Научная статья на тему 'Причины обращения за стоматологической помощью взрослого населения крупного города в медицинские организации различных форм собственности'

Причины обращения за стоматологической помощью взрослого населения крупного города в медицинские организации различных форм собственности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
221
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ / ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ / TYPES OF THE STOMATOLOGIC ORGANISATIONS ON PATTERNS OF OWNERSHIP / THE REFERENCE REASONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Родина Т. С., Коновалов О. Е.

В статье представлены данные о сети муниципальных стоматологических поликлиник и коммерческих центрах в г. Рязани. Приводятся результаты сравнительного анализа причин обращения взрослого населения за стоматологической помощью в медицинские организации различных форм собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFERENCE REASONS BEHIND THE STOMATOLOGIC HELP OF ADULT POPULATION OF THE BIG CITY IN THE MEDICAL ORGANIZATIONS OF VARIOUS PATTERNS OF OWNERSHIP

In article the data about a network of municipal stomatologic polyclinics and commercial centres in Ryazan is presented. Results of the comparative analysis of the reasons of the reference of adult population behind the stomatologic help in the medical organisations of various patterns of ownership are resulted.

Текст научной работы на тему «Причины обращения за стоматологической помощью взрослого населения крупного города в медицинские организации различных форм собственности»

© Родина Т.С., Коновалов О.Е., 2010 УДК 616.89-008-085:616-058.8

ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ

ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Т. С. Родина, О.Е. Коновалов

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

В статье представлены данные о сети муниципальных стоматологических поликлиник и коммерческих центрах в г. Рязани. Приводятся результаты сравнительного анализа причин обращения взрослого населения за стоматологической помощью в медицинские организации различных форм собственности.

Ключевые слова: типы стоматологических организаций по формам собственности, причины обращения.

Стоматология одной из первых стала входить в условия рыночных отношений, занимая, при этом, одно из ведущих мест в предпринимательском секторе медицины. Результатом перехода к рыночным отношениям стало появление значительного числа организаций с разными формами собственности, являющихся альтернативой государственному сектору стоматологии, в связи с чем, население получило возможность свободного выбора не только лечебного учреждения и врача, но формы оплаты медицинских услуг [1 - 3, 6].

Качество и эффективность стоматологической помощи в значительной степени зависят от квалификации медицинского персонала и клинико-диагностических возможностей учреждения. Важная роль в этом деле отводится также рациональной организации всего лечебнодиагностического процесса, осуществляемого врачом-стоматологом [5,6].

В г. Рязани в настоящее время проживает 510,8 тыс. человек и практически каждый взрослый и большинство детей нуждаются в том или ином виде стоматологической помощи.

По результатам выборочного исследования кариес и его осложнения были выявлены у 98,9% пациентов стоматологического профиля г. Рязани. Интенсивность кариозного процесса (индекс КПУ) составила 12,8 на одного обследованного. При изучении компонентов КПУ выявлено, что компонент К (кариес) составил 51,5%, П (пломба) - 30,5%, У (удаленные зубы) - 18%. На каждого обследованного приходилось 5,2 кариозных зуба, 3,1 пломбированных, 1,8 удаленных.

Частота заболеваний пародонта составила 86,5 на 100 обследованных пациентов. Хронический гингивит выявлен у 44% пациентов, хронический пародонтит у 56%.

Материалы и методы

Нами было проведено исследование состояния и проблемы организации и оказания стоматологической помощи, как в частном, так и в муниципальном секторе стоматологических услуг.

Анализ стоматологических учреждений в Рязанской области позволяет сделать вывод о наличии трех типов организаций: самостоятельные стоматологические поликлиники, стоматологические отделения в составе различных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и стоматологические кабинеты (как самостоятельные, так и в составе ЛПУ, и других учреждений). С точки зрения форм собственности все три типа организаций образуют государственную стоматологическую сеть. Частный сектор области представлен, в основном, стоматологическими клиниками и кабинетами.

Результаты и их обсуждение

В 2007 г. в Рязанской области в системе Минздравсоцразвития России было 9 самостоятельных стоматологических поликлиник (бюджетных и хозрасчетных), при этом с 2000 г. их количество не изменилось (рис. 1).

120п

-V- 0 0

« 8 X <и д & 80-'-

Я <и а т 60--

о п и 8 V —*1 0 4

20

0

□ Самостоятельные стомат.поликлиники

■ ЛПУ, имеющие стомат.отделения (кабинеты)

□ Частные

стомат.поликлиники (кабинеты)

2000 2004 2005 2006 2007

Годы

Рис. 1. Динамика количества стоматологических поликлиник (отделений, кабинетов) в Рязанской области за 2000-2007 гг.

Число лечебно-профилактических учреждений, имеющих стоматологические отделения или кабинеты, снизилось с 94 в 2000 г. до 75 - в 2007 г. (относительная убыль составила 20,2%). Подобная динамика соответствует как общим демографическим тенденциям региона, где на протяжении всего анализируемого периода отмечался отрицательный естественный прирост, так и значительному росту числа альтернативных (негосударственных) учреждений стоматологического профиля.

За анализируемый период число частных стоматологических поликлиник и кабинетов увеличилось на 70,1% (с 41 в 2000 г. до 111 - в 2007 г.).

Подобный рост свидетельствует о том, что платная стоматологическая помощь в области успешно развивается и конкурирует с государственным сектором стоматологии.

Объемы стоматологической помощи увеличились на 66,7%: если в 2000 г. объем стоматологических услуг негосударственного сектора составил чуть более 15% (15,1%), то в 2007 г. - уже 25% (Р<0,05).

При этом следует учитывать, что большая часть услуг, оказываемых в данных учреждениях, не входит в базовую программу ОМС, объемы которой по стоматологическому разделу имеют устойчивую тенденцию к ежегодному сокращению.

В МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3 г. Рязани» работает 31 врач-стоматолог, 13 зубных врачей и 18 зубных техников. Среди врачей-стоматологов 2 кандидата медицинских наук, 4 имеют высшую врачебную категорию, 12 - первую и 8 - вторую. Среди зубных врачей 10 имеют высшую и 3 - первую категорию. Среди зубных техников 9 человек имеют высшую, 7 - первую и 2 - вторую категорию.

Стоматологическая клиника «Аргентит» в соответствии с российским законодательством образована в форме общества с ограниченной ответственностью.

Формирование штата сотрудников в негосударственном учреждении имеет свои особенности. Отбор работников с точки зрения профессиональной подготовки, личных качеств, ценностных установок является существенным условием эффективности труда.

Всего в ООО «Аргентит» работает 17 человек. Среди всех работающих, как и в целом в медицинской отрасли, 71% составляют женщины и 29% - мужчины. Подавляющее большинство -80% - это молодые люди до 35 лет, в том числе 48% - сотрудники до 29 лет.

В связи с тем, что изучение стоматологической заболеваемости представляет определенные трудности, специалистами предлагается получать данные о распространенности основных заболеваний по результатам выборочных осмотров отдельных групп населения [1,4].

По результатам выборочного исследования, анализ динамики обращаемости населения за стоматологической терапевтической помощью по отдельным видам патологии показывает относительную стабильность показателей по поводу кариеса и его осложнений, как в МУЗ «Стоматоло-

гическая поликлиника № 3» г. Рязани, так и в ООО «Аргентит», при этом, динамика частоты обращений по поводу кариеса характеризовалась умеренной тенденцией к росту (Темп среднего прироста = +1,1% и +2,3% соответственно).

Характеристика частоты обращений в поликлинике № 3 и ООО «Аргентит» за анализируемый период имела разнонаправленную динамику. В муниципальной поликлинике с 2004 по 2008 гг. отмечается стабильная тенденция к уменьшению числа обращений по поводу осложнений кариеса (Темп среднего прироста = -0,4%), в то же время в ООО «Аргентит» динамика частоты обращений по поводу осложнений кариеса характеризуется умеренной тенденцией к росту (Темп среднего прироста = +1,1%), что может косвенно свидетельствовать не столько о своевременной профилактике и высоком качестве лечения в муниципальной поликлинике, сколько о перераспределении потоков пациентов между стоматологическими организациями различных форм собственности.

Число обращений по поводу заболеваний пародонта в поликлинике № 3 колебалось от 1,7% до 3,9% в разные годы, и характеризовалось умеренной тенденцией к росту (Темп среднего прироста = +1,2%). В частной стоматологической клинике характер тенденции был аналогичным показателю муниципальной поликлиники (Темп среднего прироста = +1,1%). Однако за анализируемый период коэффициенты в ООО «Аргентит» превышали частоту обращений по поводу заболеваний пародонта в поликлинику № 3 в среднем в 20 раз (Р<0,001), что может косвенно свидетельствовать о комплексном подходе к лечению заболеваний полости рта.

Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что большинство обращений пациентов в стоматологическую поликлинику связано с лечением зубов (79,0%). С целью лечения десен обратились 2,3% пациентов, 18,7% - с целью протезирования, исправления прикуса и профилактического осмотра.

Ведущее место в структуре причин обращения пациентов в коммерческий стоматологический центр также занимает лечение зубов (56,3%). При этом удельный вес респондентов, обратившихся в ООО «Аргентит» с целью протезирования (20,9%), профилактического осмотра (9,1%), исправления прикуса (0,9%) и лечения десен (12,8%) значительно превышает долю пациентов, обратившихся за аналогичными видами специализированной помощи в стоматологическую поликлинику № 3.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алимский А.В. Обзор диссертационных исследований по вопросам организации стоматологической помощи, выполненных в 2005-2006 гг. по двум специальностям (14.00.21 - «Стоматология» и 14.00.33 - «Общественное здоровье и здравоохранение») / А.В. Алимский // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2007. - № 3(23). - С.34 - 47.

2. Бондаренко Н.Н. Аудит качества как объективная необходимость в условиях реформирования стоматологической службы / Н.Н. Бондаренко // Стоматолог. - 2006.- № 2. - С. 3 - 6.

3. Бутова В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи / В.Г. Бутова, В.Л. Ковальский.- М.: Издат. дом «8ТВООК», 2005.- 191с.

4. Вусатая Е.В. Медико-социальные аспекты стоматологической заболеваемости взрослого городского населения и пути ее профилактики в современных условиях: автореф. дис. канд. мед. наук / Е.В. Вусатая.- Рязань, 2007. - 25с.

5. Кицул И.С. Состояние региональной системы стоматологической помощи населению и пути ее оптимизации / И.С. Кицул, И.Н. Попова // Главврач. - 2006. - № 2. - С.87-92.

6. Леонтьев В.К. Качество стоматологической помощи: возможности управления и регуляции / В.К. Леонтьев // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. - 2008. - № 1 (24). - С.12-24.

THE REFERENCE REASONS BEHIND THE STOMATOLOGIC HELP OF ADULT POPULATION OF THE BIG CITY IN THE MEDICAL ORGANIZATIONS OF VARIOUS PATTERNS OF OWNERSHIP

T.S. Rodina, O.E.Konovalov

In article the data about a network of municipal stomatologic polyclinics and commercial centres in Ryazan is presented. Results of the comparative analysis of the reasons of the reference of adult population behind the stomatologic help in the medical organisations of various patterns of ownership are resulted.

Key words: types of the stomatologic organisations on patterns of ownership, the reference reasons.

Коновалов Олег Евгеньевич - профессор кафедры общественного зхдоровья и организации здравоохранения ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов, г. Москва [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.