Научная статья на тему 'Изменение института семьи в условиях глобализации'

Изменение института семьи в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ / КРИЗИС СЕМЬИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Фёдоровна

Изменения, которым в последние десятилетия подвергся социальный институт семьи и брака в России и других развитых странах мира. Объективные тенденции в развитии мирового сообщества к началу третьего тысячелетия. Качественные особенности развития современного института семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the institution of the family within globalization

The changes, which the social institution of marriage and family in Russia and in other developed countries has been exposed in recent decades. Objective trends for the world community development by the beginning of the third millennium. The qualitative features of modern family institute.

Текст научной работы на тему «Изменение института семьи в условиях глобализации»



Изменение института семьи в условиях глобализации1

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

главный научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, доктор социологических наук

1 В работе над статьёй использованы материалы публикаций журнала «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ/ РАН. ИНИОН».

Последние десятилетия стали этапом значительных социальных, экономических и политических перемен в российском обществе, затронувших все сферы жизни. Социальный институт семьи и брака, являясь первичной группой, составляющей общественную структуру, также подвергся существенным изменениям. Вместе с тем семья и внутрисемейные отношения претерпевают заметные качественные изменения и в других развитых странах мира, не затронутых социальными потрясениями последних лет. Это свидетельствует об объективных тенденциях в развитии мирового сообщества к началу третьего тысячелетия. О качественных особенностях развития современного института семьи читайте в предлагаемой статье.

• глобализация • семья • родительские роли • кризис семьи • трансформация традиционных семейных форм

В международной научной практике всё более укрепляется точка зрения о нарастании турбулентности традиционной семейной жизни и её базовых качественных показателей: устойчивости брака, неодобряемос-ти обществом разводов, неприятия однополых супружеских отношений как нормы, изменения соотношения ролевых установок маскулинности и феминности в семейной группе, ответственности родителей за воспитание своих детей и т.п.

Изменения традиционных семейных ценностей стали особенно заметными на рубеже третьего тысячелетия мировой цивилизации. Отмечается ускорение процессов качественных изменений социального пространства — и семьи на их фоне, что таит в себе уг-

розу потери социального смысла существования такого традиционно консервативного института общества.

В западной научной литературе традиционное понимание семьи как демографической и структурной единицы не является сегодня общепризнанным. Как известно, демографический подход к понятию семьи определяет её, исходя из состава членов каждой семейной группы, связанных совместным проживанием. Однако семья находится в постоянном движении и изменении состава её членов: рождение, смерть, развод. Поэтому непостоянным является как демографический, так и структурный принцип определения понятия семьи. Переход в новый возрастной этап детей (дошкольники, школьники); отделение взрослых детей, проживание в семье других родственников и т.д. — все эти факторы имеют тенденцию к изменению и не могут являться стабильно определяющими качественный статус отдельных семей.

Деформация приведённых выше базовых качественных показателей семьи и её многоликость привели западную научную общественность к признанию, что сегодня нет одной-единственной модели семьи, но существует многообразие образцов семейной жизни2.

Анализ зарубежных научных публикаций, посвящённых семье как социальному институту, показывает наличие тенденций изменений, характеризующих европейскую семью под воздействием процесса глобализации. Обратимся к некоторым наиболее характерным западным исследованиям семьи последнего периода.

По оценке французского социолога Т. Блосса, современные тенденции в частной жизни семьи характеризуются диалектическим процессом, в рамках которого наблюдаются отчётливые качественные изменения3. Автор отмечает, что демократические веяния и введение новых законов, затрагивающих семьи, не изменили суть семейных отношений: семья продолжает сохранять свою значимость и место в жизни европейцев. Вместе с тем, идёт процесс модернизации внутрисемейной сферы. На фоне продолжающихся процессов нуклеаризации, сокращения рождаемости и, в целом, уменьшения размера семьи, а также возможности свободного выбора партнёра приобретает дополнительную значимость чувство близости семейной пары, привязанности супругов друг к другу. Свобода принятия решения о количестве детей в семье и времени их появления (планирование рождений) привела к возрастанию ценности детей и более отчётливым проявлениям родительской любви.

Большое количество семей с регулируемым репродуктивным поведением (откладывание рождений) обусловлено выравниванием прав женщин в семье и их преимущественным правом принятия решения, иметь или не иметь ребёнка и когда его заводить.

2 Cheal D.J. Families in today' world: comparative approach. NY, 2008.

3 Bloss T. La dialectique des rapports homes-femmes./Sous la dir.de T. Bloss.-Paris, 2001. P. 45.

Женщины с высокими карьерными ожиданиями всё чаще откладывают рождение ребёнка. Наблюдается увеличение возраста рожениц при рождении первого ребёнка, что сокращает вероятность рождения второго и последующих детей.

В Европе всё ощутимее возрастает значимость фактора профессиональной карьеры женщин. Брачный статус и наличие детей не рассматриваются женщинами (особенно с высоким уровнем образования) в качестве достойной альтернативы при выборе поведенческой модели «семья или карьера». Выбор производится, как правило, в пользу последней.

Возникло явное противоречие между традицией и идеологией в отношении родительских ролей. Традиция сложилась в процессе исторически длительного становления гендерного распределения ролей в семье. Современная идеология опирается на демократические завоевания последних пятидесяти лет и требует соблюдения прав и обязанностей в семейно-брачных отношениях. Изменение гендерных стереотипов оказало влияние на родительское поведение в сфере воспитания детей. Гендерное распределение родительских ролей в процессе воспитания во многом строится на основе теорий маскулинности и фемин-ности, т.е. на учёте половой принадлежности как воспитателя (отца или матери), так и воспитуемого (мальчика или девочки). На принципах тендерного подхода к процессу воспитания основаны содержание и механизмы гендерной социализации детей в семье.

Применительно к родительским ролям с учётом гендера возник и приобрёл распространение термин «новые отцы» — как символ равенства обязанностей родителей. В противоположность ему — обратный термин «отсутствующие отцы», отражающий процесс ослабления роли отца в отношениях с детьми. Происходит изменение связи «отец — ребёнок» в сторону «общества без отцов». Это особенно характерно для неполных семей с матерью, численность которых в европейских странах неуклонно растёт, и где отношения с отцом либо отсутствуют совсем, либо носят эпизодический характер. В таких условиях женщина вынуждена брать на себя ответственность за семейные и родительские обязанности.

Эволюция семейных отношений, наблюдаемая в последние десятилетия в Европе, актуализировала поиск партнёрами прежде всего эмоциональной близости в браке. В связи с этим становится массовым явлением добрачное сожительство, при котором стороны не берут на себя финансовые, воспитательные и иные взаимные обязательства по обеспечению жизнедеятельности семьи. Вместе с тем, массовое распространение добрачного сожительства не нарушило гомогамного поведения в обществе: брак по-прежнему остаётся нормой. Отношение к семье фиксируется как содержащее существенные изменения в разрезе отдельных социально-демографических групп населения. Так, в прошлом холостяцкая жизнь была прерогативой преимущественно бедных слоёв населения. Бедные считали,

что их материальные проблемы являются препятствием для создания семьи. Сегодня ситуация кардинально изменилась: богатые ориентированы на первоочередное удовлетворение индивидуальных потребностей в рамках общечеловеческих ценностей. Первостепенная роль отдаётся ими удовлетворению гедонистических устремлений. Представители состоятельных слоёв, культивируя гедонизм, не желают брать на себя ответственность за семью, а предпочитают внебрачное сожительство, основанное на эмоциональной близости партнёров. Такая позиция позволяет участникам внебрачного союза избежать выполнения ряда семейных функций, в том числе и прежде всего, функций репродукции и воспитания детей.

Во многих странах мира внебрачные союзы пользуются полными юридическими правами наравне с официально закреплёнными браками. Государство уделяет внимание и законодательно поддерживает детей, родившихся в таких семьях. Наравне с представителями официального брака, представители внебрачного союза могут рассчитывать на поддержку и помощь со стороны государственных институтов в ситуации семейного насилия и т.п.

По утверждениям западных учёных, массовое распространение внебрачных союзов в Европе не является свидетельством распада традиционной семьи. Исследования подтверждают, что в действительности разница в образе жизни этих двух типов семей не имеет существенных отличий. Стабильность внебрачного союза фиксируется на уровне традиционной семьи. Та же тенденция выявлена с нестабильностью, которая в одинаковой степени характерна для обоих типов семей.

Учёные Германии, со своей стороны, отмечают изменения жизненных параметров современной немецкой и в целом европейской семьи. Откликаясь на утверждении ряда учёных-фамилистов о кризисе современной семьи, немецкие учёные Томас Кляйн и Ингмар Рапп приводят свои примеры изменений, фиксируемых в рамках изучения семейных отношений на территории Германии4. В первую очередь, они отмечают тенденцию чувствительного повышения уровня разводов и относительно малую долю повторных браков. Выросла продолжительность расторгнутых браков: если ранее (в 1964 году) развод осуществлялся в ФРГ на этапе до 9 лет совместной жизни супругов, то теперь (в 2010 году) — до 13 лет. Отсюда следует вывод, что необходимо по-новому интерпретировать цикличность семейной жизни, которая раньше была ориентирована на последовательность стадий взросления ребёнка и особенности выполнения супругами родительских функций. Сегодня это изменение брачного поведении супругов авторы связывают с новым подходом партнёров

к выполнению своей репродуктивной функ- 4 Klein T., Rapp I. Der einfluss des auszugs

ции. Отныне рождение ребёнка не является von kinder aus dem elternhaus auf die

первоочередной задачей семьи, а остаётся лишь beziehungsstabilitat der eltem.-Stuttgart,

2010. S. 140-150.

важной её задачей.

Соответственно, в новых условиях меняются факто-Отньше рождеше ре- ры стабилизации семьи. В недалёком прошлом при бёнка не является пер- наличии детей важнейшей задачей родителей были воочередной задачей се- финансовые, эмоциональные, временные, физичес-мьи, а остаётся лишь кие и т.п. инвестиции в их будущее. Дети являлись важной её задачей. и ещё пока являются цементирующим звеном, обеспечивающим устойчивость семейной группы.

Наблюдаемое сегодня смещение приоритетов ценностей от совместных детей к индивидуальным эмоционально-личностным привязанностям брачных партнёров меняет сущность семейных отношений и критерии устойчивости супружеского союза.

Кляйн и Рапп анализируют высокий уровень разводов и приходят к выводу, что современная статистика разводов может рассматриваться сегодня в традиционном понимании как кризис семьи. Однако авторы предлагают относиться к разводу как нормальному явлению современного мира, поскольку он осуществляется в целях оптимизации условий для решения личных проблем в прошлом партнёров в браке.

Таким образом, по мнению немецких учёных, сегодня кардинально меняются природа брака и взгляд на критерии его прочности. Как и в других сферах взаимодействия общего (группового) и индивидуального, европейская идеология выдвигает на первый план приоритет личных интересов над общественными, ещё раз подтверждая принцип первичности индивидуальных ценностей.

Американские учёные, со своей стороны, фиксируют наличие существенных качественных изменений в жизнедеятельности североамериканской семьи в последние годы. Кетлин Джерсон — социолог из Нью-Йорского университета, отмечает, что современная эпоха в США характеризуется ситуацией, когда изменения образа жизни вступают в противоречие с устоявшимися социальными институтами и, в частности, с институтом семьи. Объяснение этому феномену К. Джерсон видит в том, что возрастающее в обществе демографическое и культурное разнообразие приводит к новым стилям жизни и построения семьи5.

Для структуры американских семей сегодня характерно увеличение численности брачных пар, в которых оба партнёра формируют бюджет семьи, т.е. заняты на оплачиваемой работе. В недалёком прошлом такие семейные пары составляли незначительное количество, и такое поведение супругов объяснялось финансовыми трудностями семьи.

Возрастает также количество неполных семей с одним родителем, т.е. сокращается количество повторных браков.

После юридического признания в США одно-

5 полых браков появилась и активно увеличи-5 Gerson K. Changing lives, resistant insti-

tutions.//Sociological forum.-Oxford, вается д°ЛЯ р°дителей °дног° п°ЛЛ. К. Джер-

Cambrige, 2009. Vol. 24. P. 4. сон делает вывод, что традиционные формы

семейного уклада, где мужчина является главным кормильцем в семье, а мать занимается исключительно домашним хозяйством, вытесняются семьями с новыми формами построения тендерных ролей.

В условиях непредсказуемой экономической ситуации и межличностного кризиса,которые носят глобальный характер, партнёрам по браку необходимо развивать и вырабатывать новые стратегии семейной жизни. Автор вводит новый термин для определения степени адаптации семьи к изменяющимся социальным условиям: ген-дерная гибкость членов семейной группы. Гендерная гибкость определяется через показатели взаимной поддержки супругов, их взаимозаменяемости при выполнении семейных функций, вовлечения прародителей в помощь семье и т.п. Для американских семей такие формы взаимодействия были не характерны в обозримом прошлом и воспринимаются сегодня как разрушение традиционных типов семейного уклада. Делается вывод о том, что гендерная гибкость в распределении обязанностей в семье, в отличие от гендерной негибкости, позволяет партерам быть готовыми к весьма вероятным непредсказуемым изменениям как в экономической, так и в социальной сфере. Таким образом, в условиях постоянно меняющегося социального фона формируются и развиваются новые стратегии в формировании семейного образа жизни.

Английские учёные, со своей стороны, отмечают изменения во взаимодействии поколений в современных семьях Великобритании6. Между представителями старших и младших поколений складываются более сложные взаимозависимые отношения, основанные на поддержке друг друга и стремлении к общим целям. Происходит взаимообмен материальными и нематериальными ресурсами, в том числе эмоциональными, физическими, духовными. Взаимоотношения в семье учат старших подростков принимать решения, касающиеся их жизни, формируют представления об обществе. Многие дети, судя по результатам опросов, с благодарностью воспринимают открытость родителей к общению, их готовность услышать мнение детей и уважать его даже в случае возникновения разногласий. Такая тенденция в жизнедеятельности английской семьи, по мнению авторов, может свидетельствовать об определённом возврате к традиционным семейным ценностям, которые были несколько ослаблены в предшествующую эпоху.

Итак, все без исключения авторы указывают на возрастание непредсказуемости экономической и социальной ситуации в своих странах, что в значительной степени определяет усложнение эмоциональных отношений и межличностного кризиса в семье.

Реальная возможность реализации жизненных планов становится всё более неопределённой для супругов, что, со своей стороны, 6 Wyn J LantzHar™A Family re!at'onfs

and young people in late modernity // J. of

влияет на реализацию семьёй функции р°ж- Sociology.London, 2012. Vol.48. P. 3-22. дения и воспитания детей.

Проведённый краткий экскурс по зарубежным западным публикациям, посвящённым изменению семьи как социального института, её ценностной системы и ориентации родителей на выполнение репродуктивной и воспитательной функций показывает, что отмечаемые в мире глобализационные изменения привели повсеместно к трансформации традиционных форм семейных отношений.

Геополитический опыт развития современного мира в ретроспективе нескольких прошедших десятилетий свидетельствует о нарастании процессов глобализации.

Бесспорно, что построение модели современного рос-

Отмечаемые в мире гло-

сийского общества основывается на активном заимст-бализационные измене- вовании социального опыта развитых западных стран ния привели повсемест- как в сфере экономики, политики, так и в сфере кон-но к трансформации кретных общественных институтов, конструирующих традиционных форм се- структуру данного общества. В частности, таковыми мейных отношений. социальными институтами выступают семья и образование, от степени развитости которых зависит качество и судьба последующих поколений и в целом жизнеспособность российского общества в обозримой перспективе.

В сравнении с мировой практикой, глобализация в России имеет свою специфику, которая носит ярко выраженный национальный характер.

В отечественной научной литературе присутствует достаточно устойчивая точка зрения, что использование западных моделей гло-бализационного развития на российской почве носит скорее условный и декларативный характер, поскольку происходит навязывание чуждых концепций, игнорирующих отечественный исторический опыт7. В качестве примера указываются особенности национально-этнической ментальности россиян, для которых исторически близок приоритет коллективистских ценностей над индивидуалистическими, в отличие от западных концепций глобализации, основанных на первичности интересов личности, субъекта. Переориентация мировоззренческих принципов россиян на западные ценности по этому показателю носит, по мнению учёных, искусственно навязываемую форму и может спровоцировать определённые социальные противоречия в российском обществе и семье.

Традиционная ориентация россиян на коллективистские ценности определённым образом корректирует и их отношение к ценности личной свободы, также декларируемой в рамках теории глобализации и рассматриваемой глобалистами в качестве ведущего критерия оценки уровня общественного развития. Для российского менталитета характерно скорее отношение к личной

свободе как результату высокого уровня со-

7 Ларионова Т.В. К проблеме устойчивос-

вершенствования общества в целом: не столь-

ти образовательных систем в глобально-

региональном мироустройстве // Фило- ко свобода °тдельного индивида ск°ЛЬк° св°-софия образования 2013. № 1. С. 10. бода всех граждан.

По-разному понимают глобалисты и россияне проблему глобального образовательного пространства в связи с несовпадением понятий идентичности и самоидентификации.

Идентичность, определяемая западными учёными как основа социальной интеграции, на деле в глобализирующемся обществе представляет собой бегство от индивидуально переживаемых страхов, от одиночества — в сообщество лиц, переживающих те же личностные проблемы. Идентичность, таким образом, является «коротким отдыхом от одиночества»8. В отличие от западных сообществ для большинства россиян весьма актуальной является идентификация по признакам религиозной, культурной, национальной, этнической общности. На этом фоне возникает проблема содержания воспитательного процесса российской семьи, которая, с одной стороны, представляет ячейку современного глобализирующегося общества, а с другой стороны, не может отрешиться от традиционных принципов самоидентификации в процессе транслирования своего социального опыта подрастающему поколению.

Одним из существенных проявлений глобализации в рамках конкретной российской семьи с её воспитательными проблемами являются проходящие в последние десятилетия реформы образования, цель которых — сближение образовательных систем России и развитых европейских государств (Болонская система, ЕГЭ и т.п.). Указанные реформы носят сложный и противоречивый характер, поскольку эффективность их для российского образования не всегда очевидна, а результаты внедрения новых образовательных программ не однозначны.

Исследования свидетельствуют, что российские семьи в значительной массе рассматривают реформы системы образования последних лет как искусственно навязанные и усложняющие процесс получения детьми качественного образования и их профессиональной подготовки. В результате такого беспрецедентного давления на семью через новые требования в сфере образования семейное воспитание претерпевает существенную деформацию, связанную с невозможностью для родителей строить осознанный и логически выверенный воспитательный процесс.

Приведённый факторный анализ позволяет проследить, в каком направлении движется развитие европейской и американской семьи и как процессы глобализации влияют на парадигму изменений, сопровождающих эволюционный процесс.

Сравнение полученных данных с российской семьёй позволяет определить общее и особенное в тенденциях развития семьи как социального института в мировой практике и выве-

сти алг°ритм изменения р°ли р°ссийск°й семьи 8 БауМан з. Индивидуализированное об-как воспитательного института в современной щества М.: Лотте, 2002. С. 191. жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.