МРНТИ 14.35.09 УДК 793.3
DOI:10.56032/2523-4684.2023.1.5.29
С.А. Бакирова1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье рассматривается методология проведения научных исследований в области хореографического искусства. Проанализирована научная деятельность образовательных вузов по специальности «Хореография», определены основные факторы организации научно-исследовательской работы обучающихся. Также представлены труды авторов, на которых держатся основы методологии исследования хореографического искусства.
Ключевые слова: хореография, искусство, наука, исследование, методология, система образования.
С.А. Бэк1рова1 1 Казак улттык, хореография академиясы (Астана, Казакстан)
ХОРЕОГРАФИЯЛЫК ©НЕР САЛАСЫНДА РЫЛЫМИ-ЗЕРТТЕУ Ж¥МЫСТАРЫН ЖYРПЗУДIH ЭД1СНАМАЛЫК НЕГ1ЗДЕР1
Аннотация
Макалада хореографиялык енер саласында Fылыми зерттеулер жYргiзу эд1стемес1 карастырылады. «Хореография» мамандь^ы бойынша бiлiм беру жоFары оку орындарынын Fылыми кызмет талданды, бiлiм алушылардын Fылыми-зерттеу жумыстарын уйымдастырудын непзп факторлары аныкталды. Сондай-ак хореографиялык eнердi зерттеу эдiснамасынын негiзiн калаFан авторлардын енбектерi YсынылFан.
ТYЙ¡нд¡ сездер: хореография, енер, Fылым, зерттеу, эдiстеме, бiлiм беру жYЙесi.
S.A. Bakirova1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CONDUCTING RESEARCH WORK IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART
Annotation
The article discusses the methodology of scientific research in the field of choreographic art. The article analyzes the scientific activity of educational institutions in the specialty «Choreography», identifies the main factors of organization of research work of students. Also presented are the works of the authors who laid the foundation for the methodology of research of choreographic art.
Key words: choreography, art, research, science, methodology, education system.
Введение. В настоящее время наука и искусство не просто взаимосвязаны друг с другом, они могут конкурировать на изучении окружающей среды, общества, человеческих ценностей и др. Слову «наука» можно дать следующее определение, исходя из исследований ученых. Наука - (в переводе с арабского - знание, познание; в переводе с латинского - знание) - сфера человеческой деятельности, направленная на совершенствование и систематизацию объективных знаний об истине, то есть системное знание и опыт. Научно-исследовательская работа создается в результате развития общества и способна на интересные, эффективные открытия, но она не может воздействовать на душу и сердце человека и дать ему духовно-эстетическое богатство. Наука - процесс бесконечный, который, в силу определенной системы развития устаревает и обновляется.
А искусство - это удивительный мир, законченное художественное произведение. Искусство вечное. Культурные и художественные ценности, накопленные веками, передаются из поколения в поколение и находят путь к сердцу и сознанию человека. Настоящее искусство подвластно только талантливому человеку, который терпелив и упорен, интеллектуален и пронцателен, ценит красоту и глубокий ум. В любых произведениях искусства мы видим не только его содержательную
часть, но и его духовную ценность. Все виды искусства служит народу. Искусство дает человеку духовную силу, восхищает и волнует его, и еще больше влюбляет его в жизнь. Одним из таких замечательных видов искусства является искусство танца.
Хореография как вид искусства выполняет социокультурные функции и формирует систему исследований в искусстве хореографии, во взаимосвязи с наукой через систему образования.
Методы исследования. В исследовании нами были применены теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение и опрос.
Обзор литературы по теме. Масштабы проведения исследовательских работ в области хореографического искусства достаточно широки и требуют теоретической систематизации. Проводятся исследовательские работы в системе образования по следующим темам: педагогика хореографического искусства, режиссура хореографического искусства, искусствоведение, роль хореографического искусства в обществе и др. Доктор педагогических наук, профессор искусствоведения Кульбекова А.К. в своей работе «Профессиональная педагогика в системе хореографического образования» [1] отмечает значимость трудов:
- по истории развития отечественного хореографического искусства (Л.П. Сарыновой [2], авторский коллектив (Т.А. Кышкашбаева, А.Б. Шанкибаевой, Л.А. Мамбетовой, Г.Т. Жумасеитовой, Ф. Б. Мусиной), Т.О. Изим [3], С.Ш. Тлеубаева [4], Д.Т. Накипова [5]);
- по теории и методике обучения казахскому танцу (Ш.Б. Жиенкуловой [6], Д.Т. Абирова [7], А. Исмаилова, О.В. Всеволодской-Голушкевича [8], Г. Н. Бейсеновой [9], Т.О. Изим [3], А. К. Кульбековой [1], А. А. Тати [10]);
- по теории и методике обучения классическому танцу (О.Б. Шубладзе, К.Н. Андосова [11], С.А. Наурызбаевой [12], К.М. Жакиповой, Б.С. Тлеубаевой [13], Д. В. Сушкова [14]);
- по теории и методике обучения народно-сценическому танцу (А.Т. Алишевой [15]);
- теории и методике преподавания восточного танца (Г.Ю. Саитовой [16]);
- по спортивному бальному танцу (А.Т. Исалиевой [17]);
- по изучению путей развития педагогики хореографии (Л.А. Николаевой [18]).
Также в области хореографического искусства известны труды диссертационные работы Л.П. Сарыновой, Д.Т. Абирова, С.Б. Жукеновой, А.А. Жолтаевой, Г.Т. Жумасеитовой, С.Ш. Тлеубаева, А.К. Кульбековой, Т.О. Изымовой, Г.Ю. Саитовой, Б.С. Тлеубаевой, З.Б. Ажибековой, А.Б. Шанкибаевой, К.Д. Айткалиевой, Г.Р Дильдебаевой и докторская работа А.К. Кульбековой где всесторонне проанализирован путь развития отечественного хореографического искусства и педагогика хореографического искусства.
Основная часть. Труды, написанные в период Независимости, анализируют прошлое и и настоящее казахского хореографического искусства и дают методологические основы для изучения. Все эти труды сыграли большую роль в развитии хореографического искусства Казахстана и заняли достойное место в становлении и совершенствовании высшей научной школы. Ежегодно увеличивается количество научно-исследовательских работ, учебно-методических пособий, монографий в области профессионального хореографического искусства, стабилизируется научно-методическая основа. Эссе «Степь, очарованная танцем» под редакцией Д. Накипова и очерки, посвященные изучению хореографического искусства Казахстана после обретения Независимости, составлены на основе авторских исследовательских работ (Г.Т. Жумасеитовой, Г.Ю. Саитовой, Л.А. Николаевой, А.Б. Шанкибаевой, Л.А. Кремер, Ф.Б. Мусиной, А.А. Садыковой, Н.Кима). Такие работы, как «Режиссура и сценарная интерпретация традиционных танцев тюркских народов Казахстана» Р.В. Кензикеева и «Режиссерская интерпретация
казахского танца в хореографическом искусстве Казахстана конца ХХ - начала ХХ1 века» А.Т. Молдахметовой, вызвали всеобщий интерес и дали новый импульс в хореографической науке.
Наряду с этим открылись отделения магистратуры и докторантуры в Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, Казахской Национальной академии хореографии и Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауэзова, уделяется особое внимание подготовке специалистов научно-педагогического направления. В данных учебных заведениях проводятся научные конференции, посвященные анализу актуальных проблем в сфере хореографического искусства. В Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова ежегодно проводится республиканский конкурс научно-исследовательских работ для студентов. Республиканская предметная олимпиада среди вузов - одно из таких мероприятий, которое связывает обучающихся в области
хореографического искусства страны и является ориентиром для будущей профессиональной деятельности. В высших учебных заведениях, специализирующихся на хореографии, проводятся научные недели, встречи, конференции и мастер-классы с целью выявления научной ориентированности обучающихся.
Сегодня общество требует от человека успешности во всех направлениях, владения всесторонними знаниями о различных достижениях науки, перехода процесса накопления знаний «от количества в качество», одним словом, -непрерывного самосовершенствования. В этой связи главная цель образовательного процесса -выработка эффективных путей поиска информации, ее обработки, хранения и использования в решении конкретных задач. Если рассматривать каждого обучающегося как будущее хореографического искусства, то наряду с их исполнительским искусством важную роль в развитии танцевального искусства играют их научно-творческие взгляды.
Один из актуальнейших вопросов в области хореографического искусства - методы воздействия на обучающихся в целях пробуждения в них интереса к науке и эффективные пути организации научно-исследовательской работы.
Главный вопрос в организации научно-исследовательской работы с обучающимися -актуальность темы, или как говорит профессор Умберто Эко: «успешность организации исследовательской работы со студентами тесно связана с соответствием выбранной темы индивидуальным возможностям обучающегося и учетом их интересов» [19, с.18]. Отечественный ученый Валерий Салагаев предлагает задать себе вопрос при выборе темы: «Кому и зачем это нужно?». Ответив на этот вопрос, вы можете уточнить необходимость изучения вашей темы. Соглашаясь с авторами, мы понимаем важность формулировок выбора темы обучающимися, как одного из путей успеха научно-исследовательской работы [20, с.11]. После определения темы и определения актуальности возникает проблема сбора информации, связанной с темой. На важности сбора информации при проведении научно-исследовательских работ указывает А.К. Кульбекова: «Научно-поисковый анализ любого предмета предполагает изучение и сопровождение всех существующих источников, т. е. защита всей информации по рассматриваемой проблеме» [1, с.73]. Из данной концепции вытекает проблема обучения обучающихся, прежде всего, в работе с научной литературой и систематизации информации.
Заключение. В настоящее время научная литература загружается в сеть Интернет и развивается система электронного заказа. Кроме того, Cyberleninka.ru, использование базы данных Scopus, Web of Science позволяет ознакомиться с научными исследованиями мирового уровня и достичь определенных результатов. Таким образом, сегодня перед молодежью поставлена большая цель - выйти на международный уровень науки.
Список использованных источников:
1. Кульбекова А.К. Педагогика профессионального хореографического образования. Монография. - Астана, 2016. -200 с.
2. Сарынова Л.П. Балетное искусства Казахстана. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1976. - 176 с.
3. Ым Т.О. Казак жэне шет ел хореография енертщ тарихи даму кезендери Оку куралы. - Алматы: Мир Баспа Yйi, 2016. - 196 б.
4. Тлеубаев С.Ш. Казак жэне шетел хореографиясынын тарихы. - Шымкент, М.Эуезов атындагы ОКМУ, 2015.-255 б.
5. Степь, очарованная танцем... Эссе и очерки. Сост. Д. Накипов. - Алматы: СаГа, 2011. - 284 с.
6. Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата: ©нер, 1980. -
280 с.
7. Абиров Д.Т. История казахского танца. - Алматы: Санат, 1997. - 160 с.
8. Всеволодская-Голушкевич О.В. Школа казахского танца. - Алматы: ©нер, 1994. - 184 с.
9. Бейсенова Г. Программа по казахскому танцу для хореографических училищ, училищ культуры, школ искусств, факультетов по хореографии высших учебных заведений. -Алматы, 1993. - 40 с.
10. Тати А.А. Програмные требования по дисциплине «Теория и методика преподавания казахского танца» в высших учебных заведениях для специальности «050409-Хореография». - Алматы: TST-Company, 2009. - 56 с.
11. Андосов К.Н., Шубладзе О.Б. Классический танец. -Алматы, 1996.
12. Наурызбаева С.А. Классический балет. Толковый словарь. - А., 2004.
13. Тлеубаева Б.С. Классикалык бидщ непзп элементтерЫ Yйрету эдютемеск - Шымкент, 2009.
14. Сушков Д.В. Основные виды поддержки дуэтно-классического танца: учебно-методическое пособие. - Алматы, 2018.
15. Алишева А.Т. Композиция народно-сценического танца: учебное пособие. - Алматы, 2011.
16. Саитова Г.Ю. Уйгурский танец: Истоки. Традиции. Сценическое воплощение. - Алматы, 2011.
17. Исалиев А.Т. История спортивно-бального танца: учебник. - Алматы, 2012.
18. Николаева Л.А. История балетной педагогики Казахстана. Учебное пособие. - Алматы: «Полиграфия-сервис К», 2012. - 222 с.
19. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с итальянского. Е. Костюкович. - М.: Книжный дом «Университет», 2003. 2 изд. - 240 с.
20. Салагаев В. Как написать диплом и диссертацию. Учебное пособие для выпускников бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей. - Алматы: Университет «Туран», 2014. - 320 с.
References:
1. Kul'bekova A.K. Pedagogika professional'nogo horeograficheskogo obrazovanija. Monografija. - Astana, 2016. - 200 s. (In Russ.).
2. Sarynova L.P. Baletnoe iskusstva Kazahstana. - Alma-Ata: Nauka KazSSR, 1976. - 176 s. (In Russ.).
3. Izim T.O. Qazaq zhane shet el horeografija onerinin tarihi damu kezenderi: Oqu quraly. - Almaty: Mir Baspa Yji, 2016. - 196 b. (In Kazakh.).
4. Tleubaev S.Sh. Qazaq zhane shet el horeografija onerinin tarihi. - Shy" mkent, M. Auezov atyndagy OKMU, 2015.-255 b. (In Kazakh.).
5. Step', ocharovannaja tancem...: Jesse i ocherki. Sost. D. Nakipov. - Almaty: SaGa, 2011. - 284 s. + 40 s. ill. (In Russ.).
6. Zhienkulova Sh. Tajna tanca. - Alma-Ata: Oner, 1980. - 280 s. (In Russ.).
7. Abirov D.T. Istorija kazahskogo tanca. - Almaty: Sanat, 1997. - 160 s. (In Russ.).
8. Vsevolodskaja-Golushkevich O.V. Shkola kazahskogo tanca. - Almaty: ©ner, 1994. - 184 s. (In Russ.).
9. Bejsenova G. Programma po kazahskomu tancu dlja horeograficheskih uchilishh, uchilishh kul'tury, shkol iskusstv, fakul'tetov po horeografii vysshih uchebnyh zavedenij. - Almaty, 1993. - 40 s. (In Russ.).
10. Tati A.A. Programnye trebovanija po discipline «Teorija i metodika prepodavanija kazahskogo tanca» v vysshih uchebnyh zavedenijah dlja special'nosti «050409-Horeografija». - Almaty: TST-Company, 2009. - 56 s. (In Russ.).
11. Andosov K.N., Shubladze O.B. Klassicheskij tanec. - Almaty, 1996. (In Russ.).
12. Nauryzbaeva S.A. Klassicheskij balet. Tolkovyj slovar'. - A., 2004. (In Russ.).
13. Tleubaeva B.S. Klassikalyq bidin negizgi jelementterin ujretu adistemesi. - Sh., 2009. (In Russ.).
14. Sushkov D.V. Osnovnye vidy podderzhki dujetno-klassicheskogo tanca: uchebno-metodicheskoe posobie. - Almaty, 2018. (In Russ.).
15. Alisheva A.T. Kompozicija narodno-scenicheskogo tanca: uchebnoe posobie. - Almaty, 2011. (In Russ.).
16. Saitova GJu. Ujgurskij tanec: Istoki. Tradicii. Scenicheskoe voploshhenie. - Almaty, 2011. (In Russ.).
17. Isaliev A.T. Istorija sportivno-bal'nogo tanca: uchebnik. -Almaty, 2012. (In Russ.).
18. Nikolaeva L.A. Istoriya baletnoj pedagogiki Kazakhstana. Uchebnoe posobie. - Almaty": «Poligrafiya-servis K», 2012. - 222 s. (In Russ.).
18. Jeko Umberto. Kak napisat' diplomnuju rabotu. Gumanitarnye nauki: Uchebno-metodicheskoe posobie / Per. s ital'janskogo. E. Kostjukovich. - M.: Knizhnyj dom «Universitet», 2003. - 2 izd. - 240 s. (In Russ.).
19. Salagaev V. Kak napisat' diplom i dissertaciju. Uchebnoe posobie dlja vypusknikov bakalavriata i magistratury gumanitarnyh special'nostej. - Almaty: Universitet «Turan», 2014. -320 s. (In Russ.).