УДК 378
Т.И. Руднева, С.А. Голубков, Н.А. Илюхина*
НОВЫЕ ФОРМАТЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
В статье акцентируется внимание на происходящих инновационных процессах в вузе, что предполагает новый формат системы повышения квалификации преподавателей.
Ключевые слова: инновационные процессы, образовательное пространство, повышение квалификации.
Социально-педагогические инициативы, обусловленные стремлением реформировать образовательную систему, требуют изменений в содержании методического обеспечения учебного процесса. Итак, методическая работа приобретает качественно новый характер, а традиционные функции существенно меняют свои приоритеты.
Содержание методической работы усложняет деятельность преподавателя и руководителя кафедры, которая развертывается в административно-педагогических и профессионально-образовательных формах. Во-первых, необходимо поддерживать традиционные нормы: профессиональную компетентность преподавателя; качественные учебно-методические комплексы; материально-техническую базу. Во-вторых, внедрению подлежат позитивные инновационные нормы, что требует повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, разработки и корректировки содержания образования, формулировки новых обучающих задач. В-третьих, экспертиза инновационных норм на соответствие изменяющейся образовательной ситуации будет способствовать предохранению от негативной инновационной нормы.
Методическая деятельность должна подчиняться определенным правилам, адекватным ее функциям. Функция опережения реализуется на основе анализа актуального состояния качества образовательного процесса; функция индивидуальной работы с преподавателями предполагает ознакомление с инновационными формами методической работы, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности и деятельности по осмыслению продуктов своего труда; функция экспертирования и консультирования требует анализа средств достижения эффективности предполагаемого нововведения, его целесообразности.
Для сохранения проверенных временем традиций реализуются функция распространения педагогического опыта и функция управления педагогическими инициативами, чему будет способствовать накапливаемый банк данных об инструментах измерения различных педагогических фактов и явлений. Функция обеспечения наукоем-кости означает сопровождение образовательного процесса рекомендациями и разра-
* © Руднева Т.И., Голубков С.А., Илюхина, Н.А., 2012
Руднева Татьяна Ивановна (rudneva@samsu.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Голубков Сергей Алексеевич (golubkovsa@yandex.ru), кафедра русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Илюхина Надежда Алексеевна (ilnadeshda@rambler.ru), кафедра русского языка Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
ботками педагогической науки, что требует от преподавателя высокого уровня квалификации и овладения научной информацией. Путь от педагогического нигилизма к культуре методической деятельности обеспечивается функцией повышения профессионально-культурного уровня преподавателей. Результаты методической деятельности предполагают проведение контрольных срезов с целью получения промежуточной информации об итогах нововведений.
Однако опасен педагогический экстремизм: порой предлагаются новации, не имеющие серьезного научного обоснования, игнорирующие все, что им предшествовало в педагогике. Инновации способствуют успеху, если они поддерживаются усилиями науки, историческим опытом, если проводится методологический анализ явлений, происходящих в сфере образования. Однако обостряется потребность в осмыслении теоретических основ самой методологии.
Методология педагогики представляется системой знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, отражающих педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию логики и методов исследований, оценке качества исследовательской работы. Методология педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке, приобретая нормативную направленность, а ее задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.
Преподаватели включаются в проведение педагогического исследования с целью доказательства правомерности внедрения инноваций, поэтому они должны обладать методологической культурой, способностью грамотно добывать знание о педагогических явлениях и пользоваться исследовательским инструментарием.
Контент-анализ исследований в области инновационных процессов в образовании показал, что определилось несколько направлений педагогического поиска: разработка моделей деятельности и моделей личности как источников определения компетенций, формируемых у студентов; проектирование дидактических систем как доминантной основы образовательного процесса; отбор и апробирование средств достижения образовательных целей. Несмотря на разнообразие направлений исследования, результаты его имеют общую структуру: объектный, преобразующий, конкретизирующий компоненты.
Объектный компонент раскрывает результат, полученный на общенаучном уровне (концепции, методики, алгоритмы, методы); на общепедагогическом и конкретнопедагогическом уровнях — это педагогические условия. Преобразующий компонент результата исследования раскрывает происходящие изменения, уточняет необходимые преобразования (предлагаются модели, проверяется их эффективность, вводятся новые методы). Конкретизирующий компонент результата исследования уточняет условия, факторы, в которых происходят изменения. Представление результатов в виде структурообразующих компонентов позволяет описывать полученные данные с единых методологических позиций.
Анализ результатов исследований в области профессионального образования свидетельствует о том, что его реформирование инициирует развитие самой педагогической науки. В доказательство приведем один факт: изменение профессионально-педагогической деятельности требует существенного обновления средств повышения квалификации, в то же время нормативные ориентиры, выработанные педагогической наукой, в современной ситуации требуют большей ясности и определенности. Итак, актуализируется проблема кадрового обеспечения образования.
Уникальность системы повышения квалификации заключается в том, что, в отличие от других образовательных систем и базового педагогического образования, учебный процесс, учитывая уже имеющиеся профессиональные качества преподава-
Новые форматы системы повышения квалификации преподавателей вузов 59
теля, их преобразует, изменяет в соответствии с тенденциями развития высшего образования. Развитие системы повышения квалификации преподавателей вуза обусловлено не только задачами реформирования высшего образования, но и определенной зависимостью от «потребителей образовательных услуг», изменениями в нормативноправовой поддержке образовательного процесса.
Заметим, что меняются форматы системы повышения квалификации: во-первых, сохраняется ориентация на обучение кадров в рамках сложившихся норм и образцов профессиональной деятельности, задается стратегия воспроизведения педагогических кадров; во-вторых, осуществляется оперативное реагирование на происходящие изменения в региональной системе образования, что актуализирует стратегию сопровождения; в-третьих, развитие системы происходит в определенном режиме с прогнозом на возможные новшества (стратегия развития). В ходе анализа практики повышения квалификации преподавателей вуза приходим к выводу о том, что эффективными являются системы, позиционирующие себя с точки зрения региональных и внутри-вузовских проблем. Развитие субъектов регионального образовательного пространства с присущими ему социокультурными ценностями, общими образовательными ценностями предполагает разграничение функций между системами, сложившимися в вузах региона, что создает условия для взаимообогащения опытом педагогической деятельности в ходе обмена группами слушателей. Консолидация может обеспечить поступательное развитие кадрового потенциала региона, создавая конкурсные условия для вузов, предлагающих программы повышения квалификации педагогических кадров. В любом случае процесс повышения квалификации будет отличаться от процесса подготовки специалистов, так как предметом функционирования системы становятся не столько устоявшиеся нормы, сколько проектирование новых способов мышления и деятельности, рефлексия оснований педагогической деятельности и ее средств в новых образовательных условиях. Таким образом, организаторы повышения квалификации преподавателей вузов, включаясь в исследовательскую деятельность, прежде всего ставят целью получение объективной аналитической информации о субъектах обучения, трудностях адаптации к инновационным образовательным условиям, что позволяет адресно проектировать образовательные маршруты. Согласимся с исследователями проблемы развития системы повышения квалификации работников образования (Е.Н. Жаркова, Э.М. Никитин и др.), что развитие системы не может исходить только «сверху», или только «снизу», или «изнутри». Субъектом развития системы должен стать «коллективный субъект», согласовывающий условия и интересы заказчиков (государственные и социальные институты), потребителей (профессиональные педагогические сообщества) и исполнителей (образовательные учреждения).
T.I. Rudneva, S.A.Golubkov, N.A. Ilyuhina*
NEW FORMS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
OF LECTURERS
The article deals with the innovation processes at university. It assumes the new format of the system of teachers’ professional development.
Key words, innovation processes, educational space, professional development.
* Rudneva Tatyana Ivanovna (rudneva@samsu.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Golubkov Sergey Alexeevich (golubkovsa@yandex.ru), the Dept. of Russian and Foreign Literature, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Ilyuhina Nadezhda Alexeevna (ilnadeshda@rambler.ru), the Dept. of Russian Literature, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.