5. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С.А., Измалкова Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фа-устова, С.С. Елецкая. М.: Финансы и кредит, 2012. 208 с.
Аксенов Константин Валерьевич, канд.экон.наук, доцент кафедры «Предпринимательство и маркетинг», [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный - комплекс»
MODEL OF MANAGEMENT OF INNOVA TIVE INFRASTRUCTURE PROJECTS ON THE
BASIS OF THE BOLT TECHNOLOGIES
K.V. Aksenov
Advantages of management by innovative infrastructure projects by means of instruments of state-private partnership at various stages of their realization are considered.
Keywords: innovations, investments, partnership, state, infrastructure, project, technologies
Aksenov Konstantin Valeryevich, candidate of economical, science, docent «Business and marketing», [email protected], Russia, Eagle, FGBOU VPO «State University — Educational and Research and Production — a Complex»
УДК 338.45:625.7/8]:005.591.6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
К.В. Аксенов
Рассмотрены основные вопросы, связанные с оценкой экономической целесообразности реализации инновационных проектов разрабатываемых предприятиями дорожно-строительного комплекса.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, дорожное хозяйство, экономический эффект, проект, окупаемость.
Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет прийти к выводу о необходимости формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Применение нового понятия «инновационная инфраструктура» обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором
стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного приобретателя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.
Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.
В задачи инновационной инфраструктуры входят:
- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;
- создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;
поддержка венчурных проектов;
- система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;
- поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы);
- формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;
- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;
- создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;
- получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;
- развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;
- помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и фирмы, участие в международных программах;
- помощь в проведении конверсии;
- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.
Эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени определяется научно-техническим прогрессом. Основой его является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и использование новых знаний и технических решений для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем в дорожном хозяйстве.
Однако в сфере регулирования инновационной деятельностью накопилось немало проблем, характерных не только для дорожного хозяйства. Одна из главных проблем заключается в том, что основные потребители инновационной продукции: федеральные и территориальные органы управления дорожным хозяйством, проектные и подрядные организации, не рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, направленной на повышение эффективности дорожных работ и экономию материально технических ресурсов [1].
Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли от своей деятельности. Дорожное хозяйство не является исключением, поэтому при разработке новых моделей дорожно -строительной техники производители, а при покупке потребители сталкиваются с проблемой оценки ее экономической эффективности в эксплуатации [1].
Изменение экономических отношений в России в связи с переходом к рынку требует уточнения методических основ определения эффективности производства. Переход от плановой экономики к рыночным отношениям вызывает необходимость переоценки не столько сущности эффективности производства, сколько практики ее определения в новых условиях хозяйствования.
Повышение экономической эффективности - одно из центральных проблем экономики.
Особая значимость проблемы эффективности производства предопределяет необходимость правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы эффективности всех средств и элементов производства.
Инновационный проект - это результат инновационной деятельности, требующий привлечения инвестиций, и поэтому является инвестиционным.
При оценке эффективности инвестиционных проектов следует руководствоваться соблюдением принципов экономичности, эффективности, результативности, адекватности, комплексности использования денежных средств организации и бюджетных средств.
Экономичность - минимизация стоимости ресурсов, направленных на деятельность, с учетом соответствующего качества.
Эффективность - соотношение между продуктом в виде товаров, услуг, и ресурсами, использованными для их производства. Существует два вида эффективности абсолютная и относительная. Абсолютная эффективность предполагает достижение максимально возможного результата в сравнении с первоначально установленными целями, при заданном ограничении на используемые ресурсы. Относительная эффективность представляет собой максимизацию результата на единицу затраченных ресурсов при неизменности цели (результата). Результативность - результат в
сравнении с целями, сопоставленный с использованными для достижения этих целей ресурсами. Адекватность - правильное отражение реальных условий. Комплексность - учет результатов и затрат по проекту в течение всего его жизненного цикла [4].
Экономический эффект реализации инновационных проектов -определяется как разность стоимостной оценки результатов производства и затрат производственных ресурсов за расчетный период.
Экономический эффект создания и внедрения инфраструктурных проектов обуславливается:
1) снижением затрат на производство продукции (полуфабрикатов), оказание услуг:
- повышение производительности оборудования за счет повышения скоростных режимов, коэффициента полезного времени, надежности и снижения ремонтосложности;
- повышение производительности труда за счет автоматизации основного и вспомогательного производства.
2) увеличение объема реализации и сокращением затрат предприятия при выпуске продукции за счет:
- освоения новых ассортиментов продукции;
- повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3) получение дополнительного дохода за счет социальных и экологических последствий внедрения новой техники. Это находит отражение в:
- улучшение условий труда и повышении за счет этого производительности труда;
- уменьшении ущерба, причиняемого загрязнением окружающей
среды.
В основу оценок эффективности инвестиционных проектов (ИП) положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:
- рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) - от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта;
- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;
- сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
- принцип положительности и максимума эффекта. Для того чтобы ИП, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации порождающего его проекта был положительным; при сравнении альтернативных ИП предпочтение должно отдаваться
проекту с наибольшим значением эффекта;
- учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и / или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют [3].
Сказанное относится именно к оценке эффективности. В других случаях, например при определении доли в составе капитала, учет прошлых затрат может оказаться необходимым.
- сравнение «с проектом» и «без проекта». Оценка эффективности ИП должна производиться сопоставлением ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;
- учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности ИП должны учитываться все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
- учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
- многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (ТЭО), выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной
проработки;
- учет влияния на эффективность ИП потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;
В то же время оборотный капитал может существенно влиять на эффективность инвестиционных проектов, особенно при наличии инфляции.
- учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;
- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.
Для экономической эффективности инновационных проектов могут быть использованы различные критерии, позволяющие судить об экономической привлекательности проектов о финансовых преимуществах одних проектов над другими. Принимая во внимание, что критерий - это признак, на основе которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо.
Критерии определяются на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность или сферу действия объекта, от особенностей проекта и этапа его реализации. В мировой практике применяют шесть критериев оценки экономической эффективности:
1) действенность (effectiveness) - степень достижения целей проекта, которая определяется отнесением фактических результатов к проектируемым;
2) экономичность (efficiency) - цена достижения целей проекта. Ее определяют сопоставлением фактических затрат ресурсов с проектируемыми;
3) качество (quality) - степень соответствия проектного продукта требованиям стандартов и ожиданиям клиентов;
4) прибыльность (доходы/расходы) (profitability / benefit) - отношение валового дохода к суммарным издержкам. Уровень прибыльности может определяться относительно объема продаж, совокупных активов и собственного капитала;
5) производительность (productivity) - отношение объема работ (услуг) к затратам на их производство и реализацию;
6) внедрение новшеств (innovation) - степень реального использования в проекте новых достижений в области современной техники, организации и управления [4].
Если критерии служат мерилом достижения цели, то показатели -это, прежде всего, различные количественные измерители самого критерия. Однако, при оценке эффективности государственных расходов могут
быть использованы и качественные критериальные показатели.
Необходимо использовать при оценке эффективности ключевые показатели (индикаторы). Так, для управления ходом инновационного процесса предлагается система показателей его результативности, которая содержит четыре группы индикаторов: качественные (появление инновации), количественные (минимальная доля затрат на исследования и разработки в себестоимости продукции, предельный срок использования продукции, ее наукоемкость - отношение затрат на НИОКР к объему продаж), сравнительные (соответствие стандартам и лучшим отечественным и зарубежным образцам) и рыночные (формирование нового сегмента рынка, способность инновации к коммерческой реализации) [4].
По способу учета фактора времени методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов делятся на статические, в которых денежные поступления и выплаты, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные, и динамические, в которых денежные поступления и выплаты, возникающие в разные моменты времени приводятся с помощью дисконтирования к единому моменту времени, обеспечивая их сопоставимость.
Преимуществами статических методов расчета оценки экономической эффективности являются простота расчетов, учет рыночной конъюнктуры, применяются они для ориентировочной и быстрой оценки привлекательности проектов и их следует применять на ранних стадиях жизненного цикла проекта.
Статические методы основаны на проведении сравнительных расчетов прибыли, издержек и рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей.
Динамический подход к оценке экономической эффективности позволяет индивидуально оценить новый инфраструктурный проект, охватывает весь его жизненный цикл, учитывает интересы производителя, потребителя, государства и кредитов, дает ответ на вопрос окупаемости инвестиций, показывает рост капитала инвестора.
Для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта рекомендуются следующие пять оценочных показателей:
- чистая текущая стоимость ЧТС;
- рентабельность инвестиций Р1;
- внутренний коэффициент окупаемости ВКО;
- окупаемость по текущей стоимости ТО-окупаемость;
- бюджетный эффект БЭ [1].
ЧТС определяется как разность суммарного дисконтированного денежного потока и дисконтированной суммы инвестиций и показывает прирост капитала, т.е. суммарный эффект от эксплуатации объекта за весь срок его службы:
Тсл Р Т Т
ЧГС=У-Р--у-^-
£¿(1+ г + / + г/)" ^(1+ г + / + г/)"
где п - порядковый номер года, п = 0, 1, 2, 3..., Тсл; i - годовой темп инфляции; г - нетто ставка дисконтирования, равная стоимости капитала (СК) или процентной ставке по срочным депозитам банка, если инвестиции осуществлены за счет кредита. В случае осуществления инвестиций за счет акционерного капитала ставка дисконтирования принимается равной дивидендам по акционерному капиталу или норме прибыли на капитал предприятия; Р п - доход от проекта в году; ^ - период осуществления инвестиций, лет; ^ - инвестиции п-ного периода (изменение оборотных средств принято OCi = 0).
Инфляция повышает цены на все товары и услуги. В стране с высокой инфляцией часто стремятся пораньше реализовать проект, так как в будущем он будет дороже. Но если реализовать проект позже, то тогда возрастут выгоды от него, так как в будущем цены на продукцию проекта будут тоже намного выше. Поэтому неясно, изменит ли инфляция в будущем баланс между выгодами и затратами, подсчитанный на базе сегодняшних цен. Поэтому в странах, где нет гиперинфляции, проекты обычно рассчитывают без учета инфляции, т.е. считая, что она одинаково воздействует на выгоды и затраты.
ЧТС - основной оценочный показатель экономической эффективности нового объекта и инвестиций. Сравнительный анализ эффективности альтернативных вариантов сводится к сравнению их ЧТС. Наиболее эффективной является та модель, у которой ЧТС наибольшая. В случае, когда ЧТС < 0, инвестиции не окупаются за срок службы нового объекта, т.е. единовременные затраты больше, чем чистый доход [1].
В случаях, когда определение выручки от оказания услуг затруднено, при инвестировании в действующие объекты и оценке эффективности конструкторско-технологических решений эффективность инвестиций рекомендуется оценить по новому критерию - дисконтированные чистые расходы (ДЧР), определяемые по формуле:
Тс, е т Т
ДЧР = У---у-п--(2)
" ^(1 + г + / + г;7 ¿(1+ /- + / + /Т)" ^ )
ДЧР - это сумма дисконтированных единовременных и текущих затрат, включая налоги, за срок службы нового объекта. При помощи критерия ДЧР можно оценить экономическую эффективность как инвестиционных, так и потребительских товаров. ДЧР сравниваемых моделей должны быть рассчитаны на один и тот же объем работ. ДЧР как оценочный показатель предпочтительнее, чем ЧТС, так как прогнозировать будущие расходы на определенный объем работ легче, чем доходы.
Второй оценочный показатель - рентабельность инвестиций,
Та р / Т1 -
Р- = У-р-/у-^--(3)
показывает суммарные дисконтированные ЧДП на единицу инвестиций, или сколько раз автомобиль окупается за срок службы. Инвестиции на автомобиль рентабельны при Р1 > 1. В отличие от ЧТС, рентабельность инвестиций - относительный показатель, поэтому он может быть использован для выбора инфраструктурного проекта из нескольких альтернативных, у которых ЧТС примерно одинакова. Между ЧТС и Р1 существует прямая связь. При ЧТС > 0 автоматически выполняется условие Р1 > 1, и наоборот, Р1 не обладает свойством аддитивности.
Третий критериальный показатель - ВКО - соответствует ставке дисконтирования при нулевой ЧТС и определяется решением уравнения:
Тсл р Т Т
У----У!----о (4)
¿¿(1 + Г + / + НУ £¿(1 + г + 1 + п)" У }
относительно г или способом интерации, используя выражение:
ВКО = г + ЧТС 1 • (г2 - Г1) / (ЧТС 1 + |ЧТС 2|) (5)
где г1 - ставка дисконтирования, при которой ЧТС 1 > 0; г2 - ставка дисконтирования, при которой соответствующая ЧТС 2 < 0.
ВКО показывает рентабельность, при которой ЧТС инвестиций равняется нулю, является предельной величиной стоимости кредитных ресурсов. Для принятия инвестиций необходимо выполнение условия ВКО > СК, и оно выполняется когда ЧТС > 0. В случае, когда ЧТС у одного, а ВКО у другого инфраструктурного проекта больше, при их сравнении предпочтение надо отдать показателю ЧТС [8]. Правда, при разной масштабности инвестиций это правило не всегда соблюдается. Критерий ВКО, во-первых, является производным от ЧТС, во-вторых, имеет ряд недостатков:
- не дает ответа на вопрос, сколько дохода принесут инвестиции, а ЧТС как раз показывает этот наиболее важный параметр для хозяйствующего субъекта;
- ВКО при изменении знака дисконтированного денежного потока в различные годы эксплуатации может иметь несколько значений, и в этом случае его вообще нельзя использовать в роли оценочного критерия;
Четвертый показатель - окупаемость - определяется по чистому денежному потоку без учета фактора времени (Р - окупаемость) или по дисконтированному денежному потоку (ТО - окупаемость) [2]. Для определения окупаемости чистый или дисконтированный денежный поток суммируют по годам до тех пор, пока сумма не превысит величину суммарных инвестиций или суммарных дисконтированных инвестиций. Год, в
котором происходит это превышение, и есть год срока окупаемости инвестиций [2].
Говоря об эффективности использования государственных средств, следует иметь в виду и качественный результат, и количественно выраженную степень приближения произведенных затрат к намеченной цели, то есть в сопоставлении с расходами, заложенными в экономической классификации бюджета.
Оценить эффективность использования государственных средств можно только с помощью системы критериев и показателей, иначе оценка, данная на основе предпочтения того или иного критерия или показателя, будет односторонней.
В российской практике традиционно используется затратный метод формирования и исполнения бюджета, т.е. проверяется соответствие произведенных расходов утвержденным в бюджете показателям и общегосударственным стандартам и нормам.
В зарубежных странах для обозначения управленческой деятельности в бюджетной сфере употребляется термин «бюджетирование», ориентированное на результат, в отличие от затратного метода формирования и исполнения бюджета представляет собой новый метод осуществления бюджетной политики, ориентированный на достижение конкретных целей.
При оценке эффективности бюджетных расходов анализируются:
1) социальная эффективность - достижение определенного социального эффекта от предоставленных бюджетных услуг, на оказание которых затрачены бюджетные средства. Например ;
2) экономическая эффективность - соотношение услуг и затрат на их предоставление;
3) экономия или бережливость, экономное обращение с материальными ресурсами - оптимальность, экономическая выгода от приобретения и использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
При определении эффективности бюджетных расходов в государствах, использующих бюджетирование, ориентированное на результат, разграничивают прямые результаты деятельности, под которыми понимают объем предоставленных государственных услуг или выполненных работ, и конечные социальные результаты. Предусмотренные в бюджете деньги должны в первую очередь работать на результат, что и будет означать программно-целевой метод.
Экономический эффект, получаемый государством, оценивается суммарной величиной налогов, выплачиваемых в бюджетные и внебюджетные фонды. Для приведения к началу инвестиций и для возможности сравнения разносрочных инвестиций денежный налоговый поток дисконтируется по ставке рефинансирования Центрального Банка гр. Бюджетный эффект рассчитывается по формуле:
Тсл И
¿41 +г,)" (6)
где Нп - сумма налогов, перечисляемых в бюджет в п - ном периоде [7].
Следует отметить, что российская налоговая система создана около 15 лет назад и с тех пор регулярно реформируется. Был осуществлен ряд принципиальных мер по совершенствованию налоговой системы, направленных на ее упрощение, повышение экономической обоснованности и эффективности взимаемых налогов и других обязательных платежей в бюджет, снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и экономику в целом. Однако принятые меры не решили ряд принципиальных общих вопросов и проблем налогообложения в различных сферах деятельности, а также конкретных вопросов уплаты отдельных налогов. В налоговом законодательстве сохраняются серьезные недостатки, позволяющие налогоплательщикам минимизировать налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов или уменьшать платежи в бюджет. Налоговую систему страны предстоит еще серьезно переработать, особенно в части начисления и уплаты таких налогов, как акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость.
Наряду с преимуществами, динамический метод оценки экономической эффективности изделий имеет следующие недостатки:
- из-за сложности экономических процессов и их динамичности трудно прогнозировать параметры, используемые при расчете ЧДП инвестиций;
- невозможно однозначно выбрать величину ставки дисконтирования, так как ее можно рассматривать с точки зрения различных субъектов экономики и она весьма переменчива со временем;
- на денежный поток существенное влияние оказывает весьма неустойчивая налоговая система.
Таким образом, приведенные методы позволяют объективно оценить экономическую целесообразность реализации инновационных инфраструктурных проектов предприятий дорожно-строительного машиностроения. Достоинство методов в том, что они учитывают весь жизненный цикл проекта, интересы всех участников производства и эксплуатации объекта, а также государства.
Список литературы
1. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С.А., Измалкова Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фа-устова, С.С. Елецкая. М.: Финансы и кредит, 2012. 208 с.
2. Костин И.М., Фасхиев Х.А. «Как оценить экономическую эффек-
124
тивность грузовых автомобилей» / Костин И.М., Фасхиев Х.А. // Журнал Строительные и дорожные машины № 5, 2002.
3. Головина Т.А, Авдеева И.Л. Формирование нормативно-правовой базы по реализации окупаемых инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства в России / Т.А. Головина, И.Л. Авдеева / Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов №4(21) Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2013. С. 108-114
4. Горфинкель В.Я. Экономика инноваций: учебник / под. ред. проф. В.Я. Горфинкель. М.: Вузовский учебник, 2009. 416 с.
5. http: // www.rosavtodor.ru - официальный сайт Федеральной дорожной службы России.
6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы».
7. Нестеренко В.Г., Матюшенко Т.Ф. и др. Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса. / М.: РОСАВТОДОР, 2002. 132 с.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Рук. авт. колл. Косов В.В., Лившиц В.И., Шахназаров А.Г. / Официальное издание (Утверждены Министерством экономики, Министерством финансов и Госстроем РФ № ВК 477 от 21.06.1999г.). М.: Издательство «Экономика». 2000. 421 с.
Аксенов Константин Валерьевич, канд.экон.наук, доцент кафедры «Предпринимательство и маркетинг», [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный - комплекс»
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF ECONOMIC FEASIBILITY OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE PROJECTS
K.V. Aksenov
In article the main questions connected with an assessment of economic feasibility of implementation of innovative projects of developed by the enterprises of a road-building complex are considered.
Keywords: innovations, investments, road economy, economic effect, project, payback.
Aksenov Konstantin Valeryevich, candidate of economical, science, docent «Business and marketing», [email protected], Russia, Eagle, FGBOU VPO «State University — Educational and Research and Production — a Complex»