Научная статья на тему 'Методологические основы интегрированного подхода к организации коммуникативного и правового образования современного специалиста в вузе'

Методологические основы интегрированного подхода к организации коммуникативного и правового образования современного специалиста в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ПРИНЦИП ИДЕНТИФИКАЦИИ / COMMUNICATIVE EDUCATION / LEGAL EDUCATION / INTEGRATIVE APPROACH / CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION PRINCIPLE / PRINCIPLE OF IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова Анна Борисовна, Храмцов Егор Борисович

В статье рассматривается проблема современного профессионального образования, как элемента культуры личности, организуемого с учетом демократических тенденций, отвечающего новой цивилизационной эре. Профессиональная деятельность в условиях быстро меняющегося общества задает определенные риски, к преодолению которых должен быть готов выпускник вуза. Авторами предпринимается попытка по-новому применить принципы интегрированного подхода для решения задач профессиональной подготовки будущих специалистов как языковых личностей. Доказывается необходимость интеграции коммуникативного и правового образования с целью формирования целостного мировоззрения будущего специалиста, способного противостоять профессиональным рискам. Приводятся результаты лонгитюдного исследования, отражающего специфику рассмотрения актуальных проблем в области профессиональной педагогики это поиск условий формирования личности в современной педагогической системе. Целостность в образовании может быть достигнута междисциплинарным синтезом, что объясняет смысл идеи, изложенной в статье, о возможности и целесообразности проведения исследований на стыке наук и учебных предметов, расширяющих цели педагогической системы. Доказывается, что чувство дискомфорта выпускника вуза в той или иной профессиональной ситуации обусловлено отсутствием связей между несколькими видами образования (требование времени), интеграция которых обеспечивает равновесие организма во внешней среде. Правовое образование средствами специальных дисциплин обеспечивает формирование правового сознания для реализации себя как субъекта правовой деятельности. Поскольку правовая деятельность реализуется способами общения, иностранный язык становится дидактическим условием формирования коммуникативной компетентности студента (коммуникативное образование). Методологические идеи, изложенные в статье, позволяют отбирать средства формирования профессионально значимых свойств специалиста, интегрирующегося в мировое образовательное пространство.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the problem of modern professional education as the element of personal culture organized with due consideration of democratic tendencies answering to a new civilization era is considered. Professional activity in the conditions of quickly changing society sets certain risks to overcoming of which the university graduate has to be ready. An attempt to apply in a new way the principles of integrated approach to the solution of vocational training problems of future experts as linguistic identity is made. Need of communicative and legal education integration for the purpose of complete outlook formation of future expert capable to stand against professional risks is proved. Results of the longitudinal research reflecting specifics of current problems consideration in the field of professional pedagogics are given and this is a search of personality formation in modern pedagogical system. The integrity in education can be reached be cross-disciplinary synthesis that explains the sense of the idea stated in the article, about an opportunity and expediency of carrying out researches on a joint of sciences and subjects expanding the purpose of the pedagogical system. It is proved that the feeling of discomfort of the university graduate in this or that professional situation is caused by lack of bonds between several types of education (the requirement of time) integration of which provides balance of an organism in the external environment. Legal education by means of special disciplines provides formation of legal consciousness for realization of yourself as a subject of legal activity. As legal activity is implemented by ways of communication, the foreign language becomes a didactic condition of student communicative competence formation (communicative education). The methodological ideas stated in the article allow to select means of formation of expert professionally significant properties who is integrated into world educational environment.

Текст научной работы на тему «Методологические основы интегрированного подхода к организации коммуникативного и правового образования современного специалиста в вузе»

УДК378:316.6+340.1 (Высшее профессиональное образование. Высшая школа. Педагогика высшей школы. Социальная психология. Социальные чувства, эмоции, развитие личности. Социализация. Социальное поведение. Социальные установки. Общественное мнение. Социальная позиция. Социальный статус, роль. Социальная коммуникация. Виды и формы права. Направление в теории права. Теория, история государства и права. Правовые системы. Исторические типы и системы права)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО И ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

©2017 А.Б.Храмцова1, Е.Б.Храмцов2

Храмцова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации. E-mail: [email protected] Храмцов Егор Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры связей с общественностью и массовых

коммуникаций. E-mail: e [email protected]

1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика

С.П.Королева. Самара, Россия 2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 14.08.2017

В статье рассматривается проблема современного профессионального образования, как элемента культуры личности, организуемого с учетом демократических тенденций, отвечающего новой цивилизаци-онной эре. Профессиональная деятельность в условиях быстро меняющегося общества задает определенные риски, к преодолению которых должен быть готов выпускник вуза. Авторами предпринимается попытка по-новому применить принципы интегрированного подхода для решения задач профессиональной подготовки будущих специалистов как языковых личностей. Доказывается необходимость интеграции коммуникативного и правового образования с целью формирования целостного мировоззрения будущего специалиста, способного противостоять профессиональным рискам. Приводятся результаты лонгитюдного исследования, отражающего специфику рассмотрения актуальных проблем в области профессиональной педагогики - это поиск условий формирования личности в современной педагогической системе. Целостность в образовании может быть достигнута междисциплинарным синтезом, что объясняет смысл идеи, изложенной в статье, о возможности и целесообразности проведения исследований на стыке наук и учебных предметов, расширяющих цели педагогической системы. Доказывается, что чувство дискомфорта выпускника вуза в той или иной профессиональной ситуации обусловлено отсутствием связей между несколькими видами образования (требование времени), интеграция которых обеспечивает равновесие организма во внешней среде. Правовое образование средствами специальных дисциплин обеспечивает формирование правового сознания для реализации себя как субъекта правовой деятельности. Поскольку правовая деятельность реализуется способами общения, иностранный язык становится дидактическим условием формирования коммуникативной компетентности студента (коммуникативное образование). Методологические идеи, изложенные в статье, позволяют отбирать средства формирования профессионально значимых свойств специалиста, интегрирующегося в мировое образовательное пространство.

Ключевые слова: коммуникативное образование, правовое образование, интеграционный подход, принцип междисциплинарной интеграции, принцип идентификации.

Введение. Сложные социокультурные трансформации в современном обществе коснулись всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и образования. Новая образовательная парадигма потребовала подготовки специалистов, способных интегрироваться в мировое профессиональное сообщество. Углубление сфер коммуникации вызвали реформирование языковой подготовки, а гуманизация отноше-

ний, ориентированных на уважение прав человека как культурно-исторического субъекта, усилили задачу формирования социальной ответственности при выполнении профессиональных задач. Таким образом, правовой аспект в профессиональной деятельности приобретает особое значение, а правовое образование должно обеспечивать условия для формирования правовой культуры специалиста, в силу че-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

го необходимо определиться с методологическими основами коммуникативно-правового образования.

Методологические основы исследования. Основным методологическим подходом становится интегрированный подход, в основе которого лежит принцип междисциплинарной интеграции - содержательная сторона феномена интеграции. Междисциплинарная интеграция позволяет объединить блоки знаний по разным предметам в отличие от традиционного понимания в педагогике этого принципа как эпизодическое вкрапливание материала другого предмета в основной курс с целью дополнительной информации [3]. В нашем исследовании межпредметная интеграция используется для решения двух образовательных задач (коммуникативная, правовая) на материале двух учебных предметов (иностранный язык, конституционное право).

Интегрированный подход представляется совокупностью идей об интеграции и интеграционных процессах в образовании. Нас интересует феномен интеграции видов деятельности на материале учебных дисциплин, осваиваемых в ходе профессиональной подготовки с помощью педагогических средств [1]. Междисциплинарная интеграция (понятие вводится О.В.Юсуповой) обеспечивается идентичностью содержательных основ дисциплин. В нашем исследовании идентичность представляется профессиональными ситуациями (ситуации общения) и моделями поведения (достоверность, объективность, адекватность). Интегрированный подход с доминированием двух принципов (межпредметная / междисциплинарная интеграция, идентификация) меняет характер обучения: интегрированное обучение строится с учетом различия удельного веса содержания двух дисциплин. Понимая значимость коммуникативного образования и обязательное изучение студентами иностранного языка, преимущество отдается иностранному языку, а правовая дисциплина приобретает специфику в зависимости от профильной подготовки. В нашем исследовании выборку представляли студенты - будущие юристы и студенты - будущие специалисты по связям с общественностью [5].

Мы осознавали, что освоение правовой дисциплины должно проходить с учетом двух факторов: изложение прав и свобод человека должно быть подробным, а материал учебной дисциплины должен учить не только общим кате-

гориям конституционного права, но и самому праву, что обеспечивает развитие правового сознания и готовность к практической деятельности. Правовая задача, как оптимальное средство, позволяет находить варианты решения профессиональных задач, а методы импровизации (например, судебное заседание) развивают критичность и рефлексивность. И если это специалисты по связям с общественностью, то они осваивают: постановления и приказы, руководящие нормативные документы, относящиеся к вопросам организации связей с общественностью; основные законы о средствах массовой информации и рекламе; международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. А если это будущие юристы, то акцент делается на правовых нормах, осмыслению подвергаются опыт отечественного и зарубежного права, правовая ответственность юриста, гражданский статус и правовые отношения. Все это обеспечивает развитие личной компетенции специалиста.

В нашем исследовании интегрированный подход применяется как технология разработки структуры результативной характеристики в виде интегративного личностного свойства. Так наша идея подготовки юриста в ходе коммуникативного образования как языковой личности была реализована на основе идентичности структур двух моделей: модели личности специалиста и модели языковой личности [4]. Мо-тивационному ядру личности специалиста соответствует прагматическое ядро языковой личности; интеллектуальному ядру - когнитивное ядро, операциональному ядру - семантическое ядро.

Коммуникативная компетентность, как часть профессиональной, в своей структуре содержит компоненты, которые определялись на основе идентификации содержания двух структур: готовности к решению профессиональных задач и профессиональной компетентности. Соотнесение этих структур в трех аспектах (мотиваци-онный - личностная компетенция, содержательный - интеллектуальная компетенция, технологический - социальная компетенция) подтвердили целесообразность и объективность интеграции лингвострановедческой, лингводи-дактической и лингвокоммуникативной компетенций в структуре коммуникативной компетентности. Объективные обстоятельства (расширение сферы профессиональной деятельно-

сти до интеграции в мировое профессиональное пространство) требуют от специалиста умения владеть специальными средствами решения профессиональных задач, видеть результат выбранного стиля взаимодействия, прогнозировать реакцию партнера по общению. Пришли к выводу, что на основании сходства компонентов можно идентифицировать структуры профессиональной компетентности разных специалистов. С ориентацией на ключевую характеристику может отбираться специальный лингвистический тезаурус, освоение которого способствует общению в типичных коммуникативных ситуациях профессионального контекста.

Результаты исследования. В психологии профессионализма субъект профессиональной деятельности рассматривается как носитель дея-тельностной позиции, в сознании которого ценности образования трансформируются в цели деятельности, что способствует выработке адаптационных возможностей будущих специалистов в ходе профессиональной подготовки. Фундаментальное образование, как российская традиция, должно обеспечивать развитие профессионального мышления и навыков межличностного взаимодействия.

Цель формирования результативной характеристики достигается, если: 1) отобрано содержание на основе принципа межпредметной интеграции; 2) иностранный язык становится средством расширения профессиональной компетентности в ситуациях межкультурного характера; 3) учебные действия способствуют реальным иноязычным (коммуникативное образование) и поведенческим (правовое образование) профессиональным действиям - принцип конгруэнтности; 4) диалогичность и поликультурность становятся приоритетными педагогическими средствами.

Теоретически значимым, на наш взгляд, является подтверждение результатами исследования возможности рассматривать интегрированный подход как стратегию изучения интеграционных процессов, происходящих в высшем образовании и как технологию структурирования моделей личности специалистов различных профилей. Практически значимым является доказательство необходимости интегрирования содержания профессиональной подготовки на основе принципа междисциплинарно-сти, что способствует взаимопроникновению разного содержания учебных дисциплин при сохранении специфики каждой из них, обеспечивая формирование целостного мировоззре-

ния специалиста. Механизмом реализации принципа междисциплинарности становится идентичность, которая позволяет в методическом плане определиться с образовательными технологиями.

Выводы.

1. Коммуникативное образование, как вид социального опыта, в условиях социально-экономических преобразований в России приобретает особую значимость: востребованы профессионалы с «человеческими» умениями, хорошими навыками межличностного общения. Коммуникативная компетентность, как результат коммуникативного образования, проявляется способностями строить грамотные отношения с представителями других культур. Все это требует кардинальной переориентации в обучении иностранному языку, когда коммуникативное обучение становится обязательным в содержании российского образования на всех уровнях, приобретая практико-ориентирован-ный характер.

2. Профессиональная адаптация выпускников вузов сопровождается определенными профессиональными рисками, избежать которые удается при двух условиях: во-первых, когда специалист владеет способами вербального общения, обеспечивающими взаимопонимание сторон; во-вторых, когда специалист реализует модели правового поведения. Выполнение этих условий возможно при интеграции коммуникативного и правового образования. Правовое образование является механизмом правовой социализации субъекта, принявшего ценности общества, его идеи, нормы поведения. Регулятором профессионального поведения становится правовая культура, выражающаяся способностями организовывать реальную практику с опорой на правовые нормы и профессиональные ценности.

3. Интеграция коммуникативного и правового образования должна осуществляться на методологическом (базовый подход), содержательном (принципы интеграции) и технологическом (активные методы обучения) уровнях. Готовность к экстремальным профессиональным ситуациям формируется диалоговым / дискуссионным общением (базовые формы взаимодействия и условия интериоризации знаний), организуемым в ходе коммуникативного образования. Адекватность профессионального поведения в напряженных стрессовых ситуациях достижима при выработке умений их критической оценки и способностей принимать ответ-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

ственность за последствия своих решений, которые приобретаются в ходе решения задач-казусов, применения мозгового штурма и мето-

да инцидента - базовых активных методов правового образования.

1. Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: автореферат дис... д-ра пед. наук. М., 2004, 44 с.: (http://diss.seluk.ru/av-informatika/1411226-1-razvitie-integrativnih-podhodov-sozdanivu-sredstv-informatizacii-obrazovaniva.php')

2. Зубова, Я.В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры // Вестник Адыгейского государственного ун-та. 2009. №2. С. 88-92.

3. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / Т.И.Руднева, В.В.Левченко, Н.В.Соловова, Н.Б.Стрекалова. Самара, Изд-во «Самарский ун-т», 2013. 164 с.

4. Руднева, Т.И., Храмцова, А.Б. Стратегии воспитания студентов неязыковых специальностей как языковых личностей // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). М., Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. С. 530-533.

5. Храмцов, Е.Б. Правовая деятельность специалиста по связям с общественностью: методические рекомендации. Самара, ООО «Офорт», 2012. 56 с.

METHODOLOGICAL BASES OF INTEGRATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF COMMUNICATIVE AND LEGAL EDUCATION OF THE MODERN EXPERT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

©2017 A.B.Khramtsova1, E.B.Khramtsov2

Anna B. Khramtsova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Modern Languages and Professional Communication. E-mail: [email protected]

Egor B. Khramtsov, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Public Relations and Mass Communications. E-mail: ash-wave@yandex. ru

1 Samara State National Research University named after S.P.Korolev. Samara, Russia 2 Moscow Aviation Institute (National Research University). Moscow, Russia

In article the problem of modern professional education as the element of personal culture organized with due consideration of democratic tendencies answering to a new civilization era is considered. Professional activity in the conditions of quickly changing society sets certain risks to overcoming of which the university graduate has to be ready. An attempt to apply in a new way the principles of integrated approach to the solution of vocational training problems of future experts as linguistic identity is made. Need of communicative and legal education integration for the purpose of complete outlook formation of future expert capable to stand against professional risks is proved. Results of the longitudinal research reflecting specifics of current problems consideration in the field of professional pedagogics are given and this is a search of personality formation in modern pedagogical system. The integrity in education can be reached be cross-disciplinary synthesis that explains the sense of the idea stated in the article, about an opportunity and expediency of carrying out researches on a joint of sciences and subjects expanding the purpose of the pedagogical system. It is proved that the feeling of discomfort of the university graduate in this or that professional situation is caused by lack of bonds between several types of education (the requirement of time) integration of which provides balance of an organism in the external environment. Legal education by means of special disciplines provides formation of legal consciousness for realization of yourself as a subject of legal activity. As legal activity is implemented by ways of communication, the foreign language becomes a didactic condition of student communicative competence formation (communicative education). The methodological ideas stated in the article allow to select means of formation of expert professionally significant properties who is integrated into world educational environment.

Key words: communicative education, legal education, integrative approach, cross-disciplinary integration principle, principle of identification.

1. Grinshkun, V.V. Razvitie integrativnykh podkhodov k sozdaniyu sredstv informatizatsii obrazovaniya (Develop-

ment of integrative approaches to creation of education information technology means): avtoref. dis... d-ra ped.

nauk. M., 2004, 44 s.: http://diss.seluk.ru/av-informatika/1411226-1-razvitie-integrativnih-podhodov-sozdanivu-sredstv-informatizacii-obrazovaniva.php

2. Zubova, Ya.V. Pravovoe obrazovanie kak faktor stanovleniya novoi pravovoi kul'tury (Legal education as a factor of new legal culture formation). Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo un-ta. 2009. №2. S. 88-92.

3. Metodologicheskie podkhody k issledovaniyu problem v oblasti professional'noi pedagogiki (Methodological approaches to the research of problems in the field of professional pedagogics): kollektivnaya monografiya / T.I.Rudneva, V.V.Levchenko, N.V.Solovova, N.B.Strekalova. Samara, Izd-vo «Samarskii un-t», 2013. 164 s.

4. Rudneva, T.I., Khramtsova, A.B. Strategii vospitaniya studentov neyazykovykh spetsial'nostei kak yazykovykh lichnostei (Strategy of education of nonlinguistic specialities students as linguistic identities). Teoriya i praktika vospitaniya: pedagogika i psikhologiya: materialy mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 120-letiyu so dnya rozhdeniya L.S.Vygotskogo (Moskva, 7-8 iyunya 2016 goda). M., Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo un-ta, 2016. S. 530-533.

5. Khramtsov, E.B. Pravovaya deyatel'nost' spetsialista po svyazyam s obshchestvennost'yu (Legal affairs of the public relation specialist): metodicheskie reko-mendatsii. Samara, OOO «Ofort», 2012. 56 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.