Научная статья на тему 'БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ И МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ'

БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ И МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ ЦЕРКВИ / МИССИОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозов Игорь Владимирович

Данная статья посвящена становящейся с каждым днем все более актуальной теме богословского понимания миссии. Помимо очевидных положений в миссионерской концепции Русской Православной Церкви, существует также проблема миссии в молодежной среде. Она связана с молодежным служением в Церкви, которое требует особых подходов. Статья представляет собой попытку осмысления феномена библейского понимания миссии и молодежного служения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ И МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ»

Иерей Игорь Морозов

Проректор по лицензированию и аккредитации Новосибирской православной духовной семинарии, старший преподаватель кафедры церковного богословия.

БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ И МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Аннотация. Данная статья посвящена становящейся с каждым днем все более актуальной теме богословского понимания миссии. Помимо очевидных положений в миссионерской концепции Русской Православной Церкви, существует также проблема миссии в молодежной среде. Она связана с молодежным служением в Церкви, которое требует особых подходов. Статья представляет собой попытку осмысления феномена библейского понимания миссии и молодежного служения.

Ключевые слова: миссия Церкви, миссиология, молодежное служение. Igor Morozov, Priest

Vice-Rector for Development and Accreditation of the Novosibirsk Orthodox Theological Seminary, professor of missiology.

BIBLICAL UNDERSTANDING OF MISSION AND YOUTH MINISTRY

Abstract. This article is devoted to the topic of the theological understanding of the mission, which is becoming more and more relevant every day. In addition to the obvious provisions in the missionary concept of the Russian Orthodox Church, there is also the problem of mission in the youth environment. It is connected with youth ministry in the Church, which requires special approaches. The article is an attempt to comprehend the phenomenon of the biblical understanding of the mission and youth ministry.

Keywords: mission of the Church, missiology, youth ministry.

Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания, как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения.

Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7; Ср.: Лк. 10:9); «Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16; Ср.: Лк. 10:3); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:27-28); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16; Ср.: Мф. 10:40).

После Своего Воскресения Господь делает следующие повеления апостолам, благословляя их на проповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Ду-

ха, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:15-18); «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Разница между этими наставлениями лишь в том, что до Своего Воскресения Христос заповедует апостолам проповедовать в мире о наступлении Царства Небесного, а после Воскресения из мертвых Спаситель повелевает ученикам принимать людей в Свое Царство посредством крещения.

Принципы миссионерской деятельности, применяемые апостолами, изложены в книге «Деяния святых апостолов», а также в соборных и пастырских посланиях (преимущественно апостола Павла) [1].

В Ветхом Завете прообразом миссионера и миссионерского делания были пророки и их пророчества. Пламенные речи пророков возвещали пророческое слово от лица Самого Бога и были обращены ко всему народу.

В Новом Завете — апостолы. Сама природа Церкви Христовой апостольская. Преподобный Макарий (Глухарев) так писал об этом: «Созерцая подобный небесам образ первой Церкви Христовой, начертанный в книге Деяний Апостольских, мы видим, что она вся была Апостольской, что дружина действователей не ограничивалась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти Апостолов, но возрастала с удивительною быстротою; что все верные или действовали непосредственно как Апостолы, или содействовали и помогали Апостолам (...), что все принимали живейшее участие в деле Иисуса Христа, которое было своим для каждого (...) Но как Господь Иисус Христос во веки Един и Той же и обещался не разлучаться со Своими до скончания века, то первая Церковь Его есть образец, которому Христианская Церковь должна подражать во всяком веке. И хотя внешние выражения, в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же — любовь к Богу и к человекам во Христе Иисусе. Чем изобильнее и явственнее сей дух чистой любви Божией в Христианской Церкви, тем более жизни и света Христова в сей Церкви. А чем более жизни и света Христова в Церкви, тем в ней более ревности, усердия и способности к распространению благодатного Царства Бо-жия на земле, тем в ней имя Церкви Апостольской плодоноснее» [2].

Молодежь, будучи активным субъектом исторического процесса, нашла свое отражение и на страницах Священного Писания. Основные ситуации, в которых упоминаются молодые люди, связаны, в первую очередь, с возрастными особенностями этой социальной группы: отсутствием знаний, жизненного опыта, высокой активностью и мобильностью.

Эти особенности определяют и формы взаимодействия с молодежью.

Ученичество или обучение. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Задача старшего поколения (отцов) передать свои знания и накопленный опыт поколению, идущему ему на смену. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). В этом суть традиционного общества.

В Ветхом Завете выделяется целая группа учительных книг. Среди них Екклесиаст и Притчи, можно рассматривать как назидательное обращение, прежде всего, к молодым людям.

Духовное окормление. Кроме приобретения знаний молодежь особенно нуждается в духовном окормлении или наставничестве. В Священном Писании много примеров такого наставничества. В Ветхом Завете это Моисей и Иисус Навин (Числ. 11:28), пророк Илия и Елисей, а в Новом Завете — Павел и Тимофей и т.д.

Помощь старшим наставникам в их служении. Часто процесс обучения проходил в практической форме, когда ученик выступал в роли помощника своего учителя, наставника. На страницах Священного Писания мы можем встретить много таких примеров.

Молодой человек помогает пророку Илие в его служении (3 Цар. 18:43-44), погребение Анании и Сапфиры (Деян. 5:6,10), и конечно, помощь апостолу Павлу со стороны Тимофея и Тита.

Самостоятельное служение. Но готова ли молодежь к самостоятельному ответственному служению? Да, готова! Ведь мудрость находится в зависимости не от возраста, а от обитающего в человеке «духа и дыхания Вседержителя» (Быт. 11:7), она — принадлежность человека вообще как разумного существа, но не одних стариков (ср. Пс. СХУ111:100; Дан. 11:21). Прекрасный пример этому— речь младшего из друзей многострадального Иова. «И отвечал Елиуй, сын Варахиила, вузитянин, и сказал: «Я молод летами, а вы — старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние [только] мудры, и не старики разумеют правду» (Иов. 32:6-9).

Библия дает нам целую галерею молодых людей — лидеров, оказавшихся на высоте своего служения: юный Давид, Иоанн Марк, Тимофей и т.д.

«Никто да не пренебрегает юностью твоею, — пишет святой апостол Павел, — но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). На плечах молодых лежит немалая доля ответственности за служение Церкви, ее настоящее и будущее. Сейчас, когда традиционное общество ушло в прошлое, разрушен институт семьи, утрачен механизм передачи духовной традиции новым поколениям, особую актуальность приобретает библейский подход в отношении к молодежи.

Выделенные нами условно из Священного Писания формы работы с молодежью можно привести к общему знаменателю. Им выступает личность учителя-наставника. В массовом порядке эту функцию выполняет отец, в исключительных случаях — духовный наставник. Их авторитет непререкаем.

Если это экстраполировать на современное миссионерское служение в молодежной среде, сразу становится понятна особая роль руководителя, наставника, лидера молодежного движения. Молодежь, особенно подростки, очень склонны к подражанию, копированию поведения старших товарищей или неформальных лидеров. Отсюда вытекают высочайшие требования к духовно-нравственному облику всех без исключения, работающих с молодежью. «Все люди, и особенно молодёжь, удивительно чутки ко всякой фальши. Если священник говорит о Христе, а сам думает о деньгах, о комфорте, об удовольствиях, то эту ложь... сразу чувствуют, и это обесценивает все остальные труды, предпринятые ради Церкви» [3].

Молодежное движение всегда должен возглавлять, духовно окормлять или курировать взрослый, духовно зрелый человек, имеющий жизненный опыт и житейскую мудрость. Это не исключает одновременного наличия молодых руководителей и лидеров.

Священнослужители не должны пренебрегать молодежью. «Ключевая роль здесь принадлежит приходскому священнику, который должен быть очень внимателен к своей пастве, одновременно преодолевая в себе инерцию снисходительного патернализма по отноше-

нию к окормляемым им молодым людям: приходят юноша или девушка в храм, молятся, причащаются - ну и славно, хорошие ребята. А ведь их тяга к духовной жизни свидетельствует о том, что в каком-то смысле эти юноши и девушки люди незаурядные. На них следует обратить пристальное внимание, их нужно поддержать, к ним нужно проявить заботу. И подумать о том, как способствовать тому, чтобы их религиозный талант - а это именно религиозный талант - не только преобразил их собственную жизнь, но и послужил на благо Церкви Божией» [4].

Следуя библейской традиции, молодежная миссия должна начинаться в семье. Но в настоящее время семья переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превратился в поле брани между супругами, родителями и детьми [5].

Надо быть реалистом и понимать, что вернуть традиционный уклад жизни, патриархальную семью в наше время невозможно. Но вернуть веру в Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа семье возможно. Для этого необходимо, чтобы миссионерская работа с подростками и молодежью обязательно включала в себя и работу с их родителями, семьями. Православный приход должен стать тем объединяющим началом, который соберет под своим кровом автономные индивидуальные личности и превратит их в соборное целое — православную общину.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миссиология. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. С. 14-15.

2. Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской Миссии / под ред. К.В. Харламповича. Казань, 1905. С.162 -163.

3. Святейший Патриарх Алексий II. Обращение к духовенству г. Москвы 15 декабря 2004 г. // Патриархия.ру. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/20309.html

4. Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на Съезде православной молодежи в мае 2001 года [Электронный источник]. URL: http://www.zavet.ru/publ/kiril001.htm

5. Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви (утвержден на заседании Священного Синода 24 марта 2022 года (журнал № 19)) // Патриархия.ру. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5911694.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.