Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / коэволюция / ноосфера / ценности / идеи / личность / culture / coevolution / noosphere / values / ideas / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна, Голубева Елена Александровна, Гонова Надежда Васильевна

Формирование экологической культуры личности предполагает обогащение всех компонентов методической системы современного образования культурно-экологическими идеями. Решение данной задачи связывается с выявлением теоретических основ культурно-экологического подхода, как методологического базиса экологизации в культурологическом аспекте, и его целостной реализацией в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна, Голубева Елена Александровна, Гонова Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the ecological culture of the individual presupposes the enrichment of all components of the methodological system of modern education with cultural and ecological ideas. The solution of this problem is associated with the identification of the theoretical foundations of the cultural and ecological approach, as a methodological basis for ecologization in the cultural aspect, and its holistic implementation in education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

могут работать с одним и тем же материалом с самых разных устройств: настольных компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов - используя преимущества каждого типа. Технологии масштабирования текста, голосовой транскрипции, геолокации и преобразования текста в речь делают образование людей с ограниченными возможностями более качественным. А возможность дистанционного обучения и непрерывного доступа к информации делают доступным обучение людей, которые не могут находиться в месте проведения занятий [5]. Но, безусловно, есть и недостатки, которые следует учесть. Мобильные экраны недостаточно большого размера, трудно работать с графическими фрагментами, имеются ограничения памяти. Малая емкость батареи, если это не будет учтено, то данные могут потеряться. При использовании беспроводных сетей общественного доступа может снизиться пропускная способность. Также длительное использование мобильных устройств влияет на зрение. Благодаря внедрению мобильных технологий в образование учащиеся могут свободно перемещаться, легче усваивать информацию, т.к. она доступна в любое время и легче запоминается в мультимедийном формате, учебный процесс выходит за рамки аудиторий, повышаются возможности обучения людей с ограниченными возможностями, учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям [7]. Беспроводные технологии уже стали важной частью нашей жизни и играют огромную роль в процессе обучения. Вскоре учебный процесс больше не будет стеснен рамками аудиторий и классов, а выйдет за пределы и станет более доступным и открытым. Преподаватели и студенты будут учить и учиться тогда, когда им удобно и как им удобно. Большинство людей готовы к такому варианту обучения технически и психологически.

Выводы. Цифровая образовательная среда расширяет горизонт возможностей для обучения и воспитания через доступ к цифровым продуктам, способствует актуализации и аккумуляции новых знаний и навыков. В таком инновационном пространстве очень важна педагогу цифровая грамотность, которая определяется набором знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Информационно-коммуникативные технологии также способствуют развитию в педагоге таких фундаментальных качеств как креативность, продуктивность, развитию стратегического, прогностического, проблемного мышления как условия творческого преобразования действительности, формируют осознанную готовность к обучению и воспитанию современного студента.

Литература:

1. Везиров, К.Т. Использование «сквозных» технологий в подготовке специалистов среднего профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды / К.Т. Везиров // Дистанционные образовательные технологии: материалы V междунар. науч.-практ. конф. 22-25 сентября 2020 г., Ялта / ООО «Изд-во Типография Ариал». -Симферополь, 2020. - С. 113-117

2. Гвильдис, Т.Ю. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы / Т.Ю. Гвильдис, В.Е. Николашкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 76-78

3.Готская, И.Б. Цифровизация и цифровая трансформация вузов: уточнение понятийного ряда, особенности, проблемы /И.Б. Готская,А. И. Готская//Современное образование: традициииинновации,- 2023. - № 1.-С. 12-17

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 448 с.

5. Малий, Д.В. Реализация гуманистического подхода в дистанционной системе обучения / Д.В. Малий, П.Н. Медведев // Традиции гуманизации в образовании: III международная научная конференция памяти Г.В. Дорофеева, Москва, 23 июня 2014 года. - Москва: Вентата-Граф, 2014. - С. 163-166

6. Медведев, П.Н. Готовность преподавателей вуза к использованию современных средств икт в условиях дистанционного обучения / П.Н. Медведев, Д.В. Малий // Перспективы науки. - 2020. - № 10(133). - С. 126-131

7. Миронов, A.A. Информационные технологии, применяемые в системе образования / A.A. Миронов, Д.В. Санкин // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-1(10). - С. 34-40

8. Мудрик, A.B. Социализация человека: учебное пособие / A.B. Мудрик; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2011. - 623 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. - Академия. М.: 2008. - 368 с.

10. Церюльник, А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе / А.Ю. Церюльник // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 92-95

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант, учитель Голубева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №6» (г. Нижний Новгород); учитель Гонова Надежда Васильевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижегородская кадетская школа» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Формирование экологической культуры личности предполагает обогащение всех компонентов методической системы современного образования культурно-экологическими идеями. Решение данной задачи связывается с выявлением теоретических основ культурно-экологического подхода, как методологического базиса экологизации в культурологическом аспекте, и его целостной реализацией в образовании.

Ключевые слова: культура, коэволюция, ноосфера, ценности, идеи, личность.

Annotation. The formation of the ecological culture of the individual presupposes the enrichment of all components of the methodological system of modern education with cultural and ecological ideas. The solution of this problem is associated with the identification of the theoretical foundations of the cultural and ecological approach, as a methodological basis for ecologization in the cultural aspect, and its holistic implementation in education.

Key words: culture, coevolution, noosphere, values, ideas, personality.

Введение. Стратегическая задача современного образования - это становление культурного человека. Необходимо включать культурологические идеи во все направления модернизации образования, что обуславливает их системообразующее и доминирующее функцию. Экологизация базируется на осознании ведущей роли культуры в решении экологических проблем в условиях их глобального обострения. Отсюда культурно-экологический подход - важное методологическое основание в становлении экологической культуры, создающий переход человечества в направление экологически сбалансированного развития (Н.Ф. Винокурова, Н.М. Мамедов, А.И Субетто, А.Д. Урсул). Культурно-экологический подход осуществляется в экологизации науки, культуры и образования, выступает регулятором отношений человека и природы через экологическую трансформацию искусства, морали, права Г11-

Изложение основного материала статьи. Экологическая культура рассматривается как новое качество культуры, отражающее изменение жизненных смыслов и ценностей как универсалий культуры от технократических, природопокорительных к коэволюционным (Э.В. Гирусов, A.A. Горелов, Н.М. Мамедов. Реализация коэволюции связана с холистической идеей и идеей ноосферы. Объединяющим фактором философско-методологического характера является диалектический материализм, предполагающий познание окружающего мира во всем многообразии, исходя из противоречивого единства, взаимосвязи и целостности мира природы и мира человека. Необходим переход от природопокорительных отношений к коэволюционным. Изменение закрепленных в культуре жизненных смыслов и ценностей предъявляет обновленные требования к человеку - он должен стать культурной личностью, способной к творческому созидательному труду и ответственной за результаты своей деятельности [21. Таким образом, экологический кризис рассматривается исследователями, прежде всего, как кризис личности. Выход из него, по С.И. Гессену, «в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности» ГЗ, С. 761.

Аксиологическое направление культуры - это система ценностей, через которые люди организуют жизнедеятельность. Коэволюционные ценностные отношения - это новый качественный этап взаимодействия человека и природы, ориентации на самоценность природы, события с природным окружением, сотворчество, созидание природо- и культуросообразной окружающей среды (Д.С. Карпинская, В.А. Кутырев, H.H. Моисеев и др).

Коэволюционные идеи предполагают изменение качеств личности в целях устойчивого со развития с жизненной средой и повышения качества жизни. Культура здесь - система коэволюционных ценностей, в том числе этического и эстетического характера. Отсюда содержание образования должно способствовать превращению учащихся из сторонних наблюдателей и потребителей в действующих субъектов реальной жизненной среды, которых отличают толерантность, ответственность, партнерство. Ценностное отношение к природе фиксируется в различные рода императивах и принципах, таких как: «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «природа знает лучше» (Б. Коммонер), «человек - точка пересечения экологии и гуманизма» (Е.В. Никонорова); в идеях: о коэволюции человечества и природы (H.H. Моисеев), экоцивилизации как ступени ноосферы (А.Д. Урсул), ноосферогенеза, где в качестве составляющего данного процесса, является город (В.П. Казначеев). В принципах экологической этики: принцип партнерства и самоценности, гуманного отношения, заботы о будущих поколениях, созидания. Необходимо сформировать своеобразную «экологическую совесть», выступающую внутренним побудительным мотивом к действию в соответствии с личностными этическими нормами [4, С. 1281.

В исследованиях М.С. Кагана: культура реализует функцию развития личности, если она побуждает ее к деятельности Г51. Чем разнообразнее и продуктивнее деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и отечественной культурой и преобразование совокупности внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукт развития [5, С. 681. Личностный подход здесь предполагает реализацию идей субъектности, самоидентификацию, социализацию в реальном мире. Субъектность определяет целостность развития многообразных личностных качеств. В философско-педагогическом обосновании эти идеи отражены в трудах М. Бахтина, В. Библера [61, [71.

Важны идеи «философии жизни» в экзистенциальном понимании культуры. Суть в анализе переживаний человеком своего бытия, непосредственного существования в реальном мире. Так в философии М.М. Бахтина центральное понятие -событие бытия» как место встречи, точка пересечения, из которой может быть осмысленно индивидуальное бытие и бытие вообще [6, С. 1151. В культурологическом видении восприятие человеческого бытия, жизнь человека рассматривается в хронотопе (пространстве - времени) культуры, где сосредотачиваются все смыслы человеческого бытия: социальные, духовные, логические, эмоциональные, нравственные, т.е. культура, по М.М. Бахтину, - это антропологический феномен, «порождение беспредельно богатой, человеческой субъективности, выявление всей человеческой природы во всем многообразии ее высоких и низменных проявлений». Предназначение человека заключается в признании своей единственности и претворении ее в жизнь ответственным поступком, где индивидуальное действие пропускается через нравственное сознание человека [61.

Субъектная концепция культуры в философской концепции Э. Гуссерля: культура - условие и фактор существования человека в «жизненном мире» [8, С. 1321. В центре стоит человек исторически конкретный и динамичный феномен, с сознанием и самосознанием, деятельностью и поведением, эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность и творец. Реализуется "связь времен" прошлого, настоящего и будущего.

Рассмотренные философские основания выступают приоритетной основой развития современного образования в направлении его переориентации от человека «знающего» к человеку «культурному». Психолого-педагогические исследования рассматривают человека культуры как личность, которую отличает: гуманность, духовность, культурная идентификация, природо- и культуросообразный образ жизни, творчество.

В культурологическом подходе (по Е.В. Бондаревской) компоненты образования наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в культурных ценностях [9, С. 2511. А.П. Валицкая отмечает проблемы субъектности и социализации образования, адаптивно-творческой деятельности созидательного характера. На основе полифункционального характера культуры выделяет основные функции культуры [10, С. 161: культурно-познавательную (отражает онтологический и гносеологический аспекты культуры); аксиологическую (адаптивно-творческая, созидательная функция); функцию культурной самоидентификации и социализации; коммуникативную функцию.

Ведущий способ существования и саморазвития человека культуры в образовательном процессе диалог. Диалог (по М.С. Каган) - универсальный, всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре [51. В исследованиях В.В. Николиной: структура культурологического знания отражает диалогичность, основанная на отношении к другому (человеку, природе) как самоценному. При этом культура личности включает три основных слагаемых: информированность, мотивацию и деятельность [11, С. 18]. Диалогичность одно из основных показателей сформированности.

Опираясь на исследования, уточним важнейшие идеи и принципы, обеспечивающие становление человека культуры [13], [14]:

- идея жизиетворчеетва: связь образования с реальным жизненным миром, включение учащихся в изучение, оценку процессов и объектов этого мира;

- идея социализации: принятие различных социальных и социально значимых ценностей, усвоение социального опыта;

- идея культурной идентификации: актуализация чувства принадлежности учащихся к определенной культуре;

- идея духовно-нравственного развития: общечеловеческие нормы нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.);

- идея «диалога культур»: культурный диалог личности во временном аспекте (с прошлым, настоящим и будущим), в пространственном аспекте и осознание взаимопорождения этих культур.

Ведущее значение в культурологической парадигме отводится принципам:

- Природосообразности (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, A.B. Дистервег). В современном понимании требует соответствия образовательного процесса природным закономерностям, необходимости экопсихологического подхода, обращения к этническим культурообразующим истокам (Б.Т. Лихачев).

- Культуросообразности (А. Дистервег): обучение в контексте общемировой и национальной культуры [15, С. 421. Ориентирует на отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению, на сопричастность образования проявлениям культуры данного времени (А. Дистервег, Б.Т. Лихачев).

- Ценностно-смысловой принцип: создание условий для обретения учащимся смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.

- Сотрудничества: взаимодействие детей и взрослых, объединение их целей, организация совместной жизнедеятельности, взаимопонимание, взаимная поддержка и взаимопомощь.

Рассмотренное подтверждает, что в свете культурно-экологического подхода центр образования - это личность: свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, с собой и культурой. Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности, ориентацию целостного образовательного процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности [16, С. 851. Экологическая культура как цель экологизации образования предопределяет особенности экологизированного содержания, включающего познавательный, ценностно-нормативный, праксиологический и личностный компоненты, а отбор многоаспектного содержания экологического характера должен осуществляться с учетом научно-теоретического и духовно-нравственного способов освоения человеком действительности. Использование в образовании личностно-ориентированного подхода, позволяет соединять ключевые направления развития современного образования: культура, личность, среда [91.

«Ядро» культуры личности: «ценность» и «ценностное отношение» [171. Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формирует ценностное отношение, центр которых - человек. Вне человека и без него понятие ценности не существует, это особый человеческий тип значимости предметов и явлений [181. Важное направление развития личности - присвоение социально-исторического опыта, основанного на усвоении правил взаимодействия между людьми (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Ценностное отношение показывает какие ценности человеческой культуры обретают личную значимость. Сегодня особое значение приобретают общечеловеческие ценности, связанные с вопросами коэволюционного сосуществования человека и окружающей его среды [141.

Необходимым условием является реализация средового подхода: использование развивающего воспитательно-образовательного потенциала объектов и явлений жизненной среды, ее информативной емкости, социальной и личностной значимости, ценностей. Педагогическая деятельность - это культурообразующая многомерная образовательная среда (состоящая из совокупности разных по характеру сред) и представлена как система влияний, условий и факторов для становления и развития личности под воздействием пространственно-духовного и предметного культурного окружения (А.Ф. Лазурский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.А. Ясвин). Она способствует освоению человеком культурного опыта прошлого и его трансформации в культурный опыт настоящего и будущего. Элементы культуры наполняются личностным смыслом, а личность развивает собственную субъектность, направленную на улучшение окружающей среды. Личностно-ориентированное образование должно включать личностный компонент вместе с предметными знаниями, умениями, аксиологической и праксиологической составляющей.

Становление эко культуры предполагает комплексное воздействие на когнитивную, аффективную и волевую сферы сознания личности. Методы и методические приемы обучения должны обладать диалогичностью, деятельностно-творческим характером, направляться на развитие свободы личностного выбора и принятие самостоятельных решений, осуществление ответственных поступков. Используются диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, диагностика и самодиагностика, создание ситуаций успеха, личностного и коллективного выбора, способы фасилитации педагогической поддержки в процессе саморазвития и самореализации личности.

Приоритетная системообразующая роль отводится культурно-экологическому подходу, что соответствует основным компонентам экологической культуры: когнитивному, аксиологическому, нормативному, поведенческому, праксиологическому, личностному. Педагогическую основу составляют культурологическое личностно-ориентированное образование, где культурологическая парадигма образования предполагает, что центром образовательного процесса является личность обучаемого, следовательно, культурно-экологический подход реализуется в русле личностно-ориентированных идей. Важным условием при этом является использование ценностного, познавательного и деятельностного потенциала окружающей среды. Построение образовательного процесса здесь предусматривает использование идей жизнетворчества, социализации, культурной идентификации, духовно-нравственного развития, «диалога культур».

Культурно-экологический подход целесообразно использовать на уроках географии и во внеурочной деятельности учащихся. Эффективно разрабатывать проекты, связанные с экономией в быту водных ресурсов и посвященные проблемам загрязнения и вреда окружающей природе, например, от пластика. На уроках географии 8 класс в теме «Где спрятана вода?» было дано задание разработать экологический проект «Питьевая вода - моё здоровье», учащиеся поставили задачи выяснить: откуда и как берётся вода для питья в нашей местности, какими качествами обладает, как пользоваться, как сохранить питьевую воду? Что каждый из нас может сделать в быту для сохранения водного ресурса? Данный проект затем перерос в проект геоэкологического волонтёрства «Живая вода!». Подготовлен волонтёрский урок социальной геоэкологической активности для 5 класса. Организаторы из 8 класса разработали презентацию, показали местные озёра и реки, рассказали о качестве питьевой воды и экологических проблемах, связанных с загрязнением водных ресурсов. Провели эксперимент дома: сколько питьевой воды выливается в среднем на семью из 3-х человек при гигиенической чистке зубов, не закрывая кран при этом. В среднем 10 литров ежедневного пустого расхода на 1 семью за время утренних процедур. Поставили задачу сосчитать: сколько бесполезно уходит воды из крана на 1 класс из расчёта 30 человек на класс ежедневно, в месяц и в год. Получилась колоссальное количество воды, на слайде организаторы вывели количество ведер

на 10 литров. Наглядный материал помогает усвоить знания, найти выход для решения задач по сохранению и рациональному пользованию водой в бытовых условиях. Совместно с ребятами организаторы поставили ещё ряд вопросов по сохранению воды, искали вместе с пятиклассниками пути решения.

Пример развития эко ответственности по экономической географии в 8 и 10 классах, тема «Химическая промышленность» или в 9 классе в параграфе «Экологическая ситуация в России» и «Экологическая безопасность России. При изучении составляется ментальная карта (www.mindomo.com) на тему «Химическая промышленность», которая рассказывает о том, что входит в хим. промышленность, рассматривается её роль и вред для окружающей среды. Ставиться проблема: Как минимизировать вред от химической промышленности на производстве и в быту человека. Ученик в данном проекте является исследователем, с помощью интернета изучает проблему, проводит опрос среди родителей и детей «Что чаще всего используется в повседневной жизни человека из химии органического синтеза: синтетический каучук, пластмасса, синтетические смолы, химические волокна?». На первый план по опросу выходит пластик: пластиковые окна, двери, посуда, бутылки, крышки, пакеты... Затем группой создаётся презентация, разрабатывается акция по сбору пластиковых крышек «Пластик: вред и польза. Вторая жизнь пластика» и во внеурочной деятельности инициативная группа проходит с уроком социальной активности по всем классам школы. Организаторы вместе с участниками после представления вреда от пластика на экологию (среднее время разложения от 400 до 700 лет, показывается видео про пластик в мировом океане и т.д.) ищут выход: чем каждый человек может помочь в нераспространении пластика в мире. Данная акция освещается в школьной группе через посты и по чатам с родителями и учащимися, после чего многие активно участвуют, приносят пластиковые крышки на вторичную переработку. Собранные крышки сдаются в пункт приёма. Такая акция проводится 3-4 раза в год, так как на родительских собраниях родители просят повторить акцию: дети взяли на себя ответственность в семье по сбору крышек и надо их систематически сдавать.

Выводы. Практика показывает воспитание ценности жизни и здоровья личности, которые напрямую зависят от ценности сохранения природы, которая по-своему зависит от влияния человека на окружающую природную среду. Прививается экологическое поведение, эко проекты помогают в приобретении знаний и социальных навыков, направлены на личное развитие учащихся и на взаимодействие и умение работать в коллективе и для коллектива, позволяют применить экологический компонент через культурологический контекст. Познавательный аспект раскрывает взаимодействия человека и природы, как двусторонний процесс в русле диалектики взаимодействия. Применяется «человековключающая» модель познания. В ценностном аспекте образования позволяет обогащаться идеями коэволюционных отношений, ноосферогенеза, устойчивого развития, экологической этикой. Включается в содержание образования объектов и предметов реального жизненного мира, являющихся взаимным «сотворчеством» природы и человека. В праксиологическом аспекте прививается экологическое оправданное поведение, созидание, окультуривание реального природно-социального окружения.

Литература:

1. Бахтин, М.М. Философия действия / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники / под ред. Г.И. Фроловой. -М., 1986. - С. 108-222

2. Библер, B.C. От науки к логике культуры: два философских введения в 21 век / B.C. Библер. - М.: Наука, 1991.-413 с.

3. Бондаревский, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах образования: учебное пособие / Е.В. Бондаревский, C.B. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. -560 с.

4. Валицкий, А.П. Культурная школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкий // Педагогика. - 1998. -№ 4. -С. 12-18

5. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учебное пособие / М.А. Викулина. - Н. Новгород, 2004. - 296 с.

6. Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С.И. Гессен / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Лонгман, 1995. - 308 с.

7. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). Над чем вы работаете, о чем спорят философы / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

8. Круподерова, Е.П. Проектирование цифровой образовательной среды для подготовки будущих учителей: монография / Е.П. Круподерова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 124 с.

9. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Лекции: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б.Т. Лихачев. - М., 1992. - 528 с.

10. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. - М.: Рафия, 1996. - 151 с.

11. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: дизайн и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград, 1994. - 152 с.

12. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие. Пособие для студентов, самый кайф, учебные заведения в 14:00 / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М. - Часть 1.-288 с.

13. Соткина, С.А. Географическое образование как основа формирования личности гражданина и патриота: опыт Нижегородской области / С.А. Соткина, И.Ю. Кривдина, Н.Ф. Мартилова // Практика школьного образования. - 2017. -№ 1.-С. 3-7

14. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

15. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Ленинград, 1960. - 413 с.

16. Урсул, А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия / А.Д. Урсул. - Москва - Гомель, 1996.-300 с.

17. Философский словарь / под ред. Н.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1989. - 588 с.

18. Элементы экологической этики // Социальная экология. - М.: Академия, 2000. - С. 120-121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.