Научная статья на тему 'Развитие современного образования в категориях профессиональной педагогики'

Развитие современного образования в категориях профессиональной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / ДУХОВНАЯ СФЕРА / НОВОВВЕДЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБОБЩЕННЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / EDUCATION DEVELOPMENT / MODERNIZATION / REFORMING / SERVICE INDUSTRY / MENTAL SPHERE / INNOVATION / HUMANITARIAN APPROACH / EDUCATION QUALITY / SUMMARIZED PROFILE OF A UNIVERSITY GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Татьяна Ивановна

Со сменой образовательной парадигмы в России сложился ряд противоречий, требующих своего разрешения в аспекте развития современного образования. В статье акцентируется внимание на одном из противоречий, возникших между целью модернизация образования и средством реформирование, что потребовало уточнения их сути в категориальных рамках профессиональной педагогики. Обращается внимание на статические законы педагогики, которые отражают не только положительные результаты происходящих изменений в педагогических системах, но и свидетельствуют о парадоксах нововведений. Показано, что сложность происходящих изменений вызвала потребность в исследовании педагогических проблем в трёх направлениях: психолого-педагогическое сопротивление студентов; разработка индивидуальных образовательных траекторий; мониторинг качества обучения и образования. Вместе с тем отмечается необходимость решения актуальных проблем с опорой на единую методологию с целью сравнения результатов исследований. В качестве примера в границах комплексной темы «Профессионально-педагогическая деятельность: инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов» раскрываются методологические основания определения результативной характеристики выпускников гуманитарного профиля подготовки на основе принципа идентификации структур. Репрезентативность полученных научных результатов обеспечивается опорой на культурологический, процессный, компетентностный подходы, статистически значимой выборкой (студенты будущие психологи, педагоги, юристы, социальные работники, переводчики, экономисты). В результате опытно-экспериментальной работы представляется обобщенный потрет выпускника вуза, готового успешно адаптироваться к специфике профессиональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION IN CATEGORIES OF PROFESSIONAL PEDAGOGICS

With the educational paradigm change in Russia there is a number of contradictions involving the solution in the aspect of modern education development. In the article the attention is focused on one of the contradictions which have arisen between the purpose (modernization of education) and means (reforming) that has demanded specification of their essence in a categorical framework of professional pedagogics. The attention is paid to static laws of pedagogics which reflect not only positive results of changes which are in process in pedagogical systems but also confirm innovation paradoxes. It is approved that the complexity of changes which are in process has caused the need for pedagogical problems’ research in three areas: psychology and pedagogical resistance of students; development of individual educational trajectories; monitoring of training and education quality. At the same time the need of current problems’ solution based on universal methodology in order to compare the results of researches is noted. As an example within a complex theme “Professional and pedagogical activity: innovations in development of experts’ training quality assurance system” reveal the methodological bases of educational program specialization graduates productive characteristics definition on the basis of structures’ principle identification. The representativeness of the received scientific results is provided by a support on culturological, process, competence-based approaches, statistically significant selection (students future psychologists, teachers, lawyers, social workers, translators, economists). As a result of experimental work summarized profile of a university graduate is presented. This graduate is ready to adapt successfully to specifics of the professional environment.

Текст научной работы на тему «Развитие современного образования в категориях профессиональной педагогики»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018

УДК37.0/.04:378 (Основные типы и принципы обучения. Основы образования. Теоретические основы. Философские основы и др. Курс обучения. Предметное обучение (на любом уровне). Общие вопросы дидактики и методики. Обучение с учетом индивидуальных особенностей ученика. Консультирование. Высшее образование. Университеты. Академическое обучение)

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАТЕГОРИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

©2018 Т.И. Руднева

Руднева Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования. E-mail: rudneva.07@mail.ru

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

Со сменой образовательной парадигмы в России сложился ряд противоречий, требующих своего разрешения в аспекте развития современного образования. В статье акцентируется внимание на одном из противоречий, возникших между целью - модернизация образования и средством - реформирование, что потребовало уточнения их сути в категориальных рамках профессиональной педагогики. Обращается внимание на статические законы педагогики, которые отражают не только положительные результаты происходящих изменений в педагогических системах, но и свидетельствуют о парадоксах нововведений. Показано, что сложность происходящих изменений вызвала потребность в исследовании педагогических проблем в трёх направлениях: психолого-педагогическое сопротивление студентов; разработка индивидуальных образовательных траекторий; мониторинг качества обучения и образования. Вместе с тем отмечается необходимость решения актуальных проблем с опорой на единую методологию с целью сравнения результатов исследований. В качестве примера в границах комплексной темы «Профессионально-педагогическая деятельность: инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов» раскрываются методологические основания определения результативной характеристики выпускников гуманитарного профиля подготовки на основе принципа идентификации структур. Репрезентативность полученных научных результатов обеспечивается опорой на культурологический, процессный, компетентностный подходы, статистически значимой выборкой (студенты - будущие психологи, педагоги, юристы, социальные работники, переводчики, экономисты). В результате опытно-экспериментальной работы представляется обобщенный потрет выпускника вуза, готового успешно адаптироваться к специфике профессиональной среды.

Ключевые слова: развитие образования, модернизация, реформирование, сфера услуг, духовная сфера, нововведение, гуманитарный подход, качество образования, обобщенный портрет выпускника вуза.

Введение. Осмысление проблем профессионального образования имеет особую практическую значимость. Профессиональная педагогика, как самостоятельная педагогическая наука, решает задачи, вызванные новыми мировыми реалиями в сфере образования, необходимостью смены его парадигмы.

Все чаще исследователи проблему конкурентоспособности национального образования России связывают с интеллектуальным человеческим капиталом - способностями производить, отбирать и осваивать инновации [2]. Вместе с тем трансформационные процессы в образовании, обусловленные Болонским процессом, прогнозирующие его развитие, создали ряд противоречий, требующих своего разрешения.

Приоритеты развития образования. Главное противоречие в образовании обусловлено поставленной целью (модернизация образования) и средством ее достижения (реформирование образования). Усовершенствование через преобразование привело к значительным изменениям, не все из которых могут быть описаны категорией «развитие». Глобальные результаты модернизации образования свидетельствуют о том, что оно стало сферой услуг в связи с изменением приоритета общества - экономика, а не человек - духовная сфера.

Развитие, как процесс количественных и качественных изменений, представляется закономерностью взаимодействия экономики, политики, духовной жизни общества и образования.

Вместе с тем статистические законы педагогики отражают не только положительные тенденции изменения педагогической системы. Отмечается большое число количественных изменений. Так, появление частных вузов увеличило число студентов более, чем в два раза; образование стало «бизнесом», а платников увеличилось на 50%; перепроизводство выпускников вызвало их невостребованность и падение мотивации поступающих на жизненно важные специальности -врачи, учителя; ориентация на работодателя актуализировала принцип регионализации, вызвав сокращение значительного числа профессий, подготовка к которым имеет сложившиеся традиции, и приход в вузы слабого, немотивированного студента. Неоднозначную трактовку на данном этапе развития образования получает принцип доступности с увеличением числа неплатежеспособного населения.

В итоге пострадало качество российского образования: подвергнуты разрушению исторически сложившиеся традиции, которые давали устойчивость образовательной системе, культурологические и смысловые ценности; устранение фундаментальности и приоритет подготовки узких специалистов; падение социального статуса преподавателя.

Глобальный кризис, затронувший и образование, потребовал значительных содержательных изменений в педагогических системах. Актуализация принципа вариативности вызвала пересмотр содержания образовательного процесса, увеличив долю самостоятельной работы студентов, а тенденция информатизации позволила активно внедрять информационные технологии, дистантное и электронное обучение, стимулируя студентов к самообразованию и саморазвитию.

Парадоксы нововведений. Сложность происходящих изменений обусловила развитие профессиональной педагогики на основе антропологического подхода, в рамках которого исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью определения средств формирования личностных новообразований студентов в условиях образовательно-воспи-тательных систем. Рост числа исследований в последнее десятилетие обусловлено двумя факторами: новым (межпредметным) содержанием и новыми педагогическими технологиями (дидактикой) обучения [4]. Большая часть исследователей пытается устранить сложившееся противоречие между целью (модернизация образования), которая предполагает усовершенствование сложившейся базы, ее осовременивание

в соответствии с требованиями времени, и механизмом (реформирование образования), разрушающим базовые основы. Одновременно предпринимаются меры государственного масштаба: сокращается число вузов их закрытием и объединением. Педагогическая практика нуждается в теоретическом обосновании происходящих процессов в высшем образовании, делая запрос на эффективные средства управления инновациями.

Анализ тематики исследований в области профессиональной педагогики позволяет определить основные их направления. Во-первых, это психолого-педагогическое сопровождение студентов: стимулирование познавательных мотивов, развитие навыков самостоятельной деятельности. Во-вторых, внедрение инновационных средств обучения и разработка содержания индивидуальных образовательных траекторий, что позволяет открывать магистерские программы, востребованные современным производством и социумом. В-третьих, мониторинг качества обучения и качества образования, обусловленных качеством функционирования систем профессиональной подготовки. Вместе с тем, результаты исследований в области профессиональной педагогики, проводимые в естественных условиях, требуют их сапоставимости с опорой на единую методологию, что дает основу для широкой апробации способов нововведений, прогнозирующих качество развития образования.

Алгоритмы определения результативной характеристики выпускника вуза. Смена образовательных парадигм дала всплеск исследований профессионально-педагогических явлений в области трудовой деятельности людей и их профессиональной подготовки (В.И. Андреев, С.Я. Батышев, Е.П. Белозерцев, Н.О. Вербицкая, Г.И. Ибрагимов, И.Ф. Исаев, А.А. Кыверялг, А.М. Новиков, Л.И. Пидкасистый, Г.М. Романцев, М.В. Топоркова, В.А. Сластенин, И.П. Смирнов, Е.Н. Шиянов и др.). Теоретические основы профессиональной педагогики пополнились эмпирическими исследованиями, что в итоге придало ей особую значимость: для конкретного человека она представила средства формирования компетенций; для общества - систему, обеспечивающую развитие выпускника нового типа мышления. Установка на общезначимый результат, однако, не решила частных задач профессионального образования, а компетентностная характеристика личности потребовала ее уточнения с учетом специфики и особенностей профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля подготовки.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018

В границах комплексной темы «Профессионально-педагогическая деятельность: инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов» предпринята попытка конкретизировать характеристики выпускников гуманитарного профиля подготовки [5]. Целью гуманитарного образования является формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в основе которой - человек, его интересы и потребности. Гуманитарное знание имеет широкое применение: право, медицина, образование, социальная защита населения, управление. Вместе с тем, техническое образование также нуждается в гуманитаризации, способствующей интеллектуально-духовному развитию и становлению профессиональной культуры будущего специалиста. Заметим, что общая образованность и культура личности обусловлены уровнем гуманитарного знания, которое ориентирует на гуманитарный подход к профессиональной деятельности. Выборку для исследований представили студенты - будущие психологи, педагоги, юристы, социальные работники, переводчики, экономисты. Принятый за основу компетентностный подход ориентирует на деятельностный компонент в структуре личности, не отражая ценностные и мотиваци-онные характеристики выпускника вуза как творческой личности, успешно конкурирующей на рынке труда. Интеллектуально-духовное развитие, принятие гуманистических ценностей способствуют высокому уровню профессиональной культуры. Таким образом, принципиально важным является исследование алгоритмов определения структуры результативной характеристики личности выпускника вуза, содержание которой значительно шире набора компетенций, что достигается опорой на принцип идентификации структур, отражающих предмет профессиональной деятельности (уточняется ее специфика). Успешная реализация профессиональных задач обусловлена личностными характеристиками профессионала (особенности деятельности), совокупность которых представляется ин-тегративным свойством.

Первый ярус алгоритма - специфика профессиональной деятельности определяется с опорой на деятельностный подход (содержание структуры наполняется видами деятельности, каждый из которых требует определенных личностных возможностей) либо функциональный подход (совокупность функций адекватна видам деятельности, а успешность их выполнения обу-

словлена профессиональной культурой, содержание которой шире компетентности).

Второй ярус алгоритма - особенности профессиональной деятельности (модель личности профессионала) определяется с опорой на личностный подход, задающий содержание модели на основе положения о единстве личности и деятельности. В итоге квалификационные характеристики (компетенции) дополняются новыми показателями, что отвечает требованиям профессиональной среды, работодателей, интересам и потребностям самого специалиста. С одной стороны предложенный алгоритм делает исследование специальнонаправленным (конкретный маршрут научного поиска), но доказанная возможность целесообразности применения алгоритма для поиска средств достижения результативной характеристики (предмет исследования) дает возможность широкой апробации технологии идентификации структур.

Так, вариативность образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи) вызвали запрос на учителя, способного проектировать свой учебный предмет с учетом концепций обучения школьников в новых типах образовательных учреждений. Исследователь (Ю.В. Вахмина) доказывает, что эффективность подготовки учителей математики определяется образовательным результатом, в качестве которого выступает педагогическая гибкость (интегративное свойство личности), в структуре которой выделяются интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая гибкость, необходимые для выполнения проектировочной деятельности [1]. Обоснование необходимости подготовки в вузе экономистов, конкурентоспособных на современном рынке труда, представлено в исследовании С.П. Борисовой структурой готовности к аналитической деятельности, в которой на основе принципа идентификации структур соотносятся этапы аналитической деятельности с этапами работы с информацией, так как предметом деятельности экономистов является экономическая информация. Доказано (В.Н. Стрельникова), что результатом профессиональной подготовки студентов к социальной работе является их готовность к взаимодействию с субъектами социальной поддержки населения, представляющая собой инте-гративное свойство личности, в структуре которого выделяются компоненты (креативный, дея-тельностный, коммуникативный, рефлексивный) адекватно структуре социальной работы (виды деятельности). Представленная в исследо-

вании Н.А. Корнеевой взаимодетерминированность структуры готовности к переводческой деятельности и социокультурной компетентности будущих переводчиков позволила доказать целесообразность применения социокультурного подхода, принципы которого адекватны выделенным компонентам готовности, формируемым с помощью аутентичных текстов.

Особая значимость культурологического подхода к процессу профессиональной подготовки педагогов-хореографов обосновывается Ю.А. Ки-вшенко, доказавшей, что миссия сохранения и развития народных традиций требует от профессионала совокупности характерных черт для композиционного построения хореографического произведения, которая выражается индивидуальным почерком, интегрирующим креативный, анатомический, поведенческий, когнитивный, рефлексивный компоненты адекватно функциям профессиональной деятельности.

С учетом социальной значимости профессии юриста исследователь (Е.Б. Храмцов) доказывает, что качество подготовки будущих юристов в вузе обусловлено формированием профессионального самосознания, свидетельствующего о готовности к правовой деятельности. Компоненты в структуре профессионального самосознания определяются идентификацией его структуры с когнитивной, аффективной и волевой сферами личности, показатели которых представляются способностями к самодетерминации профессионального развития.

Сравнение структур результативных характеристик позволяет утверждать, что принцип идентификации не противоречит концепции компетентностного подхода (при определении показателей компонентов учитываются квалификационные характеристики выпускника) и позволяет реализовать процессный подход (Н.В. Соловова) к управлению образовательным учреждением для достижения качества функционирования педагогической системы [3]. Так, обобщенный портрет выпускника вуза, готового адаптироваться к специфике профессиональной сферы, будет интегрировать следующие компетенции: когнитивная сфера - социально-правовая компетенция, специальная компетен-

ция; аффективная сфера - профессиональная компетенция, аутокомпетенция; волевая сфера -поведенческая компетенция, экстремально профессиональная компетенция.

Выводы

1. Качественное изменение человеческих ресурсов может быть достигнуто уровнем образования и квалификацией специалистов. Инновационное образование ставит перед профессиональной педагогикой задачу поиска средств эффективного сочетания преимуществ квалификационной направленности высшего образования и его академической основы. Условие поставленной задачи, ориентированное на результат в виде личностной характеристики выпускника, будет свидетельствовать о развитии современного образования.

2. Исследования последнего десятилетия в области профессиональной педагогики представляются попытками разрешения главного противоречия, вызванного трансформационными процессами в системе высшего образования: это рассогласованность между целью модернизации и механизмом его реформирования. Антропологический подход, как базовая методология профессиональной педагогики, позволяет вести научный поиск средств подготовки в вузе специалистов нового типа мышления, ориентированных на гуманитарный подход к профессиональной деятельности.

3. Обобщенный портрет выпускника вуза представляется профессиональной культурой, в основе которой развитая способность адекватно воспринимать социальную реальность, участвовать в ее преобразовании, адаптироваться к специфике профессиональной среды. Готовность к профессиональной деятельности, как интегра-тивное свойство личности, определяется с учетом ее специфики и особенностей. Доказательству ее репрезентативности способствует принцип идентификации структур, применение которого исследователями на выборках студентов различного профиля позволяет проектировать и интегрировать в образовательный процесс педагогические средства, обеспечивающие качество профессиональной подготовки студентов в вузе.

1. Профессиональное образование: инновационные стратегии: сборник научных материалов / под общей ред. Т.И. Рудневой. Сызрань, Ваш Взгляд, 2016. 280 с.

2. Романцев Г.В., Ронжина Н.В. Сущность профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки // Профессиональное образование. Столица. №10. 2017. С.3-10.

3. Руднева Т.И., Соловова Н.В. Преподаватель вуза: новая парадигма высшего образования, стратегии педагогической деятельности // Вестник Тверского государственного университета. 2016. №4. С. 103-109.

4. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. М., РАО, НИИРПО, 2006. 320 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018

5. Руднева Т.И., Беришвили О.Н., Виноградова Г.А. и др. Стратегии современного высшего образования: монография. Сызрань, Ваш Взгляд, 2017. 234 с.

DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION IN CATEGORIES OF PROFESSIONAL PEDAGOGICS

©2018 T.I. Rudneva

Tatiana I. Rudneva, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair of Theory and Methods of Professional

Education. E-mail: rudneva.07@mail. ru

Samara State National Research University named after S.P. Korolev. Samara, Russia

With the educational paradigm change in Russia there is a number of contradictions involving the solution in the aspect of modern education development. In the article the attention is focused on one of the contradictions which have arisen between the purpose (modernization of education) and means (reforming) that has demanded specification of their essence in a categorical framework of professional pedagogics. The attention is paid to static laws of pedagogics which reflect not only positive results of changes which are in process in pedagogical systems but also confirm innovation paradoxes. It is approved that the complexity of changes which are in process has caused the need for pedagogical problems' research in three areas: psychology and pedagogical resistance of students; development of individual educational trajectories; monitoring of training and education quality. At the same time the need of current problems' solution based on universal methodology in order to compare the results of researches is noted. As an example within a complex theme "Professional and pedagogical activity: innovations in development of experts' training quality assurance system" reveal the methodological bases of educational program specialization graduates productive characteristics definition on the basis of structures' principle identification. The representativeness of the received scientific results is provided by a support on culturological, process, competence-based approaches, statistically significant selection (students - future psychologists, teachers, lawyers, social workers, translators, economists). As a result of experimental work summarized profile of a university graduate is presented. This graduate is ready to adapt successfully to specifics of the professional environment.

Key words: education development, modernization, reforming, service industry, mental sphere, innovation, humanitarian approach, education quality, summarized profile of a university graduate.

1. Professional'noe obrazovanie: innovatsionnye strategii: sbornik nauchnykh materialov (Professional education: innovative strategy) / pod obshchei red. T.I. Rudnevoi. Syzran', Vash Vzglyad, 2016. 280 s.

2. Romantsev G.V., Ronzhina N.V. Sushchnost' professional'noi pedagogiki kak samostoyatel'noi pedagogicheskoi nauki (Essence of professional pedagogics as independent pedagogical science). Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. №10. 2017. S.3-10.

3. Rudneva T.I., Solovova N.V. Prepodavatel' vuza: novaya paradigma vysshego obrazovaniya, strategii pedagogicheskoi deyatel'nosti (Teacher of higher education institution: new paradigm of the higher education, strategy of pedagogical activity). Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. №4. S. 103-109.

4. Smirnov I.P. Teoriya professional'nogo obrazovaniya (Theory of professional education). M., RAO, NIIRPO, 2006. 320 s.

5. Rudneva T.I., Berishvili O.N., Vinogradova G.A. i dr. Strategii sovremennogo vysshego obrazovaniya (Strategy of modern higher education): monografiya. Syzran', Vash Vzglyad, 2017. 234 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.