Научная статья на тему 'Методологические основы выбора средств автоматической фиксации нарушений ПДД'

Методологические основы выбора средств автоматической фиксации нарушений ПДД Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
256
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КРИТЕРИЙ СИСТЕМНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / VEHICLE / ROAD TRAFFIC ACCIDENT AUTOMATIC LOCKING MEANS CONCEPTUAL MODEL THE CRITERIONS OF SYSTEM EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Керимов Мухтар Ахмиевич, Сафиуллин Равилл Нуруллович, Черняев Игорь Олегович, Алексей Вячеславович Марусин

Представлена методика обоснования количества и места расположения средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, позволяющая разработать эффективную систему управления безопасностью дорожного движения на муниципальном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Керимов Мухтар Ахмиевич, Сафиуллин Равилл Нуруллович, Черняев Игорь Олегович, Алексей Вячеславович Марусин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS CHOICE THE OF MEANS OF AUTO-COMMIT TRAFFIC VIOLATIONS

A methodic of basing the amount and seats location money a automatic commit violations of traffic rules which allow develop an effective system of road safety management at the municipal and regional levels is given.

Текст научной работы на тему «Методологические основы выбора средств автоматической фиксации нарушений ПДД»

Kerimov Mukhtar Ahmievich, doctor of technical sciences, professor, martan-rs@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

Safiullin Ravill Nurullovich, candidate of technical sciences, docent safravi@,mail. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

Marusin Alexey Vyacheslavovich, postgraduate, 89312555919@mail.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

Belikova Daria Dmitrievna, master, roadtraffic@mail. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering

УДК 656.025.41.6 (075.8)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА СРЕДСТВ

АВТОМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПДД

М.А. Керимов, Р.Н. Сафиуллин, И.О. Черняев, А.В. Марусин

Представлена методика обоснования количества и места расположения средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, позволяющая разработать эффективную систему управления безопасностью дорожного движения на муниципальном и региональном уровнях.

Ключевые слова: транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, средства автоматической фиксации, концептуальная модель, критерий системной эффективности.

Разработка методики обоснования количества средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, обеспечивающих эффективное системное влияние на аварийность, является актуальной задачей. Эффективность применения средств автоматической фиксации может оцениваться такими критериями, как:

- снижение числа ДТП;

- уменьшение количества нарушений правил дорожного движения на 30 % (за определенный интервал времени).

Выбор рационального количества средств автоматической фиксации (САФ) направлен на максимальную реализацию надзорных функций в местах концентраций ДТП с целью снижения аварийности на дорогах. Повышение профилактической и воспитательной роли САФ, стимулирующей

законопослушное поведение водителей транспортных средств (ТС), - не менее важная задача, решаемая комплексной системой фотовидеофикса-ции нарушений ПДД. Для обоснования и выбора места расположения стационарных и передвижных комплексов в основном используется информация, полученная на основе анализа аварийности.

Дислокация мест установки передвижных комплексов утверждается органами ГИБДД ежемесячно на каждый день.

Схема суточной расстановки САФ разрабатывается с учетом оперативной обстановки; учитываются также складывающееся положение с аварийностью и причины совершения дорожно-транспортных происшест-вий.

Научное обоснование выбора количества и места расположения стационарных и передвижных комплексов до сих пор не разработано.

При разработке концептуальной модели системы фотовидеофикса-ции нарушений ПДД основными факторами являются:

- интенсивность движения ТС;

- уровень аварийности (число ДТП и количество погибших);

- топографическое распределение дорожно-транспортных происшествий (наличие очагов аварийности и их количество).

Определение необходимого количества САФ, а также выявленных указанными комплексами правонарушений административного характера сводится к решению оптимизационной задачи, которая формулируется следующим образом:

шт (тах) Р(х), х е хР, (1)

где Р(х) - целевая функция; ^ - вид функциональной зависимости; х - вектор управляемых параметров; хР - область допустимых значений вектора управляемых параметров (дискретное множество).

Для решения поставленной задачи наиболее подходящими являются методы условной оптимизации. Модель обоснования количества САФ запишется следующим образом:

Кс = /(Б, С, Т), (2)

где Кс - количество объектов САФ, необходимых для обеспечения требуемого уровня БДД; Б - количество правонарушений, зафиксированных на конкретном участке улично-дорожной сети (за определенный интервал времени); С - ситуационное (топографическое) расположение места установки объекта САФ; Т - время, в течение которого проводится мониторинг контролируемого участка дороги.

Количество фиксируемых нарушений ПДД, выявляемых объектами САФ, зависит от различных факторов:

П = / (И,П,В,Кр,Кс), (3)

где И - интенсивность движения ТС; П - природно-климатические условия; В - время суток; Кр,- количество рубежей контроля; Кс - количество комплексов фотовидеофиксаций.

Показатель качества функционирования средств автоматической фиксации определяется путем сопоставления полезного эффекта, получаемого от данного объекта, и суммарных затрат на его приобретение и эксплуатацию:

и - Э,

и З (4)

где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации данного комплекса; З - затраты на производство и эксплуатацию комплекса.

Полезный эффект от эксплуатации САФ заключается прежде всего в социальной значимости указанных комплексов, которая может быть оценена показателем снижения ДТП на аварийно-опасном участке улично-дорожной сети («очаге аварийности»). Другая составляющая полезного эффекта - количество выявленных объектом САФ правонарушений административного характера.

В общем виде суммарный полезный эффект от эксплуатации данного комплекса Э определяется критерием системной эффективности:

к _ {Э(+)»>}, {Нэн «} э' {Зс1]},{Э(-)у} ' (5)

где {Э(+)},{Э(-)} - соответственно совокупность положительных с системной точки зрения и отрицательных эффектов от функционирования объектов за расчетный интервал времени; {НЭН} - совокупность видов энтропии системы, нейтрализуемой объектом; {Зс} - совокупность затрат системы на поддержание функционирования объекта, передаваемых от соответствующего уровня к объекту.

Предложенный методологический подход может служить концептуальной основой для построения системы управления безопасностью дорожного движения на муниципальном и региональном уровнях.

Список литературы

1. Керимов М.А., Хлудова М.В. Контроллерные сети в автомобильных приложениях: факторы надёжности функционирования // Известия Международной академии аграрного образования. 2013. Вып. №16. Т. 4 С.131 - 133.

Керимов Мухтар Ахмиевич, д-р техн. наук, проф., тагШпч^ а уапЛех.ги, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Сафиуллин Равилл Нуруллович, канд. техн. наук, доц., , safrav'аma'l.ги, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Черняев Игорь Олегович, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, cher-nyaev@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Алексей Вячеславович Марусин, асп., 89312555919@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт - Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS CHOICE THE OF MEANS OF AUTO-COMMIT TRAFFIC VIOLATIONS

M.A. Kerimov, R.N. Safiullin, I. O. ^ernyaev, A. V. Marusin

A methodic of basing the amount and seats location money a automatic commit violations of traffic rules which allow develop an effective system of road safety management at the municipal and regional levels is given.

Key words: vehicle; road traffic accident, automatic locking means, conceptual model, the criterions of system efficiency

Kerimov Mukhtar Ahmievich, doctor of technical sciences, professor, martan-rs@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

Safiullin Ravill Nurullovich, candidate of technical science., docent, safravi@,mail. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

^ernyaev Igor Olegovich, candidate of technical sciences, docent, cher-nyaev@rambler. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

Marusin Alexey Vyacheslavovich, postgraduate, 89312555919@mail.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.