Научная статья на тему 'Теоретико-эмпирический анализ роли отца в приемных семьях'

Теоретико-эмпирический анализ роли отца в приемных семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ИНСТИТУТ ОТЦОВСТВА / INSTITUTION OF FATHERHOOD / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / FOSTER CHILD / КРИЗИС / CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукова А. Н., Голубь О. В.

Семья – важнейший фактор формирования культуры новых поколений. Одной из причин кризиса института семьи является кризис института отцовства. Успешная адаптация приемного ребенка связана с тем как приемный отец примет его, сколько времени будет с ним проводить. Мужское воспитание женщина пытается компенсировать помощью от органов опеки. Мотив отцовства важный критерий для предотвращения повторного сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND EMPIRICAL ANALYSIS OF THE FATHER'S ROLE IN FOSTER CARE

Family is the most important factor in the of culture's formation of new generations. Сrisis of the institution of fatherhood is one of the reasons for the crisis in the family. Successful adaptation of the adopted child is closely related to how much time the adoptive father will spend with him and what kind of relationship will develop with the child and father. Woman tries to compensate for men's upbringing through the agencies of guardianship. Motive of the fatherhood is an important criterion to prevent re-abandonment.

Текст научной работы на тему «Теоретико-эмпирический анализ роли отца в приемных семьях»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.62

А.Н. Безрукова

старший преподаватель, аспирант, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

О.В. Голубь

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ОТЦА В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация. Семья - важнейший фактор формирования культуры новых поколений. Одной из причин кризиса института семьи является кризис института отцовства. Успешная адаптация приемного ребенка связана с тем как приемный отец примет его, сколько времени будет с ним проводить. Мужское воспитание женщина пытается компенсировать помощью от органов опеки. Мотив отцовства важный критерий для предотвращения повторного сиротства.

Ключевые слова: семья, институт отцовства, адаптация, приемный ребенок, кризис.

A.N. Bezrukova, post-graduate student, lecturer, chair "Psychology", Volgograd State University

O.V. Golub, Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Professor, chair "Social Work and Pedagogy", Volgograd State University

THEORETICAL AND EMPIRICAL ANALYSIS OF THE FATHER'S ROLE IN FOSTER CARE

Abstract. Family is the most important factor in the of culture's formation of new generations . Crisis of the institution of fatherhood is one of the reasons for the crisis in the family . Successful adaptation of the adopted child is closely related to how much time the adoptive father will spend with him and what kind of relationship will develop with the child and father. Woman tries to compensate for men's upbringing through the agencies of guardianship. Motive of the fatherhood is an important criterion to prevent re-abandonment.

Keywords: family, the institution of fatherhood, adaptation, foster child, crisis.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ и Департамент воспитания и социализации детей приводит сведения, что за период 2010 года было выявлено 93806 детей, оставшихся без попечения родителей. На семейные формы устройства в 2010 году в семьи российских граждан было передано 75,8 тыс. детей, из них 11,1 тыс. - на усыновление, 64,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 13,6 тыс. - в приемные семьи, 0,5 тыс. - на патронатное воспитание.

Волгоград и Волгоградская область согласно данным аналитического исследования о детях-сиротах и социальном состоянии решения проблемы сиротства в России и российских регионах, подготовленный в рамках работы экспертов Фонда в Подкомиссии по детскому благосостоянию Совета Федерации ФС РФ занимает 10 место по неустроенности детей-сирот в семью. Тем не менее семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области остается приоритетным и за последние 3 года составляет в среднем более 70 % от числа пер-

вично выявленных за год детей.

В рамках гранта по теме Исследование эффективности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях г. Волгограда и Волгоградской области в ноябре - декабре 2011 года было проведено исследование, в котором приняло участие 512 замещающих семей, где воспитывается 779 детей.

В исследовании прияло участие 8,9 % мужчин и 91,1 % женщин, являющихся приемными родителями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Такое соотношение соответствует статистическим показателям устройства детей в семьи по России в целом. Независимо от формы устройства ребенка в семью (опека, приемная семья, усыновление, патронат) замещающими родителями чаще становятся женщины и, как показало исследование, их средний возраст составляет 48 лет.

Объектом исследования стали, замещающие семьи г. Волгограда и Волгоградской области. Предметом исследования выступило жизнеустройство детей-сирот, проживающих на территории г. Волгограда и области.

Исследование проходило в два этапа. Первый этап предполагал теоретический анализ по проблеме жизнеустройства детей-сирот (Г.М. Зараковский, Г.Н. Соломатина, В.Н. Ослон и др.). За последние пять лет увеличилось количество исследований посвященных проблеме качества жизни, однако критерии жизнеустройства до конца так и неопределенны. На втором этапе проходило анкетирование приемных родителей и экспертный опрос специалистов органов опеки и попечительства.

Качество жизни является междисциплинарным понятием и рассматривается в рамках ряда наук: социологии, экономики, педагогики, психологии и медицине. Особое внимание изучению проблем качества жизни населения уделяется учеными-социологами. Исследованием этой научной проблемы занимаются С.А. Айвазян, В.С. Бобков, А.3. Гильманов, М.А. Нугаев, Ж.Т. Тощенко, Ю.Р. Хайруллина. Среди молодых ученых, активно занимающихся данной тематикой, можно отметить Щеткину И.А., Пак К.Р., Шаврикову Е.П.

Анализ позволил выделить критерии эффективного жизнеустройства детей-сирот, к которым относятся:

1. Недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей.

2. Мотивация приемного родителя.

3. Социально-демографические характеристики.

4. Форма устройства ребенка (опека, приемная, усыновление, патронат).

5. Изменения образа жизни.

6. Общение со сверстниками.

7. Включение в различную деятельность.

8. Наличие мужского внимания.

9. Принятие родными детьми.

10. Отношения с супругом.

11. Количество детей.

12. Принятие обществом.

13. Время в семье.

14. Общение с родственниками кровными.

15. Наличие обязанностей.

16. Оценка отношения ребенка к своей приемной семье.

17. Наличие проблем.

18. Своевременность помощи органов социальных служб.

Остановимся более подробно на двух критериях: наличие мужского воспитания и отношения с супругом.

В настоящее время социологи одним из аспектов кризиса семьи выделяют кризис института отцовства (И.С. Кон, В.К. Бескаравайная, О.Н. Яницкий и др.). Роль отца в семье - это необходимый элемент гендерного порядка в семье, олицетворяющий мужскую роль и деятельность. Многие психологи сходятся на том, что роль отца в воспитание ребенка является одной из ключевых (Дж. Боулби, А. Адлер, Э. Фромм и др.). С возрастом ребенка значение мужского воспитания усиливается.

Эмпирически доказано, что чем больше времени проводит отец с детьми раннего возраста, тем более адекватные формы полового поведения закладываются у ребенка. Для сына, по мнению И.С. Кона, отец является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой идентичности [3]. Для девушек, как отмечает Р. Кэмпбелл, совместные занятия с отцом способствуют развитию адекватных форм полового поведения, формирующихся в дальнейшем.

Во многих психологических теориях рассматривается значение роли отца. Так, по мнению, Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Другими словами, она не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности, то есть, любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение.

А. Адлер считает, что роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Он является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации [1].

В каждой семье между отцом и ребенком складываются свои отношения. Отцы стали принимать все большее участие в воспитании детей со времен Второй мировой войны. Английские ученые в 1965-1970 гг. по результатам опроса матерей заключили, что больше 75 % отцов детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в воспитании детей, включая купание, пеленание и т.п.

По мнению Ю.В. Борисенко, на становление роли отца влияют такие факторы

как [6]:

• взаимоотношения в супружеской диаде;

• влияние матери ребенка (супруги мужчины) на становление мужчины в роли

отца;

• средовые факторы;

• индивидуальные особенности ребенка.

В семейной психологии выделяют три группы мотивов родительства. Применительно к отцовству возможно выделить [3]:

1. Экономические мотивы: т.е. рождение ребенка дает мужчине материальные выгоды для себя или своей семьи, повышает его экономический статус.

2. Социальные мотивы: желание иметь детей возникает как реакция на социальные нормы и требования социума.

3. Психологические мотивы: через рождение детей достигаются личностные, внутренние цели личности мужчины, желание самореализоваться в ребенке.

К отцовству также побуждает:

• сознательное или бессознательное желание найти в ребенке недостающую отцу эмоциональную привязанность;

• удовлетворение властных амбиций и потребностей;

• удовольствие от самого процесса общения с детьми;

• инфантильность самого мужчины, который в обществе детей и подростков чувствует себя увереннее и комфортнее, чем в обществе своих сверстников.

Т.В. Архиреевой и Е.В. Полевой, в ходе эмпирического исследования, были выделены три типа мотивации отцовства [2]:

- Первый тип мотивации характеризуется отношением к отцовству как к способу решения личностных и семейных проблем, т.е. ребенок не является самостоятельной ценностью, а выступает лишь как предмет удовлетворения потребностей. Сюда вошли такие мотивы, как «безотчетное желание иметь ребенка», «подходящий возраст», «благоприятное материальное положение», «желание увеличить семью», «понимание того, что дети укрепляют семью», «желание жены иметь детей».

- Второй тип мотивации характеризуется «вынужденной» необходимостью.

- Третий тип мотивации связан с ценностным отношением мужчины к ребенку, включающим такие мотивы, как «любовь к детям», «желание иметь ребенка от любимого человека», «понимание того, что ребенок является продолжателем рода».

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что желание отца при усыновлении ребенка или оформлении опеки является необходимым условием для успешной адаптации ребенка. Тем более, что и согласно гл. 19, ст. 129 СК РФ при усыновлении ребенка одним из супругов согласие другого супруга на усыновление является обязательным. Участие мужчины в воспитательном процессе - важное условие адаптации приемного ребенка, не смотря на то, что в основном приемными родителями и опекунами становятся женщины.

Дети, выросшие без отца, по мнению А. Шутценбергер, находятся в так называемой патернальной депривации. Которая может привести к возникновению «симптомов безотцовщины» - неуверенность в себе, тревожность, сниженный уровень притязаний, социальная некомпетентность, спутанность гендерной роли и другие психологические проблемы.

В нашем исследовании было выявлено влияние времени, проводимым с ребенком отцом/дедушкой на критерии изменения образа жизни семьи, оценкой отдачи от вложенных сил в воспитание и необходимость дополнительной помощи со стороны органов опеки. При этом оценка изменения образа жизни семьи является показателем

желания приемных родителей оставить ребенка в семье или вернуть его в казенное учреждение.

В том случае, если отец проводит с ребенком время, то оценка образа жизни семьи оценивается в положительную сторону. Если мужчина в семьи присутствует, но не уделяет времени ребенку, изменения образа жизни в семье оцениваются как отрицательные или незначительные (рис. 1).

6,50-

6,00-

5,50"

5,00-

4,50-

Рисунок 1 - Влияние времени, проводимого с отцом / дедушкой на оценку изменения

в образе жизни семьи

Другими словами, участие всех членов семьи помогает ребенку почувствовать себя её частью. Ребенок быстрее и успешнее включается в жизнь семьи, так как учитываются его потребности. Все это, в свою очередь, приводит к изменениям в образе жизни семьи в целом.

Еще одним критерием, на который влияет наличие совместных занятий отца и ребенка является отношение ребенка к своей приемной семье. На рис. 2. можно наблюдать следующее влияние, если у отца/дедушки и ребенка есть совместные занятия, то члены семьи видят отдачу от вложенных сил в воспитание ребенка. Если воспитанием, при наличии мужчины в семье, занимается только женщина, то она не видит отдачи от вложенных сил в воспитание приемного ребенка.

В данном случае можно говорить о том, что женщина не получает удовольствие от общения с приемным ребенком, его поведение воспринимается как трудное. Приемный родитель чувствует свою некомпетентность в воспитательном процессе, он чаще обращается за помощью к специалистам, ему требуется дополнительная помощь от них. На графике видно (рис. 3), что отсутствие мужского воспитания женщина пытается компенсировать помощью со стороны представителей органов опеки.

Семья - важнейший фактор формирования культуры новых поколений. От взаимоотношений супругов зависит реализация воспитательной функции, то есть физическое психическое и социальное развития ребенка.

да нет нет оца/дедуики

проводит ли время с отцом/дедушкой за совместными занятиями

-1-1-1-

да нет нет оца/двдуики

проводит ли время с отцом/дедушкой за совместными занятиями

Рисунок 2 - Влияние времени, проводимого с отцом / дедушкой на оценку отдачи

от вложения сил и времени в ребенка

1,70"

1,30"

-1-1-1-

да нет нет оца/двдутси

проводит ли время с отцом/дедушкой за совместными занятиями

Рисунок 3 - Влияние времени, проводимого с отцом / дедушкой на оценку помощи представителей органов опеки и соц. служб

Стоит отметить, что частым мотивом взятия ребенка в семью является желание наладить отношения с супругом. Около 9 % опрошенных родителей указывают на этот мотив, при этом, женщина надеется на возрождение отношений, на помощь со стороны супруга. Если же супруг не принимает участие в воспитание приемного ребенка, то очень скоро приходит разочарование, так как ребенок - это не только радость, но это и трудности, связанные с воспитанием, с изменением старых привычек семьи.

В приемной семье происходит не только адаптация приемного ребенка, но и адаптация семьи к новому члену. Наступает очередной семейный кризис, отношения между супругами изменяются.

Помощь со стороны мужчины является показателем того, что изменения в семье имеют положительную динамику, это, в свою очередь, положительно влияет на отношения супругов. Из рис. 4 видно, что если отношения ухудшились, то изменения в образе жизни оцениваются отрицательно, что является показателем наличия трудной жизненной ситуации в семье. В случае если отношения улучшились, то образ жизни семьи изменился в положительную сторону.

улучшились ухудшились

не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменились

нет супруга

□ видите ли Вы отдачу от вложения своих сил и времени в приемного ребенка

□ трудно наладить контакт

□ мало денег на содержание

□ как изменился образ жизни семьи

Рисунок 4 - Влияние критерия эффективности «Отношения с супругом» на наличие изменений в семье

В целом в семьях, в которых супруги указывают на ухудшение отношений, родители не видят отдачу от вложения сил и времени в ребенка, им трудно наладить с ним контакт. Кроме того, в таких семьях чаще указывают на наличие материальных проблем, на то, что денег на содержание ребенка не хватает. В семьях, где изменения оцениваются, как положительные материальные трудности не отмечались.

Отсутствие положительной динамики в отношениях супругов может служить показателем неуспешной адаптации ребенка в семье и семьи к ребенку. Нежелание мужчины участвовать в воспитательном процессе является одной из причин возврата приемных детей в казенное учреждение.

В целом, можно сказать, что отказ мужчины участвовать в воспитательном процессе приводит к ухудшению супружеских отношений и негативно сказывается на приемном ребенке.

Таким образом, включенность отца в воспитательный процесс влияет на формирование личности ребенка в целом, на его адаптацию в семье и адаптации семьи к новому члену. Для специалистов важно узнать мотив отцовства, для того чтобы предотвратить повторный отказ от ребенка.

Статья поддержана грантом РГНФ 11-13-34008 а/В.

Список литературы:

1. Адлер А. Наука жить. - К., 1997. - 102 с.

2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 67-77.

3. Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. N° 1. С. 75-89

4. Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. - 2008. - № март-апрель. - C. 37-43

5. Кочубей Б.И. Под отцовским крылом // Семья и школа. - 1990. - №7. - С. 34-35.

6. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992с.

7. Общение с отцами благоприятно сказывается на здоровье ребенка // Медицинский вестник. - 2002. - 28 февраля. - С. 3.

List of references:

1. Adler, A. Science live. - K., 1997. - 102 p.

2. Arhireeva T.V. The influence of parental education on self-attitude junior student / / Questions of Psychology. - 2006. - №3. - P. 67-77.

3. Arhireeva T.V, Field E. Motivation for fatherhood as a determinant of the father's relationship to the child / / Family Psychology and Family Therapy. 2006. № 1. P. 75-89

4. Kon I.S. Actor and gender order / / Journal of Public Opinion. - 2008. - № march-april. - p. 37-43

5. Kochubey B.I. Under his father's wing / / Family and School. - 1990. - №7. - P. 34-35.

6. Craig G. Developmental Psychology. - St.: Peter, 2000. - 992 p.

7. Communication with fathers is beneficial to the health of the child // Medical Bulletin. - 2002. -28 February. - P.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.