Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию технологизации культуры'

Методологические подходы к исследованию технологизации культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
316
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕК / СОЦИУМ / МЕТОДОЛОГИЯ ТЕЗНОЛОГИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Родионова В. И.

Технологизация культуры изначально определяется аксиологическими контурами. Технологизация культуры сложное явление, раскрыть природу феномена технологизации культуры возможно с помощью различных методологических подходов, которые автором рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию технологизации культуры»

УДК 008 РОДИОНОВА В.И.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ

КУЛЬТУРЫ

Родионова В.И. - МГУСТ

Аннотация: Технологизация культуры изначально определяется аксиологическими контурами. Технологизация культуры - сложное явление, раскрыть природу феномена технологизации культуры возможно с помощью различных методологических подходов, которые автором рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: технологизация культуры, культура, человек, социум, методология

тезнологизации.

Технологизация культуры - сложное явление, раскрыть природу феномена технологизации культуры возможно с помощью различных методологических подходов. В рамках деятельностного подхода, характерного для отечественной культурологии, культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Рассмотрение культуры в связи с человеческой деятельностью позволяет определить эту связь процессуально, т.е. с точки зрения наполнения ее технологиями. Технология выступает как рационально организованный способ деятельности. Деятельностный подход органично связан с аксиологическим подходом, ценности ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении.

Технологизация культуры изначально определяется аксиологическими контурами. Технологизация культуры - сложное явление, раскрыть природу феномена технологизации культуры возможно с помощью различных методологических подходов, которые автором рассматриваются в данной статье. Анализ явления технологизации своими корнями уходит в первоначальное понимание термина культуры, данное известным римлянином Цицероном, по его мнению, это обработка, возделывания почвы, а также направления человеческих действий в совокупности, прежде всего на мир и на себя. Мысли Цицерона охватывали и первые технологии, которыми объят сегодня весь мир, все сферы человеческого бытия.

Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Культура - это духовный компонент человеческой деятельности, составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. В рамках деятельностного подхода, характерного для отечественной культурологии, наибольшее распространение получила точка зрения о том, что культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Здесь внимание акцентируется на том, что культура дает возможность человеку родиться второй раз (первое рождение - это биологический акт!). Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Методологическое значение деятельности подчеркивают исследователи ростовской школы Ю.Г.Волков и В.С. Поликарпов, они справедливо отмечают, что «так как общество есть способ существования человека, то деятельность человека определяется «архитектурой» социальной деятельности».

Особое значение в деятельности играют ее социокультурные основания, как указывает Э.С. Маркарян, человеческая деятельность - социальная по своей природе активность, программируемая и реализуемая с помощью механизмов культуры.

Рассмотрение культуры в связи с человеческой деятельностью позволяет определить эту связь процессуально, т. е. с точки зрения наполнения ее технологиями. Термин технология имеет

ряд смысловых нагрузок: он применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. В современной литературе существуют различные трактовки понятия технологии: в классической инженерной трактовке технология рассматривается применительно к обработке материалов, в научной - научная дисциплина, в узкопроизводственной - это совокупность операций применительно к материалу; технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты и пр. С философской точки зрения, технология - совокупность способов, которыми социальные группы овладевают объектами культуры.

В истории человеческой мысли К. Маркс одним из первых спроецировал понятие технологии на общественную сферу. Он отмечал, что технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем его общественные условия жизни и проистекающие из них духовные представления, он трактовал технологичность как структурную расчлененность, упорядоченность, целесообразную организованность любого процесса социальной деятельности в противовес стихийным процессам. Кроме этого, технологию следует понимать как интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей объектов. В расширенной трактовке технологии К. Маркс интегрирует ее различные аспекты: технологии как науки, как средства достижения поставленной цели, опыта и навыков, процесса преобразования любой деятельности, процесса социального потребления. Технология выступает, как рационально организованный способ деятельности. В сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы. Технологизация связана с расширением поля отношений развивающейся теории и сферы ее применения. По мере того, как современная наука, впрочем и как все сферы человеческой деятельности, движется по пути специализации, дитализирует свои концепции, наиболее важным результатом ее связи с технологией становится интеграция различных областей в условиях тотальной технологизации. Технологическое понимание культуры как системы человеческой деятельности дает возможность говорить о ее технологизации в истории и современности.

Технология, по мнению В.М. Розина, - одна из специализированных форм развития деятельности, деятельность - более широкая категория, чем технология, но технология - более конкретная специфическая категория, поскольку с технологией связаны ряд особых, современных механизмов развития деятельности. Технология - один из специфических видов деятельности, в контексте философско-методологического мышления она относится не к основаниям, а к предметной области культуры.

В качестве этой предметной области может выступать как природа, так и социум. Деятельность изначально включает в себя такие элементы, которые по своей природе определяют сущность технологий, ее целенаправленность, функциональность, социальную эффективность, развитие и воспроизводство.

Кроме этого, деятельность предполагает осознание и контроль, профессиональный опыт, методические знания (в древности - это запреты и табу, а в современности - правила, способы и приемы деятельности). Наполненность культуры технологиями как макроспособами человеческой деятельности определяет состояние ее технологизации, а каждый этап исторического развития культуры имеет свою степень технологизации. Это проявляется в качестве рефлексии над существующими технологиями, наполнения смыслами, интерпретациями, пониманием, развитием социальных практик экзистенции человека. В социальном ракурсе, технологизация - это осознанная деятельность по выстраиванию цепей процедур и операций, необходимых для достижения прикладных целей и отстраивания моделей таких цепей. Технологизация выступает как показатель развития человеческой деятельности и мыслима и осуществима только тогда, когда и целеполагание и проблематизация уже осуществлены, автор осмысливает технологизацию как состояние культуры, в которой технологические процессы охватили все сферы человеческого бытия.

Место, роль, значение технологизации культуры может быть осмыслено в контексте связки «технология - техника». В них отражается постоянное взаимодействие человека с миром в целях его преобразования, а также диалектика объективного и субъективного, причем субъективное понятие - это человек как сложная и разноплановая система, которая распредмечивает через диалектическое единство технологии и техники свои силы, способности, творческие устремления. Что касается содержания диалектического единства технологии и техники, то движущим началом

по-прежнему остается технология. Однако культурное развитие будет зависеть в одних случаях от новых технологий, в других - от создания или изобретения новой техники, а в третьих - от их совместного сочетания. Конкретно-исторический анализ культуры показывает специфическую мозаику сочетания техники, технологии, а общим параметром выступает технологизация культуры. Нет сомнений, что техника лежит в основе культуры, человек обязан ей своим становлением, «технэ» как человеческое умение преобразовывать первую природу во вторую определило мир культуры. Принципиальным свойством техники является ее искусственность, «сделанность», и вследствие этого, техника - не только явление культуры, но и мера культурного развития общества. Прогрессируя, техника определила культурный образ человека, наметила контуры его аксиологической реальности, это касается и системы человеческой деятельности. Сторонники деятельностного подхода активно взаимодействуют с представителями аксиологического, понимая культуру, ее развитие комплексно, с учетом элементов и детерминант деятельности, определяя ее ценностные ряды.

Таким образом, деятельностный подход органично связан с аксиологическим подходом, ценности ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении. С позиции ценностнокультурного подхода в структуре человеческой деятельности выделяется ее четыре элементарные формы: познание, преобразование, ценностное сознание и общение. Ценность - это человеческое измерение культуры, духовные опоры культуры, так как культура многогранна и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. Вне культуры развитие человека лишается смысла, каждый человек, вбирая ценности наличной культуры, выстраивает их в мобильную иерархическую систему, которая постепенно со временем преобразовывается. В культуре выражаются, хранятся, осваиваются и передаются ценности, которые ориентируют человека в мире, наполняют его жизнь всесторонним содержанием, иначе говоря, «система взглядов, которая не упорядочивает и не иерархизирует окружающий мир по его ценностным признакам, просто не может быть названа культурой» [3]. В понимании природы ценности существуют две основные тенденции. Согласно первой, ценность - осуществление эмоций, желаний, имеющими ценность считаются предмет или явления, которые удовлетворяют какое-либо желание человека. В противоположность психологистичности такого понимания, другое направление пытается найти ценности метафизическое объяснение и оправдание. Понятие ценности в философии подразумевает эмоциональное отношение человека к действительности и одноврнеменно определяет значимость мира вокруг него. Обобщая идеи, высказанные философами, можно сделать вывод, что именно спецификой человеческого бытия обусловлены ценности человека.

Технологизация культуры изначально определяется аксиологическими контурами, это проявляется в направленности или телеологичности технологий, как сказал бы великий Аристотель. В одном случае, технологические параметры развития культуры имеют целью развитие техники, и тогда в обществе формируется технократизм как мировоззренческая доминанта, а в другом - начинают преобладать антропологические элементы в содержании технологизации, а мировоззренческой установкой становится гуманизм. Гуманистические принципы и идеалы получили широкое распространение в современной культуре. Гуманизм -достаточно многообразное и исторически определенное понятие.

Гуманизм Ренессанса, утверждающий мощь и свободу творческого человеческого духа, носил элитарный характер, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для немногих избранных. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу, это преодоление элитарности, демократический гуманизм. Гуманистическая ориентация культуры XXI в. видна не только в политическом, нравственном и других аспектах, но и в современных видах культурной деятельности, что проявляется в появлении таких технологий, как технологии персонализации, манипулятивные социальные технологии. В XXI в. общей тенденцией развития культуры является универсализация, т.е. появление таких культурных способов, которые не разъединяют, а помогают формировать мировое поле культуры, делают культурные контакты стран более эффективными, а взаимодействие людей - полноценным и активным, преодолевая эмоциональный дефицит человеческого общения.

Человек по своей природе - существо, ориентированное на смысл и стремящееся к ценностям, подчиняющееся императивам нравственности и духовности, обладающее свободой выбора и способностью предвидеть последствия своего поведения. Это фундамент универсальной основы человеческого рода при всех социальных, культурных и индивидуальных различиях

между конкретными людьми. Возможность реализовать эти ценности, в конечном счете, и определяет духовное здоровье личности в любом обществе. Следовательно, стремление к реализации экзистенциальных ценностей обусловлено антропологическими характеристиками человека как особого, уникального природного существа. Вопрос о специфике человеческого существования оказывается напрямую связан с вопросом о сущности и назначении культуры и степени ее технологизации. Каким же образом культура участвует в решении экзистенциальных проблем человеческого существования? В современной культуре появляются новые формы деятельности, которые способствуют самореализации личности и несут в себе гуманистическую нагрузку, на сегодняшний день они проявляются в изменении статуса массовых технологий.

Технологии выступают не только как алгоритмы человеческой деятельности, обусловленные ценностными основаниями конкретной культуры, через них культура выступает как системная целостность, поэтому проблема применимости системного подхода к анализу культуры в целом и процесса

ее технологизации достаточно продуктивная. Технологизация является общесистемным параметром культуры, поэтому одним из путей упорядочивания накопившихся знаний о феномене технологизации в культуре является применение системного подхода, представляющего собой направление философии и методологии науки, научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. И если в специальной литературе большое внимание уделяется технологизации в конкретной сфере, то в контексте философско-методологического анализа принцип системности необходим для осмысления проникновения технологизации, как состояния культуры в сфере природного и социального.

Системный подход занимает центральное место в ряду методологических исследований и учитывает важные аспекты: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?), касающийся человеческой культуры [2]. Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения: П.К.Анохин выдвинул идею, что решающим и единственным фактором является результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата [1]. Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель: элементы системы объединяются и функционируют ради определенной цели. Мир представляет собой единство систем, находящихся на разном уровне развития, причем каждый уровень служит средством и основой существования другого, более высокого уровня развития систем.

Применение принципов системного подхода к изучению культуры, к анализу культурных процессов собственно и определяет специфику философского знания, которое подразумевает культуру как некий целостный системный феномен. Его общесистемные параметры, смысл и логика их изменений от одной культурной эпохи к другой (причем это в равной мере относится как к культуре в целом, так и к более низким иерархическим уровням ее рассмотрения - культуре историко-культурной эпохи, региона, нации, общности, отдельным подсистемам культуры и т. д.). В центре ее внимания - то, что характеризует культуру как нечто большее, чем сумма составляющих ее элементов. Системный подход является, следовательно, методологической основой к пониманию технологизации культуры. Отношение к культуре как к системе позволяет выявить феноменологическую сущность культуры и понять, какие же процессы обеспечивают ее «жизнь и жизнедеятельность» в человеческом обществе.

Причем именно системный анализ дает нам возможность выделить и подчеркнуть значение ряда тех важнейших специфических свойств культуры, совокупность которых как раз и определяет ее существование в виде целостно-системного феномена, уточнить определение самого объекта философского исследования и выработать адекватную технологию его изучения.

Современная эпоха в интеллектуальном плане характеризуется как постклассическая, что позволяет использовать в качестве магистрального направления развития современной методологии права основной принцип постклассицизма - методологический плюрализм,

характерными особенностями которого являются, во-первых, представление о методологии как синтезе различных исследовательских парадигм, способных воссоздать в общей картине все многообразие социокультурной реальности; во-вторых, признание познавательных возможностей различных методов и их использование для оптимизации результатов исследования; в-третьих, понимание того, что социальная реальность настолько сложна, что требует взаимодействия и взаимодополнения разных принципов и методов.

Литература

1. Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы. М., 1999.

2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М., 1998.

3. Флиер А.Я. Апология гуманистики // Философские науки. 2000. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.