Научная статья на тему 'Методологические подходы в подготовке специалистов этнокультурной деятельности'

Методологические подходы в подготовке специалистов этнокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕТЕЛЬНОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIALISTS OF ETHNOCULTURAL ACTIVITY / SUBJECTIVE ACTIONAL METHODOLOGY / METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS / THE ESSENSE OF PROFESSIONAL ETHNOCULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухин В. И.

В статье на основе субъектно-деятельностной методологии определяется сущность профессиональной этнокультурной деятельности, выявляются личностно-значимые качества будущего специалиста данного профиля, действующего в динамичной социально-культурной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы в подготовке специалистов этнокультурной деятельности»

Другие примеры, удовлетворяющих вышеуказанным требованиям программированных упражнений представлены в вышеуказанном учебно-методическом пособии [2, с. 340-345, 469-496]. На основе этих требований актуальна перспектива составления общих пра-

вил и рекомендации по корректировке традиционных тестов с целью оптимального их преобразования в подобные упражнения для усиления психолого-педаго-гического потенциала этих тестов.

Библиографический список

1. Тушев, М.Н. Дидактические функции проверки знаний учащихся и реализация их методом выборочных ответов: дисс.... канд. пед. наук. [Текст] / М.Н. Тушев. — Ленинград: ЛГПИ, 1972.

2. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учеб.-метод.пособие [Текст]/ Г.Г. Гранатов. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2008.

3. Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст] / A.B. Усова. — М.: Педагогика,1986. Статья поступила в редакцию 20.12.08

УДК 130.2:39-057.875

В.И. Солодухин, канд. пед. наук, доц. Московского государственного университета культуры и искусств, г. Москва

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье на основе субъектно-деятельностной методологии определяется сущность профессиональной этнокультурной деятельности, выявляются личностно-значимые качества будущего специалиста данного профиля, действующего в динамичной социально-культурной ситуации

Ключевые слова: специалисты этнокультурной деятельности, субъектно-деятетельностная методология подготовки специалиста, сущность профессиональной этнокультурной деятельности.

В жизни современного общества деятельность специалиста этнокультурной деятельности играет все возрастающую роль, которая обусловлена проблемами сохранения и пропаганды нематериального культурного наследия, значимостью решений, принимаемых и реализуемых государством в области развития культурного многообразия.

Анализ научной литературы посвященной проблемам подготовки специалистов для отрасли культуры и искусств, показывает, что категория этнокультурной деятельности до сих пор в полной мере не осмыслена. В основном исследователи рассматривали психологопедагогические, гносеологические аспекты подготовки специалистов народного художественного творчества и социально-культурной деятельности, системные методологии в развитии образования в вузах культуры и искусств (Н.А. Паршиков), генезис образовательной системы вузов и колледжей культуры (Е.А. Сергеев) и др. Это касается и таких основополагающих понятий как «профессиональная культура», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность, «профессиональное становление» (Н.К. Бакланова и др.).

В контексте нашего исследования мы выделили некоторые методологические ориентиры, тенденции и перспективы развития этнокультурной деятельности, что позволит очертить контуры поля профессиональной деятельности будущего специалиста, выявить его основные профессионально-значимые качества в динамично меняющихся социально-политических и экономических условиях.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на субъектную методологию в профессиональном становлении специалистов этнокультурной деятельности. Такой подход определяется совокупностью научных исследований, показывающих, что к настоящему времени в социальных теориях системно-структурные и структурно-функциональные образы обществ начинают уступать место социально-культурным и субъектно-деятельностным представлениям о динамике соци-

альных изменении (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Ядов, Л.Е. Востряков и др.). Как подчеркивает В.А. Ядов, сегодня актуальны концепции «структурации» как непрерывного процесса преобразовании социальных структур деятельными субъектами [1, с. 11].

При этом «социальное становление» как термин, выражает состояние «общества в деИствии» и достаточно четко обозначает позицию специалиста этнокуль-турноИ деятельности — деятельное участие в процессе сохранения и развития культурного многообразия в России.

Традиционно в науке под «субъектом» (от лат. «Би^есЬиш» — подлежащее) понимается индивид, группа, объединение. Субъект — это носитель активности, деятельности. Ряд ученых Э.В. СаИко, А.В. БрушлинскиИ и др. отмечают, что в своих характеристиках субъект (субъектность) устоичиво воспринимается как явление собственно социального мира, благодаря проявляемой активности, целепола-ганию, самоутверждению, самоопределению, самодеИ-ствию и др. [2, с.11].

Гуманистическая трактовка человека как субъекта государств, нациИ, этносов взаимодеИствующих друг с другом, противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего только на внешние воздеИствия и стимулы лишь системноИ реакциеИ и являющегося винтиком государственно-производственноИ машины [3, 4]. От специалиста этнокультурноИ деятельности как субъекта зависят как его собственное развитие, так и, в конечном счете, развитие полиэтнического сообщества.

ВыдающиИся отечественныИ этнолог В.А. Тишков в определении перспектив развития национальноИ культурноИ политики, указывает на необходимость признания роли индивидуальных акторов в историкокультурологическом процессе. Он пишет: «При рассмотрении ряда фундаментальных современных процессов мы обращаем внимание на роль индивидуальных акторов социального пространства, на частные стратегии людеИ ...» [5, с. 10].

В плане профессионального становления специалистов этнокультурноИ деятельности нам важно соотношение понятиИ «субъект» и «актор» культуры. Впервые определение понятия «актор» дала Т.В. Заславская, отделив его от понятия «субъект». Она выявила, что понятие «актор» имеет смысл лишь в контексте конкретного социального деИствия, в то время как понятие «субъект» акцентирует скорее рациональность сознания и поведения человека, его способность к реализации свободного выбора.

Субъект становится актором применительно к какому-то социально направленному деИствию, а актор рассматривается как субъект, при наличии определенных характеристик сознания. В зависимости от требованиИ и сложности решаемых задач, в одних случаях может оказаться, что выраженными своИствами субъек-тности обладает лишь часть акторов, а в других — что акторами конкретных деИствиИ является только часть субъектов. Как подчеркивает Т.И. Заславская, в качестве акторов трансформационного процесса имеет смысл рассматривать тех социальных субъектов, деИ-ствия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собоИ сдвиги в базовых институтах общества (независимо от осознания этого самими субъектами). Выделенные по этому признаку акторы могут характеризоваться разным уровнем развития волевого и рефлексивного сознания, неодинаковоИ способностью к целенаправленному поведению и выбору, т.е. созна-тельноИ реализациеИ возможностеИ, открываемых ин-дивидуальноИ свободоИ. Иными словами они могут обладать разными уровнями субъектности

Важно, что предлагаемыИ подход к определению актора можно назвать «результативным», т.к. в трактовке Т.И. ЗаславскоИ основным показателем при определении актора является результативность его деятельности, а также социальность актора, освоение им социальных ролеИ и статусов, которые обеспечивают наивысшиИ эффект совокупноИ деятельности. «Социальные акторы могут целенаправленно корректировать, модернизировать или реформировать институты, а значит, и задаваемые ими системы ролеИ» [6, с. 6].

В этом плане, несомненно важно, каким будет специалист этнокультурноИ деятельности как актор культуры. От его профессионализма, одаренности, компетентности, личностных качеств зависит развитие на-циональноИ культуры в стране.

Наверное, не случаИно А.С. Ахиезер соединил категорию субъекта и категорию культуры, предложив и развив понятие социокультурного субъекта: «Социо-культурныИ субъект может быть понят как такое сложное соотношение между множеством людеИ, которое представляет собоИ организацию личностеИ, организацию их способностеИ, их развития, реализации». . СоциокультурныИ субъект — это реальныИ субъект, участник жизни общества, человеческоИ истории живет и деИствует как источник творческих решениИ, инновациИ. Они охватывают, распространяются на его собственную личностную культуру, (суб)культуру, на его отношение с другим людьми, на само отношение между культуроИ и отношениями людеИ. Субъект, развивая культуру, порождает новые смыслы, новые отношения, их синтез» [7, с. 311].

Наряду с отечественными для нашеИ работы интересы исследования зарубежных специалистов. Например, у французского исследователя социальных процессов А. Турена понятия «актор» и «субъект», как правило, совпадают. Однако автор специально подчеркивал, что под актором понимается, преимущественно, «субъект деИствующиИ», притом что под субъектом у него понимается не просто индивид, а социальные движения. В этоИ связи Турен считает неизбежным

выдвижение на первыИ план существенно модифицированных понятиИ историчности, социального движения, социального субъекта. Общество само производит себя через социальные деИствия, а главными деИст-вующими лицами, «актерами» этого творческого процесса, являются социальные движения. Чтобы познать природу и потенциал этих субъектов социального деИ-ствия, согласно мнению ученого, нужно, наряду с исследованием идеологии, разрабатываемоИ лидерами, услышать голоса тех, кто при минимальном участии в иерархических структурах проявляет максимум активности в ходе практическоИ реализации целеИ [8, с. 12].

В нашем случае такими акторами, социальными субъектами могут выступать национально-культурные объединения, проявляющие наибольшую ответственность и активность в деле сохранения этнических культур в полиэтнических регионах. Такие акторы вступают в активное взаимодеИствие, приспосабливают свои ориентации друг к другу. Возникают нормы как способ взаимного согласования ориентации и деИствиИ акторов, которые придают им устоИчивость. Именно поэтому институционализированные модели возникают, сохраняются и изменяются.

Включаясь в профессиональную деятельность по сохранению и развитию культурного многообразия, реализации государственноИ национальноИ культурноИ политики, будущие специалисты становятся ее акторами и субъектами. ВажноИ характеристикоИ их этно-культурноИ деятельности становится глубокое знание традиционноИ народноИ культуры, законов ее развития, регулярное расширение культурологических знаниИ для воссоздания и инновационного прочтения традиционных народных традициИ, создания развернутых проектов этнокультурного развития региона, национально-культурного объединения, этнокультурноИ школы и т.д. Этим этнокультурная деятельность отличается от деятельности специалистов народно-художественного творчества, которая основывается на практических навыках, работе с творческим коллективом. Во-вторых, профессиональная деятельность специалиста этнокуль-турноИ деятельности может включать и иные, виды труда, например менеджмент — руководство этнокультурным центром; этнокультурное проектирование — создание этнокультурного объединения; этнопедагоги-ческую деятельность — приобщение населения к тра-диционноИ культуре; этнокультурную индустрию — разработка, организация и внедрение крупных региональных этнокультурных проектов с экономическоИ эффективностью и др.

Следовательно, этнокультурная деятельность представляет собоИ сложныИ комплекс различных видов деятельности (когнитивную, художественно-творческую, педагогическую, проектную, технологическую и т.п.), обслуживающих разнообразные сферы социально-культурных процессов: сохранение и развитие на-родноИ художественноИ культуры, организацию куль-турно-досуговоИ деятельности этнического объединения, этнопсихологическую деятельность, направленную на развитие национального самосознания и националь-ноИ идентичности членов диаспорного населения региона, этнопедагогическую деятельность, обеспечивающую приобщение подрастающего поколения к этничес-коИ культуре.

Профессиональная этнокультурная деятельность специалиста сводится к содержанию и совокупности выполняемых им функциИ в этнокультурном центре, как инновационном клубном учреждении. Эти функции характеризуют место специалиста в системе общественного разделения труда и зависят от уровня развития культуры в обществе. Тенденции к усложнению профессиональноИ деятельности специалиста

требует уточнения понятия «профессия», под котороИ понимается, как правило, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность развития и самовыражения. Профессия — это род занятиИ, вид трудовоИ деятельности, требующиИ оп-ределенноИ подготовки, наличия необходимых знаниИ, умениИ, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

Данное понятие не раскрывает социальные, экономические, правовые, психологические и физиологические параметры труда специалиста этно-культурноИ деятельности как сложного, многопризнакового явления, обусловливающего суть развитоИ профес-сиональноИ деятельности,

предполагающеИ сочетание, взаимодеИ-ствие и проникновение не только смежных, но даже отдаленных знаниИ разного профиля. В этом контексте целесообразно говорить не о профессии, а о поле профессиональноИ деятельности, имея в виду совокупность выполняемых специалистами разнородных функциИ из смежных областеИ и видов, определяющую не только его функциональную подготовленность, но также и социальную зрелость и легкость адаптации, и детерминированную профессионально — квалификацион-ноИ структуроИ и характером труда.

Профессиональная деятельность специалиста этнокультурноИ деятельности является сложноИ, иерархически пост-роенноИ, многофункциональноИ, много-уровневоИ и динамически развивающеИ-ся структуроИ с большими возможностями широкого переключения с одноИ на другие функции и уровни профессиональной деятельности.

Применив к анализу профессиональной этнокультурной деятельности психологические конструкты структуры личности, мы сумеем вычленить, те особенные качества специалиста, которые акцентируют суть его профессии. Прибегнув к концепциям психологов:

- К.К. Платонова [9] о динамичной, функциональной структуре личности, в которой выделяются четыре подструктуры: 1) социально-детерминированная (направленность, морально-этические качества); 2) опыт (знания, навыки, умения, привычки); 3) индивидуальные особенности психических процессов; 4) биологически детерминированная (конституциональные особенности, темперамент);

- В.С. Мерлина, А. Г. Ковалева о важных, исходных своИствах личности, которые есть выражение направленности, характера и спо-собностеИ;

- В.Д. Шадрикова [10] о деятельностно важных индивидуальных

качествах личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в виде конкретных частных видов деятельности.

В процессе совершенствования деятельности эти качества трансформируются в метапрофессиональные — комплекс психологических качеств, способностей, способствующих выполнению интегрированной профессиональной деятельности. К таким обобщенным психологическим компонентам деятельности отнесены: мотивы и цели; информационная основа (компетентности); программы и планирование; принятие решений; саморегуляция; действия и операции (компетенции); деятельностно важные качества (ключевые квалификации); контроль процесса и результата; коррекция компонентов деятельности и ее развития, мы выделили пять базовых компонентов личности специалиста этнокультурной деятельности: регулятивная, направленности, профессионально-образовательная, коммуникативная, когнитивная (см. рис.) и включили в профессиональные компетентности — как ключевую этнокультурную; в компоненту направленности — меж-культурную толерантность; в регулятивную компоненту — этнокультурную ответственность; в коммуникативную компоненту — межкуль-турное взаимодействие; когнитивную компоненту — отношение к результатам деятельности.

Профессиональная деятельность

■ СЛОЖНАЯ! Hi:p¡Lp4H'iLrLi:H not і pi іи и 11 :і ч, чііиі i'O} iikiimoníijn.njih,

мнолоурпвнсаа« н динамически рвзвкашшцаяся струпу ря_

Ol'IKMUHIIU 4.ISC МШІІЧ!СиН4ЧШЛІ.Ііиі П IIU P!L ÍI1HUM И34

Рис. 1. Профессиональная этнокультурная деятельность

Кучпонснт* HHrrpjnwicirHWTii;

Мотнеш* ценностные

4>риеіятаіши* устннимц

отношения йшжнианнитшв

Рис. 2. Логико-смысловая модель личности специалиста этнокультурноИ деятельности

Таким образом, применение субъектно-деятельностноИ методологии к профессиональному становлению специалиста этнокультурноИ деятельности, позволяет но новому рассмотреть его социальную позицию и роль в сохранении и развитии культурного многообразия в России, определить сущность профессиональноИ этнокультурноИ деятельности, выявить личностно-значимые качества будущего специалиста — этнокультурную ответственность и компетентность, межкультурную толерантность.

Библиографический список

1. Ядов, В.А. Все же Россию умом понять можно // Россия: трансформирующее общество. — М.: Канон-пресс-Ц. — 2001.

2. Сайко, Э.В. Субъект и субъектная составляющая в становлении и культурно-историческом выполнении пространственно-временного континиума социума // Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. — М.: Наука, 2002.

3. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «Модек», 1996.

4. Востряков, Л.Е. Рыночные реформы и региональные администраторы сферы культуры // Общественные науки и современность. — 2004. — № 4.

5. Тишков, В. Политическая антропология. — N.Y. : The Edwin Mellen Press Lewiston — Queeston-Lamptter, 2000.

6. Заславская, Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общей ред. Т.И. Заславской. — М.: МВШСЭН, 2001.

7. Ахиезер, А.С. Субъекты российской истории— предмет социокультурного исследования (от архаики до Петра I) // Человек как субъект культуры. — М.: Наука, 2002.

8. Турен, А. Возвращение человека действующего. — М.: Научный мир, 1998.

9. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

10. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. — 2-е изд. — М., 1996.

Статья поступила в редакцию 9.09.08.

УДК 379.52

Ю.В. Денисенко, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания личности, которая на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в социально-культурной деятельности, а также представлена модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: модель, духовно-нравственное воспитание, студенческая молодежь.

РастущиИ интерес к проблеме духовно-нравственного воспитания личности, свидетелями которого мы являемся сегодня, не случаен. Практические знания и методы, накопленные в различных областях человеко-знания и адаптированные педагогическоИ наукоИ, способны оказать теоретическую и методическую помощь в процессе развития и коррекции духовно-нравствен-ноИ сферы личности.

Проблема изучения духовно-нравственного воспитания характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики. И хотя понимание духовно-нравственного воспитания неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных ис-следователеИ, фактически оно рассматривается как интегративное качество личности, выступающее вектором личностноИ и профессиональноИ самореализации, твор-ческоИ активности.

Разработка модели духовно-нравственного воспитания студенческоИ молодежи возможна в условиях реализации личностно-ориентированноИ педагогики, в котороИ понимание воспитательного воздеИствия определяется как «пробуждение» и целенаправленное «взращивание» индивидуальности в человеке.

Предлагаемая социально-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студенческоИ молодежи состоит в редуцировании к новоИ парадигме лич-ностноИ ориентации, не сводимоИ к заранее установ-ленноИ модели личности.

Модель — это реальная система, позволяющая изучать различные стороны исследуемого объекта, отсутствующие в деИствительности и созданные в воображении исследователя. Г. Клаус определяет модель, как одну из форм разрешения диалектического противоречия между теориеИ и практикоИ. Модель есть теория, обобщение постольку, поскольку она абстрагируется от всех частностеИ, от несущественного. Модель

есть практика, поскольку она должна практически функционировать [1].

Слово «модель» (от лат. слова «modus», «modulus») означает «мера, образ, способ» и т.п. В.А. Штофф дает следующее определение модели: «Модель — это система, которая с той или иной степенью сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе так, что изучение модели позволяет получить информацию о воспроизводимой и отражаемой системе (оригинале)» [2, с.8]. В.А. Штофф разграничивает понимание значения модели в широком и узком смысле.

Под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. В более узком смысле понимают модель, когда хотят изобразить некую область явлений с помощью другой, лучше изученной, легче понимаемой, более привычной, когда, другими словами, непонятное хотят свести к понятному.

Ученый А.А. Вербицкий определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования» [3]. В.А. Штофф указывает на существенные признаки модели: а) объективная аналогия с оригиналом; б) воспроизведение оригинала; в) опосредующий источник информации для субъекта.

Цель создания модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи состоит в расширении и углублении возможности самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов. Пути и методы духовно-нравственного воспитания студентов многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, прин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.