Научная статья на тему 'Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия'

Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / СЕМЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Фёдоровна

Семейное воспитание как конкретно-историческое явление. Дисциплинарный и научный подходы к семейному воспитанию. Нормативное и независимое (личностно ориентированное) направления в семейном воспитании. Принципы эффективного семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия»

Десятилетний юбилей журнала позволяет подвести некий промежуточный итог его просветительной деятельности и указать на свойственное ему внимание к актуальным, наиболее важным проблемам в практике современной социальной педагогики. Одна из значимых проблем, поднимаемых журналом, — проблема воспитания детей, в том числе в рамках семьи.

Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

главный научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, доктор социологических наук

• cемейное воспитание • дисциплинарный подход • научный подход • семейные ресурсы • процесс социализации • модель воспитания

С точки зрения интересов общества, рождение и воспитание детей — самые важные функции в жизнедеятельности семьи, поскольку выполнение первой из них обусловливает демографическую стабильность социума, а выполнение второй определяет его качественные характеристики (уровень образованности, культуры, нравственности, жизнеспособности и т.д.).

Общеизвестно, что традиционное семейное воспитание — это целесообразный, рационально контролируемый процесс воздействия на ребёнка с заранее известными результатами. Но такая модель сегодня перестаёт работать.

В силу консервативной природы семья не в состоянии достаточно быстро и гибко перестроить свою воспитательную идеологию, так как находится под воздействием старых мировоззренческих представлений. Необходимо время, измеряемое годами, чтобы новые принципы взаимодействия поколений были приняты родителями как естественная форма отношений с детьми.

Однако сегодня объективная реальность в России не даёт возможности для длительного приспособления к новым социальным условиям, требует ускорения адаптации семьи и, соответственно, скорейшей перестройки её воспитательной стратегии в отношении детей.

Процесс семейного воспитания в современной российской реальности начинается с преодоления родителями устаревшего

в воспитании детей принципа «неравенства/равенства», т.е. с перехода от авторитарных методов воспитания к демократическим. Ребёнок всё чаще рассматривается родителями не как объект воздействия, а как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно ориентированного воспитания позволяет сформировать индивидуальность ребёнка с высокой социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и устойчивой сопротивляемостью к возможным внешним негативным воздействиям.

Как и воспитание в целом, семейное воспитание — явление конкретно-историческое, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества.

Семейное воспитание рассматривается в педагогической науке со следующих позиций:

1. Подход с точки зрения стиля воспитания, характера отношений участников воспитания как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младших (субъект-объектный подход) или как равноправное взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших (субъект-субъектный подход).

В последние годы возник новый термин воспитания в целом и семейного воспитания, в частности: дисциплинарный подход, основанный на чётком соблюдении правил, прав и обязанностей воспитанника и воспитателя. Дисциплинарный подход обусловлен соблюдением таких принципов:

— для всех есть общие правила;

— каждый участник воспитательного процесса (воспитатель и вос-питуемый) имеет свои права и обязанности;

— обязательным условием является соблюдение согласованного с воспитуемым режима, распорядка;

— в отношениях старших и младших соблюдается чёткая субординация;

— невыполнение правил и договорённостей приводит к безусловным санкциям.

Воспитание, ориентированное на результат, — основная цель описанного выше дисциплинарного подхода.

Сторонники дисциплинарного подхода с его воспитательными принципами утверждают, что при условии позитивной личности воспитателя такой подход наилучшим образом готовит воспитанника к жизни в современных условиях. На наш взгляд, в дисциплинарном подходе есть определённые объективные ограничения, в связи с чем приведённые выше воспитательные принципы дисциплинар-

И.Ф. Дементьева. Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия

ного подхода можно с полным основанием использовать, прежде всего, в приёмных семьях, где эмоциональная составляющая родителей и детей сравнительно невелика, зато конкретная задача подготовки приёмных детей к взрослой жизни выдвигается в качестве ведущей и основополагающей. Именно эту функцию дисциплинарный подход реализует наиболее успешно.

2. Если первый подход рассматривает семейное воспитание с позиции стиля воспитания, то второй — научный подход — анализирует процесс с позиции достигаемого результата. В недавнем прошлом семейное воспитание практически отождествлялось с процессом социализации в семье, с освоением опыта предшествующих поколений и успешной передачей этого опыта молодому поколению. В настоящее время специалисты склоняются к тому, что воспитание — лишь часть социализации, которая представляет многоплановый процесс в связи с объективным усложнением условий жизни общества.

В целом можно утверждать, что оптимизация семейного воспитания обусловлена, прежде всего, семейными ресурсами (полная — неполная, уровень детности, наличие представителей третьего поколения (прародителей), состояние здоровья членов семьи, уровень образования родителей, система семейных ценностей и т.п.).

На начальной стадии воспитания в процессе взаимодействия родителей и детей последние выступают, прежде всего, как объект отношений. С взрослением, обретением знаний, навыков и умений происходит качественное изменение ролей: дети всё больше завоёвывают статус субъектов, активно участвуя в процессе собственной социализации. Однако если усвоение жизненных ценностей осуществляется ребёнком вяло, без должной инициативы, то в процессе взросления он не достигает статуса полноценного субъекта. Став взрослыми, такие дети не становятся социально зрелыми: легко поддаются внушению, не умеют принимать самостоятельных решений, представляют удобную мишень для разного рода манипуляторов (начиная от собственных родителей, социального окружения и кончая выбором политических ориентиров).

С другой стороны, активное участие детей в процессе воспитания (открытость для нового знания, инициатива в конструировании сценария своей жизни, своего будущего) приводит к изменению ролей в родительской семье.

Каждый участник диады «родители — дети» со временем оказывается в роли как послушного исполнителя, так и держателя власти, воздействующего на отношения, ожидания и поведенческие установки других членов семьи. Если в раннем детском возрасте родители чаще используют свой авторитет, свою власть, то с взрослением детей воспитательные воздействия родителей всё больше учитывают индивидуальность ребёнка. Постепенно интенсивность

факторов, определяющих взаимоотношения родителей и детей, приобретает тенденцию к уравниванию в обоих направлениях, изменяя статус ребёнка и систему личностных связей от субъектно-объ-ектных к субъектно-субъектным. Ребёнок, как и его родители, становится субъектом отношений, воспитывающим своего воспитателя. Отношения с родителями больше не определяются исключительно в параметрах: «родители — субъект, ребёнок — объект». Наблюдается эффект обратной связи, где ребёнок всё более занимает положение полноправного субъекта, воздействующего на внутрисемейные ролевые отношения.

Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, в котором индивид не просто усваивает социальный опыт путём вхождения в социальную среду и систему социальных связей, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первый этап (усвоение) характеризуется тем, как среда (в данном случае — семья) влияет на индивида, представляющего собой объект воздействия. Второй этап (преобразование) рассматривает индивида в процессе его воздействия на среду (семью). И в этом случае индивид (ребёнок) выступает как субъект семейных отношений.

Как субъект воспитания, семья выступает в роли посредника между детьми и социальным окружением. Зная своих детей, их индивидуальные психологические качества и, с другой стороны, имея информацию о нормативах, требованиях общества, родители стремятся адаптировать детей к условиям внешней социальной среды. При этом парадигма воспитания может выражаться в двух направлениях:

1. Нормативное направление, т.е. требующее подчинения природы ребёнка правилам и нормам социальной среды. Родители выступают в этом случае как агенты, идущие от требований общества, и формируют личность ребёнка в соответствии с ожиданиями социального окружения. Такая практика основана на подавлении индивидуальности ребёнка и приводит к искажению его личностного развития, к эмоциональной депривации.

2. Независимое, личностно ориентированное направление, создающее условия для свободы самовыражения ребёнка. Родители здесь занимают позицию адвокатов своего ребёнка, стремятся сформировать понимание и симпатию к нему со стороны ближайшего окружения. Однако в этом случае возможен негативный эффект обратной связи: излишнее освобождение ребёнка от социальных нормативов общества может привести к развитию отклонений, девиаций в его поведении. Эффективность воспитания в этом случае зависит, прежде всего, от того, насколько внутрисемейные жизненные принципы конкретной семьи соответствуют нормам жизни данного общества. Примером полного несоответствия может служить семья, озабоченная достижением собственного благополучия лю-

И.Ф. Дементьева. Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия

бой ценой, культивирующая лозунг «Цель оправдывает средства». Жизненные принципы такой семьи с её специфической субкультурой, несомненно, приведут ребёнка к конфликту с внешней средой, к дезадаптированности.

В оптимальном варианте взаимодействие «ребёнок — семья — общество» должно строиться на следующих принципах. С учётом того, что семья есть единая социальная общность, родители ориентируют ребёнка на коллективные действия, кооперацию, взаимопомощь во внутрисемейных отношениях. В то же время родители направляют активность детей вне дома на социальные достижения, на индивидуальные завоевания. Если в рамках семьи приветствуется сотрудничество, то за её пределами — развитие индивидуальных успехов (конкурентоспособность, инициатива, социальная ответственность, стремление к достижению поставленной цели и т.п.).

С учётом того что се- Стратегия родителей в этом случае реализуется по

двойному сценарию. Путь первый: приоритетная ори-

мья есть единая соци-

ентация на единение семьи как коллектива, коопера-

альная общность, роди-

цию её членов за счёт менее глубокого внимания тели ориентируют к формированию личностных качеств ребёнка, его ребёнка на коллектив- индивидуальности. Другой путь — первостепенная ные действия, коопера- забота о развитии индивидуальных наклонностей цию, взаимопомощь во и способностей ребёнка на фоне семьи, рассматри-/-К внутрисемейных отно- ваемой как данность. Важным условием успешного Ж

^ шениях. В то же Время воспитания в таких обстоятельствах является способ-

родители направляют ность родителей соблюсти равновесие между этими

двумя направлениями семейной стратегии, форми-

активность детей вне

руя личность ребёнка одновременно как члена семей-дома на сощалъаъю до ного коллектива со всеми правами и обязанностями стижения, на индиви- и как индивида, соблюдающего во внесемейных ком-дуальные завоевания. муникациях нормативы общества.

Эффективность семейного воспитания напрямую связана с воспитательной идеологией семьи, с её готовностью применять в повседневной практике такие методы воздействия на ребёнка, как поддержка, авторитет, контроль, власть, сотрудничество и т.п. При этом для достижения успеха необходимо учитывать факторы, характеризующие как ребёнка, так и семью: возраст, пол, психологические особенности личности ребёнка, а также структуру семьи (нуклеарная-расширенная, полная-неполная и т.д.), демографические параметры её членов (возраст, родственная принадлежность и т.п.).

Индивидуальность ребёнка и семья — два констракта, которых объединяет взаимный интерес, родственная привязанность, зависимость друг от друга, однако в реальности их отношения могут носить противоречивый характер. Поэтому в процессе воспитания ребёнка семья должна исходить из разумного сочетания трёх важных принципов:

-о-

- ребёнок — индивидуальность, имеющая свои потребности: физиологические и социальные, которые для достижения успешного воспитания необходимо удовлетворять;

- другие члены семьи также имеют свои потребности, реализация которых позволяет каждому её члену воспринимать себя как индивидуальность, причём осуществление этих потребностей связывается с удовлетворённостью собственной жизнью;

- семья как целостная система также имеет потребности, удовлетворение которых укрепляет семейный коллектив, создаёт условия для его успешного функционирования как единого организма.

Разумная балансировка потребностей каждой из указанных сторон требуется не только для сохранения внутрисемейных связей и ролей, но и для правильного освоения ребёнком нормативов совместной жизни, для достижения всестороннего воспитательного результата.

Результативность семейного воспитания во многом определяется отношением семьи к ценностям данного общества: содержательная близость ценностной системы семьи с идеологией общества определяет высокую эффективность воспитательной стратегии семьи. Схематично такую зависимость можно представить в виде графика (см. рис. 1).

Семейные границы Размытые

Ориентации семьи на социальное окружение

Слабые

семья — социальный агент: максимум посредничества в ситуации «ребёнок — социальная среда» настойчивое воздействие семьи на ребёнка с целью усвоения им социальных норм

«семья как крепость»: закрытость, противостояние минимальное посредничество

Сильные

Жёсткие

Рис. 1. Уровень открытости семьи к ценностям общества

Приведённая модель представляет четыре векторных поля, на которых присутствует разное по интенсивности сочетание семейных ценностей (границ) с идеологией общества. Два верхних поля моделируют размытые границы, а значит, относительную готовность, открытость семьи к воспитанию детей в рамках соблюдения социальных норм данного общества. Два нижних поля показывают закрытость семьи и её нежелание прививать детям нормы, принятые

И.Ф. Дементьева. Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия

в этом обществе. Более подробный анализ приведённого графика позволяет сделать следующие выводы. Верхнее правое поле демонстрирует размытые границы семьи и её ориентацию на безусловное соблюдение общественных норм. Воспитательная стратегия семьи отражает её стремление помочь ребёнку в усвоении социальных норм общества. Семья рассматривает ребёнка как будущего члена общества, гражданина, и её воспитательная позиция исходит из интересов общества и безусловного соблюдения ребёнком его норм.

- Верхнее левое поле также демонстрирует нечёткие

Нормы и ценности се- границы семьи, с ориентацией скорее на нормы об-мьи и общества могут щества. В отличие от правого поля, здесь отмечается не совпадать в реаль- более критичное отношение к ценностям общества, ной жизни, что приво- при котором ориентации на требования социального дит к дезориентации окружения не столь прямолинейны. Однако семья ви-детей в процессе семей- дит свою воспитательную цель в том, чтобы максимально облегчить ребёнку его вхождение в мир взрос-

ного воспитания

лых, и оказывает активную посредническую роль, чтобы помочь ему совместить свои ценностные ориентации с нормами общества.

Два нижних поля демонстрируют чёткую границу между семьёй и обществом: правое поле иллюстрирует позицию семьи с ориента-циями на нормы общества, но с минимальными возможностями оказания посреднической помощи ребёнку. Примером может служить семья родителей-инвалидов в силу объективных обстоятельств, не имеющих возможностей для поддержания своего ребёнка в современных социальных условиях.

Левое нижнее поле моделирует семью с сознательным противостоянием обществу, несогласием с его ценностями и нежеланием прививать эти ценности своему ребёнку. Примером может служить семья с асоциальными ориентациями, криминальными наклонностями или жёсткими религиозными догматами. Отсюда следует вывод, что нормы и ценности семьи и общества могут не совпадать в реальной жизни, что приводит к дезориентации детей в процессе семейного воспитания. Такая семья довольно часто продуцирует отклоняющееся поведение детей и становится источником детской и подростковой социальной девиации.

На практике семья осуществляет некий симбиоз, вариативную модель воспитания, обеспечивающую учёт семейной идеологии и базовых личностных качеств ребёнка — в ситуации соблюдения основополагающих социальных норм общества. По существу, производится включение ребёнка с его психологическими и социальными личностными качествами в контекст социальной среды, приспособление индивидуальности ребёнка к социальным условиям и нормативам, выступающим как объективные условия жизнедеятельности. Таким образом, достигается цель свободного развития

ребёнка в рамках формирования его социальной ответственности, обретение им прав в условиях выполнения обязанностей.

Воспитание в семье рассматривается научной общественностью в рамках двух теоретических моделей: линейной и системной.

Обращение к взаимосвязи рыночной экономики последних лет с российской семьёй, её стратегией в сфере воспитания, позволяет сделать выводы:

— В России продолжаются экономические преобразования последних лет, непосредственно воздействующие на положение семьи (например, меры последних лет по стимулированию рождаемости, поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне, материнский капитал, ипотечное кредитование семьи по улучшению её жилищных условий и т.п.).

— В то же время на фоне позитивных экономических мер поддержки семьи продолжают сохраняться негативные социальные тенденции: растёт подростковая наркомания, продолжает сохраняться высокая рождаемость среди несовершеннолетних, наблюдается в массовом порядке насилие в отношении детей в семье, не закрыт вопрос о наличии детской безнадзорности и беспризорности, неуклонно растёт число социальных сирот, по-прежнему первое место в мире принадлежит России по подростковому суициду, нет тенденции к сокращению подростковой преступности и т.п.

Все эти негативные социальные процессы, безусловно, связаны с издержками в современном семейном воспитании, с недооценкой семьёй своей роли и социальной ответственности за воспитание детей в изменившихся условиях российской жизни.

Изложенные выше социальные меры, принимаемые государством, и их незначительное воздействие на профилактику негативных тенденций в развитии российского детства определяют необходимость формулирования основных принципов оптимизации семейного воспитания. В самом общем виде предлагается набор принципов, соблюдение которых может повысить результативность семейного воспитания и привести в конечном счёте к его оптимизации:

1. Принцип исторической преемственности стилей семейного воспитания, выражающий связь между прошлым, настоящим и будущим (семейные традиции, преемственность ценностей между поколениями в семье, семейные мифы, династии, семейные реликвии и т.п.).

2. Принцип системности, взаимоувязанности, учёта всех основных составляющих в процессе семейного воспитания (комплексный подход).

3. Принцип учёта фактора непрерывных изменений социального фона в трансформирующемся обществе (угроза безработицы, инфляция, миграционная подвижность семей, платные образователь-

И.Ф. Дементьева. Трансформация семейного воспитания в ретроспективе последнего десятилетия

ные услуги, реформы системы образования, доступность дошкольных образовательных учреждений, сокращение числа учреждений дополнительного образования, увеличение доли платных медицинских услуг, рост семейного насилия в отношении детей и т.п.).

4. Принцип учёта статусно-ролевых изменений в семье (профессиональная мобильность родителей, ролевые функции в семье, структурные изменения в семье, внутренние ресурсы семейного воспитания).

5. Принцип допустимости вариативных подходов в семейном воспитании в условиях социально-этнической дифференциации российского населения (региональный подход).

6. Принцип трансформации методов и средств семейного воспитания в процессе развития личности ребёнка. Совершенствование воспитательного воздействия предполагает учёт своеобразия личности, определяемое его исходными биосоциальными характеристиками. Логика семейного воспитания должна учитывать влияние факторов: половой принадлежности ребёнка, эмоционального и интеллектуального развития личности; влияние наставления, личностных качеств ребёнка, стиля семейного воспитания, особенностей взаимодействия родителей с педагогами как профессионалами.

7. Принцип включённости всех членов семейной жизни в процесс воспитания (мобилизация внутренних ресурсов семьи).

8. Принцип разумного самоограничения в процессе воспитания, воспитательные меры, предпринимаемые семьёй, должны строиться с учётом реальных возможностей семьи и ребёнка.

9. Принцип учёта влияния социальной среды на процесс семейного воспитания, «значимые другие» в процессе воспитания (внешние ресурсы семейного воспитания).

10. Принцип согласованности принимаемых управленческих решений в области семейного воспитания с особенностями процесса жизнедеятельности семьи, с её потребностями и качеством жизни.

Частичное возложение ответственности за семейное воспитание на систему образования в лице дошкольных и школьных образовательных учреждений не всегда приводит к ощутимым результатам — повышению воспитательного потенциала семей. Специалисты связывают низкую эффективность просветительских действий педагогов с имеющимися объективными противоречиями в процессе оптимизации семейного воспитания.

Таким образом, в интересах повышения результативности семейного воспитания необходимо, с одной стороны, не абсолютизировать возможность регулирования и управления этим сложным, многообразным процессом, а с другой — не полагаться полностью на спонтанность, саморегуляцию в развитии оптимальных подходов семьи к воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.