Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность и необходимость инновационного механизма кредитования АПК'

Продовольственная безопасность и необходимость инновационного механизма кредитования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРЕДИТ / БАНКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ КРЕДИТОВАНИЯ / FOOD SAFETY / THE CREDIT / BANKS / THE INNOVATIVE MECHANISM OF CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меликов Ю. И.

Рассматриваются вопросы необходимости и принципы инновационного механизма кредитования АПК как средства обеспечения продовольственной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food safety and necessity of the innovative mechanism of crediting of agrarian and industrial complex

It is considered questions of necessity and principles of the innovative mechanism of crediting of agrarian and industrial complex as means of maintenance of food safety of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность и необходимость инновационного механизма кредитования АПК»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ АПК

МЕЛИКОВ Ю.И.,

кандидат экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), 344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б.Садовая ул. 69

Рассматриваются вопросы необходимости и принципы инновационного механизма кредитования АПК как средства обеспечения продовольственной безопасности РФ.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; кредит; банки; инновационный механизм кредитования.

It is considered questions of necessity and principles of the innovative mechanism of crediting of agrarian and industrial complex as means of maintenance of food safety of the Russian Federation.

Keywords: food safety; the credit; banks; the innovative mechanism of crediting.

Коды классификатора JEL: F52, L66, Q18.

Актуальной задачей современного развития экономики РФ является обеспечение продовольственной безопасности страны как одной из важнейших составляющих национальной безопасности. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» Правительству России предложено разработать и утвердить план мероприятий по реализации ее положений. Согласно Доктрине, продовольственная безопасность РФ является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Доктриной предусматривается решение следующих задач: 1)своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов; 2)устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны; 3)достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; 4)обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Достижение продовольственной безопасности в современных условиях, характеризующихся мировым и локальными продовольственными кризисами, ростом мировых цен на основные продукты питания (зерновые, рис, сахар, подсолнечное масло и т.п.), увеличением доли сельхозпродукции направляемой не на питание населения, а на производство биотоплива, требует принятия срочных организационных, экономических, финансово-кредитных мер стимулирования ускоренного развития АПК РФ, превращения его в одного из крупнейших мировых экспортеров продовольствия.

Решение задачи требует проведения в жизнь комплекса мер по развитию агропромышленного комплекса РФ на основе его восстановления, реконструкции и внедрения передовых технологий производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. Реализация этих мер потребует вложения на текущие и инвестиционные цели громадных объемов финансовых и кредитных ресурсов.

Эффективность использования этих средств во многом зависит от правильной организации механизма кредитования, его нацеленности на решение следующих актуальных задач: 1) полное и своевременное обеспечение сельскохозяйственных перерабатывающих и оптовых предприятий финансовыми ресурсами для формирования производственных и товарных запасов, необходимых для нормальной хозяйственной деятельности; 2) стимулирование увеличения объёмов производства основных видов продовольствия (растениеводства и животноводства), преодоление зависимости российского продовольственного рынка от импорта и превращение АПК в экспортоориентирован-

© Ю.И. Меликов, 2011

ный сектор экономики; 3) ускорение технического перевооружения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий до уровня, не уступающего зарубежным аналогам; 4) содействие росту занятости сельского населения путём развития малых форм предпринимательства (КФХ и ЛПХ), производственной, потребительской, снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации; 5) стимулирование укрепления хозяйственных связей и интеграционных процессов между предприятиями АПК, наращивания объёмов продовольственных фондов.

Однако действующий в настоящее время механизм кредитования АПК не отвечает в должной мере предъявляемым требованиям и задачам ускоренного развития АПК. В этих условиях резко возрастает роль и значение доступности кредита и научнообоснованного современного инновационного механизма кредитования АПК, позволяющего преодолеть (нейтрализовать) факторы, препятствующие развитию кредитных отношений с предприятиями этого сектора экономики РФ. По сфере возникновения, эти факторы могут быть объединены в три группы. Первая группа факторов связана с технологическим, социально-экономическим и финансовым состоянием сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, организацией управления АПК, ценовой политикой государства, состоянием продовольственного рынка РФ. Вторая - связана с организацией и состоянием государственной финансовой поддержки АПК. Третья - обусловлена действующим механизмом кредитования и функционированием кредитной системы РФ.

К первой группе факторов относятся следующие: 1)обесценение и утрата собственных оборотных средств сельскохозяйственных, перерабатывающих и заготовительных предприятий АПК (без их индексации) в результате либерализации цен в 1992 г. и последующих инфляционных процессов в РФ; 2) диспаритет цен (низкие цены на продукцию сельского хозяйства и высокие на потребляемую им продукцию) при постоянном опережающем росте цен на продукцию отраслей промышленности и услуги транспорта (энергоносители, ГСМ, транспортные, в том числе железнодорожные тарифы), препятствующий накоплению собственных финансовых ресурсов в АПК, обусловливает убыточность и низкую рентабельность многих сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий; 3) утрата собственных оборотных средств сельхозтоваропроизводителями вследствие потерь урожая из-за стихийных бедствий (неблагоприятных природно-климатических факторов, гибели посевов и скота) и отсутствие страховых возмещений в условиях отмены с 1992 г. обязательного страхования предприятий АПК; 4) разрыв хозяйственных связей сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, дезинтеграция производства, расформирование аграрных и агропромышленных объединений, выделение из них и обособление товаропроизводителей. Стремление последних «выжить в одиночку», порвав хозяйственные связи с «невыгодными» по их мнению партнерами, вызвал ухудшение финансового положения вначале у переработчиков (мясокомбинаты и колбасные заводы, молочные и консервные предприятия), не получавших необходимое им сельскохозяйственное сырье, а следом — падение платежеспособного спроса на сырье со стороны переработчиков (банкротство, остановка и снижение объема производства), что в свою очередь бумерангом «добивало» сельхозтоваропроизводителей (молочное, мясное животноводство, плодоовощеводство); 5) необеспеченность сбыта продукции потребителям по заранее известным стабильным ценам, позволяющим прогнозировать финансовые результаты и возвратность кредита, обусловило падение производства в основных отраслях сельского хозяйства (прежде всего в животноводстве) и перерабатывающей промышленности, вытеснение их продукции со стихийно функционирующего продовольственного рынка РФ; 6) рост безработицы, падение доходов сельского населения, ухудшение социально-экономической обстановки в совокупности обусловили низкий уровень обеспечения сохранности произведенной в АПК продукции; 7) высокая, блокирующая финансово-хозяйственную деятельность предприятия, задолженность (срочная и просроченная) налоговым органам по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды; 8) отсутствие научно обоснованного планирования производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК, в т.ч. оборотных средств и потребности в кредите для их формирования; 9) отсутствие эффективной государственной политики по поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, приведшее к потере ими традиционных позиций на отечественном продовольственном рынке и снижению платежеспособного спроса на их продукцию.

Ко второй группе факторов относятся: 1) отсутствие системы обязательного государственного страхования у сельхозтоваропроизводителей скота и посевов от стихийных бедствий; 2) отсутствие научно обоснованного механизма ценообразования на продукцию сельского хозяйства и её промышленной переработки; 3) отсутствие цивилизованного продовольственного рынка, обеспечивающего свободный доступ товарам товаропроизводителей всех форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе КФХ и ЛПХ; 4) недостаточность собственных финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий АПК при явно недостаточной государственной финансово-кредитной поддержке.

К третьей группе факторов относятся: 1) высокие процентные ставки по стандартным кредитам коммерческих банков, трудности и невозможность для большинства предприятий получения ссуд по льготным, низким процентным ставкам; 2) кабальные условия по межхозяйственным товарным и денежным кредитам коммерческих структур (в т.ч. основанных на бартерных сделках), усугубляющие и без того тяжелое финансовое положение заемщиков; 3) отсутствие у коммерческих банков достаточного кредитного потенциала для длительного вложения кредитных ресурсов в предприятия АПК с длительным кругооборотом средств, связанным с продолжительным и сезонным производственным циклом, формированием сезонных запасов сырья, готовой продукции, их длительным хранением до момента переработки и реализации потребителям; 4) несвоевременное получение кредита, препятствующее проведению основных видов сельскохозяйственных работ и заготовок сельскохозяйственного сырья в оптимальные сроки; 5)селективное, выборочное кредитование предприятий АПК

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

коммерческими банками, жесткие требования к их кредитоспособности и качеству залога, практически сделавшие банковский кредит недоступным для большинства АПК; 6) сформировавшееся у банков представление об АПК как о «черной дыре» (в сочетании с боязнью кредитных рисков, связанных с рисками агропромышленного производства в условиях российского рынка) является психологическим препятствием для осуществления кредитной поддержки АПК многими банковскими структурами.

Доступность кредита предполагает наличие обязательных условий: 1) возможности получения кредита товаропроизводителем по его желанию; 2)способности, возможности и желания банка предоставить такой кредит заёмщику АПК; 3) положительной оценки потенциальным заемщиком своей способности вернуть кредит банку на условиях последнего.

При этом для коммерческого банка определяющими являются следующие моменты: 1)наличие необходимых для кредитования пассивов - кредитных ресурсов; 2)приемлемость для банка и заёмщика процентной ставки по выдаваемому кредиту; 3)реальная кредитоспособность заемщика, его возможности эффективно использовать кредит, вовремя его вернуть, уплатив проценты; 4)материальная обеспеченность выданных кредитов путем использования банками общепринятых форм обеспечения (залог, гарантия, поручительства, цессия, страхование кредитных рисков), гарантирующая сохранность ссудного капитала и активов банка.

Реализация национальных проектов развития АПК важный, знаковый и практический шаг в направлении государственной активизации поддержки АПК, но еще не достаточный с позиции предстоящей грандиозной перестройки АПК, роста его эффективности и конкурентоспособности.

В условиях декапитализации сельского хозяйства, убыточности и низкой рентабельности многих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствия четкой скоординированной системы государственной финансовокредитной поддержки АПК, многие коммерческие банки проявляют большую осторожность при предоставлении кредитов АПК. Кроме того, кредитование АПК является ресурсоемким, с длительным периодом кругооборота капитала и сроком возврата кредита, а коммерческие банки обладают слабой ресурсной базой для масштабного кредитования АПК. Присутствие производственных рисков в сельском хозяйстве из-за неблагоприятных природно-климатических явлений в условиях недостаточного обеспечения АПК страховыми услугами и недостаточным финансовым потенциалом большинства негосударственных страховых компаний делает кредиты для АПК малодоступными.

Сдерживающим аспектом развития стандартного кредитования АПК является проблема выбора качества и достаточности обеспечения выдаваемого кредита.

В действительности реальным источником обеспечения возвратности кредита в сельском хозяйстве являются затраты незавершенного производства, предстоящий выход продукции, ее запасы на складах и в хранилищах, холодильниках. Однако, из-за отсутствия национально-ориентированного рынка продовольствия, гарантированного сбыта продукции по справедливым нормальным ценам (обеспечивающим полное покрытие затрат и не менее 10-15% рентабельности), коммерческие банки вынуждены принимать решение о выдаче кредита в условиях неопределенности: будет ли реализована прокредитованная продукция, завершен кругооборот капитала заемщика и погашен кредит. Нередко не в пользу потенциального заемщика.

Аналогичная ситуация складывается и при кредитовании перерабатывающих предприятий АПК, у которых реальным обеспечением кредита являются заготовленное сырье и товары в запасах и переработке, а также готовая продукция на складах. Однако банки в большинстве случаев требуют в качестве обеспечения залог земли и основных фондов, контрольный пакет акций и т.п. Причем нередко стоимость этого залога может быть недостаточной в сопоставлении с потребностью заемщика в кредите в период массовой заготовки сельскохозяйственного сырья (плодоовощной продукции, маслосемян, сахарной свеклы и т.п.)

В условиях утраты национального производственного рынка, преобладания импортного продовольствия, тромбоза товаропроизводящей сети, непредсказуемости цен, диктата торговых посредников и монополистов на всех стадиях продвижения товара, проблематичным становится завершение нормального кругооборота капитала предприятия и обеспечение возвратности кредита, возрастают кредитные риски для банковской системы.

Другие недостатки существующего стандартного механизма кредитования АПК сводятся к следующему:

♦ Кредитование осуществляется отдельными банками, но не единой специализированной банковской системой.

♦ Интересы коммерческих банков противоречат интересам товаропроизводителей АПК и сводятся только к выгодной «продаже денег» заемщиком при соблюдении условий возвратности.

♦ Механизм кредитования этими банками предусматривает выборочное, селективное кредитование только отдельных кредитоспособных и финансово устойчивых предприятий АПК.

♦ Отсутствует системное кредитование, что не позволяет активно использовать воспроизводственную функцию кредита для восстановления и развития производственно-технического и хозяйственного потенциала низкорентабельных и убыточных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, негативно сказывается на развитии их и АПК в целом, препятствует выводу из кризиса этого важного сегмента реального сектора экономики.

♦ Система выборочного селективного кредитования отдельных предприятий не соответствует особенностям кругооборота средств регионального и национального АПК в целом, что приводит к нарушениям нормального хода кругооборота всей интеграционной цепи и возвратности кредита1.

1 Вопросы особенностей кругооборота средств предприятий АПК подробно рассмотрены нами в статье «Особенности кругооборота средств АПК и кредит» [3, с. 31-36].

Недоступность кредита в современных условиях для большинства сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий при применении традиционной системы кредитования коммерческими банками диктует необходимость нового, нетрадиционного подхода кредитования АПК на основе инновационного механизма кредитования АПК, когда приемлемая для банка величина обеспечения либо отсутствует, либо недостаточна для суммы запрашиваемого кредита.

Инновационный механизм кредитования должен базироваться на следующих принципах:

1. Инновационный механизм и система кредитования АПК должны соответствовать особенностям кругооборота средств не только отдельного предприятия, но и АПК в целом. Последний должен кредитоваться как специализированная межотраслевая интегрированная целостная система, поскольку возврат кредита отдельными предприятиями АПК носит лишь промежуточный характер, обусловленный последовательным переходом кредита из одной сферы в другую в процессе целостного кругооборота средств всей агропромышленной цепи. Реальное завершение кругооборота и возврат кредита в АПК наступает только после завершения всего цикла кругооборота средств в агропромышленной системе путем реализации продукции конечному потребителю на внутреннем рынке и на экспорт.

2. Инновационный механизм кредитования должен опираться на соответствующую ему инновационную единую специализированную интегрированную многоуровневую систему агропромышленного кредита, использующую все формы и виды кредита, прямое и косвенное банковское кредитование.

3. Тесное взаимодействие инновационной кредитной системы и инновационного механизма кредитования с финансовой системой и финансовым механизмом государственной поддержки АПК на федеральном и региональном уровнях с использованием разнообразных инструментов поддержки товаропроизводителей (субсидии, дотации, надбавки к ценам, широкое использование гарантий и поручительств), введение обязательного страхования скота и посевов через систему Росгосстраха.

4. Использование многовариантного режима кредитования с учетом финансово-экономического состояния заемщиков и задач активизации стимулирующего воздействия кредита на их развитие (режимы: антикризисный, оздоровляющий, стандартный, развивающий). При этом для первых двух режимов целесообразно использовать условную кредитоспособность заемщика с ограничением свободы распоряжения его активами.

5. Использование полиресурсной кредитной базы, включающей средства разного рода государственных финансовых резервов (типа стабилизационного фонда), временно свободные ресурсы федерального и регионального бюджетов, а также предприятий АПК, средства потенциальных потребителей продукции АПК. Концентрация всех временно свободных средств - ресурсов кредитования АПК в специально создаваемом государственном централизованном целевом специализированном фонде антикризисного льготного кредитования АПК (СФАЛК).

6. Осуществление административно-банковского технологического и экономического контроля за возвратностью кредита (сохранностью активов, полнотой поступления денежной выручки, соблюдением технологии производства и своевременностью проведения основных видов технологических работ).

7. Использование субсидиарной и солидарной ответственности заемщиков АПК регионов и административных районов, кооперативов и агропромышленных формирований по полученным кредитам.

8. Усиление роли и значения гарантий и поручительств федеральных и региональных органов власти по кредитам, выдаваемым заёмщикам АПК, и создание системы федерального и региональных гарантийных фондов.

9. Унифицированные льготные условия получения кредита (в т.ч. низкие процентные ставки, — 1-3% годовых) для всех категорий товаропроизводителей - сельскохозяйственных, перерабатывающих и оптовых предприятий АПК, включая КФХ, ЛПХ и разного рода кооперативы.

10. Обеспечение сплошного кредитования предприятий АПК (в соответствии с их реальной потребностью в заемных средствах) и эффективного контроля за возвратностью кредита на основе механизма конвейерного кредитования технологически взаимосвязанных предприятий2.

11. Планирование на федеральном и региональном уровнях РФ объемов производства сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, АПК РФ в целом и соответствующей потребности в оборотных средствах и кредите, как источнике их формирования. Это позволит осуществлять комплексное производственное, финансовое, кредитное планирование в сочетании с планированием ресурсной (финансовой и кредитной) базы развития АПК.

12. Сочетание децентрализованного кредитования отдельных предприятий с централизованным кредитованием агрохолдингов, разного рода районных и региональных АПК как единого целого (типа ЗАО «Агрокомплекс» Вы-селковского района, Краснодарского края). Централизованное кредитование таких комплексов позволит снизить кредитный риск для банковской системы, усилить роль внутрисистемного агропромышленного кредита, тесно увязать банковский и внутренний ведомственный контроль за обеспечением возвратности банковского и внутриобъе-диненческого кредита.

13. Особой, специфической формой возвратности кредита в АПК должна являться гарантированная закупка государством по стабильным плановым справедливым ценам произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции для ее последующей реализации на продовольственном рынке РФ. Отсутствие таких закупок и гарантированных цен, как свидетельствует опыт РФ, негативно сказывается на развитии сельскохозяйственного производства, переработке его продукции, приводит к финансовым потерям сельхозтоваропроизводителями зерна, овощей, мясомолочной продукции, к невозможности своевременного и полного погашения ранее полученных кредитов3.

2 Подробно механизм конвейерного кредитования предприятий АПК рассмотрен нами в статье «Кругооборот капитала АПК РФ и кредит» [2, с. 40-41].

3 Например, в Ростовской области выращивается лишь 10% от объема фруктов, необходимых ее жителям, от ранее существовавших

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

Переход к инновационному механизму кредитования АПК в сочетании с эффективной государственной поддержки товаропроизводителей позволит резко увеличить объем валового внутреннего продукта в РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доктрина продовольственной безопасности РФ / Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

2. Меликов Ю.И. Кругооборот капитала АПК РФ и кредит // Финансовые исследования. 2011. № 1.

3. Меликов Ю.И. Особенности кругооборота средств предприятий АПК и кредит // TERRA ECONOMICUS. 2010. № 2. Т. 8.

4. Огуречные слезы и горе-сады. АиФ. 2011. №2 7. (АиФ на Дону, С. 3)

5. Российский рубль: перспективы превращения в мировую валюту. (Институт Европы РАН). М., 2008. С. 76-77.

садов осталось не более 17-20%. Из-за невозможности сбыта своей продукции в Багаевском районе Ростовской области производители тачками сбрасывали огурцы в реку Дон. [5, с.3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.