Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная система воспитания / социально востребованный образ выпускника / воспитательный результат / методологические основы / культурно-историческая концепция / контекстный подход / системный подход / субъектный подход / компетентностно-деятельностный подход / national education system / socially demanded image of graduate / educational result / methodological foundations / cultural and historical concepts / contextual approach / systemic approach / competence-activity approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.М. Коломиец

Актуальность исследования обусловлена необходимостью становления новой национальной системы воспитания, которая ориентирована на укрепление государственной безопасности России на современном этапе ее развития. Реализация цели исследования – обосновать методологическую основу становления национальной системы воспитания – определяется решением задач: раскрыть социально востребованный образ россиянина на современном этапе развития страны; описать систему научных положений как методологической основы становления национальной системы воспитания. Опираясь на анализ научных подходов, теорий и концепций, выделяется система теоретических положений методологической основы становления национальной системы воспитания, что определяет научную новизну и теоретическую значимость исследования. Его практическая значимость состоит в направленности на развитие деятельности субъектов воспитательного процесса в структуре национальной системы воспитания. Результатом проведенного исследования является обоснование системы теоретических положений как методологической основы становления национальной системы воспитания, направленной на становление духовно-нравственного Человека как гражданина-патриота России, человека – созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.М. Коломиец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL EDUCATION SYSTEM IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIA’S DEVELOPMENT

The relevance of the research is due to the need to establish a new national education system, which is focused on strengthening the state security of Russia at the present stage of its development. The realization of the research goal to substantiate the methodological basis for the formation of the national education system is determined by solving the following tasks: to reveal the socially demanded image of a Russian at the present stage of the country’s development; to describe the system of scientific provisions as the methodological basis for the formation of the national education system. Based on the analysis of scientific approaches, a system of theoretical provisions of the methodological basis for the formation of the national education system is highlighted, determining the scientific novelty and theoretical significance of the study. Its practical significance lies in the focus on the development of the activities of the subjects of the educational process in the structure of the national education system. The result of the research is the substantiation of the system of theoretical provisions as a methodological basis for the formation of the national system of education, aimed at the formation of a spiritual and moral Person as a citizen-patriot of Russia, a person-creator of spiritual and material values in the interests of the state, society and family, who is responsible for the future of his country and people.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ»

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155). Available at: http://www.pravo.gov.ru/news/2014.08/news_0608. html/

2. Krucko D.S. Razvitie tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov posredstvom izobrazitel'noj deyatel'nosti. Regional'naya kultura kak komponent soderzhaniya nepreryvnogo obrazovaniya: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2021. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=693871

3. Zaporozhec A.V., Lisina M.I. Razvitie vospriyatiya v rannem idoshkol'nom detstve. Moskva, 1966.

4. Kirgueva F.H. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya u mladshih shkol'nikov. Sovremennye tehnologiiobucheniya: sbornik statej i tezisov. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2020; Vypusk № 20: 96-106.

5. Kirichenko K.V. Vliyanie tehnik risovaniya na razvitie voobrazheniya v doshkol'nom vozraste. Obrazovanie i vospitanie. 2017; № 5: 54-58.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 378

Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Moscow, Russia), E-mail: olga9104545604@mail.ru

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL EDUCATION SYSTEM IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIA'S DEVELOPMENT. The relevance of the research is due to the need to establish a new national education system, which is focused on strengthening the state security of Russia at the present stage of its development. The realization of the research goal to substantiate the methodological basis for the formation of the national education system is determined by solving the following tasks: to reveal the socially demanded image of a Russian at the present stage of the country's development; to describe the system of scientific provisions as the methodological basis for the formation of the national education system. Based on the analysis of scientific approaches, a system of theoretical provisions of the methodological basis for the formation of the national education system is highlighted, determining the scientific novelty and theoretical significance of the study. Its practical significance lies in the focus on the development of the activities of the subjects of the educational process in the structure of the national education system. The result of the research is the substantiation of the system of theoretical provisions as a methodological basis for the formation of the national system of education, aimed at the formation of a spiritual and moral Person as a citizen-patriot of Russia, a person-creator of spiritual and material values in the interests of the state, society and family, who is responsible for the future of his country and people.

Key words: national education system, socially demanded image of graduate, educational result, methodological foundations, cultural and historical concepts, contextual approach, systemic approach, competence-activity approach

О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова», г. Москва,

E-mail: olga9104545604@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью становления новой национальной системы воспитания, которая ориентирована на укрепление государственной безопасности России на современном этапе ее развития. Реализация цели исследования - обосновать методологическую основу становления национальной системы воспитания - определяется решением задач: раскрыть социально востребованный образ россиянина на современном этапе развития страны; описать систему научных положений как методологической основы становления национальной системы воспитания. Опираясь на анализ научных подходов, теорий и концепций, выделяется система теоретических положений методологической основы становления национальной системы воспитания, что определяет научную новизну и теоретическую значимость исследования. Его практическая значимость состоит в направленности на развитие деятельности субъектов воспитательного процесса в структуре национальной системы воспитания. Результатом проведенного исследования является обоснование системы теоретических положений как методологической основы становления национальной системы воспитания, направленной на становление духовно-нравственного Человека как гражданина-патриота России, человека - созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи.

Ключевые слова: национальная система воспитания, социально востребованный образ выпускника, воспитательный результат, методологические основы, культурно-историческая концепция, контекстный подход, системный подход, субъектный подход, компетентностно-деятель-ностный подход

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью обосновать те методологические подходы развития национальной системы воспитания, которые обеспечили бы становление Человека как гражданина-патриота с духовно-нравственным служением своему Отечеству на современном этапе развития РФ в ситуации новых вызовов и военных угроз со стороны недружественных России стран Европы и США. Обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие нашей страны на долгосрочную перспективу призван подписанный Президентом РФ В.В. Путиным в 2021 г Указ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором «сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан» [1, с. 28] определяют тенденции и возможности развития России в современном мире.

В условиях идеологического и психологического воздействия с целью насаждения чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества деструктивной западной идеологии, в условиях способствующей ее распространению деятельности публично-правовых образований, организаций и лиц, представляющих объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации, принята новая государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [2], целенаправленное присвоение которых народом России в начале 90-х годов XX века в результате разрушения СССР было заменено на западно ориентированную систему образования и воспитания. Ценности западной цивилизации интериоризирова-лись в сознание людей, общество заболело атомизацией, меркантилизмом, со-циопатией, приоритетом материального над духовным. Системы образования и воспитания ориентировались на «подготовку лидеров, чтобы он был везде «пер-

вым, первым, первым». «Первым он со стола спрыгнет, но под танк он не пойдет, потому что ориентирован на сохранность своего Эго», - отмечали авторы Указа № 809 [3].

«Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России» как одного из «главных национальных интересов России на современном этапе» [2, с. 28-29] представляется возможным на основе появления новой национальной системы воспитания, обеспечивающей становление Человека - патриота и гражданина страны с духовно-нравственно-ценностным служением своему Отечеству; Человека - созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи; гармонично развитой и социально ответственной личности в Человеке на основе духовно-нравственных ценностей, культурно-исторических традиций народов Российской Федерации.

Целью нашего научного исследования является обоснование методологической основы становления национальной системы воспитания в соответствии с представлениями общества о «желаемом образе человека» на современном этапе развития России.

Основные задачи исследования: раскрыть социально востребованный образ россиянина на современном этапе развития страны; описать систему теоретических положений как методологической основы становления национальной системы воспитания.

В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ философской, науковедческой, психолого-педагогической литературы; изучение нормативно-правовых документов; проектирование теоретических положений как методологической основы под конкретные воспитательные результаты и деятельности субъектов воспитательного процесса.

Научная новизна исследования заключается в обосновании системы научных методологических положений новой национальной системы воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении новых педагогических условий организации воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в ее направленности на развитие деятельности субъектов воспитательного процесса в структуре национальной системы воспитания.

Цели и задачи национальной системы воспитания должны определяться воззрениями общества и государства о «желаемом образе человека» и представлять собой государственный заказ, который выражает потребность в формировании подрастающего поколения в соответствии с актуальной для данного этапа развития страны стратегией национальной безопасности [4, с. 172].

В исследовании предлагается система научных положений философ-ско-психолого-педагогических теорий, концепций, подходов, выступающих методологической основой развития национальной системы воспитания. Использование контекстного подхода в нашем исследовании задает ориентир на изучение геополитического контекста для дальнейшего определения целей, задач, идеологической основы и результатов национальной системы воспитания, которая на современном этапе развития России призвана содействовать выполнению главной функции государства - укреплению национальной безопасности РФ на международной арене. В соответствии с этой функцией задачи воспитания рассматриваются как подготовка человека к жизнедеятельности, в которой он действует, прежде всего, в интересах государства и своего Отечества. Поэтому идеологической основой становления национальной системы воспитания является сбережение народом России нашего великого Отечества как наследия, которое нам передали наши деды и отцы и которое мы приумножаем и передаем нашим детям и внукам. В этом случае содержанием национальной системы воспитания становится содержание нашего Отечества: сам героический народ России, защищающий и приумножающий территорию, на которой он живет, его духовно-нравственные ценности, культура, история, язык, традиции, достижения, созидательный труд и т. д.

В нашем исследовании философско-аксиологический подход задает вектор работы с определениями понятий традиционных духовно-нравственных ценностей для раскрытия их подлинных смыслов в светском, а не религиозном ракурсе. Базовое понятие «ценность» определяется авторами как «то, во имя чего проживается жизнь», как «некий путь жизни, образ жизни», как «определенный способ бытия человека в мире, способ отношения к миру» [5].

Использование системного подхода в проектировании содержания национальной системы воспитания и ее результатов позволяет разработать на основе ее многовековой истории и культуры социально востребованный системный образ гражданина России и защитника своего Отечества, который включает:

- научное мировоззрение как инструмент объективной ориентировки человека в окружающем его мире;

- присвоенные человеком духовно-нравственные ценности (служение Отечеству, любовь к Родине, быть патриотом и гражданином своей страны, Бог, ответственность за судьбу страны и ее народа, духовность, нравственность, крепкая семья, созидательный труд, др.), выступающие его жизненными ориентирами;

- умственные способности, типы мышления, сформированная мыследе-ятельность и развитые сознание и разум как инструменты аналитико-синтетиче-ской переработки информации из окружающего мира и ее присвоения человеком, что исключает риски быть подверженным манипуляциям и управлению со стороны кого-либо деструктивного элемента и т. д.;

- определяющие ценностное развитие человека чувства, качества, черты характера, убеждения, установки, принципы, выступающие для него его собственной идеологией духовно-нравственного служения своему отечеству;

- совершаемые человеком поступки и его поведение, сформированные у него виды образовательной, профессиональной и социальной деятельности, которые определяют становление человека - созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи, субъекта своей жизнедеятельности на протяжении всей жизни.

Воспитание, ориентированное на данный образ гражданина России и защитника своего Отечества, направлено на развитие разных сфер человека: психофизиологической; чувственно-эмоциональной; познавательно-интеллектуальной (ментальной, умственной); деятельностно-поведенческой; социальной межличностной и коллективной; духовно-нравственной, мировоззренческой. Они развиваются параллельно на протяжении всей жизни человека - сначала в управляемом процессе его воспитания в семье, образовательных учреждениях, социальных институтах, а потом в процессе самовоспитания.

Особая роль в развитии национальной системы воспитания принадлежит культурно-исторической концепции (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, З.А. Решетовой, Н.Н. Нечаева и др.), которая раскрывает условия присвоения человеком ценностей культуры посредством интериориза-ции - личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Так как «всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах - сперва в социальном, потом - в психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» [6, с. 140], методологический аспект национальной системы

воспитания должен включать в себя специфику социального взаимодействия взрослых людей, общения ребенка с взрослым в качестве главного источника присвоения человеком культурно-исторических ценностей в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности.

Воспитание может быть результативным только благодаря способности к интеллектуальной трансформации человека, интеллектуальное созревание которого происходит в зоне ближайшего развития благодаря процессу инте-риоризации в контексте усвоения ценностей, способов поведения и навыков в деятельности и социальных отношениях, опосредованных речью. Опираясь на психологическую теорию деятельности (А.Н. Леонтьева), раскрывающую, что «... личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» [7, с. 96], можно выделить важные факторы влияния на организацию воспитательного процесса - развитие сознания при социальном взаимодействии в предметной деятельности.

Деятельностный подход раскрывает структуру и содержание разных видов деятельности субъекта воспитательного процесса, в которых происходит присвоение им конкретной ценности. На первом этапе он сначала овладевает знаниями о содержании понятия, которым обозначается конкретная ценность, выясняет ее место в структуре своего мировоззрения; потом узнает, через какие чувства и эмоции можно проявлять ценность; далее выясняет, какие качества, жизненные установки и принципы, черты характера должны быть ему присущи, чтобы быть «носителем» этой ценности. Все это на следующем этапе выступает ценностной основой в проявлении воспитанником своего отношения к окружающей действительности в выполнении конкретных действий и реализации умений, способностей, навыков, привычек; совершении поступков и реализации поведения; выполнении видов деятельности в разных сферах его жизнедеятельности, опираясь на сознание, разум, умственные способности, мыследеятельность.

Субъектный подход определят теоретические положения развития субъектной позиции воспитуемого, который на основе своих широких социальных потребностей и мотивов организует и управляет своей деятельностью по самовоспитанию без целевого влияния извне на протяжении всей своей жизни [8].

Компетентностно-деятельностный подход раскрывает содержание видов профессиональной деятельности педагога (воспитателя, учителя, преподавателя, родителя) и деятельности воспитуемого (школьника, студента, взрослого) в соответствии со структурой и содержанием психологических процессов интериоризации и экстериоризации, что гарантирует достижение запланированных воспитательных результатов [8]:

1) проектирование педагогом содержания и характеристик результатов воспитания школьников, студентов, взрослых, которые измеряются не количеством проведенных мероприятий и не числом вовлеченных в них людей, а качественными изменениями самих воспитуемых, их действий, деятельности, поступков, поведения;

2) организация управляемой педагогом исследовательской деятельности воспитанника по изучению предметного материала воспитательного компонента (например, понятий, обозначающих духовно-нравственные ценности: «духовность», «нравственность», «Отечество», «ответственность», «приоритет духовного над материальным»; мировоззрение, чувства, качества, жизненные установки и др.);

3) организация управляемой педагогом знаково-символической деятельности воспитанника по построению им в своем альбоме или дневнике разных рисунков, графических изображений, аппликаций, текстовых записей и др., которые в материализованной форме передают/обозначают смыслы чувств, качеств, черт характера, убеждений, жизненных установок, принципов, отношения к окружающей реальности и др. в виде «чувственных схем» и «ментальных схем». Функция этих схем - выступить ориентировкой для воспитанника в выполнении дальнейшей практической событийной деятельности осознанно, самостоятельно, без ошибок;

4) организация управляемой педагогом практической событийной деятельности воспитанника по интериоризации содержания построенных в материализованной форме «чувственных схем» и «ментальных схем» в «чувственный план» и «ментальный план» сознания и превращение их в «чувственный образ» или «ментальный образ», который становится собственной идеологией человека в духовно-нравственном служении Отечеству;

5) организация самостоятельной практической событийной деятельности воспитанника на основе экстериоризации содержания «чувственного образа» и «ментального образа», которые выступают ценностной основой в проявлении воспитанником своего отношения к окружающей реальности в выполнении конкретных действий и реализации умений, способностей, навыков, привычек; в совершении поступков и реализации поведения; в выполнении видов деятельности в разных сферах жизнедеятельности, опираясь на сознание, разум, умственные способности, мыследеятельность.

Результатом проведенного исследования является обоснование системы теоретических положений как методологической основы становления национальной системы воспитания, направленной на становление духовно-нравственного Человека как гражданина - патриота России, человека - созидателя духовных и материальных ценностей в интересах государства, общества и семьи, который несет ответственность за будущее своей страны и народа, реализует граждан-ско-патриотическое и духовно-нравственное служение Отечеству на протяжении всей жизни.

Библиографический список

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента РФ № 400 от 02.07.2021 г Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

2. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ № 809 от 09.11.2022 г. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/69810

3. Доклад П.И. Юнацкевича на XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях 1.12.23 в Ханты-Мансийске. Available at: https://strategy24.ru/rf/news/ primat-dukhovnogo-nad-materialnym

4. Коломиец О.М., Старцева Т.В., Паскевская Н.А., Коломиец А.А. Идеология патриотизма - основа воспитания человека в России. Образование в XXI веке: материалы VI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2023: Издательство ИГУ 2023: 169-174.

5. Барышков В.П. Аксиология: учебное пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Москва: Издательство Юрайт, 2023. Available at: https://urait.ru/bcode/513910

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Москва: Смысл: Академия, 2005.

8. Коломиец О.М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода. Москва: ИД «Развитие образования», 2018.

References

1. O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii Ukaz Prezidenta RF № 400 ot 02.07.2021 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

2. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF № 809 ot 09.11.2022 g. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/69810

3. Doklad P.I. Yunackevicha na XXXII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chteniyah 1.12.23 v Hanty-Mansijske. Available at: https://strategy24.ru/rf/news/primat-dukhovnogo-nad-materialnym

4. Kolomiec O.M., Starceva T.V., Paskevskaya N.A., Kolomiec A.A. Ideologiya patriotizma - osnova vospitaniya cheloveka v Rossii. Obrazovanie v XXI veke: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2023: Izdatel'stvo IGU, 2023: 169-174.

5. Baryshkov V.P. Aksiologiya: uchebnoe posobie. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2009.

6. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023. Available at: https://urait.ru/bcode/513910

7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost': uchebnoe posobie. Moskva: Smysl: Akademiya, 2005.

8. Kolomiec O.M. Koncepciyaprepodavatel'skojdeyatel'nosti v kontekste kompetentnostno-deyatel'nostnogopodhoda. Moskva: ID «Razvitie obrazovaniya», 2018.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Kolomiets O.M, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Moscow, Russia), E-mail: olga9104545604@mail.ru Kanyuk A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: gzhelnauka@mail.ru Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ntlsokol@mail.ru

THE GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: DETERMINANTS AND LEADING DEVELOPMENT TRENDS. The article examines the most significant problems that have arisen in connection with the changes that have been fixed in the Russian vocational education system over the past three decades. The article examines in detail the influence of the leading trends in the development of society and the global economy on the educational process carried out in the space of modern professional education organizations. The article considers a problem of interaction between universities and employers. The authors conclude that the system of national vocational education has gone through a long and active path of alternating various modernization processes, starting from the 90s of the XX century and up to the present. In many ways, they are determined by the general trends in the social development of society, the global professional system, the acceleration of scientific and technological progress, the development of the economy based on digitalization and at the same time the prevalence of humanistic ideas of personal development and orientation towards the continuous nature of education and self-education.

Key words: educational process, requirements for modern specialist, modernization of vocational education system, leading trends in development of vocational education system

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», ФГБОУ Во «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ», г. Москва, E-mail: olga9104545604@mail.ru

А.С. Канюк, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: gzhelnauka@mail.ru

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: ntlsokol@mail.ru

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены наиболее значимые проблемы, возникшие в связи с изменениями, фиксирующимися в системе профессионального образования России на протяжении трёх последних десятилетий. В статье подвергается детальному рассмотрению влияние ведущих тенденций развития социума и мировой экономки на образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современных организаций профессионального образования. В статье рассмотрена проблема взаимодействия вузов с работодателями. Авторы делают вывод о том, что система отечественного профессионального образования прошла длительный и активный путь чередования различных модернизационных процессов, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время. Во многом они были детерминированы общими тенденциями социального развития общества, мировой системы профессионального, ускорения научно-технического прогресса, развитием экономики на основе цифровизации и в то же время превалирования гуманистических идей развития личности и ориентации на непрерывный характер образования и самообразования.

Ключевые слова: образовательный процесс, требования к современному специалисту, модернизация системы профессионального образования, ведущие тенденции развития системы профессионального образования

Актуальность избранной проблематики заключается в том, что в ней рассматриваются наиболее характерные тенденции, фиксирующиеся в отечественной системе профессионального образования (далее ПО) на протяжении трёх последних десятилетий, начиная с 90-х годов XX в., и закреплённые в законе «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года [1], и заканчивая современным этапом, который, на наш взгляд, можно отсчитывать с момента публикации Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [2] (учитывая, что высшее образование является основной составной частью системы профес-

сионального образования, данный Указ можно рассматривать как программный документ развития всего профессионального образования). В связи с модернизацией системы профессионального образования, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время, актуальным является изучение и анализ основных этапов, тенденций развития высшего образования за обозначенный период, выявления проблем дальнейшего развития [3-19].

Цель данной статьи - изучение наиболее значимых процессов, произошедших в системе профессионального образования Российской Федерации за период с 1992 г и по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.