'1 (33) март 2009 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 53
УДК 614.2:725.51
Р. А. САЛЕЕВ, Э. Н. НОВИКОВА
Казанский государственный медицинский университет Стоматологическая поликлиника № 3, г. Красноярск
Методологические подходы оценки деятельности муниципальных стоматологических учреждений
Салеев Ринат Ахмедуллович
доктор медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии КГМУ
420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 16, тел. (843) 236-40-28
Предложенная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических лечебно-профилактических учреждений, а систематизация полученной информации может быть основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.
Ключевые слова: стоматологические учреждения, деятельность, оценка
г. A. SALEEv, Е. N. NoviKovA
Methodological approaches of an estimation of activity of municipal stomatologic establishments
The offered initial matrix of the SWOT-analysis for municipal stomatologic polyclinics allows to receive full enough and objective information on activity of stomatologic treatment-and-prophylactic establishments, and ordering of the received information can be a basis for acceptance of the weighed administrative decisions directed on increase of their competitiveness in the market of medical services. Keywords: stomatologic establishments, activity, estimation
Современный рынок включает в себя многообразие структур с различной организационно-правовой формой, оказывающих населению стоматологические услуги. Следует признать, что среди лицензий на частную врачебную деятельность, выдаваемых в различных регионах Российской Федерации, большинство составляют лицензии именно на оказание стоматологических услуг Несмотря на то, что определенная часть населения получает услуги в частных организациях, большинство из них из-за низкой платежеспособности продолжает обращаться в государственные (муниципальные) медицинские учреждения [1]. Последние, как правило, имеют существенные ограничения в финансировании, не позволяющие организовать работу врачей на современном уровне с учетом всех требований лицензирующих органов и потребностей населения [2]. Следует также подчеркнуть, что в национальном проекте «Здоровье» стоматология не получила своего развития. Вышеперечисленное вызывает необходимость использования иных методологических подходов по оценке деятельности муниципальных стоматологических учреждений.
На современном этапе в практической стоматологии важную роль играет проблема качества стоматологической помощи, которую следует рассматривать с учетом следующих параметров: технологическое обеспечение ЛПУ использование разрешенных к применению медицинских технологий, современные ортопедические конструкции, профессиональная подготовка медицинского персонала, создание комфортных и безопасных условий для пациента. Следует также подчеркнуть важность удовлетворенности населения уровнем стоматологической помощи в муниципальных учреждениях [3, 4].
Дальнейшее развитие как муниципальной, так и частной стоматологии, невозможно без адекватной реформы управления, предусматривающего определение маркетинговой стратегии и
выявление различных компонентов, влияющих на некоторые характеристики стоматологического здоровья [5].
Действующие показатели анализа деятельности стоматологических структур затрагивают в основном количественные и качественные стороны их работы, в связи с чем затрудняется выявление слабых звеньев в организации, не раскрываются причины дефектов в их деятельности. Более того, существующие статистические показатели оценки оказанных медицинских услуг не дают полного представления о медико-социальной и организационной направленности данных учреждений [6]. Вышесказанное вызывает необходимость использования иных методологических приемов, позволяющих проводить изучение и анализ деятельности стоматологических организаций адекватно существующей ситуации для выявления резервов в части улучшения материальнотехнического оснащения, повышения квалификации кадров и оценки эффективности медицинской помощи.
Выявление резервов удовлетворения потребности населения в квалифицированной помощи требует системного подхода и включает в себя когортный метод в сочетании с методом фиксированного «интервью».
Когортный метод позволяет получить информацию об организации работы и оценке деятельности персонала, характеризующихся рядом одинаковых признаков (возрастно-половые критерии, стаж работы, степень квалификации, характер специализации, место работы, занимаемая должность и др.). С помощью методов фиксированного «интервью» и анкетирования, как правило, изучается мнение врачей и пациентов об особенностях их взаимоотношений.
Важным условием для разработки комплекса маркетинговых мероприятий и планирования деятельности учреждения явля-
СТОМАТОЛОГИЯ
54 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'1 (33) март 2009 г.
Таблица 1
Примерная исходная матрица SWOT-анализа для муниципальных стоматологических поликлиник
Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Угрозы
— Квалифицированные кадры врачей-стоматологов. — Оказание помощи в рамках программы ТФОМС. — Опыт организации стоматологических услуг в муниципальных учреждениях. — Превышение фактической мощности над плановой. — Увеличение потока пациентов. — Выраженное превышение функции врачебной должности. — Дефицит производственных площадей. — Значительный износ стоматологического оборудования. — Недостаточная конкурентоспособность с частными стоматологическими клиниками. — Несоответствие фактического финансирования плановому. — Низкая культура медицинского обслуживания. — Слабая материально-техническая база. — Наличие стоматологического факультета в КГМУ — Использование платных медицинских услуг для укрепления материально-технической базы и мотивации персонала. — Консультативная помощь со стороны кафедр стоматологического профиля КГМУ и КГМА. — Оснащение стоматологических поликлиник современным оборудованием. — Отсутствие в программе гос. гарантий оказания мед. помощи населению, научно обоснованного перечня инструментария и расходных материалов для стоматологической помощи. — Рост частоты заболеваний зубов и полости рта. — Отсутствие профилактической направленности в деятельности поликлиник. — Низкая стоматологическая культура населения. — Отсутствие выраженной мотивации поддерживать стоматологическое здоровье.
ется изучение факторов, влияющих на спрос. Учитывая специфические характеристики стоматологических услуг, поведение пациентов имеет свои особенности (их активность, отношение к стоматологическому вмешательству, потребительские риски и т.д.). В связи с этим иногда необходимо использовать особые методы исследований, позволяющие получить максимально объективную и полную информацию. Одним из таких методов является метод фокус-группы.
Фокус-группа — малая группа людей, работой которой руководит инструктор с целью получения информации, необходимой для проводимого исследования. Деятельность такой группы носит нерегулярный характер и должна располагать к открытому обсуждению дискуссионных проблем. Эта дискуссия фокусируется на вопросах, изучение которых при помощи традиционных методов социологического исследования затруднено.
Метод фокус-группы, или фокусированного интервью, был впервые предложен в 1944 американскими социологами Р Мертоном и Р Кендаллом. Он относится к качественным методам сбора информации, помогает ответить на вопрос «почему?», т.е. раскрывает мотивы поведения людей при покупке товара или услуги. В то же время, применение указанного метода обусловлено его традиционно широким использованием при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к ранее неизвестным населению явлениям. Это разновидность глубинного группового интервью, направленного на выявление различий в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группами людей. Важным его преимуществом является надежное элиминирование фактора неправильного понимания вопроса, позволяющего выявить специфику в отношении к стоматологическому обслуживанию различных социальностатусных групп населения и более глубокому анализу механизма принятия решения при обращении к врачу-стоматологу. Формирование качественного состава групп осуществляется исходя из цели исследования, а также результатов анкетного опроса. Для исследования разрабатывается сценарий беседы, в ходе которой участникам фокус-групп предлагается высказать и обосновать свое отношение к стоматологическим услугам, описать факторы, под влиянием которых происходит обращение за медицинской помощью (в том числе роль рекламы), оценивается уровень удовлетворения запросов потребителей в стоматологии [7].
Оказание стоматологической помощи в современных условиях происходит в рыночных условиях, вследствие чего возникает необходимость проведения сравнительного анализа их конкурентоспособности. Для этого необходимы методы, позволяющие, с одной стороны, оценить деятельность конкретного учреждения, а с другой — создать мотивацию персонала стоматологических поликлиник для улучшения эффективности и качества медицинских услуг. Одним из таких методов является SWOT-анализ [8].
SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы), то есть SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Методика анализа заключается в сравнении внутренних сил и слабостей своей стоматологической организации с возможностями, которые предоставляет ему рынок. На основании полученных данных определяется направление развития организации и сегментарное распределение ресурсов (табл. 1).
Таким образом, сочетание вышеобозначенных методологических приемов позволяет получить довольно полную и объективную информацию о деятельности стоматологических медицинских организаций, о его объемах и качестве, а систематизация полученной информации явится основой для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке медицинских услуг
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. / В. К. Леонтьев // Доклад на VI11 съезде стоматологов России. — М.: СтАР — 2007. — 90 с.
2. Шестаков В. Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). / В. Т. Шестаков, О. О. Янушевич, В. К. Леонтьев. — М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
3. Данилов Е. О. Изучение состояния сети стоматологических учреждений и возможности использования его результатов для оценки обеспеченности населения стоматологической помощью. / Е. О. Данилов // Проблемы городского здравоохранения. — Вып. 4. — СПб., 1999. — С. 266-269.
4. Делендик А. И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования. / А. И. Делендик // Стоматология. — 2000. — № 6. — С. 58-60.
5. Шестаков В. Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). / В. Т Шестаков, О. О. Янушевич, В. К. Леонтьев. — М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
6. Алимский А. В. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли они отражают качество? / А. В. Алимский // Новое в стоматологии. — 1998. — № 7. — С. 6-7.
7. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. / А. Страусс, Дж. Корбин. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 376 с.
8. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд. — М.: Вильямс, 2007. — 928 с.
СТОМАТОЛОГИЯ