Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЯ / ТРАДИЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ольга Юрьевна, Басюк Виктор Стефанович, Казакова Елена Ивановна

В статье поднимается проблема сохранения традиционных ценностей отечественного педагогического образования - духовного и нравственного развития будущего педагога, способного обеспечить подлинно гражданское воспитание подрастающего поколения на основе личного примера и глубоких моральных убеждений. Подчёркивается мысль, согласно которой в подготовке российского учителя сложилась устойчивая традиция делать акцент на развитии у будущего педагога умения осуществлять задачи воспитания подрастающего поколения, брать на себя максимальную ответственность за нравственное становление личности в процессе образования. Исторические факты становятся основой, которая позволяет авторам утверждать, что такая традиция сложилась еще в народной педагогике, затем закрепилась в трудах К.Д. Ушинского и стала основой подготовки педагогов в советский период российского государства. Авторы развивают научное положение о взаимосвязи ценностного развития будущего учителя и эффективности всей системы общего и профессионального образования, духовного благополучия общества, подчеркивают глубокие исторические и ментальные корни трактовки духовно-нравственного становления как ключевой ценности российского педагогического образовани Авторы подчеркивают, что значимое влияние на сохранение и развитие аксиологического подхода к пониманию сущности и содержания подготовки педагогических кадров оказала Российская академия образования (ФГБУ «Российская академия образования» (далее - РАО) как институт сохранения научной преемственности и поддержки фундаментальных теоретических оснований педагогической науки. В современной РАО исследуются научные проблемы подготовки учителя и воспитания учеников, проблемы нравственного развития личности, педагогического образования в целом. При этом подчеркивается, что подлинно современные исследования в области педагогического образования и непосредственно духовно-нравственного воспитания, а также в сфере развития будущего учителя требуют междисциплинарного подхода, опоры на постнеклассическую модель познания, в которую включен субъект познания как носитель ценностей и идеологии, личной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Ольга Юрьевна, Басюк Виктор Стефанович, Казакова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES IN CONTEMPORARY RUSSIAN TEACHER EDUCATION

The research raises the problem of preserving traditional values of the national teacher education, that is the spiritual and ethical development of future teachers, who are able to provide a genuinely civil education to the younger generation based on personal example and profound moral convictions. The authors emphasize the idea that teacher training in Russia has developed an enduring tradition to focus on the development of the future teacher’s skills to carry out the tasks for the cultivation of the personality of the younger generation and take maximum responsibility for the formation of individual’s moral identity during the teaching and learning processes. With reference to historical facts, the authors state that this tradition roots in folk pedagogy. It was developed in the works byUshinsky and became the basis of teacher training in Soviet Russia. The research shows that there is a relationship between teacher’s developing values and the effectiveness of the entire system of general and professional education and the spiritual well-being of the society that emphasizes deep historical and mental roots in the interpretation of spiritual and ethical development as the key value of teacher education in Russia.As an institution for maintaining academic continuity, the Russian Academy of Education supports the fundamental theoretical foundations of pedagogy and has always had a significant impact on the preservation and development of the axiological approach to understanding the essence and content of teacher training. Nowadays, the Russian Academy of Education focuses on various academic problems of teacher training and education of learners, problems of moral development of personality, and pedagogical education in general. Simultaneously, the research emphasizes that genuinely modern research in the field of teacher education requires an interdisciplinary approach that involves the future teachers’ spiritual and ethical education in their development, which is based on a post-non-classical model of cognition that includes the subject of cognition as a bearer of values and ideology, as well as personal world views.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №4

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ И ИННОВАЦИОННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Ю. Васильева, B.C. Басюк, Е.И. Казакова Традиционные ценности современного российского педагогического образования1,2

(ФГБУ «Российская академия образования»;

факультет педагогического образования МТУ имени М.В. Ломоносова; институт педагогики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»; Федеральное учебно-методическое объединение высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; e-mail: mail@raop.ru; bvs050@mail.ru; kazakova58@bk.ru)

В статье поднимается проблема сохранения традиционных ценностей отечественного педагогического образования - духовного и нравственного развития будущего педагога, способного обеспечить подлинно гражданское воспитание подрастающего поколения на основе личного примера и глубоких моральных убеждений. Подчёркивается мысль, согласно которой в подготовке российского учителя сложилась устойчивая традиция делать акцент на развитии у будущего педагога умения осуществлять задачи воспитания подрастающего поколения, брать на себя максимальную ответственность за нравственное становление личности в процессе образования. Исторические факты становятся основой, которая позволяет авторам утверждать, что такая традиция сложилась еще в народной педагогике, затем закрепилась в трудах К.Д. Ушинского и стала основой подготовки педагогов в советский период российского государства. Авторы развивают научное положение о взаимосвязи ценностного развития будущего учителя и эффективности всей системы общего и профессионального образования, духовного благополучия общества, подчеркивают глубокие исторические и ментальные корни трактовки духовно-нравственного становления как ключевой ценности российского педагогического образования.

1 Данная статья выполнена рамках проекта «Разработка методологии и реализации программы мониторингового исследования состояния педагогических образовательных программ в условиях перехода на ФГОС 3++ в системе университетского образования» в ходе реализации государственного задания ФГБУ «Российская академия образования» на 2022 год.

2 Данная статья подготовлена в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Авторы подчеркивают, что значимое влияние на сохранение и развитие аксиологического подхода к пониманию сущности и содержания подготовки педагогических кадров оказала Российская академия образования (ФГБУ «Российская академия образования» (далее - РАО) как институт сохранения научной преемственности и поддержки фундаментальных теоретических оснований педагогической науки. В современной РАО исследуются научные проблемы подготовки учителя и воспитания учеников, проблемы нравственного развития личности, педагогического образования в целом. При этом подчеркивается, что подлинно современные исследования в области педагогического образования и непосредственно духовно-нравственного воспитания, а также в сфере развития будущего учителя требуют междисциплинарного подхода, опоры на постнеклассическую модель познания, в которую включен субъект познания как носитель ценностей и идеологии, личной картины мира.

Ключевые слова: ценности педагогического образования; профессиональная подготовка учителя; духовно-нравственные российские ценности; Российская академия образования; культурологический подход; воспитание учителя; традиции подготовки учителя; аксиологические основы педагогического образования; постнеклассическая модель познания.

Исторически, переживая зависимость от природы и «побеждая» ее, созидая и разрушая общественные отношения, человечество искало внутренние резервы самого человека и межчеловеческих связей, чтобы обеспечить свое развитие по вектору «выживание», «физическое и технологическое благополучие». С достаточно большой степенью уверенности можно утверждать, что весь XX век ознаменовался прорывными исследованиями в области физики, биологии, химии, социологии, философии, антропологии, психологии и многих других наук, призванными усилить возможности сохранения и развития человека в мире. Одновременно на периферии исследовательской активности оказались вопросы, берущие свое начало еще в древности, а именно идеи духовного развития человека, становления его нравственных качеств.

Особенную проблемность эта ситуация обрела в отношении вопросов профессиональной подготовки педагога. Российская традиция подготовки будущих педагогов всегда тяготела к тому, чтобы учитель был ориентирован на максимальную ответственность за нравственное становление растущего человека. И по мнению общества, учитель должен видеть основной смысл своей деятельности в помощи ребенку в процессе его взросления: в становлении образованной и зрелой личности, способной к социально продуктивному действию и осознанной ответственности, способной гармонизировать стремление к личностной самореализации с интересами общественного благополучия.

Может быть, именно поэтому, несмотря на любые социальные катаклизмы, мы все точнее понимаем, что современный учитель должен быть устремлен к педагогическому служению. Первые шаги этого

служения он совершает в процессе профессионального обучения, под которым понимается целенаправленное духовно-нравственное становление педагога, развитие его психолого-педагогической культуры, формирование педагогической самости, профессионально-личностное самоопределение. Однако в обучении российского педагога в последние годы сложились и активно проявляются процессы деформации ценностных основ подготовки российского учителя, на смену нравственной позиции как ключевому личностно-профессиональному основанию педагогической деятельности приходят приоритеты инструментальной и технологической готовности учителя, которые в отечественной педагогической науке всегда понимались как надстроечные продукты развития профессионала.

Российская педагогическая наука за более чем 150-летний путь развития научно обосновала положение о том, что образование - это, в первую очередь, процесс формирования и воспитания личности и что духовное благополучие общества во многом гарантируется стремлением и способностью современного учительства вместе с учениками осмысливать нравственный опыт предшественников, переживать и преодолевать все вызовы настоящего, мечтать о будущем и строить его. Здесь уместно привести всем знакомые пушкинские строки: «Самостоянье человека - залог величия его» [ранняя редакция стихотворения «Два чувства дивно близки нам» (1830 г.)]. Нравственное «самостоянье» учителя в наш век стремительных перемен и глобальных вызовов - объективная гарантия устойчивости развития общества. Основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский подчеркивал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [1, с. 16-17].

Актуальное значение для развития современного педагогического образования имеет Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2]. В приказе говорится о важности сохранения и передачи от поколения к поколению традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России. К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно они являются основой консолидации российского общества, создавая прочную основу

для защиты и укрепления российской государственности, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

В связи с этим особое значение приобретают личностно-професси-ональное развитие учителя, подготовка педагогических кадров, способных организовать педагогический процесс с опорой на глубокую нравственную сопричастность к историческому наследию своей многонациональной страны и развивающих у подрастающего поколения осмысленное отношение к социальным, культурным и технологическим процессам.

В первую очередь, речь идет о нравственном развитии российского учителя. Традиция взращивания в педагогах морально-нравственных качеств складывалась веками в отечественной народной педагогике и с конца XVIII в. сформировалась в базовый принцип российской модели педагогического образования. Так, правительство, учреждая педагогические учебные заведения в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Казани в начале XIX века, рассчитывало, в первую очередь, на подготовку учителей-патриотов, которым смогло бы доверить воспитание молодого поколения. Выпускниками первого набора в первый педагогический вуз России были многие известные ученые, государственные и общественные деятели: H.A. Добролюбов, Д.И. Менделеев, Д.И. Миллер и др. Главным требованием для поступающих в учительский институт, открытый в Санкт-Петербурге в 1838 г., было наличие у воспитанников похвальной нравственности. К.Д. Ушинский писал о том, что краеугольным камнем всего педагогического здания является принцип христианской духовности, а на первое место нужно ставить воспитание нравственности: «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» [3, с. 31].

Хотелось бы отметить, что основоположником ценностно-смыслового антропологического поворота, о котором сегодня так много говорят в обществе, был и остается К.Д. Ушинский, великий русский педагог. Выдающийся ученый много лет назад обращал наше внимание на то, что прогресс общества, в том числе и технологический, немыслим без гуманитарной составляющей. Ученый-педагог отмечал, что «...искусство воспитания, как и искусство врачевания, требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки» [4, с. 276].

В советский период отечественной педагогикой также утверждается главенство высокой духовно-нравственной позиции учителя. С 20-х годов XX века активно велись исследования в области профессиографии педагогического труда, осуществлялось научное изучение личности учителя, включая выведение профессионально значимых качеств личности учителя из общественных требований (ожиданий), из анализа

качеств учителя, наиболее ценимых обучающимися, из экспертных оценок. В этот период В.А. Сухомлинский пишет о том, что духовность и нравственные качества учителя создают основу для его успешного взаимодействия с детьми, делают возможным сам процесс воспитания. Ученый прозорливо подчеркивает: «Педагог воспитывает прежде всего своей мыслью, своим думанием. И педагогическая деятельность - это в первую очередь труд мысли, направленный к тому, чтобы одухотворить воспитанников желанием знать, думать, иметь правильные взгляды на окружающий мир. Настоящий воспитатель тот, кто идет к питомцам со своими яркими мыслями, идеями, убеждениями. Речь идет о духовной потребности учителя выражать себя как личность, раскрывать свой внутренний мир перед людьми» [5, с. 42].

Огромный вклад в развитие научных педагогических воззрений, касающихся деятельности учителя, внес A.C. Макаренко. Воспитатель и практик отмечал: «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» [6, с. 13]. При этом отчетливо понимая, что процесс обучения и воспитания всегда имеет эффект «сопротивления» всему новому и сложно постигаемому, A.C. Макаренко писал, что к этому педагога надо готовить еще в период его обучения: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место» [7, с. 573].

В исследованиях 50-60-х годов накопился материал, который позволил сделать важнейший, обобщающий многочисленные исследования вывод для педагогической науки и образования в целом, - результаты профессиональной деятельности зависят от личности учителя. Эта исходная идея была началом изучения личности учителя на новом, учитывающем достижения смежных наук и педагогической практики уровне. Так, советские психологи формулируют положение о преобладании моральных представлений над другими в системе отношений личности россиянина. Моральные представления являются, по мнению Б.Ф. Ломова, как бы стержнем личности и одновременно системообразующим фактором. К.А. Абульханова-Славская, со ссылкой на исследования Н.И. Лапина и В.В. Знакова, пишет о полученных в социологических исследованиях данных в области исследований ценностей российского сознания, согласно которым в иерархии сознания русского человека на первом месте стоит совесть. Неоспоримым оказался приоритет справедливости в сознании россиянина, добиваться которого он готов даже пожертвовав правдой [8, с. 152-153].

Опора на глубокую традицию в понимании ведущей роли личности учителя в образовании, интеграция педагогических знаний и результатов исследований из смежных наук позволила с опорой на научные

факты к 80-м годам XX века сформировать обоснованные представления о развитии таких нравственных сторон личности педагога, как опора в воспитании на педагогическое призвание, умение понимать ребенка, уважать его достоинство, развивать его моральные убеждения и нравственность мышления. Изучались вопросы педагогического такта, наблюдательности, интереса и любви к ребенку, уравновешенности и выдержки, требовательности и настойчивости учителя, позволяющие понять, как необходимо организовывать педагогический процесс «по человеческому вектору» - переплетающимся линиям человеческих судеб, поиска пути, осмысления решений и осознания ответственности за выбор перед собой и другими.

Иными словами, в педагогической науке были сформулированы базовые для педагогической деятельности антропологические положения, берущие начало в работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», которые объясняли взаимозависимость развитых духовно-нравственных качеств личности учителя и нравственной зрелости его учеников [9]. Было доказано, что от учителя зависит качество общего образования, что, в свою очередь, сказывается на всей системе профессионального образования. К слову, появилось понимание того, что попытки сэкономить на подготовке педагога, отказ от развития целостной системы педагогического образования во все времена обходились обществу и государству очень дорого. Следствием этого понимания стал тот факт, что общее и педагогическое образование были в значительной мере интегрированы друг в друга и составляли в СССР, по существу, единую образовательную систему. К 1974 г. в СССР работали 199 педагогических вузов, которые обеспечивали педагогическими кадрами с высшим образованием все организации общего образования страны, выполняющие задачи воспитания грамотного порядочного человека и патриота своей страны [10].

Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1966 г. № 596 [11] Академия педагогических наук РСФСР, созданная в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 октября 1943 г. № 1092 [12], была преобразована в Академию педагогических наук СССР.

С момента своего создания Академия педагогических наук, а позднее - РАО, ставила в центр научных исследований вопросы воспитания и в целом профессионального становления будущего педагога, нравственного облика российского учителя, в том числе такие вопросы, как организация и обновление содержания процесса воспитания будущего учителя, разработка программного и учебно-методического обеспечения, направленного на воспитание будущих профессионалов, научное обеспечение развития целостной системы профильного образования в области педагогики с целью выявления и поддержки педагогически

одаренных школьников и развития их мотивации к педагогической деятельности.

В первой четверти XXI века стало понятным, что из российского педагогического образования в конце XX века были выхолощены ключевые, традиционные ценности воспитания педагога - патриота, носителя гражданственности и ответственного отношения к судьбе своей Родины. Точнее, мы разучились вести подлинный научный диалог на эти темы, предлагать педагогические решения, адекватные сущности этих личностных качеств и основанные на лучших традициях отечественной научной педагогики. Гонка за утилитарными приоритетами формализованных достижений (чаще всего проявляющихся в соревновательных технологиях конкурентного типа и строящихся на данных различных мониторингов и рейтингов) приводила к тому, что учителя потеряли возможность остановиться и подумать над смыслом собственной жизни и над результатами профессиональной деятельности, над поиском собственных ответов на вопросы «А в чем состоит гражданская позиция человека сегодня?» и «Что значит не на словах, а на деле проявлять качества патриота?».

Отечественная педагогическая наука признает тот факт, что сколько бы внешних ориентиров не предлагал социум для развития личности, только она сама выбирает, ставя под сомнения, вопрошая и утверждая и, в итоге, отбирая те из них, которые кажутся ей наиболее верными. Поэтому так важно в процессе педагогического образования сохранять и взращивать в будущем педагоге нравственные убеждения, которые позволят ему, уважая и понимая традицию, творить себя и других в настоящем и будущем.

РАО ведет активную деятельность, поддерживающую позицию и достижения отечественной науки. Так, в РАО создан научный совет по проблемам воспитания подрастающего поколения, который уделяет особое внимание определению основных направлений исследований в сфере воспитания на современном этапе развития теорий и практик образования, обновлению научно-педагогического знания о воспитании, его источниках и методах получения, разработке методического обеспечения воспитания в различных образовательных организациях, проблемам информатизации в сфере воспитания, в том числе возможностям и ограничениям воспитательных практик в виртуальной (не только образовательной) среде, координации и методологической поддержке развития педагогической науки в сфере воспитания. На этой основе осуществляется выработка моделей гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, реализации программ воспитания. Комплексное исследование педагогических основ духовно-нравственного потенциала основных религий на территории России является приоритетным направлением историко-педагогических

исследований в деятельности научного совета при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (совет консолидирует деятельность более чем 140 ученых-историков педагогики из многих регионов России, а также Белоруссии, Казахстана, Италии и Китая) [13].

В 2021 году в РАО создан ряд центров: Центр воспитания и развития личности, Центр духовно-нравственного воспитания и теологии, Центр развития педагогического образования, Центр развития образования и другие, основными задачами которых являются: организация и поддержка исследований в области педагогического образования, содержание и методология организации обучения по педагогическим образовательным программам, создание условий для стратегического проектирования педагогического образования на основе научных данных и данных эффективной практики, выявление и поддержка передового опыта, инновационных решений в области педагогического образования, воспитание будущего учителя в период его допрофессио-нального становления, воспитание наставников и другие.

В фокусе внимания и размышлений педагогов-исследователей находятся положения отечественной педагогики, согласно которым духовно-нравственное развитие учителя характеризуется возрастанием уровня нравственной планки самооценивания и оценивания других, формированием внутренней позиции педагога, позитивным восприятием себя и других людей, окружающей действительности, ценностями любви и доверия, а основным проявлением духовного роста является личностное достоинство и самоуважение.

Ведутся исследования в области наук об образовании, включающие проблемы педагогического образования, психологии развития личности, воспитания будущего педагога, сохранения и воспроизводства аксиологической модели развития учителя, основанной на культурологической парадигме современного образования. Свойства, отличительные характеристики, особенности этой модели описаны в трудах таких ученых, как В.А. Сластенин, Э.А. Гришин, Л.Ф. Спирин, Л.И. Новикова, В.С. Мухина [14; 15; 16; 17; 18]. Ими были сделаны важнейшие выводы о взаимосвязи свойств педагогической деятельности с нравственно-этическими качествами и общепедагогическими умениями учителя.

Уважение к традиции диктует предельное внимание к современности, характерное для отечественной науки. XXI век заставляет нас по-новому взглянуть на задачу понимания детства как самоценного периода развития. Увы, в последнее время в обществе обострились тенденции восприятия ребенка как «недоделанного взрослого», избыточный патернализм и тепличное воспитание, которые мешают нравственному становлению юного человека в деятельном диалоге с внешним миром.

Еще один вызов современности - это вызов цифровизации, ежечасно порождающий ситуации, без сущностно-смыслового разбора которых мы рискуем оказаться не только в плену ложных суждений, но и сформировать качества личности, далекие от общественного идеала. «Цифра» - это не только качественные инструменты познания, не только яркий и доступный контент, но и троллинг, академическая нечестность, учебная прокрастинация, уход от вдумчивого глубинного анализа учебных и художественных текстов и т.д.

О чтении учителя следует говорить отдельно: только человек, для которого чтение - духовная потребность, может воспитать в ученике читателя, а прерванная читательская традиция сейчас может быть чревата нравственной катастрофой, в которой разные поколения не найдут языка для взаимопонимания и содержательного нравственного диалога, сопровождающего деятельностное преобразование мира.

Возвращаясь к логике культурологического ответа на нравственные вызовы современности, следует отметить, что в последние десятилетия количество диссертационных исследований, посвященных проблемам подготовки педагогических кадров и выстроенных на основе аксиологического и культурологических подходов, ничтожно мало. Но если, как писал С.И. Гессен, «цели образования - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» [19. с. 36], то почти полное отсутствие научных диссертационных исследований, ориентирующихся на достижение и развитие ключевой педагогической ценности, есть залог исчезновения традиций и смыслов российского образования. Косвенно трагичность ситуации подтверждается многочисленными фактами защит диссертаций, в которых исследователи «уходят» от острых актуальных проблем воспитательного процесса и выбирают темы, «удобные для защиты», диссертаций, которые не содержат критического анализа реальных кризисных фактов, диссертаций, в которых авторы оперируют надуманными «противоречиями» и тривиальными и абстрактными гипотезами, не подлежащими верификации и потому бездоказательными, диссертаций, в которых отсутствуют масштабные эксперименты, но присутствует перегруженность псевдонаучной терминологией.

Современные исследования в области педагогического образования и непосредственно духовно-нравственного воспитания, развития будущего учителя, требуют междисциплинарного подхода, опоры на постнеклассическую модель познания, в которую включен субъект познания как носитель ценностей и идеологии, личной картины мира. Очевидно, что нужны в этом плане крупные методологические решения, которые, возможно, не сделают педагогическую науку более формально доказательной, но вернут ее к понятию научного факта и, следовательно, позволят воссоздать фундаментальное основание любой

доказательности - научную логику и научно обоснованную аргументированность. Иными словами, решение вопросов сохранения и развития традиционных ценностей российского педагогического образования в научном плане предстает как сложная методологическая проблема, решение которой может носить только междисциплинарный характер с опорой преимущественно на культурологическую парадигму, формирующую ценностный угол зрения на обсуждаемую проблему.

Таким образом, традиционные ценности российского педагогического образования - это ценности, опирающиеся на глубокие нравственные убеждения и принципы российского народа, укрепленные в менталитете и способах жизнедеятельности, выросшие из психологии российского человека, его этнического самосознания. Поэтому центром всех традиционных ценностей российского педагогического образования остаются приоритеты духовно-нравственного развития будущего педагога, становления его моральных принципов и гражданских убеждений. РАО все годы своего существования поддерживала эти ценностные приоритеты и в настоящее время формирует научные решения, способные стать фундаментом для аксиологических преобразований в системе педагогического образования страны, воспитания учителя с нравственными идеалами, способного быть не узким «специалистом-предметником», а духовной, зрелой, саморегулирующейся личностью, которая ценит и личность ребенка, умеет взаимодействовать с ним на уровне человеческого достоинства и взаимоуважения.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. - Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1895. - 29 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019. (дата обращения 20.11.2022). - Режим доступа: Официальный интернет портал правовой информации. - Текст: электронный.

3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. - Москва: Педагогика, 1988. - 492с.

4. Ушинский К.Д. Русская школа. — Москва: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.

5. В.А. Сухомлинский об умственном воспитании. Составитель М. И. Мухин. - Киев: Рад. школа, 1983. - 224 с.

6. Макаренко A.C. Сочинения: В 8-ми т. Т. 4. - Москва: Педагогика, 1984. -400 с.

7. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. - Москва: ИТРК, 2003. - С. 573.

8. Абулъханова К.А. Психология и сознание личности. М. - Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1999. - 224 с.

9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. M.-JL: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - 777 с.

10. Ковалёв Н.Е., Жаров Т.К. Педагогические институты // БСЭ 3 изд. том 19. URL: http://bse.uaio.rU/BSE/1902.htm#pl641 (дата обращения 20.11.2022). -Режим доступа: Большая советская энциклопедия. - Текст: электронный.

11. Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг.: приложение к журналу «Советская педагогика». - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. - 1947. - 303 с.

12. Справочник работника народного образования. Сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов. Под ред. Ф.Г. Паначи-на. - М.: «Педагогика», 1973. - 624 с.

13. Академики РАО обсудили итоги и перспективы развития историко-пе-дагогического знания. URL: http://rusacademedu.ru/news/akademiki-rao-obsudili-itogi-i-perspektivy-razvitiya-istoriko-pedagogicheskogo-znaniya/ (дата обращения 20.11.2022). - Режим доступа: Официальный ресурс Российской академии образования. - Текст: электронный.

14. Сластенин В.А. «Русская идея» в образовательно-воспитательном пространстве России // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи»): Сборник статей. — М., 2004. С. 28-31.

15. Гришин Э.А. Книга для учителя. - Владимир: Владимир, пед. ин-т, 1976. -158 с.

16. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. - Кострома: КГУ, 1994. - 107 с.

17. Новикова JI.K Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. - М.: 2010. - 335 с.

18. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты -6-е изд., испр. и доп. - М: Нац. кн. центр, 2019. - П59 с.

19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -Москва: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

Сведения об авторах

Васильева Ольга Юрьевна - доктор исторических наук, профессор, академик РАО, президент ФГБУ «Российская академия образования», Москва, Россия.

E-mail: mail@raop.ru

Басюк Виктор Стефанович - доктор психологических наук, доцент, член-

корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования

МГУ имени М.В. Ломоносова, главный ученый секретарь президиума ФГБУ «Российская академия образования», и.о. вице-президента РАО, Москва, Россия. E-mail: bvs050@mail.ru

Казакова Елена Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», научный руководитель Центра развития педагогического образования ФГБУ «Российская академия образования», председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: kazakova58@bk.ru

Traditional Values in Contemporary Russian Teacher Education

Vasilyeva 0. Yu., Basyuk V.S., Kazakova E.I.

The research raises the problem of preserving traditional values of the national teacher education, that is the spiritual and ethical development of future teachers, who are able to provide a genuinely civil education to the younger generation based on personal example and profound moral convictions. The authors emphasize the idea that teacher training in Russia has developed an enduring tradition to focus on the development of the future teacher's skills to carry out the tasks for the cultivation of the personality of the younger generation and take maximum responsibility for the formation of individual's moral identity during the teaching and learning processes. With reference to historical facts, the authors state that this tradition roots in folk pedagogy. It was developed in the works by K.D. Ushinsky and became the basis of teacher training in Soviet Russia. The research shows that there is a relationship between teacher's developing values and the effectiveness of the entire system of general and professional education and the spiritual well-being of the society that emphasizes deep historical and mental roots in the interpretation of spiritual and ethical development as the key value of teacher education in Russia.

As an institution for maintaining academic continuity, the Russian Academy of Education supports the fundamental theoretical foundations of pedagogy and has always had a significant impact on the preservation and development of the axiological approach to understanding the essence and content of teacher training. Nowadays, the Russian Academy of Education focuses on various academic problems of teacher training and education of learners, problems of moral development of personality, and pedagogical education in general. Simultaneously, the research emphasizes that genuinely modern research in the field of teacher education requires an interdisciplinary approach that involves the future teachers' spiritual and ethical education in their development, which is based on a post-non-classical model of cognition that includes the subject of cognition as a bearer of values and ideology, as well as personal world views.

Keywords: teacher education values; professional teacher training; Russian spiritual and ethical values; Russian Academy of Education; cultural approach; teacher education; traditions of teacher education; axiological foundations of pedagogical education; post-non-classical model of cognition.

References

1. Ushinskii K.D. O pol'ze pedagogicheskoi literatury. - Sankt-Peterburg: tip. M. Merkusheva, 1895. - 29 s.

2. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 9.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019. (data obrashcheniya 20.11.2022). - Rezhim dostupa: Ofitsial'nyi internet portal pravovoi informatsii. -Tekst: elektronnyi.

3. Ushinskii K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 61. T. 2. - Moskva: Pedagogika, 1988. - 492s.

4. Ushinskii K.D. Russkaya shkola. — Moskva: Institut russkoi tsivilizatsii, 2015. -688 s.

5. V.A. Sukhomlinskii ob umstvennom vospitanii. Sostavitel' M. I. Mukhin. - Kiev: Rad. shkola, 1983. - 224 s.

6. Makarenko A.S. Sochineniya: V 8-mi t. T. 4. - Moskva: Pedagogika, 1984. -400 s.

7. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema. - Moskva: ITRK, 2003. - S. 573.

8. Abul'khanova K.A. Psikhologiya i soznanie lichnosti. M. - Voronezh: NPO «MO DEK», 1999. - 224 s.

9. Ushinskii K.D. Sobranie sochinenii. T. 8: Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoi antropologii, t. 1. M.-L.: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1950. - 777 s.

10. Kovalev N.E., Zharov T.K. Pedagogicheskie instituty // BSE 3 izd. torn 19. URL: http://bse.uaio.rU/BSE/1902.htm#pl641 (data obrashcheniya 20.11.2022). -Rezhim dostupa: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. - Tekst: elektronnyi.

11. Direktivy VKP (b) i postanovleniya sovetskogo pravitel'stva o narodnom obrazovanii za 1917-1947 gg.: prilozhenie k zhurnalu «Sovetskaya pedagogika». - M.-L.: Izd-vo APN RSFSR. - 1947. - 303 s.

12. Spravochnik rabotnika narodnogo obrazovaniya. Sbornik zakonodatel'nykh, rukovodyashchikh i instruktivnykh materialov. Pod red. F.G. Panachina. - M.: «Pedagogika», 1973. - 624 s.

13. Akademiki RAO obsudili itogi i perspektivy razvitiya istoriko-pedagogicheskogo znaniya. URL: http://rusacademedu.ru/news/akademiki-rao-obsudili-itogi-i-perspektivy-razvitiya-istoriko-pedagogicheskogo-znaniya/ (data obrashcheniya 20.11.2022). - Rezhim dostupa: Ofitsial'nyi resurs Rossiiskoi akademii obrazovaniya. - Tekst: elektronnyi.

14. Slastenin V.A. «Russkaya ideya» vobrazovatel'no-vospitaternom prostranstve Rossii // Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: preemstvennost' i razvitie (po materialam nauchno-prakticheskogo seminara «Gosudarstvennaya politika Rossiiskoi Federatsii po formirovaniyu dukhovnykh i nravstvennykh tsennostei u detei i molodezhi»): Sbornik statei. — M., 2004. S. 28-31.

15. Grishin E.A. Kniga dlya uchitelya. - Vladimir: Vladimir, ped. in-t, 1976. -158 s.

16. SpirinL.F. Pedagogika resheniyauchebno-vospitaternykhzadach. - Kostroma: KGU, 1994. - 107 s.

17. Novikova L.I. Pedagogika vospitaniya: Izbrannye pedagogicheskie trudy. - M.: 2010. - 335 s.

18. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost': al'ternativnyi vzglyad, sistemnyi podkhod, innovatsionnye aspekty -6-e izd., ispr. i dop. - M: Nats. kn. tsentr, 2019. -1159 s.

19. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. - Moskva: «Shkola-Press», 1995. - 448 s.

About the Authors

Vasilyeva Olga Yu. - Doctor of Historical Sciences, Professor, President of the Russian Academy of Education, Academician of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. E-mail: mail@raop.ru

Basyuk Victor S. - Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Educational Studies Lomonosov Moscow State University, Chief Scientific Secretary of the Presidium of the Russian Academy of Education, Acting Vice President of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. E-mail: bvs050@mail.ru

Kazakova Elena I. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Director of the Institute of Pedagogy of St. Petersburg State University, Academic Supervisor of the Center for the Development of Pedagogical Education of the Russian Academy of Education, Chairman of Federal Educational and Methodical Association (FEMA) for Higher Teacher Education, Saint Petersburg, Russia. E-mail: kazakova58@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.