Научная статья на тему '"Океан" уникальных возможностей'

"Океан" уникальных возможностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "ОКЕАН" / ALL-RUSSIAN CHILDREN'S CENTER "OCEAN" / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / УНИКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / UNIQUE EDUCATIONAL OFFER / ПРОГРАММЫ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ / MARINE PROFILE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамар Александр Борисович, Фёдорова Елена Викторовна

Понятие «уникальное образовательное предложение». Уникальные особенности образовательной площадки как основание для разработки программы дополнительного образования. Примеры основных направлений деятельности, в которых Всероссийский детский центр «Океан» реализует программы морского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамар Александр Борисович, Фёдорова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Ocean" Of Unique Opportunities

The article introduces the concept of a «unique educational proposal». We consider the unique features of the educational site that can become the basis for the development of an additional education program. We also provide examples of the main activities where marine profile programs are implemented in the All-Russian Children’s Center «Ocean».

Текст научной работы на тему «"Океан" уникальных возможностей»

УДК378

«ОКЕАН» УНИКАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Александр Борисович Крамар,

заместитель начальника управления образовательных программ Всероссийского детского центра «Океан», г. Владивосток

Елена Викторовна Фёдорова,

заместитель начальника учебно-воспитательного отдела Всероссийского детского центра «Океан», г. Владивосток

Время неизбежно требует от педагога соответствия внутреннего потенциала и внешней заданности. Задача поиска нового содержания и новых форм организации деятельности детей в текущих временных условиях всегда актуальна. Современность актуализирует необходимость и готовность педагогов к разработке образовательных программ на местном уникальном материале для решения стратегических задач, стоящих перед обществом, используя рекреационные возможности образовательной площадки и, наконец, исходя из личной предприимчивости и амбиций педагога.

• Всероссийский детский центр «Океан» • дополнительное образование

• уникальное образовательное предложение • программы морского профиля

Ф

едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан» (в дальнейшем ВДЦ «Океан») организует активный отдых и оздоровление детей с 1983 года и имеет большой опыт в разработке различных образовательных программ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. № 2539-р г. Москва утверждена Программа развития ВДЦ «Океан» на 2014—2020 годы1. Эта программа определяет основные приоритеты деятельности Центра по разработке и реализации современных образовательных программ.

С 40-х годов прошлого века в предпринимательстве существует устойчивое выражение «уникальное торговое

1 Программа развития ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» на 2014—2020 годы. — https://rg.ru/2014/12/17/okean-site-dok.html

предложение» (УТП). Первоначально термин предложен Россером Ривсом2 для товарно-ориентированных рынков3. Подобное предложение может быть связано с исключительными свойствами товара или услуги, которой ещё никто не делал на рынке ранее.

Термин «образовательные услуги» в педагогической практике в стране появился совсем недавно. В Законе «Об образовании р РФ» № 273-Ф3, который действует с 1 сентября 2013 года, уже

Россер Р. Реальность в рекламе — Realityin

Advertising/ Авт. послесл. и примеч., перевод — В.Б. Бобров. — М.: В/О «Внешторгреклама», 1983. — 116 с.

3 Кунде Й. Уникальность теперь... или никогда:

бренд — движущая сила компании в новой экономике ценностей = Uniguenow ... ornever / ред. Г. Ивашевская, пер. с англ.: В. Мишучков, И. Матвеева. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 349 с.

существует понятие об образовательных услугах и условиях их применимости (Ч. 1 ст. 101)4.

Учитывая это, нам представляется логичным ввести термин «уникальное образовательное предложение», понимая под этим набор специальным образом подготовленных мероприятий по организации для детей и взрослых активной познавательной деятельности, имеющей особенный в своём роде характер. Уникальное образовательное предложение (УОП) — это образовательная программа, подобных которой ещё нет в структурах образования и которая имеет три главные черты:

• во-первых — востребована детьми, родителями, государством;

• во-вторых — продуктивна и эффективна по исполнению, содержанию, результатам;

• в-третьих — применима с точки зрения «именно здесь и сейчас».

Есть различные факторы, которые влияют на выбор тематики программы. На наш взгляд, ключевой аспект здесь — это место, где будут разворачиваться события, то есть локация. В зависимости от притязаний масштаб будет либо город, либо район, либо регион.

Каждое место по-своему интересно. Если пристально рассматривать, то можно найти множество уникальных событий, явлений, исторических личностей, связанных с тем или иным местонахождением. Как говорят гиды-экскурсоводы: «Не бывает скучных мест, бывают скучные рассказчики...».

Всегда полезно и интересно узнать специфические особенности, которых нет нигде больше. Если мы оказались в новом для себя регионе, то нам хочется увезти в «багаже» свидетельства именно этого места, аутентичные «штучки», которые привязаны к «здесь, сейчас и давно».

Подобный подход мы предлагаем в отношении морской тематики программ ВДЦ «Оке-

4 http://zakon-ob-obrazovanii.ru — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.

ан». Что хочет больше всего ребёнок, да и взрослый, приехавший в первый раз во Всероссийский детский центр и в город Владивосток? Узнать как можно больше про море, про растительность и морскую живность, посмотреть достопримечательности Владивостока и окрестностей, попробовать местную еду. В современном информационном пространстве есть много примеров этому. Но хочется самому всё узнать и попробовать, а не получить информацию «эес-ondhands».

Наблюдаемый интерес к морской тематике у участников программ ВДЦ обусловил возникновение идеи создать в «Океане» летнюю дружину «Океанская Эскадра», ориентированную на образовательный отдых на побережье Уссурийского залива, изучение моря, знакомство с морскими профессиями, приобщение к истории военно-морского флота и начальную подготовку будущих морских специалистов различного профиля. И все эти факторы в полной степени отвечают уникальности образовательного предложения.

В предлагаемой информационной избыточности каждый участник программы может выстроить свою траекторию, увидеть в особенностях приморского предложения личные образовательные возможности.

Необходимость морского профиля новой дружины напрямую связана с задачей обеспечения высококвалифицированными кадрами проектов, связанных с Государственной программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года»5, в которой говорится, в частности: об увеличении численности населения Дальнего Востока до 8 млн человек; о создании около 500 тыс. высококвалифицированных рабочих мест в рыбохозяй-ственной, судостроительной, портово-транс-портной отраслях; привлечении до 1 млн переселенцев из других частей страны.

5 Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». — http://government.ru/programs/232/events/.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Программы «Океанской Эскадры» предполагают профориентацию старшеклассников, формирование и развитие навыков, связанных с изучением и освоением моря, привлечение молодёжи к морским специальностям и развитию Дальнего Востока.

Основные направления деятельности новой дружины по разработке учебно-образовательной программы:

1. Школа юнг. Программа океанской Школы юнг предполагает следующие темы:

• изучение истории Тихоокеанского морского флота России;

• освоение навыков морских профессий;

• морская практика на вёслах и под парусом;

• строевая и физическая подготовка;

• соревнования по морскому многоборью и прикладным видам;

• экскурсии на боевые корабли Тихоокеанского флота РФ;

• встречи с военными моряками, специалистами морского дела.

2. Морские исследователи. В этом направлении предполагается:

• изучение растительного мира побережья и акватории;

• исследования особенностей развития морских организмов;

• изучение загрязнённости воды, воздуха, почвы;

• проведение археологических раскопок на стоянках времён янковской культуры (9—5 века до нашей эры), которые имеются на территории «Океана»;

• обмен опытом и проведение научных конференций.

3. Морской технопарк. Предполагает следующие темы:

• морская и подводная робототехника;

• морская инженерия;

• 3D моделирование и прототипирование;

• «умный маяк», совмещённый с автономной метеостанцией;

• альтернативные источники энергии.

4. Здоровая нация. Программы этого направления предполагают прежде всего отдых и оздоров ление детей. Природа создала множество возможностей для этого, остаётся добавить:

• прогулки и походы с ночёвками;

• соревнования по туристской технике и спортивному ориентированию;

• восточные гимнастики и упражнения для здоровья;

• солнечные и морские ванны.

5. Школа выживания. Для старших подростков организуются:

• приключения и игры на командообразо-вание;

• верёвочный парк и полоса препятствий;

• встречи с путешественниками и «морскими волками»;

• занятия и мастер-классы по основам безопасности, выживания, первой помощи пострадавшим.

6. Морские плантации и дальневосточная кухня. Современное направление, соответствующее духу и месту «Океана» в системе Азиатско-тихоокеанского региона. Включает в себя:

• разведение марикультуры;

• организация таёжного огорода;

• знакомство с приморскими эндемиками;

• здоровое питание молодого человека;

• мастер-классы и церемонии народов Азиатско-тихоокеанского региона.

При реализации подобных программ большой упор делается на местные реалии, на взаимодействие с партнёрами, использование приморского колорита и местных возможностей — «location is everything».

Попробуем на примерах представить, что можно использовать в качестве акцентов уникального образовательного предложения «Океанской Эскадры».

1. Локация, место нахождения, которое включает:

• географическое положение ВДЦ «Океан»;

• достопримечательности Владивостока и Приморья;

• замечательные люди и события, связанные с «Океаном»;

• герои и личности, прославившие Владивосток;

• предложения для дальнейшего образования и карьерного роста (вузы, Дальневосточное отделение РАН, предприятия);

• флора и фауна;

• соседи по региону — Китай, Корея, Япония;

• музыкально-аудиальный контент — музыка, песни, фильмы, видеоролики, связанные с регионом;

• особенности дальневосточной кухни.

2. Тематика программы смены. Поскольку морем лучше заниматься летом, то приведём примеры летних смен, связанных с морской тематикой.

«Робинзонада» — «история с приключениями в поисках себя», «встреча с Пятницей», занятия по безопасности выживания. Всё это разворачивается в ландшафте и природных условиях «Океана», на которых акцентируется особое внимание.

«Первая экспедиция», «Человек-амфибия» — поисково-исследовательская работа в различных направлениях, от археологии, экологии, истории, до разведения морского огорода.

«Истоки морского братства» — основная идея заключается в том, что народы разъединяют границы, а соединяет море. «Море одно на всех, оно мультикультурно, оно универсально, оно говорит со всеми на одном языке». Команды детских морских клубов стран Азиатско-тихоокеанского региона представляют себя на площадках «Океана», организуется культурный взаимообмен и спортивные состязания по различным видам спорта.

«Сильные люди» — формат туристского слёта с походами, ночёвками в палатке, песнями у костра, соревнования по туристской технике, спортивному ориентированию, встречи с путешественниками (например, Фёдор Конюхов).

«Слёт юных моряков» — команды морских и речных клубов страны собираются, чтобы обменяться опытом, подружиться, выявить сильнейших в морском многоборье и прикладных видах. Для них организуются показательные выступления морских воинских подразделений, экскурсии на корабли Тихоокеанского флота, встречи с ветеранами военных действий.

3. В проведении подобных смен широко используются собственные рекреационные возможности «Океана», культурно-образователь-

ные ресурсы Владивостока, а также партнёрские ресурсы — Дальневосточного федерального университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени О.С. Макарова, Морского государственного университета имени Г.И. Невельского, Детско-юношеского центра Приморского края, Штаба Тихоокеанского флота РФ, Приморского Океанариума, Морской молодёжной лиги, Общественной организации ветеранов «Боевое братство», Территориального центра «Медицина катастроф».

В реализации программ морского профиля активно участвуют не только вожатые, педагоги Центра, но и курсанты морских вузов, иностранные студенты, спасатели, военные моряки, морская пехота, инструкторы по туризму, музыканты, писатели и многие другие люди, чья деятельность — достояние нашей страны.

Таким образом, программы летнего активного отдыха морской тематики, создаваемые как уникальное образовательное предложение, в полной мере способствуют раскрытию творческого потенциала детей и педагогов ВДЦ «Океан» и используют широкие возможности Приморского края и Владивостока. НО

«Ocean» Of Unique Opportunities

Alexander B. Kraniar, Deputy head of the Department of educational programs of the all-Russian children's center «Ocean», Vladivostok

Elena V. Fedorova, Deputy head of the educational Department All-Russian children's center «Ocean», Vladivostok

Abstract. The article introduces the concept of a «unique educational proposal». We consider the unique features of the educational site that can become the basis for the development of an additional education program. We also provide examples of the main activities where marine profile programs are implemented in the All-Russian Children's Center «Ocean».

Keywords: All-Russian children's center «Ocean», additional education, unique educational offer, marine profile programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.