Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «СРЕДА — ВЫБОР — ПРОБЫ» ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «ОКЕАН»'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «СРЕДА — ВЫБОР — ПРОБЫ» ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «ОКЕАН» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / дополнительное образование / подросток / образовательная среда / тенденции развития / компетенции / Russia / educational environment / teenager / development trends / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Владимировна Евочко

Статья раскрывает стержневые направления развития Всероссийского детского центра «Океан », методологическую основу воспитания подростков, смыслы, заложенные в образовательную среду, тенденции развития и механизмы их реализации. Выделяются основные особенности локальной воспитательной среды детского центра: апробирована модель интеграции общего и дополнительного образования; реализованы заложенные в программу дополнительного образования нового поколения ключевые компетенции (коммуникативная, проектировочная и рефлексивная); применена модульность программ, которая позволяет на качественно новом уровне решать вопросы социализации и развитие интересов подростков. В основу образовательной среды положена новая идея: включение подростков в проектную деятельность при участии вузов, научных организаций и системообразующих работодателей региона; привлечение ведущих специалистов в соответствующих областях в целях обеспечения качественного уровня освоения новых знаний, умений и навыков для формирования востребованных компетенций, что позволяет выстроить историю достижений и определить точки роста подростка в построении своего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Владимировна Евочко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION: “ENVIRONMENT — SELECTION — SAMPLES” IN THE ALL-RUSSIAN CHILDREN’S CENTER «OCEAN»

The article reveals the core directions of development of the all-Russian children’s center “Ocean”, the methodological basis of adolescent education, the meanings embedded in the educational environment, development trends and mechanisms for their implementation. Notable features of the local educational environment of the children’s center are highlighted: the model of integration of general and additional education has been tested; key competencies (communicative, design and reflexive) included in the program of additional education of a new generation have been implemented; the modularity of programs is applied, that allows to solve the issues of socialization of adolescents and to develop their interests at a qualitatively new level. The educational environment is based on a new idea: inclusion of adolescents in project activities with the participation of higher education institutions, research organizations and system-forming employers in the region; attracting leading specialists in the relevant fields in order to ensure a high-quality level of development of new knowledge, skills and abilities for the formation of demanded competencies; this allows to build a history of achievements and determine the growth points of a teenager in building their future.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «СРЕДА — ВЫБОР — ПРОБЫ» ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «ОКЕАН»»

УДК 371(571.63)

DOI 10.24411/9999-056А-2020-10044

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «СРЕДА - ВЫБОР - ПРОБЫ»

ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «ОКЕАН»

Елена Владимировна Евочко,

кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела ФГБОУ ВДЦ «Океан», г. Владивосток. E-mail: lenaletck@yandex.ru

Статья раскрывает стержневые направления развития Всероссийского детского центра «Океан», методологическую основу воспитания подростков, смыслы, заложенные в образовательную среду, тенденции развития и механизмы их реализации. Выделяются основные особенности локальной воспитательной среды детского центра: апробирована модель интеграции общего и дополнительного образования; реализованы заложенные в программу дополнительного образования нового поколения ключевые компетенции (коммуникативная, проектировочная и рефлексивная); применена модульность программ, которая позволяет на качественно новом уровне решать вопросы социализации и развитие интересов подростков. В основу образовательной среды положена новая идея: включение подростков в проектную деятельность при участии вузов, научных организаций и системообразующих работодателей региона; привлечение ведущих специалистов в соответствующих областях в целях обеспечения качественного уровня освоения новых знаний, умений и навыков для формирования востребованных компетенций, что позволяет выстроить историю достижений и определить точки роста подростка в построении своего будущего.

Ключевые слова: Россия, дополнительное образование, подросток, образовательная среда, тенденции развития, компетенции.

ADDITIONAL EDUCATION: "ENVIRONMENT - SELECTION - SAMPLES" IN THE ALL-RUSSIAN CHILDREN'S CENTER «OCEAN»

Elena Evochko, head of scientific-methodical Department of the all-Russian children's center «Ocean», Vladivostok, Russia. E-mail: lenaletck@yandex.ru

The article reveals the core directions of development of the all-Russian children's center "Ocean", the methodological basis of adolescent education, the meanings embedded in the educational environment, development trends and mechanisms

for their implementation. Notable features of the local educational environment of the children's center are highlighted: the model of integration of general and additional education has been tested; key competencies (communicative, design and reflexive) included in the program of additional education of a new generation have been implemented; the modularity of programs is applied, that allows to solve the issues of socialization of adolescents and to develop their interests at a qualitatively new level. The educational environment is based on a new idea: inclusion of adolescents in project activities with the participation of higher education institutions, research organizations and system-forming employers in the region; attracting leading specialists in the relevant fields in order to ensure a high-quality level of development of new knowledge, skills and abilities for the formation of demanded competencies; this allows to build a history of achievements and determine the growth points of a teenager in building their future. Keywords: Russia, educational environment, teenager, development trends, competencies.

Дополнительное образование, используя лучшие традиции образования и просвещения России, видит свою миссию в разработке стандартов предпрофессиональных проб, поддержке социальных инициатив учащихся, обретении ими личностных смыслов при самоопределении в сложном мире многообразия будущего. Стержневой основой деятельности педагогического коллектива ВДЦ «Океан» является созидание такой образовательной среды, которая поможет сегодняшним подросткам увидеть будущее.

Говоря о развитии личности, мы понимаем, что личность — это мера социального, которая опирается на свой опыт в освоении ролей, статусов, позиций. Деятельность человека характеризуется жизненной активностью через определение цели и выбор способов достижения результатов. Мы имеем дело с рефлексивной деятельностью, и она подвергается анализу со стороны подростка, но следует признать, что это настоящее строится по «лекалам» прошлого.

Человек будущего — это, прежде всего, «Я сам», человек, восходящий к культуре. Именно здесь, в «Океане», происходит рождение заново: погружаясь в новую образовательную среду, подросток черпает те знания и опыт, которые формируют в нём новые образования метапредметного и личностного характера (сущностное понимание), именно проектная деятельность, задаваемые вопросы и поиск ответов для себя делают его человеком, способным искать Дело жизни. У подростка рождается мысль о том, что он становится «скульптором» своей жизни, человеком-деятелем. В «Океане» рождаются идеи (замысел), которые реализует (воплощает) подросток, он видит продукт

своей деятельности (в проектах, в выборе), и здесь происходит рефлексия. Мы имеем дело с практическим интеллектом. У подростка в череде событий, которые он проживает, происходят значимые для него встречи, оказывающие благотворное влияние на его выбор, его самоопределение. И самое главное — это встреча «с самим собой другим». Именно этот выбор Центра является той корневой системой, способной перевернуть сознание подростка и помочь ему чётко выстроить траекторию своего будущего, это наш ответ цивилизационным вызовам, это созидание настоящего из будущего [2].

Следует отметить, что прямым следствием сегодняшней школьной действительности является катастрофически ухудшающееся здоровье подростков, что подтверждает статистика Минздрава РФ [1]. Соотнесение характеристик эпохи, несущей в себе искусственный механизм трансляции информации, и естественных характеристик познающего мир подростка наглядно иллюстрирует сложный мир для выбора «настоящего из будущего» (см. таб. 1).

Таблица 1

Характеристики современной эпохи и юношества

Характеристика современной эпохи

- скорость протекания процессов увеличивается;

- эра «умных» товаров — потребительские товары становятся «умнее» и сложнее;

- увеличивается интенсивность ритма жизни;

- объём и смена технической информации ускоряется в геометрической прогрессии;

- «умная» инфраструктура — выход на новый уровень информатизации.

Характеристика юношества

- внутренние процессы становления личности не убыстряются;

- поколение «цифры» оставляет за собой потребность быть понятым;

- ослабленное здоровье;

- незащищённость, чувство переживания отверженного, «белой вороны»;

- желание и стремление быть причастным к тому и иному сообществу;

- уникальность «мира Детства» как постепенное взращивание внутреннего потенциала, проба сил;

- самоценный период становления, выработки смыслов и ценностей жизни как период неповторимости.

В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей» ключевой задачей является проектирование пространства персонального образования для самореализации личности подростка, которая выстраивается на основе добровольного выбора участника программы, построения индивидуальных образовательных траекторий, права на пробы и ошибки, тесной связи с практикой и ориентации на создание конкретного персонального продукта.

Для достижения качественного уровня дополнительного образования, соответствующего вызовам времени, мы разработали и приступили к апробации новой модели образовательной среды ВДЦ «Океан» на основе интеграции общего и дополнительного образования в условиях временного детского коллектива.

В основу новой образовательной среды положены ключевые идеи, изложенные в следующих нормативно-правовых документах: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9]; Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ „Развитие образования"» (сроки реализации — 2018—2025 гг.), направление (подпрограмма) „Развитие дополнительного образования детей и реализации мероприятий молодёжной политики"» [4]; Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства» [10]; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [8]; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [6]; Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2014 № 2539-р «Об утверждении Программы развития ВДЦ „Океан" на период 2014—2020 годы» [7].

Жизненная неопределённость — это то, в чем находится сегодняшний подросток, и нам важно взращивать человека, готового к изменениям компетенций. Главное — научить участника программы поиску смыслов: если ты знаешь, зачем, ты найдёшь, как. Важно помочь подростку осмыслить и понять, что его будущее — это и есть смысл и ценность. Для этого необходимо обрести опыт проживания, феномен рефлексии: способность «сделать всего себя» — свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения — предметом специального рассмотрения (анализа и оценки), практического преобразования (себя и окружающего мира).

Главное, над чем сегодня работают специалисты, занятые в сфере дополнительного образования, в том числе Центра «Океан», — это реализация заложенных в программу дополнительного образования нового поколения ключевых компетенций (коммуникативная, проектировочная и рефлексивная).

В коммуникативной деятельности появляются новации, связанные с развитием навыков общения, эмпатии, пониманием ценности Другого человека для успешной самореализации в жизни. Данная работа предусматривает включение подростков в эффективное взаимодействие с окружающими и обретение ими опыта конструктивных способов коммуникации, развитие у ребят навыков коллективной (командной) работы.

Проектировочная компетенция характеризуется через новообразования метапредметного уровня (метапредметные умения), это, прежде всего: а) ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные в «Океане» знания и навыки; б) организация деятельности, направленной на создание социальных, научно-исследовательских проектов и разработку индивидуального образовательного маршрута.

Новообразования, связанные с рефлексивной компетенцией, предполагают обретение и наращивание личностных качеств и свойств. Работа с рефлексивной компетенцией позволяет учащимся программы правильно оценивать себя, свои возможности, результаты собственной деятельности, адекватно оценивать и ценить коллективные достижения, созидательные усилия сверстников и взрослых, сопоставлять свои оценки с оценкой коллектива и экспертной оценкой взрослого, на основе анализа создавать нормы деятельности и общения для будущего [5].

Сегодняшнее поколение подростков характеризуется свободолюбием, оперативностью и критичностью мышления, они живут в режиме многозадачности, с ними можно выстраивать отношения, только договариваясь (они не приемлют безропотного подчинения и исполнения команд). Они используют YouTube для самообразования, им требуется всего 8 секунд для вовлечения в процесс, и если мы за это время не можем найти ключевых слов для понимания — мы проиграли. Подростки быстро вписываются в контент событий, 80% из них хотят быть предпринимателями [3, с. 32—42]. Не все педагоги готовы работать с запросами нового поколения молодых юношей и девушек.

Практика показывает, что в педагогической деятельности важную роль играет работа с индивидуализацией молодого человека как с его будущим. То, что будет приносить ему доход: опыт (проектировочная + коммуникативная + рефлексивная компетенции) = его благосостояние (смыслы + ценности + деятельность) и финансовое благополучие в проектируемом будущем.

Анализируя общие тенденции и векторы развития системы дополнительного образования молодёжи в РФ, следует отметить тенденцию смещения целевой установки деятельности системы дополнительного образования на внутренний (подростка) результат — на приобретение опыта свободного участия в деятельности, которая влияет на процесс социальной адаптации, самоопределения, самоутверждения, самореализации. В условиях Центра ведётся работа с индивидуализацией подростка, в качестве механизма развития и самореализации осуществляется построение индивидуального образовательного маршрута.

Ориентация на создание эффективной образовательной среды, в основу которой положены ключевые идеи (индивидуализации, цифровизации, футуризации, модульности и вариативности, специфики дополнительного образования на основе проектной деятельности), позволяет формировать новое мышление молодёжи и рассматривать «Океан» как площадку для проб в определении своей жизненной траектории. В Центре созданы условия для рождения новой нормы, формирования нового образа, нового ориентира для жизни молодого человека, алгоритм действия которого представлен на рис. 1.

Рис. 1. Условия рождения новой нормы в ВДЦ «Океан»

При формировании социальных компетенций, мы ориентируемся на достижения метапредметных результатов, что является важным для выстраивания взаимодействия в молодёжном сообществе. Именно поэтому применяемые игровые модели содержат ситуации провокаций, сложные «лабиринты» построения человеческих отношений, для того чтобы дать право на ошибку, анализ которой позволит понять всё многообразие сложного мира и обрести опыт, позволяющий выработать свою личную позицию, основанную на обретённых смыслах и ценностях.

Каждый подросток, прибывающий в «Океан», становится «скульптором» своей жизни, здесь в условиях избыточной среды есть возможность сделать первые профессиональные пробы, ориентируясь на развитие проектного и предпринимательского мышления. Ребята реализуют собственные инициативы в акциях, проектах, интерактивных форматах, презентуя свои достижения. Всё это позволяет участнику программы: делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность; ставить задачи и выстраивать алгоритм их достижений; выстраивать отношения для конструктивной

работы в команде; договариваться и искать ресурсы; презентовать результаты и просчитывать риски; адекватно оценивать продукты своей деятельности и ставить прогнозы.

В результате для подростков образование становится пространством деятельностных проб, местом проявления себя, ситуацией успеха, вдохновляющей на саморазвитие. Для страны — это ресурс развития человеческого капитала и обеспечения экономической и другой состоятельности.

Создание сетей региональных проектных команд в сфере дополнительного образования — задача не из лёгких, с этой целью создаются проектные офисы в режиме дистанционной работы, и это тоже позволяет выстроить систему многоуровневых модулей, проектов, где в поиске себя «нового» можно раскрыть свои возможности и реализовать идеи. Новые online программы смен становятся хитом молодёжных «тусовок», здесь есть возможность проявить себя в различных сферах искусства, техники, работая над развитием академического, практического и эмоционального интеллекта.

Интеграция системы дополнительного образования и системы отдыха и оздоровления подростков в реализацию краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ расширяет географию участников, при использовании конструктора образовательных событий они становятся создателями программных продуктов и часто выступают экспертами для своих же сверстников. Использование данных технологий дистанционно позволяет сегодня производить ориентацию на выравнивание доступности дополнительного образования для подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Фактически сегодня сфера дополнительного образования и молодёжное сообщество как организационная форма, в которой реализуются образовательные технологии, становятся инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий смысл развития образования в XXI в.

В целом модель новой образовательной среды ВДЦ «Океан» нацелена на создание умной инфраструктуры с использованием активных методов взаимодействия, расширением и углублением компетенций подростков, на восполнение их образовательных дефицитов (которые нельзя скорректировать в обычной школе), на формирование целостного видения картины мира.

Результаты опроса участников образовательных программ Центра подтверждают правильность выбранной стратегии сопровождения индивидуального развития личности подростка в условиях «Океана», а значит, нам удаётся создать для участника все условия для проживания радостного, деятельного, наполненного важными смыслами Детства и Юношества.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Здравоохранение в России. 2019: стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с.

2. Невзоров М.Н., Евочко Е.В. Методологические основы программ дополнительного образования нового поколения во Всероссийском детском центре «Океан» // Право и практика. 2018. № 4. С. 322-331.

3. Портнягин Д. Трансформатор. Как создать свой бизнес и начать зарабатывать. М.: Эксмо, 2018. 304 с.

4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ „Развитие образования"». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 18.06.2020).

5. Проектирование тематических дополнительных общеобразовательных программ нового поколения / под ред. М.Н. Туктагуловой, Г.Н. Петровой, Н.В. Гуре-миной. М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2020. 356 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: https://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/ (дата обращения: 18.06.2020).

7. Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2014 № 2539-р «Об утверждении Программы развития ВДЦ „Океан" на период 2014—2020 годы». URL: http://docs. cntd.ru/document/420240009 (дата обращения: 19.06.2020).

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc _LAW_180402/ (дата обращения: 18.06.2020).

9. Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 18.06.2020).

10. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 18.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.