Научная статья на тему 'Исследование рынка зерновых продовольственных ресурсов в Уральском федеральном округе'

Исследование рынка зерновых продовольственных ресурсов в Уральском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
270
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНОВЫХ РЕСУРСОВ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНОВЫХ РЕСУРСОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Лукиных Михаил Иванович, Зуева Ольга Николаевна

В статье приведен анализ состояния зернового рынка России в разрезе Уральского федерального округа, определены основные тенденции его развития. В авторском видении представлен долгосрочный прогноз обеспеченности зерновыми ресурсами Уральского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Лукиных Михаил Иванович, Зуева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка зерновых продовольственных ресурсов в Уральском федеральном округе»

ЛУКИНЫХ Михаил Иванович

Профессор кафедры экономики предприятий, доктор сельскохозяйственных наук

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург,

ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45

Контактный телефон: (343) 221-17-84

ЗУЕВА Ольга Николаевна

Заведующая кафедрой товароведения и экспертизы, доктор технических наук,

профессор

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-59

Исследование рынка зерновых продовольственных ресурсов в Уральском федеральном округе

Аннотация. В статье приведен анализ состояния зернового рынка России в разрезе Уральского федерального округа, определены основные тенденции его развития. В авторском видении представлен долгосрочный прогноз обеспеченности зерновыми ресурсами Уральского федерального округа.

Зерновое хозяйство в России традиционно является стратегической отраслью экономики, что стимулирует или, наоборот, сдерживает развитие многих других сопряженных отраслей, продуктовых и сырьевых рынков. Восемь видов зерновых и крупяных культур (пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овес, просо, гречиха) составляют три четверти продуктов питания населения и являются социально и стратегически значимыми товарами (продуктами). Уровень развития зернового хозяйства характеризует надежность хлебофуражного снабжения, экономическую и социально-политическую стабильность в стране, ее продовольственную безопасность и возможность вывоза.

Агропромышленный комплекс России в последние десять лет начал развиваться, и из крупнейшего импортера Россия за последние годы превратилась в одного из ведущих экспортеров зерна в мире. Во многом благодаря поставкам российской пшеницы в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность и снята острота продовольственного кризиса. Устойчивый

рост посевных площадей, увеличение объемов производства зерна, снижение зависимости производства от природно-климатических условий, использование инновационных технологий и эффективное управление сельским хозяйством - все эти факторы вносят свой вклад в продовольственную безопасность, стимулируют экспорт, улучшая уровень жизни и торговый баланс страны. Вместе с тем потенциал отечественного зернового хозяйства реализован далеко не полностью - доля России в мировом производстве зерна составляет около 5%, причем 9% приходится на текущие посевы, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14%.

Следует признать, что по регионам развитие сельского хозяйства идет неравномерно. Конечно, Россия - огромная страна, и ее климатические условия сильно разнятся, поэтому основной рост производства зерна в последние годы происходил в регионах с более благоприятными климатическими условиями, но основные проблемы сельского хозяйства в регионах практически не различаются.

Кроме того, в современной России проблема здорового питания остается крайне острой. Дефицит микроэлементов, витаминов группы В и Е, минеральных веществ выявлен практически во всех регионах страны и во всех группах населения. В последние годы каждый второй ребенок (подросток) страдает вегето-сосудистой дистони-ей. Это заболевание является фундаментом, на котором развиваются практически все болезни, и в первую очередь болезни сердца и кровеносных сосудов. Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди болезней века.

Основными составляющими рациона питания человека в Российской Феде-

рации являются хлебные продукты, молоко и молочные продукты, яйца, мясопродукты.

В целом по УрФО с 1990 по 2009 г. наблюдалось параболическое изменение потребления продуктов питания (табл. 1).

При сравнении фактического и нормативного потребления были получены следующие данные: мяса и мясопродуктов потребляется 79%; молока и молочных продуктов - в 2 раза меньше норматива; хлеба и хлебных продуктов - на 5% меньше норматива. Таким образом, УрФО испытывает потребность в собственном производстве мяса, молока (молочных продуктов), хлеба (хлебных продуктов).

Таблица 1 - Фактическое потребление продуктов питания в субъектах УрФО за 1990-2009 гг., на душу населения в год [1]

Регионы 1990 1995 2000 2005 2007 2008 2009 Место, занимаемое в РФ, 2009

Потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты II категории и жир-сырец), кг

Уральский федеральный округ 70 52 44 53 59 64 64 5

Курганская область 81 62 49 55 64 68 68 26

Свердловская область 69 53 46 57 64 70 70 20

Тюменская область 70 41 37 42 43 48 49 74

Челябинская область 68 56 48 59 65 70 71 19

Потребление молока и молочных продуктов, кг

Уральский федеральный округ 384 222 195 195 206 205 209 6

Курганская область 418 312 275 269 282 282 286 15

Свердловская область 384 217 205 217 230 221 227 45

Тюменская область 401 189 162 160 161 164 173 72

Челябинская область 360 229 188 181 199 204 2o2 ее

Потребление яиц, шт.

Уральский федеральный округ 309 229 254 265 267 262 268 3

Курганская область 293 159 162 208 210 196 219 58

Свердловская область 323 251 313 300 294 286 291 16

Тюменская область 322 227 203 252 258 259 263 32

Челябинская область 287 223 252 248 258 253 253 35

Потребление хлебных продуктов, кг

Уральский федеральный округ 113 123 119 127 127 128 126 2

Курганская область 118 121 118 124 122 120 122 35

Свердловская область 101 116 108 115 115 117 115 51

Тюменская область 124 129 121 125 126 128 128 21

Челябинская область 116 125 130 144 143 143 141 8

Доктрина продовольственной безопасности РФ: утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120

ттт

Основные понятия, вводимые Доктриной Продовольственная независимость Российской Федерации Продовольственная безопасность Российской Федерации

~~ Л

Показатель продовольственной безопасности

Критерий продовольственной безопасности

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов Экономическая доступность продовольствия Физическая доступность продовольствия

Рис. 1. Составляющие Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации

Проблема обеспечения территорий зерном всегда остается актуальной, что отражено в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) (рис. 1).

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов (с учетом переходящих запасов), имеющий пороговые значения в отношении [2. С. 200-207]:

• зерна - не менее 95%;

• сахара - не менее 80%;

• растительного масла - не менее

80%;

• мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%;

• молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%;

• картофеля - не менее 95%;

• соли пищевой - не менее 85%.

Относительно продовольственной

безопасности эксперты отмечают по некоторым показателям снижение норм потребления. Расчет потребности в производстве зерна из расчета 1 т/чел. в год выявил потребности по УрФО в размере 573 кг. Если норма потребления молока на душу населения, по данным Всемирной организации здравоохранения, должна составлять 408 кг,

то по УрФО она в 2 раза ниже; норматив по мясу - 81 кг, фактически же потребляется 64 кг (основным в структуре потребления является мясо птицы). Целесообразно развивать животноводство в Челябинской и Тюменской областях - это один из путей снижения излишков зерна.

Среди многих факторов, ограничивающих рост производства зерна, наиболее значимый - отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки. Проблема со сбытом влечет за собой сокращение посевных площадей (в Челябинске остаток незначительный; остатки зерна в Тюмени и Кургане большие, что влечет за собой проблемы со сбытом).

Основным производителем продовольственного зерна в УрФО является Курганская область. Фуражное зерно производится в Курганской, Челябинской, Тюменской и Свердловской областях. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа являются ввозящими регионами.

В Свердловской области наблюдается снижение объемов производства по овсу на 52% и ячменю на 34%. Челябинская область снизила производство ячменя на 27%; овес здесь последние три года не производился. Курганская область сохраняет объемы производства ячменя на уровне прошлых лет, а по овсу наблюдается сокращение объемов производства на 36%. Тюменская область увеличила производство ячменя на 30% и снизила производство овса на 11,5%. Основным производителем фуражного зерна среди сельскохозяйственных организаций в УрФО является Тюменская область, которая производит 70% овса и 38% ячменя от всего объема. На другие регионы приходится: в Свердловской области - по 13% каждой фуражной зерновой культуры; в Курганской области - 23% ячменя и 17% овса; в Челябинской области - 25% ячменя.

Выделяется также проблема инфраструктурных ограничений, в том числе дефицит мощностей по хранению зерна и производству комбикормов. Так, урожай прошлых лет хранится в ненадле-

жащих условиях. В Курганской области изношены 45% эксплуатируемых мощностей по производству зерна, в Челябинской области - 55%. Проблема мощностей остро стоит по всей России, необходимо их обновление и размещение и на Урале.

Для решения проблем требуются объединенные усилия всех сельскохозяйственных предприятий Уральского федерального округа. Необходимы совместные усилия по проработке мер, касающихся снижения себестоимости зерна (один из способов - повышение урожайности, отсюда необходимость развития селекции).

В целом по УрФО степень сбора урожая зерновых культур достаточно высока - 97-98%, отстает только Челябинская область (в 2009 г. процент уборки площадей составил около 80%). Снижение уровня потерь на данном направлении также является резервом улучшения снабжения региона зерном.

Анализ валового сбора зерна во всех категориях хозяйств в регионах, входящих в состав УрФО установил:

в Свердловской области - рост объемов на 16% (в сельскохозяйственных организациях - на 12%);

в Тюменской области - рост на 20% (в сельскохозяйственных организациях - на 31%); в Курганской области - увеличение на 8% (в сельскохозяйственных организациях - на 7%);

в Челябинской области - снижение на 22% (в сельскохозяйственных организациях - на 17%).

Основными причинами снижения объемов производства зерна и зернобобовых культур являются: снижение урожайности вследствие неблагоприятных погодных условий (засуха), сокращение объемов государственной поддержки, потребности внутреннего рынка в фуражном зерне.

При расчете прогнозных показателей (табл. 2) исходя из рациональных норм потребления, установленных ВОЗ, к 2021 г. потребность в собственном производстве зерна в УрФО составит 7 011,6 тыс. т. При норме потребления 1 000 кг на 1 чел. к 2021 г. общая потребность, исходя из численности населения УрФО, составит 12 502,5 тыс. т.

Основными задачами для обеспечения динамичного развития рынка зерна в УрФО и России, вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий, являются [4]:

• сбор и анализ информации об объемах производства, потребления (в животноводстве, птицеводстве, хлебобулочном, мукомольном и кондитерском производстве, комбикормовой промышленности), сбыта зерна и продуктов его переработки;

• разработка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу функционирования рынка зерна и продуктов его переработки в Уральском федеральном округе (в том числе разработка основных положений Стратегии развития зернового рынка УрФО и отдельных регионов в его составе, включая муниципальные образования (в части производства, хранения и переработки));

Таблица 2 - Прогноз общей потребности в производстве и переработке зерна в субъектах УрФО до 2021 г,, тыс. т

Уральский федеральный округ

5 789,7 6 799,0 6 825,2 6 850,8 6 875,2 6 899,1 6 922,0 6 943,0 7 011,6

Регионы

2010

2012

Курганская область 446,7 444,7 442,5 440,0 437,7 435,2 432,6 430,3 419,7

Свердловская область 2 071,5 2 072,4 2 072,8 2 072,2 2 071,5 2 070,3 2 069,0 2 067,4 2 056,1

Тюменская область: 634,2 1 632,9 1 648,7 1 664,7 1 680,6 1 695,8 1 711,1 1 725,9 1 779,8

Ханты-Мансийский автономный округ 725,5 734,6 744,3 754,0 763,5 773,4 782,8 791,7 826,1

Ямало-Ненецкий автономный округ 257,7 259,5 262,1 265,1 268,4 271,7 275,0 278,3 290,7

Челябинская область 1 654,0 1 654,7 1 655,0 1 654,5 1 653,8 1 652,6 1 651,3 1 649,7 1 639,1

• содействие расширению масштабов производства, росту урожайности, оптимизации структуры производства зерна и стимулированию эффективного землепользования;

• повышение качества продуктов переработки зерна;

• инновационное развитие отрасли и на этой основе снижение издержек производства;

• повышение конкурентоспособности зерна, произведенного в УрФО, и продуктов его переработки на российском и международном рынках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование новых механизмов поддержания доходов производителей и переработчиков зерна в УрФО на уровне, достаточном для расширенного производства, - реализация экспортного потенциала Уральского федерального округа, позволяющего занять устойчивые позиции на мировом рынке зерна и продуктов его переработки;

• деятельность по устранению необоснованных административных и технических барьеров;

• повышение инвестиционной привлекательности отрасли в Уральском федеральном округе;

• расширение возможностей доступа всех участников зернового рынка к средствам бюджетной поддержки агро-продовольственного сектора;

• развитие инфраструктуры рынка зерна;

• преодоление транспортной изолированности отдельных зернопроизводя-щих регионов;

• развитие конкурентной среды в сфере оборота зерна и продуктов его переработки;

• обеспечение информационной прозрачности и прогнозируемости рынка зерна в Уральском федеральном округе.

Реализация поставленных задач возможна через систему административного и экономического регулирования.

Необходимость создания в России механизма эффективного государственного регулирования АПК вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных особенностей России. В частности, АПК не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, медленнее приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям, а уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.

На рис. 2 графически представлены данные Росстата за отчетные 12 лет, отражающие соотношение усредненных цен на печеный хлеб и пшеницу.

Среди направлений государственной поддержки наиболее распространенными являются меры государственной поддержки производства и переработки зерна (рис. 3) и ценовое регулирование через систему интервенционных закупок.

7,27

8,51 8,90

14,03

10,26

17,37

14,74 15,86

Цены на печеный хлеб

26,05 26,18

24,05

Цены на пшеницу 7,48

4,77 1,45

2,56 3,17 2,08 2,26

4,02

4,43

3,57

'-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2. Средние цены на пшеницу и хлеб в России за 1999-2010 гг, р./кг

— Селекция

_

Семеноводство

Продовольственное, фуражное, семенное зерно

Подработка Хранение Переработка

X

Производство

Технологии

- Государственная поддержка производителей зерна -

I

Льготная политика (Ст. 2)

- Инвестиционная

- Ценовая

- Кредитная

- Налоговая

т

Создание фондов зерна (Ст. 5)

т

Федеральный фонд зерна (Ст. 6)

А

Региональный фонд зерна (Ст. 6)

Государственные гарантии (Ст. 10)

Кредиты

J

L

Бюджетные ссуды

Государственный надзор и контроль (Ст. 21)

h'

Качество

1

Безопасность

Валютные средства

Рис. 3. Структура государственной поддержки производства и переработки зерна [3]

К

Воспроизводственный процесс в данном случае можно описать в виде определенного алгоритма:

первый этап - аккумуляция информации, определение потребностей и путей их удовлетворения в современных технологиях, кадрах, материально-технической базе, в том числе оборудовании;

второй этап - непосредственное производство зерна различных видов и категорий качества;

третий этап- транспортировка произведенного зерна к местам хранения. Транспортные расходы имеют большое значение в формировании конечной себестоимости зерна, поэтому их оптимизация за счет создания единой транспортно-логистической инфраструктуры, основанной на консолидации всей имеющейся информации относительно рынка зерна, его емкости, основных субъектов и конъюнктуры, позволит существенно сократить данную статью расходов.

Поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социаль-

ную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны.

Организация хранения зерна должна производиться с использованием современных элеваторов и зернохранилищ, позволяющих поддерживать оптимальные условия хранения и оперативно получать информацию о запасах.

ИСТОЧНИКИ

1. Доктрина продовольственной безопасности РФ: утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. №120.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

3. О зерне: закон РФ от 14.05.1993 г. № 4973-1 (в ред. от 16.03.2006 г. № 41-ФЗ).

4. Формирование и развитие зернового рынка Уральского федерального округа / М.В. Федоров, Р.Р. Садыков, Н.А. Мезенин и др.; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010. Ц

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.