Научная статья на тему 'Масштабность и границы феномена неформальной занятости'

Масштабность и границы феномена неформальной занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масштабность и границы феномена неформальной занятости»

Условию подъема £/'(2000,2008) > 1 в приведенной табели о рангах удовлетворяют пять из семи эволюционных индексов заболеваемости женщин. Хуже эволюционного индекса бесплодия женщин - 1.2617 только эволюционный индекс заболеваемости ВИЧ-инфекцией - 1.3938 на рис. 12.

Заключение

С единой точки зрения в работе рассмотрены вопросы сравнительного анализа процессов развития и синтеза нестационарных дискретных динамических моделей, совместимых с результатами статистического наблюдения 20002008 гг. Рассчитаны эволюционные индексы численности, рождаемости, смертности, естественного прироста и естественной убыли населения, заболеваемости по основным классам и некоторым отдельным видам болезней. Сформулированы условия эволюционного подъема и эволюционного спада. Построены табели о рангах, в которых рассматриваемые показатели развития занимают места в соответствии со своими эволюционными индексами.

Эволюционные индексы

Эволюционные индексы

о о о Сч]

1.1 1.05 1

0.95 0.9

0.85

2000 2002 2004 2006 2008

1.3

1.25

1.2

k

0 0 1.15

0

2 1.1

■н

си

1.05

1

2000 2002 2004 2006 2008 k

Рисунок.

Эволюционный индексы заболеваемости населения федеральных округов Российской Федерации по основным классам болезней, 2000-2008 гг.

Хохлова М.Г.

к.и.н., н.с. ИМЭМО РАН

МАСШТАБНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ФЕНОМЕНА НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

В марте 2007 года на заседании Комитета по экономической и социальной политике МОТ, а в ноябре 2007 года на симпозиуме, посвященном проблемам, связанным с неформальной экономикой и занятостью, проходившем в Женеве, отмечалось, что к началу XXI века большая часть занятого населения в мире зарабатывает себе средства к существованию в неформальной экономике1.

По имеющимся оценкам, в развивающихся странах Азии до 65% неформальной занятости составляет несельскохозяйственная занятость, в Латинской Америке - 51%, в Северной Африке - 48%, в странах Африки, расположенных южнее Сахары - 72%.

Неформальная занятость все большее распространяется и в России. Так, доля неформально занятых (НФЗ) в целом по России возросла с 11% в 2001 г.2 до 15% - в 2005 г., а в 2009 г. составила уже 19,5%. Численность занятых в формальном секторе (ФЗ) также увеличивалась, но значительно медленнее (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности формально и неформально занятых в России в 2001-2009 гг.

НФЗ ФЗ

год 2001 2005 2009 2001 2005 2009

Тыс. чел. 8155 12042 13490 65124 68603 66995

% 100 148,2 165,4 100 105,3 102,8

Расчет произведен автором по данным Росстата

1 Tripartite Interregional Symposium on the Informal Economy: Enabling Transition to Formalization. - Geneva, 27-29 November 2007. ILO. - P. 1.

2 Данные о России в статье основываются на официальной статистике, публикуемой Федеральной службой статистики РФ (Росстата). Только начиная с 2001 г. в российской статистике стали публиковаться данные, касающиеся изменений на неформальном рынке труда.

Данные табл. 1 свидетельствуют о высокой восходящей динамики численности НФЗ в 2001-2009 гг. Так, в рассматриваемый период наблюдался устойчивый рост абсолютной численности НФЗ: она возросла на 5335 тыс. человек. Иная картина наблюдалась у занятых в формальном секторе (ФЗ): в 2001-2005 гг. их численность возросла на 3479 тыс. человек, а в 2005-2009 гг. снизилась на 1608 тыс. человек. Таким образом, численность НФЗ за период с 2001 по 2005 год возросла на 48,2%, а ФЗ, соответственно, на 5,3%, а в период 2001-2009 гг. численность НФЗ возросла на 17,2%, а численность ФЗ снизилась на 2%.

Неформальный сектор и неформально занятые, таким образом, представляют собой значительную часть экономики и рынка труда во многих странах, поэтому методика их оценки и измерения играет важную роль в определении масштабов, внутренней структуры, а, следовательно, и государственной стратегии в отношении этого феномена.

Общее определение неформального сектора было разработано XV Международной Конференцией статистиков труда (МКТС), состоявшейся в январе 1993 года, на которой была принята Резолюция относительно статистики занятости в неформальном секторе. В марте того же года Статистическая комиссия ООН, поддерживая указанную Резолюцию, приняла решение о включении ее частей в Систему национальных счетов (СНС 93).

В Резолюции неформальный сектор определен как совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения работой и доходами участвующих в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств. Эти единицы имеют следующие особенности1:

Суть неформального сектора XV Международная конференция статистиков труда (МКСТ) в 1993 году характеризовала, как «производство со слабо выраженным, или полным отсутствием разделения на труд и капитал как факторы производства; как деятельность, осуществляемую в незначительных масштабах с экономической точки зрения; деятельность, основывающуюся на нерегулярной занятости, личных связях и партнерских отношениях, а не на договорных отношениях с формальными гарантиями»2. Эта резолюция явилась первым шагом в подготовке международных стандартов в качестве ориентиров для развития статистики неформального сектора. Очевидно, что для этих целей ей была необходима определенная гибкость, поскольку из-за скрытой природы самого явления, трудностей получения такой информации по неформальной занятости даже по отдельно взятой стране. Еще сложнее получать единообразную информацию по многим странам: до сих пор продолжают существовать национальные особенности в расстановке акцентов относительно того, что включать в неформальный сектор, а что - нет. Да, и сама суть социальных процессов такова, что их бывает трудно четко разграничить между собой, поскольку границы оказываются размытыми. Чаще можно судить о тенденциях, а не о точных показателях, позволяющих определить границы и состав тех, или иных социальных групп. Впоследствии это определение подвергалось внимательному изучению, конкретизации и дополнению.

Несмотря на видимую тождественность терминов «неформальная занятость» и «неформальный сектор» границы этих понятий различаются, и эти различия могут объясняться реальными возможностями получения статистических данных, целями, которые ставят перед собой Росстат или исследователи, а порой и чистой условностью. Например, для определения видов и границ неформальной занятости в России используются статистические данные по труду Росстата, полученные на основе опросов населения РФ, в то время как виды ненаблюдаемой экономики определяются, главным образом, на основе отчетов предприятий о производстве продукции, а также косвенных данных о работе предприятий (расход электроэнергии, закупки сырья и пр.)

Так, Росстат использует Систему национальных счетов (СНС) как базовый элемент для оценки ВВП, следовательно, учитываются те виды деятельности, которые с экономической точки зрения считаются производительными, и производство неформального сектора таким образом также включается в ВВП.

При этом важно отличать неформальную экономику от таких проблемных областей ненаблюдаемой экономики, как теневое производство, незаконное производство и производство домашних хозяйств для собственного конечного использования, по которым не ведется официальная статистика и которые в настоящей статье не рассматриваются.

Поскольку неформально занятые (НФЗ) официально не признаны и не зарегистрированы, их деятельность не регулируется трудовым законодательством, и они не пользуются его защитой. Так, они не могут безопасно пользоваться правами собственности, что лишает их доступа, например, к кредиту. Им трудно обращаться к юридической и судебной системе, чтобы добиться соблюдения контрактов, они имеют ограниченный доступ, или не имеют никакого доступа к общественной инфраструктуре и льготам, которыми могут пользоваться занятые в формальном секторе экономики. Занятые в неформальной экономике и рабочие места, на которых они трудятся, в большинстве случаев характеризуются бедностью, ведущей к исключенности из сферы социального обеспечения.

Однако неформальная экономика, что важно, может являться частью новых стратегий производства и изменяющейся структуры занятости в глобальной экономике. Во многих странах мира большая часть вновь созданных рабочих мест имеет неформальный характер, особенно в случаях самозанятости. Существует много причин, по которым это явление «процветает» и имеет тенденцию к росту: приватизация, позволяющая работать индивидуально, информационные технологии, носящие глобальный характер, огромная волна миграции рабочей силы, а также многие другие факторы, которые в итоге суммируются. При этом формальные правила и установки, существующие в обществе, не столь устойчивы, совсем наоборот, многочисленные примеры, даже в весьма «благополучных» странах свидетельствуют о терпимости общественного мнения в отношении тех, кто прибегает к неформальной занятости3.

1 Цит. по: Методологическое руководство для пользователей базы микроданных обследований населения по проблемам занятости. Госкомстат России. - 2003. - С. 97-98.

2 Решения 15-й МКСТ параграф 5 (1) // Измерение ненаблюдаемой экономики. Руководство.- ОЭСР. - М., 2003. - С. 46.

3 European Employment Observatory Review. Autumn 2004. - P. 73.

Таким образом, с одной стороны неформальная занятость - это проявление разнообразных форм адаптации населения к быстро меняющимся условиям среды, с другой - она «закрепляет» стихийно складывающиеся отношения, которые еще не институционализированы, использование которых чаще характерно для более образованных, обладающих востребованными профессиями людей1.

Весьма примечательно, что неформальная занятость далеко не всегда отступает с наступлением экономической стабилизации. Например, в таких странах Европы, как Франция и Италия, НФЗ не только находят свою нишу, но и численно растут.

Тенденция к повсеместному расширению этого явления, скорее всего, указывает на общие закономерности, связанные не с конкретными условиями, как часто принято считать разрухи или экономического неблагополучия, а с процессом глобальных изменений в производительных силах и обществе в целом.

Очевиден факт преобладания НФЗ в тех секторах экономики, где в стоимости произведенных товаров относительно низкая доля добавленной стоимости, например, в сельском хозяйстве, строительстве (см. табл. 2), также традиционно характеризовавшихся наличием сезонных работ и малоквалифицированного труда по обслуживанию (личные услуги, туризм, коммерческая деятельность в широком смысле). НФЗ частое явление, хотя и в меньшей степени, в производстве товаров и ремесле.

Присутствие на рынке НФЗ нарушает конкуренцию, предусмотренную законодательством, что в свою очередь оказывает влияние на динамику формального рынка труда: во-первых, потому что на него сокращается приток рабочей силы, особенно это касается районов с высоким уровнем безработицы; во-вторых, это способствует общему снижению уровня заработной платы, ограничивая возможности наемных работников влиять посредством условий контракта на работодателя, уважать законодательные положения о труде, рабочем времени, профессиональном уровне, здоровье, безопасности и пр.

Таблица 2

Среднегодовая численность НФЗ в РФ по видам экономической деятельности (тыс. человек),

доля НФЗ среди всех занятых (%) в 2005-2009 гг.

2005 г. 2005 г. 2009 г. 20092г.

НФЗ тыс. человек Доля НФЗ среди всех занятых % НФЗ тыс. человек Доля НФЗ среди всех занятых %

Всего 12 625 18,9 13 490 19,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйст- 4 402 69,5 3 916 72,1

во, Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых 14 1,3 17 1,3

Обрабатывающие производства 1015 8,8 1149 10,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 19 1,0 32 1,4

Строительство 1008 20,5 1267 25,9

Оптовая и розничная торговля, ремонт авто-

транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользо- 4590 61,3 4833 40,6

вания, гостиницы, рестораны

Транспорт и связь 750 13,9 1069 16,6

Финансовая деятельность, операции с не-

движимым имуществом, аренда и предос- 283 6,6 432 7,4

тавление услуг

Образование 81 1,3 100 1,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 76 1,7 121 2,2

Предоставление прочих коммунальных, со-

циальных, персональных и других услуг, а также другие виды экономической дея- 380 15,4 552 20,7

тельности

Расчеты произведены автором по данным Росстата

1 Хохлова М.Г. Профессионально-возрастной состав неформально занятых // Социально-трудовые исследования. Вып. 20. -

М.: ИМЭМО РАН, 2007. - С. 29-41.

2

Данные за IV квартал 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.