Научная статья на тему 'Методологические подходы систематизации экономического механизма аграрного сектора'

Методологические подходы систематизации экономического механизма аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озерова Мария Георгиевна

В статье рассматривается экономический механизм, состоящий из трех подсистем: организационной, экономической и социальной. Выявлены первичные элементы каждой подсистемы, которые являются параметрами, определяющими вектор развития механизма. Исходя из первичности элементов, определена цель экономического механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы систематизации экономического механизма аграрного сектора»

Методологические подходы систематизации экономического механизма

аграрного сектора Methodological approachessystematizationof the economic mechanismof the

agricultural sector

Озерова Мария Георгиевна к.э.н., доцент кафедры «Организации производства на предприятиях АПК»

института экономики и финансов АПК ФГБОУ ВПО «Красноярский государственныйаграрный университет»

ozerova m71@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается экономический механизм, состоящий из трех подсистем: организационной, экономической и социальной. Выявлены первичные элементы каждой подсистемы, которые являются параметрами, определяющими вектор развития механизма. Исходя из первичности элементов, определена цель экономического механизма.

Abstract. The article discusses the economic mechanism, which consists of three subsystems: organizational, economic and social. Identified the primary elements of each subsystem, which are the parameters that contribute to the definition of the vector. Based on the primary element of the economic mechanism defined goal

Ключевые слова: экономический механизм, организационная подсистема, экономическая подсистема, социальная подсистема, налогообложение, кредитование, ценообразование, страхование, социальная инфраструктура, формы хозяйствования, государственная поддержка, инновации.

Keywords: economic mechanism, organizational subsystem, economic subsystem, social subsystem, taxation, credit, pricing, insurance, social infrastructure, forms of business, government support, innovation.

Введение. Экономический механизм аграрного сектора следует рассматривать с точки зрения системного подхода, где разнообразные векторы воздействия элементов механизма на функционирование

сельскохозяйственного производства приводит к необходимости их систематизации и выделении первичных элементов. Сущность первичных единиц элементов заключается в том, что при исчезновении присущих им качеств исчезает и система. Таким образом, данные элементы являются системообразующими и структурирующими. Что бы подойти к выбору первичных элементов системы экономического механизма необходимо проанализировать их влияние на изменение самой системы и регулируемого ими аграрного сектора.

Вначале необходимо остановиться на том, что, по мнению многих экономистов, архитектонику экономического механизма можно представить наличием взаимосвязанных подсистем: экономической, организационной и социальной. Выявление первичности элементов подсистем требует необходимости рассмотрения каждой и анализа совокупности составляющих ее элементов.

Экономическая подсистема экономического механизма.

Экономическая подсистема экономического механизма, опираясь на мировой опыт государственного регулирования, должна способствовать формированию эффективной системы хозяйствования

сельхозтоваропроизводителей. Отсюда исходит, что первоочередной мерой государственного регулирования должна стать доходность сельскохозяйственного производства. С чисто экономической точки зрения показатель доходности выражает эффективность вложенных средств, прибыльность и целесообразность ведения бизнеса. Доходность - это стимул проведения воспроизводственных процессов. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее -Государственная программа) повышение доходности выступает одной из целей аграрной политики. Таким образом, доходность является первичным элементом экономической подсистемы экономического механизма.

Цена, как один из ключевых факторов, определяющих доходность сельскохозяйственного производства, частично исключается из государственного регулирования. Установление государством ценового уровня лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения способности устанавливать взаимосвязь между решением производителя о выпуске продукции и решением покупателя о спросе, в ходе чего осуществляется автоматическое нормирование продукта для покупателя. Однако для возможности стабильного развития аграрного производства и регулирования внутреннего продовольственного рынка используются государственные закупочные и товарные интервенции, как прямое воздействие на уровень рыночных цен.

Повышение доходности определяется эффективным

налогообложением. Создание экономического механизма, основанного на требовании самофинансирования товаропроизводителей, приводит к необходимости формирования такой налоговой политики, которая бы способствовала формированию прибыльного аграрного бизнеса, основанного на снижении налоговой нагрузки, льготном налогообложении.

Налогообложение предприятий и организаций агропродовольственного сектора в настоящее время осуществляется по единому законодательству, установленному для всех регионов Российской Федерации, в котором предусматривается множество льгот в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такой специальной льготной системой налогообложения является единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который позволил значительно снизить налоговую нагрузку и уменьшить объем представляемой налоговой отчетности. Такая система налогообложения в основном приемлема для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы. Финансово устойчивым предприятиям, соблюдающим расчетно-платежную

дисциплину, получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, переход на уплату ЕСХН не дает значительной экономии по налогам в сравнении с общим режимом налогообложения. Таким образом, к отрицательным сторонам введения специального режима налогообложения можно отнести то, что для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого бюджетом НДС. В связи с вступлением России в ВТО были введены налоговые льготы, позволяющие сохранить доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей: 1) нулевая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных организаций; 2) 10 % ставка НДС при ввозе и реализации племенного скота и биоматериала на территорию РФ (до 31.10.2017 г.); 3) освобождение крестьянских (фермерских) хозяйств от налога на доходы физических лиц при получении субсидий и грантов в рамках Программ «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма»[3]. Предпринятые государством шаги формирования льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей привели к тому, что налоги перестали носить фискальный характер, а стали учитывать необходимость развития аграрного производства.

Экономический механизм сельскохозяйственного производства не ограничивается только проблемами налогового регулирования. Существует настоятельная необходимость направлять деятельность банковской системы на удовлетворение потребностей сельскохозяйственных

товаропроизводителей. Зарубежные и отечественные исследователи единодушно подчеркивают, что даже в странах с развитой рыночной экономикой рынок сельскохозяйственного кредитования работает не всегда эффективно. Обусловлено это целым рядом причин, среди которых основные: длительный воспроизводственный цикл сельскохозяйственного производства, воздействие природно-климатических факторов, сезонность востребованности кредитных ресурсов. Государство попыталось создать широкое поле для кредитования сельского хозяйства и перерабатывающих

предприятий, используя рычаги регулирования кредитной системы. К ним можно отнести: 1) субсидирование ставки кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям; 2) создание специализированных кредитных институтов для малого и среднего бизнеса и пополнение их капиталов (ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»).

Доступность кредитов, вследствие «кредитно-ориентированной» модели государственной политики, привели к изменениям финансовой деятельности предприятий аграрного сектора. А именно: 1) вытеснению кредиторской задолженности банковскими кредитами в структуре источников формирования оборотных средств; 2) снижению собственных средств в совокупных активах предприятий сельского хозяйства; 3) росту привлеченных ресурсов в финансировании инвестиций в основной капитал.

Размах кредитования мог бы быть еще выше, если бы не рост банковских ставок по кредитам. Такая ситуация может поставить перед государством и кредитными органами вопрос о необходимости субсидирования банковских процентов в полном объеме, проведении авансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей под будущую продукцию, об отсрочках платежах по кредитам.

Рост заимствования предприятий аграрного сектора обозначил и другую проблему, связанную с отсутствием достаточного количества институтов, осуществляющих кредитование. В настоящее время на Россельхозбанк и Сбербанк приходится около 80 % взятых сельхозтоваропроизводителями кредитов. В решении этого вопроса основная роль должна принадлежать кредитным кооперативам, которые пока не получили достаточно широкого распространения.

Одной из мер, обеспечивающих стабильность производства сельскохозяйственной продукции и минимизации рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей, является страхование. Агрострахование в большинстве случаев компенсирует зависимость

аграрного производства от неблагоприятных погодных условий, тем не менее, сельскохозяйственные товаропроизводители не спешат страховать свою деятельность. По данным Министерства сельского хозяйства РФ количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договора страхования снизилось на 43,5 % по сравнению с 2008 г. Удельный вес застрахованной площади составил всего 16,3 % [1]. Причин здесь не мало, это и достаточно высокие страховые тарифы, проблемы выплат страхового возмещения, порог >30 % повозмещению ущерба от гибели урожая, снизивший мотивацию страхователей.

Предотвращение падения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижение затратности агропроизводства требует расширение применения ресурсосберегающих технологий, научных систем ведения производства. В связи с выделением в Государственной программе подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация и инновационное развитие» наметились положительные сдвиги в росте инвестирования на цели технического перевооружения, увеличения числа посевов селекционных сортов, применения современных комплексных технологий производства сельскохозяйственной продукции, финансирования крупных инвестиционных проектов в отрасли животноводства. Однако широкомасштабного развертывания инновационных процессов пока не осуществляется, в связи с дефицитом финансовых средств у товаропроизводителя для внедрения инноваций, недостаточной финансовой помощь со стороны государства, высокой стоимости нововведений, невосприимчивости к инновациям сельского хозяйства.

К наиболее часто используемому элементу экономического механизма можно отнести государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемую через разного рода субсидии, дотации и льготы. В связи с требованиями ВТО комплекс мер внутренней поддержки делится на «зеленую корзину»,котораяне оказывает влияние на производство или торговлю и «желтую корзину», которая искажает правила

свободной торговли. Соответственно основной задачей государства является переход на меры «зеленой корзины» и поэтапное сокращение «желтой корзины». В Государственной программе, в связи с вступлением в ВТО, увеличилась доля поддержки, не оказывающей влияние на принципы свободной торговли, но резервы «зеленой корзины» используются недостаточно полно, что служит поводом для дальнейшей их разработки и уточнения в связи с правилами ВТО.

Организационная подсистема экономического механизма. Организационная подсистема экономического механизма является определяющей для всей системы, так как базой экономического механизма выступает экономический интерес, который характеризуется отношениями собственности на средства производства, многоукладностью сельского хозяйства, формированию различных форм хозяйствования.

Агропродовольственный сектор сегодня представляют четыре типа организационно-правовых форм хозяйствования, отличающихся друг от друга уровнем обобществления производства, степенью экономической самостоятельности, способами распределения доходов, организацией управления, характером собственности. К ним относятся: коллективные предприятия с коллективно-долевой собственностью (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью); предприятия с коллективно-совместной собственностью (производственные кооперативы); мелкотоварные предприятия, основанные на частной собственности (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, потребительские кооперативы); государственные унитарные предприятия, обладающие правом пользования государственной собственностью [2].

Тенденция последних лет указывает на трансформацию соотношения крупного и мелкого сельскохозяйственного производства в сторону малых форм хозяйствования. Малое предпринимательство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве. Оно занимает лидирующее положение в производстве таких видов

сельскохозяйственной продукции, как: молоко, овощи, картофель. Тем не менее, подходить к нему с мерками коммерческой организации, где главной целью является получение прибыли, нельзя. Малый бизнес имеет двоякий характер: с одной стороны, он выступает как товарное производство, с другой стороны - эта форма социальной организации людей в сельской местности. С этой целью необходимо сформировать малому бизнесу такие же экономические условия, как и для крупных форм хозяйствования. В этой связи немаловажная роль должна отводится активизации процессов кооперации и интеграции.

В секторе малых форм хозяйствования особое значение приобретает сельскохозяйственная потребительская кооперация. Законодательная база потребительской кооперации достаточно разработана для того, что бы кооперативное движение получило широкое развитие. Однако малый бизнес не торопится с вступлением в ряды кооператоров. Так, в 2009 г. в России насчитывалось 37304 члена потребительских кооперативов, в 2013 г. численность членов кооператива сократилось на 2,4 % и составило 36413 человек. Основные причины, сдерживающие кооперативное движение, по мнению сельчан, это: 1) отсутствие стартового капитала, денежных средств, материальной базы для создания; 2) отсутствие инициативных людей способных организовать кооперативы; 3) проблемы, связанные с реализацией продукции. От государства требуется определенная поддержка в виде широкого информационного поля, формирующего знания об уже имеющихся программах кооперации и малого предпринимательства, позволяющих профинансировать развитие малого бизнеса. А также решение проблемы сбыта продукции, которая является системной и характерна для всех категорий товаропроизводителей

Дальнейшее развитие должна получить система интеграционных преобразований. Перспективными формами объединений в агропродовольственном секторе могут быть агрофирмы, союзы предприятий, кластеры, агрохолдинги. К новым интеграционным формированиям можно

отнести сетевые формы и агропромышленные парки. Эти структуры в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности контролируют всю цепочку воспроизводственного процесса «от поля до прилавка» для того, чтобы повысить эффективность использования всех ресурсов.

Подводя итог системологии организационной подсистемы экономического механизма необходимо отметить, что первичным его элементом будут являться отношения собственности, которые являются базисом характера экономической системы.

Социальная подсистема экономического механизма. Продолжительное время существовало мнение о второстепенности обустройства сельской жизни. Это привело к разительному контрасту между сельскими и городскими условиями труда и отдыха. В первую очередь речь должна идти о стабилизации занятости и доходов сельского населения, обеспечения доступности для всех категорий жителей села необходимого набора социально-бытовых услуг, сохранении и развитии социальной инфраструктуры.

Основной задачей проводимой государством социальной политики, записанной в Государственной программе, является стимулирование трудовой и хозяйственной активности сельского населения, предоставление каждому крестьянину условий, позволяющих своим трудом обеспечить благосостояние семьи. Для этого предлагается улучшить подготовку кадров сельскохозяйственных работников, предоставить свободный выбор форм хозяйствования, создать условия эффективной производственной деятельности, повысить хозяйственно-правовой статус личных подсобных хозяйств. Подводя итог, следует сказать, что первостепенным элементом данной подсистемы является повышение качества жизни сельчан.

Заключение. Анализ свойств и взаимосвязей, включенных в экономический механизм элементов, позволяет построить иерархическую структуру экономического механизма, которая будет выглядеть следующим образом (рис.1 ).

Первичные элементы системы

Подсистемы экономического механизма

организационная

экономическая

социальная

доходность сельхозтоваропроизводителя

И

*

Л

(U

ч

ч о с (U К X

« CÖ

CÖ и

X о

X X

<и eö

и Л

н н

о о

Л

ч

^

о

о

U

(U К X eö и о н К

ч <и Л

и

к к а

eö И О X X

к

(U К X

*

о ч ю о о

U

о

ч

к

Л

г

Л

н о

Л

к

К

X

о X

3

Л

отношение собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качество жизни

(U К X eö и о

S3

Л

ю о о к

(U

а

формы хозяйствования

Рисунок 1. Структурная иерархия системы экономического механизма

аграрного сектора Выбор первичных элементов дал возможность построения структурированной системы экономического механизма, имеющей заданные параметры и определяющие вектор развития. На основе них можно определить и основную цель экономического механизма аграрного сектора -это гарантированное обеспечение удовлетворения потребностей регионального и федерального рынков в конкурентоспособном продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе рационального использования экономического потенциала, повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие в решении проблемы социального развития сельских территорий.

Библиографический список 1. URL: http://www.mcx.ru/documents/section/v7_show/23477.65.htm.

2. Василенко В.Н., Кузнецов В.Н. Развитие сельского хозяйства в транзитивной экономике: монография. Зерноград: Кн. изд-во, 2008. 164с.

3. Федеральный закон «О внесении изменений часть 2 Налогового кодекса РФ» от 02.10.2012 г. № 161-ФЗ // Российская газета. - 2012. -№ 5903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.