Научная статья на тему 'Обеспечения продовольственной безопасности в инновационной среде региональной экономики Югры'

Обеспечения продовольственной безопасности в инновационной среде региональной экономики Югры Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FOOD PRODUCTION SAFETY / INNOVATIONAL POTENTIAL OF REGION / INNOVATIONAL WORKING OUT / MECHANISMS OF SECURING FOOD PRODUCTION SAFETY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Чумак Владимир Александрович

Обоснована необходимость создания имитационной модели региональной агропродовольственной политики, которая позволит оценить состояние земельных ресурсов, их влияние на развитие АПК региона: эффективность агрострахования; разработать сценарий обеспечения безопасности и качества продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food production safety in innovational sphere of regional economics in Yugra

Necessarity of imitational model of regional agronomical food production politics is proved in the article. Such model helps to appreciate state of earth resources, their influence on agronomical industrial complex development in the region: effectiveness of agronomical ensurance. Working out the strategy of securing safety and quality of food.

Текст научной работы на тему «Обеспечения продовольственной безопасности в инновационной среде региональной экономики Югры»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 г. Выпуск 4 (23). С. 137-141

УДК 338.1

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЮГРЫ

В. А. Чумак

Продовольственная безопасность (в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Данный документ определил основы построения деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В связи с этим субъекты РФ вправе принимать свои законодательные акты по обеспечению выполнения основных положений Доктрины продовольственной безопасности. Хотя в ряде регионов законы по реализации государственной политики в контексте обеспечения продовольственной безопасности были приняты и ранее.

Разумеется, вопрос - не в «слепом» подражании законотворчества деятельности других регионов, а в том, что необходимость принятия Закона «О продовольственной безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» вызвана рядом основополагающих и основосодержащих причин как социально-экономического, так и социально-политического характера. Принятие Закона, по нашему мнению, актуально и настоятельно необходимо не только для дальнейшего развития агропромышленного комплекса региона, но и для других производственных и непроизводственных сфер деятельности. Поскольку последующая реализация закрепленных Законом норм права подразумевает распространение его действия на все сферы, осуществление функций которых требует обеспечения гарантий прав граждан на полноценное питание на уровне физиологических норм питания. Следует подчеркнуть, что основные положения регионального законопроекта должны совпадать с Доктриной продовольственной безопасности, которая была принята на федеральном уровне.

Реализация Закона в регионе позволит способствовать достижению следующих составляющих основной цели:

- проведение целенаправленной политики в сфере продовольственной безопасности в комплексе с мерами по повышению экономической и физической доступности продовольствия;

- достижение эффективного сочетания свободы рыночной экономики с мерами государственного регулирования, направленного на нейтрализацию процессов необоснованного роста оптовых цен на продовольствие;

- снижение зависимости продовольственного рынка Югры от импорта по ряду пищевых продуктов;

- дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, в том числе в сфере переработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов, торговой деятельности, в части оптовой и розничной реализации продовольствия, обеспечения качества и безопасности продовольствия, социальной поддержки населения.

Разумеется, что за это время произошли существенные изменения и в экономической, и в

законотворческой сфере, что, несомненно, следует учесть в законопроекте о продовольственной безопасности территории. Это касается анализа Доктрины продовольственной безопасности на федеральном уровне, федерального закона о торговле и др. Одним из важных аспектов является создание региональными органами власти экономических предпосылок для формирования продовольственного рынка. Это означает и инновационные технологии в региональном АПК, и развитие животноводства, агрострахование, подготовка и переподго-

товка кадров, повышение квалификационного уровня работников, развитие сельских территории.

Внедрение инновационных разработок в этот сектор экономики способствовало бы достижению устойчивого и динамичного роста агропромышленного производства. В регионе показатель урожайности картофеля и овощей открытого грунта очень высокие - 20,0 и 1519,0 т/га. Выросла молочная продуктивность стада - она составляет более четырех тысяч килограммов молока на фуражную корову. В округе идет строительство молочных комплексов почти на тысячи мест; 80 % уже введено в эксплуатацию. Продолжается модернизация, техническое и технологическое перевооружение действующих производств. Для комплектования молочных комплексов в регион завезено более 100 голов племенного зарубежного скота и поставки продолжаются. Более четверти дойного поголовья сельскохозяйственных предприятий переведено на новую технологию содержания. Увеличилось поголовье свиней и птицы. Успешно внедряются современные технологии в свиноводстве, птицеводстве, развивается кролиководство.

В регионе формируются производственные мощности по переработке молока, рыбы, производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий - на территории региона действуют предприятия, которые производят конкурентоспособную продукцию, занимаются технологической модернизацией отрасли, повышением плодородия сельскохозяйственных земель. В 2010 году завершено строительство предприятия по переработке дикоросов и кедрового ореха. Проводится дальнейшая работа усовершенствования технологических процессов в рыбной отрасли, переработки сырья обеспечат спрос жителей региона на продукцию местного производства.

Использование новейших высокотехнологичных разработок в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности во многом способствует тому, что жители региона все больше предпочитают отечественную продукцию местного производства. Сельское хозяйство Югры должно становится высокотехнологичной отраслью, перспективной для вложения инвестиций. Модернизация и техническое переоснащение отрасли растениеводства позволили увеличить долю ресурсосберегающего земледелия. Более 80 % площадей должно быть занято картофелем и овощами открытого и закрытого грунтов, по ресурсосберегающим технологиям возделываются 92 % посадочных площадей. Эти новейшие технологии позволяют даже при неблагоприятных погодных условиях получать достаточно неплохие урожаи сельскохозяйственных культур. Количество племенных животных в общем стаде необходимо довести до 50 %.

В регионе активно развиваются личные подсобные хозяйства, работают 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Развитие мелкотоварного сектора, в частности личных подсобных хозяйств жителей региона еще одно перспективное направление АПК, поскольку в них производится больше половины всей сельскохозяйственной продукции. К тому же, деятельность личных подсобных хозяйств имеет важнейшее значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. При бюджетной поддержке в ЛПХ ведётся строительство миниферм для содержания молочного скота на 25 и более голов. В ЛПХ за прошлый год приобретено более 40 голов племенного и улучшенного молодняка крупного рогатого скота, 100 голов племенных свиней, свыше 12500 тонн комбикормов. Ежегодно увеличиваются объемы товарного молока. Всего в 2009 году ЛПХ региона сдали около 7000 тонн молока.

Успехи регионального АПК были достигнуты в первую очередь благодаря активному внедрению инновационных подходов в сельское хозяйство. Разработан целый комплекс мер: льготное кредитование крестьянских и фермерских хозяйств, модернизация оборудования, строительство мегаферм, внедрение инновационных технологий в растениеводстве и животноводстве, привлечение на село специалистов, регулирование закупочных цен на продукцию, помощь в приобретении техники, закуп породистого скота. И как результат - экономика сельскохозяйственного производства изменилась к лучшему. Однако есть проблемные и

перспективные направления дальнейшего развития инновационной среды региональной экономики в контексте обеспечения продовольственной безопасности региона.

Необходимо развивать перерабатывающий сектор АПК в направлении увеличения количества предприятий по переработке картофеля и овощей. Это широкое поле деятельности для местных товаропроизводителей, для малого бизнеса региона. Частные хозяйства перешли на индустриальные технологии возделывания картофеля, стремительно строятся минифермы (Ханты-Мансийский, Октябрьский, Сургутский, Нефтеюганский районы).

Переход на инновационные рельсы способствует получению не только экономического, но и социального эффекта. Рассматривать проблемы АПК необходимо совместно с социальными проблемами на селе, с развитием сельских территорий. Необходимы кадры, притом многопрофильные, так как изменилась и техника, и поголовье скота, и технология. Привлечению специалистов на село должно способствовать развитие инфраструктуры и достойная заработная плата (разница между средним ром зарплаты в городе и деревне составляет более 60 %). Специалисты моложе 30 лет составляют более 3 %, на селе отсутствуют выпускники сельскохозяйственных вузов и техникумов.

По нашему мнению, необходимо поставить и решить вопрос, чтобы поднять минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума, рассчитанного совершенно иначе, а именно с учетом затрат на медицинское обслуживание, воспитание и образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг. Поднятие минимальных зарплат и пенсионных платежей до уровня такого прожиточного минимума, ускоренный рост доходов наименее обеспеченных групп населения будут способствовать решению проблемы снижения уровня социальной дифференциации. Только тогда основная часть граждан сможет оплатить из своих доходов продукты питания, одежду, жилье, здоровье и образование для себя и своих детей, появится экономическая возможность перевода «социальных отраслей» на рыночные рельсы. Пока же величина прожиточного минимума далека от достижения цели обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Главная задача, стоящая перед агропромышленным комплексом и его базовой сельскохозяйственной отраслью, это обеспечение продовольственной безопасности. В связи с этим, нами предложены механизмы обеспечения продовольственной безопасности и определены основные направления обеспечения продовольственной безопасности и соответствующие рычаги воздействия:

1. Поддержание стабильности на продовольственном рынке средством:

- мониторинга состояния рынка и основных показателей исполнения целевых программ, направленных на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности;

- разработки прогноза спроса и предложения продовольствия.

2. Содействие интеграции организаций оптового продовольственного комплекса с производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках целевых и инвестиционных программ.

3. Содействие в рамках целевых и инвестиционных программ развитию материальнотехнической базы оптового продовольственного комплекса.

4. Развитие информационно-коммуникационных технологий в оптовом продовольственном комплексе.

5. Формирование рынков сбыта местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

6. Создание условий для производства и оборота в Югре качественных и безопасных пищевых продуктов.

7. Содействие научно-исследовательским работам в сфере изучения влияния на здоровье человека пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные ингредиенты.

8. Налаживание долговременных экономических связей с другими субъектами Российской Федерации и странами СНГ по поставкам продовольствия и сырья для его производства.

9. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции продовольствия в регион, в том числе на основе точных и товарных интервенций.

10. Координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, работающих на территории в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

11. Взаимодействие в сфере продовольственной безопасности с органами местного поселкового самоуправления.

Для своевременного принятия решений по корректировке уровня продовольственной безопасности необходимо проводить мониторинг его показателей с определенной периодичностью. На данный момент непосредственно вопросами обеспечения продовольственной безопасности и ее мониторинга никто не занимается. Ряд государственных органов обеспечивает решение тех или иных вопросов, касающихся продовольственной безопасности в пределах своей компетенции, однако единого координационного органа нет.

Для обеспечения четкого функционирования и для оперативного решения вопросов, касающихся продовольственной безопасности региона, мы считаем необходимым создание оперативного центра мониторинга продовольственной безопасности. Это даст возможность производить сбор необходимой информации, рассчитывать показатели, прогнозировать развитие ситуации и на этом основании вырабатывать необходимые решения. Рабочий орган должен выполнять следующие задачи:

- осуществлять текущий мониторинг продовольственной безопасности региона;

- проводить анализ и диагностику состояния и развития рынка сбыта сельскохозяйственной продукции (с учетом потоков «юг-север» и «север-юг»);

- составлять прогноз развития агропромышленного комплекса, экспорта и импорта продовольствия и потребления продуктов питания населением;

- выходить с предложениями к руководству региона по улучшению продовольственного обеспечения населения;

- давать конкретные рекомендации соответствующим службам по повышению уровня продовольственной безопасности:

- выходить с предложениями о создании специальных программ, затрагивающих проблемы производства и потребления продовольствия в регионе, развития внутрирегиональной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции;

- публиковать периодические отчеты о состоянии продовольственной безопасности и о качестве продуктов питания.

Координирование вопросов, касающихся продовольственной безопасности, необходимо будет возложить на департамент или совет по продовольственной безопасности.

Финансирование расходов, связанных с обеспечением продовольственной безопасности территории должно быть направлено на:

- оказание организациям помощи в решении финансовых, транспортных, энергетических и других проблем, связанных с заготовкой, хранением, переработкой товарной сельскохозяйственной продукции, поставками ее потребителям, в том числе в рамках утвержденных целевых программ, принятых к финансированию;

- содействие формированию рыночных структур, выход на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия других регионов Российской Федерации. Завоз из Тюменской области тех видов продовольствия, потребность в которых удовлетворяется товаропроизводителями области;

- приоритетное внедрение быстро окупаемых технологических комплексов и систем, привлечение инвестиций, направляемых на поддержку высокоэффективного производства жизненно важных продуктов, повышение качества и безопасности пищевых продуктов;

- развитие производства новых видов пищевых продуктов с улучшенными диетическими и лечебно-профилактическими свойствами;

- разработку программ продовольственной помощи малообеспеченным многодетным семьям, детям-сиротам, другим жителям Югры;

- координацию торгово-закупочной деятельности с целью постепенного снижения продовольственной зависимости от ввоза тех продуктов, которые в достаточном количестве могут производиться в регионе;

- организацию мониторинга состояния и обеспечения продовольственной безопасности территории региона.

Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, ввозимые в Ханты - Мансийский автономный округ - Югра в рамках организованных поставок, должны содержать информацию о наличии либо отсутствии в их составе генетически модифицированных ингредиентов. Не допускается использование регионального бюджета, в том числе предоставляемых в виде кредитов, для закупки в производства продовольствия, содержащего генетически модифицированные ингредиенты.

Следует подчеркнуть, что механизмы обеспечения продовольственной безопасности региона сформированы посредством объединения воздействия следующих рычагов: административные методы, обеспечивающие реализацию нормативно-правовых актов федеральными и региональными органами власти; бюджетная и налоговая политика, стимулирующие развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса; социальная политика, воздействие которой направлено на сохранение социально-политической стабильности в регионе; цивилизованные меры воздействия общественных организаций на властные структуры с целью предотвращения возникновения социальной напряженности.

Таким образом, на региональном уровне существует огромный инновационный потенциал обеспечения продовольственной безопасности, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы. Требуется только создание научно обоснованной, имитационной модели региональной продовольственной политики, которая позволит оценить состояние земельных, водных и лесных ресурсов, их влияние на развитие АПК региона; провести социально-экономическую диагностику продовольственной безопасности региона и устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.