Научная статья на тему 'Методологические позиции и концептуальные подходы П. Ф. Каптерева к историко-педагогическим проблемам'

Методологические позиции и концептуальные подходы П. Ф. Каптерева к историко-педагогическим проблемам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ П.Ф. КАПТЕРЕВА / ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / PEDAGOGY / HISTORY OF PEDAGOGY / P.F. KAPTEREV'S HISTORICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPTION / SUBJECT OF PEDAGOGICAL HISTORY / FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранникова Н.Б.

Раскрывается историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерева с методологиче ской позиции. Автор анализирует взгляды ученого-педагога на предмет, функции, пери одизацию и содержание истории педагогики в рамках культурно-исторического разви тия общества. Делается вывод о влиянии историко-педагогических идей П.Ф. Капте рева на развитие педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological positions and conceptual approaches of the P.F. Kapterev to the history of pedagogical problems

This article explains the pedagogical conception of P.F. Kapterev and his methodological views. The author analyze function, periods and consistence and the significance on the peda gogical history during cultural and historical social development. The article concludes how P.F Kapterev’s views affected the history of pedagogy

Текст научной работы на тему «Методологические позиции и концептуальные подходы П. Ф. Каптерева к историко-педагогическим проблемам»

УДК 37.013

Н.Б. БАРАННИКОВА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ П.Ш. КАПТЕРЕВА К ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ

Раскрывается историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерееа с методологической позиции. Автор анализирует взгляды ученого-педагога на предмет, функции, периодизацию и содержание истории педагогики в рамках культурно-исторического развития общества. Делается вывод о влиянии историко-педагогических идей П.Ф. Каптерееа на развитие педагогики.

Ключевые слова: педагогика, история педагогики, историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерееа, предмет истории педагогики, функции истории педагогики.

This article explains the pedagogical conception of P.F. Kapterev and his methodological views. The author analyze function, periods and consistence and the significance on the pedagogical history during cultural and historical social development. The article concludes how P.FKapterev's views affectedthe history of pedagogy.

Key -words: pedagogy, history ofpedagogy, P.F. Kapterev's historical and pedagogical conception, subject of pedagogical history, functions of pedagogical history.

Историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерева развивалась в русле отечественной истории педагогики конца XIX - начала XX в. Процесс осмысления истории образования и педагогической мысли отразился в ряде созданных в эти годы трудов, среди которых можно отметить работы М.И. Демкова (История русской педагогики, 1895-1909); С.А. Золотарева (Очерки по истории педагогики на Западе и в России, 1910); А.П. Медведкова (Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении, 1916). Характер, масштаб и уровень решения поставленных задач в названных работах были различными, наибольшей фундаментальностью отличалась «История русской педагогии» П.Ф. Каптерева [1]. В ней рас-

© Баранникова Н.Б.,2016

крывалось развитие отечественного образования и педагогической мысли в их единстве, прослеживалось органическое слияние исторической и современной педагогической проблематики и взаимосвязь с актуальными проблемами западноевропейской педагогики.

На формирование историко-педаго-гической концепции П.Ф. Каптерева значительное влияние оказали работы по истории педагогики К. Шмидта (1879-1881). Совпадая по ряду позиций и содержанию истории западноевропейской школы и педагогики, исследования П.Ф. Каптерева имеют принципиально иную основу - научно-рационалистическую, в отличие от религиозно-философской направленности в трактовке историко-педаго-гического процесса у К. Шмидта.

В своей историко-педагогической концепции П.Ф. Каптерев обосновы-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 91

вал идею своеобразия педагогического процесса в рамках различных культурно-исторических типов общества, опираясь на теорию Н.Я. Данилевского, который одним из первых в мировой социологической мысли сформулировал концепцию возникновения, развития, взаимодействия и исчезновения локальных цивилизаций.

П.Ф. Каптерев определял сущность истории педагогики как «раскрытие педагогического самосознания человечества», «изложение цельного, органически связного развертывающегося эволюционного процесса», «изображение себедовлеющей теоретической, чистой истины» [6, с. 622]. Прогрессивность позиции П.Ф. Каптерева проявилась в том, что он выступал против односторонней, узконациональной точки зрения на историю педагогики.

П.Ф. Каптерев придерживался общепринятого для западноевропейской и отечественной истории педагогики методологического подхода к рассмотрению истории педагогики как одного из отделов всеобщей истории. Исходя из тезиса об общественном характере воспитания, П.Ф. Каптерев указывал на второстепенное место воспитания в современный ему период вследствие его ограниченного количественного распространения в мире и качественного уровня. В то же время он сделал прогностический вывод о возрастающей роли воспитания в историко-культурном процессе. Большое значение имело утверждение о связи истории педагогики с гражданской историей, в своих работах он говорил о том, что история воспитания и обучения неразрывно связана с историей вообще, и так как является частью истории цивилизации народа, она неразрывно связана с целым [7, с. 1].

П.Ф. Каптерев одним из первых в отечественной историографии указывал на самобытность историко-педа-гогического процесса, который имеет собственные законы развития, определяющиеся характером науки, ее содержанием и методами [5, с. 215].

Методологический подход П.Ф. Кап-терева к определению состава педагогики, включающей в себя теорию, собственно науку о воспитании и практическую деятельность по воспитанию и образованию подрастающих поколений, положен в основу трактовки ученым предмета истории педагогики. П.Ф. Каптерев считал необходимым различать историю просвещения и историю педагогики. Он подчеркивал, что предмет истории педагогики является обширным и сложным, и историю педагогики недостаточно ограничивать лишь одной историей педагогических идей; целями и задачами истории педагогики являются не только изучение различных теорий о воспитании, движение педагогических идей, но и рассмотрение осуществления теорий в воспитательно-учебных заведениях [3, с. 1].

П.Ф. Каптерев выделял основные проблемы, которые должны составлять предмет историко-педагогической науки: исследование развития прав детской личности; возникновение и развитие учебно-воспитательных учреждений; история педагогической мысли [2, с. 3]. Как представитель антрополого-гуманистического направления в педагогике он считал, что отношение к личности ребенка, признание его прав лежит в основе развития как практики, так и теории воспитания: «Без признания прав за воспитываемой личностью будет уход, выучка, дрессировка, подчас весьма сложная и трудная, но не

воспитание. Задача воспитания - развитие и благосостояние воспитываемой личности, а не интересы посторонних лиц» [2, с. 4].

Отличительной особенностью концепции П.Ф. Каптерева является постановка этой проблемы как специального предмета историко-педагогической науки, что отражает гуманизм и демократизм мировоззрения ученого. Эта идея, сохраняя свою актуальность и в настоящее время, тесно связана с его определением сущности воспитания в рамках личностно-ориентированного подхода как целенаправленного процесса, способствующего развитию различных способностей человека, что имело важный контекст в условиях социально-политических преобразований в России в период утверждения буржуазных отношений и усвоения демократических ценностей западной культуры.

Из положения о связи истории педагогики с общей (гражданской) историей педагог делает вывод о зависимости формирования воспитательных идеалов и их осуществления в конкретных системах учебно-воспитательных учреждений от социально-экономического, политического и культурного развития народов.

Однако, признавая справедливым положение социальной педагогики о зависимости школы от общественно-государственного строя, П.Ф. Капте-рев не без оснований указывал, что это «лишь одна сторона проблемы - влияние общественно-государственного строя на школу», необходимо учитывать обратное воздействие школы на жизнь и общественный строй, выяснять собственные начала бытия и развития школы [4, с. 147].

Своеобразие позиции П.Ф. Каптере-ва при изучении этой проблемы заклю-

чается в том, что он уделял наиболее пристальное внимание таким факторам общественной жизни, как церковь и государство. В связи с этим он выделял длительный период истории школы, связанный с ее подчинением интересам государства и церкви, которые стремились навязать собственные цели и средства.

Периодизация историко-педагогиче-ского процесса П.Ф. Каптерева была направлена на установление общих принципов связи и объяснения исто-рико-педагогических фактов. Несмотря на то, что она не может быть признана строго научной, так как основывалась на традиционном подразделении, используемом в гражданской истории, для своего времени она была шагом вперед, так как «опредмечивала» историю педагогики, выясняла причины возникновения и смены педагогических систем, направлений и идей.

Хотя историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерева основывалась на соотношении общечеловеческих и национальных начал, ему не всегда удавалось последовательно реализовать этот методологический подход в содержании истории педагогики. Его лекции по истории педагогики посвящены западноевропейской школе и педагогической мысли. В «Истории русской педагогии» П.Ф. Каптерев акцентирует внимание на самобытности процесса в России. Декларируемый во введении ко второму изданию этой книги подход к изучению общих закономерностей историко-педагогического процесса и частных национальных особенностей не получил достаточного развития при попытке вписать историю русской педагогики в контекст европейской. Л.В. Мошкова делает вполне обоснованный вывод, «что в своих работах

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 9 3

П.Ф. Каптерев не смог до конца выдержать положение о сущностном единстве педагогического процесса в масштабах человечества и о существовании лишь частных национальных различий» [8, с. 173-174].

Ведущей идеей концепции ученого являлась идея развития и прогресса человечества, признается зависимость педагогики от истории цивилизаций и культуры. Актуальной является его широкая трактовка функций истории педагогики как имеющей общечеловеческое значение, а не только узкопрофессиональное, учебно-информационное. История педагогики понимается им как единый, но не унифицированный процесс, начало которого восходит к первобытному периоду человечества. Несмотря на европоцентризм концепции П.Ф. Каптерева, он выдвинул прогрессивный принцип единства педагогического процесса в масштабах человечества и существования частных национальных различий.

Историко-педагогические исследования П.Ф. Каптерева представляют собой попытку перехода от комментированного изложения педагогических фактов и

идей к выявлению их взаимосвязей с общекультурным процессом, установлению общих тенденций развития всемирного историко-педагогического процесса, постижения общечеловеческих, общепедагогических ценностей, соотнесения истории отечественной педагогики с мировой педагогической культурой.

Трактовка проблем и отбор фактического материала в исследованиях П.Ф. Каптерева были направлены на выявление в историко-педагогическом процессе гуманистических и демократических аксиологических приоритетов как соответствующих универсальной природе человека и воплощающихся в национальных ценностях в конкретные эпохи.

Ведущие принципы и идеи историко-педагогической концепции П.Ф. Кап-терева отражают его антрополого-гуманистический подход к интерпретации педагогических явлений, трактовку направленности мирового историко-педагогического процесса на общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности, что представляло собою значительный шаг вперед для отечественной науки того времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1909.540 с.

2. Каптерев П.Ф. Лекции по истории педагогики, читанные на пед. Фребелевских курсах П.Ф. Каптеревым. Изд. слушательницей Фребелевских курсов Ю. Сыропятовой. 1884/85 уч. год. СПб., лит. Гробовой, 1885.266 с.

3. Каптерев П.Ф. Педагогика. СПб., лит. Я. Рашкова, 1887. 183 с.

4. Каптерев П.Ф. Рецензия. Блонский П. Школа и общественный строй // Педагогическая мысль. 1918. № 9-12. С. 190-191.

5. Каптерев П.Ф. Рецензия. Демков М. История русской педагогии. Ч. I// Образование. 1897. № 1. С. 214-215.

6. Каптерев П.Ф. Рецензия. Циглер Т. История педагогики. Пер. с 3-го нем. изд. СПб., Киев, 1911 // Педагогический сборник. 1912. № 12. С. 621-623.

7. Каптерев П.Ф. Связь истории педагогики с историей. Пед. женск. курсы. СПб.: лит. К. Гейнрихсена, 1883(?). 12 с.

8. Мошкова Л.В. Концептуальные подходы к изучению всемирного историко-педа-гогического процесса в отечественной историографии // Всемирный историко-педаго-гический процесс: концепции, модели, историография; под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Без-рогова. М.: ИТОП, 1996.269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.