Научная статья на тему 'Управление деятельностью обучающихся в вузе'

Управление деятельностью обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Н. Рьіблова

В статье содержится теоретико-методологический анализ сущности управления деятельностью обучающихся в вузе и обоснование авторской системы управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов, ее компонентов общей цели, принципов, механизма, функций и технологии. Особое внимание уделено технологии, включающей такие структурные элементы, как цели, содержание, оптимальная система методов и средств руководства и контроля, интенсивный цикл организационных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление деятельностью обучающихся в вузе»

А.Н. Рыблова

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

В статье содержится теоретико-методологический анализ сущности управления деятельностью обучающихся в вузе и обоснование авторской системы управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов, ее компонентов - общей цели, принципов, механизма, функций и технологии. Особое внимание уделено технологии, включающей такие структурные элементы, как цели, содержание, оптимальная система методов и средств руководства и контроля, интенсивный цикл организационных форм.

Актуальность исследования связана прежде всего с недостаточной разработанностью понятия «управление» в дидактике. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблемы управления находятся на пересечении исследований отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, теории менеджмента и кибернетики. В последние годы появился ряд работ, прямо или косвенно затрагивающих проблемы управления (Н.В. Коноплина, В.И. Подобед, С.А. Репин, Е.Е.Тонков, С.Ю. Трапицын). Каждое из этих исследований, несомненно, вносит весомый вклад в теорию и практику управления, однако они касаются отдельных аспектов управления и не обеспечивают преподавателя вуза такой системой управления, которая способствует интенсивному формированию и развитию у студентов умений и навыков самоуправления их будущей профессиональной деятельностью. Это и заставило нас провести многоаспектный теоретико-методологический анализ и оценку исследований в этом направлении. На его основе мы определяем управление как технологический циклический процесс реализации управленческих функций, который предусматривает многоуровневое программирование и диагностику экономичности и результативности совместной деятельности преподавателя и студентов по интенсивной переработке информации, осуществляемой в условиях активного коллективного взаимодействия для достижения профессионально значимых целей и формирования и развития умений и навыков самоуправления. Данное определение раскрывает общую концепцию исследования, которая реализуется при соблюдении ряда принципов. Принципы, как известно, - это правила, положения, нормы, которым преподаватель должен следовать в процессе управления деятельностью студентов.

Принцип технологичности процесса предусматривает стандартизацию, унификацию и воспроизводимость последовательности ряда действий, реализуемых с помощью определенной заранее системы методов, форм, средств и условий в профессионально заданных ситуациях. Принцип цикличности процесса предполагает регулярное повторение основных функций - пла-

нирования, организации, руководства и контроля, а также организационных форм, методов и средств обучения, взаимосвязанных по времени, процессу и тематике. Принцип многоуровневос-ти подразумевает разработку программ для обучающихся с разным уровнем знаний и умений. Программирование при этом означает поэтапный процесс выбора такого сочетания цели, средств, действий и времени, которое необходимо для достижения запланированного результата.

Принцип интенсивности предусматривает концентрацию-увеличение до максимума объема деятельности при сокращении до минимума темпоральных характеристик. Принцип диагностич-ности предполагает процесс определения и оценки уровня знаний и умений субъектов обучения посредством реализации ряда процедур, регулярно осуществляемых преподавателем в аудиторное время в соответствии с четко заданными критериями, а также реального состояния процесса управления. Задача диагностики заключается в определении мер, направленных на «отлажива-ние» работы всех элементов процесса управления. Кроме того, диагностика тесно связана с прогнозированием и анализом возникновения затруднений у обучающихся и преподавателя.

Принцип экономичности напрямую связан с процессом деятельности обучающихся. Его соблюдение позволяет определить количество единиц информации; рациональный способ ее переработки; временные затраты и использование учебных материалов и средств обучения. Экономичность как количественный показатель вычисляется отношением количества единиц (операций текста, предложений, абзацев текста и т. п.) на выходе к количеству единиц на входе. Принцип результативности подразумевает получение качественного результата деятельности в соответствии с поставленными целями. Таким образом, управление становится эффективным, когда деятельность студентов осуществляется экономично и используются их умственный потенциал, время, учебные материалы и средства обучения для достижения запланированного результата. В связи с этим эффективное управление определяется:

А.Н. Рыбпова

* эффективностью деятельности, означающей, что достигается такое взаимодействие субъектов обучения, которое обеспечивает запланированный результат при рациональном использовании умственных и физических сил, а также средств обучения;

* эффективностью результата - его максимальным соответствием индивидуальным профессиональным потребностям обучающихся;

* эффективностью применения, то есть возможностью использования полученного результата для формирования и дальнейшего развития интеллекта обучающихся, их ценностных ори-ентаций, умений и навыков саморегуляции деятельности.

Как известно, основной потребностью современного управления деятельностью обучающихся и главным фактором его эффективности является профессионализм преподавателя, который определяется его профессиональной подготовкой, способностью предвидеть, своевременно распознать и успешно решать все проблемы, возникающие в процессе обучения. В связи с этим большую значимость приобретает механизм управления, характеризующий средства воздействия. Для эффективного управления приоритеты должны быть отданы: интеграции системы интересов, ценностей и потребностей в соответствии с профессиональными запросами обучающихся; поощрению индивидуальности, инициативности и самовыражения; корпоративности в решении проблем и поиске альтернативных вариантов; установлению системы показателей и средств воздействия, которые способствуют прогрессу в знаниях и умениях студентов; созданию условий, обеспечивающих оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности; мотивированию, ориентированному на глубокий анализ ситуации, осторожность, экономию средств и т. п. Все это, в конечном счете, должно найти отражение в стиле, избираемом преподавателем для управления деятельностью студентов в процессе обучения.

Управление деятельностью обучающихся в вузе предусматривает также выполнение преподавателем ряда функций. Управленческий цикл включает, на наш взгляд, такие управленческие функции, как планирование, организация, руководство и контроль. В процессе обучения функции управления осуществляет преподаватель, выступая чаще всего в роли руководителя деятельности студентов. Однако время от времени преподаватель передает эти функции тому или иному студенту с тем, чтобы они постепенно освоили их и успешно осуществляли в будущей профессиональной деятельности. Кроме того,

Управпение деятепьностью обучающихся в вузе

для реализации функций управления с учетом общей цели, принципов и механизма необходима технология.

Таким образом, нами была обоснована и сформулирована система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Ее концептуальной основой являются идеи: технологи-зации и цикличности управленческих функций преподавателя; многоуровневого программно-целевого построения учебно-познавательной и педагогической деятельности; диагностики процесса и результата профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности; последовательной и интенсивной организации цикла занятий (лекции>семинара>занятия-исследования>консультации), взаимосвязанных по времени, процессу и тематике; активного межличностного взаимодействия субъектов обучения в ситуациях будущей профессиональной деятельности; оптимального сочетания и рационального отбора системы интенсивных методов и средств руководства и контроля, облегчающих переход управления в самоуправление; стимулирования экономичности и результативности деятельности студентов, осуществляемой в контексте их будущей профессии; личного участия студентов в целеполагании и выборе содержания, методов и средств обучения и контроля.

Основными компонентами системы управления являются: общая цель, функции, принципы, механизм и технология [1]. Как известно, общая цель управления заключается в формировании, развитии и автоматизации у студентов умений профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности и, как результат, навыков самоуправления их профессиональной деятельностью.

Функции предусматривают: планирование, организацию, руководство и контроль. Планирование представляет собой программу действий, осуществляемых преподавателем для того, чтобы достичь целей организации деятельности. Оно предусматривает: учет внешних и внутренних факторов; определение целей; выбор технологии реализации деятельности студентов и преподавателя; прогнозирование результата, проверку, оценку и коррекцию.

Организация преподавателем деятельности студентов включает принятие решений и координацию действий по их реализации. Принятие решений подразумевает: формулировку задач и сбор информации о способах их решения; анализ альтернативных вариантов и выбор критериев оценки их эффективности; доведение решений до студентов с указанием сроков и

Гуманитарные науки

средств. Реализация решений предусматривает: обоснование и выбор технологии; постановку задач перед обучающимися и объяснение путей их решения; выдачу индивидуальных и групповых заданий и координацию деятельности по их выполнению; установление временных стандартов выполнения отдельных действий и деятельности в целом.

Руководство обеспечивает процесс регулирования деятельности студентов; устранение отклонений от плана; стимулирование деятельности и мотивацию достижения результата в соответствии с поставленными целями. Контроль - это управленческая функция, при помощи которой преподаватель определяет, правильна ли его технология обучения и не нуждается ли она в корректировке для достижения целей. Существуют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Процедура контроля включает: выработку стандартов; сопоставление результатов со стандартом; измерение результата и проведение коррекции. Чтобы быть эффективным, контроль должен быть гибким, простым, экономичным, своевременным, ориентированным на результат и носить стратегический характер.

Принципами являются следующие: технологичности, цикличности, многоуровневости, интенсивности, диагностичности, экономичности и результативности. Механизм управления подразумевает: поощрение индивидуальности, инициативы и самовыражения; стимулирование прогресса в знаниях и умениях; корпоративность в решении проблем; социально-психологическую стабильность в деятельности; интеграцию системы интересов и ценностей.

Технология управления, как известно, - это способ планирования, организации, руководства и контроля за деятельностью обучающихся по переработке содержания, предусмотренного учебными программами, реализуемый с помощью оптимальной системы интенсивных методов, форм и средств обучения для достижения поставленных целей. Основными структурными элементами технологии являются: цели; содержание; оптимальная система интенсивных методов и средств руководства и контроля; интенсивный цикл организационных форм [2].

Цели - это планируемые и измеримые результаты учебно-познавательных действий студентов для приобретения знаний, формирования и совершенствования умений и навыков. Наиболее эффективным способом постановки цели является их формулирование через результаты обучения, выраженные в действиях студентов на различных уровнях усвоения содержания того или иного предмета и уровнях их деятельности.

Нами были разработаны многоуровневые программы целей, сформулированные через результаты деятельности по переработке информации, выраженные в действиях студентов. Программа достижения общей цели - формирования и развития умений и навыков профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности студентов по переработке информации предусматривает ряд действий, разделенных на восемь этапов. На каждом этапе ставится и реализуется в действиях частная цель, достижение которой необходимо для перехода к действиям следующего этапа. Программа включает действия по проектированию деятельности (I этап); реализации действий по переработке информации (11-У1 этапы); контролю и оценке (УН-этап) и проектированию программы (УШ-этап). Программа управляющей деятельности преподавателя подразумевает алгоритм действий, которые также реализуются на трех уровнях:!) приобщения студентов к деятельности и управлению; 2) согласованной деятельности преподавателя и студентов; 3) партнерства в деятельности и управлении [2].

Содержание рассматривается нами как профессионально ориентированная учебная информация (предъявляемая студентам в устной или письменной форме преподавателем или аудиовизуальными техническими средствами) и система познавательных задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование профессиональных и учебных навыков. Информация, предъявляемая студентам, должна: соответствовать задачам подготовки специалиста, требованиям современного производства и социально-экономическим запросам того или иного региона страны; содержать новейший материал, имеющий высокую научную и практическую ценность; быть достоверной и точной, в противном же случае это может привести не только к неудачам студентов на зачете и экзамене, но и к принятию неверного решения в их будущей профессиональной деятельности [3].

Так как в современных, быстро меняющихся социально-экономических и технологических условиях информация быстро устаревает, необходимо учить студентов технологии ее интенсивной переработки. В условиях двуязычной ситуации переработки информации необходим перевод, осуществляемый человеком или машиной, путем ее передачи (вербально или письменно) от отправителя на одном языке к адресату на другом языке. Эффективность управления зависит от объема информации, быстроты ее преобразования и передачи. Это возможно сделать за счет стандартизации и унификации терминоло-

А.Н. Рыбпова

гии, концентрации необходимой информации в меньшем числе слов и знаков.

Для эффективной реализации технологии необходим рациональный отбор и оптимальное сочетание интенсивных методов и средств руководства и контроля. Оптимальная система интенсивных методов - это система приемов (правил) активного взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленная на переработку максимума информации при сокращении до минимума темпоральных характеристик. Средства -это специально разработанные дидактические материалы и различные виды аудио-визуальной техники, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса. Оптимальная система методов и средств включает: метод проблемной постановки и решения задач; эвристические (дискуссия/диспут, ролевая/деловая игра) и исследовательские (анализ/синтез и т. п.), а также методы программированного контроля и оценки знаний и способов деятельности (с помощью ЭВМ и тестирование).

Интенсивный цикл организационных форм представляет собой взаимосвязанные по времени и процессу виды учебных занятий: лекции - семинары - занятия-исследования - консультации, проводимые последовательно и концентрированно под руководством преподавателя и предусматривающие коллективные способы взаимодействия обучающихся. Используются следующие виды лекций: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция [1]. Каждому виду лекции, в зависимости от уровня профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности, отведено определенное место в процессе поэтапной реализации программы деятельности обучающихся - 1-11-ой этапы. Наиболее перспективные виды семинаров - семинар-дискуссия/диспут; семинар - ролевая/ деловая игра; семинар-исследование.

Каждому виду семинаров также определено место в процессе поэтапной реализации действий Ш-ГУ-ого этапов программы. Занятие-исследование используется для реализации действий У-У1-ого этапов. На младших курсах оно проводится под руководством преподавателя малыми группами (от 5 до 12 человек) с использованием индивидуальной и групповой видов деятельности («проблемные группы», «группо-

Управпение деятепьностью обучающихся в вузе

вая терапия», «жужжащие группы», «мозговой штурм», «аквариум» и т. п.). На старших курсах такие занятия-исследования можно проводить в группах (от 15 до 20 человек) с использованием таких видов занятий, как «круглый стол», «симпозиум», «коллоквиум».

Последним элементом интенсивного цикла является консультация, которая может быть как индивидуальной, так и групповой. Консультация проводится для реализации УН-УШ-ого этапов программы деятельности студентов. Здесь в зависимости от уровня профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности осуществляется диагностика затруднений, возникших у студентов в процессе лекции, семинара и занятия-исследования, а также программированный контроль и оценка (тестирование и анкетирование) их знаний и умений. Автоматизация контроля может быть достигнута также с помощью программ контроля для ЭВМ. Результаты, полученные в процессе контроля, позволяют преподавателю не только проверить и оценить уровень знаний по изучаемой теме и владения способами деятельности, но и использовать их для совершенствования преподавания. Студентам они позволяют повысить уровень индивидуального усвоения. Консультация является логическим завершением интенсивного цикла организационных форм, после которой цикл повторяется, но уже для изучения другой темы.

В заключение отметим, что в условиях непрерывного и многоуровневого профессионального образования перед преподавателем современного вуза ставится задача по-новому управлять процессом самостоятельного учения и становления будущего специалиста. Это означает разработку единого технологического процесса управления, для реализации которого необходимо создавать на каждом занятии такую учебную среду, которая позволит студентам проявить способности, реализовать профессиональные потребности и учиться лучше, быстрее и с интересом. Для этого приоритеты должны быть отданы: высоким требованиям к их знаниям и поведению, сориентированным на будущую профессиональную деятельность; использованию рациональной и справедливой системы стимулов и взысканий; поощрению индивидуальности и моделированию профессионально значимых ситуаций, создающих условия для самовыражения.

Список использованной литературы:

1. Рыблова А.Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Монография. - Саратов: СГСЭУ, 2002. - 192 с.

2. Рыблова А.Н. Технология управления самостоятельной познавательной деятельностью. Методические рекомендации. - Саратов: СВВКИУ РВ, 1997. - 54 с.

3. Рыблова А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии. - Саратов: СГТУ, 1999. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.