ПЕДАГОГИКА
УДК 378
Т.И. Руднева*
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КАК КОНТЕКСТ ОСМЫСЛЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматривается методология организации научной деятельности, результат которой выражается содержательным и ценностным аспектами. Принципы общенаучной методологии переносятся в область профессиональной педагогики: представляется алгоритм поэтапного решения педагогической задачи по определению результативной характеристики выпускника вуза на основе механизма идентификации структур в виде совокупности методологических принципов.
Ключевые слова: научный результат, теоретический результат, практический результат, методология, принципы аналогии, тождества, детерминизма, адекватности.
Результат исследования служит показателем его качества, свидетельствуя о степени продвижения в решении актуальной научной проблемы. Научным результатом в педагогике является продукт научной или научно-методической деятельности, содержащий новое знание в сфере обучения, образования, воспитания. Структура научного результата интегрирует объектный, преобразующий, конкретизирующий компоненты [2]. Объектный компонент выражается конкретизацией области педагогики, в которой получен результат, в виде концепции, методики, алгоритма и др. Преобразующий компонент отмечает изменения в объекте — это новые условия, принципы, модели. Конкретизирующий компонент характеризуется уточнением границ исследования и подходов к решению исследовательских задач. Таким образом, содержательная сторона результата научного исследования определяется перечислением полученных новых теоретических данных (теоретический результат) и доказательством реальных сдвигов после их внедрения в практику (ценностная сторона результата — практический результат). В итоге успех научно-исследовательской деятельности определяется методологией, системой теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов и средств реализации требований научного анализа [4].
Четкость и корректность методологии как теоретической базы исследования обуславливает достоверность его результатов. Наиболее уязвимой на сегодняшний день
* © Руднева Т.И. 2016
Руднева Татьяна Ивановна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
является результативная характеристика личности, формируемая в образовательном учреждении. В область профессиональной педагогики внедряется компетентностный подход, предполагающий оценку качества образования по совокупности компетенций, приобретаемых обучающимся. Вместе с тем объективные подтверждения их количества и научное обоснование их содержания отсутствуют, что может вызывать сомнение относительно валидности измерителей качества научного продукта.
В зависимости от идеологии решения конкретной научной задачи результат исследования в области профессиональной педагогики представляется личностным свойством выпускника вуза, его профессионализмом, конкурентоспособностью, мобильностью, компетентностью [3]. Исследователи дают свою трактовку их содержания, ориентируясь скорее на нормативные документы и семантическую составляющую понятия. Эффективность функционирования проектируемых исследователем систем доказывается ростом значений в структуре результативной характеристики. Возникает противоречие между содержательной и ценностной стороной результата исследования, выполненного по профессиональной педагогике, которое должно разрешаться уточнением алгоритмов разработки структуры ключевых понятий, что входит в контекст методологии исследования. Подтверждением тому является научная трактовка понятия «методология» в двух срезах: теоретическом — модель идеального знания; практическом — алгоритм достижения цели.
В структуре методологии выделяются: методологические основания (философские, логические, психологические, этические, эстетические, социальные); характеристики научной деятельности (основы, принципы, условия); логическая структура исследования (объект, предмет, средства, результат); технология выполнения поставленных задач (методы, приемы). Если методология является наукой о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности (учение об организации научной деятельности), то методология исследования представляется системой принципов и способов организации и построения теоретической деятельности (логика исследования, логика познавательного процесса).
Методология как учение о способах исследования предмета, представляя общую теоретическую базу, позволяет сопоставлять результаты исследований. Общность задается философскими принципами. Так, принцип историзма ориентирует на изучение явлений с учетом их исторического развития. Принцип системности предупреждает, что явление нельзя изучать в отрыве от связанных с ним фактов. Принцип плюрализма требует применения множественности методов при изучении каждого конкретного явления. Принципы объективности и конкретности утверждают, что все явления должны опираться на факты реальной действительности. Принцип единства предмета и метода исследования не позволяет входить в противоречие с общечеловеческими ценностями, поэтому требуется изучение каждого явления собственными методами (принцип научной корректности).
Кроме принципов общенаучной методологии, которые применяются при изучении явлений разными науками, в профессиональную педагогику входят принципы, представляющие гносеологическую основу процесса моделирования, так как целью исследования является моделирование систем профессиональной подготовки обучаемых. Для нахождения сходства и подобия в целом различных систем используется принцип аналогии, переноса информации об одних объектах на другие, а выводы о существовании аналогии строятся на внешних и внутренних свойствах сопоставляемых объектов, при этом учитываются не только сходства, но и различия. Так, созданная исследователем педагогическая система с ориентацией на конечный научный результат представляется элементами, аналогичными другим подобным системам: методологическим, содержательным, процессуальным, результативным. Если принцип аналогии свидетельствует о соответствии одного объекта другому, то точность и строгость этого соответствия выражает принцип тождества, который выступает признаком близости объектов. Причинную обусловленность данной близости выражает принцип детерминизма: причинно-следственные связи свойственны реальности, каждое явление которой имеет свое объективное основание и материальную причину
(внешние причины действуют через посредство внутренних и внешних условий). Принцип детерминизма устанавливает необходимость разработки и апробации образовательных систем с ориентацией на результат и на способы его оценки.
Установление тождества на основе признака близости или отождествления становится стратегией распознавания характерных свойств аналогичных структур с целью измерения ценностного научного результата с учетом его обусловленности внешними и внутренними причинами. Приравнивание причинных связей одного объекта другому осуществляется с опорой на принцип адекватности, утверждающий соответствие внутренних причин выделенным показателям научного результата (см. рис.).
Идентификация (механизм разработки структуры
Специфика деятельности
Готовность к профессиональному самоопределению
Особенности
деятельности
N ^
Структура результативной характеристики
Показатели результативной
Рис. Механизм идентификации структур
Итак, структура результативной характеристики, ее компонентный состав определяется в соответствии со спецификой деятельности личности, значимая характеристика которой представляется результатом — готовностью к профессиональному самоопределению [1]. В этом случае структуры соотносятся на основе принципа аналогии (соответствия) и принципа тождества (близости). Для определения сути готовности к социальному консультированию соотносятся структура личности социального работника и структура социальной деятельности (А.Ш. Галимова); для выявления содержания готовности к переводческой деятельности сопоставляются на соответствие структура переводческой деятельности и структура профессиональной компетентности (И.Г. Аникеева); методическая культура учителей школ Севера определяется соответствием структуры педагогической культуры структуре методической компетентности (О.В. Липунова).
Наиболее сложной задачей для исследователя является уточнение показателей в структуре результативной характеристики, что обусловлено, во-первых, государственными стандартами; во-вторых, особенностями профессиональной деятельности. Показатели отражают причинно-следственные связи и отбираются с учетом принципа детерминизма (обусловленности) и принципа адекватности (совпадения). Так, показатели в структуре экономической компетентности студентов — будущих экономистов отражают взаимосвязь этапов творческой деятельности и структуры профессио-
нальной компетентности (И.Г. Баканова); показатели в структуре готовности к риску курсантов — будущих оперативных работников отражают взаимосвязь структуры риска и стадий конфликтной ситуации (A.B. Огородников); в структуре гендерной культуры педагогов дошкольного образования утверждается связь принципов тендерного подхода и принципов профессиональной культуры (Л.В. Климина); в структуре межкультурной компетентности студентов — будущих культурологов показатели служат свидетельством взаимосвязи функций языка и функций ведущего вида деятельности культуролога (Д.Л. Дудович); в структуре социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров показатели являются свидетельством взаимосвязи этапов создания швейного изделия и этапов проектной деятельности (A.M. Санько).
Если специфичное выражает отличие, то особенное выступает характеристиками этой специфики. Принцип аналогии и принцип тождества позволяют установить групповую принадлежность объекта (процесса) и являются индентифицируемыми единицами первой стадии идентификации. Принцип детерминизма и принцип адекватности как идентифицирующие единицы (вторая стадия идентификации) подтверждают наличие индивидуального конкретного тождества.
В ходе комплексного исследования кафедры теории и методики профессионального образования, посвященного определению средств формирования специалистов различных профилей, при определении сути и структуры результативных характеристик был разработан алгоритм поэтапного решения данной задачи: первый этап — выявление специфики профессиональной деятельности выпускника факультета на основе деятель-ностного или функционального подходов; второй этап — определение компонентов в структуре результативной характеристики; третий этап — выделение показателей компонентов с учетом специфики деятельности на основе компетентностного подхода. Данный алгоритм, являясь механизмом идентификации (установления подобия) структур, способствует достоверности педагогического исследования.
Библиографический список
1. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: монография / Т.И. Руднева, В.В. Левченко, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова. Самара: Издательство Самарский университет, 2013. 164 с.
2. Полонский В.М. Методологические требования к описанию результатов научно-педагогических исследований // Наука — образованию. 2012. № 1 (1). С. 101—109.
3. Профессиональная педагогика: проблемы и поиск решений / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 204 с.
4. Руднева Т.И. Исследовательская деятельность: методология научного поиска // Вестник СамГТУ. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2(16). С. 132—136.
References
1. Rudneva T.I., Levchenko V.V., Solovova N.V., Strekalova N.B. Metodologicheskie podkhody k issledovaniiu problem v oblasti profes-sional'noi pedagogiki: monografiia [Methodological approaches to the research of problems of professional pedagogics: monograph]. Samara: Izdatel'stvo Samarskii universitet, 2013, 164 p. [in Russian].
2. Polonsky V.M. Metodologicheskie trebovaniia k opisaniiu rezul'tatov nauchno-pedagogicheskikh issledovanii [Methodological requirements to the description of results of academic researches]. Nauka - obrazovaniiu [Science — to education], 2012, no. 1(1), pp. 101 — 109 [in Russian].
3. Professional'naia pedagogika: problemy i poisk reshenii. Pod red. T.I. Rudnevoi [Professional pedagogics: problems and search of solutions]. T.I. Rudneva (Ed.). Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2012, 204 p. [in Russian].
4. Rudneva T.I. Issledovatel'skaia deiatel'nost': metodologiia nauchnogo poiska [Research activity: methodology of scientific inquiry]. Vestnik SamGTU. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences], 2011, no. 2(16), pp. 132-136 [in Russian].
T.I. Rudneva*
METHODICAL APPROACHES AS THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL RESEARCH OUTCOME QUALITY UNDERSTANDING
In the article the methodology in the form of academic career organization principles the result of which is expressed by content-related and value aspects is considered. The principles of general scientific methodology are transferred to the field of professional pedagogics: the algorithm of pedagogical issue step solution of the university graduate resultative characteristic on the basis of structure identification mechanism in the form of methodological principles set is represented.
Key words: academic result, theoretical result, practical result, methodology, principles (analogy, identity, determinism, adequacy).
Статья поступила в редакцию 22/II/2016.
The article received 22/II/2016.
* Rudneva Tatyana Ivanovna ([email protected]), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.