Zayats Yuriy Alexandrovich, doctor of technical sciences, docent, the dean, sajua@yandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Command School (Military Institute) name of the army General C. F. Margelov,
Pronkin Maksim Vladimirovich, student, sajua@yandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Command School (Military Institute) name of the army General C. F. Mar-gelov
УДК 656.025.41.6(075.8)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПДД С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
М.А. Керимов, Р.Н. Сафиуллин, А.В. Марусин, Д. Д. Беликова
Показано, что эффективное функционирование объектов автоматической фиксации может осуществлятся при разработке перспективных программных и технических средств, предназначенных для повышения и контроля безопасности дорожного движения и используемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Системный подход на основе методов математического анализа выявляет вопросы, связанные с разработкой критериев эффективности функционирования систем автоматической фиксации, основанных на базовых принципах и положениях теории принятия решений
Ключевые слова: система автоматической фиксации, эффективность, методология, концептуальные подходы.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью националь-ных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития
Российской Федерации. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р. Задачи указанной стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как программа направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной стратегии -повышение безопасности дорожного движения.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
- массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников движения;
- низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;
- недостаточный технический уровень дорожного хозяйства;
- несовершенство технических средств организации дорожного движения.
Наиважнейшим рычагом формирования законопослушности участников дорожного движения является создание системы неотвратимости наказания за совершенные правонарушения. Решение вопросов упорядоченного движения транспорта и пешеходов, сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, возможно только за счет широкого внедрения рациональных методов и применения современных технических средств и систем организации движения.
С 2008 г. внедряются аппаратно-программные комплексы идентификации транспортных средств и измерителей скорости. Апробированы и получили право на эксплуатацию новейшие интеллектуальные системы контроля за соблюдением скоростного режима, видеофиксации различных нарушений ПДД. Система фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения предназначена для фиксации случаев превышения установленной скорости движения в целях создания необходимой доказательной базы. Контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, осуществляется в соответствии с приказов МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185 «Об утвер-
ждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Использование для контроля за дорожным движением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, - это необходимое условие повышения безопасности на российских дорогах. Эти средства доказали свою эффективность и получили широкое распространение во всем мире. На сегодняшний день специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для фиксации нарушений правил дорожного движения действуют практически во всех регионах Российской Федерации.
Анализ деятельности систем автоматической фиксации показал, что внедрение системы фотовидеофиксации в регионах России значительно повышает дисциплину водителей. Однако отсутствие единых требований и стандартов к применяемым техническим средствам и создаваемым системам приводит к появлению оборудования и программного обеспечения сомнительного качества и функционала а, следовательно, к невозможности в полном мере обеспечивать контроль нарушителей с целью повышения безопасности дорожного движения.
Эффективное функционирование объектов автоматической фиксации для повышения безопасности дорожного движения улично-дорожной сети может осуществляться при решении следующих задач:
1) создание многоуровневой, иерархически организованной схемы (системы) взаимодействия подразделений, участвующих в реализации административных процедур по контролю за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации;
2) разработка эффективных программных и технических средств, предназначенных для повышения и контроля безопасности дорожного движения, используемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
3) обеспечение управленческих и инфраструктурных решений, обеспечивающих оптимальную структуру и эффективное функционирование средств (комплексов) контроля безопасности дорожного движения, составляющих базовые принципы и положения теории принятия решений.
4) Приспособленность комплексов автоматической фиксации выполнять предписанные функции в течение заданного времени и в соответствии с требуемым уровнем.
Поэтому особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой методологических основ эффективного функционирования систем автоматической фиксации нарушений ПДД с целью повышения
безопасности дорожного движения (рис. 1). Данный системный подход на основе методов математического анализа выявляет вопросы, связанные с разработкой критериев эффективности функционирования систем автоматической фиксации, основанных на базовых принципах и положениях теории принятия решений. Алгоритм управленческих решений по снижению аварийности на объекте улично-дорожной сети представлен на рис. 2.
Рис. 1. Методологические основы эффективного функционирования систем автоматической фиксации нарушений ПДД с целью повышения безопасности дорожного движения
Параметрьг хара еризу к ~ие дорожное движение (ДЦ)на объекте
Процесс дорожного движения на объекте улично-дорожной сети
а
Разработка и внедрение ы ероприятий п о повыш ению безопасности ДД при
ИСПОЛЬ ЗОЕ ании
САФ
Ж
Идентификация очага
и у становление причин повыш енной аварийности на объ екте улично-дорожкой сети
Поиск и принятие решений по установке
САФ с целью снижения аварийности
Оценка эффективности использования САФ и принятие управленческих решений на основе анализа издержек по критерию: Из* —> шш
Ижсн. —* ШЩ Истяж.^ЫПН
Рис. 2. Алгоритм управленческих решений по эффективному функционированию систем автоматической фиксации нарушений ПДД с целью повышения безопасности дорожного движения
Таким образом, обоснование и выбор оптимального варианта организации систем автоматической фиксации следует осуществлять с использованием методов и программных средств, реализующих системный критерий уровня безопасности дорожного движения РБдд и составляющих основу теории принятия решений (ТПР). В информационных системах, предназначенных для эксплуатации в организациях, регламентированных в своей деятельности сводом законов и нормативных документов, процесс создания антологий (множества объектов информационной системы, их классов и их составляющих в совокупности с фундаментальными свойствами и взаимосвязями, которые определяют их поведение и изменение) значительно упрощается. В этом случае, как правило, уже определен понятийный аппарат информационных систем и указаны возможные взаимосвязи их объектов.
Объект автоматической фиксации рассматривается как модель влияния случайных системообразующих факторов на средства автоматической фиксации нарушений ПДД, как многопараметрическая система, которая в терминах «вход-выход» выглядит следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Модель функционирования объектов автоматической
фиксации нарушений ПДД
На входе системы действует вектор-функция контролируемых параметров X. Другая совокупность входов, представленная вектор-функцией Е, включает факторы, учитывающие технико-эксплуатационные характеристики объектов и поведенческую культуру водителей. Вектор-функция неуправляемых параметров В интерпретируется как аддитивная помеха вероятностей природы. Выходной процесс определяется многомерным вектором РБдд, является показателем качества функцио-нирования объекта и характеризует его приспособленность выполнять предписанные функции на заданном уровне. Уровень БДД определяется оптимальным сочетанием оценок эффективности реализуемых функций и их фактических значений за конкретный период.
Причинно-следственная связь между указанными группами параметров моделируется следующим соотношением:
Рбдд=А[Х, В, El
v х, в, Е е V3
где А - оператор системы; V - заданное множество допустимых состояний векторов X, В и Е; V - квантор общности.
105
Таким образом, рассмотренный методологический подход, учитывающий разработанные методики и алгоритмы, модели функционирования систем автоматической фиксации нарушений ПДД, включая реализованный механизм взаимодействия организаций и различных учреждений, представляет собой концептуальную основу построения системы эффективного функционирования объектов автоматической фиксации нарушений с целью повышения безопасности дорожного движения на региональном и федеральном уровнях
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100.
2. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения. Дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Керимов Мухтар Ахмиевич, д-р техн. наук, проф., martan-rs@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Равилл Нуруллович Сафиуллин, канд. техн. наук, доц., safravi@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Марусин Алексей Вячеславович, асп., 89312555919@mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Беликова Дарья Дмитриевна, магистр, roadtraffic@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
METHODOLOGICAL BASES OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF SYSTEMS
OF A UTOMA TIC COMMIT VIOLA TIONS OF TRAFFIC RULES IN ORDER
TO INCREASE ROAD SAFETY
M.A. Kerimov, R.N. Safiullin, A. V. Marusin, D.D. Belikova
Effective functioning of objects a automatic fixation can be carried in the development of programs, hardware designed to enhance, the road safety are used at the federal, regional and municipal level. A systematic approach based on the methods of mathematical analysis identifies criteria issues related to the development of efficiency functioning systems of a automatic fixation based on the basic principles and provisions of decision theory
Key words: The system of a automatic fixation, the effectiveness, methodology, conceptual approaches.
Kerimov Mukhtar Ahmievich, doctor of technical sciences, professor, martan-rs@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,
Safiullin Ravill Nurullovich, candidate of technical sciences, docent safravi@,mail. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,
Marusin Alexey Vyacheslavovich, postgraduate, 89312555919@mail.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,
Belikova Daria Dmitrievna, master, roadtraffic@mail. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering
УДК 656.025.41.6 (075.8)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА СРЕДСТВ
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПДД
М.А. Керимов, Р.Н. Сафиуллин, И.О. Черняев, А.В. Марусин
Представлена методика обоснования количества и места расположения средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, позволяющая разработать эффективную систему управления безопасностью дорожного движения на муниципальном и региональном уровнях.
Ключевые слова: транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, средства автоматической фиксации, концептуальная модель, критерий системной эффективности.
Разработка методики обоснования количества средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, обеспечивающих эффективное системное влияние на аварийность, является актуальной задачей. Эффективность применения средств автоматической фиксации может оцениваться такими критериями, как:
- снижение числа ДТП;
- уменьшение количества нарушений правил дорожного движения на 30 % (за определенный интервал времени).
Выбор рационального количества средств автоматической фиксации (САФ) направлен на максимальную реализацию надзорных функций в местах концентраций ДТП с целью снижения аварийности на дорогах. Повышение профилактической и воспитательной роли САФ, стимулирующей