Научная статья на тему 'Методологические аспекты анализа неформального сектора экономики'

Методологические аспекты анализа неформального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аброскин Александр Сергеевич, Аброскина Наталья Александровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы методологии учета и анализа неформального сектора как одного из основных компонентов ненаблюдаемой экономики. Систематизированы современные методологические подходы к учету неформального сектора экономики, изложенные в материалах международных стандартов, рекомендаций, руководств и резолюций, разработанных международными организациями. Определены дальнейшие перспективы развития методологии изучения неформального сектора, связанные с интеграцией учетных принципов с принципами построения Системы национальных счетов (СНС), являющихся в настоящее время наиболее эффективным инструментарием комплексного анализа и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE INFORMAL SECTOR OF ECONOMY ANALYSIS

The article concerns the topical issues of accounting and analysis methodology of the informal sector as the one of the main components of non-observed economy. Modern methodological approaches to the accounting of the informal sector of economy presented in materials of the international standards, recommendations, handbooks and resolutions developed by international organizations are systematized. Further prospects of development of the informal sector studying methodology, connected with integration of accounting principles with principles of the System of national accounts formation as the most effective tool of the complex analysis and forecasting are defined.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты анализа неформального сектора экономики»

Раздел II. ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 338

А.с. Аброскин МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА

на. Аброскина НЕФОРМАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы методологии учета и анализа неформального сектора как одного из основных компонентов ненаблюдаемой экономики. Систематизированы современные методологические подходы к учету неформального сектора экономики, изложенные в материалах международных стандартов, рекомендаций, руководств и резолюций, разработанных международными организациями. Определены дальнейшие перспективы развития методологии изучения неформального сектора, связанные с интеграцией учетных принципов с принципами построения Системы национальных счетов (СНС), являющихся в настоящее время наиболее эффективным инструментарием комплексного анализа и прогнозирования. Ключевые слова: занятость в неформальном секторе, методологическая база, ненаблюдаемая экономика, неформальный сектор экономики, Система национальных счетов, статистический анализ.

Alexander Abroskm METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE INFORMAL

Natalia Abroskina SECTOR OF ECONOMY ANALYSIS

Annotation. The article concerns the topical issues of accounting and analysis methodology of the informal sector as the one of the main components of non-observed economy. Modern methodological approaches to the accounting of the informal sector of economy presented in materials of the international standards, recommendations, handbooks and resolutions developed by international organizations are systematized. Further prospects of development of the informal sector studying methodology, connected with integration of accounting principles with principles of the System of national accounts formation as the most effective tool of the complex analysis and forecasting are defined.

Keywords: employment in informal sector, methodological base, non-observed economy, informal sector of economy, System of national accounts, statistical analysis.

Отсутствие согласованных оценок масштабов и характера развития теневого сектора в экономике РФ является причиной ограниченных возможностей их использования с целью социально-экономического анализа и прогнозирования. Последний аспект проблемы имеет особую актуальность для условий, при которых степень распространения экономической деятельности, не отражаемая российской статистикой, характеризуется масштабами, оказывающими существенное влияние на надежность и достоверность важнейших макроэкономических показателей, включая валовый внутренний продукт. При этом недостатки учета теневого сектора в российской статистике ограничивают и возможности обеспечения эффективного управления экономикой в условиях необходимости балансировки ключевых ресурсных потоков.

Такое положение определяется сложностью изучаемого объекта, отсутствием унифицированных подходов при выделении основных компонентов теневого сектора, многообразием его связей с другими структурными элементами экономики, механизмы влияния на которые, как правило, не могут быть учтены в рамках отдельных аналитических моделей. Этим определяется и фрагментарность формируемых аналитических оценок, отсутствие реальных рекомендаций и предложений по ключе© Аброскин A.C., Аброскина H.A., 2014

вым вопросам функционирования теневого сектора в части определения допустимых масштабов его развития, соотношений структурных компонентов, условий его сбалансированности с наблюдаемым сектором российской экономики, состава контролируемых параметров, механизмов управления процессами, связанными с функционированием теневого сектора и т.д. [2].

В этих условиях в российской и международной статистике особенно актуальны исследования, предметной областью которых являются вопросы совершенствования методологии учета и анализа теневой экономики и ее компонентов. Необходимость адекватного решения определяется сложившейся практикой использования в соответствующих исследованиях различных понятий и терминов (или их интерпретаций), на основе которых в дальнейшем строятся базовые аналитические гипотезы, формализуются процессы, связанные с функционированием и развитием теневого сектора в рамках экономического оборота, формируются системы соответствующих аналитических показателей и др. В российской и международной статистике такие различия наблюдаются даже на уровне определений теневой экономики и идентификации ее границ, которые варьируются от сферы, ограниченной нелегальным сектором (ассоциируемым с видами деятельности, запрещенными на законодательном уровне), до сферы, распространяющейся на всю совокупность ненаблюдаемых процессов и явлений в экономике.

Современные методологические подходы к изучению теневой деятельности в экономике в настоящее время представлены в материалах международных стандартов, рекомендациях, руководствах и резолюциях, разработанных в рамках конкретных направлений для оценки ее параметров. К наиболее важным разработкам в этой области относятся Резолюция о статистике занятости в неформальном секторе, принятая 15-ой Международной конференцией статистиков труда, Рекомендации 17-ой Международной конференцией статистиков труда, Рекомендации Группы экспертов ООН по статистике неформального сектора (Делийская группа) и др. [5; 6]. В российской статистике соответствующие материалы представлены в Методологических положениях по измерению занятости в неформальном секторе экономики, Методологических положениях по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики и др. [1].

Основополагающим документом в области методологии измерения теневой деятельности в экономике, в рамках которого интегрированы существующие международные разработки по данной проблематике, является «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», подготовленное экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного валютного фонда (МВФ), Статистического бюро Международной организации труда и Статкомитета СНГ. Базовым объектом применения соответствующей методологии в Руководстве является ненаблюдаемая экономика (non-observed economy) (ННЭ), определяемая как совокупность видов деятельности, которые не отражены в исходных данных вследствие их принадлежности к одной или нескольким проблемным областям учета. В Руководстве определены следующие группы видов деятельности, которые, как правило, являются ненаблюдаемыми в официальной статистике большинства стран мира: теневые, незаконные операции, операции, осуществляемые в неформальном секторе и осуществляемые домашними хозяйствами для производства товаров и услуг, используемых для собственного конечного потребления [3].

В Руководстве также определены основные понятия и термины, относящиеся к основным компонентам ненаблюдаемой экономики, включая:

— теневое производство (undergroundproduction), определяемое как виды деятельности, которые являются производственными и законными, но намеренно скрываются от органов государственной власти с целью уклонения от уплаты налогов или несоблюдения установленных законодательных норм;

— незаконное производство (illegal production), определяемое как виды производственной

деятельности, в процессе которых производятся товары и услуги, запрещенные законом, или законные виды производственной деятельности, осуществляемые на незаконных основаниях;

— производство в неформальном секторе (informai sector production), определяемое как виды рыночной производственной деятельности, осуществляемые незарегистрированными некорпоративными предприятиями сектора домашних хозяйств, и/или предприятиями, в которых число занятых ниже определенного порогового значения;

— производство в домашних хозяйствах для собственного конечного использования (production of households for own final use), определяемое как виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими товары и услуги.

Для международной и российской статистики основной проблемной областью наблюдений, как правило, является неформальный сектор экономики, который из-за сложности его учета в настоящее время во многих странах остается недостаточно изученным. При этом из сферы анализа и прогнозирования исключаются значимые для их социально-экономического развития процессы, связанные с производственной деятельностью и формированием доходов у совокупности единиц, относящихся к данному сектору, функционированием соответствующего сегмента рынка труда и т.д.

С учетом актуальности анализа соответствующего сегмента экономики, в рамках положений Резолюции по статистике занятости, принятой 15-й Международной конференцией статистиков труда (МКСТ) (1993 г.), разработана детализированная структура неформального сектора, основанная на институциональных признаках включаемых в состав производственных единиц. В положениях Резолюции неформальный сектор определен как «совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения работой и доходами участвовавших в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств». В положениях также представлены рекомендации по учетным характеристикам совокупности производственных единиц, относящихся к неформальному сектору, к которым относятся:

— незначительные масштабы осуществляемой экономической деятельности и использование наиболее простых организационных форм;

— отсутствие юридической самостоятельности в части отношений с сектором домашних хозяйств или их членами;

— принадлежность основных фондов и других активов, используемых в производстве, на правах собственности их владельцам;

— ограниченные возможности участия производственных единиц в экономических операциях или иных договорных отношениях с другими производственными единицами и принятия соответствующих обязательств;

— организация производственной деятельности единицы осуществляется ее владельцем, который является ответственным по всем связанным с производственной деятельностью обязательствам;

— реализуемые трудовые отношения основываются не на договорной основе с формальным соблюдением гарантий, а на родственных, личных отношениях или случайной занятости;

— предпринимательская деятельность в единицах осуществляется отдельными лицами, членами их семей или с привлечением оплачиваемых работников;

— основные фонды, как правило, используются для производственных и личных целей;

— отсутствие реального (или существенно ограниченого) доступа к организованным рынкам товаров и услуг, финансовым ресурсам, современным технологиям, системе профессионального обучения и др.;

— как правило, отсутствие постоянных и специальных, предназначенных для осуществле-

ния производственной деятельности площадей;

— наличие высоких рисков нарушения существующего законодательства для владельцев производственных единиц [5].

Ключевыми признаками неформального сектора являются характеристики производственных единиц (предприятий), в рамках которых осуществляется экономическая деятельность, и в меньшей степени - характеристики лиц, привлекаемых для выполнения соответствующих работ. Соответственно, предприятия, организуемые в рамках домашних хозяйств (по терминологии СНС -некорпорированые предприятия), которые производят товары и услуги для собственного конечного потребления или формирования основного капитала, при учете занятости необходимо исключать из состава неформального сектора экономики.

Используемая в Резолюции концепция неформального сектора отличается от концепции теневой (скрытой) экономики. Такая дифференциация определяется особенностями производственных единиц неформального сектора, которые в отличие от предприятий незаконного производства заняты разрешенной законодательством деятельностью. В соответствии с положениями Резолюции МКСТ в составе неформального сектора выделяются две группы предприятий - неформальные предприятия, привлекающие и не привлекающие наемных работников на постоянной основе.

Первая группа единиц должна удовлетворять одному или двум из следующих критериев:

— незначительное число занятых;

— отсутствие регистрации предприятия или его работников.

Критерий занятости определяется на основе числа работников, привлеченных на постоянной основе, общего числа наемных работников (включая временных работников) или общего числа работников, занятых в течение отчетного периода (включая их другие категории - предпринимателей, партнеров и неоплачиваемых работников - членов домашних хозяйств).

Критерий регистрации наемных работников применим в случаях, когда их регистрация осуществляется совместно с регистрацией предприятий, осуществляющих найм. В иных случаях применение данного критерия представляется обоснованным при характеристике занятости с точки зрения социальной и правовой защиты работников.

Неформальные предприятия, не привлекающие наемных работников на постоянной основе, в зависимости от особенностей национальной статистики труда могут включать все предприятия домашних хозяйств, не привлекающие наемных работников на постоянной основе, или незарегистрированные предприятия.

В Резолюции представлено определение занятых в неформальном секторе как совокупности всех лиц, работавших в отчетном периоде по меньшей мере в одной производственной единице неформального сектора вне зависимости от статуса занятости и наличия других мест работы (основных, вторичных). Исходя из содержания используемых понятий, концепция «занятости в неформальном секторе» не идентична концепции «неформальной занятости». В частности, лица, находящиеся в неформальных отношениях занятости в производственных единицах формального сектора, исключаются из состава неформального сектора. Поэтому для целей комплексного анализа необходимы статистические данные как о занятости в неформальном секторе, так и о степени участия лиц в неформальных отношениях занятости вне неформального сектора.

Важными дополнениями к определению неформального сектора являются существующие рекомендации МКСТ относительно статистической трактовки и классификаций относящихся к нему конкретных единиц - предприятий домашних хозяйств, занятых сельскохозяйственной и смежной деятельностью, оплачиваемой домашней прислуги, надомных работников и др. В положениях Резолюции, указывается, что в концептуальном плане целесообразно включение в рамки неформального сектора предприятий домашних хозяйств, занятых сельскохозяйственной и смежной деятельностью [5].

В отношении лиц, занятых надомным трудом, рекомендуется использовать рекомендации МКСТ, в соответствии с которыми считается целесообразным включение категории надомных работников в численность занятых в неформальном секторе при условии, что принадлежащие им производственные единицы или единицы, в которых они являются наемными работниками, согласно существующим критериям относятся к неформальному сектору экономики. В Резолюции МКСТ при идентификации категории надомных работников используется определение, представленное в методологии СНС, в соответствии с которым к данной категории относятся лица, обязывающиеся по предварительной договоренности или по условиям контрактов с конкретными предприятиями выполнять определенные работы или поставлять предприятиям определенные объемы товаров или услуг. При этом фактическое место работы этих лиц находится вне любого из заведений, входящих в состав данных предприятий, а в зависимости от условий трудового договора эти лица могут быть отнесены к работающим по найму или к работающим на собственных предприятиях, которые при наличии наемных работников могут быть отнесены к категории работодателей. Рекомендуемыми критериями дифференциации самостоятельно занятых и наемных надомных работников являются: экономическая основа получаемых вознаграждений (доходов как функции объема выпуска или доходов в виде оплаты труда), наличие факта найма оплачиваемых работников в качестве надомных работников, наличие договоров с предприятиями о найме, степень самостоятельности в принятии решений, масштабы деятельности, финансирования и владение активными компонентами основных фондов и др.

Рассмотренные методологические принципы являются ключевыми для методологии учета неформального сектора в национальной статистике и обеспечивают его идентификацию как объект анализа, структуризацию и выделение данного сектора в составе других компонентов ненаблюдаемой экономики, а также формируют основу для измерения и анализа занятости в неформальном секторе экономики. Дальнейшие перспективы развития методологии изучения неформального сектора экономики связаны в первую очередь с интеграцией соответствующих учетных принципов с принципами построения СНС, являющихся в настоящее время наиболее эффективным инструментарием комплексного анализа и прогнозирования.

Решение проблем комплексного изучения неформального сектора в СНС рассматривается в контексте рекомендуемых подходов к измерению экономической деятельности, находящейся вне сферы государственного регулирования и охвата национальной статистикой. В соответствующих разделах СНС изложены подходы к определению соотношений и идентификации границ между ненаблюдаемой экономикой и неформальным сектором, представлены методологические подходы к решению задач, связанных с обеспечением наиболее полного охвата компонентов ненаблюдаемой экономики за счет включения в статистические оценки по возможности всей совокупности институциональных единиц [4]. При идентификации неформального сектора в СНС в качестве основополагающих признаков учитываются: значимость используемых критериев для определения деятельности, осуществляемой соответствующей институциональной единицей; возможность их использования для получения сопоставимых результатов.

Принципиально важными для аналитической практики являются представленные в методологии СНС критерии идентификации единиц неформального сектора, к которым относятся:

— наличие регистрации - критерий, который в значительной степени определяется особенностями различных стран и существующими нормами, регламентирующими законодательные требования в этой области (требования регистрации всей деятельности, деятельности с оборотом, превышающим установленные значения, деятельности единиц с числом работников, превышающим определенный уровень и др.);

— регистрация в качестве юридического лица, что обеспечивает включение всех единиц

(предприятий) в соответствии с принципами СНС в один из секторов корпораций (нефинансовых, финансовых);

— размер предприятии, определяемый, в том числе, по критериям масштабов оборота или численности занятых;

— включение в сферу статистического наблюдения - предполагает обеспечение статистикой охвата единиц (предпочтительно на уровне заведений) статистическими обследованиями или использование процедур «досчета до полного круга»;

— границы деятельности - критерий, в соответствии с которым некоторые виды деятельности, являются экономическими, исключаются из границ сферы производства (услуги, оказываемые в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах);

— незаконная деятельность - критерий, значимый для стран, где ее исключение из учета приводит к недооценке масштабов экономической деятельности в целом;

— местоположение - критерий, значимый для стран, с различным уровнем развития неформального предпринимательства в различных регионах и территориальных образованиях;

— условия занятости, учитывающие дискриминацию работников по условиям найма.

Библиографический список

1. Методологические положения по статистике. Вып. 4. - М., 2003.

2. Суринова А.Е. Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений / А.Е. Суринова. - М.: Финстатинформ, 2003.

3. Measuring the Non-Observed economy: A Handbook. Paris, 2003.

4. United Nations, European Commission, International Monetary Fund, OECD and World Bank (2008), System of National Accounts 2008, New York.

5. 15-th International Conference of Labour Statatisticians. ILO, Geneva, 1993.

6. 17-th International Conference of Labour Statatisticians. ILO, Geneva, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.