Научная статья на тему 'Методологические подходы оценки деятельности муниципальных стоматологических учреждений'

Методологические подходы оценки деятельности муниципальных стоматологических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА / STOMATOLOGIC ESTABLISHMENTS / ACTIVITY / ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салеев Р. А., Новикова Э. Н.

Предложенная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических лечебно-профилактических учреждений, а систематизация полученной информации может быть основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салеев Р. А., Новикова Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches of an estimationof activity of municipal stomatologic establishments

The offered initial matrix of the SWOT-analysis for municipal stomatologic polyclinics allows to receive full enough and objective information on activity of stomatologic treatment-and-prophylactic establishments, and ordering of the received information can be a basis for acceptance of the weighed administrative decisions directed on increase of their competitiveness in the market of medical services.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы оценки деятельности муниципальных стоматологических учреждений»

'1 (33) март 2009 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 53

УДК 614.2:725.51

Р. А. САЛЕЕВ, Э. Н. НОВИКОВА

Казанский государственный медицинский университет Стоматологическая поликлиника № 3, г. Красноярск

Методологические подходы оценки деятельности муниципальных стоматологических учреждений

Салеев Ринат Ахмедуллович

доктор медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии КГМУ

420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 16, тел. (843) 236-40-28

Предложенная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических лечебно-профилактических учреждений, а систематизация полученной информации может быть основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.

Ключевые слова: стоматологические учреждения, деятельность, оценка

г. A. SALEEv, Е. N. NoviKovA

Methodological approaches of an estimation of activity of municipal stomatologic establishments

The offered initial matrix of the SWOT-analysis for municipal stomatologic polyclinics allows to receive full enough and objective information on activity of stomatologic treatment-and-prophylactic establishments, and ordering of the received information can be a basis for acceptance of the weighed administrative decisions directed on increase of their competitiveness in the market of medical services. Keywords: stomatologic establishments, activity, estimation

Современный рынок включает в себя многообразие структур с различной организационно-правовой формой, оказывающих населению стоматологические услуги. Следует признать, что среди лицензий на частную врачебную деятельность, выдаваемых в различных регионах Российской Федерации, большинство составляют лицензии именно на оказание стоматологических услуг Несмотря на то, что определенная часть населения получает услуги в частных организациях, большинство из них из-за низкой платежеспособности продолжает обращаться в государственные (муниципальные) медицинские учреждения [1]. Последние, как правило, имеют существенные ограничения в финансировании, не позволяющие организовать работу врачей на современном уровне с учетом всех требований лицензирующих органов и потребностей населения [2]. Следует также подчеркнуть, что в национальном проекте «Здоровье» стоматология не получила своего развития. Вышеперечисленное вызывает необходимость использования иных методологических подходов по оценке деятельности муниципальных стоматологических учреждений.

На современном этапе в практической стоматологии важную роль играет проблема качества стоматологической помощи, которую следует рассматривать с учетом следующих параметров: технологическое обеспечение ЛПУ использование разрешенных к применению медицинских технологий, современные ортопедические конструкции, профессиональная подготовка медицинского персонала, создание комфортных и безопасных условий для пациента. Следует также подчеркнуть важность удовлетворенности населения уровнем стоматологической помощи в муниципальных учреждениях [3, 4].

Дальнейшее развитие как муниципальной, так и частной стоматологии, невозможно без адекватной реформы управления, предусматривающего определение маркетинговой стратегии и

выявление различных компонентов, влияющих на некоторые характеристики стоматологического здоровья [5].

Действующие показатели анализа деятельности стоматологических структур затрагивают в основном количественные и качественные стороны их работы, в связи с чем затрудняется выявление слабых звеньев в организации, не раскрываются причины дефектов в их деятельности. Более того, существующие статистические показатели оценки оказанных медицинских услуг не дают полного представления о медико-социальной и организационной направленности данных учреждений [6]. Вышесказанное вызывает необходимость использования иных методологических приемов, позволяющих проводить изучение и анализ деятельности стоматологических организаций адекватно существующей ситуации для выявления резервов в части улучшения материальнотехнического оснащения, повышения квалификации кадров и оценки эффективности медицинской помощи.

Выявление резервов удовлетворения потребности населения в квалифицированной помощи требует системного подхода и включает в себя когортный метод в сочетании с методом фиксированного «интервью».

Когортный метод позволяет получить информацию об организации работы и оценке деятельности персонала, характеризующихся рядом одинаковых признаков (возрастно-половые критерии, стаж работы, степень квалификации, характер специализации, место работы, занимаемая должность и др.). С помощью методов фиксированного «интервью» и анкетирования, как правило, изучается мнение врачей и пациентов об особенностях их взаимоотношений.

Важным условием для разработки комплекса маркетинговых мероприятий и планирования деятельности учреждения явля-

СТОМАТОЛОГИЯ

54 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'1 (33) март 2009 г.

Таблица 1

Примерная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник

Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Угрозы

— Квалифицированные кадры врачей-стоматологов. — Оказание помощи в рамках программы ТФОМС. — Опыт организации стоматологических услуг в муниципальных учреждениях. — Превышение фактической мощности над плановой. — Увеличение потока пациентов. — Выраженное превышение функции врачебной должности. — Дефицит производственных площадей. — Значительный износ стоматологического оборудования. — Недостаточная конкурентоспособность с частными стоматологическими клиниками. — Несоответствие фактического финансирования плановому. — Низкая культура медицинского обслуживания. — Слабая материально-техническая база. — Наличие стоматологического факультета в КГМУ — Использование платных медицинских услуг для укрепления материально-технической базы и мотивации персонала. — Консультативная помощь со стороны кафедр стоматологического профиля КГМУ и КГМА. — Оснащение стоматологических поликлиник современным оборудованием. — Отсутствие в программе гос. гарантий оказания мед. помощи населению, научно обоснованного перечня инструментария и расходных материалов для стоматологической помощи. — Рост частоты заболеваний зубов и полости рта. — Отсутствие профилактической направленности в деятельности поликлиник. — Низкая стоматологическая культура населения. — Отсутствие выраженной мотивации поддерживать стоматологическое здоровье.

ется изучение факторов, влияющих на спрос. Учитывая специфические характеристики стоматологических услуг, поведение пациентов имеет свои особенности (их активность, отношение к стоматологическому вмешательству, потребительские риски и т.д.). В связи с этим иногда необходимо использовать особые методы исследований, позволяющие получить максимально объективную и полную информацию. Одним из таких методов является метод фокус-группы.

Фокус-группа — малая группа людей, работой которой руководит инструктор с целью получения информации, необходимой для проводимого исследования. Деятельность такой группы носит нерегулярный характер и должна располагать к открытому обсуждению дискуссионных проблем. Эта дискуссия фокусируется на вопросах, изучение которых при помощи традиционных методов социологического исследования затруднено.

Метод фокус-группы, или фокусированного интервью, был впервые предложен в 1944 американскими социологами Р Мертоном и Р Кендаллом. Он относится к качественным методам сбора информации, помогает ответить на вопрос «почему?», т.е. раскрывает мотивы поведения людей при покупке товара или услуги. В то же время, применение указанного метода обусловлено его традиционно широким использованием при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к ранее неизвестным населению явлениям. Это разновидность глубинного группового интервью, направленного на выявление различий в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группами людей. Важным его преимуществом является надежное элиминирование фактора неправильного понимания вопроса, позволяющего выявить специфику в отношении к стоматологическому обслуживанию различных социальностатусных групп населения и более глубокому анализу механизма принятия решения при обращении к врачу-стоматологу. Формирование качественного состава групп осуществляется исходя из цели исследования, а также результатов анкетного опроса. Для исследования разрабатывается сценарий беседы, в ходе которой участникам фокус-групп предлагается высказать и обосновать свое отношение к стоматологическим услугам, описать факторы, под влиянием которых происходит обращение за медицинской помощью (в том числе роль рекламы), оценивается уровень удовлетворения запросов потребителей в стоматологии [7].

Оказание стоматологической помощи в современных условиях происходит в рыночных условиях, вследствие чего возникает необходимость проведения сравнительного анализа их конкурентоспособности. Для этого необходимы методы, позволяющие, с одной стороны, оценить деятельность конкретного учреждения, а с другой — создать мотивацию персонала стоматологических поликлиник для улучшения эффективности и качества медицинских услуг. Одним из таких методов является SWOT-анализ [8].

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы), то есть SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Методика анализа заключается в сравнении внутренних сил и слабостей своей стоматологической организации с возможностями, которые предоставляет ему рынок. На основании полученных данных определяется направление развития организации и сегментарное распределение ресурсов (табл. 1).

Таким образом, сочетание вышеобозначенных методологических приемов позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических медицинских организаций, о его объемах и качестве, а систематизация полученной информации явится основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. / В. К. Леонтьев // Доклад на VI11 съезде стоматологов России. — М.: СтАР — 2007. — 90 с.

2. Шестаков В. Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). / В. Т. Шестаков, О. О. Янушевич, В. К. Леонтьев. — М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.

3. Данилов Е. О. Изучение состояния сети стоматологических учреждений и возможности использования его результатов для оценки обеспеченности населения стоматологической помощью. / Е. О. Данилов // Проблемы городского здравоохранения. — Вып. 4. — СПб., 1999. — С. 266-269.

4. Делендик А. И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования. / А. И. Делендик // Стоматология. — 2000. — № 6. — С. 58-60.

5. Шестаков В. Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). / В. Т Шестаков, О. О. Янушевич, В. К. Леонтьев. — М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.

6. Алимский А. В. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли они отражают качество? / А. В. Алимский // Новое в стоматологии. — 1998. — № 7. — С. 6-7.

7. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. / А. Страусс, Дж. Корбин. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 376 с.

8. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд. — М.: Вильямс, 2007. — 928 с.

СТОМАТОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.