Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВСЕРОСИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ "ОКЕАН"'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВСЕРОСИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ "ОКЕАН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ / МОДУЛИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВДЦ "ОКЕАН" / METHODOLOGY OF PROGRAM / METHODOLOGY OF EDUCATIONAL PRACTICE / COMPETENCIES / SELF-DETERMINATION OF STUDENT / MODULS / PROJECT ACTIVITY / ALL-RUSSIAN CHILDREN''S CENTER "OСEAN"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евочко Елена Владимировна, Невзоров Михаил Николаевич

В статье рассматриваются методологические основы построения тематических программ дополнительного образования, сущность, которых базируется на антропологическом, футурологическом, компетентностном и проектном подходах. Содержание программ строится на компетенциях, требования которых отвечает вызовам образования и ориентировано на будущее учащихся. Сборка педагогического инструментария содержательно отражает модули, построение индивидуального образовательного маршрута, учащегося во Всероссийском детском центре «Океан» и осуществляется с учетом его самоопределения. Стержневым направлением развития ребенка в «Океане» сегодня, является обретение личностного смысла через события или действия, это отражает содержания отношения личности к действительности, способствует формированию выбора, построению конструктивного диалога, саморефлексии и совершению поступков, направленных на созидание, добро и красоту в быстро меняющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евочко Елена Владимировна, Невзоров Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL BASICS OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS OF THE NEW GENERATION IN THE ALL-RUSSIAN CHILDREN''S CENTER "OCEAN"

In the article considered the methodological basics of creation of thematic additional education programs. On the example of the creation of the electronic «Textbook of the future», that united the interest of adolescents in the educational subjects of the natural-science direction, step-by-step project activity of students on the thematic program «Science. Equipment. Progress» in the All-Russian Children's Center «Ocean». The core direction of child development in the “Ocean” today is the acquisition of personal meaning through events or actions, this reflects the content of an individual’s attitude to reality, contributes to the formation of choices, the construction of constructive dialogue, self-reflection and the performance of actions aimed at creation, goodness and beauty in a rapidly changing the world.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВСЕРОСИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ "ОКЕАН"»

Дальнейшее развитие работы видим в разработке программы повышения квалификации педагогических кадров по проблеме самопонимания старших подростков в условиях ВДЦ «Океан».

Литература и источники

1. Новообразования подросткового возраста. // А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. URL: http://azps.ru/hrest/85/9190949.html (дата обращения: 1.07.2018)

2. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.

3. Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

4. Лобок А.М. Круг знаний или точка зрения? Информация или диалог? [Электронный ресурс] // Первое сентября: электрон. научн. журн. 2001. №02. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200100208 (дата обращения: 1.07.2018)

References and Sources

1. Novoobrazovaniya podrostkovogo vozrasta. // A. YA. Psihologiya: testy, treningi, slovar', stat'i. URL: http://azps.ru/hrest/85/9190949.html (data obrashcheniya: 1.07.2018)

2. Znakov V.V. Psihologiya ponimaniya: Problemy i perspektivy. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. 448 s.

3. Bahtin M.M. EHstetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979. 424 s.

4. Lobok A.M. Krug znanij ili tochka zreniya? Informaciya ili dialog? [EHlektronnyj resurs] // Pervoe sentyabrya: ehlektron. nauchn. zhurn. 2001. №02. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200100208 (data obrashcheniya: 1.07.2018)

БУРЕНОК ДИНА СЕРГЕЕВНА - магистр педагогики, учитель литературы и русского языка Всероссийского детского центра «Океан» (Владивосток) (milleniumxx80@gmail.com).

КРАВЦОВ ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) (kravtsov64@gmail.com).

BURENOK DINA S. - Master of Pedagogy, teacher of literature and Russian of the All-Russian Children's Center "Ocean" (Vladivostok) (milleniumxx80@gmail.com).

KRAVTSOV, VYACHESLAV V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok) (kravtsov64@gmail.com)

УДК 374.1

ЕВОЧКО Е.В., НЕВЗОРОВ М.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВСЕРОСИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ

«ОКЕАН»

Ключевые слова: методология программы, методология образовательной практики, компетенции, самоопределение учащегося, модули, проектная деятельность, ВДЦ «Океан».

В статье рассматриваются методологические основы построения тематических программ дополнительного образования, сущность, которых базируется на антропологическом, футурологическом, компетентностном и проектном подходах. Содержание программ строится на компетенциях, требования которых отвечает вызовам образования и ориентировано на будущее учащихся. Сборка педагогического инструментария содержательно отражает модули, построение индивидуального образовательного маршрута, учащегося во Всероссийском детском центре «Океан» и осуществляется с учетом его самоопределения. Стержневым направлением развития ребенка в «Океане» сегодня, является обретение личностного смысла через события или действия, это отражает содержания отношения личности к действительности, способствует формированию выбора, построению конструктивного диалога, саморефлексии и совершению поступков, направленных на созидание, добро и красоту в быстро меняющемся мире.

EVOCHKO, E.V., NEVZOROV, M.N. THE METHODOLOGICAL BASICS OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS OF THE NEW GENERATION IN

THE ALL-RUSSIAN CHILDREN'S CENTER «OCEAN»

Keywords: methodology of program, methodology of educational practice, competencies, self-determination of student, moduls, project activity, All-Russian Children's Center «Oсean».

In the article considered the methodological basics of creation of thematic additional education programs. On the example of the creation of the electronic «Textbook of the future», that united the interest of adolescents in the educational subjects of the natural-science direction, step-by-step project activity of students on the thematic program «Science. Equipment. Progress» in the All-Russian Children's Center «Ocean». The core direction of child development in the "Ocean" today is the acquisition of personal meaning through events or actions, this reflects the content of an individual's attitude to reality, contributes to the formation of choices, the construction of constructive dialogue, self-reflection and the performance of actions aimed at creation, goodness and beauty in a rapidly changing the world.

На основании осмысленной проработки проблемы, связанной с отсутствием методологии для написания программ дополнительного образования нового поколения, учитывающих вызовы образования, а также потребности и мотивы молодежи, была создана методология программы в ВДЦ «Океан».

Актуальность темы обусловлена цивилизационными и отечественными вызовами, связанными с процессами модернизации системы дополнительного образования детей, «Опережающим образованием» Устойчивого Развития (ЮНЕСКО), развитием человеческого капитала, его ресурсом, потенциалом, возможностями - это призвано решать проблемы построения программы развития каждого подростка, поиска механизмов определения его жизненной траектории в образовательном процессе. Сегодня ВДЦ «Океан» призван стать ресурсным антропологическим Центром дополнительного образования, и в этом его значимость для России.

Анализ современного состояния системы дополнительного образования выявил ряд важных противоречий:

- объединение общего и дополнительного образование в укрупненные комплексы привело к доминированию общего образования над дополнительным, что в целом не стало здоровым показателем конкуренции, а привело к конфликту управляющих содержанием административных структур;

- отсутствие субъективности в построении детско-взрослых отношений стало серьезной проблемой в поиске выбора для ребенка, в отсутствие опыта построения алгоритмов самореализации в деятельности (остро встает проблема «рождения» педагогического сознания «опережающего образования»);

- отсутствие четких ориентиров в подготовке детей в системе дополнительного образования на их дальнейшее продвижение и сопровождение приводит к разрушению целостного видения своего будущего.

Будущее вызывает практический интеллект, в основе которого лежит методология как инструментальное знание по организации деятельности, так мы выходим на методологические подходы организации деятельности субъектов ВДЦ «Океан»:

- антропологический - К.Д. Ушинский, М. Мамардашвили, В.М. Розин, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Л.А. Степашко, М.Н. Невзоров;

- футурологический - Н.Н. Моисеев,Урсул А.Д., Урсул ТА., К.Робинсон, М.Н.Невзоров, А.А. Попов;

- компетентностный - А.И. Зимняя, А.В. Хуторской, Дж. Равен, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, А.П. Огурцов, В.В. Платонов;

- проектный - И.Н. Лернер, М.А. Данилов,Ю.В. Громыко, Г.П. и П.Г. Щедровицкие, М.Н. Невзоров, А.А. Попов.

Сущность антропологического подхода усматривается в «динамике развития внутреннего мира человека»: от массовогочеловека к человеку социальному, затем к человеку-персонифицированному, (человеку деятельностному), и, наконец, к человеку предпринимателю (служение Делу своей жизни). Психологическим фундаментом данного подхода является процесс субъектогенеза (В.А. Петровский) [13], педагогическим феноменом является идея человекоразмерного образования, сущность которого усматривается в педагогическом процессе (внутренняя и внешняя стороны, П.Ф. Каптерев, «обыкновенная дробь» по М.Н. Невзорову) [11].

Говоря о развитии личности, мы понимаем, что личность - это мера социального, которая опирается на свой опыт в освоении ролей, статусов, позиций. Человек - функция, такое предназначение личности, как социофеномена, его деятельность характеризуется жизненной активностью в определении цели, способах и результатах ее достижения. Мы имеем дело с рефлексивной деятельностью, и она подвергается анализу со стороны ребенка, но следует признать, что это настоящее строится по «лекалам» прошлого.

Человек «будущего» - это, прежде всего, «Я сам», человек, восходящий к «культуре достоинства» (А.Г. Асмолов) [1], Человек - «пред»-приниматель (П.Щедровицкий) [26]. Именно здесь - в «Океане» происходит «зановорождение» (второе рождение) подростка. Погружаясь в новую образовательную среду, он черпает те знания и опыт, которые формируют в нем новые образования (сущностное понимание). И именно проектная деятельность, задаваемые вопросы и поиск ответов для себя делают его человеком, способным искать Дело жизни. У ребенка рождается мысль о том, что он становится «скульптором» своей жизни, человеком-деятелем. В «Океане» рождаются идеи (замысел), которые он реализует (воплощает). Он видит продукт своей деятельности (в проектах, в выборе), и здесь происходит рефлексия.

Мы имеем дело с практическим интеллектом. Если академический интеллект «формируется» в условиях организованной познавательной деятельности, то практический интеллект «рождается» в условиях свободной самостоятельной деятельности, наполненной интеллектуальными, социальными, предметными «рисками». Так рождается неявное «процедурное» знание - фундамент практического интеллекта (Р.Стернберг) [3].

У ребенка в череде событий, которые он проживает, происходят значимые для него встречи, которые оказывают благотворное влияние на его выбор, его самоопределение. И самое главное - это встреча «с самим собой Другим», в результате которой рождается индивидуальность (В.И. Слободчиков) [20].

Именно этот выбор Центра является той корневой системой, способной «перевернуть» сознание подростка-«социального инфанта», четко выстраивая траекторию своего будущего. Это наш ответ цивилизационным вызовам, это созидание настоящего из будущего.

Сегодняшнее поколение Z-ов характеризуется свободолюбием, оперативностью и критичностью мышления. Они живут в режиме многозадачности, с ними можно только выстраивать отношения, только договариваться. Они не приемлют безропотного подчинения и исполнения команд, они используют «ютуб» для самообразования. Им требуется всего 8 секунд для вовлечения в процесс, и если мы за это время не можем найти ключевых слов для понимания - мы проиграли. Они быстро вписываются в контент событий, 80% из них хотят быть предпринимателями (Асташева Ю.В., Иванова Ю.С., Клепиков В.А., Портнянов Д., Селюкова М.А.) [4, 5, 6]

Будущее вызывает человека предпринимателя - философия конструктивизма: я познаю, чтобы делать (В.А. Лекторский, М.А. Розов, В.Ф. Петренко, А.А. Горелов, М.М. Новосёлов). Работа с индивидуальностью ребенка, как с его будущим, нацелена на то, что будет обеспечивать ему социальную успешность (и даже приносить ему доход): опыт (проектировочная + коммуникативная + рефлексивная компетенции) = его благосостояние (смыслы + ценности + деятельность) и финансовое благополучие в проектируемом будущем.

ХХ1 век - это век предпринимательства (речь идет не о коммерции) и здесь в стремительном потоке экономических преобразований, важно сохранить очаг человечности. В этом видится миссия Центра - культурный очаг будущего России.

В центре футурологического подхода идея ориентации образования на вызовы будущего, в отличие от традиционного образования, обращенного в прошлое (массовые педагогические работники транслируют свой опыт из прошлого). Образование проектируется, по меткому замечанию К.Робинсона из «зеркала заднего вида», что говорит о том, что мы не своем уме». Рождается новый принцип организации образования - футуризация образования (Урсул А.Д., Урсул Т А.) [24, 9].

Если мы хотим создавать программы из будущего, то нам предстоит создавать новую методологию. Команда ученых под руководством М.Н. Невзорова в «Океане» сегодня создает уникальную систему развития «живого знания» и продуктивного опыта, в результате которого формируется новое качество образования как «качество жизни» (пребывания) подростка в ВДЦ «Океан». Ребенок достраивает себя, ориентируясь на положительные примеры и идеал, носителям которых является «мир взрослых» «Океана», у него меняется мировосприятие, мировоззрение, отношение к людям. Важно понять, из чего складывается это индивидуальное приращение, которое формирует опыт социальных отношений, что выступает мощным двигателем инициативы.

Методология нами рассматривается как учение об организации деятельности, направленной на «преобразование себя и окружающего мира». Основу методологии программ, в нашем случае, составляет компетентностный подход. Компетентностный подход - это ответ на вызовы времени, преобразование (философская сущность практики), требует конкретного осмысленного инструментария. Именно практика в конкретных культурно-социальных, экономических аспектах определяет набор компетенций, представленных в программе [7,12,14,15,16].

Западный подход к этой проблеме сформулирован ЮНЕСКО в Концепции непрерывного образования в 1960-х годах и уточнен в докладе Learning To Be (1972) [23], выделяющем четыре ключевых блока компетентностей:

- связанные со знанием (to know);

- связанные с действием (to do);

- связанные с существованием (to be);

- связанные с жизнью с другими людьми (to live together).

Компетентность: способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях. Формируется постепенно.

Выделяют три вида компетенций, мышления, взаимодействия с другими, взаимодействия с собою.

Развитость универсальных компетентностей определяет, насколько эффективно человек принимает решения и действует в различных ситуациях, а также насколько он способен к саморазвитию («умеет учиться» в узком академическом смысле и в широком смысле овладения любыми новыми навыками, в которых возникает профессиональная или жизненная необходимость).

Формирование именно этих трех компетентностей и является сегодня важной задачей массового школьного образования.

Универсальные компетенции педагога (госстандарт).

Кроме вышеназванных компетенций, которыми владеет выпускник школы (естественно, ими владеет учитель школы), названы универсальные профессионально-педагогические компетенции.

№ Содержание по стандарту Комментарий

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Педагогическое сознание. ситуации обусловлены динамикой изменений внутреннего мира субъекта образования. Выработка стратегии действий на глубоком психолого-педагогическом фундаменте.

УК-2 Способен управлять поектом на всех этапах его жизненного цикла Педагогическое проектирование как способ жизни педагога и образовательной организации

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели Договор лежит в основе организации современного образования, но не вертикаль власти (жесткое администрирование).

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых)языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия Интеллект развивается в условиях взаимного действия.

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия Очень важно для Дальнего Востока, страны АТР.

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты совершенствования на основе самооценки. Осознание своей миссии пребывания в образовании и свое образование. как способность (потребность) к «восхождению».

Концептуальной идеей программы нового поколения выступают:

- пробуждение новообразований и личностных свойств подростков в процессе включения их в разнообразные виды деятельности, на основе их социально обусловленных интересов, через преодоление трудностей (как преодоление себя);

- предоставление спектра возможностей (экзистенциальных и деятельностных «проб») каждому подростку для проявления творческих способностей, инициативы, возможности достижения результатов (как его индивидуальный прогресс) и получение «радости от достигнутого успеха здесь и сейчас»;

- включение рефлексии как базового механизма проектирования своего будущего.

Рассмотрим идеологию, которая составляет идеологию замысла. В качестве базовых

знаний важным для нас становится не просто понимание того, в какой образовательной среде будет развиваться ребенок, но и что именно он будет развивать.

Содержание программы, в которое погружается участник смены, опирается на современные педагогические практики, отвечающие на запросы из будущего. (А.М. Новиков Д.А. Новиков, М.Н. Невзоров, Ю.Громыко, В. Давыдов, И.А. Колесникова, В. Е. Лепский), в них разворачиваются процессы социализации, персонализации, индивидуализации, последствия. Методология практики понимается нами как системная целостность, последовательно осуществляемой преобразовательной деятельности субъектами образовательного процесса, ориентированного на будущее.

Выстроена методологическая конструкция программы дополнительного образования нового поколения, в которой концептуальной идеей программы нового поколения выступают пробуждение новообразований и личностных свойств подростков в процессевключения их в разнообразныевиды деятельности, на основе их социально обусловленных интересов, через преодоление трудностей (как преодоление себя); предоставление спектра возможностей каждому подростку для проявления творческих способностей, инициативы, возможности достижения результатов (как его индивидуальный прогресс) и получение удовольствия и радости от достигнутого успеха»здесь и сейчас» [19, 26].

Компетенции на формирование которых направлена программа нового поколения:

- Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (рефлексивные компетенции) - этокомпетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие.

- Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (коммуникативные компетенции) - этокомпетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; компетенции в общении, коммуникативные задачи.

- Компетенции, относящиеся к деятельности человека (проектировочные компетенции) - это компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

Проектный подход в образовании представлен в виде педагогического проектирования (педагогические: сознание ^ процесс ^ проект^ практика^ управление). Самоизменение проектировщика в процессе проектирования педагогического процесса в социальном (событийном) времени, и оформление его виде целостной педагогической практики(«гуманитарной системы со своим поэзисом» - «укладом жизни» учителя и подростка, класса, на уроке, в школе) [18 ].

Педагогическое проектирование, представленное М.Н. Невзоровым [10, 11], стало четким изложением алгоритма действия педагога. Именно проектирование позволяет сегодня в неопределенности быстроменяющегося мира вывести субъект на первое место. Остановимся на ключевых этапах педагогического проектирования.

1. Выбор, который осуществляет педагог как профессионал, покажет, какова миссия тебя как человека, образовывающего «рядом идущего». Здесь важно владеть психолого-

педагогическими знаниями, фундаментом которых является философия, антропология, антропопрактика.

Основная задача на данном этапе - самоизменение участников проекта на фундаменте психолого-педагогического знания. Выполняя этот этап, мы выстраиваем целеполагание, которое содержательно держит логику проекта, разумность, внутреннюю закономерность развития субъекта. Логика проекта содержит замысел, который начинается с того, что мы хотим для ребенка, какие качества развить, какие получить новообразования, какую формировать норму. Именно поэтому нам необходимо изучение предыдущего наработанного наукой и практикой опыта.

2. При рассмотрении моделирования важным аспектом выступает анализ теории, вычленения тех показателей и компонентов, которые дадут ответ на вопрос «что важно для меня как профессионала» в описанных педагогических практиках, наработанном опыте. Из прошлого рождается будущее, здесь особый интерес пробуждается, когда при сравнении и анализе прошлого педагог понимает, какие практики могут сработать на него, какие идеи сегодня содержательно ответят на вызов, брошенный образованию.

3. Следующий этап - это конструирование. Описание и построение педагогического процесса. Если представить педагогический процесс в «формуле-схеме», то в ней будут представлены следующие аспекты:

4.

Педагогический _ формы, которые обеспечивают это проявление_

процесс динамика новообразований (компетенций)

5. Программирование мы рассматриваем целеобразование, как этап, включающий:

1) Профессиональную переподготовку, обучение педагогов не просто технологиям, а целостному пласту знаний, в содержании которого заложены новые смыслы;

2) Методическое обеспечение и сопровождение, включаеттакие важные компоненты, как построение образовательного процесса, обеспечение условий продуктивности, эффективности и качества выполняемой работы;

3) Материальное обеспечение.

6. Этап целедостижения предполагает подготовкунормативных документов, написание конкретного плана действий (план сетка смены).

При проектировании педагогического процесса важно помнить, что программа должна быть нацелена на ребенка, процесс его сопровождения организован педагогом с тьюторской позиции, а качество такой программы должно быть нацелено на будущее.Программы нового поколения - это программы, в которых учтены возрастные особенности детей, для которых они пишутся.

При изложении концептуально-целевых основ программы мы рассматриваем три вектора, на которых выстроены программно-смысловые показатели компетенций.

Работа с рефлексивной компетенцией, позволяет учащимся программы:

a) правильно оценивать себя, свои возможности, результаты собственной деятельности;

b) адекватно оценивать и ценить коллективные достижения, созидательные усилия сверстников и взрослых;

c) сопоставлять свои оценки с оценкой коллектива и экспертной оценкой взрослого.

Работа с коммуникативной компетенцией предусматривает включение в эффективное

взаимодействие с окружающими, обретение опыта конструктивных способов коммуникации, привития подросткам навыков коллективной (командной) работы.

Работа с проектировочной компетенцией, это прежде всего:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a) ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные в «Океане» знания и навыки;

b) организация деятельности, направленная на кооперирование, на сотрудничество для рождения проектной идеи построения своего будущего.

По итогам проведения рефлексии, учащиеся отметили, что методика, «Карта моих возможностей» помогла им сформулировать себе ближайшие цели,и понять, что они не успели

достигнуть в течение смены. Учащиеся хотят продолжить заниматься дома любимым делом с целью самосовершенствования и возможного профессионального самоопределения.

Анализ рефлексивного эссе показал, что при ответе на вопрос «Куда попал?» можно прочитать следующее: в страну детства с огромным выбором возможностей, с профессионально подобранными людьми, где нет ничего не возможного; место неожиданных открытий самого себя; центр талантливых, оптимистичных людей; «Океан» стал для меня местом возможностей проявить себя в творческих начинаниях и интеллектуальных олимпиадах и т.д.

В историях главного смысла для себя на прошедшем этапе отмечают: главным смыслом для меня стали люди вокруг меня; работа в детском развлекательном комплексе (ДРК) хорошим опытом для жизни и работы; узнать новое и встретить людей, которые для меня стали примером в жизни; главным смыслом стали спортивные мероприятия и работа в ДРК, которая стала для меня отправной точкой в мир экономики; узнал секреты и трюки при сьемке и монтаже видео; главным смыслом я считаюсвою деятельность в отряде, даже если у меня не было интереса изначально и не обладал желанием что-то делать, я все равно делал, внося посильный вклад для отряда, поскольку осознавал важность своего участия и т.д.

Программы дополнительного образования позволяют выстроить работу с индивидуальным маршрутом ребенка, погружая его в образовательную среду, где он обретает новообразования (метопредметного, развивающего и личностного характера) через проектировочную, рефлексивную и коммуникативную деятельность

Организация реализации программы предполагает распределение «зоны» ответственности за формирование компетенций между субъектами взаимодействия:

- Дополнительное образование «отвечает» за успешность подростка в освоении коммуникативных компетенций.

- Дружина «отвечает» за успешность подростка, организацию рефлексивного пространства во времени.

- Школа «отвечает» за успешность подростка в освоении проектировочных компетенций.

Процессы, разворачивающиеся в программе:

1. Социализации. Обретение подростком новообразований и свойств личности, опыта и радости преодоления «себя в себе» средствами... (предметность смены).

2. Персонализации - предъявление своего проекта позволяет подростку осуществить «процесс обособления из массы», рождение своего проекта [17, 22, 25].

3. Индивидуализации. Подросток осознает свою потребностную сферу: витальные потребности - социальные - идеальные. Под идеальными потребностями понимаются потребности онтологические «Быть, а не казаться» - Человек «пред»-приниматель 21 века - от интереса к устремленности (духовности), этот процесс относится к последействию.

4. Последействия. Последействие ориентировано на социальную активность подростка и юноши, прожившего смену в «Океане», на продолжение его проекта, на его социальный резонанс, возможно, с привлечением многих других заинтересованных лиц на территории своего постоянного местожительства, как «выход» за пределы пространственно-временного континуума смены в пространство социальных инициатив и преобразований в месте своего постоянного проживания.

Модульность программы:

Модуль социализации подростка (освоение норм, правил, требований);

Модуль индивидуализации (проявление и развитие интереса подростка индивидуальный проект подростка, реализующий его интерес);

Модуль последействие как «выход» за пределы пространственно-временного континуума лагерной смены в пространство социальных инициатив и преобразований в месте своего постоянного проживания.

В качестве ожидаемого результата как продукта программы выступает:

- проект,

- карта личностного роста продвижения в «Океане»,

- обозначенные ориентиры на последействие дальнейшего продвижения в своем регионе.

Резюме. Методологическая конструкция программы дополнительного образования нового поколения учитывает: характеристики детей цифры; ориентирована на компетенции будущего (рефлексивную, коммуникативную, проектировочную); является модульной, что способствует выбору детей и построению его индивидуальной образовательной траектории; ее качество нацелено на ребенка, сопровождение программы осуществляется на основании тьюторства [8, 2].

Методология программ дополнительного образования обеспечит новое качество программ в ВДЦ «Океан», если будет выстраиваться на принципах:

- приоритета подготовки кадров на основе ключевых компетенций, обеспечивающих качество профессионально-педагогической готовности педагогического персонала к работе с детьми цифры;

- коллегиальности управления при реализации программ дополнительного образования;

- рефлексивной среды, позволяющей каждому участнику программы найти свой путь определения затруднений и поиска новой нормы;

- открытой образовательной среды, открывающей возможность для развития сети социальных партнеров - источника ключевых векторов развития технологий в ВДЦ «Океан»;

- конструктивизма и приоритета практического интеллекта, определяющих проявление инициатив и преобразовательный характер деятельности учащихся, как субъектов деятельности и развития.

В качестве ориентира стратегического развития в Программе ВДЦ «Океан» выступают характеристики конкурентных преимуществ дополнительного образования, суть которых определяют свободный личностный выбор деятельности, индивидуальное развитие; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого и адаптивность к возникающим изменениям. Стержневым направлением развития в «Океане» сегодня является обретение личностного смысла через события и действия, что отражает отношение личности к действительности, способствует формированию выбора, построению конструктивного диалога, саморефлексии и поступкам, направленным на созидание, добро и красоту в быстро меняющемся мире.

Литература и источники

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. 768 с.

2. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 413 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. Национальное образование, 2016. 368 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.

5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. - Режим дос-тупа: http://psyjournals.ru/files/47607/vestnik_psyobr_2011_1_Fel%27dshtein.pdf

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 247 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 180 с.

8. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности // Педагогика. 2013. №С. 51-56.

9. Невзоров М.Н. Авторизованная матрица подготовлена с использованием материала статьи: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации // Современное образование. 2013. № 2. С. 157. // URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8997.html. Вып. 1. С. 207-231.

10. Невзоров М.Н., Педагогическое Человековедение и педагогическое Человековедение. Часть первая: Педагогическое Человековедение. Монография для руководителей общеобразовательных школ, студентов педагогической магистратуры, аспирантов, педагогов-мотиваторов, руководителей авторских школ. Владивосток-Уссурийск: Издательство ДВФУ, 2017. 202 с.

11. Невзоров М.Н., Педагогическое Человековедение и педагогическое Человековедение. Часть вторая: Педагогическое Человековедение. Монография для руководителей общеобразовательных школ, студентов педагогической магистратуры, аспирантов, педагогов-мотиваторов, руководителей авторских школ. Владивосток-Уссурийск: Издательство ДВФУ, 2017. 240 с.

12. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образцы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004. 224 с.

13. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.

14. Попов А.А. Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей. Изд. 3-е, испр., доп. Ижевск: ERGO, 2017. 288 с.

15. Попов А.А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода. М.: ЛЕНАНД, 2016. 344 с.

16. Попов А.А. Открытое образование. Философия и технологии. Изд-е 3-е. М.: ЛЕНАНД, 2016. 256 с.

17. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации// Библиотека журнала «Директор школы». 2Q13. № S. Сентябрь. 16Q с.

18. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю.]. М.: Изд-во «НексПринт», 2Q1Q. 84 с.

19. Семенов С.П., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. №2. С.35-42.

2Q. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М.: Издательство: Прав. Свято-Тихоновский гуманит. ун-т, 2Q13. 432 с.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М.: Издательство: Прав. Свято-Тихоновский гуманит. ун-т, 2Q13. 432 с.

23. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко. М.: НИУ ВШЭ, 2Q18 28 с.

24. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации // Современное образование. 2Q13. № 2. С.1-57.

25. Холодная М. А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2Q16. 2QQ с.

26. Шадриков В.Д., Психология деятельности человека: М.: Институт психологии РАН, 2Q13. 464 с.

27. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993. 294 с.

References and Sources

1. Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya i konstruirovanie mirov. M., 1996. 768 s.

2. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / L. V. Bajborodova [i dr.] ; otv. red. L. V. Bajborodova. 2-e izd., ispr. i dop. M. : Izdatel'stvo YUrajt, 2017. 413 s.

3. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. M. Nacional'noe obrazovanie, 2016. 368 s.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. M: Izd-vo Smysl, Izd-vo EHksmo, 2004. 512 s.

5. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. - Rezhim dos-tupa: http://psyjournals.ru/files/47607/vestnik_psyobr_2011_1_Fel%27dshtein.pdf

6. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya. M.: Prosveshchenie, 1986. 247 s.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. 180 s.

8. Kovaleva T.M. Antropologicheskij vzglyad na sovremennuyu didaktiku: princip individualizacii i problema sub"ektivnosti // Pedagogika. 2013. №S. 51-56.

9. Nevzorov M.N. Avtorizovannaya matrica podgotovlena s ispol'zovaniem materiala stat'i: Ursul A.D., Ursul T.A. Obrazovanie kak informacionnyj process i perspektivy ego futurizacii // Sovremennoe obrazovanie. 2Q13. № 2. S. 1-57. // URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8997.html. Vyp. 1. S. 207-231.

10. Nevzorov M.N., Pedagogicheskoe CHelovekovedenie i pedagogicheskoe CHelovekovedenie. CHast' pervaya: Pedagogicheskoe CHelovekovedenie. Monografiya dlya rukovoditelej obshcheobrazovatel'nyh shkol, studentov pedagogicheskoj magistratury, aspirantov, pedagogov-motivatorov, rukovoditelej avtorskih shkol. Vladivostok-Ussurijsk: Izdatel'stvo DVFU, 2017. 202 s.

11. Nevzorov M.N., Pedagogicheskoe CHelovekovedenie i pedagogicheskoe CHelovekovedenie. CHast' vtoraya: Pedagogicheskoe CHelovekovedenie. Monografiya dlya rukovoditelej obshcheobrazovatel'nyh shkol, studentov pedagogicheskoj magistratury, aspirantov, pedagogov-motivatorov, rukovoditelej avtorskih shkol. Vladivostok-Ussurijsk: Izdatel'stvo DVFU, 2017. 240 s.

12. Ogurcov A.P., Platonov V.V. Obrazcy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. HKH vek. SPb.: RHGI, 2004. 224 s.

13. Petrovskij V.A. «YA» v personologicheskoj perspektive. M.: Izdatel'skij dom NIU VSHEH, 2013.

14. Popov A.A. Budushchee prosto shlo svoej dorogoj. Opyty konstruirovaniya vozmozhnostej. Izd. 3-e, ispr., dop. Izhevsk: ERGO, 2017. 288 s.

15. Popov A.A. Obrazovatel'nye programmy i ehlektivnye kursy kompetentnostnogo podhoda. M.: LENAND, 2016. 344 s.

16. Popov A.A. Otkrytoe obrazovanie. Filosofiya i tekhnologii. Izd-e 3-e. M.: LENAND, 2016. 256 s.

17. Prikot O.G., Vinogradov V.N. Proektnoe upravlenie razvitiem obrazovatel'noj organizacii// Biblioteka zhurnala «Direktor shkoly». 2Q13. № 8. Sentyabr'. 160 s.

18. Rossijskaya shkola i novye informacionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie [Asmolov A.G., Semenov A.L., Uvarov A.YU.]. M.: Izd-vo «NeksPrint», 2010. 84 s.

19. Semenov S.P., Stepanov S.YU. Refleksiya v organizacii tvorcheskogo myshleniya i samorazvitii lichnosti // Voprosy psihologii. 1983. №2. S.35-42.

20. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti. Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: SHkola-Press, 1995. 384 s.

21. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka. Stanovlenie sub"ektnosti v obrazovatel'nyh processah. M.: Izdatel'stvo: Prav. Svyato-Tihonovskij gumanit. un-t, 2013. 432 s.

22. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka. Stanovlenie sub"ektnosti v obrazovatel'nyh processah. M.: Izdatel'stvo: Prav. Svyato-Tihonovskij gumanit. un-t, 2013. 432 s.

23. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya / I. D. Frumin, M. S. Dobryakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko. M.: NIU VSHEH, 2018 28 s.

24. Ursul A.D., Ursul T.A. Obrazovanie kak informacionnyj process i perspektivy ego futurizacii // Sovremennoe obrazovanie. 2Q13. № 2. S.1-57.

25. Holodnaya M. A., Gel'fman EH.G. Razvivayushchie uchebnye teksty kak sredstvo intellektual'nogo vospitaniya uchashchihsya. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. 200 s.

26. SHadrikov V.D., Psihologiya deyatel'nosti cheloveka: M.: Institut psihologii RAN, 2013. 464 s.

27. SHCHedrovickij G.P. Pedagogika i logika. M., 1993. 294 s.

ЕВОЧКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - магистр педагогики, начальник отдела разработки и научно-методического сопровождения программ Всероссийского детского центра «Океан» (г. Владивосток) (lenaletck@yandex.ru). НЕВЗОРОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток) (triokoz@yandex.ru)

EVOCHKO, ELENA V. - Master of Pedagogy, Head of the Department for the Development and Scientific and Methodological Support of the Programs of the All-Russian Children's Center "Ocean" (Vladivostok) (lenaletck@yandex.ru).

NEVZOROV, MIKHAIL N. - Doctor of Pedagogy, Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok) (triokoz@yandex.ru).

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК

ЛОМОВ С.П., ЛИ ФУГУЙ КОНФУЦИАНСКАЯ И ДАОССКАЯ ИДЕОЛОГИИ В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ1

Ключевые слова: конфуцианство, даосизм, гохуа (китайская национальная живопись), студенты, эстетическое восприятие.

Конфуцианская и даосская идеологии оказали глубокое влияние на представления об особенностях колорита китайской живописи. В конфуцианстве отношения господина и слуги противопоставляются. Кроме того оказывается особое внимание выражению субъективных (личных) эмоций. Даосизм стремится к небытию, полному слиянию с природой. Представления о существовании пяти цветов (желтый, красный, синий, белый, черный) и черного цвета небытия взаимно дополняют друг друга, тайно скрывают в себе скрытый смысл богатого колорита живописи. Все эти воззрения оказывают глубокое влияние на эстетическое восприятие особенностей цветовых оттенков студентами.

LOMOV, S.P., LI, FUGUI CONFUCIAN AND TAOIST IDEOLOGIES IN CHINESE PAINTING

Keywords: Confucianism, Taoism, Gohua (Chinese national painting), students, aesthetic percepation.

Confucian and Taoist ideologies had a profound influence on ideas on the features of the coloring of Chinese painting. In Confucianism, the relations of master and servant is contrasted. In addition, special attention is paid to the expression of subjective (personal) emotions. Taoism strives for non-existence, complete merging with nature. The notions on the existence of five colors (yellow, red, blue, white, black) and the black color of non-existence complement each other, secretly hide in themselves the hidden meaning of the rich color of painting. All these views have a profound effect on the aesthetic perception of features of color shades by students.

«Китайская живопись - это всего лишь философский взгляд на различные оттенки цвета. Она проистекает из теории Инь - Ян, а также конфуцианской и даосской философской идеологии непостижимого созерцания «Сюань Чань» [1]. Конфуцианская школа и политика Китая сосредоточили в своих руках классификацию цветовых оттенков. Даосская школа придерживается концепции небытия, черных и белых цветов, стремится к пустоте. Направление китайской живописи непрофессиональных художников (одно из основных направлений классической китайской живописи гохуа, противопоставляется придворной живописи гунтинхуа) заостряет внимание на основной идее каллиграфии, рассматривает лист бумаги в качестве цветового тона картины. Данное направление задало китайской живописи свободный стиль, в котором идейное содержание превалирует над формальным сходством, в котором цениться ясность души, а также происходит преклонение перед основной художественной идеей «исключительные достоинства произведения». Таким образом, написанные картины не сверкают золотистым сиянием и ярким блеском, а представляют собой произведения в стиле монохроматической живописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Конфуцианская концепция Инь-Ян и пяти элементов.

Конфуцианская школа, выступая за регламентацию цветовых тонов в эпоху Династии Чжоу (1122 до н. э. по 249 до н. э.), включала цвета в категорию «этикета (ли)», почитала модель классификации оттенков цветов. В одной из книг конфуцианского «Пятикнижия» - Ли-Цзи («Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов») отмечается. ученым, занимающим низкое положение в обществе, не разрешается шить платья из шелковой ткани. Цвет верхней и нижней одежды сановников, покидающих дом, и отправляющихся в другие места, должен полностью совпадать. Для пошива верхней одежды должны использоваться основные (чистые) цвета, для нижней - пестрые окраски. Нельзя входить в ворота дворца в нижней и верхней одежде одинакового цвета, летом не допускается надевать одежду из полотна

1Проект по реализации научно-исследовательских программ в сфере гуманитарных и социальных наук департамента образования провинции Шэньси «конфуцианская, даосская, буддистская идеологии и исследования взаимодействия бытия и небытия, лжи и истины в пейзажной живописи горного хребта в северо-западной части Китая - Циньлин». База ключевых исследований в области общественно-гуманитарных наук (номер ратификации темы исследования17JZ029).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.