УДК 281.9_37.01
Литвинов Кирилл, студент 2 курса магистратуры Белгородской духовной семинарии (заочное отделение) Россия, г. Калуга litvinoff.kiryusha@yandex.ru
Методологические принципы миссионерской работы с молодежью в современной социокультурной ситуации
Аннотация: В статье рассматриваются методологические основы молодежной миссии в современной социокультурной ситуации. Подчеркивается необходимость глубокого и всестороннего теоретического изучения проблемы работы с молодежью, а также разработки технологий молодежной миссии. Отмечается относительная новизна понятия «молодежь», возникшего в период индустриального общества. Указывается, что открытость молодежи и склонность к изменениям связана с отсутствием у нее заинтересованности в сохранении сложившегося и закрепленного законом порядка, так как она еще не включилась полноценно в жизнь общества и ничего не сделала для вклада в его жизнь, в политику, экономику страны. Делается вывод о необходимости осуществлять дифференцированный подход к работе с молодыми людьми, учитывающий специфику возраста, интересов, социальные, национальные, региональные факторы; сочетать методику «инкультурации» с тщательно продуманной и разработанной миссионерской стратегией и тактикой, нацеленной на духовное пробуждение и преображение детей и юношества. В качестве центральных пунктов молодежной миссии выделяется объяснение соборной природы Церкви, самой сути соборности, выдвижение на первый план в миссионерской работе с молодыми молитвы и знакомства с литургической жизнью Церкви, погружение в нее.
Ключевые слова: молодежная миссия, инкультурация, трансгрессивность, соборность, литургическое сознание, духовно-нравственное и патриотическое воспитание юношества.
Litvinov K.
2nd year Master's student Belgorod Theological Seminary (correspondence department) Russia, Kaluga litvinoff.kiryusha@yandex.ru
Methodological principles of missionary work with youth in the modern socio-
cultural situation
Annotation: The article deals with the methodological foundations of youth education in the modern socio-cultural situation. The need for a deep and comprehensive theoretical study of the problem of working with young people, as well as the development of technologies of the youth mission, is emphasized. The relative novelty of the concept of "youth", which arose during the period of industrial society, is noted. It is indicated that the openness of young people and the tendency to change is associated with their lack of interest in preserving the established and legally established order, since they have not yet fully joined the life of society and have done nothing to contribute to its life, politics, and the economy of the country. It is concluded that it is necessary to implement a differentiated approach to working with young people, taking into account the specifics of age, interests, social, national, regional factors; combine the methodology of "in-culture" with a carefully thought out and developed missionary strategy and tactics aimed at spiritual awakening and transformation of children and youth. The central points of the youth mission are the explanation of the conciliar nature of the Church, the very essence of conciliarity, bringing to the fore in missionary work with the young prayers and acquaintance with the liturgical life of the Church, immersion in it.
Key words: youth mission, inculturation, transgression, conciliarity, liturgical consciousness, spiritual, moral and patriotic education of youth
В настоящее время Русская Православная Церковь имеет все возможности для самостоятельного определения концепций и направлений своей деятельности, а также приоритетных путей развития. Подготовлен ряд основополагающих церковноправовых документов и фундаментальных методологических разработок, регламентирующих и определяющих содержание жизни Русской
Православной Церкви в современных исторических условиях [7, 8, 12, 13, 14 и др.]. Знамением времени стало значительное возрастание роли прихода, формирование и существование которого в условиях атеистического государства всячески затруднялось различными законодательными ограничениями. Пастырь становится действительным, полноправным руководителем прихода, литургическая жизнь и миссионерская работа начинают занимать подобающее им место в деятельности церковных общин.
В каждом приходе, по указу Святейшего Патриарха, должны быть предусмотрены, наряду с должностями социального работника и катехизатора, должность работника с молодежью. Получая достойную заработную плату, по замыслу высшего руководства Церкви, миряне и клирики, которые занимают данные должности, должны становиться штатными работниками приходов, представляя собой новый для РПЦ тип полноценного и высокомотивированного сотрудника.
Данное обстоятельство обусловливает необходимость глубокого и всестороннего теоретического изучения проблемы работы с молодежью, а также разработки технологий молодежной миссии. «Молодежные работники» должны обладать соответствующей богословской и психолого-педагогической квалификацией, основательной теоретической и практической подготовкой и высокой общей культурой. Центральный вопрос, от эффективного и аргументированного ответа на который зависит успех молодежной миссии - это вопрос о том, как привести к Христу, к Церкви детей и юношество, молодых людей, которые впитали в себя секулярную, эвдемоническую культуру, в ряде случаев имеющей антицерковную и богоборческую направленность.
Многочисленные примеры плодотворной миссионерской работы с молодежью на приходах свидетельствуют о том, что главным, важнейшим фактором успеха являются труды, «харизма» незаурядной, яркой, творческой личности, сумевшей отыскать, определить неформальную миссионерскую и психолого-педагогическую тактику работы с молодыми людьми. Однако при поиске и выборе данных тактик необходимо соблюдать определенные правила, следовать духу и традициям Православия, не переступать границ церковных преданий и канонов. Мы не можем в данном случае следовать тем далеко зашедшим экспериментам «инкультурации», которые практикуются протестантами и католической церковью (крещение под гитару, веселые пляски на богослужениях, рок-концерты в соборах и пр.). Сегодня мы встречаемся с оригинальными, порою весьма экзотическими инициативами и в сфере православной пастырской работы с молодежью: орга-
низация кружков восточных единоборств (настоятель Свято-Богоявленского храма в селе Быки Курской области священник Сергий Пашков) [19], организация массовых шоу-программ (о. Иоанн Охлобыстин) [17] , участие священников в «тусовках» байкеров (о. Георгий Лапшин)[2] , проповедь на рок-концертах (протодьякон Андрей Кураев) [7], различные непринужденные формы онлайн-обще-ния с аудиторией в режиме реального времени (показ простых «человеческих будней батюшки» и пр. Данные инициативы вызывают много споров и не получают однозначной оценки в церковной среде. На наш взгляд, приспосабливание. «подделывание» под вкусы и образ жизни молодежи, принятие форм их поведения, общения не может должным образом способствовать осуществлению православной мисси, угрожая размыванием ее содержания, потери цели - следования Спасителю, доведения до сознания, сердца, волевой сферы личности молодых благодатной, радостной, светлой и, вместе с тем возвышенной и торжественной сути Церкви как Тела Христова.
Вместе с тем, глубокие, радикальные преобразования в современной социокультурной ситуации обусловливают необходимость выработки принципиального понимания природы молодежи как социально-психологического явления, а также выработки соответствующего традициям Православной Церкви подхода к молодежному душепопечению.
Следует отметить относительно позднее появление самого понятия «молодежь», которое возникло только в 20 веке. Несмотря на существование различных возрастных групп, самого этого понятия и соответствующей ему социальной группы не существовало до Новейшего времени. Образование данной социальной группы является следствием индустриализации, научно-технического прогресса, урбанизации, эмансипации. В качестве существенного фактора, обусловившего оформление молодежи как особого социального явления, выступает увеличение сроков профессионализации, времени, требуемого для овладения профессией. Разрушение традиционного уклада жизни, в основе которого лежала модель семьи, существенно удлинили, сделали более сложным процесс взросления. В традиционных культурах переход во взрослое состояние проходил в форме ритуала и занимал несколько дней [4, 21, 23, 25]. В обществе индустриального и постиндустриального типа переходная фаза, в которой человек уже не является ребенком, но еще не стал взрослым, занимает многие годы. Налицо запаздывание социальной зрелости на фоне зрелости биологической, что обусловливает широкое распространение инфантилизма, которое сопровождается в ряде
случаев задержкой эмансипации детей от родителей. Сложившиеся в условиях традиционного общества воспитательные структуры оказались не способными обеспечить эффективную помощь в процессе перехода от детства во взрослое состояние. Данный момент обусловил возникновение молодежи как социальной группы, особой и самостоятельной.
Достаточно остро стоит вопрос о молодежи в современной России [24]. Проблемы, связанные с молодежью, становятся предметом внимания и обсуждения на самом высоком государственном уровне, в науке, в образовании, в СМИ. Выпускаются специальные законодательные акты, литература по данному вопросу насчитывает тысячи наименований. Получил распространение социологический подход, согласно которому молодежь рассматривается как мало защищенная в социальном смысле группа населения, которой должны быть предоставлены специальные государственные, правовые гарантии.
Итак, молодежь представляет собой социальную группу, выделяемую на основе возраста. Все остальные характеристики являются привходящими, обусловленными данной базовой особенностью. Но, как уже отмечалось, в традиционных культурах возраст не играл той роли, какую он приобрел при определении уровня зрелости человека в обществе современного типа. Страдательный аспект сегодня стал ведущим при осмыслении, трактовке, попытках решения проблемы молодежи, которая нуждается в защите, опеке, помощи, заботе. Проблема молодежи неотделима от проблемы социализации, которая может быть успешно осуществлена молодыми людьми, приобретающими способность выполнять сложившиеся в обществе роли, адекватно выполнять социальные функции. Однако есть и другой вариант - неуспешная и задержанная социализация, следствием чего является недостаточная самостоятельность и инфантилизм юношества. Именно второй вариант имеется в виду в первую очередь при разработке системы государственных мер, нацеленных на защиту молодежи на осуществление помощи ей по вхождению во взрослое общество.
Необходимо отметить и другую сторону ослабленной связи подростков, юношества с традицией, с устоявшимся укладом жизни. Этот не вполне зрелый народ заключает в себе, вместе с тем, огромную общественную силу, обладающую творческим, преобразующим потенциалом [15, с. 86], так как молодежь не воспринимает то, что сложилось до ее проявления в мир как единственно возможный порядок, незыблемый и само собой разумеющийся. На этой особенности молодежи успешно спекулировали коммунисты (практика широкого привлече-
ния юных большевиками: Аркадий Гайдар в 17 лет командовал полком, - использование хунвэйбинов Мао Цзедуном для осуществления «культурной революции в Китае»), достаточно успешно играют на этой струне и предприимчивые творцы «информационной революции», поведение которых порою напоминает поведение жрецов новой религии. Так, мультимиллиардер Стив Джобс в молодости отдает дань духовным и мистическим практикам Индии и сам претендует на роль своеобразного «цифрового гуру», имидж которого носит подчеркнуто выраженную связь с «иконографией» хиппи. Его легко узнаваемая фигура в чёрной водолазке, потёртых джинсах и кроссовках всегда окружена своеобразным культом.
Открытость молодежи и склонность к изменениям связана с отсутствием у нее заинтересованности в сохранении сложившегося и закрепленного законом порядка, так как она еще не включилась полноценно в жизнь общества и ничего не сделала для вклада в его жизнь. в политику, экономику страны. С данной особенностью исследователи связывают понятие трансгрессивности молодежи [26, с.80], то есть «способность к новизне, участие в изменениях и создание их». Вместе с тем, как подчеркивает исследователь А.И. Черный, «бессмысленно и непродуктивно» рассматривать молодежь как единое целое. Среди молодых людей «далеко не все занимают активную жизненную позицию», далеко не все способны к трангрессии.
В Католической церкви склонны приписывать молодежи «пророческую функцию» в связи с тем, что она лучше взрослых может предвидеть будущее. Воздерживаясь от подобных обязывающих и, на наш взгляд, во многом, риторических определений, не соответствующих канонической практике православного церковного дискурса [21], мы можем, вместе с тем заметить, что при осуществлении православной миссии среди молодежи фактор ее трансгрессивности играет большую роль. Для нашего общества в его основной массе, несмотря на то, что большая часть людей в России относят себя к «православным», Православие в значительной мере остается «неизвестной религией». Общественные стереотипы несут на себе следы влияния советской инерции в сочетании с наложенной «калькой» рыночного стиля поведения. Молодежь остро чувствует неправду и фальшь этих стереотипов, ищет иных ценностных жизненных путей [1]. И важно откликнуться на эту ее потребность и жажду нового, подспудное алкание Света и Жизни, важно помнить слова Спасителя: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 11:11).
Протоиерей Вячеслав Ковалевский отмечает: «Нам необходимо найти ответ на вопрос, насколько Церковь может уходить за молодежью. Или лучше ей остаться консервативной и привлекать молодежь тем, что у нее есть. То есть, насколько нам, живя в Церкви, позволительно идти в ногу со временем»[11, с.37] .
При определении целей, содержания, направления, форм и методов молодежного служения необходимо выделить главное, доминирующее начало, «ядерный компонент системы». Такой доминантой применительно к работе с молодежью является литургическая жизнь, общение в Церкви. В сжатом виде данная домина-та выражена в литургическом приветствии священнослужителей: «Христос посреди нас!»
При этом Церковь не должна выглядеть чем-то вроде заповедника, отгороженного от остального мира стеной, чтобы не получалось так, что молодой человек чувствовал себя православным только переступая порог Церкви, а за пределами церковной ограды становился «свободным человеком», подчиняющимся стихиям и нравам сего мира, носителем определенной социальной роли, обладателем той или иной профессии (блогер, коммерсант, «айтишник», спортсмен, строитель и пр.). Нередко все контакты с Церковью сводятся для молодых людей в посещении храма по большим праздникам (Пасха, Рождество, Троица и др.), а в остальные дни живет такой же жизнью, как и все другие вокруг, в том числе и те, кто ни разу не переступал порог Церкви. Тем самым, на первый план выступает эвдемоническиая доминанта поведения, ориентация на получение удовольствия, наслаждения («бери от жизни все!»), посещение же храма также выступает формой развлечения, внесения разнообразия в повседневное существование, выступает в роли своеобразного «духовного туризма» [11, с.40].
Благовестие, православная миссия, как и все учение Христа, как и проповедь и служение апостолов, всегда обращены ко всему миру, ко всем людям, при этом не проводится различия ни по полу, ни по национальности, ни по социальному положению, ни по возрасту: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Спаситель призывает: «Следуй за мной!». И этот призыв касается всех, в том числе и детей, и молодежи, которую можно рассматривать как явление своеобразного затянувшегося «детства». В Евангелии мы находим неоднократное упоминание детей. Их радостному восприятию всего окружающего, доверчивому и смиренному отношению к миру, к людям призывает подражать Христос: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам,
если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф.18: 2-5). Евангелисты Матфей, Марк и Лука зафиксировали следующие важные слова Спасителя о детях: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф.19:13-15; Мк.10:13-16; Лк.18:15-17). Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, призывает: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор. 14:1).Таким образом дети выделяются самим Иисусом Христом Церковью в особую группу (категорию) из тех, к кому обращено благовествующее и спасающее слово.
Нацеленность современного общества на потребление, получение максимального комфорта, заполнение свободного времени развлечениями («хлеба и зрелищ!»), отодвигает созидание, производство, труд на второй план. В этой связи можно вспомнить легенду о Великом Инквизиторе из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где разворачивается план мирового порядка довольного, сытого устройства на земле без Бога. К сожалению, значительная часть нашей молодежи оказывается в плену завораживающей прелести рекламы счастливой, богатой, насыщенной удовольствиями жизни («не дай себе засохнуть!»). Сегодняшняя секуляризованная школа целиком сосредоточена на развитие интеллектуальной, рассудочной сферы личности учащихся, на заполнение их памяти суммой различных сведений и фактов; при этом, надо заметить, что и сам характер содержания образования существенно изменился по сравнению с отечественной школой середины и конца ХХ века в сторону увеличения прикладной ориентации обучения: в условиях глобалистской модели не нужны всесторонне образованные и развитые люди: согласно замыслу тех, кто претендует быть «хозяевами мира», юношество, подростки должны овладевать только такими знаниями, которые необходимы для выполнения тех функций, тех производственных действий, которые «закреплены» за страной в системе международного распределения труда: например, в течение многих десятилетий в массовом сознании Запада укоренялся образ России как гигантской «бензоколонки», для обслуживания которой не нужно 150 миллионов населения . К чему привела подобная ориентация обучения мы смогли в полной мере убедиться в последние месяцы, когда значительная часть молодежи оказалась не готовой к вызовам времени, не смогла оценить в полной мере, что значит Россия для нее, что стало источником драматических, непродуманных действий, выразившихся в массовом бегстве из страны в условиях СВО,
Сегодня, как никогда ранее стало очевидным то, что Церковь должна прийти на помощь школе и нашему заплутавшему, духовно больному обществу, разрушить ухищрения врага, нацеленные на уничтожение в человечестве и прежде всего в молодежи как наиболее незащищенной его части образа Божьего. Духовная болезнь может лечиться только при помощи Святого Духа, носительницей которого является Церковь и ее пастыри. Очень важно в современных кризисных, грозовых условиях раскрывать перед молодыми сияющий и спасительный образ Церкви как источника любви и объединения людей, который явлен в Святой Троице.
Об этом говорится в Первосвященнической молитве Иисуса Христа: «Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17,21).
Центральным пунктом молодежной миссии должно стать объяснение соборной природы Церкви, самой сути соборности. Для современных молодых людей характерно стремление помогать слабым, больным, нуждающимся; именно поэтому среди юных имеет такой успех движение волонтерства. Важно донести до их ума и сердца ту истину, что Церковь создана Христом для помощи одних людей других. На знамени ее написаны слова Спасителя: «Да любите друг друга». Понимание этой заповеди как главного разумно-жизненного смысла жизни, открытие ее как спасительной цели христианства может и должно стать для молодых людей стимулом приобщения к Церкви, раскрытия их духовного потенциала, преображения их личности. Стремление к деятельности и активности, заложенное в природе молодых людей в этом случае обращается не в сторону получения удовольствия через общение с компанией приятных друзей, но получает соответствующую замыслу Божию благодатную направленность.
Миссионерская деятельность в молодежной сфере прихода, конечно же должна быть координирована с нравственной и патриотической воспитательной деятельностью государства. Отечество Небесное и земное тесно взаимосвязаны. Недаром заповедь о любви к родителям (сюда относится и любовь к Родине) следует сразу за заповедями о любви к Богу. Эта заповедь - соединяющее звено между заповедями о любви к Богу и заповедями о любви к человеку. Воспитание достойного гражданина Отечества земного и гражданина Отечества Небесного - звенья единой цепи. И этот аспект в современной социокультурной ситуации, в ситуации угрозы самому существованию России приобретает ведущее, первостепенное значение в воспитательной работе Церкви с нашими детьми и юношеством.
Миссионерская работа с молодежью, безусловно, далеко не исчерпывается катехизацией, ее привлечением к различным социальным проектам и церковным мероприятиям и пр. Как уже было отмечено выше, ведущей задачей в деле обращения молодых людей является всецелое погружение в литургическую жизнь Церкви, представляющее обязательное условие духовного роста юных прихожан, их богословского образования. «Быть в Церкви есть необходимое предисловие богословского познания» [9] , - пишет выдающийся русский мыслитель Хомяков. Не отвергая в целом пути «инкультурации», предполагающего учет уровня и характера интересов молодых, испытывающих и влияние общих окружающих их в миру тенденций недостаточную зрелость их восприятия, неизжитую ими потребность в удовлетворении «голода зрения и слуха» (использование концертов, организация фестивалей, разнообразных ярких акций, «флешмобов» и пр), мы должны приучать юношество, в первую очередь, к «твердой пище» молитвы, развивая и укрепляя их литургическое сознание, добиваясь их глубокого воцер-ковления: «Если человек строит свою жизнь, опираясь на религиозные представления, то в его нравственной природе происходит глубочайшая перемена: он начинает усваивать качества, присущие Богу. В Библии сказано, что человек создан по образу и подобию Божию. Святые отцы - учители Церкви толковали эту библейскую истину таким образом: в природе человека заложены и присутствуют те же свойства, какими обладает Бог, а именно: разум, свободная воля и чувства. Однако качества и сила этих свойств несопоставимы с теми, которыми обладает Сам Бог. Уподобление Богу означает развитие в человеке этих качеств с тем, чтобы попытаться сократить дистанцию между ним и Богом. Так, на основе знаний, полученных через Откровение, развивая свою нравственную природу и реализуя заложенный в ней образ Божий, человек устанавливает контакт с Богом, между ними возникает религиозная связь»[10].
Жизнь в Православии, освоение литургического сознания и мировидения выводит молодого человека на совершенно иной уровень отношения к окружающей действительности и себе самому. Человек освобождается от иллюзий о самом себе. «нечистых и дьявольских приведений», навеянных потребительской массовой культурой и проистекающих от глубокой изначальности поврежденности нашей души грехом, начиная рассматривать себя, свое сердце сквозь призму христианства, становится честным перед самим собой. Для молодежи характерен настоящий культ свободы, но стремление во что бы то ни стало освободиться от внешнего принуждения часто оборачивается внутренней несвободой, рабством
греху. Как подчеркивает дьякон Алесандр Волков, во Христе, в Церкви поведение человека определяет не «кантовская необходимость подчиниться нравственному закону, но свобода Божественной любви, в которой человек был создан актом свободного волеизъявления Творца»[3] .
Ключевое методологическое значение в постановке дела молодежной миссии на приходе имеют два евангельских текста: притча о блудном сыне и рассказ апостола Луки о его встрече с Христом по дороге в Эммаус.
Притча о блудном сыне открывает глубинные мотивы обращения человека, его прихода к Богу. «Что значит в притче о блудном сыне голод в чужой стране, постигший удалившегося туда от дома отеческого человека?» - спрашивает святитель Филарет Московский и сам отвечает на свой вопрос: «Этим означается то, что в мире греховном человек грешник только на краткое время может находить услаждение чувственное; но вскоре ощущает голод душевный, потому что греховный мир предлагает только тленные скоро исчезающие услаждения, но душа человеческая нетленная нетленной и пищи требует» [18]. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна отвечала своим светским знакомым на вопросы о том, почему она уходит из мира в монастырь: «Поклонение золотому тельцу, собственной персоне - какое это беспросветное страдание!» [16].
Успешный молодой предприниматель, имевший очень прибыльный бизнес, достигший, казалось бы, всего, чего можно было пожелать в этом мире, всех степеней земных удовольствий, вдруг бросает все и уходит трудиться на монастырский скотный двор, а затем становится послушником обители. Это современная реальная история. И это - не единичный пример в практике духовных исканий современных молодых людей.
Испытывая голод, страдания, одиночество, полную отверженность, блудный сын решает идти к отцу. В той или иной степени, с той или другой силой все наши дети испытывают чувство одиночества и голод души, стремясь утолить его чрез развлечение, через веселое общение с друзьями. Но, в большинстве случаев этот голод остается неутоленным, толкая молодых людей на безрассудные поступки, на погружение в разврат, пьянство, наркоманию, совершение противоправных действий.
Доходя порою до крайней степени духовного истощения, молодой человек ищет спасения, которого чает, ищет, жаждет его душа. Он делает шаг навстречу Богу. Для молодежного миссионера очень важно понимать это свойство юной души, испытывающей богооставленность как тяжкое страдание. С необыкно-
венной силой это чувство выразил гениальный юноша М.Ю. Лермонтов , все творчество которого представляет собой прекрасное пособие для миссионерского работника Церкви, помогая разобраться и в особенностях подросткового негативизма, и в сложном сочетании и переплетении в душе молодого человека противоположных чувств тяготения к Богу и отталкивания от Него, и в самой сути той «жажды бесконечного», о которой пишет святитель Феофан Затворник.
Отец знает, что у идущего к Нему блудного сына может не хватить сил пройти оставшийся участок пути и поэтому Сам выбегает к нему навстречу, обнимая его, принимая к Себе на грудь. Это - метафора нашего прихода к Богу, Которому нужно от нас только движение сердца навстречу к Нему: «Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают» (Притч, 23:26). Помогая юным прийти к Богу, почувствовать обращенную к нам любовь и заботу, приходской миссионер, вместе с тем, не должен насиловать его волю, не спешить, не давить на него, опережая событие созревания души: надо дать возможность действовать в сердце юноши Самому Богу: «не имеют значения ни насаждающий, ни поливающий, но только Бог, Который взращивает» (1Кор 3:7).
Второе евангельское повествование - о встрече путников, будущих апостолов Луки и Клеопы, с воскресшим Спасителем по пути в Эммаус. Этот путь - метафора нашего пути со Христом, который мы совершаем в Церкви. По мере следования по этому пути Сам Иисус Христос растолковывает нам, «несмысленным и медлительным сердцем», немощным духовно и слабым в вере, смысл Священного Писания и Священной Истории, показывая что все совершающееся с нами и вокруг нас представляет собой действие Божественного промысла и попечения о нас, разогревая нашу веру и укрепляя наш дух и в конце в полной мере открывая Себя нам, сдергивая пелену с наших глаз, заставляя вскрикнуть: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24:32). Проходя в этот путь со Спасителем, незримо идущим рядом с нами, мы, в тоже время, одновременно, начинаем лучше видеть и наших подопечных - молодых людей, перешагнувших или только готовящихся переступить порог Церкви, помогаем им понять смысл Священного Писания, смысл литургической жизни Церкви, восходить от силы в силу, возгревая в сердце любовь к Богу и ближнему, помогая рассмотреть в нем образ Божий.
Таким образом, для успешного осуществления молодежной миссии на приходе необходимо:
- понимать генезис и социально-психологическую природу молодежи как осо-
бого явления жизни современного постиндустриального общества;
- ясно и, по возможности, полно представлять себе особенности, установки, доминанты поведения современной молодежи, учитывать ее интересы;
- осуществлять дифференцированный подход к работе с молодыми людьми, учитывающий специфику возраста, интересов, социальные, национальные, региональные факторы;
- сочетать методику «инкультурации» с тщательно продуманной и разработанной миссионерской стратегией и тактикой, нацеленной на духовное пробуждение и преображение детей и юношества;
- учитывать принцип свободы воли, «не ломать через колено» юношество в страстном стремлении быстрее совершить процесс обращения, помнить о том, что обращение совершаем не мы, а Сам Бог, не забывать о своей вспомогательной и служебной роли;
- выдвигать на первый план в миссионерской работе с молодыми молитву и знакомство с литургической жизнью Церкви, погружение в нее;
- помогать воцерковляющейся молодежи почувствовать и осознать всю меру жизненности Священного Писания и Предания, увидеть в Слове Божьем не внешнюю познавательную «информацию», но то, что составляет главный смысл, суть самого существования и отношений с окружающими людьми, услышать в нем обращенный к каждому призыв: «Следуй за мной!».
Литература
1. Астэр, И. В. Российская молодежь: потенциал православного социального служения / И. В. Астэр // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2012. - № 4(27). - С. 84-93.
2. Байк-клуб «Черные медведи» [Электронный ресурс] URL: https:// blackbears.ru/index.php?get=pressa06_32 (Дата обращения: 17.04.2023).
3. Волков А., дьякон Современная молодежь и современное православие [Электронный ресурс. URL: https://www.taday.ru/text/31642.html (Дата обращения 17.04.2023).
4. Григоренко Б. Ю. Социально-политическая активность молодежи в современных условиях [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 (март - апрель). URL: http:// www.zpu-journal. ru/e-zpu/2013/2/Grigorenko_Social-Political-Activity-Youth (Дата
обращения: 17.04.2023)
5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: АСТ; Санкт-Петербург : Транзиткнига, 2004. - 601 с.
6. Глушакова Елена. Андрей Кураев: «Можно быть православным и слушать рок» [Электронный ресурс] URL:https://newslab.ru/article/203520 (Дата обращения: 17.04.2023)/
7. Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи на совещании под руководством Президента России по вопросам патриотического воспитания молодежи 12.09.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/2466104.html.
8. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1061651.html.
9. В. В. Зеньковский. История русской философии. А.С. Хомяков. [Электронный ресурс].Ц^: https://www.litmir.me/br/?b=131981&p=4 (Дата обращения: 17.04.2023)
10. Кирилл, митроп. Смоленский и Калининградский Слово пастыря». «О соединении с Богом [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/slovopastyrya#n7 (Дата обращения: 17.04.2023)
11. Ковалевский В.Г. Богословские аспекты молодежного служения в церкви на примере Тульской епархии (молодежь в жизни церкви или церковь в жизни молодежи). // Межкафедральный сборник статей: Сборник статей сотрудников и выпускников ТулДС. Вып. 1 / Под общ. ред. доцента, канд. философских наук Дружинина В.И. - Тула: 2018. - C.26 -39.
12. Концепция молодежного служения РПЦ. URL: https://pravoslavmolodezh.
13. Концепция православного молодёжного служения Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.o-d.ru/resources/youth/ conception/
14. Об организации молодёжной работы в Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899
15. Леньшин В. П. Методологические подходы к исследованию молодежи // Философия и общество. Вып. 3 (36). М., 2004. - С. 80-91. С. 86.
16. Путь, полный света. Из писем святой Елисаветы Федоровны"[Электронный ресурс] URL: https://iknigi.net/avtor-t-korshunova/98697-put-polnyy-sveta-iz-pisem-
svyatoy-elisavety-fedorovny-tatyana-korshunova/read/page-1.html (Дата обращения: 17.04.2023)
17. Реалити-шоу «Охлобыстины» [Электронный ресурс] URL: https://tv3.ru/ project/okhlobystiny (Дата обращения: 17.04.2023)
18. Святитель Филарет Московский Беседа в неделю о блудном сыне и на память Святителя Алексия. [Электронный ресурс] URL: https://stsl.ru/lib/book15/ chap409.htm (Дата обращения: 17.04.2023)
19. Симоненкова Татьяна «Духовный и спортивный наставник одновременно» [Электронный ресурс] URL:https://seyminfo.ru/duchovniy-i-sportivniy-nastavnik-odnovremenno.html (Дата обращения: 17.04.2023)
20. Стеценко А.С. Православный дискурс: к постановке проблемы// Рецензируемый реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 3 (145) 2014.-С.75-78.
21. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. - 557 с.
22. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Киев: «София», 1991.
23. Форрестер Дж. Мировая динамика. М.; СПб, 2003. - 379 с.
24. Хагуров Т.А., Остапенко А.А., Резник А.П и др. Риски взросления в современной России. Концепции и факты. Опыт социологического анализа / Москва; Краснодар, 2013 - 276 с.
25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. - 604 с.
26. А. И. Черный К вопросу о молодежи как объекте церковной заботы: подход Католической церкви в Германии// Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(7). 2014. - С 164-181.