УДК 614.2 : 616.31 (-201)
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Дмитрий Станиславович ФЕДОРОВ, Игорь Васильевич ШАРАПОВ
ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52
Несмотря на применение в стоматологии новых медицинских технологий и повышение качества лечения, распространенность стоматологических заболеваний среди населения чрезвычайно высока. В то же время расширение профилактической направленности в работе стоматологических организаций разных организационноправовых форм может привести к снижению распространенности стоматологических заболеваний.
Ключевые слова: стоматология, профилактика.
По данным ВОЗ и других источников, распространенность стоматологических заболеваний среди детского населения достигает 75—95%, взрослого — 100%. Одной из причин высокой стоматологической заболеваемости является то, что население несвоевременно обращается за помощью. Результаты проведенных социологических исследований показали, что 90,7% опрошенных обращаются к стоматологу по поводу острой зубной боли и только 4,5% — с профилактической целью [1].
В работах авторов, занимающихся проблемами организации стоматологической помощи населению, достаточно подробно освещены попытки реорганизации стоматологической службы, оптимизации работы стоматологических учреждений, изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность стоматологических поликлиник [2—12]. Вместе с тем эти работы касаются лишь деятельности стоматологических учреждений, осуществляемой ими в настоящее время, основной направленностью которой является лечение имеющейся у населения стоматологической патологии, удаление зубов и зубное протезирование. И практически не встречается работ, направленных на изменение заболеваемости населения путем эффективной организации профилактической составляющей работы стоматологических учреждений, то есть предупреждение возникновения стоматологических заболеваний. Таким образом, одной из проблем совершенствования стоматологической помощи является профилактика стоматологических заболеваний.
На 36-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВОЗ, 1985) комитет экспертов отмечал, что основной принцип первичной медико-санитарной помощи в применении к стоматологии должен заключаться в макси-
мально возможном охвате населения для обеспечения по крайней мере осмотров и санитарного просвещения, а также направления на лечение, независимо от того, оказывается ли обслуживание частным сектором или государственным учреждением.
Изменение организационно-правовой формы стоматологических поликлиник не изменило характер их работы, так как существующая система оплаты стоматологических услуг не ориентирована на снижение заболеваемости за счет проведения профилактических мероприятий, а, наоборот, стимулирует увеличение объема оказания лечебных мероприятий, удаление зубов и зубное протезирование. Все это послужило причиной проведения нами исследования, целью которого стало разработать и научно обосновать методические подходы к совершенствованию профилактической стоматологической помощи населению на основе социально-гигиенического исследования (на примере города Новосибирска).
Для достижения поставленной цели нами были решены ряд задач, таких как анализ источников литературы по проблеме организации оказания стоматологической помощи населению, анализ оказания стоматологической помощи в медицинских организациях разных организационно-правовых форм, оценка проблем организации оказания профилактической стоматологической помощи, разработка и обоснование методических подходов к совершенствованию профилактической стоматологической помощи.
Материал и методы
В соответствии с целью данного исследования была разработана методика его проведения. Исследование выполнялось с использованием анализа источников литературы, сравнительного
Федоров Д.С. — аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, е-mail: [email protected] Шарапов И.В. — к.м.н, главный врач
правоведения, статистического и социологического методов. Единицами наблюдения явились пациенты стоматологических организаций разных организационно-правовых форм, врачи и руководители стоматологических организаций разных организационно-правовых форм.
Результаты и обсуждение
Проведенный анализ статистических данных медицинских организаций стоматологического профиля позволил получить следующие результаты.
В 2008 году количество санированных пациентов уменьшилось на 8,8 ± 0,1% по сравнению с 2007 годом. Единственный показатель с положительной динамикой — количество удаленных зубов (5,8 ± 0,05%), что может свидетельствовать о позднем обращении за стоматологической помощью. Показатели, характеризующие профилактическую работу, также снизились. Осмотренных с профилактической целью стало меньше по сравнению с прошлым годом на 12,2 ± 0,1%, санированных профилактически — на 28,1 ± 0,2%. Если на детском приеме эти показатели имеют небольшую отрицательную динамику (2,6 ± 0,1% осмотрено и 5,9 ± 0,2% санировано) и могут быть обусловлены профилактической работой в детских коллективах, то на взрослом приеме цифры более значительны: 42,3 ± 0,1% осмотрено и 42,5 ± 0,2% санировано. На наш взгляд, это связано с закрытием стоматологических кабинетов на промышленных предприятиях и в учебных заведениях.
Нами проведено изучение мнения населения (411 человек) и медицинских работников (102 человек) об организации и качестве стоматологической помощи в медицинских организациях разных организационно-правовых форм. Респонденты отбирались методом случайной выборки.
Социологический опрос населения показал, что в разных стоматологических организациях распределение респондентов по степени регулярности посещений стоматолога неодинаковое. Результаты проведенного социологического исследования позволили сделать вывод, что большая часть пациентов (67,9 ± 2,3%), обращающихся за стоматологической помощью, посещает стоматологические поликлиники регулярно. Тем не менее доля пациентов (23,4 ± 2,1%), посещающих врача-стоматолога реже одного раза в год, остается достаточно высокой, что проявляется в увеличении числа запущенных и осложненных форм заболеваний полости рта. Основной причиной,
препятствующей респондентам своевременно обращаться за стоматологической помощью, является дефицит свободного времени и занятость на работе (27,5 ± 2,2%).
Большое значение имеют отсутствие возможности самостоятельного определения наличия стоматологических заболеваний (23,6 ± 2,1%) и высокая стоимость предоставляемых стоматологических услуг (22,6 ± 2,1%), а в стоматологии детского возраста на первое место выступает удаленность стоматологической поликлиники от места проживания (52 ± 5%).
Для целостной характеристики стоматологического сектора здравоохранения города Новосибирска мы посчитали необходимым изучить причины, наиболее часто побуждающие респондентов обращаться за стоматологическими услугами в медицинские организации. Большая часть респондентов (82,2 ± 1,9%) прибегает к услугам стоматолога только при возникновении проблем в полости рта.
Предупреждение развития стоматологических заболеваний, проведение профилактических процедур, забота о здоровье своих зубов интересует лишь небольшую часть населения (17,8 ± 1,9%).
Основными причинами нерегулярного посещения пациентами стоматологической организации большинство врачей муниципальных стоматологических поликлиник (39,2 ± 4,8%) считает отсутствие возможности у пациентов самостоятельно определить наличие стоматологического заболевания и необходимость лечения. Врачи стоматологического отделения территориальной поликлиники (70 ± 14,5%) и врачи частной стоматологической клиники (57,1 ± 18,7%) полагают, что основными причинами являются дефицит свободного времени, занятость на работе, учебе. Среди причин, чаще всего побуждающих пациентов посетить стоматологическую организацию, большинство врачей (94,1 ± 2,3%) отметило необходимость проведения лечения. При этом меньше всего пациенты обращаются для получения профилактических процедур (3,9 ± 1,9%).
Большинство опрошенных врачей в детской стоматологической поликлинике (51,1 ± 7,5%) ответили, что всегда проводят профилактические мероприятия при посещениях пациентов, в остальных стоматологических организациях большинство врачей ответили, что не всегда. На вопрос о том, что, по мнению врачей, мешает увеличению доли профилактической работы в стоматологии, большинство респондентов ответили: низкий спрос у населения
на профилактические услуги (58,8 ± 4,9%). Таким образом, по мнению врачей-стоматологов, доля оказываемой профилактической помощи населению является низкой.
Увеличению доли профилактики в работе стоматологических учреждений препятствуют неадекватная организация профилактической работы, неадекватная оплата профилактической работы и низкий спрос у населения на профилактические услуги, обусловленный нерегулярным посещением стоматологического кабинета и удаленностью стоматологических поликлиник от места жительства.
Высокий уровень распространенности стоматологических заболеваний является следствием низкого уровня охвата населения профилактическими мероприятиями из-за отсутствия мотивации как со стороны жителей города, так и со стороны медицинского персонала стоматологических организаций. В связи с этим мы сочли необходимым разработать и научно обосновать методические подходы к совершенствованию профилактической стоматологической помощи населению, содержащей элементы мотивации жителей города и медицинского персонала стоматологических организаций к занятию этим видом деятельности.
Несмотря на то, что давно разработана и доказана эффективность методики индивидуальной первичной профилактики, заболеваемость стоматологической патологией остается достаточно высокой. Это связано с тем, что ее применение не носит массовый характер. Методика используется очень ограниченно, в отдельных кабинетах профилактики стоматологических заболеваний и некоторых детских стоматологических поликлиниках. Вместе с тем ее применение в полном объеме у детского населения позволит реально снизить уровень заболеваемости стоматологическими болезнями.
Для совершенствования профилактической стоматологической помощи нами разработаны методические подходы, где мы выделили направления, реализация которых позволит придать эффективной профилактической методике массовый характер.
Методические подходы включают четыре компонента:
— полная стоматологическая диспансеризация детского населения, начиная с момента рождения ребенка;
— организация стоматологических кабинетов профилактики в детских территориальных поликлиниках;
— организация работы этих кабинетов по участковому принципу;
— создание системы оплаты профилактической работы врачей-стоматологов, стимулирующей предупреждение возникновения стоматологических заболеваний.
Для эффективной работы профилактической стоматологической программы мы считаем необходимым создание стоматологических кабинетов профилактики в детских территориальных поликлиниках и тесное взаимодействие работающих в этих кабинетах специалистов с участковыми педиатрами. Как и у педиатра на участке, когда ребенок после рождения ставится на учет, так же и в стоматологическом кабинете профилактики он должен быть взят под диспансерное наблюдение. Каждый раз, посещая педиатра, ребенок с родителями должен обращаться и в кабинет стоматологической профилактики, расположенный в поликлинике. Такое расположение кабинета сделает необременительными регулярные посещения специалиста для стоматологической профилактики, что станет залогом успешной работы стоматологической профилактической программы.
Для эффективной профилактики стоматологических заболеваний необходимо создать условия для заинтересованности врачей в предупреждении возникновения стоматологического заболевания, а также ответственности за некачественную профилактическую работу, приведшую к развитию стоматологического заболевания. Возникновению такой заинтересованности может способствовать изменение системы оплаты труда специалиста. Наиболее объективным и перспективным является финансирование исходя из количества обслуживаемого населения и применения принципа «подушевого» финансирования.
Оплата деятельности стоматологических организаций при подушевом финансировании обеспечивает следующие преимущества: осуществляется исходя из численности реально обслуживаемого населения, с учетом качества стоматологической помощи; стимулирует профилактическую направленность деятельности медицинской организации стоматологического профиля (доход за здоровье населения); способствует оптимизации структуры и функционирования стоматологической службы.
Кроме того, «подушевое» финансирование в стоматологии способствует развитию таких направлений, как полная диспансеризация детского населения, профилактическая направленность в работе, поиск новых, более
экономически, клинически и социально эффективных методов лечения, заинтересованность в качестве своей работы.
Согласно предложенной нами системе оплаты труда таких специалистов должны быть предусмотрены денежные поощрения при достижении главной цели профилактической работы—отсутствия случаев возникновения стоматологических заболеваний на участке специалиста.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить недостатки в организации работы стоматологической службы, которые являются причинами высокого уровня стоматологической заболеваемости населения.
Анализ данных официальной статистики показал, что доля стоматологических услуг по лечению, удалению и протезированию зубов преобладает над долей профилактических услуг в работе стоматологических организаций независимо от организационно-правовой формы. Социологическое исследование обнаружило, что профилактическая стоматологическая помощь оказывается в недостаточном объеме. Основными причинами этого являются низкий уровень охвата населения профилактической помощью и отсутствие заинтересованности врачей в увеличении доли профилактических услуг в своей работе.
Реализация разработанных нами методических подходов к совершенствованию профилактической стоматологической помощи обеспечивает необходимые условия для индивидуальной первичной профилактики стоматологических заболеваний. Полная стоматологическая диспансеризация обеспечивает охват всего детского населения профилактической помощью. Создание кабинетов стоматологической профилактики в детских территориальных поликлиниках обеспечит контроль над регулярностью посещений этих кабинетов. Организация работы кабинетов стоматологической профилактики по участковому принципу позволяет осуществлять контроль над эффективностью профилактической работы каждого врача и изменением уровня стоматологической заболеваемости на каждом участке.
Более широкое применение экономических методов в стоматологической службе позволяет оптимизировать ее структуру, рационализировать использование средств, повысить качество стоматологической помощи, усилить профилактическую направленность деятельности и снизить уровень заболеваемости стоматологическими болезнями.
Благодарности
За помощь в проведении исследования выражаем благодарность главному стоматологу г. Новосибирска Пухаеву Анатолию Ильичу, заместителю главного врача МСП № 1 г. Новосибирска Агееву Аркадию Станиславовичу.
Список литературы
1. Кицул И.С., Бахарева А.Е. Стоматологическая заболеваемость и потребность населения в стоматологических услугах. Иркутск, 2002. 136 с.
KitsulI.S., Bakhareva A.E. Stomatologic morbidity and public demand of stomatologic services. Irkutsk, 2002. 136 p.
2. Чапала В.М. Новые стандарты в детской стоматологии // Стоматология детского возраста и профилактика. 2006. (3—4). 23—25.
Chapala V.M. New standards in child’s stomatology // Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. 2006. (3-4). 23-25.
3. Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития (часть 4) // Институт стоматологии. 2007. (3). 14-16.
Leont’ev V.K. About the stomatology condition in Russia and prospects of its development (part 4) // Institut stomatologii. 2007. (3). 14-16.
4. Распопова А.С. Опыт создания системы управления качеством в стоматологической клинике // Проблемы стоматологии. 2007. (2). 45-46.
Raspopova A.S. Experience of development of quality management system of a stomatologic clinic // Problemy stomatologii. 2007. (2). 45-46.
5. Бойко В.В. Разгосударствление и реорганизация в стоматологической клинике (аспекты менеджмента и психологии). Часть 1 // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. (2). 53-58.
Boiko V.V. Privatization and reorganization in the stomatologic clinic (aspects of management and psychology). Part 1 // Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. 2007. (2). 53-58.
6. Бойко В.В. Разгосударствление и реорганизация в стоматологической клинике (аспекты менеджмента и психологии). Часть 2 // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. (4). 27-30.
Boiko V.V. Privatization and reorganization in the stomatologic clinic (aspects of management and psychology). Part 2 // Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. 2007. (4). 27-30.
7. Кулаков А.А., Алимский А.В., Полякова Ю.В. Диссертационные исследования по вопросам организации стоматологической помощи: состояние и основные направления // Стоматология. 2007. (5). 68-72.
Kulakov A.A., Alimsky A.V., Polyakova U.V. Dissertational researches concerning the organization of stomatologic help: the condition and the main directions // Stomatologiya. 2007. (5). 68-72.
8. Соколов Д.А. Основные направления реформирования финансового обеспечения системы здравоохранения в западноевропейских странах как опыт для реформирования российского здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. 2008. (1). 5-8.
Sokolov D.A. The basic directions of reforming of the financial maintenance of the public health system in West European countries as the experience for reforming of Russian public health // Problemy upravleniya zdravookhraneniem. 2008. (1). 5—8.
9. Васильцова Л.И., Харитонова М.П., Долгих А.А. К вопросу о доступности стоматологических услуг населению // Проблемы стоматологии. 2008. (1). 43-44.
Vasil’tsova L.I., Kharitonova M.P., Dolgikh A.A. To a question on availability of stomatologic services to the population // Problemy stomatologii. 2008. (1). 43-44.
10. Алимский А.В., Маркина Л.А. Методические подходы и способы их реализации при подготовке к введению системы добровольного медицинского страхования в стоматологии (эпидемиологический аспект) // Стоматология. 2008. (4). 62-63.
Alimsky A.V., Markina L.A. Methodical approaches and ways of realization by preparation for introduction of system of voluntary medical insurance in stomatology (epidemiological aspect) // Stomatologiya. 2008. (4). 62-63.
11. Данилов Е.О. Проблемы организации стоматологической помощи в системе ОМС // Институт стоматологии. 2008. (3). 22-23.
Danilov E.O. Problems of the organization of the stomatologic help in the system of voluntary medical insurance // Institut stomatologii. 2008. (3). 22-23.
12. Алексеев Н.А. Особенности финансового обеспечения лечебно-профилактических учреждений в условиях медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 2009. (1). 5-6.
Alexeev N.A. Features of financial maintenance of treatment-and-prophylactic establishments in the conditions of medical insurance // Ekonomika zdravookhraneniya. 2009. (1). 5-6.
SOCIAL HYGIENIC ESTIMATE OF PREVENTIVE STOMATOLOGICAL HELP
Dmitry Stanislavovich FEDOROV, Igor Vasilievich SHARAPOV
Novosibirsk State Medical University 52, Krasny Prospect, Novosibirsk, 630091
Despite the application of new medical technologies to stomatology and improvement of treatment’s quality, the prevalence of stomatologic diseases among the population is extremely high. While the expansion of preventive trends in work of stomatologic organizations with different organizational-legal forms can lead to the decrease in prevalence of stomatologic diseases.
Key words: stomatology, prophylaxis.
Fedorov D.S. —post-graduate student of the chair of public health services organization and public health, e-mail: [email protected]
Sharapov I.V. — candidate of medical sciences, the head physician