Научная статья на тему 'Методологические подходы к статистической оценке занятости в неформальном секторе экономики'

Методологические подходы к статистической оценке занятости в неформальном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к статистической оценке занятости в неформальном секторе экономики»

© 2006 г И.А. Полякова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Коренные изменения в экономике и на российском рынке труда, а именно развитие частного сектора, новых видов экономической деятельности, трудности в применении традиционных методов сбора статистической информации поставили перед органами государственной статистики России проблему принятия современных концепций, выбора приоритетов в организации статистических наблюдений и разработки инструментария для сбора и анализа информации согласно международным стандартам учёта и отчётности.

Исходя из этого, одной из важнейших задач органов государственной статистики в настоящее время является подготовка объективной информации о социально-экономических процессах на уровне Российской Федерации и её субъектов.

Как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям в экономической сфере имеет место большая или меньшая доля ненаблюдаемой экономики.

Методология системы национального счетоводства (СНС-93) требует при проведении расчётов макроэкономических показателей учитывать параметры теневой экономики. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) в понятие теневой экономики включает скрытую, неформальную и нелегальную деятельность, объединяя их в общее понятие ненаблюдаемой экономики. Однако в российской статистической практике при определении объёмов ненаблюдаемой экономики не берут в расчёт нелегальную экономическую деятельность, ограничиваясь только скрытой и неформальной деятельностью.

Неформальный сектор можно определить как особую сферу деятельности по производству товаров и услуг, не зарегистрированную и не учитываемую официальной статистикой. Эта деятельность может осуществляться практически во всех секторах экономики. Проблема определения параметров скрытого производства близка традиционной для статистики проблеме обеспечения полноты охвата отчётностью институциональных единиц.

Под легальной неофициальной (неформальной) подразумевается производственная деятельность, разрешённая действующим национальным законодательством незарегистрированных институциональных единиц. Как правило, такой вид деятельности распространён в развивающихся странах. В России неформальная деятельность достаточно широко распространена в сельском хозяйстве, торговле и строительстве, в домашних хозяйствах.

В условиях осуществления модернизации национальных классификаторов проблема оценки ненаблюдаемой деятельности является очень актуальной. С 1 января 2005 г. в России внедряется общероссийский классификатор видов экономической деятельности, гармонизированный с европейским классификатором

NACE. В 2006 г. предполагается внедрить общероссийский классификатор товаров и услуг, гармонизированный с CPA. Переход на принципиально новые классификаторы обусловливает необходимость актуализации алгоритмов расчёта показателей национальных счетов, характеризующих потоки товаров и услуг и соответственно методик оценки ненаблюдаемой экономики по видам экономической деятельности. Одной из предлагаемых Росстатом методик оценки ненаблюдаемой экономики является её учёт путем определения численности и качественного состава занятых в этом виде деятельности.

Осуществление оценки размеров ненаблюдаемой экономики и её доли в экономике России более подробно рассмотрим исходя из задач статистики труда.

После принятия в 1991 г. Закона РФ «О занятости населения», который установил правовые, экономические и социальные основы занятости и признание безработицы как социально-экономического явления, был сформирован административный источник информации о безработице, зарегистрированной в органах государственной службы занятости.

Для создания информационной базы статистики труда, увязанной с концепцией построения системы национальных счетов, была осуществлена перестройка системы сбора статистических данных по труду на базе следующих принципиальных моментов:

- сохранение системы сбора информации от предприятий по вопросам занятости и оплаты труда. При этом сбор сведений, взамен единого порядка получения информации, осуществляется в настоящее время с использованием цензового метода по различным статистическим формам и с различной периодичностью. В частности, крупные и средние предприятия представляют отчётность ежемесячно, а малые - один раз в квартал на выборочной основе;

- совершенствование системы показателей форм статистического наблюдения для сбора данных от предприятий и организаций с учётом отражения новых процессов в сфере занятости и организации оплаты труда. В частности, в отчётность по труду для крупных и средних предприятий в 1992 - 1993 гг. были введены показатели о численности работников, переведённых на режим неполного рабочего времени, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации; о неотработанном времени, приеме и увольнении, наличии свободных и введении новых рабочих мест и др. Перечисленные показатели представляются в органы государственной статистики поквартально;

- для изучения экономической активности и занятости населения, уровня безработицы, качества рабочей силы внедрён новый для отечественной статистической практики метод получения информации, а

именно проведение опроса физических лиц в домашних хозяйствах. Это позволяет охватить все слои населения и виды экономической деятельности, а также получать информацию о неформальной занятости.

Общее определение неформального сектора относительно статистики занятости дано в резолюции 15-й Международной конференции по статистике труда (МКСТ) в январе 1993 г. В марте 1993 г. статистическая комиссия ООН поддержала указанную резолюцию и приняла решение о включении её соответствующих частей в систему национальных счетов.

Согласно резолюции 15-й МКСТ, неформальный сектор - это совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения занятием и доходами участвовавших в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств.

Предприятия неформального сектора имеют ряд отличительных черт, а именно малый масштаб деятельности и недостаточно высокий уровень организации труда; предприятие не является самостоятельным юридическим лицом, созданным отдельно от домашнего хозяйства; основные фонды и другие активы принадлежат не предприятию, а их владельцам и используются как для производственных, так и для личных целей; предприятия не могут вступать в договорные отношения с другими предприятиями и брать на себя обязательства от собственного имени, следовательно, трудовые отношения основаны не на договорах с формальными социальными гарантиями, а на случайной занятости или родственных, или личных отношениях; деятельность предприятия осуществляется, как правило, без постоянного помещения либо дома, отдельными лицами, с помощью членов семьи, либо с привлечением наёмного труда; возможны нарушения законодательства в части трудовых отношений, уплаты налогов, социальных платежей и др.

Следует отметить, что при учёте занятости в неформальном секторе необходимо из этого сектора исключать предприятия домашних хозяйств, которые производят товары и услуги для собственного потребления или пополнения основного капитала. Таким образом, неформальный сектор определяется на основе характеристик производственных единиц (предприятий), в рамках которых осуществляется деятельность, а не характеристик вовлечённых в них физических лиц либо их занятий. Концепция неформального сектора отличается от концепции скрытой экономической деятельности, потому что подавляющее большинство производственных единиц этого сектора представляет товары и услуги, производство и распространение которых является законным. Деятельность этих предприятий не связана с преднамеренным уклонением от уплаты налогов или взносов на социальное страхование или нарушением трудового законодательства. Как правило, наличие указанных нарушений связано с отсутствием лицензии, регистрации, что в основном вызвано желанием минимизировать издержки.

Значительная часть предприятий неформального сектора производит товары и услуги на законных основаниях.

По определению 15-й МКСТ неформальный сектор включает две группы неформальных предприятий:

- не привлекающие наёмных работников на постоянной основе;

- привлекающие наёмных работников на постоянной основе.

В соответствии с резолюцией 15-й МКСТ в зависимости от национальных особенностей в качестве неформальных предприятий рассматриваются или все предприятия домашних хозяйств, не использующие наёмный труд на постоянной основе, или неформальные предприятия, которые не зарегистрированы согласно нормам национальных законодательств стран, работающих на концепции СНС.

В методологических положениях Госкомстата РФ по измерению занятости в неформальном секторе указано, что неформальные предприятия, привлекающие наёмных работников на постоянной основе должны удовлетворять следующим критериям:

- небольшому размеру предприятия с точки зрения числа занятых;

- отсутствию регистрации предприятия или его работников. Этот критерий важен для характеристики качества занятости при рассмотрении социальной или правовой защиты работников.

Физические лица, занятые в неформальном секторе, определяются как совокупность всех лиц, работавших в течение данного отчётного периода по крайней мере в одной производственной единице неформального сектора независимо от статуса занятости и того факта, было это место деятельности основным или вторичным.

Отдельно в указанных выше методологических положениях Госкомстата РФ рассматривается вопрос о физических лицах, занятых надомным трудом. Согласно концепции СНС, надомными работниками являются физические лица, которые по предварительной договорённости или по контракту с тем или иным конкретным предприятием обязуются работать на это предприятие или поставлять определённый объём товаров и услуг. Однако место их деятельности находится вне рамок данного предприятия.

В материалах 15-й МКТС рекомендовано включать надомных работников в число занятых в неформальном секторе, если производственные единицы, которые им принадлежат или на которых они являются наёмными работниками, удовлетворяют критериям определения неформального сектора.

В целях совершенствования понятий, определений и международных стандартов статистического учёта неформальной занятости в 1997 г. была сформирована группа экспертов ООН по статистике неформального сектора - Делийская группа. Она согласовала общие требования и позиции относительно неформального сектора на базе международных стандартов, что позволяет сопоставлять статистическую информацию по этому сектору в международном плане.

Рассматриваемые вопросы являются для отечественной статистической практики достаточно актуальными. Это связано, как было отмечено выше, с переходом с 1 января 2005 г. на новый общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и построение ключевых счетов системы национального счетоводства - счёта производства и счёта образования доходов на институциональной основе. Следовательно, единицей статистического учёта становится предприятие.

При переходе на ОКВЭД для определения размеров выпуска продукции по сектору домашних хозяйств предполагается использовать данные обследований рабочей силы в части занятых в неформальном секторе экономики, разработанным по видам экономической деятельности, и среднюю выработку на одного занятого по группе предприятий с численностью до 15 чел.

По данным обследования населения по проблемам занятости, в 2003 г. фактическое количество отработанных человеко-часов в неделю на рабочих местах основной и дополнительной деятельности в целом по РФ составило 2563,331 чел.-ч, в т.ч. в неформальном секторе - 361,073 чел.-ч, или 14,1 % от общего числа отработанных человеко-часов [1].

Однако вариация распределения занятости по видам деятельности в неформальном секторе достаточно широка, например 97,4 % времени в неделю имела место занятость по предоставлению услуг по ведению домашнего хозяйства, 41,6 - в оптовой торговле, ремонте автотранспортных средств, 29,9 - в сельском хозяйстве, 0,5 % - в образовании и др. [1].

При построении счёта образования доходов СНС рассчитывается общий объём скрытой оплаты труда, которая определяется балансовым методом в виде разницы между формально зарегистрированными доходами (первичными и вторичными) и суммарными расходами на нужды домашних хозяйств. По данным Федеральной службы статистики, домашние хозяйства в России тратят средств больше, чем их располагаемый доход. Следовательно, часть расходов домашних хозяйств осуществляется за счёт неучтённых доходов.

Ростовский государственный экономический университет

Доля скрытой оплаты труда наёмных работников в общем объёме оплаты труда увеличилась в 2002 г. по сравнению с 1993 г. вдвое - с 12 до 25 % [2].

Доля скрытой оплаты труда в % к ВВП в общем объёме оплаты труда составила в 2003 г. 24,3 % (таблица).

Скрытая оплата труда и её доля в общем объёме оплаты труда наёмных работников (в % к ВВП) [1]

Показатель Год

1999 2000 2001 2002 2003

Оплата труда - всего 40,1 40,2 43,0 46,6 46,2

В том числе скрытая оплата труда 10,9 11,1 11,1 11,5 11,2

Доля скрытой оплаты труда в общем объёме оплаты труда 27,2 27,6 25,6 24,7 24,3

Оценка выпуска продукции сектором «домашнее хозяйство» для реализации на рынке и для собственного потребления даёт возможность более корректного учёта и оценивания производства по тем видам экономической деятельности, где в значительной степени распространена неформальная занятость.

Следовательно, статистика занятости в неформальном секторе должна строиться на регулярной основе и рассматриваться как неотъемлемая часть национальной статистической программы.

Литература

1. Масалова И.Д. Современная практика оценки ненаблюдаемой экономики и проблемы по её измерению в условиях модернизации национальных классификаторов // Вопросы статистики. 2004. № 10.

2. Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости // РЭЖ. 2003. № 4.

16 сентября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.