Научная статья на тему 'Разноуровневая диагностика профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся иностранным языкам'

Разноуровневая диагностика профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕПРОДУКТИВНО-ПОИСКОВЫЙ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ УРОВНИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / СКОРОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЪЕМ И КАЧЕСТВО ПЕРЕРАБОТАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ / РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSION-ORIENTED INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY / PROFESSIONALLY RELEVANT FOREIGN LANGUAGE INFORMATION PROCESSING / MULTI-LEVEL DIAGNOSTICS / REPRODUCTION-AND-SEARCH LEVEL / SEARCH-AND-RESEARCH LEVEL / RESEARCH-AND-DESIGN LEVEL / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE CRITERIA / SPEED PROCESSING OF FOREIGN LANGUAGE INFORMATION / VOLUME AND QUALITY OF THE PROCESSED FOREIGN LANGUAGE INFORMATION / COGNITIVE ORGANIZATION OF ACTIVITIES / REGULATION OF ACTIVITY / КОГНИТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыблова А.Н.

В статье содержится подробное описание трех уровней профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся иностранным языкам по переработке профессионально значимой иноязычной информации: репродуктивно-поискового, поисково-исследовательского и исследовательско-проектировочного уровней. Автор статьи представляет результаты диагностики каждого уровня в соответствии с качественными и количественными критериями, предусмотренными для каждого уровня: скорость переработки иноязычной информации; объем и качество переработанной иноязычной информации, когнитивная организация деятельности; регуляция деятельности. Статья представляет подробный анализ эмпирических данных, полученных автором в процессе многолетней педагогической деятельности в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыблова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILEVEL DIAGNOSTICS OF PROFESSION-ORIENTED INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGES

The article contains a detailed description of three levels of profession-oriented independent cognitive activity of students in foreign languages on professionally relevant foreign language information processing: reproduction-and-search, search-and-research and research-and-design levels. The author presents the results of multilevel diagnostics in accordance with the qualitative and quantitative criteria provided for each level: the speed of professionally relevant foreign language information processing; volume and quality of the processed professionally relevant foreign language information; cognitive organization of activity; regulation of activity. The author presents a detailed analysis of the empirical data obtained in the process of long-term pedagogical activity in the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Разноуровневая диагностика профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся иностранным языкам»

УДК 378

А.Н. Рыблова

доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), профессор кафедры лингводидактики МГЛУ; e-maiL: aLLa.r61@maiL.ru

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В статье содержится подробное описание трех уровней профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся иностранным языкам по переработке профессионально значимой иноязычной информации: репродуктивно-поискового, поисково-исследовательского и исследо-вательско-проектировочного уровней. Автор статьи представляет результаты диагностики каждого уровня в соответствии с качественными и количественными критериями, предусмотренными для каждого уровня: скорость переработки иноязычной информации; объем и качество переработанной иноязычной информации, когнитивная организация деятельности; регуляция деятельности. Статья представляет подробный анализ эмпирических данных, полученных автором в процессе многолетней педагогической деятельности в системе высшего образования.

Ключевые слова: профессионально ориентированная самостоятельная познавательная деятельность; разноуровневая диагностика; репродуктивно-поисковый, поисково-исследовательский и исследовательско-проектировочный уровни; качественные и количественные критерии; скорость переработки профессионально значимой иноязычной информации; объем и качество переработанной профессионально значимой иноязычной информации, когнитивная организация деятельности; регуляция деятельности.

A. N. Ryblova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Academician of International Academy of Science of Pedagogical Education, Professor of Foreign Language Teaching Department, MSLU; e-maiL: aLLa.r61@maiL.ru

MULTILEVEL DIAGNOSTICS OF PROFESSION-ORIENTED INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGES

The article contains a detailed description of three levels of profession-oriented independent cognitive activity of students in foreign Languages on professionaLLy

reLevant foreign Language information processing: reproduction-and-search, search-and-research and research-and-design levels. The author presents the results of multilevel diagnostics in accordance with the qualitative and quantitative criteria provided for each LeveL: the speed of professionaLLy reLevant foreign Language information processing; volume and quality of the processed professionally relevant foreign language information; cognitive organization of activity; regulation of activity. The author presents a detaiLed anaLysis of the empiricaL data obtained in the process of long-term pedagogical activity in the system of higher education.

Key words: profession-oriented independent cognitive activity; professionally relevant foreign language information processing; multilevel diagnostics; re-production-and-search LeveL, search-and-research LeveL; research-and-design LeveL; quaLitative and quantitative criteria; speed processing of foreign Language information; voLume and quaLity of the processed foreign Language information; cognitive organization of activities; regulation of activity.

Профессиональная компетентность специалиста определяется уровнем его образования, индивидульно-психологическими особенностями, профессиональными потребностями и ценностными ориентациями, а также постоянным стремлением к самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Новый социальный заказ российского общества требует подготовки кадров на иностранных языках. Главное внимание при этом должно быть уделено формированию умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, ориентированной на их будущую профессию. Таким образом, повышение качества профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности (далее - СПД) обучающихся иностранным языкам является актуальной и профессионально значимой проблемой современного уровневого высшего образования. Для ее эффективного решения необходимо обучение студентов умениям и навыкам когнитивной организации и регуляции самостоятельной переработки профессионально значимой иноязычной информации. При этом значительное место в процессе обучения иностранным языкам, по нашему мнению, должна занимать регулярная и объективная, качественная и количественная разноуровневая диагностика таких умений и навыков.

Теоретико-методологический анализ отечественной (Л. Г. Вяткин, Е. М. Коноз, Н. А. Кулемин, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, В. И. Мо-росанова, А. К. Осницкий, П. И. Пидкасистый, В. И. Слободчиков,

H. Ф. Талызина, Г. М. Фролова и др.) и зарубежной (B. Bloom, R. Ebel,

I. Eisner, J. Hasting, R. Glaser, N. Gronlund, G. Madaus, W. Newman,

W. Popham, J. Husek, etc.) психолого-педагогической литературы, а также многолетний опыт практической педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования позволил нам выделить три уровня, которые наиболее полно отражают требования работодателей к качеству подготовки кадров: 1) репродуктивно-поисковый; 2) поисково-исследовательский; 3) исследовательско-проек-тировочный [Рыблова 2002].

Для диагностики каждого уровня были выбраны следующие критерии: 1) скорость переработки профессионально значимой иноязычной информации; 2) объем и качество переработанной профессионально значимой иноязычной информации; 3) когнитивная организация профессионально ориентированной СПД; 4) регуляция профессионально ориентированной СПД. Показателями критериев были отобраны следующие:

- для критерия «скорость переработки профессионально значимой иноязычной информации» показателем определено время, отводимое для переработки определенного объема профессионально значимой иноязычной информации;

- для критерия «объем и качество переработанной профессионально значимой иноязычной информации» показателями были выбраны: количественные параметры - объем / полнота: общее количество переработанных единиц профессионально значимой иноязычной информации за единицу времени; количество правильно переработанных единиц профессионально значимой иноязычной информации; качественные параметры - качество переработанной профессионально значимой информации: владение профессиональной иноязычной терминологией; логичность структуры и мера обобщенности профессионально значимой информации; аргументированность приводимых доказательств; качество иллюстрации их фактическими данными; ординарность / неординарность предъявляемой профессионально значимой иноязычной информации [Рыблова 2002];

- для критерия «когнитивная организация профессионально ориентированной СПД» были выбраны показатели: системность, осознанность, регулярность; эффективность; самостоятельность осуществляемой деятельности;

- для критерия «регуляция профессионально ориентированной СПД» были выбраны показатели [Моросанова 2000; Коноз 2000;

Осницкий 1986]: самостоятельность (регуляторная автономность); осознанность; регуляторная гибкость (способность к координации, своевременной и быстрой перестройке системы регуляции); критичность к собственным действиям и ошибкам; устойчивость к внешним воздействиям; уверенность в своих силах и успехе; развитость и адекватность оценки успешности процесса и результата. Представленные количественные и качественные показатели варьируются в зависимости от выбранных нами трех уровней.

На первом (репродуктивно-поисковом) уровне обучающийся, действуя в соответствии с программой профессионально ориентированной СПД, реализует содержание всех восьми ее этапов, т. е. проектирует профессионально ориентированную СПД (1-й этап); воспринимает и запоминает информацию (2-й этап); осмысливает информацию (3-й этап); использует информацию (4-й этап); анализирует информацию (5-й этап); синтезирует информацию (6-й этап); контролирует и оценивает полученный результат (7-й этап); проектирует собственную программу профессионально ориентированной СПД (8-й этап). Главная задача для обучающегося, достигшего этого уровня, - повторение (репродукция) действий преподавателя, который в соответствии с программой управления, постепенно приобщает его к осуществлению логических действий для переработки того или иного вида профессионально значимой иноязычной информации.

Переработанная профессионально значимая иноязычная информация представлена обучающимся не вовремя, отличается краткостью, организована логически и обобщена не совсем хорошо; аргументы в ней представлены, но не всегда ясны и обоснованы; она демонстрирует ограниченное владение профессиональной терминологией и грамматическими структурами; абсолютно ординарна в решении проблемы, задачи и т. п. Стандарт скорости, объема и качества переработанной профессионально значимой иноязычной информации -79-70 %. Менее 70 % свидетельствует о несоответствии обучающихся (репродуктивно-поисковому) уровню профессионально ориентированной СПД [Рыблова 2002].

Профессионально ориентированная СПДрепродуктивно-поиско-вого уровня организуется обучающимся недостаточно осознанно, не всегда регулярно и рационально, бессистемно и малоэффективно, не самостоятельно, а лишь при помощи преподавателя и сокурсников. Регуляцию профессионально ориентированной СПД этого уровня

обучающийся осуществляет не самостоятельно, а лишь при наличии помощи извне; она реализуется недостаточно осознанно и гибко, т. е. наблюдаются регуляторные сбои; обучающийся несвоевременно и медленно перестраивает систему регуляции, но способен координировать свои действия и достаточно критичен к своим ошибкам; он не всегда устойчив к внешним воздействиям, у него часто возникает неуверенность в своих силах и успехе; слабо развита и не всегда адекватна оценка успешности процесса и результата профессионально ориентированной СПД.

На втором (поисково-исследовательском) уровне происходит свертывание со второго по четвертый этапов программы профессионально ориентированной СПД, и она сводится к четырем этапам: проектированию профессионально ориентированной СПД; реализации действий по переработке иноязычной информации; контролю и оценке; проектированию собственной программы профессионально ориентированной СПД. При этом преподаватель, действуя в соответствии с программой управления, обеспечивает совместную деятельность субъектов обучения иностранным языкам по поиску и исследованию профессионально значимой иноязычной информации.

Переработанная обучающимся профессионально значимая иноязычная информация, хотя и представлена с небольшим опозданием и отличается недостаточной полнотой, но хорошо логически организована и обобщена; доказательства представлены в ней уместно, но они недостаточно адекватно проиллюстрированы фактами и статистическими данными; она демонстрирует хорошее владение обучающимся профессиональной иноязычной терминологией грамматическими структурами, представляет достаточно интересный подход к решению проблемы, задачи и т. п. Стандарт скорости, объема и качества переработанной профессионально значимой иноязычной информации - 89-80 % [Рыблова 2002].

Профессионально ориентированная СПД поисково-исследовательского уровня организуется обучающимся осознанно и регулярно, но недостаточно системно и эффективно, не совсем самостоятельно, т. е. ему иногда требуется консультация преподавателя или сокурсников. Регуляция профессионально ориентированной СПД этого уровня осуществляется обучающимся не всегда самостоятельно, недостаточно осознанно, не совсем гибко, т. е. регуляторные сбои у него бывают редко, координация действий и перестройка системы регуляции

осуществляется своевременно, но недостаточно быстро; студент достаточно устойчив к внешним воздействиям, критичен к собственным действиям и ошибкам, не во всех ситуациях уверен в своих силах, но у него развита оценка успешности процесса и результата профессионально ориентированной СПД.

На третьем (исследовательско-проектировочном) уровне в соответствии с целью профессионально ориентированной СПД обучающийся самостоятельно выбирает алгоритм действий и создает собственную программу по переработке профессионально значимой иноязычной информации. При этом преподаватель, действуя в соответствии с программой управления, обеспечивает обучающемуся условия для ее реализации, наблюдает за процессом и результатом профессионально ориентированной СПД.

Переработанная обучающимся профессионально значимая иноязычная информация представлена вовремя, отличается полнотой, логичностью, обобщенностью, неординарностью, адекватностью приводимых доказательств и иллюстрации их фактическими и статистическими данными; демонстрирует успешное владение обучающимся профессиональной терминологией и грамматическими структурами. Стандарт скорости переработки, объема и качества профессионально значимой иноязычной информации - 100-90 % [Рыблова 2002].

Профессионально ориентированная СПД исследовательско-проектировочного уровня предусматривает системную, осознанную, регулярную, эффективную и самостоятельную когнитивную организацию. Регуляция профессионально ориентированной СПД осуществляется самостоятельно и осознанно, обучающийся критично относится к своим ошибкам и действиям, способен их координировать, своевременно и быстро перестраивать систему регуляции. Кроме того, он устойчив к внешним воздействиям, абсолютно уверен в своих силах и успехе, у него развита и адекватна оценка успешности процесса и результата профессионально ориентированной СПД. Выделение указанных уровней чрезвычайно важно, на наш взгляд, так как в зависимости от того или иного уровня осуществляется управляющая деятельность преподавателя.

Разноуровневая диагностика умений проектирования профессионально ориентированной СПД обучающихся I курса осуществлялась в образовательных организациях высшего образования более 30 лет. Анализ эмпирических данных выявил уровень сформированности

у обучающихся умений проектировать собственную профессионально ориентированную СПД.

Результаты свидетельствуют о том, что в среднем у 50-51 % обучающихся слабо развита потребность в проектировании профессионально ориентированной СПД. Проекты постоянно меняются, поставленную цель обучающиеся достигают редко. Проектирование осуществляется нереалистично. Обучающиеся предпочитают не задумываться о своей будущей профессиональной деятельности; выдвигают цели несамостоятельно исходя их ситуации (репродуктивно-поисковый уровень). У 29-30 % обучающихся существует потребность в проектировании своей профессионально ориентированной СПД, однако они не могут реализовать ее без помощи преподавателя. Под его руководством обучающиеся выдвигают цели и достигают их (поисково-исследовательский уровень). Лишь у 13-14 % обучающихся сформирована потребность в осознанном проектировании собственной профессиональной деятельности. При этом их проекты отличаются реалистичностью, детализированностью и иерархичностью; обучающиеся выдвигают цели самостоятельно (исследовательско-проектировочный уровень).

В заключение следует отметить, что разноуровневая диагностика профессионально ориентированной СПД обучающимся иностранным языкам в системе уровневого высшего образования по переработке профессионально значимой иноязычной информации позволяет обучающемуся определить и оценить уровень собственных профессионально значимых умений и навыков и совершенствовать их. Она является эффективным инструментом самоконтроля и самооценивания и обеспечивает успех в формировании умений и навыков будущей иноязычной профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. № 2. 2000. С. 118-127. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. М., 1986. С. 42. Рыблова А. Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов : монография. Саратов : Изд. центр СГСЭУ, 2002. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.