Научная статья на тему 'Развитие способности подростков к моделированию своего будущего: образовательная практика'

Развитие способности подростков к моделированию своего будущего: образовательная практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАБОТЕ С БУДУЩИМ У ПОДРОСТКОВ / МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ У ПОДРОСТКА ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА СВОЕГО БУДУЩЕГО / FUTURIZATION OF EDUCATION / THE TEENAGER’S VISION OF THE FUTURE / TEENAGER’S ABILITY TO MODEL THE OWN FUTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горяченко Е. А., Кравцов В. В., Сидельникова Д. П.

Введение. Необходимость внедрения практики обучения подростков работе со своим будущим обусловлена динамичностью развивающегося мира, его изменчивостью и нестабильностью. Исследование направлено на изучение возможности создания образовательной среды, способствующей развитию у подростка способности к моделированию своего будущего, соразмерного с принципами устойчивого развития, в условиях временного детского коллектива на примере ВДЦ «Океан». Методология. Методологической основой исследования стали антропологический, аксиологический, синергетический подходы. Ведущими методами исследования стали анализ теории и практики по проблеме исследования, моделирование объекта исследования на основе синтеза и обобщения исследовательских материалов, включенное наблюдение, эксперимент, ситуационный и итоговый анализ деятельности. Результаты. В статье рассмотрены теоретические основания и необходимые условия образовательной среды ВДЦ «Океан», направленные на развитие у подростков способности к моделированию своего будущего. Авторы проанализировали основные аспекты футуризации образования как способа формирования «опережающего сознания», нацеленного на моделирование будущего. На основе проведенного исследования выявлены критерии сформированности способности подростков к моделированию своего будущего, разработана системно-деятельностная модель и методика развития у подростков способности к моделированию своего будущего в контексте современных трендов и тенденций развития мира. Заключение. Предложенные модель и методика могут стать основанием для разработки педагогических практик, направленных на развитие у подростков способности к моделированию своего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ABILITIES OF TEENAGERS TO MODELING THEIR FUTURE: EDUCATIONAL PRACTICE

Introduction. The basic provision of the article is the statement about the need to introduce the practice of adolescents thinking about their future. The need is conditional to the dynamism of the fast developing world, its variability and instability. The purpose of this research is to study the possibility of creating an educational environment for a temporary children's community, which would contributes to the development of a teenager's ability to model his future commensurate with the principles of sustainable development. Research methods. The methodological basis of the study were anthropological, axiological, synergistic approaches. The leading research methods were the analysis of theory and practice on the research problem, modeling of the research object based on the synthesis and generalization of research materials, included observation, experiment, situational and final analysis of the activity. Results. The article considers theoretic bases and the necessary conditions and possibilities of the educational environment of the all-Russian children's center «Ocean», which contributes to the development of adolescents' ability to model their future. The authors analyzed the main aspects of the futurization of education as a way of forming a «leading consciousness» aimed at modeling the future. Based on the study, the criteria for the formation of the ability of adolescents to model their future are identified. Besides a system-activity model and a method for developing adolescents' ability to model their future in the context of modern trends and world development trends are developed. Conclusions. The proposed model and methodology can be the basis for the development of pedagogical practices aimed at developing adolescents' ability to model their future.

Текст научной работы на тему «Развитие способности подростков к моделированию своего будущего: образовательная практика»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

Е. А. Горяченко

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и юридической психологии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток E-mail: egoryachenko@rambler.ru

Ekaterina A. Goryachenko

PhD (Philosophy), Associate Professor, Chair of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

1

j I

В. В. Кравцов

Кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток E-mail: svkravtsov@yandex.ru

Vyacheslav V. Kravtsov

PhD (Education), Associate Professor of the Department of Psychology and Education, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ СВОЕГО БУДУЩЕГО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Введение

Необходимость внедрения практики обучения подростков работе со своим будущим обусловлена динамичностью развивающегося мира, его изменчивостью и нестабильностью. Исследование направлено на изучение возможности создания образовательной среды, способствующей развитию у подростка способности к моделированию своего будущего, соразмерного с принципами устойчивого развития, в условиях временного детского коллектива на примере ВДЦ «Океан».

Методология

Методологической основой исследования стали антропологический, аксиологический, синерге-тический подходы.

Ведущими методами исследования стали анализ теории и практики по проблеме исследования, моделирование объекта исследования на основе синтеза и обобщения исследовательских материалов, включенное наблюдение, эксперимент, ситуационный и итоговый анализ деятельности.

Результаты

В статье рассмотрены теоретические основания и необходимые условия образовательной среды ВДЦ «Океан», направленные на развитие у подростков способности к моделированию своего будущего. Авторы проанализировали основные аспекты футуризации образования как способа формирования «опережающего сознания», наце-

Как цитировать статью: Горяченко Е. А., Кравцов В. В., Сидельникова Д. П. Развитие способности подростков к моделированию своего будущего: образовательная практика // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 46-61.

ленного на моделирование будущего. На основе проведенного исследования выявлены критерии сформированности способности подростков к моделированию своего будущего, разработана системно-деятельностная модель и методика развития у подростков способности к моделированию своего будущего в контексте современных трендов и тенденций развития мира.

Заключение

Предложенные модель и методика могут стать основанием для разработки педагогических практик, направленных на развитие у подростков способности к моделированию своего будущего.

Ключевые слова: футуризация образования; модель развития способности к работе с будущим у подростков; методика создания у подростка целостного образа своего будущего.

Введение. В XXI веке заговорили о существенных изменениях мира, качественными характеристиками которого стали неопределенность, нестабильность, сложность, изменчивость (мир VUCA)

[13]. Человеку для успешной, продуктивной жизнедеятельности в этом мире оказались необходимы такие качества, как способность видеть тенденции развития мира, их зависимость от ситуаций настоящего, осознавать свое влияние на будущее.

В образовании способность работать с будущим связана с феноменом футуризации образования.

Проблемы футуризации в общем и футуризации образования в частности стали актуальны уже в середине ХХ века, когда человечество обратилось к проблеме устойчивого развития цивилизации

[14]. В то же время практически нет исследований, направленных на определение условий формирования способности к работе с будущим у подростков. Образование, как правило, не ставит своей целью сформировать умения и способности учащихся

Д. П. Сидельникова

Магистр направления «Психолого-педагогическое образование», педагог дополнительного образования,ФГБОУ ВДЦ «Океан», г. Владивосток E-mail: diana_kuznecova@mail.ru

Diana P. Sidelnikova

Master of psychological and pedagogical education, teacher of continuing education, All-Russian Children's Centre "Ocean", Vladivostok, Russia

строить, моделировать, проектировать и реализовывать образ будущего.

Другая сторона вопроса футуризации образования заключается в том, что на смену потребительскому отношению к среде обитания человека приходят экологические, энергосберегающие мировоззренческие установки, которые являются естественным следствием осознанности тесной взаимосвязи человека с окружающим его природным миром и социумом [12].

Таким образом, при моделировании образовательной среды необходимо учитывать два аспекта: ориентацию учащегося на проектирование своего будущего и его ориентацию на экологичную (в широком смысле) интеграцию в природный мир и социум.

Цель статьи — представить результаты теоретического исследования, описать методики и опыт создания в условиях временного детского коллектива ВДЦ «Океан» образовательной среды, способствующей развитию у подростка способности к моделированию своего будущего, соразмерного с принципами устойчивого развития.

Методология

Методологической основой исследования стали:

- антропологический подход, который акцентирует внимание на ценности каждого участника исследования;

- аксиологический подход, который позволил выявить ценностные характеристики модели;

- синергетический подход, который предоставил возможность зафиксировать взаимодействие исследуемых систем.

Ведущими методами исследования стали анализ теории и практики по проблеме исследования, моделирование объекта исследования на основе синтеза и обобщения исследовательских материалов, включенное наблюдение, эксперимент, ситуационный и итоговый анализ деятельности.

Результаты исследования

Во второй половине ХХ в. стали говорить о необходимости работы с будущим: изучения тенденций его развития, моделирования, проектирования. Э. Тоффлер заметил, что система образования продолжает готовить людей к рабочим отношениям, которые уходят в прошлое, в то время как цели и методы образования должны быть ориентированы на будущее [15].

Благодаря А. Д. Урсулу в науке появился термин «футуризация образования» и проблема приобрела статус научно-практической [11]. В методологическом плане футуризация образования может рассматриваться как инновационный образовательный процесс, позволяющий учащимся увидеть перспективы существования мира в будущем с опорой на принципы концепции устойчивого развития. Технологически — это проекция в будущее проблем настоящего, выдвижение учащимися собственной идеи решения проблем будущего и конструирование этого решения на основе предметных знаний, усвоенных умений и приобретенных навыков (прошлое) в индивидуальном проблемно-креативном поле сознания, устремленном в будущее. Такой подход способствует рождению живого личностного знания, сопряженного с контекстом устойчивого развития.

Футуризация образования начинается с изменения его содержания. Помимо передачи культурного опыта оно должно быть направлено на расширение тех знаний, навыков и возможностей, которые потребуются для адаптации и творческого реагирования на то будущее, которое еще только предусматривается [16], что предполагает:

- введение в него социокультурного контекста современного развития страны и всей планеты;

- сосредоточение на работе с жизненным самоопределением подростков.

В настоящее время к практикам развития у детей способностей к работе с будущим проявляется большой интерес. Однако самих практик, реализуемых на территории России, существует немного. Наиболее целостными и проработанными являются практики А. А. Попова и Т. М. Ковалевой.

Практика А. А. Попова представляет собой открытый антропологический проект, в котором подростки, погружаясь в рассмотрение и решение проблем развития России, принимают решение о своем личностном и профессиональном будущем [6]. Подростки осуществляют аналитику существующих процессов и ситуаций (топ Прошлого), проектирование деятельности в новой реальности (топ Будущего) и рефлексию переходов от прошлого к будущему (топ Настоящего) [6, с. 275-290].

Программа показывает свою способность к работе с будущим, однако принципиальная сложность реализации замысла подобной образовательной программы заключается в том, что ее разработчики вынуждены выполнять целый ряд работ, напрямую не связанных с образователь-

ным процессом, но обеспечивающих саму его возможность, например, заниматься конструированием новых аналитических представлений в социально-гуманитарной сфере.

Согласно концепции индивидуализации обучения, разрабатываемой Т. М. Ковалевой, среда трактуется как многофакторная сущность, включающая в себя взаимодействия субъекта с людьми, предметно-информационные и событийные влияния. Такая среда дает возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в соответствии с интересами способностями и потребностями ребенка [2, с. 8594], что позволяет субъекту сконцентрироваться на образе будущего себя.

В то же время здесь не уделено внимание соответствию образа себя в будущем с идеями устойчивого развития, которые направлены на достижение гармонии жизнедеятельности человека с природой и социумом.

Б. М. Теплов отмечает, что «способности» — понятие динамическое, они не сводятся лишь к знаниям, умениям и навыкам, но являются необходимым условием освоения новой деятельности. «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [10, с. 20]. Это значит, что нужно целенаправленно работать со способностью к моделированию будущего, включая ребенка в деятельность по моделированию будущего, осознанию себя в будущем и способа движения к осознанному будущему.

В культурологической концепции теории содержания образования определяются четыре структурных элемента: знания; способы деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [9]. Именно эмоционально-ценностное отношение отвечает за скорость приобретения, закрепления и эффективное использование знаний и умений на практике.

В таком случае критериями способности к моделированию своего будущего выступают:

- знания о будущем и способах работы с ним;

- творческая деятельность по созданию образа будущего;

- эмоционально-ценностное отношение к будущему и своему месту в нем.

При моделировании важно удерживать ряд требований к модели, обеспечивающих ее функционирование. К ним относят:

- ингерентность — согласованность модели со средой, в которой ей предстоит функционировать;

- простоту модели — понятность и реалистичность;

- адекватность — полноту, точность, соответствие поставленной цели [4].

Требования к модели задают рамки продукта деятельности по построению образа будущего, своего места в нем и путей достижения, что определяет уровень способности подростка моделировать будущее.

Для развития способности подростка моделировать свое будущее разработана теоретическая модель (Рис 1.)

Концептуально-целевой компонент

Цель: создание среды, направленной на развитие у подростка способности к моделированию своего будущего

Концепции: • субъектогенеза личности • человекоразмерный педагогический процесс • футуризация образования • тьюторское сопровождение Принципы: • природосообразности • субъектности • диалогичности

Деятельностный компонент

Содержание: • деятельность общения • познавательная деятельность • предметно-практическая деятельность • игровая деятельность Методы: • групповая деятельность • тьюторское сопровождение, картирование • SMART (определение цели)

Факторы: • диалог • игра • поступок Условия: • предоставление средств и способов визуализации образа будущего, мечты подростка, установка выхода на пределы стереотипов; • поддержка деятельности в творческом направлении; • поддержка построения подростком пути достижения цели, акцент на многообразии вариантов достижения цели и их влияние на действительность

Результативный компонент

Результат:

• опыт моделирования будущего с включением в него себя как деятеля;

• опыт выхода за пределы заданного, определения многообразия вариантов достижения своей цели, соотнесение их как следствие и как причину изменений в природном мире и социуме;

• опыт видения себя в будущем, определение значимости своей цели для себя, для окружающих, для мира в целом

Продукт:

Модель будущего, созданная подростком, включающая его представление о мире и социуме будущего, фиксация целей подростка и средств их достижения

Рисунок 1. Модель образовательной среды, направленной на развитие у подростка способности к моделированию будущего, соразмерного с принципами устойчивого развития

Исходные базовые концепции моделирования среды:

1. Концепция субъектогенеза личности, которая выражается в осознании и принятии ответственности подростка за свои действия (А. С. Огнев) [5].

2. Концепция человекоразмерного педагогического процесса, которая задает ориентацию на динамику развития субъектов образования (М. Н. Невзоров) [3].

3. Концепция футуризации образования, которая ориентирует содержание образовательного процесса на устойчивое будущее (А. Д. Урсул) [11].

4. Концепция тьюторского сопровождения, которая направлена на развитие индивидуальных способностей и целостного образа субъекта посредством открытой, избыточной и вариативной образовательной среды (Т. М. Ковалева) [2].

Футуризация образования начинается с изменения его содержания — это введение ребенка в широкий социокультурный контекст современного развития страны и всей планеты, а также работа с жизненным самоопределением детей.

Учебная стратегия футуризации образования строится на естественной для детей тяге к новизне и фантазированию.

Педагогическая деятельность в рамках данного процесса — это деятельность, направленная на:

- создание условий саморазвития, самообразования людей;

- создание возможностей для свободного и творческого действия;

- обеспечение пространства выбора;

- проектирование образа жизни субъектов в образовании, уклада образовательного учреждения [8, с. 18].

Факторами развития у детей способности к моделированию своего будущего выступают:

- диалог как способ восприятия себя через отражение в другом;

- игра как процесс проживания деятельности, где решающее значение имеет не состязательность, а моделирование действительности, происходит выход из рамок жизни во временную сферу деятельности, где предполагается творческая интерпретация, посредством которой осуществляется связь игры и действительности [7, с. 1195];

- поступок как событие, которое отражает авторское видение собственной жизни и судьбы через призму усвоенных ценностей.

Содержанием деятельностного компонента образовательной среды, направленной на развитие у подростка способности к моделированию будущего, выступают:

- общение (взаимодействие с людьми), результатом которого является осознание факта наличия у других людей желаний, потребностей, идей, формирование навыков слушания и заключения договоренностей;

- познавательная деятельность (познание окружающего мира), осуществляющаяся через взаимообмен информацией между участниками;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предметно-практическая деятельность (освоение и преобразование предметной среды), результатом, которой становится переход от абстрактной мечты к конкретной цели и проектированию ее достижения;

- игровая деятельность (импровизирование в условных ситуациях), дающая возможность многократно совершать ошибки и мыслить вариативно.

Таблица 1

Оценка уровня видения подростком будущего и способности моделировать будущее

Критерии Показатели Диагностики

Знания о будущем и способах работы с ним Видение будущего опирается на понимание настоящего и прошлого. Моделируя мир будущего, подросток включает в него людей, живущих в этом мире, себя как субъекта изменений. Включенное наблюдение. Контент-анализ творческих продуктов.

Творческая деятельность по созданию образа будущего, достижению своих целей, определяющих будущее Разнообразие материалов, используемых детьми при конструировании мира будущего. Выход за границы задач, обозначенных взрослыми. Многообразие путей достижения цели.

Эмоционально-ценностное отношение к будущему и своему месту в нем Видит себя в будущем. Видит значимость своей цели для себя, для окружающих, для мира в целом.

Источник: таблица составлена авторами

Объектом моделирования выступает среда ВДЦ «Океан»

Для выявления уровня видения подростком будущего и способности моделировать будущее разработаны критерии и показатели, а также подобраны соответствующие диагностики (Таблица 1).

Основными субъектами модели являются участники тематической общеобразовательной программы: дети, вожатые, педагоги дополнительного образования и научно-методические консультанты, специалисты и гости, приглашенные со стороны, а также родители.

Успешность реализации модели обусловлена тем, что ВДЦ «Океан» согласно Программе его развития позиционируется как научно-методический центр по разработке, апробации и распространению передового опыта в системе дополнительного образования детей.

Единицей образовательного процесса ВДЦ «Океан» выступает смена, которая длится 21 день и в рамках которой решаются основные задачи Центра по развитию детей. В решении поставленной задачи будут задействованы все образовательные структуры Центра: дружина, система дополнительного образования и школа.

С 2017 года в ВДЦ «Океан» разрабатывается концепция новой программы смены, основная ее идея — пробуждение новообразований и личностных свойств подростков в процессе включения их в проектную, коммуникативную, рефлексивную деятельность [1].

Уже сегодня образовательная среда ВДЦ «Океан» направлена на осуществление подростком проб и поиск себя, выявление собственных творческих способностей и удовлетворение своих познавательных потребностей — по наблюдениям, подростки — участники смен, как правило, не осознают целей и направленности своего развития.

Организация мероприятий по работе с будущим поспособствует созданию у подростков целостного образа их будущего. Целесообразно провести две сессии: мотивирующую и рефлексивную, чтобы определить результат и задел личного понимания своего будущего каждым участником.

Целевую аудиторию проекта составят подростки 14-17 лет, приезжающие в ВДЦ «Океан» из разных субъектов РФ.

Организатором воркшопов и основным ведущим станет педагог-футуролог. Кроме того, в проведение мероприятий будут вовлечены вожатые дружин, которые в конечном счете станут ведущими модераторами сессий по работе с будущим. Прежде чем вожатые приступят к проведению сессий, с ними будут проиграны сценарии, что позволит им глубже осознать сущность предстоящего мероприятия и важность

работы с будущим подростков.

Первая сессия мотивирующая — воркшоп «Мой мир будущего: диалог творцов». Ее проведение планируется в первые дни смены, до проведения основных мероприятий. Цель сессии состоит в предоставлении возможности участникам смены осознать свое влияние на будущее и свою роль в творении мира.

Деятельность воркшопа разворачивается через создание игровой и диалоговой ситуации, которая задается сценарием, разработанным авторами — научными консультантами ВДЦ «Океан» (Таблица 2).

Таблица 2

Сценарий воркшопа «Мой мир будущего: диалог творцов»

№ Этапы занятия и установки Тайминг, мин Детализация

1 Введение:«Вам предстоит создать свой мир, а вначале назовите его» 10 Вводный диалог. Распределение на мини-группы.

2 Образ желаемого будущего: «Представьте, что сегодня — это день через 10 лет. Какой этот мир? Какие процессы в нем происходят? Как вообще все устроено? Есть ли там какие-то риски?» 10 Каждый записывает тезисы — ответы на вызов

10 Тезисы классифицируются и переносятся на лист блокнота

5 Спикер группы озвучивает результаты

3 Образ жизни и занятия людей: «Чем в этом будущем заняты люди? Как они живут, какие области деятельности развиваются?» 10 Каждый записывает тезисы — ответы на вызов

10 Тезисы классифицируются и переносятся на тот же лист блокнота

5 Спикер группы озвучивает результаты

4 Мое место и моя роль: «Что в мире будущего делаю я?» 10 Каждому участнику нужно нарисовать свой смайл и описать одним предложением свою роль. Затем приклеить смайл на «карту мира»

5 Свободный микрофон: «Я хочу, чтобы в мире... Моя роль.» 15 Участники по желанию озвучивают свою позицию

Заключение: «У всех нас разное представление о мире. Наши представления обогащают друг друга. Важно понимать, что будущее делаем мы и то, каким оно будет, зависит от того, что мы делаем уже сейчас»

Заключительное слово

6

5

Источник: разработано авторами

Результатом работы сессии станут плакаты с изображением мира будущего — такого, каким он представлялся каждой команде участников, и фиксация каждым участником команды своих места и роли в изображенном мире.

Находясь в игровой ситуации и определяя свое место в мире будущего, каждый подросток будет руководствоваться своими желаниями, возможно, не принимая во внимание имеющийся у него опыт как основной критерий выбора сферы деятельности. Это позволит увидеть сущностные мотивации и стремления ребенка, практически не искаженные внешними воздействиями.

Вторая сессия задумана как рефлексивная — воркшоп «Мой путь — мой выбор» — должна быть проведена в завершение смены. Ее цель — предоставить участникам смены возможность проанализировать свою деятельность и события, случившиеся во время смены, осознать свое влияние на свое будущее и будущее мира. В рамках сессии каждый участник работает самостоятельно, анализируя свой собственный опыт, полученный во время смены. Итогом рефлексии каждого участника станут:

- жизненные цели, проработанные посредством 8МЛКТ-технологии;

- траектория индивидуально-личностного развития, представляющая собой пошаговый план действий;

- личный банк ресурсов и возможностей, которые позволят реализовать поставленные цели.

Второй воркшоп также проходит по сценарию, разработанному авторами (Таблица 3). Ведущие — вожатые.

Таблица 3

Сценарий воркшопа «Мой путь — мой выбор»

№ Этапы занятия и установки Тайминг, мин Детализация

1 Введение: «Как называется смена? Какие из событий оказались наиболее важными? Что удалось сделать вам?» 10 Вводный диалог ведущего

2 Я через 10 лет: «Представьте, что все, что может понадобиться для достижения ваших целей, у вас есть. Прошло 10 лет. Кем вы себя видите? Напишите как можно подробнее» 10 Каждый участник записывает ответы

3 А теперь более подробно: «То описание, которое у вас вышло, — мечта. Чтобы мечта реализовалась, ее нужно превратить в цель. Сформулируем цель по SMART» 10 Беседа про SMART

Specific: Конкретная «Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?» 5 Ведущий предлагает конкретизировать свою цель

Measurable: Измеримый «Что должно случиться, чтобы вы поняли, что цель достигнута?» 5 Ведущий предлагает указать критерии реализации цели

Achievable or Attainable: Достижимый «Какими ресурсами для достижения цели вы располагаете? Какие существуют ограничения?» 5 Ведущий предлагает определить ресурсы и ограничения

Relevant: Значимый «Какую пользу принесет реализация вашей цели вам, окружающим вас людям, миру в целом?» 5 Ведущий предлагает определить значимость цели

Time bound: Ограниченный во времени «Когда вы планируете достичь цели?» 5 Ведущий предлагает определить срок реализации цели

«А теперь сформулируйте свою цель в одном предложении, учитывая все то, что вы написали. Постарайтесь сформулировать свою цель так, чтобы она хорошо запоминалась» 5 Ведущий предлагает сформулировать свою цель в одном предложении

4 Анализ прошлого, настоящего и будущего: «Теперь нарисуйте карту событий, на которой отметьте ресурсы, необходимые для реализации вашей цели. События из вашего прошлого, они ваша опора, источник мечты. На- 5 Рисунок схемы

5 Заполнение прошлого

5 Заполнение настоящего

5 Заполнение будущего

стоящего, что происходит сейчас, это то пространство-время, где вы можете действовать и приближаться к достижению своей цели. Будущего — того, что вам нужно, чтобы цель реализовалась»

5 Свободный микрофон: «Я хочу рассказать о себе и своей цели» 10 Участники по желанию высказываются

6 Заключение: «Каждый из вас может пойти той дорогой, которую определит для себя сам. Мы общаемся с теми людьми, которых выбираем, и они помогают нам делать наше будущее, мы посещаем те мероприятия, которые влияют на наше будущее. Когда мы выбираем, какие книги читать или фильмы смотреть,— мы тоже выбираем свое будущее. И следует помнить, что, выбирая свое будущее, мы также выбираем будущее окружающих нас людей и мира в целом» 5 Заключительное слово модератора

Источник: разработано авторами

Приложением к сценарию является тьюторский инструмент — карта событий (Рисунок 2).

Корта событии

Рисунок 2. Тьюторский инструмент «Карта событий»

Воркшопы представляют собой опорные точки работы с будущим, основное содержательное наполнение образовательной среды осуществляется через вариативные виды деятельности, реализуемые вожаты-

ми, педагогами общего и дополнительного образования ВДЦ «Океан». Нацеленность подростка на работу с будущим, заданная на первой сессии, позволяет ему сформировать осознанный запрос педагогам и вожатым и осуществить его, используя образовательную среду ВДЦ «Океан» или партнеров Центра.

Несмотря на то, что подростки заинтересованы в создании образа своего будущего и необходимость развития у подростков способности к работе с будущим находит отклик у педагогов и вожатых, практическая реализация методики может столкнуться с трудностями. Во-первых, среда ВДЦ «Океан» достаточно вариативна, но не вполне открыта: отсутствует регулярный интернет-трафик, что затрудняет использование ресурсов сети Интернет; отдаленность Центра от европейской части России не позволяет устанавливать прочные и долгосрочные партнерские связи с большинством организаций, располагающих высококлассными образовательными ресурсами. Во-вторых, у большей части вожатых и педагогов, так же как и у подростков, отсутствует опыт моделирования своего будущего, нет навыков постановки целей, анализа взаимосвязи своих действий с будущим. В-третьих, в большинстве случаев специфика возрастных особенностей подростка затрудняет принятие им себя и своих потребностей, препятствует выходу за пределы собственных стереотипов и максимализма. В-четвертых, вожатые не имеют психолого-педагогического образования и поэтому часто не учитывают возрастных особенностей подростков, неверно интерпретируя их запросы.

Полагаем, что в ходе применения модели будут обнаружены другие трудности, но в целом данная модель представляется нам достаточно эффективной.

Заключение

Предложенная модель может стать основанием для разработки педагогических практик, направленных на развитие у подростков способности к моделированию своего будущего, а методика может быть использована для организации работы подростков со своим будущим в организациях общего и дополнительного образования, а также при организации работы с временным детским коллективом.

Литература

1. Евочко Е. В., Невзоров М. Н. Методологические основы программ дополнительного обра-

зования нового поколения в ВДЦ «Океан» // Право и практика. 2018. № 4. С. 322-331.

2. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. 2017. № 12. С. 85-94.

3. Невзоров М. Н. Человекоразмерность как стратегия будущего дополнительного образования // Педагогика и психология: теория и практика. 2017. № 2 (7). С. 56-64.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.

5. Огнев А. С. Психология субъектогенеза личности: монография. М.: Изд-во МГГУ 2009. 137 с.

6. Попов А. А., ПроскуровскаяИ. Д., Рожкова Е. С. и др. Методические указания по использованию прикладной информационной системы «Геоэкономика, геополитика, геокультура» в учебном процессе // Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection. edu.ru/dlrstore/26168bc5-c4c4-4e15-8894-a37c5247e961/index.html (дата обращения: 15.07.2019).

7. Скачок В. Е., Демьяненко А. М., Демьяненко Е. А. и др. Игра как философский феномен человеческой деятельности // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1193-1195.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.

9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. M.: Педагогика, 1989. 320 с.

10. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2х т. Т. I. М.: Педагогика, 1985. 328 с.

11. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Ключевая роль образования в достижении Целей устойчивого развития // Социодинамика. 2016. № 4. С. 1-18.

12. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development // Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. United Nation. Seventieth session [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/ globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf (дата обращения: 15.07.2019).

13. Schick A., Hobson P., Ibisch P. Conservation and sustainable development in a VUCA world: the need for a systemic and ecosystem-based approach // Ecosystem Health and Sustainability. 2017. Vol. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1002/ehs2.1267 (дата обращения: 15.07.2019).

14. The limits to growth. A report for the Club of Rome's project on the predicament of mankind. New York: A Potomac Associates Book, 1972. 211 p.

15. Toffler A. Future Shock. New York: Random House, 1970. 541 p.

16. Weizsaecker E. von, Wijkman A. Come On! Capitalism, short-termism, population and the destruction of the planet. Springer, 2018. 220 p.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ABILITIES OF TEENAGERS TO MODELING THEIR FUTURE: EDUCATIONAL PRACTICE

Introduction

The basic provision of the article is the statement about the need to introduce the practice of adolescents thinking about their future. The need is conditional to the dynamism of the fast developing world, its variability and instability. The purpose of this research is to study the possibility of creating an educational environment for a temporary children's community, which would contributes to the development of a teenager's ability to model his future commensurate with the principles of sustainable development.

Research methods

The methodological basis of the study were anthropological, axiological, synergistic approaches.

The leading research methods were the analysis of theory and practice on the research problem, modeling of the research object based on the synthesis and generalization of research materials, included observation, experiment, situational and final analysis of the activity.

Results

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers theoretic bases and the necessary conditions and possibilities ofthe educational environment of the all-Russian children's center «Ocean», which contributes to the development of adolescents' ability to model their future. The authors analyzed the main aspects of the fu-turization of education as a way of forming a «leading consciousness» aimed at modeling the future. Based on the study, the criteria for the formation of the ability of adolescents to model their future are identified. Besides a system-activity model and a method for developing adolescents' ability to model their future in the context of modern trends and world development trends are developed.

Conclusions

The proposed model and methodology can be the basis for the development of pedagogical practices aimed at developing adolescents' ability to model their future.

Keywords: futurization of education; the teenager's vision of the future; teenager's ability to model the own future.

References

• Evochko E. V., Nevzorov M. N. Metodologicheskie osnovy programm dopolnitel'nogo obrazovaniya novogo pokoleniya v VDC «Okean» // Pravo i praktika. 2018. № 4. S. 322-331. [In Rus].

• Kovaleva T. M., Yakubovskaya T. V. T'yutorskaya deyatel'nost' kak antropopraktika: mezhdu individual'noj obrazovatel'noj traektoriej i individual'noj obrazovatel'noj programmoj // Chelovek. 2017. № 12. S. 85-94. [In Rus].

• Nevzorov M. N. Chelovekorazmernost' kak strategiya budushchego dopolnitel'nogo obrazovaniya // Pedagogika i psihologiya: teoriya i praktika. 2017. № 2 (7). S. 56-64. [In Rus].

• Novikov A. M., Novikov D. A. Obrazovatel'nyj proekt (metodologiya obrazovatel'noj deyatel'nosti). M.: Egves, 2004. 120 s. [In Rus].

• Ognev A. S. Psihologiya sub"ektogeneza lichnosti: monografiya. M.: Izd-vo MGGU, 2009. 137 s. [In Rus].

• Popov A. A., Proskurovskaya I. D., Rozhkova E. S. i dr. Metodicheskie ukazaniya po ispol'zovaniyu prikladnoj informacionnoj sistemy «Geoekonomika, geopolitika, geokul'tura» v uchebnom processe // Edinaya kollekciya COR [Elektronnyj resurs]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/26168bc5-c4c4-4e15-8894-a37c5247e961/index.html (data obrashcheniya: 15.07.2019). [In Rus].

• Skachok V. E., Demyanenko A. M., Demyanenko E. A. i dr. Igra kak filosofskij fenomen chelovecheskoj deyatel'nosti // Molodoj uchenyj. 2015. № 24. S. 1193-1195. [In Rus].

• Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologiya cheloveka. Vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti: ucheb. po-sobie. M.: Izd-vo PSTGU, 2013. 360 s. [In Rus].

• Teoreticheskie osnovy processa obucheniya v sovetskoj shkole / pod red. V. V. Kraevskogo, I. Ya. Lernera. M.: Pedagogika, 1989. 320 s. [In Rus].

• Teplov B. M. Izbrannye trudy. V 2h t. T. I. M.: Pedagogika, 1985. 328 s. [In Rus].

• Ursul A. D., Ursul T. A. Klyuchevaya rol' obrazovaniya v dostizhenii Celej ustojchivogo razvitiya // Sociodinamika. 2016. № 4. S. 1-18. [In Rus].

• Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development // Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. United Nation. Seventieth session. Agenda items 15 and 116 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.aspTsymbotA/ RES/70/1&Lang=E (data obrashcheniya: 15.07.2019).

• Schick A., Hobson P., Ibisch P. Conservation and sustainable development in a VUCA world: the need for a systemic and ecosystem-based approach // Ecosystem Health and Sustainability. 2017. Vol. 3 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1002/ehs2.1267 (data obrashcheniya: 15.07.2019).

• The limits to growth. A report for the Club of Rome's project on the predicament of mankind. New York: A Potomac Associates Book, 1972. 211 p.

• Toffler A. Future Shock. New York: Random House, 1970. 541 p.

• WeizsaeckerE. von, Wijkman A. Come On! Capitalism, short-termism, population and the destruction of the planet. Springer, 2018. 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.