Научная статья на тему 'Родительство как проблема современной российской семьи'

Родительство как проблема современной российской семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОЖДАЕМОСТЬ / ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / БРАК / ДЕМОГРАФИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Федоровна

Современное состояние российской семьи. Модель брачного поведения современных молодых. Причины сокращения рождаемости. Необходимость изменения стратегии взаимодействия государства с семьёй в сторону учёта потребностей среднестатистической, нормальной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parenthood as the problem of modem Russian family

Present situation of Russian family. The marriage behavior model of modern young people. The fertility decline reasons. Necessity to measure the interaction strategy of the state and a family for considering the needs average family.

Текст научной работы на тему «Родительство как проблема современной российской семьи»



Родительство как проблема современной российской семьи

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования», доктор социологических наук

• семья • рождаемость • дети • социальные меры • брак • демография • государственная поддержка семьи

В современной России преобладающее большинство молодых людей рассматривают создание собственной семьи вне связи с рождением детей. Моделью брачного поведения становится откладывание рождения детей на неопределённое время. Проведённый социологами опрос студенческой молодёжи показал, что брак и семья в иерархии их ценностей занимают вторую позицию, тогда как рождение детей — лишь пятую. Учитывая, что студенты — потенциальные молодые супруги ближайших лет, их позицию по данному вопросу можно рассматривать как предполагаемое реальное брачное поведение. Более глубокий анализ показывает, что в основном опрошенные склоняются к тому, что брак и семья — необходимые атрибуты полноценной жизни. Несколько меньше респондентов готовы признать значимость такой составляющей жизни, как появление детей. Однако, связанную с рождением детей функцию воспитания, ухода за ними позитивно оценивает лишь шестая часть опрошенных. Сокращение рождаемости приобретает в России последних десятилетий масштабы социального бедствия. Так, за последние десять лет число детей в возрасте до 17 лет сократилось с 31,6 млн в 2002 г. до 25 млн в 2011 г. [ 1, с. 59].

Наряду с сокращением рождаемости, в российских семьях наблюдается другая неблагоприятная тенденция:растёт внебрачная рождаемость. Если до середины 80-х годов вне брака рождалось 11% детей, то к началу 2013 г. таких детей стало 24%, т.е. их численность составляет сегодня около четвёртой

части всех детей [2, с. 99]. Особенности воспитания детей в условиях внебрачного рождения носят явно негативный характер. Дети, рождённые вне брака, чаще всего подвергаются в семье различным формам насилия, включая как пренебрежение их потребностями, так и половые преступления с их участием в качестве жертвы. Приведём статистику численности детей, признанных потерпевшими насилие в 2012 г.: общая сумма составляет 18 134 несовершеннолетних, в том числе:

— до года — 767 детей;

— от 1 до 5 лет — 882 ребёнка;

— от 5 до 10 лет — 2440 детей;

— от 10 лет до 14 лет — 4912 детей;

— от 14 лет до 18 лет — 9193 ребёнка [3].

Половые преступления в отношении детей составили в 2013 году 8490 случаев. В большинстве случаев насильственные действия в отношении несовершеннолетних производятся в семье. Так, число выявленных случаев насильственных действий к детям в семье составило в 2011 г. 57 400 детей [4, с.59].

«Отказные» дети (как социальное следствие внебрачных рождений), со своей стороны, пополняют ряды сирот, воспитание которых осуществляется вне семьи или, в лучшем случае, в приёмных семьях. Все без исключения эмпирические исследования дальнейшей судьбы таких детей свидетельствуют о высоком уровне их социального неблагополучия в этой сфере и негативных результатах их адаптации к взрослой самостоятельной жизни. Статистика отражает масштабы последствий отказа матерей от выполнения своих родительских обязанностей: на конец 2013 года в Российской Федерации насчитывалось 501 023 детей-сирот [5].

Принимаемые государством социальные меры поддержки таких детей ориентированы сегодня, прежде всего, на устройство сирот в приёмные семьи. Негенетическое родительство носит, безусловно, позитивный характер для формирования личности ребёнка, лишённого родительского попечения и примера родительской семьи. Приёмная семья помогает сироте сформировать модель собственной будущей семьи с её ролевыми супружескими отношениями, правами и обязанностями, выполнением семейных функций. Однако воспитание в приёмной семье не компенсирует ребёнку-сироте чувства «социального одиночества», отсутствия поддержки кровных родственников и понимания отношений «родитель-ребёнок». По существу, приёмный родитель — наёмный работник, выполняющий в отношении приёмного ребёнка должностные функции..

Следующим неблагоприятным фактором изменений современной семьи является высокая младенческая смертность, т.е. смертность де-

Статистика отражает масштабы последствий отказа матерей от выполнения своих родительских обязанностей: на конец 2013 года в Российской Федерации насчитывалось 501 023 детей- -Q-сирот.

И.Ф. Дементьева. Родительство как проблема современной российской семьи

тей, рождённых живыми, но по тем или иным причи-

Сокращение рождаемо- нам не достигших возраста одного года. Для сравне-

сти и мл^етестя ния обратимся к международной статистике по этому

смертность обусловли- показателю. Младенческая смертность на 1000 детей,

вают низкий уровень родившихся живыми, составляет соответственно:

детности В российсКиХ в Австрии — 4,8; в Германии — 4,5; в Великобрита-

семьях, что отражает- нии — 5,8; во Франции — 4,8; в Финляндии — 3,6;

ся на структуре семьи вЯпонии 6,0;

и осуществлении ею в Израиле — 6,2 [6,с.7]. В России младенческая смерт-функции воспитания ность составляла на тот же хронологический период детей. 8 на 1000 родившихся живыми. В 2013 г. младенческая смертность в Российской Федерации составила 15 447 детей. Причины: родовые травмы, внутриутробные проблемы развития плода, репродуктивное нездоровье матери, рождение ослабленных детей и т.п. Таким образом, показатель младенческой смертности в России опережает аналогичные показатели в развитых странах мира.

Сокращение рождаемости и младенческая смертность обусловливают низкий уровень детности в российских семьях, что отражается на структуре семьи и осуществлении ею функции воспитания детей. В структуре российской семьи преобладает малодетная семья с одним ребёнком. Таким образом, однодетная семья в России становится нормой, что приводит к определённым искажениям в осуществлении родителями функции воспитания: возникает детоцен-тристская направленность воспитательных действий, формируется личность ребёнка эгоцентрического типа, с завышенной самооценкой, неоправданно высокими притязаниями, низкой адаптивностью к среде сверстников. Не находя признания своей исключительности во внедомашней среде, такой ребёнок отказывается от взаимодействия с окружающим социумом, не развивает адаптивные механизмы, замыкается в себе, избегает контактов с ровесниками. Другая форма проявления неспособности ребёнка адекватно оценивать себя в социальном окружении — формирование агрессии, противоправного поведения. Как видно, издержки семейного воспитания в однодетной семье деформируют личность ребёнка и создают дополнительные трудности на пути его перехода во взрослую жизнь.

Следующий фактор изменений семьи, подлежащий рассмотрению — сокращение брачности среди молодёжи. Получает распространение и становится предпочтительным сегодня так называемый «пробный брак» или «гражданский брак». Такие партнёрские отношения основываются на стремлении юноши и девушки проверить свои чувства и не связывать себя обязательствами во взаимных отношениях. В западном мире такая форма брачных отношений имеет широкое распространение. В России, как показывают последние переписи населения, брак-сожительство тоже приобретает достаточно высокую массовость: в незарегистрированном браке в 2010 году состояло

4,4 млн супружеских пар, или 13% от общего числа брачных союзов [7,с.29]. С точки зрения воспитания детей в такой семье возникает ряд специфических проблем, таких, например, как правовой статус детей, оценка ими родительских отношений и формирование модели собственной будущей семьи и т.п. Брак-сожительство не преследует цели укрепления стабильности семейной группы, достижения долгосрочных целей и задач совместной жизни. В таких неопределённых условиях относительно своего будущего партнёры не ориентированы на неоднократность рождений общего потомства. Рождаемость здесь носит, как правило, разовый характер, а дети пополняют статистику детей внебрачно рождённых. Таким образом, изменение статуса традиционной, официально зарегистрированной семьи на статус «брак-сожительство» приводит к сокращению рождаемости, увеличению численности внебрачных детей и искажению представления таких детей о семье как норме.

Ещё один демографический фактор, свидетельствую- И3менение статуса щий об изменениях в сфере семьи, это высокая разво- традиционной, офици-димость. В последние двенадцать лет Россия по уров- ально зарегистрирован-

ню, Разводимости занимает первое мест° в мире: ной семьи на статус на 1000 браков приходится 700 разводов. Причём бо-

««брак-сожительство»

лее 70% разводов происходили в первые пять лет жизни семьи [8, с. 17]. Можно сделать вполне обоснован- приводит к сокраще-ный вывод о том, что молодёжь, по-видимому, нию рождаемости, уве-нуждается в информации, как строить устойчивые су- личению численности —

пружеские отношения, на что обращать первостепен- внебрачных детей и ис-ное внимание при создании семьи. Цифры свидетель- кажению представле-ствуют, что необходима программа подготовки ния таких детей о се-юношей и девушек к семейной жизни, поскольку этих мье как норме знаний не даёт ни общество, ни семья.

Следующими показателями современных социальных изменений семьи являются отмечаемые в мире как следствие глобализации такие личностные качества, как индивидуализация супругов, их стремление к личной свободе, к развлечениям и удовольствиям. Объявленный официальными институтами России курс на первичность удовлетворения индивидуальных потребностей, в противовес первичности интересов общества, существовавшей в эпоху социализма, создал благоприятную почву для утверждения этого принципа в массовом сознании людей. В сфере семьи стремление супругов удовлетворить прежде всего свои индивидуальные потребности и желания привело к сокращению рождаемости, как таковой. Другим последствием этого посыла становится уменьшение родительского внимания к уже рождённым детям, что приводит кдефициту любви удетей, фрустрации, снижению уних чувства защищённости в семье как «психологическом убежище».

Гедонистская направленность жизненных целей складывается у молодого поколения не спонтанно, а под влиянием новых веяний в жизнеустройстве родительской семьи. Подтверждением могут служить

И.Ф. Дементьева. Родительство как проблема современной российской семьи

-о-

В сфере семьи стремление супругов удовлетворить прежде всего свои индивидуальные потребности и желания привело к сокращению рождаемости, как таковой. Другим последствием этого посыла становится уменьшение родительского внимания к уже рождённым детям, что приводит к дефициту любви у детей, фрустрации, снижению у них чувства защищённости в семье как «психологическом убежище».

данные исследований, проведённых в областных центрах России на аудитории людей среднего возраста. Их рекомендации в адрес детей, начинающих семейную жизнь, включают пожелание «пожить сначала для себя», не обременяясь рождением ребёнка. Таким образом, родители культивируют в них эгоцентризм, индивидуальную свободу и получение личных удовольствий от жизни.

Следствием глобализации и одним из действенных механизмов её проникновения в семью является массовое распространение информационных технологий. Компьютер, Интернет, мобильная связь, скайп и т.д. становятся, прежде всего, предметами использования молодёжи. Продукция 1Т-технологий поступает к несовершеннолетним пользователям непосредственно, минуя родительский контроль. Глобализация как общемировой процесс приводит к информационной социализации подростков, т.е. к формированию вне родительского контроля интересов, увлечений и коммуникаций детей, формированию с помощью цифровых технологий подростковой субкультуры в целом. Увлечение подростков виртуальными играми в Интернете даёт им ощущение «запасных жизней», снижает правильное восприятие ребёнком реальности и делает его крайне уязвимым при столкновении с неблагоприятными жизненными ситуациями.

Феномен влияния информационного пространства на воспитательный процесс взрослеющего ребёнка представляет серьёзную конкуренцию семье как субъекту воспитания и одновременно таит в себе опасность получения ребёнком информации, связанной с социальным риском. За последние двадцать лет социальное пространство претерпело при посредстве информационных технологий существенные изменения, что определило характер вступления детей в мир взрослых и особенности современных межпоколенных трансмиссий в семье. Таким образом, интернет-технологии как величайшее достижение человечества приводит к размыванию авторитета и роли семьи — основного субъекта воспитания и создаёт почву для возникновения конфликта поколений, усиливая напряжённость в отношениях родителей с детьми.

Интернет становится реальным конкурентом семьи в вопросах воспитания детей. Возрастает анонимность контактов детей с другими пользователями, часто преследующими свои корыстные цели. Снижается доверительность отношений между родителями и детьми, сокращаются возможности родительского контроля. Дети перестают обращаться к родителям за помощью и советом, возникает процесс отчуждения между поколениями в семье. Всё это приводит к издержкам воспитательных действий родителей.

Все описанные выше факторы изменения семьи как института воспитания характерны не только для современной России, но носят глобальный характер и наблюдаются в ряде развитых стран мира. Однако прошедшие в 90-х годах реформы спровоцировали специфические внутрироссийские трансформации семьи. Так, активизировался процесс социального расслоения российского общества, вызвав массовую маргинализацию тех слоёв населения, которые по образованию, квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям.

Одним из существенных следствий внутрироссийских реформ явилось падение уровня жизни населения и появление нового для России социального бедствия — безработицы. Особенно сильно сказалось негативное воздействие безработицы на молодёжи. Из общего числа безработных, составлявших в 2012 г. 6,3 млн человек, 5,2% составляют молодые люди 15 — 29 лет [9,с.6]. Именно этот возраст является наиболее активным для создания семьи и появления детей. Безработица создаёт серьёзные препятствия для молодых семей в части реализации своей репродуктивной функции и, таким образом, препятствует решению проблемы низкой рождаемости в России.

С точки зрения воспитания уже имеющихся детей семья с безработными родителями, наряду с материальными трудностями, испытывает дополнительные проблемы, связанные с падением собственного авторитета в глазах детей. По словам американского учёного Глена Элдера, безработные отцы теряют власть, социальный статус и эмоциональную значимость в системе семейных ролей. И хотя в этой ситуации возрастает авторитет работающей матери, этих изменений бывает недостаточно, чтобы возместить общее падение влияния родителей на детей [10]. В России такое критическое положение испытывают 544 тыс. безработных родителей с несовершеннолетними детьми, или 5,9% от числа всех, имеющих детей [11, с. 315].

Безработица стала причиной ещё одного нетипичного для России в прошлом социального процесса: трудовой миграции населения из села в город, из малого города в большой, из монопромышленного города в мегаполис. Родители оставляют несовершеннолетних детей на родственников и уезжают на заработки. Стала распространённой маятниковая миграция (аналог вахтового метода работы). Такая занятость родителей, наряду с решением материальных проблем семьи, усугубляет проблемы воспитательные:

— сокращаются возможности непосредственного общения родителей с детьми;

— возникает пространственное разделение родителей и детей, что вызывает отчуждение между ними;

— отсутствует родительский контроль над детьми;

— у детей деформируется представление о родительстве как семейной функции;

— реальный родитель выступает как «виртуальный» для ребёнка;

И.Ф. Дементьева. Родительство как проблема современной российской семьи

— ограничивается роль родителя как образца поведения;

— ребёнок не получает наглядного примера распределения родительских и супружеских ролей в семье.

Падение уровня жизни российских семей в последние двадцать лет обусловило появление термина «бедность», т.е. проживание семей с детьми ниже прожиточного уровня жизни. Официальная статистика сообщает, что каждый четвёртый ребёнок в России живёт ниже минимального прожиточного уровня, ещё 50% семей с трудом обеспечивают ребёнку проживание на уровне прожиточного минимума. И только 25% семей не имеют материальных трудностей с содержанием и воспитанием своих детей [12]. Жизненный уровень доходов семьи с детьми ниже прожиточного обусловливает невозможность удовлетворения не только когнитивных, развивающих потребностей ребёнка, но и чисто физиологических. Производимые в таких семьях расходы свидетельствуют, что с увеличением числа детей семья переходит на низкокалорийные продукты. Не случайно проводимые в стране ежегодные диспансеризации выявляют значительное количество детей с низкой массой тела, не соответствующей возрастным параметрам.

Неблагоприятные материальные условия жизни семей Официальная статис- с детьми изменили характер взаимоотношений их взрос-тика сообщает, что лых членов с прародителями. Стала весьма распространил каждый четвёртый ре- нённой практика материальной помощи со стороны бабу-^ бёнок в России живёт шек и дедушек в адрес детей и внуков. Эта новая

тенденция, изменившая традиционный облик семьи с несовершеннолетними детьми, обязана своим появлением усложнившимся условиям жизни в стране.

ниже минимального прожиточного уровня, ещё 50% семей с трудом обеспечивают ре- Вместе с тем, активизация материальной помощи праро-бёнку проживание на дителей детям и внукам сопровождается одновременным уровне прожиточного сокращением участия первых в уходе за внуками и их вос-

минимума.

питании.

Представители старшего возраста выражают готовность поддержать детей и внуков материально, но не готовы участвовать в этом процессе эмоционально и физически. Такая линия поведения старшего поколения формирует в семье с детьми понимание, что не следует рассчитывать на помощь родителей в уходе и воспитании внуков, а значит, сокращает репродуктивное поведение молодых супругов и их отношение к детям как ведущей ценности.

Подводя итог, можно сделать общий вывод: в условиях непредсказуемой экономической ситуации, связанной с геополитическими изменениями в России, молодёжь сохраняет установку на создание собственной семьи. Однако супружеский статус не предполагает ориентацию молодых супругов на скорое рождение детей и выполнение родительских ролей. Особенно важной становится способность семьи оперативно менять финансовые, профессиональные,

-Q-

эмоциональные, межличностные стратегии (включение молодой матери в процесс трудовой занятости, вовлечение молодого отца в процесс воспитания детей, участие прародителей в поддержке семьи и воспитании внуков, организация образовательного процесса детей по системе сочетания домашнего и школьного обучения и т.п.). Благополучие семьи определяется тем, насколько успешно и оперативно родители способны решать возникающие перед семьёй проблемы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Следует отметить также, что изменения социального фона, характерные для современной России, не сопровождаются, к сожалению, согласованностью действий управленческих структур, ответственных за регулирование и решение вопросов семейной политики. Семья для управленческих органов становится объектом внимания чаще всего в ситуации её дисфункции, которая делает семью актуальной для работы социальных служб. Назрела необходимость изменения стратегии взаимодействия государства с семьёй в сторону учёта потребностей среднестатистической, нормальной семьи — для успешного решения проблем демографического характера и воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Национальная стратегия действий в интересах детей в 2012 — 2017 гг./ /Обеспечение безопасности жизнедеятельности. 2013. № 4.

2. Российский статистический ежегодник. 2012. М.: Росстат, 2013.

3. Газета «Московский комсомолец». 2013. 3 апреля.

4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. 2013. № 4.

5.rfdeti.ru/files/StatData-2014-aug.pdf

6. Римашевская Н.М. Положение детей и качество человеческого потенциала в России/ Н.М. Ромашевская // Народонаселение. 2002. № 3.

7. Социально-демографический портрет России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. М.:ИИЦ «Статистика России», 2012.

8. Николаев М. Семья и государство / М. Николаев //Социальная педагогика в России. 2011. № 3.

9. Ж-л «Вопросы статистики». 2012. № 6.

10. Elder G. Children of Great Depression / G. Elder. Chicago, 1974.

11. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в РФ. М.: Минт-рудсоцзащиты, 2012.

12. Газета «Мир новостей». 2012. 21 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.