов.

Тип семейных отношений и тактика воспитания, противоположные по форме диктату получили название «опека родителей». Опека в семье - это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. В главном диктат и опека сходятся, та и другая тактике ограничивают самостоятельность и инициативу детей. Диктат делает это в жесткой Форме подавления, а опека -избыточным и навязчивым ласковым участием.

Третий вариант типа семейных отношений и тактика воспитания обозначен как «невмешательство». Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождать тактику «невмешательства». Родители, которые придерживаются данной тактики, по существу вопросами воспитания детей не обозначены, предполагая, что могут сосуществовать дети и взрослые без активного повседневного взаимодействия на духовно-личностном уровне, в процессе которого, собственно, и формируется личность.

Оптимальная тактика воспитания и тип семейных отношений реализуются в форме сотрудничества. Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организации и высокими нравственными ценностями. Воспитание детей в соответствии с тактикой сотрудничества превращают семью в коллектив. Сотрудничество выступает здесь способом организации связей и взаимодействия всех членов семьи.

Представленные выше четыре варианта семейных отношений и типы тактики в семейном воспитании вбирают в себя наиболее характерные модели семейных отношений и, естественно, не могут охватить всего многообразия индивидуальных вариаций конкретно - семейных групп. Фактически все известные типы отношений между людьми проявляются и не могут не проявляться и на семейно-групповом уровне. К ним, кроме сотрудничества, относятся контакты и сношения между людьми, основанные на паритетных началах. Это равноправные отношения с взаимной выгодой для обеих сторон; соревнование - соперничество с целью сопоставления возможностей друг друга для их дальнейшего развития с учетом опыта друг друга; конкуренция, соперничество на каком-либо поприще между людьми, заинтересованными в достижении одной и той же цели; антагонизм — непримиримое противоречие, борьба. Все перечисленные типы взаимоотношений реально существуют между людьми, какой тип станет «базовым» для конкретной личности во многом определяется духовно-нравственной атмосферой семьи, в которой рос человек.

В ходе усвоения норм общества ребенка в семье социализирующими объектами, являются, конечно, в первую очередь родители, но не только они. Манипулирование, а затем и пользование предметами, созданными человеческой культурой, начиная от ложечки и кончая сложными бытовыми приборами, дает ребенку информацию об орудиях и опосредованных этими орудиями типах цивилизованной деятельности с их использованием, цивилизованного поведения вообще. Но поскольку предметы эти приводят в движение люди, то их действия становятся, главным образом, объектом подражательной деятельности ребенка. Через их посредство ребенок впитывает человеческую культуру в широком смысле слова. Восприятие и усвоение образа мыслей, привычек и идеалов тоже осуществляется на раннем этапе становления гражданина на основе социально-психологического механизма, обеспечивающего единообразие поведения людей, которые известны с древнейших времен под названием имитация или подражание.

В житейской практике к подражанию часто относятся как к чему-то второстепенному или подделке, противопоставляя ему оригинальность. Это одно из второстепенных значений слова подражание, которое действительно сохраняется за ним. Но главное значение термина подражание и сущность его намного глубже и шире. Иметь полное представление о нем важно как в семейном воспитании, так и в регулировании своего поведения. Подражание и подражательность есть универсальное средство всего живого. В тесном семейном общении оно проявляется особенно ярко. Поэтому есть смысл более подробно рассмотреть его, чтобы облегчить его осознанное применение в семейном воспитании. Подражание относится к самому раннему в истории способу интеграции людей. Эволюционная древность, первичность подражательного реагирования убедительно показана как в теории, так и в лабораторных опытах. Проявляется подражание в копировании, повторении действий, слов, мимики, жестов других людей. Подражание как внутреннее повторение воспринимающим лицом речевого или иного воздействия выступает в роли механизма, обеспечивающего узнавание и воспроизведение этого воздействия.

У детей школьного возраста заметное развитие получает критичность в процессе подражания, подражательные акты поведения становятся все более избирательными. И все же общая подражательность и непроизвольное копирование в ее структуре остается характерной чертой детей младшего школьного возраста. Склонность младших школьников к подражанию при отсутствии родительского направляющего влияния может быть использована родителями как благодатная почва для воспитания положительных качеств на личном примере. В подростковом возрасте происходят определенные изменения в характере подражательной деятельности. По данным А. Г. Ковалева, объект подражания определяется у подростков мнением группы авторитетных и близких подростку лиц, интересы которых он разделяет. В старшем же, школьном возрасте, направление подражания обуславливается собственной жизненной позицией школьника. Таким образом, с возрастом выбор объекта подражания все меньше зависит от чужого мнения, хотя полной независимости никогда не бывает и она, в принципе, невозможна.

Большое значение в воспитании малолетних в семье и вне ее имеет также метод внушения. До периода развития логического мышления у ребенка внушение тех или иных правил поведения и привития

простейших навыков гигиены осуществляется методами подражания и внушения; позднее становится возможным применение методов убеждения.

Каким образом достигается разумное сочетание всех трех методов, подскажет наука. То, что очень важно воспитывать детей в соответствии с рекомендациями науки, признают все, лаже те, кто с напускным скепсисом позволяет себе отзываться об этих рекомендациях. Но постоянно ими пользуются лишь немногие. Происходит это в основном потому, что уделить время важному мешает неотложное. Выход из этого положения подсказывает американская психология управления: выполни сначала все важные дела, а потом -неотложные. В этой рекомендации действительно имеется нечто большее, чем игривый ход мысли. Разница между важным и неотложным, как правило, в том, что за неотложное надо вовремя отчитаться перед какой-либо инстанцией, а важное имеет значение для вас и сроки никто не назначает, можно и отложить до более удобного времени... Чаще других переносятся семейные дела, повышение педагогической культуры.

Как показывают зарубежные исследователи, современный взрослый человек испытывает страхи не столько перед политическими кризисами, войнами, беспорядками иного рода, сколько он боится потерять семью, работу, здоровье. С другой стороны, те же исследования показывают, что к числу откладываемых дел относятся именно: семья; здоровье и меры его укрепления и поддержания; занятие по повышению профессионального и духовного уровня; хобби; общение с друзьями.

Наиболее проблематичной и слабой в воспитательном отношении признана как у вас, так и за рубежом неполная семья, особенно та ее разновидность, которая названа несупружеской или материнской. По своему педагогическому потенциалу семья, состоящая из матери и внебрачного ребенка, уступает полной семье по всем параметрам [4; 5].

Неблагоприятное действие материальных, педагогических и социально-психологических факторов делает неполную семью главным поставщиком несовершеннолетних правонарушителей. Статистические данные, полученные на основании обобщений состава правонарушений по семейному положению на основании обобщений состава правонарушений по семейному положению в разные годы, показывают, что доля подростков-правонарушителей из неполных семей достигает 30 % от общего числа правонарушителей этой категории.

В числе главных форм семейной дезорганизации американский социолог У. Д. Гуд на первое место ставил семью матери с внебрачными детьми. Он, очевидно, прав и в том, что происхождение семьи этого типа не прячет за обтекаемыми наименованиями, а прямо называет незаконнорожденность. Во всяком случае точное обозначение семейной аномалии предпочтительней, на наш взгляд, чем попытки подвести ее под «новую» разновидность нормальной семьи [1].

Представляет несомненный интерес весь следующий радированный ряд главных форм семейной дезорганизации Гуда - формы, которые как в зеркальном отражении передают все особенности неблагополучных в воспитательном плане семей на территории бывшего СССР, а не только США:

1. Неполная семейная группа: незаконнорожденность.

2. Разложение семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство.

3. Семья как «пустая оболочка» - это семья, где индивиды живут вместе, но поддерживают минимальные контакты и связи друг с другом и не способны выполнять свои ролевые обязанности в области эмоциональной поддержки друг друга.

4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями, повлекшими за собой временное или постоянное ненамеренное отсутствие одного из супругов.

5. Внутренние катастрофы, которые связаны с «ненамеренным» невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.

Во всех остальных случаях семья способна и обязана функционировать как педагогическая система на уровне социальных ожиданий. Будут ли потенциальные возможности использованы, в какой мере и в каком направлении они будут использованы, зависит от установок конкретно-семейных групп и не в последнюю очередь - от действенности социального контроля в сфере половой морали.

Выводы. Сегодня в России происходит преобразование исторического масштаба, связанное с переходом из одной идеологической системы в другую. Разворачивающиеся при этом процессы носят разнообразный характер, сочетая в себе признаки как прогресса, так и кризиса, в том числе и нравственного. Осознание свободы как основы бытия человека сталкивается с неумением ею пользоваться без ущерба для окружающих и, в конечном счете, самому себе. Путь к успеху будет тем короче, чем скорее возродится наряду с принципом разумного хозяйствования культ нравственной нормы, а исконное значение понятий - честь, долг, совесть и сострадание станут главным предметом семейной, вузовской и производственной педагогики.

Литература:

1. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.

2. Макаренко А. С. Соч. М., 1957. Т. 4.

3. Манкиев А.Д., Шахгириев Л.З., Булуева Ш.И. Семья и нравственность. Общие и этнопсихологические аспекты семьи: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - Грозный: ГУ «Книжное издательство» -2003. - 167 с.

4. Комаровская Е.П., Романенко Н.М. Ценностные ориентации подрастающего поколения в условиях трансформации функций семьи в современном обществе // В сборнике: Сборник докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи "Культура детства: нормы, ценности, практика" в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы Москва, 2009. С. 110-114.

5. Романенко Н.М. Институт семьи и детско-родительские отношения на этапе студенческого возраста // Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 52-54.

Педагогика

УДК:378.4

старший преподаватель Азимбаева Жанат Амантаевна

Карагандинский государственный технический университет (г. Караганда)

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ИНЖЕНЕРА

Аннотация. В статье дается понятие «профессиональной деятельности инженера», рассматриваются характерные особенности. Автор выявляет ряд проблем, связанных с формированием профессионального этоса и инженерной этики. Автор рассматривает вопросы формирования профессиональных и нравственно-этических ценностей генерации нового поколения инженеров. Выдвигается положение, что практическая востребованность данной темы может стать направлением дальнейших исследований в области профессиональной деятельности инженеров новой формации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность инженера, этос инженера, ценностные ориентации профессиональной деятельности, современная генерация инженеров, профессиональный стандарт.

Annotation. The article gives conception of "Engineer professional performance" and reviews outstanding characteristics. Author identifies problems, connected with formation of professional ethos and engineering ethics. Author reviews the topic of forming professional, moral and ethical values in new generation of engineers. The idea that practical relevance of given theme can become new trend in future research of engineer's professional performance is being offered.

Keywords: engineer professional performance, engineer ethos, value orientation of professional performance, modern engineer generation, professional standards.

Введение. Переход к новому индустриальному укладу, внедрение технологических новшеств требует новых подходов в формировании генерации специалистов с инновационным типом мышления, сертифицированных профессиональных инженеров иного формата, внесенных в соответствующие национальные регистры IGIP, составляющих инженерную элиту ведущих промышленных компаний и способных реагировать на вызовы завтрашнего дня.

Значимым событием в развитии инженерного образования стало присоединение Ассоциации инженерного образования России (АИОР) к авторитетной международной организации Washington Accord в качестве полноправного члена. Это дает возможность выпускникам технических вузов получить международное признание, пройти сертификацию в качестве «международных профессиональных инженеров» (IPE) в регистре Engineers Mobility Forum, тем самым, повысив свою конкурентоспособность и обеспечив профессиональную мобильность.

Сегодня в связи с ростом глобализации, вхождением в новый технологический уклад (повсеместный рост информационно-цифровых технологий), трансформацией промышленности в цифровую экономику меняется характер и профиль профессиональной деятельности инженера, которая становится мультифункциональной, требующей развитого синергетического мышления.

Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является рассмотрение профессиональной деятельности инженера через анализ социальных характеристик, так как от ценностных ориентиров инженера - ключевой профессии постиндустриального общества - во многом зависит будущее общества и государства.

Изложение основного материала статьи. В условиях, когда принцип интеграции становится системообразующим фактором социума, происходит переоценка и возрастание роли инженера в современном обществе, профессиональная деятельность существенно усложняется, так как «инженер выполняет проекты и разработки в области техники и технологий, которые оказывают существенное влияние на формирование инновационной экономики стран и, тем самым, обеспечивая ее конкурентоспособность» [1, с. 111.

Именно дальнейшее развитие инновационных, в том числе и сетевых, технологий призвано стать основой автоматизации профессиональной деятельности инженера, важное место в которой отводится:

1) развитию навыков специального инженерного мышления в условиях усложняющейся производственной деятельности;

2) «освоению навыков соединять теоретические знания с практической подготовкой» [2, с. 2551;

3) владению инструментами современной цифровой экономики с использованием высоких цифровых технологий (high-tech digital);

4) формированию «профессиональной культуры, отвечающей современным социально-детерминированным требованиям» [3, c. 421;

5) социальным взаимодействиям и контактам.

Работа современного инженера характеризуется принципиально новыми техническими и технологическими подходами, смещением акцента на наукоемкие процессы. Профессиональная деятельность инженера все более превращается в социально-инженерную деятельность и предусматривает отбор и структурирование инвариантных и специальных знаний, позволяющих соответствовать современным запросам рынка труда, технологическим вызовам (см. рис.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.