Научная статья на тему 'Методологические основы социально-экономической диагностики обеспечения продовольственной безопасности региона'

Методологические основы социально-экономической диагностики обеспечения продовольственной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическая диагностика / продовольственная безопасность региона / Social and economic diagnostics / food safety of region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савицкая Е. А.

Представлена методология социально-экономической диагностики обеспечения продовольственной безопасности региона на примере Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of social and economic diagnostics of maintenance of food safety of region on an example of the Tyumen region is presented.

Текст научной работы на тему «Методологические основы социально-экономической диагностики обеспечения продовольственной безопасности региона»

Экономика

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Е.А. САВИЦКАЯ,

кандидат социологических наук, Тюменская ГСХА

Ключевые слова: социально-экономическая диагностика, продовольственная безопасность региона.

Методология исследования

Методология диагностики, по нашему мнению, представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания в данной области знаний. В новых рыночных условиях традиционные методы экономического анализа не всегда в состоянии адекватно отразить реальную ситуацию и указать вектор роста и развития. Когда недостаточно анализировать традиционными методами только внутренние факторы, возникает объективная потребность в изучении влияния внешних факторов. В связи с этим при рассмотрении методологии диагностики возникает необходимость в выделении двух основных направлений в исследовании: мониторинг внешних и внутренних факторов.

В контексте данного исследования следует определить диагностику как совокупность методов оценки объекта в целом или отдельных его элементов в двух направлениях: во-первых, в познавательном, которое находит отражение в процессе мониторинга внутренних и внешних факторов, и, во-вторых, в пояснительном, которое выражается в суждении или выводе консультанта-эк-сперта, проводившего анализ с помощью комплекса исследовательских процедур, выявляющих слабые и узкие места. Автором была предпринята попытка, используя диагностический метод в экономических исследованиях, применить процедуру социально-экономической диагностики при разработке механизмов обеспечения продовольственной безопасности региона. Таким образом, социально-экономическая диагностика безопасности (вида безопасности) основывается на оценке социально-экономической ситуации в стране (регионе) с позиции безопасности (вида безопасности) и мониторинге внутренних и внешних факторов, определяющих угрозы национальным интересам страны. При этом автор руководствовался мнением о мониторинге социально-экономической ситуации как об организованном системном наблюдении за ходом и характером качественных изменений в экономике и социальной сфере, связанных с ее переходом от одного состояния в другое, то есть специально организованной и постоянно действующей системы, необходимой

625003, г. Тюмень, ул. Республики, 7; тел. 8 (3452) 46-16-43

статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения, мнения экспертов и т.п.) и оценки (диагностика) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем. Мониторинг социально-экономического развития регионов может служить информационной базой для принятия управленческих решений, в том числе при определении приоритетов региональной политики, так как позволяет оценивать социальное самочувствие людей, фиксировать сдвиги в уровне и качестве жизни, отношение к политике государства [2, С. 67-69].

Таким образом, мониторинг факторов, определяющих угрозы продовольственной безопасности, представляет собой оперативную информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей безопасности и имеет особое значение для развития экономики, АПК и социальной сферы при наличии серьезных макроэкономических и межотраслевых диспропорций и достаточно сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. По сути дела, мониторинг факторов, определяющих угрозы продовольственной безопасности страны (региона), представляет собой диагностику и выявление негативных (кризисных) явлений в той или иной сфере национальной (региональной) экономики. В ходе мониторинга этих факторов важно не только фиксировать уже появившиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать наиболее вероятные угрозы, которые могут появиться в будущем.

Следует подчеркнуть, что экономическая диагностика процессов, влияющих на продовольственную безопасность страны, а тем более региона, в определенной степени затруднена как в силу многофакторности, так и вследствие отличий от традиционного статистико-экономического обзора социально-экономического развития страны. По нашему мнению, констатация того, что результат фактически получен от воздействия каких-либо внутренних и внешних факторов, основанных на определенной стратегии и тактике, совершенно недостаточна. Применение количественных методов экономичес-

кой диагностики, безусловно, необходимо. Однако в рамках данного исследования основная цель состоит не в получении численных результатов, а, скорее всего, в ответе на вопрос: имеет ли место некоторое свойство или нет?

Результаты исследования

Результаты сравнительного статистико-экономического анализа, оценки мнения жителей Тюменской области и экспертного опроса руководителей и специалистов аграрного сектора и сферы переработки сельскохозяйственной продукции, проводимые автором с 1997 по 2007 год, способствовали постановке социально-экономического диагноза взаимодействия факторов, влияющих на продовольственную безопасность Тюменской области, социально-политическую стабильность в регионе и устойчивое сельское развитие. При этом методология исследования предполагает использование как объективных статистических данных, отражающих политическую и социально-экономическую ситуацию и оценку состояния социально-политической стабильности в регионе, так и субъективные данные, полученные в результате социологических опросов населения и экспертов [3, 4]. Основные позиции данной социально-экономической диагностики можно систематизировать следующим образом, о чем речь ниже.

В 90-х годах в Тюменской области происходили процессы, существенно ослабляющие ее социально-политическую стабильность. Они были обусловлены как действием общероссийского кризиса, так и сугубо региональными обстоятельствами, связанными в первую очередь с субъективными факторами в системе управления. В этом смысле можно предположить, что немаловажную роль играет пассивная политика властей, которая в немалой мере способствует экономической и территориальной дезинтеграции региона. Социально-экономические проблемы, падение жизненного уровня населения, рост показателей социального неблагополучия способствовали увеличению недоверия людей к различным институтам власти, возрастанию потенциала соци-

Social and economic diagnostics, food safety of region.

ального протеста и, следовательно, снижению социально-политической стабильности региона. Отношение населения к социальным проблемам характеризует степень адаптации к новым условиям жизни, которая возможна лишь в том случае, если идеология, концепция реформ, в частности, в аграрном секторе экономики, совпадает с ценностными ориентациями, представлениями, психологическими установками человека. Довольно распространенной остается ориентация на возможную уравнительность в доходах, наблюдается отсутствие терпимости к имущественному расслоению.

Факторы, влияющие на продовольственную безопасность и социальнополитическую стабильность в регионе, находятся в теснейшем взаимодействии. К их числу относятся требования стабильного обеспечения населения качественным продовольствием в нужном количестве (достаточность) и доступность продовольствия (высокий уровень доходов, приемлемые цены на продукты питания, своевременность выплаты заработной платы и т.д.). В связи с этим гарантия достаточности и доступности продовольствия способствует укреплению социально-политического мира в регионе, предоставляя возможность для укрепления экономических, политических и социальных позиций Тюменской области. В этом аспекте дальнейшее состояние социально-политической стабильности в регионе во многом будет определяться не только деятельностью различных социальных институтов власти, но и отношением населения к этим институтам.

Следует отметить рост в 90-х годах опасной тенденции разрыва между уровнями жизни различных категорий населения Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого АО и юга Тюменской области, исторически и географически связанных между собой общностью экономического, кадрового, научного и культурного потенциала. В стратегическом аспекте устойчивое единство Тюменской области гарантировано только при относительном равенстве экономических потенциалов всех трех субъектов на ее территории. Общая неудовлетворенность жизнью населения области является серьезным фактором ослабления социально-политической стабильности региона. Хотя в целом можно наблюдать потепление политического климата и позитивные результаты этого процесса, нашедшие отклик у жителей области.

Необходимыми условиями обеспечения региональной и личной продовольственной безопасности являются успешное реформирование аграрного сектора и развитие цивилизованного продовольственного рынка. Для выполнения указанных условий необходимы социально-политические гарантии, меры государственного регулирования и поддержки АПК области, защита местных сельскохозяйственных товаропро-

изводителей от внешней конкуренции, создание в необходимых размерах продовольственных запасов и резервов.

С увеличением реальных денежных доходов населения растет спрос на продовольственные товары в целом и прежде всего отечественного производства. В частности, следует отметить рост степени доверия населения области к продукции тюменских производителей. На этой основе созданы реальные предпосылки для достижения роста регионального производства продуктов питания. Население области отдает предпочтение продуктам питания отечественного происхождения. Усилению такой тенденции должны способствовать расширение ассортимента, повышение качества и обеспечение сохранности продукции.

Следует отметить позитивный вектор аграрных преобразований в области, о чем свидетельствуют данные авторского исследования. Углублению институциональных преобразований в АПК будет способствовать кооперация по направлениям деятельности: сельскохозяйственная производственная, крестьянских (фермерских) хозяйств, по переработке сельскохозяйственной продукции, в области снабжения и сбыта, а также кредитная и страховая кооперация. Следует способствовать осуществлению агропромышленной интеграции в различных ее формах по всей технологической цепочке (от производства продукции до ее реализации) с образованием финансово-промышленных групп, агрокомбинатов и агрофирм по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, привлекая финансовые ресурсы автономных округов. Особое внимание и особая забота - это кадровый вопрос в сельском хозяйстве.

Программы поддержки производства сельскохозяйственных продуктов должны быть ориентированы на расширение сбыта этой продукции, на поддержание непосредственно производителей. Экономический рост агропромышленного производства позволит продвинуться в решении социальных проблем развития села, улучшении демографической ситуации в сельской местности. Этому должны способствовать меры по развитию инженерного обустройства сельской местности, созданию новых рабочих мест на основе развития малых предприятий и сферы услуг, возрождения традиционных ремесел и промыслов.

Обобщающим требованием обеспечения продовольственной безопасности является требование поддержания продовольственного снабжения населения на таком уровне, который гарантировал бы устойчивое экономическое развитие региона и социально-политическую стабильность в обществе, поскольку «допустить, что такой колоссальный детерминатор, как питание, не

Экономика

влияет на наши речевые и субвокаль-ные рефлексы, на наши убеждения и идеологию - значит, сделать невероятное допущение. Оно невероятно дедуктивно, неверно и индуктивно. По сему исследователю жизни идеологий, механизма и закономерности их подъемов, падений, колебаний и смены нельзя игнорировать число и качество калорий, поступающих в организм общества. Часто разгадка многих загадочных явлений в сфере общественных настроений и верований лежит в колебании этой последней переменной» [1, С. 412-413].

Системный подход к определению требований продовольственной безопасности позволил, таким образом, дать оценку продовольственной безопасности региона в рамках социально-экономического диагноза. Методически реализовать данные требования региональной продовольственной безопасности возможно, по нашему мнению, на основе следующих положений.

1. Законодательного обеспечения продовольственной безопасности региона и разработки нормативно-правовой базы для осуществления политики протекционизма. Необходимо приступить к разработке межрегиональной программы «Стратегия развития продовольственного рынка - программа продовольственной безопасности Тюменской области». Возникла необходимость, потребность и целесообразность разработки и принятия закона Тюменской области «О продовольственной безопасности Тюменской области».

2. Проведения научных исследований реального потребления продуктов питания по отношению к медицинским нормам и социальному набору, выявления специфики и фактического потребления продовольствия различными социальными группами населения (с целью прогнозирования на перспективу путем построения моделей потребления продовольствия). На уровне региона -Тюменской области в качестве критериальных показателей, отражающих достигнутый на современном этапе уровень продовольственной безопасности, должны быть приняты показатели, отвечающие требованиям:

1) выступают предметом ведения региональной статистики;

2) входят в Федеральную программу статистических работ для обеспечения межрегиональных сопоставлений;

3) позволяют измерять уровень суточной калорийности питания (энергетический критерий), его поэлементный состав и базовый рацион;

4) имеют логическую и аналитичес-ки-расчетную взаимосвязь с показателями, отражающими факторы формирования конъюнктуры продовольственного рынка региона: объемы ресурсов рыночного предложения сельхозпродуктов, их переработки, уровень и структуру рыночного спроса на продовольствие в регионе.

3. Осуществления модификации ко-

Экономика

личественного критерия продовольственной безопасности региона в зависимости от изменения среднедушевого реального дохода исследуемой социальной группы населения, отдельных домашних хозяйств.

4. Выполнения экономико-социологических исследований при формировании региональной политики в области продовольствия (установление конкурентного статуса Тюменской области в сфере деятельности АПК; экономическая диагностика хозяйственной и финансовой деятельности рыночных субъектов; текущий и прогнозный анализ продвижений продовольственных потоков, осуществляемых на внутреннем и внешнем рынке с целью определения их конкурентных преимуществ; выявление приоритетных направлений инвестирования аграрного сектора экономики области и переработки сельскохозяйственного сырья в регионе).

5. Проведения статистико-экономических исследований реального потреб-

ления продуктов питания по отношению к медицинским нормам и социальному набору (с учетом адресной помощи социально незащищенным слоям населения); выявления специфики и фактического потребления продовольствия различными социальными группами населения (с целью прогнозирования на перспективу путем построения моделей потребления продовольствия, поскольку региональные балансы необходимого и фактического уровня производства продовольствия уже применяются).

6. Создания эколого-гигиенического мониторинга Тюменской области с целью определения уровня здоровья населения и факторов, влияющих на него; оценки экологической чистоты и безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции (учитывая факт появления генетически модифицированных продуктов); изучения возможности использования биологически активных веществ при производстве и потреблении продуктов питания (осо-

бенно для детского питания, учитывая фактор наличия суровых природно-климатических условий проживания населения в северных районах области).

7. Разработки и финансирования пилотных проектов, позволяющих создавать высокоэффективное оборудование и прогрессивные агротехнологии, а также линии по производству, фасовке и упаковке сырья, полуфабрикатов и готовой к употреблению пищевой продукции в направлении местное сырье - собственное производство.

Построения модели обеспечения продовольственной безопасности Тюменской области (на основе социологических, экономических и технологических исследований с помощью экономико-математического моделирования), включающей прогнозную вариантную разработку, сценарий развития продовольственного обеспечения региона с акцентом на достаточность потребления продовольствия и его доступность для населения области.

Литература

1. Квинтэссенция : философский альманах / Мудрагей В. И., Усанов В. И. М. : Политиздат, 1990. 447 с.

2. Линник Т. Г. Экономический федерализм: сущность, модели, механизм функционирования. Тюмень : Вектор Бук, 2000. 304 с.

3. Сельское хозяйство в Тюменской области (1997-2003 гг.) : стат. сб. / Тюменский областной комитет госстатистики. Тюмень, 2004. 517 с.

4. Статистический ежегодник : стат. сб. в 4 частях / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2007. Ч. 1. 340 с.

ВЛИЯНИЕ ЦЕН НА ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Н.В. СТЕПНЫХ,

кандидат экономических наук, заведующий отделом экономики, Курганский НИИСХ

Ключевые слова: цены, зерно, технологии выращивания зерновых культур, промышленная продукция.

В современных экономических ус- ми не меньше, чем за погодой, так как

ловиях руководители и специалисты от их уровня зависят доходы сельско-

сельского хозяйства следят за цена- хозяйственных предприятий. Цены

Руб./т

y = 99,555x + 1921,6 R2 = 0,6179 пшен 3 кл y = 97,527x + 2332,6 R2 = 0,5262 горох y = 27,482x + 2566,3 R2 = 0,1593 рожь

y = 92,273x + 1695,3 R2 = 0,5373 пшен 4 кл. y = 70,471x + 1711,1 R2 = 0,5513 ячмень / Jr"■»

y = 83,343x + 1612,4 R2 = 0,521 пшен. 5 кл. y = 66,227x + 1306,4 / . — R2 = 0,4773 овёс / J7 /

*sss* + *SSS* *</УУг

Пшеница 3 класс Пшеница 4 класс Пшеница 5 класс Ячмень

Овес • Рожь 1 Горох Линейная (Пшеница 3 класс)

Линейная (Пшеница 4 класс) Линейная (Пшеница 5 класс) Линейная (Ячмень) Линейная (Овес)

Линейная(Рожь) Линейная (Рожь) Линейная (Горох)

Рисунок 1. Тенденции изменения цен на зерно по видам культур (Источник: данные информационного бюллетеня Губернаторского фонда Курганской области.)

641325, Курганская область, Кетовский район, с. Садовое, ул. Ленина, 9; тел. З (35231) 5-73-54

меняются в разной степени, иногда в противоположном направлении, следовательно, и структура используемых в производстве зерна ресурсов должна оптимизироваться. Долгосрочные (более 5 лет) тенденции в ценообразовании на продукцию и ресурсы ведут к изменению структуры используемых в земледелии ресурсов и технологий выращивания сельскохозяйственных культур. Механические обработки почвы заменяются применением средств защиты растений. Операции, в которых используются ресурсы с возрастающей стоимостью, заменяются операциями с использованием ресурсов с убывающей стоимостью. Так, вспашка почвы заменяется обработкой посевов гербицидами, часть механических обработок при обработке паров - также при-

Price, grain, technologies of cultivation of grain crops, industrial output.

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.