Научная статья на тему 'Методологические основы профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности студентов в системе уровнего высшего лингвистического образования'

Методологические основы профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности студентов в системе уровнего высшего лингвистического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО СПД) СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАДАННЫЕ ЦЕЛИ / ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПЕРЕРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАДАННЫХ СИТУАЦИЯХ / MULTI-LEVEL HIGHER LINGUISTIC EDUCATION / PROFESSIONALLY ORIENTED INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY (PO ICA) OF STUDENTS / PROFESSIONAL NEEDS AND GOALS / PHASED IMPLEMENTATION OF THE PO ICA PROGRAM / PROCESSING PROFESSIONALLY MEANINGFUL FOREIGN LANGUAGE INFORMATION / NORMS OF BEHAVIOR IN PROFESSIONAL SITUATIONAL CONTEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыблова А. Н.

В статье содержится теоретико-методологический анализ проблем организации самостоятельной познавательной деятельности, ориентированной на будущую профессию обучающихся в системе уровнего высшего лингвистического образования. Автор выделяет ряд недостатков, которые препятствуют эффективной профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности ((ПО СПД), и предлагает пересмотреть подходы к объему, содержанию и формам ее организации. В статье описана авторская система ПО СПД, осуществляемая обучающимися под руководством преподавателя в аудиторное и во внеаудиторное время и обеспечивающая интенсивную и качественную подготовку компетентных лингвистических кадров. Автор подробно описывает структурные компоненты авторской системы: профессиональные потребности обучающихся; профессионально заданные цели; процесс ПО СПД обучающихся под руководством преподавателя, предусматривающий технологический цикл реализации программы разноуровневых действий по переработке профессионально значимой иноязычной информации. Функциональными компонентами авторской системы являются следующие: коммуникативный, проектировочный, организационно-регулирующий, познавательно-конструирующий и контрольно-оценивающий компоненты. В статье также показаны особенности технологического процесса поэтапной реализации программы разноуровневых действий обучающихся на репродуктивно-поисковом, поисково-исследовательском и исследовательско-проектировочном уровнях для переработки профессионально значимой иноязычной информации и формирования норм поведения в профессионально заданных ситуациях. Автор полагает, что необходим рациональный отбор и оптимальное сочетание интенсивных методов, организационных форм и средств обучения, применение которых в комплексе создаст наилучшие условия для самостоятельного учения и профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of professionally oriented independent cognitive activity of students in the system of multi-level higher linguistic education

The article contains a theoretical and methodological analysis of the organization problems of independent cognitive activity focused on the future profession of students in the system of multi-level higher linguistic education. The author points out a number of shortcomings that hamper effective professionally oriented independent cognitive activity (PO ICA) and suggests revising the approaches to the scope, content and forms of its organization. The article describes the author's system of PO ICA realized by students under the guidance of the teacher in and outside the classroom which can provide intensive and efficient training of competent linguists. The author describes in detail the structural components of the author's system: professional needs; professional goals; the PO ICA process. The author's system performs the following functions: communicative; projecting; organizing and regulating; cognitive and constructing and controlling and assessing. The article also shows the peculiarities of the technological process for the phased implementation of the students' multi-level operations program at the reproduction-and-search, search-and-research and research-and-design levels for the processing of professionally meaningful foreign language information and the formation of norms of behavior in professional situational contexts. The author believes that a rational selection and an optimal combination of intensive methods, organizational forms and means of instruction will create the best conditions for independent learning and professional development.

Текст научной работы на тему «Методологические основы профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности студентов в системе уровнего высшего лингвистического образования»

УДК 378

А. Н. Рыблова

доктор педагогических наук, профессор,

академик Международной академии наук педагогического образования; профессор каф. английского языка как второго МГЛУ; e-maiL: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ УРОВНЕГО ВЫСШЕГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье содержится теоретико-методологический анализ проблем организации самостоятельной познавательной деятельности, ориентированной на будущую профессию обучающихся в системе уровнего высшего лингвистического образования. Автор выделяет ряд недостатков, которые препятствуют эффективной профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности ((ПО СПД), и предлагает пересмотреть подходы к объему, содержанию и формам ее организации. В статье описана авторская система ПО СПД, осуществляемая обучающимися под руководством преподавателя в аудиторное и во внеаудиторное время и обеспечивающая интенсивную и качественную подготовку компетентных лингвистических кадров. Автор подробно описывает структурные компоненты авторской системы: профессиональные потребности обучающихся; профессионально заданные цели; процесс ПО СПД обучающихся под руководством преподавателя, предусматривающий технологический цикл реализации программы разноуровневых действий по переработке профессионально значимой иноязычной информации. Функциональными компонентами авторской системы являются следующие: коммуникативный, проектировочный, организационно-регулирующий, познавательно-конструирующий и контрольно-оценивающий компоненты. В статье также показаны особенности технологического процесса поэтапной реализации программы разноуровневых действий обучающихся на репродуктивно-поисковом, поисково-исследовательском и исследовательско-проектировочном уровнях для переработки профессионально значимой иноязычной информации и формирования норм поведения в профессионально заданных ситуациях. Автор полагает, что необходим рациональный отбор и оптимальное сочетание интенсивных методов, организационных форм и средств обучения, применение которых в комплексе создаст наилучшие условия для самостоятельного учения и профессионального становления.

Ключевые слова: уровневое высшее лингвистическое образование; профессионально ориентированная самостоятельная познавательная деятельность (ПО СПД) студентов; профессиональные потребности; профессионально заданные цели; поэтапная реализация программы разноуровневых действий; переработка профессионально значимой иноязычной информации; нормы поведения в профессионально заданных ситуациях.

A. N. Ryblova

Doctor of Pedagogical. Sciences, Professor;

Academician of International Academy of Sciences of Pedagogical. Education, Professor of English Language as the Second Department of Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL BASES OF PROFESSIONALLY ORIENTED INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF MULTI-LEVEL HIGHER LINGUISTIC EDUCATION

The article contains a theoretical and methodological analysis of the organization problems of independent cognitive activity focused on the future profession of students in the system of multi-level higher linguistic education. The author points out a number of shortcomings that hamper effective professionally oriented independent cognitive activity (PO ICA) and suggests revising the approaches to the scope, content and forms of its organization. The article describes the author's system of PO ICA realized by students under the guidance of the teacher in and outside the classroom which can provide intensive and efficient training of competent linguists. The author describes in detail the structural components of the author's system: professional needs; professional goals; the PO ICA process. The author's system performs the following functions: communicative; projecting; organizing and regulating; cognitive and constructing and controlling and assessing. The article also shows the peculiarities of the technological process for the phased implementation of the students' multi-level operations program at the reproduction-and-search, search-and-research and research-and-design leveLs for the processing of professionally meaningful foreign language information and the formation of norms of behavior in professional situational contexts. The author believes that a rational selection and an optimal combination of intensive methods, organizational forms and means of instruction wiU create the best conditions for independent learning and professional development.

Key words: multi-level higher linguistic education; professionally oriented independent cognitive activity (PO ICA) of students; professional needs and goals; phased implementation of the PO ICA program; processing professionally meaningful foreign language information; norms of behavior in professional situational contexts.

Переход в нашей стране на уровневую систему подготовки лингвистических кадров спустя шесть лет по-прежнему является одним из широко дискутируемых событий в отечественном высшем образовании. Несмотря на значимые преимущества такой системы, предоставляющей нашим обучающимся возможность получить образование в мировой образовательной системе и диплом международного образца, подобная структура высшего образования и по сей день вызывает сомнения и споры, как среди профессорско-преподавательского

состава, так и среди руководителей и персонала образовательных учреждений, а также органов управления образованием.

Значительная часть проблем, с которыми сталкивается и ежедневно решает ППС образовательных организаций высшего образования, в большей мере, связана с организацией образовательного процесса в условиях уменьшения количества аудиторных занятий, в значительной мере лекций, и увеличения доли самостоятельной работы обучающихся. Всё это, естественно, стимулирует необходимость пересмотреть подходы к объему, содержанию и формам организации самостоятельной познавательной деятельности, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Кроме того, ведутся научные дискуссии и проводятся педагогические эксперименты по организации самостоятельной познавательной деятельности во внеаудиторное время под руководством преподавателя (тьютора, эдвайзера и т. п.) и по содержанию, методам, формам и средствам ее ориентации на будущую профессию обучающихся - бакалавров, магистрантов и аспирантов.

Нами были выявлены следующие недостатки, которые препятствуют реорганизации самостоятельной работы обучающихся в системе уровнего высшего лингвистического образования:

- недостаточно внимания уделяется формированию у обучающихся системы самостоятельных познавательных действий по переработке профессионально значимой иноязычной информации и норм поведения в ситуациях профессиональной коммуникации;

- отсутствует целенаправленная работа по развитию у субъектов образовательного процесса навыков самоорганизации и саморегуляции познавательной деятельности, ориентированной на их будущую профессию;

- отдается приоритет передаче содержания той или иной дисциплины без учета возможности его применения в будущей профессиональной деятельности студентов;

- редко применяются разноуровневые программы управляющей деятельности преподавателя иностранного языка и образовательной деятельности обучающихся по переработке иноязычной профессионально значимой информации, обеспечивающие индивидуализацию обучения;

- организация и проведение аудиторных занятий в образовательной организации носит параллельный и экстенсивный

характер; внеаудиторная деятельность обучающихся не организуется преподавателем;

- редко применяются интенсивные методы и средства, а также информационные библиотечные ресурсы и дистанционные технологии;

- недостаточно эффективно функционирует система обратной связи и коррекции, чаще осуществляется диагностика результата деятельности обучающихся, а не ее процесса [Рыблова 1999, 2002, 2003, 2010].

В связи с этим возникает проблема моделирования системы самостоятельной познавательной деятельности обучающихся под руководством преподавателя в аудиторное и во внеаудиторное время, которая ориентирована на будущую профессию обучающихся и будет гарантировать интенсивную и качественную подготовку компетентных лингвистических кадров, владеющих навыками самоуправления профессиональной деятельностью. Для ее решения мы пересмотрели концептуальные основы организации и руководства самостоятельной познавательной деятельностью (далее - СПД) обучающихся в аудиторное и внеаудиторное время под руководством преподавателя в плане ее ориентации на их будущую профессию. Многолетние исследования позволяют нам определить профессионально ориентированную (далее - ПО) СПД как основной вид образовательной деятельности студентов, которая направлена на переработку профессионально значимой иноязычной информации, проектируется, реализуется в профессионально заданных ситуациях и контролируется обучающимися во время аудиторных занятий и во внеаудиторное время по процессу и результату на основе системного управления ею со стороны преподавателя [Рыблова 2002; Рыблова 2003; Рыблова 2010].

Проведенный анализ научных исследований отечественных и зарубежных авторов (В. И. Байденко, В. П. Беспалько, B. S. Bloom, J. S. Bruner, А. А. Вербицкий, Л. Г. Вяткин, R. Glaser, N. E. Gronlund, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, М. В. Кларин, N. A. Crowder, Ю. А. Кустов, П. И. Пидкасистый и др.) позволяет отметить, что профессионально ориентированная СПД может осуществляться на различных этапах аудиторных занятий и во внеаудиторное время, при использовании различных источников информации и носит репродуктивный, эвристический и исследовательский характер. Уровень

самостоятельности обучающихся в профессионально ориентированной познавательной деятельности определяется долей их деятельности в совместной работе с преподавателем, особенностями протекания умственных процессов, сложностью содержания и заданий к нему, характером руководящей деятельности преподавателя.

Для достижения целей исследования была обоснована и смоделирована система профессионально ориентированной СПД обучающихся. Она представляет собой целостное образование, предусматривающее совокупность структурных и функциональных компонентов, осуществляющих связь между собой и с внешней средой на основе принципа профессиональной направленности. К структурным компонентам системы мы относим: профессиональные потребности обучающихся; профессионально заданные цели; процесс профессионально ориентированной СПД обучающихся под руководством преподавателя, предусматривающий технологический цикл реализации программы разноуровневых действий по переработке профессионально значимой иноязычной информации. Функциональными компонентами системы профессионально ориентированной СПД выступают: коммуникативный, проектировочный, организационно-регулирующий, познавательно-конструирующий и контрольно-оценивающий [Ры-блова 2002; Рыблова 2010].

Раскрывая более детально структуру разрабатываемой системы, выделяем, прежде всего, такой структурный компонент системы, которым являются субъекты образовательного процесса - студенты-лингвисты с их профессиональными потребностями. Как известно, учет потребностей, связанных с будущей профессией, играет немаловажную роль для активизации образовательной деятельности обучающихся в образовательной организации, реализующей уровневое высшее лингвистическое образование, и способствует мотивации их профессионально ориентированной СПД. Большую роль в этом процессе играет преподаватель. Именно он может моделировать профессионально значимые ситуации и выбирать профессионально значимую иноязычную информацию, которые обеспечат реализацию профессиональных потребностей обучающихся еще в образовательной организации. Следует помнить, что профессиональные потребности, как известно, складываются из различных видов потребностей людей: физиологических, потребностей в безопасности и

уверенности в будущем, в уважении и самоуважении, власти, успеха, причастности и т. п.

Следующим компонентом разработанной системы выступают профессионально заданные цели субъектов образовательного процесса. Они заключаются в поэтапном приобретении бакалаврами и магистрами системы самостоятельных познавательных действий по переработке профессионально значимой иноязычной информации и норм поведения в ситуациях профессиональной коммуникации для качественной подготовки компетентных лингвистов.

Третьим структурным компонентом авторской системы является процесс профессионально ориентированной СПД субъектов образования, осуществляемой под руководством преподавателя в аудиторное и во внеаудиторное время и предусматривающей реализацию программы разноуровневых действий обучающихся по переработке профессионально значимой иноязычной информации [Рыблова 2002; Рыблова 2003; Рыблова 2008; Рыблова 2010]. Процесс профессионально ориентированной СПД следует начинать с моделирования профессионально значимых ситуаций в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Преподавателям, готовящим лингвистические кадры по тому или иному направлению и профилю, нужно самим ознакомиться с возможными профессиональными ситуациями, создавать их словесно и наглядно во время аудиторных занятий и во внеаудиторное время. Для этого им можно использовать интенсивные, интерактивные, проектные и дистанционные образовательные технологии [Коряковцева 2017]. При этом речь идет об оптимальных условиях формирования и развития умений профессиональной иноязычной речевой деятельности: устной, обеспечивающей профессиональное межкультурное взаимодействие, а также письменной, предусматривающей передачу документации определенного профиля всеми современными средствами межкультурной профессиональной коммуникации.

Наш многолетний (более 30 лет) опыт педагогической деятельности и анализ профессиональных достижений выпускников образовательной организации высшего лингвистического образования позволяет сделать вывод о том, что моделирование профессионально значимых ситуаций способствует становлению у обучающихся системного мышления, умений анализировать и синтезировать

иноязычную информацию, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, убеждать других в своей правоте и т. п. Таким образом, студенты-лингвисты овладевают понятийно-категориальным аппаратом и методологией решения профессионально заданных проблем.

Далее процесс профессионально ориентированной СПД направлен на выбор источников профессионально значимой иноязычной информации, который осуществляется преподавателем при активном участии студентов и в соответствии с содержанием их будущей профессии. Существует ряд требований, предъявляемых к качеству иноязычной информации. Она должна быть актуальной, оригинальной, качественной и полезной, имеющей высокую научную и практическую ценность. При этом она должна соответствовать ФГОС ВО, требованиям современного производства и социально-экономическим запросам того или иного региона страны.

После выбора источников иноязычной информации следует осуществить отбор форм профессионально ориентированной СПД в соответствии со спецификой форм будущей профессиональной деятельности. При этом следует учитывать размер и уровень знаний группы, соответствие конкретной формы типу выполняемого задания и т. п. Отечественные исследователи [Пидкасистый 1980; Савельев 2001] выделяют фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы СПД. Фронтальная форма реализуется в процессе работы со всей группой. Обучение строится в режиме «преподаватель - группа» и при этом задействованы все обучающиеся. Эта форма ассоциируется с ведущей ролью преподавателя, когда ограничивается самостоятельность студента в процессе учения.

Групповая форма чаще всего направлена на совместный поиск и переработку профессионально значимой иноязычной информации, коллективное решение проблемы. Это такая форма, при которой все обучающиеся делятся на несколько небольших подгрупп от трех до пяти человек, каждая из которых решает поставленную задачу. Затем представители от каждой подгруппы сообщают о результатах профессионально ориентированной СПД, коллективно обсуждают и обобщают различные подходы и мнения, вырабатывают единый вариант решения той или иной проблемы. При этом преподаватель осуществляет наблюдение за распределением ролей внутри каждой подгруппы, способностью принимать решения, учитывая индивидуальные особенности и мнения каждого обучающегося.

Следует отметить ряд преимуществ групповой формы для организации профессионально ориентированной СПД. Прежде всего, она имитирует реальное межличностное и профессиональное общение и способствует взаимодействию, предоставляя возможность высказаться большому количеству студентов. Кроме того, она создает эмоциональную атмосферу, способствующую повышению мотивации, так как, работая в группе, обучающиеся чувствуют себя более раскованно, чем при фронтальной ее форме. Групповая форма повышает чувство ответственности и развивает самостоятельность, помогает выявить и учитывать индивидуальные особенности обучающихся. И, наконец, самое важное заключается в том, что она способствует формированию коллектива, делает акцент на сотрудничестве, исключая соревнование, и стремление стать лучше. Однако, несмотря на все перечисленные преимущества, на практике многие преподаватели отказываются от применения групповых форм, так как не знают, как осуществить контроль и оказать качественную помощь при большом количестве подгрупп. Таким образом, групповая форма профессионально ориентированной СПД пока не нашла широкого применения на практике.

Парная форма предполагает, что обучающиеся в парах совместно осуществляют действия, направленные на решение поставленной проблемы. В процессе обучения используют работу в открытых и в закрытых парах. Работа в открытых парах предшествует действиям в закрытых парах. Участники открытых пар могут меняться, организационно они находятся в разных местах аудитории, их работу контролирует преподаватель. Профессионально ориентированная СПД в закрытых парах осуществляется без помощи преподавателя. Закрытые пары недоступны для контроля со стороны преподавателя, их состав остается неизменным.

Индивидуальная форма, как известно, предполагает выполнение заданий в аудитории и дома без непосредственной помощи преподавателя. Ее преимущества заключаются в том, что обучающийся может работать в индивидуальном режиме, обдумывать поставленную перед ним проблему и выбирать наиболее удобные пути ее решения, проявляя свои личностные качества, кроме того, в процессе выполнения индивидуального задания обучающиеся освобождаются от влияния партнеров-лидеров, которые зачастую подавляют их инициативу [Савельев 2001]. Современные дистанционные технологии

и информационные библиотечные ресурсы являются эффективным средством организации индивидуальной формы профессионально ориентированной СПД студентов-лингвистов.

После выбора формы деятельности преподавателю необходим выбор средств обучения. Анализ литературных источников показал, что к средствам обучения принято относить: учебную литературу (учебники, учебные пособия, словари, справочники, сборники нормативных документов, программы и т.п.); дидактические материалы (индивидуальные карточки, схемы, графики, таблицы с вопросами и заданиями для решения проблемных познавательных задач и анализа профессионально заданных ситуаций, тесты на печатной основе, их эталоны, анкеты и т. п.); наглядные пособия (объемные модели, коллекции, таблицы, графики, структурно-логические схемы, диаграммы, портреты и т. п.); информационные материалы (аудиоматериалы, видеофильмы, слайды, материалы из Интернета и т. п.); программно-методическое обеспечение (автоматизированные обучающие курсы, программы контроля, учебные задачи / задания, тесты для компьютера и т. п.).

Кроме того, к средствам обучения относят учебное оборудование, включающее технические средства обучения; учебную мебель (классные доски, учебные столы, подставки для аудиовизуальной аппаратуры и наглядных пособий и т. п.); специальное оборудование (специально разработанные устройства для имитации ситуаций профессиональной деятельности, например, лингафонное оборудование) и т. п. Оптимальное сочетание и рациональное применение преподавателем и обучающимися всех перечисленных средств позволит поддерживать устойчивое внимание в течение всего образовательного процесса, избегать утомляемости и предельного торможения, исключающее активное восприятие и переработку иноязычной информации. Задача преподавателя состоит в том, чтобы показать обучающимся, как пользоваться тем или иным средством и объяснить им необходимость чередовать время, отводимое на напряженный умственный труд, и время, выделяемое для эмоциональной разрядки, разгрузки зрительного и слухового каналов восприятия [Рыблова 2002; Рыблова 2003; Рыблова 2010].

Следует отметить, что процесс организации профессионально ориентированной СПД в образовательной организации уровнего высшего лингвистического образования должен стать технологичным,

чтобы повысить скорость и качество образовательного процесса и обеспечить достижение запланированных результатов. Технологический (унифицированный и последовательно воспроизводимый) и циклический (предусматривающий активное использование внешней и внутренней обратной связи и наличие системы коррекции) процесс осуществляется в соответствии с единым стандартом, выработанным для преподавателей кафедры, факультета и т. д. Его целью является интенсивное и качественное освоение студентами содержания той или иной дисциплины и овладение ими системой самостоятельных познавательных действий по переработке иноязычной информации в соответствии с едиными критериями, предъявляемыми к качеству их профессионально ориентированной СПД [Рыблова 2002; Рыблова 2010].

Многолетнее наблюдение и анализ причин недостаточно высокого качества образовательного процесса в ряде образовательных организаций высшего лингвистического образования свидетельствует о невысоком уровне его технологичности. Не выработана единая технология самостоятельного решения обучающимися познавательных и профессиональных проблем, что освобождает каждого участника образовательного процесса от обязательного выполнения единых технологических операций.

Мы полагаем, что для достижения более высокого уровня технологичности образовательного процесса и получения качественных образовательных результатов необходимо программировать профессионально ориентированную СПД обучающихся по переработке профессионально значимой иноязычной информации в профессионально заданных ситуациях в аудиторное время и во внеаудиторное время под руководством преподавателя с помощью информационных библиотечных ресурсов и дистанционных технологий.

Технологический процесс предусматривает поэтапную реализацию программы профессионально ориентированной СПД обучающихся по переработке профессионально значимой иноязычной информации предусматривает определенную последовательность и повторяемость выполнения - алгоритм действий, разделенных на восемь этапов [Рыблова 2006; Рыблова 2009]. На каждом этапе ставится и реализуется в действиях частная цель, достижение которой необходимо для перехода к действиям следующего этапа. Программа

начинается с первого этапа. Его целью является проектирование профессионально ориентированной СПД по переработке иноязычной информации, которая конкретизируется в ряде действий: определения целей и задач; проектирования процесса выполнения (выделения этапов); определения сроков выполнения отдельных действий и деятельности в целом; выбора содержания (источников информации); отбора форм и средств. Цель второго этапа - первичное усвоение иноязычной информации. Ее достижение предусматривает: восприятие информации; поиск и выделение ее основных объектов: ключевых понятий, терминов, фактов и т. п.; запоминание информации.

На третьем этапе перед обучающимися ставится следующая конкретная цель - осмысление иноязычной информации, для этого им необходимо выполнить следующие действия: отыскать и подобрать значения объектам информации путем парафраза или пересказа и т. п.; осуществить трансформацию этих объектов (перестановку, преобразование и т. п.); обобщить информацию. Для достижения цели четвертого этапа - использование иноязычной информации - обучающимся сначала нужно научиться применять информацию для решения учебно-познавательных и творческих задач, а потом использовать ее для достижения профессионально значимых целей в профессионально заданных ситуациях.

Целью пятого этапа является анализ иноязычной информации, который выражается в ряде действий: разложения информации на составные части; выявление взаимоотношений между ними и порядка их организации; сравнения (выявления сходства и различия) с известной ранее информацией; формирования вывода в сообщении. На шестом этапе осуществляется достижение такой цели, как синтез иноязычной информации. Он предусматривает действия по конструированию новой информации, полученной из различных источников: соединению элементов и частей для образования нового целого; моделированию новой структуры, метода, теории, концепции и т. п. Синтез предполагает получение принципиально нового результата.

Цель седьмого этапа - контроль и оценка. Действия этого этапа предусматривают: контроль и оценку объема и качества переработанной иноязычной информации, формулирование суждения о ценности полученного результата: структуры, теории, концепции и т. п.; подведение итогов и подготовку выводов о качестве процесса

профессионально ориентированной СПД (ее когнитивной организации и регуляции), диагностику затруднений и коррекцию. На восьмом этапе обучающиеся осуществляют проектирование собственной программы профессионально ориентированной СПД, направленной на переработку иноязычной информации, поступающей из различных источников. Оно предусматривает самостоятельное проектирование студентами-лингвистами совокупности и порядка реализации действий, форм и средств для их реализации, профессионально значимых ситуаций и создание собственных программ профессионально ориентированной СПД.

Таким образом, программа профессионально ориентированной СПД обучающихся включает действия по ее проектированию (I этап); реализации (II-VI этапы); контролю и оценке (VII этап) и проектированию собственной программы ее реализации (VIII этап). В основу предлагаемой программы положен принцип иерархической зависимости, т. е. действия каждого последующего этапа не только сложнее предыдущего, но и обязательно требуют для своего формирования полного овладения действиями предыдущего этапа. Кроме того, по мере овладения программы действий, происходит свертывание некоторых действий и этапов алгоритма. Оно осуществляется в зависимости от уровня профессионально ориентированной СПД обучающихся. Чаще всего свертывание касается действий со второго по шестой этапы. За счет этого происходит увеличение скорости переработки и объема перерабатываемой иноязычной информации. Другими словами, на низком (репродуктивно-поисковом) уровне обучающиеся выполняют действия всех восьми этапов. На среднем (поисково-исследовательском) уровне количество этапов сокращается до четырех:

1) проектирование действий;

2) реализация;

3) контроль и оценка;

4) проектирование программы действий.

На высоком (исследовательско-проектировочном) уровне обучающиеся самостоятельно составляют программу своих действий и определяют количество и содержание этапов алгоритма.

После этого технологический процесс реализации программы действий студентов (в зависимости от уровня профессионально

ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся) повторяется для переработки другой профессионально значимой иноязычной информации. Таким образом, программа деятельности, ориентированной на будущую профессию студентов-лингвистов, предусматривает их самостоятельные познавательные действия, направленные на переработку профессионально значимой иноязычной информации и на формирование норм поведения в профессионально заданных ситуациях. Для интенсивной реализации технологически организованной профессионально ориентированной СПД в системе уровнего высшего лингвистического образования нами был рационально отобран, оптимально структурирован и апробирован комплекс интенсивных методов, организационных форм и средств обучения [Рыблова 2006; Рыблова 2009]. Они были выбраны таким образом, чтобы теория и практика органически взаимодействовали, и чтобы обучающиеся имели возможность регулярно проверять понимание изучаемой темы самостоятельными познавательными действиями.

В заключение следует отметить, что в условиях перехода высшего образования на уровневую систему перед преподавателем ставится задача по-новому организовывать процесс самостоятельного учения и становления будущих лингвистических кадров. Это означает разработку единого технологического процесса, для реализации которого необходимо создавать на каждом занятии и во внеаудиторное время такую образовательную среду, которая позволит субъектам уровнего высшего лингвистического образования проявить способности, реализовать профессиональные потребности и учиться лучше, быстрее и с интересом. Для этого приоритеты должны быть отданы: высоким требованиям к их знаниям и поведению, сориентированным на будущую профессиональную деятельность; использованию рациональной и справедливой системы стимулов и взысканий; поощрению индивидуальности и самовыражения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.

М. : Высшая школа, 1991. 207 с. Коряковцева Н. Ф. Актуальные вопросы непрерывного лингвистического образования в системе преемственных уровней подготовки по иностранному языку // Вестник МГЛУ Образование и педагогические науки. М. :

ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. Вып. 5 (782). С. 68-80. URL : libranet.linguanet. ru/prk/Vest/5_782_OP.pdf

Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. М., 1980. 240 с.

Рыблова А. Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе : монография. Саратов : Изд-во Саратовск. гос. техн. ун-та, 1999. 144 с.

Рыблова А. Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов : монография. Саратов : ИЦ СГСЭУ, 2002. 200 с.

Рыблова А. Н. Самостоятельность студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам в вузе: методические рекомендации преподавателям [Текст] / А. Н. Рыблова. Саратов : Издат. центр СГСЭУ, 2003. 72 с.

Рыблова А. Н. Технология управления образовательным процессом студентов в университете : монография [Текст] / А. Н. Рыблова. Саратов : Изд. центр СГСЭУ, 2006. 96 с.

Рыблова А. Н. Технология управления в системе непрерывного образования: монография [Текст] / А.Н. Рыблова. Саратов : Саратовский источник, 2009. 96 с.

Рыблова А. Н. Профессионально ориентированная самостоятельная познавательная деятельность: методологический анализ, разноуровневое управление: монография [Текст] / А.Н. Рыблова. Саратов : Издат. центр СГСЭУ, 2010. 112 с.

Савельев А. Инновационное высшее образование [Текст] / А. Савельев // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 42-45.

Современные технологии образования: учебное пособие [Текст] / сост. : А. Н. Рыблова, Г. Ю. Кузьмина, Т. В. Сазонова, Ю. А. Фокеева / под ред. А. Н. Рыбловой. Саратов : изд. центр СГСЭУ, 2008. C. 112-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.